Научная статья на тему 'Дискуссионность проблемы манифестации будущего на примере всемирных универсальных выставок'

Дискуссионность проблемы манифестации будущего на примере всемирных универсальных выставок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курумчина А. Э.

На основании проведенных исследований проблемы будущего с позиции технократического и проектного подходов выявлена необходимость в изменении функции всемирной выставки. Она должна стать транзиторным переходом от общества эпохи постиндустриального застоя к качественно новому состоянию общего будущего. Миссия России предложить более перспективный тип общества, альтернативный либеральной модели третьей волны и столкновению цивилизаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discussion about manifestation of the future by the example of world universal expositions

According to our research of the future problem from the technocratic and project points of view there has been demonstrated the necessary of changing the world universal exposition function. It must become the transition way from postindustrial society to a new state of common future. The mission of Russia is to offer more perspective type of society which will be alternative one to the liberal model of Third Wave and Clash of civilizations.

Текст научной работы на тему «Дискуссионность проблемы манифестации будущего на примере всемирных универсальных выставок»

3. Кьеркегор С. Страх и трепет/С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993.

4. Лакер У. Истоки/У. Лакер // Иностранная литература. ,996. № П.

5. Лившиц Г.М. Классовая война в Иудее и восстания против Рима/ Г М. Лившиц. - Минск: Изд-во Белгосун-та им. В.И. Ленина, 1957. -436 с.

6. Ольшанский Д.В. Психология террора/ Д.В. Ольшанский. . м.: Академический проект, ОППЛ. 2002.

7. фрейдЗ. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд,- М„ 1992. В. Фромм Э. Психоанализ и религия/Э. Фромм // Сумерки

богов.- М„ 1990.

9. Хайдеггер М. Время и бытие./М. Хайдеггер- М., 1993

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг/ Ф. Энгельс. ■ М: Госполитиздат, 1952.

ФЕДОРЫШИН Владислав Викторович, преподаватель кафедры философии и социальных коммуникаций.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.09.2006 г. © Федорышин В.В.

УДК 008.2:061.41 д э КУРУМЧИНА

Уральский государственный технический университет УПИ им. С.М. Кирова

ДИСКУССИОННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ МАНИФЕСТАЦИИ БУДУЩЕГО НА ПРИМЕРЕ ВСЕМИРНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК

На основании проведенных исследований проблемы будущего с позиции технократического и проектного подходов выявлена необходимость в изменении функции всемирной выставки. Она должна стать транзиторным переходом от общества эпохи постиндустриального застоя к качественно новому состоянию общего будущего. Миссия России - предложить более перспективный тип общества, альтернативный либеральной модели третьей волны и столкновению цивилизаций.

Стремительное развитие техники в XVII в. привело к ломке социальной реальности эпохи феодализма. Трансформации подверглись все сферы человеческой жизни, в том числе изменился характер производства и сбыта товаров и услуг, проблема человека вышла на первый план, формируется личность индустриального типа.

Во второй половине XIX в. в Западной Европе завершились радикальные структурные перемены в обществе. Произошел трансформационный переход к индустриальному типу общества, который стал основой либеральной модели развития. Качественно новое состояние организации общества предполагало свободное рыночное хозяйство, сведение к минимуму государственного присутствия в экономике, расчет на силы конкуренции. Системные трансформации социальной жизни привели к глобальным изменениям в политической и государственной системе, общей демократизации общественных отношений, к обновлению основ экономической общественной системы, провозглашению стандартных либерально-демократических свобод, формированию мирового рынка и разрушению установившихся пропорций и кооперационных связей на внутригосударственных рынках, перемене духовно-культурных ориентиров общественного развития.

Всемирные выставки стали репрезентацией общества капиталистической экономики либерального

типа, фактором глобализации и распространения индустриализма по всему миру. Они демонстрировали технический прогресс западных стран, развивали свободную международную торговлю в интересах Запада и утверждали его власть в мире.

Вторая мировая война стала результатом превышения предельно допустимого напряжения системы, вызванного внутренними изменениями глобального социума, после чего система перешла в устойчивое состояние - мир находился в точке перехода от индустриального к постиндустриальному типу общества. Во многом доклады Римского клуба 1970-х гг., очертившие серьезный круг проблем современности, способствовали завершению этого перехода. Проблемы касались экологической ситуации, культурного плюрализма и пределов экономического роста; ЭКСПО этого этапа (начиная с 1967 г. по настоящее время) отразили характер эпохи постиндустриального застоя.

На этапе постиндустриализма всемирные выставки обслуживают мондиалистскую идеологию одно-полярной модели развития. Теперь они представляют собой красочную иллюстрацию концепции устойчивого развития. ЭКСПО превратились в репрезентацию конкретных социальных и инженерных идей, закрепляющих текущее положение дел в мире и служащих своего рода make-up, которые корректируют, вуалируют текущие проблемы современности, утеряв тем самым функцию движущей силы ра-

дикальных структурных перемен, не предлагая выхода из замкнутого круга постиндустриализма. Всемирные выставки - это проект будущего, каким его видят европейские страны. Причина этого, как нам представляется, состоит в том, что Европа предложила миру капиталистический способ производства, более эффективный с экономической точки зрения, нежели иной, например, социалистический. Идеологическую основу для современных выставок вырабатывают всемирные форумы и саммиты, на которых глобальные проблемы будущего как постиндустриального проекта решаются в интересах глобального гегемона. Такие вызовы, как отчуждение, экологические проблемы, моральное разрушение личности, культурная деградация, установление глобального империализма, воспринимаются как данность, как обратная сторона медали. Всемирные выставки предлагают проекты, которые облегчают ситуацию, но в целом закрепляют существующий миропорядок.

Всемирная выставка — это публичная демонстрация достижений человеческой деятельности в международном масштабе. Можно провести параллель с pret-a-porte, что означает «готовый к носке»: на выставках готовой одежды мы получаем образцы того, что модно и актуально. На всемирной выставке демонстрируются проекты, идеи и технологии, которые также являются актуальными и передовыми и представляют принятые в мире формы организации пространства и времени.

Всемирные выставки играют огромную роль в формировании проекта личности среднего класса, которая является опорой существующего экономического миропорядка. С точки зрения социально-классовых отношений, выставки сформировали идеологию сред?1его класса, для которого важны стабильность, даваемая корпорациями, корпоративной культурой, потребление, работа, здоровье, отдых. И хотя организаторы обращают свое внимание на проблемы бедности и безработицы как основные проблемы эпохи глобального капитализма, они распространяют ценности среднего класса и на эту часть населения, апеллируя к образованию как основе продуктивной деятельности и частному предпринимательству, решающему проблему безработицы. Личность будущего несет на своих плечах ответственность за свою жизнь, а для этого она должна четко представлять свои цели и понять себя.

Всемирные выставки помогают адаптироваться в мире, предлагая различные социальные технологии, ориентированные на смягчение удара от столкновения с изменившимися социальными нормами. Новая модель будущего человечества пока не получила своего названия; есть несколько вариантов: неоиндустриализм (С.Н. Некрасов), водородная цивилизация (МАВЭ, В.А. Гольцов), нанотехнологическое общество (Р. П. Фейнман, К.Э. Дрекслер, Р. Смойли, Т.А. Кошелев), СССР-2 (М. Калашников, C.B. Кугу-шев, Ю.В. Крупнов), коммунистическая модель (И.А. Ефремов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие).

Теория неоиндустриализма [ 1 предполагает формирование наукоемких и гуманитарно-обеспеченных технологий на основе новых физических принципов в информационных и финансовых оболочках, что позволит создать новое качество жизни граждан. Важнейшей неоиндустриальной ценностью оказываются знания народа, природная сметка и инженерный гений народа. [2]. Такое развитие возможно лишь при наличии мощного научного и интеллектуального потенциала, существования серьезной технологи-

ческой базы и востребованности квалифицированного труда. Если судить по экспозициям всемирных выставок, то эту концепцию с успехом применяет Япония. Собственно, эта страна и является самым ярким примером того, как на основе наукоемких технологий можно стать лидером экономического забега, сохранив при этом культуру страны от разрушительного воздействия глобальной массовой культуры.

Теория неоиндустриализма была предложена С.Н. Некрасовым как альтернатива концепции постиндустриализма. Она рассматривается как основа, фундамент для определения Россией своего пути развития. Опора на фундаментальную науку, образование и технологии дает любой стране значительные преимущества в развитии по отношению к другим игрокам большой политики.

Теория нанотехнологий была разработана Р. П. Фейнманом в 1959 г. По прогнозам теоретиков, в связи с применением атомной сборки будут внедрены миниатюрные формы товаров, биотехнологии и генная инженерия; индивид будет обладать чрезвычайно высокой степенью личной свободы, мобильности и автономности. Миниатюрная техника приведет к трансформации жизни. Машины размером с вирусы будут работать со скоростями, которые нам еще трудно представить.

Коммунистическая модель И.А. Ефремова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, предложенная в «Туманности Андромеды» и «Полдне». XXII век воплощает страстное желание авторов изменить общество. Мир, в котором живут герои, цивилизация Полдня, существенно отличается от нашего, прежде всего, отсутствием власть имущих чиновников с их жестокостью, некомпетентностью и глупостью. В таком мире легко жить и работать, в нем естественно проявляются и развиваются лучшие человеческие качества — честность, бесстрашие, умение дружить и любить. Поэтому герои фантастических произведений никогда не чувствуют себя одинокими. Писатели изобразили принципиально новое человечество, отличное от нас интеллектуально и с принципиально иной этикой. МАВЭ в лице В.А. Гольцова предложила теорию водородной цивилизации. В конце XX века для специалистов стало уже совершенно очевидным, что в XXI веке произойдет эпохальная смена основного энергоносителя: ископаемые топлива будут постепенно вытесняться новым экологически чистым энергоносителем — водородом. В жизни человечества неизбежно произойдут основополагающие и материальные, и духовные изменения. Осмысление этого планетарного процесса с позиции учения Вернадского привело к зарождению и развитию новой крупномасштабной концепции МАВЭ о водородной цивилизации будущего. [3,4].

При некоторых различиях эти теории обладают целым рядом общих черт. Главными в будущем станут глобальная экономика, технологии, знания, образование. Мир будет напоминать глобальное общество, а не государство. Вопрос о политическом гегемоне будущего пока открыт.

Мы считаем, что в настоящий момент назрела острая необходимость в изменении функции всемирной выставки. Она должна стать манифестацией принципиально новых идей, чтобы перевести общество эпохи постиндустриального застоя, где производство знаков, информации и маниакальная страсть к потреблению стали главными ценностями человека, в мир креатосферы и индустриального развития принципиально иного уровня по сравнению с современ-

ным этапом. Социально-антропологическая составляющая идеологии всемирных выставок должна выйти на первый план, ЭКСПО должны сделать ценностью будущего самого человека, его самосовершенствование, высокие стремления и полет мысли. Всемирная выставка должна отвечать не на вопрос «как?», а на вопросы «зачем?», «радичего?».

Поэтому в качестве альтернативы постиндустриальной модели нами предложена российская модель неоиндустриализма, которая опирается натри кита — знания, образование и технологии.

Из вышесказанного становится очевидным, что выставка будущего должна стать транзиторным переходом к принципиально новому типу общества, в центре которого находятся личность, ее гармоничное развитие и формирование новой этики. Только в этом случае технологии смогут решить проблемы урбанизации, бедности, экологического кризиса, творческого развития личности и формирования нового ноос-ферного сознания. Задачей всемирных выставок становится знакомство с будущим. Это касается и специализированных выставок, например, УралЭксп-Армс, ЭКСПО-Роо(1 и др., поскольку каждая из них охватывает определенную сторону общественной жизни. Опорой общества нового типа будут научная, главным образом техническая, интеллигенция и средний класс. Поэтому всемирные выставки сравнимы с глобальными средствами массовой коммуникации, посредством которых распространяются новые идеи, формируется культура будущего.

Миссия России состоит в том, чтобы, используя всемирные выставки как фактор социальной трансформации, распространить идеи неоиндустриализма по всему миру, предложить более перспективный тип общества, привлечь новых сторонников, сначала из числа стран с близким менталитетом, затем расширить зону влияния новой идеологии, открыв тем самым путь для развития странам, которых не устраивает либеральная модель третьей волны и столкновения цивилизаций. Одновременно важной становится внутригосударственная пропаганда всемирных универсальных выставок как элемент построения новой государственной идеи РФ. Участие России в этих экспозициях необходимо использовать как инструмент для укрепления патриотического духа

россиян и преодоления апатии населения.

Мы полагаем, что РФ может использовать всемирные выставки для пропаганды этой идеи, поскольку интеллектуальное наследие нашей страны имеет все необходимое для создания альтернативного глобального проекта — русский космизм, современные технологии и практический мультикультурализм.

Вышеизложенное определяет актуальность рассмотрения всемирных выставок в социально-философском контексте как полигона идеологичёской и концептуальной борьбы по вопросам выбора будущего человечества, где на глобальном форуме отбираются идеи и технологии, которые станут экономическим, политическим, социально-антропологическим основанием радикальных структурных трансформаций и перехода к качественно новому состоянию общего будущего.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки национального футурологичес-кого проекта РФ, в преподавательской работе на факультетах гуманитарного и маркетингового образования, в прикладных социологических исследованиях, в выставочной деятельности.

Библиографический список

1. Некрасов B.C. Модели неоипдустриализма в поисках национальных- стратегий развития: уроки России // Академия тринитаризма», М„ Эл77-6567, публ. 10701, 22.09.2003.

2. Некрасов С.Н. Философия будущего: 250 взглядов на новизну. Екатеринбург: Изд-во ИМИР, 2003. С.295.

3. Гольцов В.А., Везироглу Т.Н., Гольцова Л.Ф. // Вестник водородной экономики и экологии (Донецк. ДонНТУ-Дон ИФЦ ИАУ). 2004.-2. С. 5-14.

4. Гольцов В.А., Везироглу Т.Н., Гольцова Л.Ф. Основы повой концепции МАВЭ о водородной цивилизации будущего. // Водородные технологии для производства энергии: Тез. докл. Между-нар. форума. М.: AHO Русдем-Энергоэффект, 2006. С. 38-41.

КУРУМЧИНА Анна Эдхемовна, аспирантка кафедры культурологии и дизайна.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.10.2006 г. © Курумчина А.Э.

Книжная полка

Логика для юристов. Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 415 с.

Учебное пособие ориентировано на преподавание логики в педагогических учебных заведениях на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах и общеобразовательных школах по учебному предмету «Право». С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике все главы снабжены логическими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки. Учебное пособие адресовано также юристам, учителям, слушателям в системе повышения квалификации и всем интересующимся проблемами логики и юриспруденции.

А. Д. Гетманова, автор учебного пособия, в течение тридцати лет преподает логику в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), является автором нескольких учебников по логике. Материал учебного пособия имеет семилетнюю апробацию преподавания логики на юридическом факультете Московского городского педагогического университета (МГПУ) и двухлетнюю практику преподавания логики в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук и Государственном университете гуманитарных наук.

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО РЕКЛАМА. ДИЗАЙН

уДК00" 7 С. Г. АНТОНОВА

Научный центр исследований истории книжной культуры НПО «Издательство «Наука» РАН

ИЗДАНИЯ ПО ИСКУССТВУ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЯ_

В статье рассматриваются закономерности формирования предмета содержания книги

по искусству.

Как и всякая отраслевая книга, книга по искусству в процессе своего исторического развития прошла долгий путь преобразований от простого, элементарного отражения произведения искусства (художественного объекта) к глубокому и многоаспектному его осмыслению. Этот путь реализуется, прежде всего, в развитии предмета содержания изданий.

Чтобы понять механизм становления предмета содержания изданий, необходимо обратиться к объекту отражения, который определяет их предметную область. Предметная область книги по искусству — это те стороны художественного объекта, которые вовлекаются в процесс восприятия произведения субъектом и затем находят отражение в книге.

В чем специфика произведения искусства, выступающего в качестве объекта отражения в книге? Полагаем, что она определяется динамичностью художественного объекта и комплексностью его восприятия. Подчеркнем важное обстоятельство. При создании книги осуществляется восприятие художественного объекта субъектом — автором издания, который затем формирует предмет содержания книги. Поэтому можно говорить о том, что предметная область издания включает объект отражения и восприятие этого объекта личностью.

Остановимся на этом подробнее.

Как показал М. Марков, художественный объект формируется на трех этапах художественного процесса' , включающего этап появления замысла художника и его воплощения, этап отчуждения произведения от его создателя и самостоятельного существования произведения, этап восприятия произведения искусства (см. схему).

Следовательно, предметной областью книги в нашем случае является художественный процесс, который охватывает произведение искусства на различных этапах его существования. Именно художественный процесс как объект отражения в книге мы рассматриваем в качестве образующей составляющей предмета содержания книги. Причем художественный процесс может быть представлен в книге либо полно, либо отдельными этапами: до произведения — собственно произведение — восприятие произведения. Это и определяет широту отражения художественного объекта.

Особенности восприятия искусства влияют на глубину его рассмотрения в книге. Опираясь на труды М.М. Бахтина, можно отчетливо проследить за постепенным углублением предметной области изданий в отдельные периоды формирования книжной культуры. Как показал М.М. Бахтин, произведение искусства может рассматриваться в книге как художественный объект, включающий эстетический объект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.