ДИСМОРФОФОБИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
К.И. Манучарян, ассистент
Л.В. Дорофеева, ассистент
Е.А. Кудашова, канд. мед. наук, доцент
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-2-81-84
Аннотация. В статье рассматривается дисморфофобия в студенческой среде. Выявлено, что дисморфофобия является существенной проблемой среди молодежи и может негативно влиять на психическое и физическое здоровье людей определённого возраста. Отмечено, что большей степени ей подвержены молодые девушки в возрасте от 15 до 25 лет, тем не менее проявление дисморфофобии выражается и у молодых мужчин, а также лиц более зрелого возраста, хотя и значительно реже.
Ключевые слова: дисморфофобия, молодежь, студенты, поведение, внешность, оценка.
В настоящее время благодаря развитию новых методов психологической диагностики выявляется все больше психологических проблем в восприятии себя среди молодежи. Такая ситуация, несомненно, требует более детального изучения и анализа. Наиболее значимым исследование психического здоровья среди студентов и подростков может быть полезно педагогам в современной системе образования, которая строится на принципах инклюзии и обучении детей с ограниченными возможностями на ровне с другими детьми. Новая социальная парадигма в образовании подтверждает актуальность исследования данной статьи. Исследование дисморфофобии началось еще в прошлом веке, а в современном мире все больше наблюдается рост недовольства у подростков и студентов недовольства своим телом. Распространенность дисморфофобии по оценкам ученых составляет от 0,7 до 2,4% в популяции в целом, а в исследованиях психиатрии от 13 до 16%, косметической медицины от 7 до 9,5, в ортодонтии и стоматологии до 7,5%, в дерматологии от 9 до 12% [10, с. 15]. Таким образом, тема может быть весьма значима и актуальна для дальнейшего изучения и проработки как в теоретическом, так и в практическом осмыслении.
Озабоченность своей внешностью, чрезмерные мысли и повторяющееся по-
ведение могут быть нежелательными, их трудно контролировать, и они отнимают столько времени, что могут вызвать серьезные расстройства или проблемы в вашей социальной жизни, на работе, в школе или в других сферах жизнедеятельности. Исследованию дисморфофобии посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Например, в исследовании L. Ма1е1е et я1. делается акцент на том, что лишний вес ассоциируется у людей с низкой самооценкой и неудовлетворённостью жизнью [11]. Российские авторы, например, Юдина М.А. и Тхостов А.Ш., считают, что на формирование негативного отношения к себе и своему телу могут повлиять родители, которые программируют у ребенка негативное отношение к выраженным нарушениям, что в будущем снижает его самооценку при отношении к себе [8]. Гендерные различия также более выражены, так, например, девушки и женщины больше склоны придавать значение собственной внешности, фигуре, так как в их отношении общество более стигматизировано и существуют некоторые «идеалы», к которым, якобы женщина должна стремиться. По мнению Н.Л. Белопольской и И.С. Литовченко, реальные и мнимые недостатки собственного тела и внешности могут снижать самооценку, провоцировать депрессивные и тревожные расстройства и другие патологии [1, с. 77]. Таким обра-
зом, проблема становится очевидной и дисморфофобия может проявляться у разных групп населения разного возраста и половой принадлежности.
В настоящее время проявляется значительная склонность молодежи к дисмор-фофобии. Термин дисморфофобия впервые ввел в понятие психиатр Морсели Э. и описывал его как страх или отвращение индивида к своему телу [2, с. 532]. Данный феномен исследовали многие авторы, такие как Хайден Н., Филлипс К.А. Некоторые авторы определяют это понятие, как отвращение к себе, другие, как «боязнь чужого взгляда на себя» [5, с. 51].
Коркина М.В. понимает дисморфофо-бию как навязчивый страх, который вызывается поведением невротического характера и протекает на психотическом уровне [6, с. 105]. Таким образом, люди, страдающие дисморфофобией склонные выделять заметные изъяны или даже уродства своего тела и заострять на этом внимание [3, с. 307]. В диагностическом руководстве по психологии определяется как БОБ. В популяции дисморфофобия встречает у 2% населения, а в 70% случаев приходится на подростковый и молодой возраст. Среди студентов варьируется от 2 до 13% [9, с. 16]. Чаще всего признаки дисморфофобии встречаются у людей в возрасте 13-20 лет и сопровождаются десантированием в общении, социопатией, повышенной тревожностью и низкой самооценкой [5, с. 52]. По мнению исследователей Стайса и Уитентона, около 25% девушек в возрасте от 16 до 21 года имеют выраженные свойства неудовлетворенности своей внешностью, которые вызваны стигматизацией в обществе или в семье [4, с. 159].
Можно сделать вывод о том, что дисморфофобия является существенной проблемой среди молодежи и может негативно влиять на психическое и физическое здоровье людей определённого возраста. В большей степени ей подвержены молодые девушки в возрасте от 15 до 25 лет, тем не менее проявление дисморфофобии выражается и у молодых мужчин, а также лиц более зрелого возраста, хотя и значительно реже. Данная проблема становится более
острой в виду того, что не во всех странах существует культура терпимого отношения к окружающим, а в среде подростков и студентов частым явлением является травля и негативное отношение к внешности со стороны окружающих. Таким образом, дальнейшее практическое осмысление данного явления является значимым и требует проработки.
Можно сделать вывод, что для студентов, попадающих в группу риска, следует наблюдать за своим поведением в отношении собственного тела и по возможности вести наблюдение у психолога на постоянной основе, чтобы недовольство своим телом не переросло в полноценный клинический диагноз. Основные практические рекомендации в контексте профилактики развития дисморфофобии у студентов можно выделить следующие:
1. Введение в образовательную программу по психологии курсов и лекций, рассказывающих о негативном влиянии развития дисморфофобии на фоне негативного отношения к собственному телу. Достаточным будет 1 -2 занятий в виде лекций и практических занятий общей продолжительностью 90 минут, в рамках которых будут изложены теоретические положения данного феномена, приведена оценка его влияния на молодых людей в мировой практике, проведено тестирование и даны мероприятия профилактического характера, направленные на развитие позитивного отношения к собственному телу.
2. Открытие на базе физкультурно-оздоровительного центра вуза курсов атлетической гимнастики и аэробики, направленных на повышение общей функциональности и оздоровления организма, а также снижения собственного веса по показаниям врача.
3. Введение социальной рекламы в вузе, направленной на снижение стигматизации и негативного отношения как к собственному телу, так и на снижение травли со стороны других людей, создание атмосферы большей терпимости к людям с изъянами и дефектами собственного тела.
На основании результатов работы можно сделать вывод о том, что основная цель
достигнута. В ходе исследования удалось ватную когнитивную оценку своей внеш-выявить предпосылки к развитию дисмор- ности. По шкале уровня удовлетворенно-фофобии у студентов высшего учебного сти собственным телом имеются половые заведения. Результаты показывают, что от различия. Средняя оценка для юношей 47 до 60% учащихся, прошедших опрос- 71%, для девушек 49,7%, на основании че-ник подвержены риску возникновения го можно сделать вывод, что риск разви-дисморфофобии в перспективе нескольких тия дисморфофобии у девушек значитель-лет. Также выявлена группа с меньшим но выше. На основании исследования риском около 33% учащихся, которая под- предложены практические рекомендации вержена риску в меньшей степени. Иссле- для вуза, которые позволили бы снизить дование также показало, что наименьшая негативное отношение и риск развития часть студентов 8-20% не имеют проблем дисморфофобии у студентов. с восприятием своего тела и имеют адек-
Библиографический список
1. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. № 4. - C. 72-80.
2. Дежурова, Е.В. Проявление синдрома дисморфофобии: понятие, признаки, причины, коррекция / Е.В. Дежурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 3(193). - С. 532-535.
3. Дурасова, Е.А. Дисморфофобия и факторы её возникновения / Е.А. Дурасова, Л.А. Лазаренко // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2021. - № 1(19). - С. 306-313.
4. Келина М.Ю. Социокультурные факторы формирования неудовлетворенности телом и нарушений пищевого поведения // Вестник МГЛУ. - 2012. - №7. - С. 158-165.
5. Кирейчева Е.В., Недоступ С.С. Исследование склонности к дисморфофобии у студентов вуза // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - №4 (25). - С. 50-57.
6. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. 3-е изд. -Москва: Медицина, 2009. - 221 с.
7. Скугаревский О.А., Сивуха С.В. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки // Психологический журнал. - 2006. - №2. - С. 6-9.
8. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. - 287 с.
9. Храмцова Н.И., Заякин Ю.Ю., Плаксин С.А., Куркина В.А. Синдром дисморфофобии / дисморфомании: литературный обзор // Пермский медицинский журнал. - 2020. - №2. -С. 15-24.
10. Якимова Л.С., Кравцова Н.А. Психосоциальные и психологические факторы развития дисморфофобий у современных подростков // ТМЖ. - 2017. - №3. - С. 15-20.
11. Malete L., Motlhoiwa K., Shaibu S. [et al.]. Body image dissatisfaction is increased in male and overweight. Obese adolescents in Botswana // Journal of Obesity Volume. - 2013. -7 p.
12. Шкала удовлетворенности собственным телом. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cpd-program.ru/methods/sust.htm (Дата обращения: 29.01.2024)
DYSMORPHOBIA IN STUDENT ENVIRONMENT
K.I. Manucharyan, Assistant L.V. Dorofeeva, Assistant
E.A. Kudashova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses dysmorphophobia among students. It has been revealed that body dysmorphic disorder is a significant problem among young people and can negatively affect the mental and physical health ofpeople of a certain age. It has been noted that young girls aged 15 to 25 years are more susceptible to it, however, the manifestation of dysmorphophobia is also expressed in young men, as well as people of more mature age, although much less frequently.
Keywords: dysmorphophobia, youth, students, behavior, appearance, assessment.