Pushilina Julia Nikolaevna, candidate of technical science, docent, Pyshili-na@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Chebotarev Pavel Nikolaevich, candidate of technical science, assistant, cheb-84@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.86
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ ЛИФТОВ ГОРОДА КАЛУГА
С.И. Стефанов, П.В. Самосьев, А. А. Шубин, П.В. Витчук
Рассмотрен комплекс мероприятий по внедрению единой сети диспетчеризации лифтов города Калуга, а также уже полученные и ожидаемые результаты от внедрения.
Ключевые слова: диспетчерская система, лифт, модернизация, оборудование.
Основной целью любой обслуживающей организации является улучшение качества предоставляемых услуг при рациональном использовании имеющихся средств. С применением технологии создания систем автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов и единых общегородских локальных информационных систем на местах возможно повысить эффективность работы лифтовых хозяйств на основе сокращения штатного расписания и уменьшения расходов на техническое обслуживания лифтов за счет постоянного мониторинга их состояния.
Диспетчеризация лифтов является одним из основных инструментов для обеспечения их безопасной работы. Диспетчерские системы предоставляют возможность своевременно предоставить информацию диспетчерской службе о возникновении сбоев в работе оборудования (в первую очередь об остановке заполненной кабины независимо от причины остановки), что гарантирует быстрое освобождение пассажиров из кабины лифта.
Традиционно в здании, где эксплуатируется лифт, располагалось помещение, в котором круглосуточно должен находиться лифтер. При возникновении застревания пассажир по двусторонней связи связывался с лифтером, в обязанности которого входил вызов аварийной бригады.
Система диспетчерского контроля лифта представляет собой набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля и управления лифтами. По сути, подобные системы выступают в качестве замены лифтеров и сообщают о возникших неполадках и сбоях в работе лифта на диспетчерский пункт. После поступления подобного сообщения
на место аварии прибывает электромеханик с целью освобождения пассажиров и восстановления работоспособности лифта.
Таким образом, внедрение систем диспетчерского контроля должно привести к повышению эффективности деятельности обслуживающих лифты организаций за счет сокращения расходов на содержание персонала и снижению времени и числа простоев лифтов за счет своевременного и качественного обслуживания.
В соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза «Безопасность лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» система диспетчерского контроля должна предусматривать возможность снятия сигналов с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля его работы следующей информации:
- о срабатывании электрических цепей безопасности;
- о несанкционированном открывании дверей шахты;
- об открытии дверей машинного помещения или крышки устройства управления лифта без машинного помещения.
Также системы диспетчеризации должны обеспечивать двустороннюю переговорную связь с кабиной лифта и обслуживающим персоналом. Этих базовых функций обычно достаточно для обеспечения безопасной эксплуатации лифтов пассажирами. Но производители систем диспетчерского контроля не стоят на месте и продолжают совершенствовать оборудование, добавляя в него новые функции.
В настоящее существует большое число различных систем диспетчерского контроля: «КДК» (ООО «ППК ЭССАН Лифтэк», Новосибирск), «ЕСДКЛ» (ООО «Нейрон», Рязань), «УБДЛ» (изготовитель ЗАО «КРОС-НИАТ», Ульяновск), «АСУД» (ООО НПО «Текон-Автоматика», Москва), «Обь» (ООО«Лифт-Комплекс ДС», Новосибирск), «Рубин» (ООО НПО «Сибирский арсенал», Новосибирск) и др.
Назначение и основные функции указанных систем во многом схожи: блокировка движения кабины при возникновении аварийных ситуаций; сигнализация о нарушениях безопасности работы лифта при срабатывании соответствующих устройств безопасности; защита (в том числе от перегрева) электродвигателей лебедки и привода дверей кабины; автоматическое включение освещения шахты при срабатывании устройства контроля за проникновением в шахту; двусторонняя переговорная связь между кабиной и диспетчерской службой и др.
Организацией ОАО «Калугалифтремстрой», которая обслуживает более 90 % лифтового парка г. Калуги, еще в 2004 году была разработана городская муниципальная целевая программа модернизации лифтового хозяйства города «Лифты», которая подразумевала в короткий срок и с минимальными затратами бюджетных средств решить следующие проблемы
459
лифтового хозяйства: замена лифтов отработавших нормативный срок эксплуатации (25 лет); модернизация и укрупнение диспетчерских пунктов; оптимизация численности персонала (лифтеров) и сокращение расходов на содержание лифтов. В рамках данной программы подразумевалось создание диспетчерских сетей лифтов города, объединенных в крупные диспетчерские пункты, с использованием системы «КДК».
В результате недостаточного финансирования выполнение мероприятий по программе «Лифты» было прекращено. В итоге на начало 2008 года в г. Калуга число лифтов, оборудованных новыми видами связи, составило менее 50 %. Эти лифты были объединены в 37 диспетчерских пунктов, хаотично расположенных по всему городу.
Поэтому предприятие приняло решение за счет собственных средств выполнить программу комплексной диспетчеризации лифтов города. Реализация данной программы должна обеспечить наряду с существенным экономическим эффектом для предприятия существенно больший социальный эффект - повышение качества и безопасности эксплуатации лифтов для населения города с одной стороны и улучшение условий труда для работников их обслуживающих - с другой.
Данная программа включает в себя мероприятия по модернизации систем диспетчерского контроля за лифтовым оборудованием направленные на замену существующей двухсторонней переговорной связи ПДЛ-20 на современные системы ЕСДКЛ и КДК-М, в целях повышения качественного и своевременного оказания услуг населению по техническому обслуживанию лифтового оборудования многоквартирных жилых домов г.Калуги, что позволило провести реконструкцию предприятия, снижение непроизводительных расходов, оптимизацию численности персонала, повышение мобильности и улучшения экономического состояния предприятия [1].
Благодаря внедрению программы создания сети диспетчеризации на 2013 год в г. Калуга системами диспетчерского контроля охвачены 810 лифтов, что составляет 81 % всего жилого фонда (рис. 1). При этом используются следующие системы диспетчеризации: КДК-М (556 лифтов), ЕСДКЛ (252 лифта). Оставшиеся на 196 лифтах устаревшие системы ПДЛ-20 планируется заменить в 2015-2016 годы.
Внедрение лифтовой диспетчерской связи также позволяет планомерно переходить на безлифтерный метод обслуживания, что дает значительный экономический эффект за счет уменьшения арендной платы и общеэксплуатационных расходов.
Также в результате диспетчеризации было произведено укрупнение диспетчерских пунктов в результате чего с 2008 года их количество уменьшилось с 36 до 7 (рис. 2).
810»
727
---------
553^
447 403
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 1. Изменение числа лифтов в г. Калуга, оборудованных системами диспетчерского контроля
Рис. 2. Изменение числа диспетчерских пунктов в г. Калуга
Таким образом, внедрение единой сети диспетчеризации будет иметь значимый социально-экономический эффект, заключающийся в следующем:
1. Улучшение качества обслуживания лифтов на основе рационального распределения диспетчерских участков и полной диспетчеризации всех лифтов г. Калуга;
2. Сокращение времени на освобождение застрявших пассажиров и пуска лифта в работу;
3. Уменьшение текучести кадров и повышение заработной платы персоналу за счет высвобождения средств фонда заработной платы лифтеров, обслуживающих устаревшие системы ПДЛ-20;
4. Значительная экономия денежных средств на основе сокращения количества диспетчерских пунктов с 36 до 7.
Список литературы
1. Сероштан В.И., Витчук П.В., Стефанов С.И. Перспектива создания единой сети диспетчеризации города Калуги // Лифт, 2010. №11. С. 37-40.
Стефанов Сергей Иванович, директор, klrs@kaluga.ru, Россия, Калуга, ОАО «Калугалифтремстрой»,
Самосьев Павел Валентинович, зам. гл. инженера, samosev@rambler.ru, Россия, Калуга, ОАО «Калугалифтремстрой»,
Шубин Александр Анатольевич, канд. техн. наук, заведующий кафедрой, Shubin55@mail.ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Витчук Павел Владимирович, канд. техн. наук, zzzVentor@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
DISPATCHING OF ELEVATORS IN KALUGA CITY Stefanov S.I., Samos'ev P.V., Shubin A.A., Vitchuk P.V.
Considered complex of actions for implementation of a uniform dispatching network of elevators in the Kaluga city. Given received and expected results from implementation.
Key words: dispatching system, elevator, modernization, equipment.
Stefanov Sergej Ivanovich, director, klrs@kaluga.ru, Russia, Kaluga, JSC «Kalugaliftremstroy»,
Samos'ev Pavel Valentinovich, deputy chief engineer, samosev@rambler.ru, Russia, Kaluga, JSC «Kalugaliftremstroy»,
Shubin Aleksandr Anatol'evich, candidate of technical science, head of chair, Shu-bin55@mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University,
Vitchuk Pavel Vladimirovich, candidate of technical science, zzzVentor@ya.ru, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University