Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / IMAGINATIVE THINKING / TEACHING METHOD / DISCUSSION / SPECIALIST / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

В статье предлагается научный анализ вопросов совершенствования форм и методов стимулирования серьезной и систематической работы студентов. Семинарское занятие в виде дискуссии обеспечивает действенный контроль результатов работы каждого студента не только в смысле знаний им теории, но и его практики. Деятельность преподавателя в системе высшего образования характеризуется признаком широкого многообразия, но основу любого из ее многочисленных видов составляет моделирование ситуации, который является решающим фактором развития студента. Одним из явных достоинств семинарского занятия с элементами дискуссии выражается произведение среды, в которой у педагога возникает возможность многообразно употребить эффект эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS A FORM OF INTENSIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article offers a scientific analysis of the issues of improving the forms and methods of stimulating serious and systematic work of students. The seminar session in the form of a discussion provides effective control of the results of each student's work, not only in terms of their knowledge of the theory, but also their practice. The activity of a teacher in the higher education system is characterized by a sign of wide diversity, but the basis of any of its many types is the modeling of the situation, which is a decisive factor in the development of the student. One of the obvious advantages of a seminar session with elements of discussion is the creation of an environment in which the teacher has the opportunity to use the effect of emotions in a variety of ways.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

10. Расул-заде М.А. Произведения. Баку, «Ширваннешр» 2001 г. II том 276 стр.

11. Расул-заде М.А. Произведения. Баку, «Элм» 2012 г. III том 311 стр.

12. «Фьюзат» журнал 1906-1907 гг. Полный текст (Переведено с арабского алфавита на латинский, напечатано предисловием и автором предисловияявляется Байрамлы О.). Репродукция - Баку, «Чашыоглу», 2007 г.

Педагогика

УДК:378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье предлагается научный анализ вопросов совершенствования форм и методов стимулирования серьезной и систематической работы студентов. Семинарское занятие в виде дискуссии обеспечивает действенный контроль результатов работы каждого студента не только в смысле знаний им теории, но и его практики. Деятельность преподавателя в системе высшего образования характеризуется признаком широкого многообразия, но основу любого из ее многочисленных видов составляет моделирование ситуации, который является решающим фактором развития студента. Одним из явных достоинств семинарского занятия с элементами дискуссии выражается произведение среды, в которой у педагога возникает возможность многообразно употребить эффект эмоций.

Ключевые слова: образность мышления, метод обучения, дискуссия, специалист, образовательный процесс.

Annotation. The article offers a scientific analysis of the issues of improving the forms and methods of stimulating serious and systematic work of students. The seminar session in the form of a discussion provides effective control of the results of each student's work, not only in terms of their knowledge of the theory, but also their practice. The activity of a teacher in the higher education system is characterized by a sign of wide diversity, but the basis of any of its many types is the modeling of the situation, which is a decisive factor in the development of the student. One of the obvious advantages of a seminar session with elements of discussion is the creation of an environment in which the teacher has the opportunity to use the effect of emotions in a variety of ways.

Keywords: imaginative thinking, teaching method, discussion, specialist, educational process.

Введение. Современный этап развития образовательного прогресса требует от специалистов творческого подхода к решению постоянно изменяющихся задач общественного развития.

В настоящее время сводить подготовку специалиста только к овладению определенной суммой знаний, не соответствует требования для подготовки кадров.

К окончанию срока обучения студент и студенческая молодежь не имеет возможности ознакомиться с новейшими достижениями в области научного прогресса, поскольку они нередко успевают устареть едва появляются на страницах учебников.

Таким образом, в процессе овладения теоретическими знаниями студенту необходимо самостоятельно изучать передовые знания в науке.

Изложение основного материала статьи. Одним из путей повышения эффектности образования студенческой молодежи является проблемное предложение по изучению образовательного процесса. Суть проблемного обучения в значительной мере состоит в получении в готовом виде знаний, в виде творчества.

Вероятность ее возникновения состоит в работе преподавателя в создании на занятии такой ситуации затруднения, которая вовлекла бы слушателей в самостоятельную познавательную деятельность.

Опыт показывает, что полемический, умело созданный темп проведения занятия в дискуссионном виде, например, семинарские занятия являются самыми интересными, увлекательными. Они наиболее эффективны и в то же время наиболее трудны для преподавателя. Умелое проведение таких занятий требует от преподавателя не только глубокого, всестороннего знания материала, высокого методического мастерства, но и знания элементов психологии, уровня подготовленности группы, ее возможностей, ознакомления с группой в плане «сильных» и «слабых» студентов [3]. Последнее необходимо для правильной ориентации в процессе дискуссии, когда важно активизировать менее знающих и опереться на более знающих, лучше подготовленных студентов.

Дискуссионный, полемический характер семинарского занятия имеет ряд неоспоримых преимуществ перед обычной формой проведения семинара. Сама форма (каждому предоставляется возможность «высказать то, что думает») интригует участников дискуссии, привлекает к последней большинство, а то и всех студентов группы. В данном случае исключается положение, при котором психологический, моральный настрой на активное участие в семинарском занятии наблюдается только среди тех студентов, которые давно отвечали [5].

Одним из существенных преимуществ семинарского занятия с элементами дискуссии является создание обстановки, в которой преподаватель может более полно использовать эффект эмоций. Откровенность, непринужденность, свободный обмен мнениями, атмосфера поиска вызывают у студентов обостренное эмоциональное восприятие. Чувство удовлетворения от правильного ответа, сопереживание со своими коллегами в значительной мере способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала.

Увлеченность, работа с вдохновением, активная умственная деятельность, а отсюда - появление определенных интеллектуальных чувств, детерминирующих успешное овладение материалом изучаемой темы, могут быть достигнуты только при наличии дискуссии, полемики на семинарском занятии. Причем имеется в виду не стихийная, а хорошо организованная, умело направленная преподавателем дискуссия.

Дискуссионный характер семинарского занятия позволяет также стимулировать более активную самостоятельную подготовку студентов к занятиям [6]. В пылу будущей полемики никто не захочет находиться в «аутсайдерах», выглядеть слабее других в интеллектуальном отношении. У многих проснется

здоровое чувство соревновательности, стремление обосновать, более убедительно аргументировать свои высказывания.

В результате у многих студентов появляется потребность в использовании при подготовке к занятиям дополнительной литературы, что, в свою очередь, ведет к выработке у них такого важного навыка, как умение самостоятельно работать с научной и справочной литературой. Последнее выступает важным условием постоянной работы над собой после окончания вуза, повышения своего квалификационного уровня в дальнейшей трудовой деятельности.

В процессе дискуссии, полемики возникает благоприятная обстановка для выработки у студентов творческого отношения к осмыслению и объяснению актуальных проблем современной действительности, появляется возможность не просто преподносить факты, но и давать им объяснения. Последнее наблюдается тогда, когда студент подготовил ответ на какой-либо вопрос и в выступлении сообщает уже готовые выводы, почерпнутые из учебников или лекции.

При наличии дискуссии студенты сами пытаются найти объяснение тому или иному факту, общественному явлению, которое предложено им рассмотреть, учатся думать, анализировать, применять общие теоретические положения.

Здесь важно выработать у студентов умение не ограничиваться отдельными фразами из высказываний ученых, а следовать духу, сущности их учения, постепенно, последовательно преодолевать в споре свои ошибки и ошибки оппонента, доходить до истины [7].

Дискуссионный характер семинарского занятия дает возможность оперативно и объективно выявить общий уровень подготовки студентов, правильно оценить их возможности, степень интеллектуального развития. На обычном занятии это сделать сложнее, поскольку опросить студента за семестр можно считанное количество раз.

Организация дискуссии на семинаре предполагает создание определенной обстановки, обеспечивающей успех проведения семинарского занятия. Важно уметь выделить один-два узловых вопроса занятия, раскрытие которых позволило бы глубже усвоить тему в целом, т. е. найти главные вопросы семинарского занятия, вокруг которых может вестись полемика и посредством которых можно раскрыть тему.

Дискуссия - не самоцель, а средство всестороннего, основательного понимания, усвоения и закрепления материала. Нельзя допускать, чтобы в пылу полемики упускалось главное, необходимо умелое акцентирование внимания на основных положениях занятия.

Подготовка к семинарскому занятию студентов системы высшего образования является одним из стержневых факторов успеха проводимого занятия и его результативности. Хотелось отметить, что слушатели должны постичь и уяснить план семинара и вопросы, представленные для обсуждения на нем, их немаловажность в понятии темы занятия. Преподаватель выступает в главной роли на настоящем этапе.

Особое значение имеет создание дискуссионной «завязки», которая захватила бы всех участников семинарского занятия, это наиболее трудный, важный и ответственный момент занятия. Надо найти такой способ рассмотрения вопросов, который вызывал бы полемику. При этом исключается вынесение на обсуждение тех сложных дискуссионных проблем, которые только разрабатываются в науке и по которым еще нет определенного научного решения.

Существуют разнообразные методы создания дискуссионной ситуации. Так, оправдывает себя попытка преподавателя стать якобы на позиции, противоположные тем, с которых выступают студенты, призывая их доказать, аргументировать, например, определенную точку зрения. При этом преподаватель некоторое время выступает в роли объективного или субъективного идеалиста [9].

Иногда положительно срабатывает метод использования степени развития внимательности студентов, тщательности изучения первоисточников.

Эффективны вопросы преподавателя, заставляющие студентов активно, творчески подходить к объяснению явлений практической деятельности. В этом случае необходимо найти и сформулировать так вопросы, чтобы ответ на них вытекал из глубокого знания теоретических положений проблемы, изученных студентами.

Важно суметь поддержать желание студента высказаться, подхватить ценную, порой спорную, требующую уточнения мысль, расшевелить молчаливых. Бывает, что на занятиях пытаются выступить студенты, которые, не прочитав учебник, не законспектировав первоисточник, стремятся высказать «личное мнение», уводя таким образом разговор от рассмотрения основных положений занятия. В таком случае необходим такт преподавателя, его умение перевести второстепенные или отвлеченные вопросы в русло теоретических проблем, решаемых на семинарских занятиях. Категорическое же пресечение выступления «не по теме» может у многих вообще погасить желание принимать участие в обсуждении проблем.

Сложность вызывают попытки расшевелить пассивную часть студентов. Здесь необходимо прежде всего выяснить причину молчания: то ли это результат незнания темы, то ли следствие особенностей характера. Особую роль здесь играет умение преподавателя найти индивидуальный подход к каждому из студентов.

В пылу полемики важно не упустить стержневых вопросов, суметь беглой репликой, удачным словом возвратить выступающих к основному вопросу дискуссии, его положительному решению. Уход в сторону от обсуждаемого вопроса, переключение внимания учебной группы на второстепенное распространенное явление- самое опасное в ходе полемики, ибо может привести к тому, что будет упущено много драгоценного времени, затрачена масса энергии, энтузиазма полемистов, а основная проблема темы останется нерешенной.

Переход на второстепенные или вообще отвлеченные проблемы может произойти весьма быстро. Тем более, что студенты, как правило, не обладают опытом, умением последовательно и настойчиво выяснять истину по основному вопросу. Появилось что-то интересное, рассказан увлекательный факт, приведен необычный пример - и внимание группы может переключиться на последнее [8].

В таких случаях теряется основная нить, стержень рассматриваемой темы. Повернуть полемику в нужное русло подчас не просто.

Тут важно не только вовремя заметить отклонение от основного вопроса, но и найти реплику, точнее, вопрос, который бы снова возвратил разговор в нужное русло. Думается с этой целью преподаватель в процессе подготовки к семинарскому занятию должен подготовить перечень «запасных» подвопросов, достаточно интересных, острых, связанных с жизнью. Ответы на эти вопросы должны способствовать решению основной задачи занятия.

Одним из основных условий создания дискуссии на семинарских занятиях является учет психологического состояния студентов, настроения отдельных личностей, их готовности к интеллектуальному напряжению. В учебной группе состав студентов неоднороден по способностям, подготовленности, характеру. Для одного вопрос выглядит легким, решается быстро, для другого - слишком сложным [7]. Один мгновенно высказывает свои мысли, другой - должен продумать, проанализировать, сравнить свое мнение с мнением товарищей. Преподаватель, не должен допустить возникновения психологического барьера между собой и даже самой незначительной частью учебной группы.

Выводы. Использование на семинарских занятиях элементов дискуссии повышает интерес к предмету, активизирует самостоятельную работу слушателей при подготовке к учебному процессу, поднимает на более высокую ступень самостоятельность мышления, творческий подход к выступлению на занятии.

Умелое использование дискуссии на семинарских занятиях в значительной степени способствует выработке у студентов умения творчески применять теорию к анализу явлений будущей служебной деятельности жизни.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий, 2000.

2. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Монография. Брянск: 2011.

3. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005

4. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001.

5. Демченко С.В. Семинар как форма организации учебного занятия // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Просвещение, 2003.

7. Мезенцев Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12.

8. Нагоева М.А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 137-139.

9. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

10. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

учительница музыки и педагог дополнительного образования Винокурова Марина Сергеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Среднеколымская улусная гимназия имени И.В. Волкова» (г. Среднеколымск)

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА МЕЛОДИСТОВ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО УЛУСА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования музыкальных способностей младших школьников. Авторы предлагают одним из эффективных форм работы привлечение к учебному процессу творчество мелодистов родного края.

Ключевые слова: музыкальные способности, творчество мелодистов Колымы, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Annotation. The article deals with the problem of formation of musical abilities of younger students. The authors suggest that one of the effective forms of work is to involve the creativity of melodists from their native land in the educational process.

Keywords: musical abilities, creativity of Kolyma melodists, fret sense, musical and auditory representations, sense of rhythm.

Введение. В последние годы возросло роль дополнительного образования детей, и одним из важных направлений является музыкальное образование подрастающего поколения. Несомненно, важной задачей развития музыкальных способностей будет обращение к национальным, культурным традициям своего народа, края, формирование у детей интереса, уважения, любви и бережного отношения к своим истокам.

Ведь, запоминая и воспроизводя музыку местных авторов, прежде всего, запоминается и воспроизводится её звучание. Из этого следует, что компонентом музыкальной памяти, безусловно, является слуховая память. Однако музыкальная память ею не исчерпывается, ибо важнейшая её составляющая образно-эмоциональная память, поскольку, воспринимая музыку, мы испытываем те, или иные настроения, чувства, воссоздаем образы, которые она несет. Кроме того, восприятие музыки оказывается неполным без понимания её архитектоники, принципов организации и развития музыкального материала. Поэтому процесс восприятия включает в себя активную мыслительную деятельность, и вполне естественно, что для запоминания музыкального материала необходима логическая память. И одним из эффективных приемов работы по формированию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста мы видим, приобщения к творчеству местных мелодистов [1, с. 141.

Изложение основного материала статьи. С целью проверки эффективного влияния творчества мелодистов района на формирование музыкальных способностей младших школьников мы проверили музыкальные способности учеников 1 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.