Научная статья на тему 'Дискуссионные аспекты внедрения новых форм образования'

Дискуссионные аспекты внедрения новых форм образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / CONTEMPORARY EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL PROCESSES / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бардина Н. Ю., Слободян А. А.

Статья посвящена исследованию современной системы образования. Рассмотрены отличительные особенности услуги как рыночного товара, основные категории потребителей образовательных услуг. На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной упор делается на инновационные подходы к развитию, следовательно, можно сделать вывод, что для удачного функционирования образовательного учреждения необходимо постоянное развитие ассортимента предложения и освоение новых методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION OF THE INTRODUCTION OF NEW FORMS OF EDUCATION1FOBOU MSIU

This article is devoted to the exploration of the modern system of education. Considered distinctive features of services as a market commodity, main categories of consumer educational services. At the present stage of development of the market of educational services focused on innovative approaches to development, therefore it can be concluded that for the successful functioning of the educational institution must be continuous development of proposals and the development of new teaching methods.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные аспекты внедрения новых форм образования»

тигается развитие самой организации и высокая эффективность ее деятельности.

Основными составляющими модели социального управления организацией являются:

1. трудовые отношения;

2. система мотивации и стимулирования труда;

3. правовые отношения и социальное партнерство; социальные отношения, возникающие между членами организации;

4. организационная культура;

5. социальная ответственность.

Все составляющие модели должны через процессы управления и самоорганизации «работать» на человека как на личность, обеспечивая условия для его максимальной самореализации и самосовершенствования.

Таким образом, инновации в области менеджмента не менее важны для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические. Управленческие нововведения определяют функционирование организации, во главу угла которого в настоящее время ставится человек. Как и любая система, процесс социального управления строится на ряде рассмотренных нами принципов, которые позволят достичь цели повышения качества условий труда и жизни персонала организации, удовлетворенности деятельностью организации потребителей ее услуг и, как результат, повышения эффективности ее деятельности.

Литература:

1. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов - М., 2007. - 653с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.,: Экономиста, 2005. - 670 с.

3. Царитова К.Г. Трансформация организационной культуры как элемент кадровой инноватики// Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры «Социального страхования,э-кономики и управления предприятиями»-Москва: Изд-во РГСУ,2011-Выпуск 5-С.105

4. Саймон Долан и Сальвадор Г арсия. Управление на основе ценностей, Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в 21 веке - М.: Претекст, 2008.

5. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002-с. 98 .

6. Тесакова Н.В., Миссия и Корпоративный кодекс, Издательство: РИП-Холдинг, 2004 .

7. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002

8. Питер Друкер Классические работы по менеджменту Classic Drncker. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. С. 220.

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

Бардина Н.Ю., аспирант ФГБОУ МГИУ Слободян А.А., к.э.н., доцент ФАОУДПО ГАСИС

Статья посвящена исследованию современной системы образования. Рассмотрены отличительные особенности услуги как рыночного товара, основные категории потребителей образовательных услуг. На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной упор делается на инновационные подходы к развитию, следовательно, можно сделать вывод, что для удачного функционирования образовательного учреждения необходимо постоянное развитие ассортимента предложения и освоение новых методов обучения.

Ключевые слова: современное образование, образовательная деятельность, профессиональное образование, образовательные услуги, образовательные процессы, дополнительное профессиональное образование, образовательная программа.

DISCUSSION OF THE INTRODUCTION OF NEW FORMS OF EDUCATION

Slobodyan А., Associate Professor, FAOU DPO OASIS Bardina N., the post-graduate student, FOBOU MSIU

This article is devoted to the exploration of the modern system of education. Considered distinctive features of services as a market commodity, main categories of consumer educational services. At the present stage of development of the market of educational services focused on innovative approaches to development, therefore it can be concluded that for the successful functioning of the educational institution must be continuous development of proposals and the development of new teaching methods.

Keywords: contemporary education, educational activities, vocational education, educational services, educational processes, additional professional education, education program.

Мировой опыт показывает, что общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может трансформироваться, развиваться и претендовать на место на мировом рынке, при этом развитие инновационной инфраструктуры должно стать приоритетной задачей государства. Как отмечают эксперты в отрасли конкурентных стратегий, наибольшие преимущества экономическая структура может достигать через инновации, причем при условии использования нововведений в различных направлениях, таких как внедрение новых технологий и применение новых методов работы. В последнее время на предприятиях наиболее востребованы специалисты, знакомые с современными технологиями, способные осуществлять свою рабочую деятельность с применением компьютерной техники. Внедрение техники способствует повышению производительности труда, повышает качество выполняемых заданий. При этом организации важно не только иметь соответствующую технику, но и квалифицированный персонал, способный грамотно применять ее в процессе труда. В связи с этим возрастает потребность работодателей в найме соответствующих специалистов или дополнительной подготовке уже имеющегося.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных про-

грамм со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Но при этом сложившаяся система образования не всегда готова отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает необходимость гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя.

Сложившаяся ситуация требует от учебных центров серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, качественному изменению образовательных технологий.

Степень разработанности проблемы характеризуется недостаточной проработкой теоретических и дискуссионных аспектов понимания и позиционирования результатов образовательной деятельности в системе общественного производства. Однако многие современные исследователи уходят от понимания образования только как услуги или только как товара, определяя его как особую сферу деятельности, формирующую личность человека и работника. Это относится и к основным подходам ценообразования, продвижения и инвестирования образования - все стороны образователь-

ной деятельности подвергаются переосмыслению.

За последние два года в структуре безработных, зарегистрированных в органах Федеральной государственной службы занятости населения, можно заметить две основные тенденции: сохранение доли молодежи на уровне 32% и увеличение доли граждан в возрасте 30 - 49 лет. Изменяющаяся ситуация в стране и развивающийся рынок стали требовать специалистов высокого уровня и квалификации, причем на первый план вышли не столько знания, сколько готовность эти знания применять и совершенствовать. Несколько иные подходы и отношение к образованию, существовавшие еще десятилетие назад и ранее, становятся причиной потери работы многими специалистами.

Таким образом, сложности трудоустройства на данный момент обусловлены как недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков у молодежи, так и нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением людей, не отвечающих в полной мере профессиональным требованиям вакантных рабочих мест. Из-за отсутствия своевременных и адекватных ответный реакций со стороны системы образования на изменения экономики предложение молодых специалистов с высоким уровнем образования не соответствует спросу на рынке труда. Невост-ребованность молодых специалистов по профилю их профессиональной подготовки через некоторое время оборачивается потерей для государства бюджетных средств, а для общества - потерей спе-циалистов-профессионалов, в чьи руки можно было бы доверить будущее страны.

Решение этой группы проблем находится во взаимодействии рынка труда с рынком образовательных услуг, а именно - сферой дополнительного профессионального образования (ДПО). Чтобы специалист мог не только трудоустроиться или удержаться на рабочем месте, но и непрерывно развиваться в соответствии с потребностями времени, специалисту необходим непрерывно-периодический контакт с системой ДПО, т.к. именно система ДПО призвана и умеет быстро реагировать на изменения требований рынка труда. При этом она решает задачи, связанные с исследованием и прогнозированием рынка труда как в количественном, так и в качественном отношении, т.е. выходит за рамки только чисто образовательной деятельности в обычном понимании смысла этого слова.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается на высокое значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Дополнительное профессиональное образование - одно из наиболее перспективных направлений развития образовательной деятельности, позволяющее реализовать принцип «Образование через всю жизнь». Актуальность развития дополнительного профессионального образования объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и необходимостью оперативно, гибко откликаться на требования рынка.

Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности. Учебные заведения, оказывая образовательные услуги, должны учитывать также требования работодателей, положения в сфере занятости и на региональных рынках труда.

Люди, осуществляющие поиск нового места работы, знакомятся с современными тенденциями на рынке труда и сопоставляют его требования с имеющимися знаниями и навыками, а также потенциальными возможностями и собственными интересами. Резуль-

татом подобного анализа становится формирование потребительского запроса: знаниями какого качества, уровня, за какой срок и в на каких условиях потребитель желает получить образовательную услугу.

Учебные учреждения, в свою очередь, также фиксируют слабые места, несоответствия спроса и предложения на рынке труда и моделируют потребительные предпочтения, на основе которых строят свою ассортиментную политику, маркетинговую деятельность. При совпадении запросов потребителей и предложений учреждения ДПО заключается договор и, теперь уже ученики, получают необходимые знания и навыки, которые помогут в трудоустройстве.

Задачей первостепенной важности для системы ДПО является постоянный мониторинг состояния и проблем реального сектора, и выработка адекватного запросам рынка предложения образовательных и консалтинговых услуг. При этом нельзя ограничиваться изучением спроса на услуги ДПО в традиционном понимании. В данном случае необходимо:

- изучать тенденции развития реального сектора экономики России и влияние на него динамики требований международного рынка;

- прогнозировать возможные несоответствия ресурсов системы ДПО развивающемуся спросу и разрабатывать способы их устранения;

- исследовать чувствительность спроса к различным методам воздействия со стороны системы ДПО на ситуацию в области кадрового обеспечения перспективных стратегических проектов и эффективность деятельности по формированию спроса;

- разрабатывать и распространять технологии формирования потребности предприятий в непрерывном обучении персонала.

Сфера ДПО, таким образом, характеризуется большей властью потребителей, которые формируют ассортиментную политику. Потребители сферы ДПО весьма чувствительны к ценовым и качественным параметрам предлагаемых образовательных продуктов, и отличаются высокой мобильностью, что резко сокращает возможности существования на этом сегменте рынка малоэффективных организаций. Основными и единственными поставщиками образовательных услуг, генерирующих и воспроизводящих знания в стенах учебного заведения, являются преподаватели. Для ДПО квалифицированный преподаватель, имеющий большой практический опыт, является основополагающим фактором конкурентоспособности.

Мировой финансовый кризис нанес серьезный урон сфере дополнительного образования: за 5 месяцев 2009 года объем рынка сократился на 55% (по сравнению с 2008 годом). От 40-60% компаний сократили бюджет на развитие персонала. 60% компаний отметили, что руководство требует демонстрации ценности от обучения своего персонала, практической значимости. От 30-80% компаний переводят часть обучения на электронные курсы и дистанционное обучение. Более 50% компаний предпочитают обучать свой персонал краткосрочно, не более двух дней, без отрыва от производства.

Но вместе с тем, экономический кризис дал людям повод задуматься о текущей работе, самостоятельно или под влиянием сокращений, но большинство сотрудников среднего звена задумались о смене профессии. Так, безработные менеджеры задумались о гос-службе, где при наличии необходимых знаний и навыков можно сделать неплохую карьеру. Многие надеются переждать кризисные времена в науке. Кто-то идет преподавать сам, кто-то, напротив, готовится к повышению квалификации в России или за рубежом. Кризис, как показала практика, хороший повод углубить свои знания, написав кандидатскую или докторскую диссертацию, или получить бизнес-образование. С рынка труда на время исчезают профессионалы, готовые использовать вынужденный перерыв в карьере с пользой: растет число слушателей программ MBA в ведущих школах бизнеса: Harvard Business School, INSEAD, Wharton и др. Таким образом, во второй половине 2009 г. рынок ДПО начинает набирать утерянные позиции, главным образом не за счет корпоративных заказов, а благодаря потерявшим или желающим сменить характер своей деятельности частным лицам.

В настоящее время наибольшего успеха добиваются учебные центры, организованные на базе крупных ВУЗов, тогда как самостоятельные учебные заведений, существующие на рынке всего несколько лет, вынуждены скорее выживать. Сохранившиеся после кризиса крупные ассоциации учебных центров постепенно возвращаются к докризисным показателям, привлекая слушателей

постоянно обновляющимися программами, специальными предложениями.

Система ДПО должна стать связующим звеном между двумя важнейшими субъектами рынка труда: потребителями и рабочей силы и ее предложением, настраивающим специалистов под требования работодателей для их скорейшего и эффективного трудоустройства, согласно также и внутренним предпочтениям и интересам общества

Еще одной немаловажной тенденцией развития ДПО эксперты называют усиливающееся содержательное и организационное обособление от формального образования. Это выражается в расширении сети учреждений дополнительного образования, предназначенных исключительно для взрослого населения. Появляются новые образовательные услуги с хорошим сервисом для клиентов, расположенных удобно, «с ясностью образовательного продукта, и его соответствием требованиям рынка труда, с наличием в учебных планах «изюминки», недоступной в других образовательных учреждениях, с необременительностью пребывания в образовательном учреждении, с увеличивающимся многообразием предлагаемых ими программ и технологий освоения этих программ».

Имеющиеся на рынке образовательные продукты обладают рядом недостатков:

- «нестыковка» понятий: происходит вследствие того, что заказчики мыслят категориями «компетенция», «навык», а образовательные учреждения - темами, имеющихся у них курсов;

- разочарование клиентов: им продают то, что не удовлетворяет их реальных потребностей;

- нехватка квалифицированных преподавателей (наличие выпускников аналогичных курсов среди них, не имеющих практического опыта работы в преподаваемых программах);

- сложность потребностей (проблемы носят междисциплинарный характер).

В связи с выявленными проблемами формируется потребность в новом продукте, обладающем следующими чертами:

- невысокая стоимость;

- четкое определение навыков, получаемых слушателем по окончании курса;

- возможность корректировки учебной программы под конкретные потребности.

Перечисленными преимуществами обладает индивидуальное обучение, предлагаемое большинством учебных центров, но по достаточно высоким ценам. Таким образом, формируется главная проблема - сделать интересный и необходимый для потребителей продукт доступным по цене.

На рынке образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования особую роль играет личность учащегося, слушателя. Это не просто материальный носитель, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.

Именно эта личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образования, объединяемые этим центральным субъектом.

Парадокс состоит в том, что как раз этот центральный субъект

- личность - является наиболее беззащитным, малоинформированным новичком в маркетинге образования по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.

С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей образования, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая в этом качестве и органы управле-

ния. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители, они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его на рынке. Сейчас многие фирмы предпочитают лишь кратковременные по срокам образовательного процесса, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.

В виду установившейся высокой стоимости образования, основными потребителями на рынке являются именно юридические лица, так называемые корпоративные клиенты. Только достаточно крупные организации способны оплатить дорогостоящее обучение своих сотрудников. Дороговизна обусловлена высокой потребительной стоимостью, так как образование наращивает потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен.

За организациями-потребителями остаются такие функции, как:

аинформирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

аустановление особых требований к качеству образования и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образования;

аопределение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

аполное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные продукты.

С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

аоказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

апроизводство и оказание сопутствующих ОУ, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

аоказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования услуг и др.

Посреднические структуры на данном рынке пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению услуг ДПО на рынке и могут выполнять такие функции как:

анакопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка, консультирование других субъектов;

аучастие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

аформирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок;

аучастие в финансировании, кредитовании и других формах материальной, ресурсной поддержки производителей и потребителей, в т.ч. - через систему личных государственных и иных образовательных кредитов.

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар или услугу.

Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства. Они, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок, в этом случае, представляет собой взаимодействие спроса со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Помимо производителей и потребителей в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Однако, исходя из такого сложного и многомерного определения образовательной услуги, возникает вопрос: допустимо ли к такому процессу применять термин «услуга»?

В современной экономической литературе, посвященной сфере образования, превалирует подход, согласно которому основным продуктом деятельности системы образования являются образовательные услуги. Обозначим же сущности понятий «услуга» и «образование».

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых стратегий.

Теперь рассмотрим понятие «образование». Согласно Закону РФ «Об образовании», это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Данное определение не регламентирует отношение образовательного процесса ни к товарам, ни к услугам. Рассмотрим основные современные подходы к определению роли и места образовательного процесса.

Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства». Несколько иначе формулирует это понятие А.А. Ченцов: образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результатом научного труда является научный продукт. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом». А.В. Саги-нова считает, что продуктом любого образовательного учреждения является образовательная программа, которая разрабатывается им для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Отсюда можно заключить, что образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Вуз - это «производитель» не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены его выпускниками. Некоторые авторы придерживаются противоположного мнения. Они рассматривают вузы как производителей товара «молодые специалисты».

Таким образом, можно сделать вывод, что далеко не все исследователи, изучающие специфику сферы образования в РФ, в качестве результата деятельности образовательного учреждения называет услугу.

Еще большего в рассмотрении этого вопроса достиг профессор Гамкрелидзе Л.И.. указавший дискуссионные аспекты отраслевой структуры общественного производства. Автор указывает, что формами экономического блага являются товары и услуги, обладающие полезностью, полезным эффектом, ценой и отличающиеся друг от друга пригодностью к обмену - у товара и отсутствием вещественной формы - у услуг. Услуги не накапливаются, не складируются, не хранятся, не сортируются, не расфасовываются, не транспортируются, не передаются в наследство, не производят новой продукции, а лишь добавляют стоимость к уже созданной продукции, сырью, полуфабрикатам. Также выделяется особая сфера

- интеллектуальная, где следовало бы объединить образование, науку, культуру, искусство и религию, без которых формирование

личности человека невозможно.

Человек рождается индивидом, а личностью становится под воздействием упомянутых выше ценностей, накопленных жизнью и преобразовывающих его как интеллектуальный продукт во времени и пространстве. Это преобразование по форме адекватно изменению предмета труда в материальной сфере производства, но иное по содержанию, воспитывающее и возвышающее человека как предмета труда духовно в интеллектуальной сфере производства.

Здесь уместно было бы добавить и о необходимости не только духовного, интеллектуального преобразования личности, но и о его физическом совершенствовании и укреплении, необходимом с позиций общества. Всё вместе взятое и формирует указанную интеллектуальную сферу общественного производства.

С учетом рассмотренных подходов, наиболее уместным видится определение не «образовательная услуга», а «образовательный продукт», применимое в том числе и к предлагаемой для инвестирования дополнительной формы образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уходу от представления процесса образования в виде услуги предлагается также и ввиду особой специфики образовательной деятельности, выражающейся в следующем:

- по мнению многих исследователей, она относится к категории «общественных благ»;

- своеобразной чертой является невозможность непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство процесса образования, так как их трудно измерить количественно. Полезный результат такой деятельности может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его также практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей;

- перед производителями этих услуг поставлено много задач и целей. Деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Но, с другой стороны, многие их интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает «получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства». Поэтому, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему;

- как уже было указано ранее, вместе с передачей знаний происходит и создание духовных ценностей, преобразование и развитие личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные продукты непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала;

- сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг;

- образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

С другой стороны, знаниям свойственны признаки товара, специфического блага, имеющего способность удовлетворять потребности и производимого с целью обмена, т.е. купли-продажи (например, программный продукт). Знания как товар, перенесенные на жесткий носитель, в отличие от услуги имеют вещественную форму, отчуждаемы от своего производителя и индифферентны к нему, поскольку их полезные свойства предназначены для потребителя и извлекаются им в процессе потребления после покупки товара.

Знание также является ресурсом, так как может использоваться для создания новых знаний, но в то же время может выступать и в качестве блага, для конечного потребления. Учебное заведение, предоставляя образовательные услуги, представляет их как благо,

которое предоставляется ученикам в соответствии с их потребностями. Со стороны самих учеников образовательная услуга является ресурсом, который будет использован по окончании обучения в профессиональной деятельность для создания других благ.

Но на деле грань между знанием как благом и знанием как ресурсом не существует четкой грани, позволяющей их четко разделить. Это связано с тем, что знания, принадлежащие одному субъекту могут трансформироваться из ресурса в благо и наоборот и зависит это, как правило, от того, в какой форме знания используются в каждом конкретном случае.

Таким образом, рассмотрены отличительные особенности услуги как рыночного товара, основные категории потребителей образовательных услуг и стратегии роста организаций. На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной упор

делается на инновационные подходы к развитию, то есть для удачного функционирования образовательного учреждения необходимо постоянное развитие ассортимента предложения и освоение новых методов обучения. Благодаря этому реализуется основная, социально значимая цель функционирования любого образовательного учреждения - донести до широкого круга потребителей научно-технические знания и передовой опыт, способствующих интеллектуальному развитию и образованию. Анализ современных подходов к определению понятия «образовательная услуга» выявил дискуссионные аспекты данной темы. Также можно сделать вывод, что неотъемлемой чертой развития современного образовательного учреждения является постоянное усовершенствование предоставляемых услуг, так как требования к этим услугам со стороны потребителей крайне непостоянны.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тумин В.М., Тумина Т.А., Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова Полярус А.В., Московский государственный открытый универпситет имени В.С. Черномырдина

Рассматриваются вопросы развития инновационных процессов на химических и нефтехимических предприятиях, а также стимулирование инновационной деятельности промышленных предприятий и участие государства в управлении инновационными процессами на промышленных предприятиях.

Ключевые слова: инновационные процессы, инновационная деятельность, устойчивое развитие промышленных предприятий.

EFFECT OF INNOVATION IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Tumin V., Tumina T., Moscow State University of thin chemical technology named MV University Polyarus A., Chernomyrdin V Moscow State Open University

The problems of the development of innovative processes in the chemical and petrochemical plants, as well as stimulating innovation and industrial state involvement in the management of innovation processes in industrial plants.

Keywords: innovation, innovation, sustainable development of industrial enterprises.

В последние годы ситуация на рынке для многих промышленных предприятий складывается достаточно благоприятно. Однако ее пока нельзя считать необратимой. Об этом свидетельствует продолжающееся действие многих негативных тенденций и факторов. Основные из них связаны с заметным увеличением к настоящему времени удельного веса физически и морально устаревших оборудования и технологических процессов, замедленным обновлением оборудования, дефицитом инвестиционных ресурсов, снижением емкости внутреннего рынка по большой группе продуктов из-за слабой платежеспособности отечественных потребителей, быстрым и нередко необоснованным ростом цен и тарифов на сырье, энергию, топливо и другие ресурсы. Как следствие, со стороны предприятий следует ответная реакция в виде повышения цен на продукты, которая в конечном итоге также снижает их конкурентоспособность.

Преодоление указанных негативных тенденций требует поиска управленческих решений, обеспечивающих быструю интенсификацию имеющихся возможностей для устойчивого и эффективного развития химической и нефтехимической промышленности. В этой связи была предпринята попытка выявить приоритетные направления инновационной деятельности на предприятиях, первоочередная реализация которых должна способствовать их устойчивому развитию на основе совершенствования технического, технологического, экономического и экологического уровней. Для достижения сформулированной цели использовался метод экспертных оценок, базирующийся на анкетном опросе технических директоров (главных инженеров), директоров по экономике, руководителей экономических и технических служб большого числа крупных предприятий, с последующей экономико-математической обработкой результатов.

В табл. 1 приводятся результаты экспертной оценки влияния (значимости) отдельных инноваций для устойчивого развития и экономических результатов деятельности предприятий по уровню их новизны и сферам применения, в «привязке» к отраслевой тех-

нико-экономической специфике химической и нефтехимической промышленности.

Полученные экспертные оценки, а также общий анализ работы химических и нефтехимических предприятий позволили сформулировать два важных вывода, уточняющие понимание эффективного управления их устойчивым инновационным развитием в современных условиях.

Во-первых, в настоящее время, а также в кратко- и среднесрочной перспективе управленческие решения, обеспечивающие устойчивое инновационное развитие, в первую очередь должны быть ориентированы на использование инноваций, являющихся новыми для каждого конкретного предприятия, а не вообще «принципиально новыми».

Во-вторых, решающую роль в управлении устойчивым развитием в кратко- и среднесрочной перспективе должны играть первые три группы представленных в таблице процессных, продуктовых и организационно-управленческих инноваций, в совокупности более чем на 3/4 определяющие устойчивое развитие и экономические результаты деятельности предприятий.

В публикациях некоторых либеральных экономистов можно проследить мысль о том, что сегодня главное в эффективном развитии экономики страны - подавление инфляции и обеспечение на этой основе стабильности социально-экономических процессов. Якобы после достижения стабильности начнут действовать в полном объеме законы рынка и в отечественной экономике будут созданы объективные предпосылки для поступательного и интенсивного развития.

Авторы не разделяют эту точку зрения и считает, что в переходный период (тем более в посткризисный) экономика страны может успешно развиваться лишь при активном участии государства в управлении инновационными процессами. Именно государство должно четко формулировать на каждом этапе переходного периода конкретные цели развития, определять адекватную целям государственную экономическую политику (в том числе ее промыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.