Научная статья на тему 'Дискуссионные вопросы ювенальной юстиции'

Дискуссионные вопросы ювенальной юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних, проблемы межведомственного взаимодействия государственных органов разных ветвей власти. Показаны особенности использования ювенальных технологий судами общей юрисдикции. Проведен опрос общественного мнения на предмет знания граждан России о ювенальной юстиции. Исследовано различие российского законодательства и международного на предмет основных понятий: несовершеннолетний, ювенальная юстиция, ювенальные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельников Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы ювенальной юстиции»

LEGAL SCINCES

A DISCUSSION OF JUVENILE JUSTICE ISSUES Melnikov S.Yu. (Russian Federation) Email: Melnikov428@scientifictext.ru

Melnikov Sergey Yurievich - Graduate Student, DEPARTMENT OF LAW, INSTITUTE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION

FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article also discusses the features of the legal proceedings against minors, the problems of interdepartmental interaction of state bodies of different branches of government. The features of the use of juvenile technologies by courts of General jurisdiction. A survey of public opinion on the subject of knowledge of Russian citizens about juvenile justice. Investigated the difference of Russian and international legislation on the subject of basic concepts: juvenile, juvenile justice, juvenile technologies. Keywords: juvenile justice, juvenile delinquency.

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ Мельников С.Ю. (Российская Федерация)

Мельников Сергей Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних, проблемы межведомственного взаимодействия государственных органов разных ветвей власти. Показаны особенности использования ювенальных технологий судами общей юрисдикции. Проведен опрос общественного мнения на предмет знания граждан России о ювенальной юстиции. Исследовано различие российского законодательства и международного на предмет основных понятий: несовершеннолетний, ювенальная юстиция, ювенальные технологии. Ключевые слова: правосудие по делам несовершеннолетних, преступность среди несовершеннолетних.

При проведении опроса среди граждан возрастной группы от 18 до 60 лет об их отношении к ювенальной юстиции, против - высказалось 98%, за - 2% [1]. При дополнительных вопросах выявилось, что не все участники опроса имеют четкое представление о том, что такое ювенальная юстиция. Так, лица, не имеющие детей, разделились на две основные группы: первая высказывалась, что введение еще одного государственного органа потребует серьёзных финансовых вливаний за счёт налогоплательщиков, вырастет штат чиновников, который будет заниматься всем чем угодно только не детьми; вторая группа выразила безразличие, ссылаясь на то, что у них нет детей и от них вообще ничего не зависит.

Опрашиваемые, имеющие своих детей либо являющиеся близкими родственниками лиц, имеющих детей, в половине случаев высказали мнение, что всё их знание о ювенальной юстиции сформировалось при просмотре телевизионных информационных программ, показывающих страны Западной Европы, где сложилась практика изъятия детей из семей социальными службами по надуманным предлогам и

передачи их на воспитание в приемные семьи - за денежное вознаграждение. С их слов, они не одобряют вмешательства во внутрисемейные отношения посторонних лиц, даже если они являются, уполномоченными на то государством социальными органами. Остальные из этой группы опасаются, что введение ювенальной юстиции будет препятствовать растить и воспитывать своих детей в соответствии с их национальными и религиозными традициями, то есть возникает опасение утратить свою идентичность [2].

Из вышеназванного опроса видно, что одним из основных вопросов, соответственно и проблемы ювенальной юстиции, является низкий уровень просвещенности большей части населения.

Откуда вообще пришел термин ювенальной юстиции? При изучении международно-правовых актов, стоит обратить внимание на Пекинские правила [3], где в английской версии - juvenile justice — означает «правосудие в отношении несовершеннолетних», то есть особая система правосудия.

В Эр-Риядских руководящих принципах [4], предусматривается перенос акцента с наказывающих мер на воспитательные в борьбе с правонарушениями.

Указываемые принципы, подразумевают, что основной задачей государства, общины, семьи является не борьба с виктимизацией или криминализацией молодых лиц, а устранение тех условий и причин, которые способствуют формированию и развитию делинквентного поведения. Именно в этом документе предлагается изымать детей из семей, но только в тех случаях, когда государством и негосударственными организациями исчерпаны все возможности по поддержке неблагополучной семьи для устранения конфликтных ситуаций и улучшений не предвидится.

В России с разделением властей, проблематично возлагать всю ответственность на судебную власть за судьбы детей находящихся в сложных жизненных ситуациях. Необходимо межведомственное взаимодействие между судами и органами исполнительной власти, прокуратуры, органами социального обеспечения. Вопрос не столько организационный, а скорее всего в формировании материальной базы, бюджетного финансирования, информационной поддержки. В основной своей массе внедрения ювенальных технологий в судах держится на энтузиастах.

Судьями проводится активная и планомерная деятельность в сфере совершенствования практики по такого рода делам.

Современное и качественное рассмотрение уголовных дел - одна из главных задач в этом направлении. Только за судьями с большим опытом работы закрепляются дела, в которых речь идет о деяниях, совершенных несовершеннолетними. Ходатайства об избрании меры пресечения для тех, кто не достиг 18 лет, рассматриваются председателями судов и их замами.

Зачастую речь идет о специализированных составах суда. Подобный состав создан при коллегии по уголовным делам в Ульяновской, Липецкой, Ростовской областях, Пермском крае, всего около 52 субъектов [5]. В его задачи входит рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних, он также обобщает ювенальную практику, проводит образовательные занятия с судьями первой инстанции, в том числе учебно-методические. Важна личная ответственность судебных работников за каждое решение в отношении гражданина, не достигшего 18-летнего возраста. Именно на это направлена методика проведения учебных занятий, которые организуются в суде.

К образовательному процессу привлекаются педагогические работники и психологи, которые делятся с судьями своими наработками и знания в области работы с несовершеннолетними. Основной для таких занятий становятся результаты обобщений по уже рассмотренным уголовным делам. На занятиях обсуждаются материалы об избрании меры пресечения, на них также даются рекомендации по применению уголовного и уголовно-процессуального закона. Подготовлены и выпущены методические и практические пособия по рассмотрению таких дел.

Важно отметить, что такие дела являются весьма сложными и требуют очень качественного и тщательного предварительного расследования. Необходимо кропотливое изучение личности подростка, образа его жизни, среды, мотивов преступления, совершенного им.

Судья, при осуществлении правосудия, должен опираться на законы и сложившуюся судебную практику, учитывать состояние личности подсудимого, владеть информацией о его воспитании и условиях жизни, и в обязательном порядке оценивать влияние на него взрослых - окружения, официальных представителей, родителей. Немаловажным аспектом является уровень психического развития самого несовершеннолетнего, который в необходимо установить.

Все это должно учитываться в рамках судопроизводства и является неотъемлемой частью ювенального судопроизводства.

Зачастую при отправлении правосудия суды выясняли, что личность ребенка не была изучена должным образом, в ходе следствия не были выяснены доскональным образом причины совершения им преступления.

Для искоренения такой проблемы, судам необходимо взаимодействовать со следственными органами, социальными службами на которых остро ставил проблемы расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Неправильные решения по ним могут приводить к катастрофическим для неокрепшей личности результатам.

По мнению судей, важно соблюдение требований статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она касается необходимости полного установления обстоятельств, которые могли бы характеризовать совершившего деяние подростка в целях недопущения ошибок.

Судам также необходимо проводить, с целью межведомственного взаимодействия, учебные занятия со следователями, где подробно рассказывать об особенностях работы с несовершеннолетними. Судьям необходимо получить исчерпывающую информацию о личности подсудимого для принятия справедливого и правильного решения.

Такие мероприятия, как показывает практика, оказываются эффективными, что доказывается тем, что следственные органы приступили к более полному сбору данных о личности подростков, проводят несовершеннолетними экспертизу по широкому кругу дел.

Судьи получили возможность допрашивать учителей, инспекторов, соседей несовершеннолетних подсудимых, а не только их законных представителей. Это позволило суду получать больший спектр информации о деле и принимать взвешенные, основанные на фактах решения.

Важным аспектом стала профилактика рецидивов преступления со стороны несовершеннолетних, когда ребенок попадает на скамью подсудимых регулярно, после совершения преступления и попадания в места лишения свободы.

Подспорьем для судей стала возможность применять статьи 90 и 92 Уголовного кодекса к несовершеннолетнему, статьи дают возможность отменять наказания для несовершеннолетних, применяя к ним меры принудительного воздействия. Как было установлено, даже применение справедливого наказания не всегда предупреждает совершение нового преступления подростком.

Помимо недостаточной работы следственных органов, зачастую суды сталкиваются с недостаточной работой органов профилактики безнадзорности и правонарушений по снижению уровня преступности среди несовершеннолетними.

Для снижения остроты проблем, суды проводят совещания с работниками центров профилактики, в рамках которого обсуждаются проблемы в системе работы с несовершеннолетними, а также вопросы снижения уровня повторного совершения преступления. На совещаниях также в основном отмечается важность воспитания и реабилитации в отношении тех, кому еще нет 18 лет, постоянно обсуждается федеральный закон от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6]. В соответствии с ним

органы профилактики должны вести работу с подростками, оказывая им необходимую помощь, но, по мнению судейского сообщества, таким организациям не удалось стать координаторами воспитательной и организационной работы, поэтому закон в полной мере не исполняется. В результате, суды приняли решение контролировать проводимую профилактическую работу самостоятельно после вынесения приговора [7].

В судах в отношении несовершеннолетних, осужденных, но не лишенных свободы, ведется активная работа. Судьи проводят встречи с осужденными и их представителями, запрашивают сведения о поведении несовершеннолетних. Судьи проводят занятия и читают лекции в учебных заведениях, сотрудничают с родительскими комитетами.

Судебные составы судов участвуют в совещаниях и организуют их с привлечением инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, участвуют в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних. Основная цель мероприятий -выработка мер ведения профилактической работы.

Публично на сайте судов размещаются данные о сделанных обзорах судебной практики, к публикациям планируются пособия по рассмотренным уголовным делам в рамках ювенальной юстиции, а также научные статьи.

В заключение с целью снятия напряжения в обществе необходимо проводить обучающие мероприятия, семинары, круглые столы для просвещения населения страны, вести разъяснительную работу, формировать положительное мнение общества на необходимость развитие в России институтов ювенальной юстиции.

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]: Российская газета - Федеральный выпуск № 6005 (29) 39568. Режим доступа: http://rg.ru/2013/02/12/uvenalnaia.html/ (дата обращения: 11.06.2017).

2. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Института философии РАН. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/H ASH0139aee26d501a6d86199339/ (дата обращения: 11.06.2017).

3. [Электронный ресурс]: UN.ORG. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml/ (дата обращения: 11.06.2017).

4. [Электронный ресурс]: UN.ORG.Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_preventi on.shtml/ (дата обращения: 11.06.2017).

5. [Электронный ресурс]: Вопросы ювенальной юстиции, 2010/ № 4 (30) / Методы и технологии. Режим доступа: http://www.juvenjust.org/index.php?showtopic=1520/ (дата обращения: 11.06.2017).

6. «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999. № 26. Ст. 31777.

7. Москалева Е.Г. К проблемам введения в судопроизводство по делам несовершеннолетних элементов ювенальной юстиции // Российский судья, 2008. № 7. С. 37.

Список литературы на английском языке /References in English

1. [Electronic resource]: The Russian Newspaper - Federal issue № 6005 (29) 39568. URL: http://rg.ru/2013/02/12/uvenalnaia.html/ (date of access: 11.06.2017).

2. [Electronic resource]: Electronic library of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/d ocument/HASH013 9aee26d501a6d86199339/ (date of access: 11.06.2017).

3. [Electronic resource]: UN.ORG. "United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (the Beijing Rules)". URL: http://www.un.org/en/documents/decl_conv/conventions/ Beijing_rules.shtml/ (date of access: 11.06.2017).

4. [Electronic resource]: UN.ORG.The United Nations Guidelines for the Prevention of Juvenile Delinquency (the Riyadh Guidelines). URL: http://www.un.org/en/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_preventi on.shtml/ (date of access: 11.06.2017).

5. [Electronic resource] Juvenile Justice Issues, 2010, №4 (30), Methods and technologies. URL: http://www.juvenjust.org/index.php?showtopic=1520/ (date of access: 11.06.2017).

6. "Collection of Legislation of the Russian Federation", 28.06.1999. № 26. Art. 3177.

7. Moskaleva E.G. To the problems of introducing juvenile justice elements into juvenile justice proceedings // The Russian Judge, 2008. № 7. P. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.