Научная статья на тему 'Дисквалификация как мера административной ответственности'

Дисквалификация как мера административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
874
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисквалификация как мера административной ответственности»

3 Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. №3547 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №324. Ст. 1323.

4 См.: Кобрин Ю.К. К вопросу об обеспечении экономической безопасности в России // Экономист. 1999. №7.

А.В. Колосовский

Дисквалификация как мера административной ответственности

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (КоЛП РФ) впервые в качестве вида административного наказания предусматривает дисквалификацию (ст. 3.2). Практика по применению данного вида административного наказания только начинает формироваться.

В Большом толковом словаре русского языка дисквалификация понимается как «лишение квалификации, объявление кого-либо неспособным или недостойным заниматься какой-либо специальностью»2.

Согласно ст. 3.11 КоЛП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, дисквалификация включает следующие элементы:

- лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;

- лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). В этом случае, как правильно отмечает М.Л. Колганова, особенностью является тот факт, что не все члены совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица обязательно должны находиться в трудовых отношениях с этим юридическим лицом. Однако в случае принятия судом решения о дисквалификации в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета) он не может быть избран в течение установленного срока в подобные органы. При этом данное решение не означает, что для него исключается возможность исполнять свои обязанности по трудовому договору, если они не связаны с управлением юридическим лицом или основным местом работы является другое юридическое лицо, где он также не исполняет управленческие функции на соответствующем уровне3;

- лишение права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. В данном случае принятие судом решения о дисквалификации означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности. Запрещение осуществлять предпринимательскую деятельность распространяется на виды деятельности, для занятия которыми необходимы определенные навыки, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия или принимать решения.

Законодатель также предусматривает лишение права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоЛП РФ дисквалификация может устанавливаться только КоЛП РФ, а согласно ч. 1 ст. 3.3 КоЛП РФ дисквалификация может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Кроме того, согласно ст. 3.11 КоЛП РФ дисквалификация носит относительно определенный характер и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

В целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны (ч. 2 ст. 5.27, 14.12, 14.13, 14.21, 14.22, ч. 4 ст. 14.25 КоЛП РФ). Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.

При квалификации правонарушения по ч .2 ст. 5.27 КоЛП РФ необходимо отграничивать дисквалификацию от такого уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, П.В. Каленский полагает, что нельзя исключать появление дисквалификации и в уголовном праве в качестве одного из видов уголовного наказания4. Е.Л. Смольская отмечает, что дисквалификация применяется в уголовном праве, но в качестве дополнительного наказания5. В ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации6 (УК РФ) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Как правильно замечает В. Д. Сорокин, если изучить субъектный состав привлекаемых к административной ответственности лиц, то невольно приходишь к выводу, что во многих случаях административное наказание окажется более тяжким, нежели наказание, предусмотренное ст. 47 УК РФ7.

Таким образом, правоприменитель при квалификации правонарушений сталкивается с определенными трудностями в отношении того, как квалифицировать деяние — в качестве административного проступка или в качестве уголовного преступления.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо выделить в ст. 5.27 КоЛП РФ виды нарушений трудовых прав, за которые может быть применена дисквалификация. В остальных же случаях должны быть предусмотрены другие, более тяжкие или, напротив, более мягкие виды наказания, в зависимости от причиненных последствий.

Лдминистративное наказание в виде дисквалификации применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоЛП РФ).

При этом под аналогичным правонарушением, как указано в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)8.

Так, Лебедев с 24.11.2004 г. являлся должностным лицом — генеральным директором ОЛО «Южный Урал». Зная о необходимости своевременной выплаты работникам заработной платы, но тем не менее нарушая их права и законные интересы, допустил образование задолженности по заработной плате, которая на 01.07.2005 г. составила 2 млн 960 тыс. рублей. Ранее на основании постановления прокурора от 11.04.2005 г. Государственной инспекцией труда в Челябинской области 12.05.2005 г. было вынесено постановление в отношении директора Лебедева о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоЛП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 минимальных размеров оплаты труда (1000 рублей). Таким образом, Лебедев совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27 КоЛП РФ. Помощник прокурора Уйского района Р. Д. Султанова в судебном заседании постановление прокурора поддержала, пояснив, что Лебедев обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоЛП РФ, так как ранее уже привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоЛП РФ. Постановлением мирового судьи Лебедеву было назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 10 месяцев9.

Большинство руководителей не хотят доводить дело до разбирательства и стараются по возможности рассчитываться со своими подчиненными.

В Челябинске проверка, инициированная прокуратурой Тракторозаводского района, выявила крупные задолженности по зарплате в ООО «ЧТЗ-строй» (509 тыс. рублей) и ООО «Ремонт-ЧТЗ» (более 1,5 млн рублей). Руководство этих предприятий тут же изыскало деньги и погасило долги10.

Исполнение постановления о дисквалификации осуществляется в порядке, установленном ст. 32.11 КоЛП РФ.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Однако ТК РФ аналогичного основания для прекращения трудового договора не предусматривает. В ст. 77 ТК РФ, помимо указанных в ней оснований, установлено, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, в том числе и предусмотренным иными федеральными законами. Полагаем, что прекращение договора с дисквалифицированным лицом, считается обстоятельством, не зависящим от воли сторон (п. 10 ст. 77 ТК РФ). Поэтому неверным, на наш взгляд, представляется утверждение Е. Л. Смольской о том, что работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом, уволив его по ст. 84 ТК РФ11.

Учитывая важность указанного основания, предлагаем дополнить ст. 83 ТК РФ пунктом восьмым: «... вследствие вступления в законную силу решения суда о дисквалификации», а также примечанием к данному пункту: «Прекращение трудового договора допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу».

Как предусмотрено ст. 32.11 КоЛП РФ, копия вступившего в силу постановления

0 дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо в его территориальный орган. Данным органом должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» таким органом было назначено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Примечания

1 См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.

2 Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. С. 260.

3 См.: Колганова М. Л. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об оплате труда // Труд. право. 2003. № 3. С. 30-40.

4 См.: Каленский П.В. Дисквалификация: «за» и «против» // Закон и право. 2004. №3. С. 31.

5 См.: Смольская Е.Л. Право должностного лица на защиту при дисквалификации // Труд. право. 2005. № 4. С. 23.

6 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.

7 См.: Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях // Правоведение. 2004. № 3. С. 27.

8 См.: Российская газета. 2005. 19 апр.

9 Архив Государственной инспекции труда в Челябинской области за 2005 г. Постановление по делу об административном правонарушении от 24.08.2005 г.

10 См.: Уральские общественные ведомости. 2004. № 355. 1 июля.

11 См.: Смольская Е.А. Указ. соч. С. 23.

Е.А. Федянина

Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. Трудовая деятельность лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, начинается с заключения с ним срочного трудового договора. Содержание трудового договора с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, имеет некоторые особенности по сравнению с обычными трудовыми договорами. Это прежде всего связано с особым правовым статусом данной категории работников, который подразумевает особые права, обязанности, ответственность, а также дополнительные льготы, гарантии, компенсации. В связи с этим, по нашему мнению, трудовой договор с работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, можно назвать особым видом трудового договора наряду с такими видами, как трудовой договор с прокурорскими работниками, руководителями организаций, профессиональными спасателями, судьями, педагогическими работниками и др.1

Среди особенностей данного трудового договора можно выделить следующие: во-первых, срок действия такого договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы2.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе»3 сторонами договора, заключаемого с работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет, признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы, и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Степень годности к выполнению какой-либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребности в трудовых ресурсах.

В-третьих, перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. На основании предписания работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для трудоустройства, обязан заключить с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.