Научная статья на тему 'Дискутивная технология'

Дискутивная технология Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУССИЯ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарипова Надежда Александровна

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискутивная технология»

Шарипова Надежда Александровна,

ст.преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: commercemark@mail.ru 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-76

ДИСКУТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

Ключевые слова: Дискутивной технологии, дискуссия, средства и методы.

В практическом обучении в качестве приемов активизации используются методы активного обучения. По классификации Н.В. Чекаливой они могут быть:

Имитационные приемы. Ценность заключается в воспроизведении реальности окружающей студента. Такие методы способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать, делать определенный вывод, моделировать возможное поведение. Сюда можно отнести - ролевые игры, деловые производственные игры, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм», анализ случайных ситуаций.

Неимитационные приемы активизации образовательного процесса. Это - реальные действия, в которых студенты являются действительными и действующими участниками, что формирует умение анализировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения и выбирать лучший вариант - проблемная лекция, дискуссия, семинар, беседа, защита проектов и другое [2].

Цель дискутивной технологии - обучение студентов логично и доказательно отстаивать свою точку зрения, позицию, мнение. При этом реализуется еще одна цель: научить студентов в дискуссии принимать компромиссны решения, удовлетворяющие большинство членов дискутирующей группы.

В основу дискутивной технологии положен метод инициирующей дискуссии. Под инициирующей дискуссией понимается дискуссия, искусственно и искусно управляемая преподавателем. Обязательным элементом дискуссии является обучение студентов постановке двух групп вопросов - «на уточнение» и «на развитие»; а также проблемных вопросов.

Элемент управления дискуссией со стороны преподавателя является неотъемлемой частью дискутивной технологии, так как именно преподаватель регулирует правила дискуссии и контролирует их выполнение. Универсальность дискутивных технологий в том, что они применимы в рамках предметных технологий, а эффективность заключается в создании пространства развития ведущих психических функций (мышления, внимания, памяти, речи) и организации условий формирования общеучебных умений и навыков (Маврина И. А).

Для студентов привлекательность дискуссионной формы является возможность поспорить с одногруппниками и преподавателем, все подвергнуть сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. В качестве примера возьмем телевизионные ток-шоу. Данная форма позволяет включить в процесс большое количество студентов и как воспитательная форма имеет следующие достоинства:

• обсуждаются проблемы, волнующие студентов, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

• аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

• ведущий (преподаватель или заранее подготовленный студент) направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

• в ходе ток-шоу мнение преподавателя не навязывается студентом, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

Ситуации нравственного выбора могут быть представлены различными средствами и методами:

• «история маски»;

• содержание ситуации цитируется из книги, журнальной или газетной статьи;

• ситуацию вспомнил из своей жизни студент и рассказал ее аудитории;

• инсценировка ситуации;

• ситуации записаны на отдельных карточках, одна из ситуаций выбирается для обсуждения

Технологическая цепочка проведения ток-шоу

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.

• С уважением относимся друг к другу.

• Чтобы высказаться, поднимаем руку.

• Порядок выступлений определяет ведущий.

• Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы,

фильмов и т. д.

• Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

• Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

3. Выдвигается проблема обсуждения

4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущего. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального обоснованного решения проблемы).

6. Подведение итогов дискуссии [1]

Подготовительная работа:

1. Коллектив делиться на микрогруппы.

2. Предлагается выбрать одно из заданий для проведения ток-шоу

• изучить материал по Омской области, уделив внимание достопримечательностям города и области,

• провести мониторинг общественного мнения по вопросам:

«Я провожу свой отпуск за пределами Омской области, так как......»

«Я провожу свой отпуск на территории Омской области, так как.......»

«Я всегда отдыхаю за рубежом, так как.......»,

• собрать информацию об отношении Администрации Омской области к местному туризму, используя вторичные источники информации,

• представить списки туристических агентств предоставляющих услуги отдыха по Омской области (цена, оказываемые услуги),

• выяснить использую отзывы туристов (размещенные в Интернете) мнения об отдыхе на территории Омской области.

3. На ток-шоу должны быть представлены участники от каждой группы - руководитель агентства «ОмТур», представитель от Администрации, специалист маркетинговой фирмы.

4. Формируются 2-3 вопроса для обсуждения.

5. Создаются две группы студентов, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему. В ходе дискуссии им необходимо рассмотреть все вопросы исходя из своей роли.

ТОК-ШОУ «Давайте обсудим»

Тема: маркетинговая стратегия туристической компании «ОмТур».

Цель - выбор альтернативных маркетинговых стратегий в условиях неблагоприятной внешней макросреды маркетинга.

Проблемная ситуация - на макроуровне проблема заключается в том, что поступления в бюджет от туризма занимают предпоследнее место. Кроме этого, неэффективно регулирует рынок туристических услуг, допуская существование нечестной конкуренции. В результате малому туристическому бизнесу невыгодно заниматься въездным туризмом по сравнению с выездным туризмом.

На микроуровне проблема заключается в правильном выборе маркетинговой стратегии туристической фирмы в неблагоприятной внешней среде. Омская область обладает достаточным набором достопримечательностей и ресурсов для привлечения внутренних туристов.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом можно увеличить объем продаж имеющихся услуг и туров существующим рыночным сегментам компании «ОмТур»?

2. Какие новые рынки для продажи услуг и туров компании «ОмТур» можно найти и привлечь?

3. Какие новые туристические туры и услуги можно предложить существующим клиентам компании «ОмТур»?

4. Какие новые рынки можно освоить и предложить потенциальным потребителям новые туристические услуги и туры?

Так обсуждение вопроса: «Какие новые туристические туры и услуги можно предложить существующим клиентам компании «ОмТур» предполагает творческую дискуссию о новых видах туристических услуг и туров. Например, интерес может вызвать обсуждение студентами климатических условий Омской области и их влияния на разработку новых туристических услуг. Пессимистичным студентам, можно привести примеры Дисней-парка во Франции, аквапарка в Финляндии и проекта аквапарка в г. Санкт-Петербурге.

Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа.

Литература

1. 50сценариев классных часов/М.: Центр «Педагогический поиск», 199 - 160с

2. Ворожищева, Н.Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Омск: ОмГПУ - 2001. - 28с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.