Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ УСЛОВИЙ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГРАЖДАНИНА'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ УСЛОВИЙ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
условия проведения оперативно-розыскных мероприятий прослушивание телефонных переговоров угрозы жизни / здоровью / собственности отдельных лиц / conditions for conducting operational search activities wiretapping telephone conversations threats to life / health / property of individuals

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич, Пьянков Матвей Николаевич

в статье проведен анализ условий прослушивания телефонных переговоров по заявлению гражданина. Формулируются предложения о внесении дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич, Пьянков Матвей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATABLE ISSUES OF THE CONDITIONS FOR LISTENING TO TELEPHONE CONVERSATIONS ON THE APPLICATION OF A CITIZEN

the article analyzes the conditions for listening to telephone conversations on the application of a citizen. Proposals on amendments to the Federal Law "On Operational Investigative Activities" are formulated.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ УСЛОВИЙ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГРАЖДАНИНА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _260

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ УСЛОВИЙ ПРОСЛУШИВАНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГРАЖДАНИНА DEBATABLE ISSUES OF THE CONDITIONS FOR LISTENING TO TELEPHONE CONVERSATIONS ON THE APPLICATION OF A CITIZEN

ОМЕЛИН Виктор Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, Нарвская ул., 15А стр. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru;

ПЬЯНКОВ Матвей Николаевич,

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, Нарвская ул., 15А стр. 1. E-mail: Matwcha@mail.ru

OMELIN Victor Nikolaevich,

Chief research scientist of the Scientific research institute

of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor. 15A Narvskaya str., building 1, Moscow, 125130, Russia. E-mail: v.omelin@mail.ru;

PYANKOV Matvey Nikolaevich,

Senior scientist of the Scientific research institute of the Federal service for execution of punishment of Russia. 15A Narvskaya str., building 1, Moscow, 125130, Russia. E-mail: Matwcha@mail.ru

Краткая аннотация: в статье проведен анализ условий прослушивания телефонных переговоров по заявлению гражданина. Формулируются предложения о внесении дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности.

Abstract: the article analyzes the conditions for listening to telephone conversations on the application of a citizen. Proposals on amendments to the Federal Law "On Operational Investigative Activities" are formulated.

Ключевые слова: условия проведения оперативно-розыскных мероприятий прослушивание телефонных переговоров угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц.

Keywords: conditions for conducting operational search activities wiretapping telephone conversations threats to life, health, property of individuals.

Для цитирования: Омелин В.Н., Пьянков М.Н. Дискуссионные вопросы условий прослушивания телефонных переговоров по заявлению гражданина // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 260-262. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_260.

For citation: Omelin V.N., Pyankov M.N. Debatable issues of the conditions for listening to telephone conversation on the application of a citizen //Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 260-262. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_260.

Статья поступила в редакцию: 07.11.2023

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий - это установленные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), а также иными нормативными (в том числе законодательными) правовыми актами определенные правила, соблюдение которых является обязательным при проведении таких мероприятий [1, С. 37].

В качестве особого порядка специальной нормой законодатель выделяет проведение прослушивания телефонных переговоров (далее - ПТП) в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц (ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД). В соответствии с данной нормой законодательные условия проведения ПТП, характерные для данной ситуации, предусматривают: возникновение угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц; заявление лица или его согласие в письменной форме; постановление, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа; обязательное уведомление суда (судьи) о проведении ПТП в течение 48 часов.

Из содержания рассматриваемой нормы можно сделать вывод, что в данном случае речь идет о льготных условиях проведения ПТП, так как по общему правилу ПТП допускается по судебному решению только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (ч. 2, 4 ст. 8 Закона об ОРД) .

Под угрозой в уголовном праве понимают один из видов психического насилия над личностью. Уголовно-наказуемая угроза обладает тремя обязательными признаками: общественная опасность, реальность, наличность (непосредственность) [2, С. 285]. Следует подчеркнуть, что законодатель счел необходимым нормативно изложить в УК РФ взгляды касательно реальности угрозы как способа совершения преступления. Так, в диспозиции ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» отмечается что «если имеются основания опасаться осуществления этой угрозы». Так, реальность угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью означает, что имелись все основания опасаться ее осуществления. О реальности угрозы могут свидетельствовать демонстрация оружия перед потерпевшим жесты устрашающего воздействия [3, С. 274].

В этой связи представляется целесообразным внести дополнения в ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД. Следует подчеркнуть что речь идет о возникновении реальной угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц.

Полагаем, что упомянутое в ч. 6. ст. 8 Закона об ОРД словосочетание «угроза жизни, здоровью, собственности» небезупречно, по-

Уголовно-правовые науки

скольку ограничивает возможность проведение ПТП по заявлению гражданина. В этой связи уместно отметить, что угрозу насилия как способ совершения преступления законодатель использует в качестве признака объективной стороны при конструировании, например, таких преступлений: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 3 ст. 150 УК РФ); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (пункт «г» ч. 3, пункт «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ); склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (пункт «г» ч. 2 ст. 230 УК РФ); организация занятия проституцией (пункт «б» ч. 2 ст. 241 УК РФ) и др. Основным объектом данных преступлений являются иные общественные отношения (не указанные в ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД), которым причиняется вред -соответственно нормальное физическое и нравственное воспитание и развитие несовершеннолетнего (ст. 150 УК РФ), общественная безопасность в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), здоровье населения и установленный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 230 УК РФ), общественная нравственность (ст. 241 УК РФ).

Сказанное можно расценить как недостаток редакции ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД. В сравнительном плане будет уместным обратить внимание на конструкцию ст. 186 УПК РФ, регламентирующей процедуру производства следственного действия «контроль и запись переговоров». В ч. 2 ст. 186 УПК РФ законодатель допускает контроль и запись телефонных и иных переговоров в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.

Полагаем, что употребленная законодателем в ч. 2 ст. 186 УПК РФ формулировка «и другие преступные действия» представляется более удачной по сравнению с ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД, поскольку оставляет перечень возможных преступлений в отношении указанной категории лиц открытым и соответственно предусматривает возможность проведения названого следственного действия не только при наличии угрозы совершения насилия или вымогательства, но и других преступлений.

Из содержания ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД следует, что применительно к рассматриваемому вопросу к способам угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц следует отнести угрозы в телефонном разговоре. В данном случае законодатель не учитывает, что такие угрозы могут реализовываться «угрозоносителем» путем использования иных технических возможностей. Можно согласиться с точкой зрения тех специалистов, которые считают, что на основании заявления граждан, в чей адрес поступают угрозы, может осуществляться запись переговоров не только телефонных, но и ведущихся по другим видам связи (факсимильной пейджинговой, компьютерной и т.п. [4, С. 31].

В плане сравнительно-правового анализа отметим предписание ч. 3 ст. 16 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Узбекистан, которое разрешает прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятие передаваемой по ним информации» в случае возникновения угрозы жизни, здоровью указанным выше субъектам . По сути аналогичный подход имеет место в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан. Разрешается прослушивание и запись разговоров, переговоров, производящихся по их телефонам или другим переговорным устройствам в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц (пункт 6 ст. 12).

Необходимо обратить внимание на понятие «отдельных лиц», о котором говорится в анализируемой норме Закона об ОРД. Полагаем, что здесь имеется некоторая правовая неопределенность. Отметим заметные отличия российской нормы от зарубежных. К примеру, в ч. 3 ст. 16 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Узбекистан говорится об угрозах жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, а равно в отношении их родных и близких. Представляется, что данное предписание заслуживает внимания с точки зрения его введения в ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД.

Сведения о возникшей угрозе могут быть получены оперативно-розыскным органом от лица, которому угрожает опасность причинения вреда, от других заинтересованных лиц, из конфиденциальных источников, от представителей различных организаций и учреждений. Но юридически значимым поводом (формальным основанием) для проведения ПТП в порядке ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД является заявление только этого лица или его письменное согласие, которому угрожает опасность. Именно это обстоятельство объясняет льготные условия проведения ПТП. В данном случае лицо само разрешает ограничить конституционное право на тайну телефонных переговоров.

В заявлении гражданина об угрожающей ему опасности должно быть указано, с какого числа и на какой срок (в сутках) он разрешает поставить свой телефон на прослушивание, поскольку составленное им заявление фактически заменяет собой судебное решение [5, С. 222]. Если необходимо получить письменное согласие лица на прослушивание его телефонных переговоров, то ему сообщается, что послужило для этого поводом и срок проведения ПТП. В заявлении или письменном согласии на прослушивание телефонных переговоров может быть оговорено, что прослушиваться и фиксироваться будут только переговоры, в которых содержатся угрозы с тем, чтобы иная информация на отражалась на технических и бумажных носителях записи телефонных переговоров. Результаты прослушивания, закрепленные на указанных носителях, в дальнейшем могут быть использованы для решения оперативно-розыскных задач и в процессе доказывания по уголовному делу.

Постановление о проведении ПТП в порядке ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД должно быть принято надлежащим руководителем оперативно-розыскного органа. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД перечень категорий руководителей, имеющих право утверждать постановления о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, устанавливается ведомственными нормативными актами. Содержание постановления должно соответствовать полученной фактической информации об угрозах в отношении конкретного лица. Для принятия обоснованного постановления о проведении ПТП информация, которая имеется у оперативно-розыскного органа, должна быть тщательно изучена, проанализирована и ей дана правильная правовая оценка.

По буквальному смыслу ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД предусмотрен уведомительный порядок суда (судьи) о проведении ПТП в течение 48

часов. Представляется, что форма уведомления должна быть письменной и в таких случаях суд не может запретить проведение данного ОРМ.

Уведомление суда о начале проведения ПТП в случаях угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц является дополнительной гарантией законности осуществления данного оперативно-розыскного мероприятия. Уведомление позволяет суду в необходимых случаях проверить обоснованность указанного прослушивания, а также законность получения согласия лиц на его проведение. Вместе с тем законом об ОРД не установлен момент, с которого начинается исчисление срока уведомления суда о проведении ПТП в порядке ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД.

В плане сравнительного анализа отметим, что Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан устанавливает указанный срок. Законом предусмотрено обязательное уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента вынесения постановления о прослушивании в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц (пункт 6 ст. 12).

На основании изложенного, предлагается изменить ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД, изложив её в новой редакции:

«В случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью, собственности и совершения других преступных действий в отношении отдельных лиц, а равно в отношении их родных и близких по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов с момента вынесения постановления».

Библиография:

1. Бобров оперативно-розыскные мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. С. 37.

2. Понятия и термины в уголовном праве России. Общая и Особенная части: учебное пособие / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.И. Чучаев; канд. юрид. наук Е.В. Лошенкова. - М.: КОНТРАКТ, 2014. С. 285.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический комментарий). 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова, д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова - М : ИД «Юриспрудения», 2017. С. 274.

4. Чечётин А.Е. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие / А.Е. Чечётин - Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2023.C. 31.

5. Оперативно-розыскная деятельность. Общая часть: курс лекций / Под общ ред. Н.С. Железняка. В 2-х частях. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2007. С.

222.

References:

1. Bobrov operational search activities. Grounds and conditions for conducting operational investigative measures. p. 37.

2. Concepts and terms in the criminal law of Russia. General and Special parts: textbook / editors Dr. Yurid. of Sciences, prof. A.I. Chuchaev; cand. jurid. Sciences E.V. Loshenkova. - M.: CONTRACT, 2014. p. 285.

3. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation (scientific and practical commentary). 5th ed., reprint. and additional / edited by Doctor of Law, Professor S.V. Dyakov, Doctor of Law, Professor N.G. Kadnikov - M : Publishing House "Jurisprudence", 2017. p. 274.

4. Chechetin A.E. Conditions for conducting operational investigative measures: textbook / A.E. Chechetin - Barnaul : Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023.P. 31.

5. Operational investigative activities. General part: a course of lectures / under the general editorship of N.S. Zheleznyak. In 2 parts. - Krasnoyarsk : SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. p. 222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.