Научная статья на тему 'Дискуссионные вопросы определения беспомощного состояния потерпевшего в уголовном законодательстве'

Дискуссионные вопросы определения беспомощного состояния потерпевшего в уголовном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2154
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / БЕСПОМОЩНЫЙ / ЗАЩИТА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МАЛОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикула Ильмира Рифкатьевна

В статье анализируются особенности уголовно-правовой оценки беспомощного состояния потерпевшего, проблемные вопросы определения беспомощного состояния в уголовном законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы определения беспомощного состояния потерпевшего в уголовном законодательстве»

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕСПОМОЩНОГО СОСТОЯНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна

Аннотация: В статье анализируются особенности уголовно-правовой оценки беспомощного состояния потерпевшего, проблемные вопросы определения беспомощного состояния в уголовном законодател ьстве.

Ключевые слова: потерпевший, беспомощный, защита, преступление, малолетние, психолого-психиатрическая экспертиза.

Актуализация потребности во всесторонней защите прав и интересов потерпевших происходит по причине высокого уровня преступности в стране. Согласно данным официальной статистики каждый год совершается порядка 2 млн преступлений и, соответственно, приблизительно 1,5 млн физических и юридических лиц оказываются в категории потерпевших \ материальный ущерб, который был нанесен потерпевшим в 2015 г., составлял почти 550 млрд руб., что явно свидетельствует о довольно сложной криминогенной обстановке и наблюдающейся в российском обществе тревожной тенденции, выражаемой высоким уровнем жестокости, незащищенностью человека от проявлений преступного насилия 2.

Главная задача государства - обеспечить эффективную защиту всего комплекса прав потерпевших от преступлений. Гарантирование прав потерпевших должно быть незыблемым, особенно в тех ситуациях, когда из-за своей беспомощности они не в состоянии самостоятельно выполнять свои права и юридические обязанности. К этой самой уязвимой в социальном отношении категории граждан относятся лица, у которых имеют место проявления физических или психических недостатков, каких-либо соматических заболеваний, а также малолетние и престарелые граждане.

В соответствии с УК РФ применение преступником беспомощного состояния жертвы является элементом состава преступлений, подобно изнасилованию (ст. 131), совершению насильственных действий сексуальной направленности (ст. 132), истязанию (ч. 2 ст. 117), принуждению к изъятию органов или тканей человека (ч. 2 ст. 120), убийству, умышленному причинению тяжкого и средней тяжести вреда здоровью жертвы (ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 11,

1 Состояние преступности в России. Ф. 3 - ЕГС (493). М. : Глав. информ.-аналит. центр М-ва внутр. дел России.

2 URL : sledcom.ru

ч. 2 ст. 112). В то же время при осуществлении криминальных действий насильственной сексуальной направленности беспомощное состояние потерпевшего причисляется к основному составу преступления, при убийстве, изъятии органов и причинении вреда здоровью - к квалифицированному. Для сравнения: в ст. 117 УК РСФСР 1960 г. рассматривалось беспомощное состояние потерпевшей при изнасиловании в качестве особо квалифицирующего признака состава преступления. Беспомощным в юридических источниках и имеющейся практике считается такое состояние потерпевшего, при котором им не осознавалась направленность и значение осуществляемых с ним действий или он был не в состоянии сопротивляться виновному.

Критерий «беспомощного состояния» потерпевших согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабрь 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» 3 - их неспособность вследствие физического или психического состояния (слабоумия или другого психического расстройства, физических недостатков, иных болезненных или бессознательных состояний, малолетнего или престарелого возраста и т.д.) осознавать направленность и значение осуществляемых с ними действий или сопротивляться.

Констатирование «беспомощного состояния» входит в компетенцию суда, но в то же время суд использует консультацию специалистов или назначает выполнение надлежащей, преимущественно комплексной, экспертизы. В качестве предмета комплексных экспертиз выступает обнаружение психических заболеваний и сопутствующих психологиче-

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N° 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.04.2016).

ских особенностей и обстоятельств (возрастные, личностные, эмоциональные и пр.), совокупное действие которых устанавливает невозможность жертвы преступления осознавать направленность и значение осуществляемых с ней действий (интеллектуальный элемент юридического критерия) или сопротивляться (волевой элемент).

К лицам, которые находятся в беспомощном состоянии, можно отнести, к примеру, тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими заболеваниями, отнимающими у них способность адекватно понимать происходящее, в то же время состояние сна или сильное алкогольное опьянение не причисляется к беспомощным состояниям по отношению ст. 105 УК РФ. Впрочем, по отношению к изнасилованию и насильственным действиям сексуальной направленности опьянение, обусловленное употреблением алкоголя, наркотических средств или иных одурманивающих веществ, признается в качестве беспомощного состояния, если данное состояние отняло у потерпевшей возможность сопротивляться насильнику. Уголовная ответственность за насильственные преступления сексуальной направленности (ст. 131 и 132 УК РФ) в соответствии с основным составом преступления по ч. 1 в отношении лиц в беспомощном состоянии вследствие возраста исключена, поскольку законодательно предусматривается для несовершеннолетних п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ и, следовательно, п. «а» ч. 3 ст. 132 УК, а также малолетних п. «б» ч. 4 ст. 131 и п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ.

Таким образом, можно говорить о законодательном устройстве двух разных по своей природе беспомощных состояний:

1) употребительно к насильственным сексуальным преступным деяниям;

2) употребительно к насильственным преступным деяниям против жизни и здоровья личности.

Беспомощное состояние первого типа характеризуется:

а) отсутствием возрастной составляющей;

б) возможностью образования в результате употребления алкоголя, наркотических или других психоактивных веществ.

Следовательно, для беспомощного состояния второго типа вышеуказанные критерии изменяются на обратные.

В действующем уголовном законодательстве отсутствует правовое определение беспомощного состояния. В уголовном праве о нем говорится как о юридически важном обстоя-

тельстве, выступающем в качестве обязательного элемента состава преступного деяния, обстоятельства, квалифицирующего деяние, или обстоятельства, вместе с незащищенностью и зависимостью отягчающего наказание.

Понятие «беспомощность» отечественным законодателем используется также в Законе РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (ред. от 28 ноября 2015 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 4, где беспомощность является основанием для госпитализации в психиатрический стационар в принудительном порядке и устанавливается в качестве неспособности лица самостоятельно удовлетворять собственные главные жизненные нужды. Разумеется, такое узкое толкование для некоторых целей не всегда применимо для практики уголовного судебного производства. Исключением является ст. 125 УК РФ, которая предусматривает заведомое оставление без помощи лица, пребывающего в угрожающем для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принятия мер к самосохранению из-за малолетства, старости, болезни или собственной беспомощности.

Коротко остановимся на теоретических взглядах специалистов относительно вопроса беспомощного состояния. Так, Ю.Л. Метелицей 5 выделено четыре уровня осознания потерпевшими направленности и значения осуществляемых с ними действий:

1) осознание внешних аспектов юридически значимых событий;

2) осознание фактического аспекта (или внутренней сути);

3) осознание их социальной значимости;

4) осознание социальной значимости юридически важных событий на уровне личностного содержания.

Нарушения на каждом из низших уровней препятствуют возможности осознания на более высоких уровнях.

Научные исследования прошедших десятилетий наглядно доказывают, что априори судить о психическом состоянии индивида не представляется возможным, а определение данного факта входит в компетенцию психиатра. Имеется обширная область пограничных психических состояний, когда обнаруживается необходимость определить соответствие нарушенных и сохранных сторон психики у взрослых потерпевших,

4 Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (ред. от 28 ноября 2015 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.04.2016).

5 Метелица Ю.Л. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших. М., 1990. С. 45.

страдающих психическими расстройствами, установить природу влияния стрессового и психопатологического факторов на юридически важные способности и определенную степень их выражения, как в криминальных обстоятельствах, так и в судебно-следственном процессе. Помимо этого, в детский и подростковый период даже при имеющемся психическом расстройстве очень важно осуществить оценку уровня психического развития, личностных особенностей и формы нарушения развития. Данные вопросы должны решаться лишь в пределах комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (далее - КСППЭ).

В число показаний для направления потерпевших на КСППЭ входят: малолетний возраст, имеющиеся у потерпевших психические расстройства, информация о неправильных или провоцирующих действиях в пред-криминальных и криминальных обстоятельствах, употребление потерпевшим алкоголя, наркотических или иных психоактивных средств, сведения о перенесенных черепно-мозговых травмах, возникновение у жертвы после деликта отрицательных следствий в виде психических нарушений, сбивчивость, путанность показаний, расстройства памяти, существование склонности к фантазиям, обостренной внушаемости и подчиняемости.

Сложным является выбор определения той или другой экспертизы - психологической или психиатрической. С точки зрения Ф.С. Са-фуанова 6, когда беспомощное состояние потерпевших обуславливают психологические факторы, не относящиеся к психической патологии, выполняется судебно-психологическая экспертиза, исследующая только лишь юридический критерий беспомощного состояния, т.е. неспособность осознавать направленность и значение осуществляемых с потерпевшим преступных действий или сопротивляться виновному. Впрочем, на практике, как в суде, так

и на предварительном следствии, установить существование самого беспомощного состояния зачастую маловероятно, не говоря уже о его причинах и связях с психологическими или психопатологическими факторами. Исходя из этого, вероятны два варианта: или консультация специалиста, проведенная надлежащим процессуальным образом, и в дальнейшем проведение экспертизы, предложенной специалистом, или сразу проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Некоторые исследователи связывают психическую беспомощность потерпевшего исключительно с болезненным изменением его сознания или состоянием, причиной которого выступает недостаточное психическое развитие.

Неспособность жертвы осознавать направленность и значение осуществляемых с ней действий и ее неспособность сопротивляться необходимо интерпретировать шире, отмечая не только психическую беспомощность, образующуюся вследствие бессознательного состояния или неспособности осознавать направленность и значение осуществляемых с ней действий, но и на беспомощность в результате испуга, эмоционального шока, иных экстремальных состояний. Волевой признак беспомощного состояния расценивается в качестве неспособности выразить собственную волю, ее подавленности, невозможности и неспособности сопротивляться, впрочем, подавление воли жертвы со стороны преступника является проявлением насилия, что для квалификации не требуется.

Краткий обзор понятия беспомощного состояния потерпевшего от преступного деяния дает возможность утверждать, что затронутый вопрос имеет теоретически противоречивую природу и требует междисциплинарного исследования с дальнейшими рекомендациями, как в сфере законодательства, так и в практических комментариях для правоприменителей.

6 Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М. : Смысл, 2003. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.