УДК 141.155:17
Илияна Ермолина Дискурсы Живой Этики1
В статье показан тупик эмпирической науки и только обновление мышления человечества приведет к развитию представлений, характерным для космизма, возникающие новые идеи, сблизят науку с эзотерическим знанием, идеями Живой Этики. Эволюция ставит перед человечеством проблему Нового Мира и Нового человека.
Ключевые слова: обновление и трансформирования науки, идеи Живой Этики, новая синтетическая
наука
Iliyana Ermolina The discursus of the Living Ethics
The article is shown dead end of empirical science and only renovation of human thinking leads to development of conceptions which distinctive for cosmism. Appearing new ideas draw together science, esoteric knowledge and the Living Ethics ideas. The evolution raises befor humanity the problem of New World and New Man.
Keywords: renovation and transformation of science, the Living Ethics ideas, new synthetic science
В 1564 г. родился итальянский физик, астроном, астролог и философ Галилео Галилей, известный еще как «отец современной науки», «отец современной физики» и «отец современной астрономии», который вместе с Ф. Бэконом считался основоположником современного научного метода. Деятельность Галилея воспринимается как резкий отход от устоявшихся традиций, доминирующих в Европе со времен Аристотеля, а его конфликт с Римско-католической церковью является одним из первых знаковых примеров противопоставления свободы мысли авторитарным, тоталитарным и догматичным тенденциям в церковной институции. Основываясь на принципе, что «ничто великое на свете не создано без страсти» (Галилей), он является ярым защитником теории Николая Коперника и гелиоцентрической системы мира. Но как часто бывает в человеческой истории, ему скоро выходит запрет на защиту и преподавание коперниковской астрономии, по причине несоответствия последней принятому толкованию Святого Писания и гелиоцентрической системе. Позднее он предстает перед судом Инквизиции по обвинению в ереси и осуждается на тюремное заключение, а его труды запрещаются к публикации. Впоследствии Г. Галилей официально реабилитирован Римско-католической церковью, а теория гелиоцентрической системы мира принята повсеместно и вошла в научное обращение как основа современной науки. Воистину тяжек и усеян непониманием и неблагодарностью путь всех Великих Носителей Знания.
И в истории не будет единственного Сократа, потому что, как сказал сам Галилей, «в мире нет большей ненависти, чем ненависть невежества к знанию». Когда-то Галилей утверждал: «Чтобы уничтожить учение Коперника, совсем недостаточно закрыть кому-то рот, нужно запретить астрономию, а также запретить всем глядеть на небо». Эти же слова вполне можно сказать и о Живой Этике. Чтобы запретить сегодня эту философскую систему (как бывало в недалеком прошлом) совсем недостаточно закрыть кому-то рот, ибо логика развития науки уже неизбежно приводит к взглядам и представлениям, характерным для космизма и для пренебрегаемых еще недавно философских трудов конца XIX - начала XX века - Тайная Доктрина, Письма Махатм, Живая Этика. Сейчас наблюдается тенденция к трансформации и преобразованиям в науке, когда возникают новые идеи, сближающие ее с эзотерическим знанием и восточными доктринами. Список аналогий между идеями Живой Этики и новыми научными парадигмами «невидимой» реальности тонких энергий, многомерности Космоса и человеческого организма, бытия сознания, соотношения энергия - материя и многих других достаточно долог и непрерывно растет. По этой причине основные принципы и подходы этого учения по решению философских проблем приобретают все большее внимание и актуальность. Ученые различных стран уделяют все большее внимание ноосферному пути развития человечества и необходимости перемен в духовно-нравственной области, что тесно связано с использованием научного и эзотерического знания. Вызвала интерес проведенная в 2008 г. научная конференция в Болгарии «Философия и эзотерика».
По своему замыслу и содержанию Живая Этика предполагает мышление, ориентированное к артикулированию космического мировосприятия, а также и оригинальное философское видение этических проблем современного человечества. В ней гармонично синтезируются отдельные восточные традиции, идеи Западной философии, достижения экспериментальной науки. По силе своей синтетичности Живая Этика объединяет различные перспективные философские подходы при разработке онтологических, гносеологических и аксиологических вопросов. Эта философская система обсуждает и предлагает направления решения вопросов как из области этики и психологии, так и космологии и антропологии, а среди основных акцентов присутствует неизменно тема о человеке, обществе и природе, рассматриваемые с точки зрения идеи всеобщего развития - универсального космического эволюционизма.
Перед учеными сегодня стоят большие проблемы, связанные с вопросами судеб цивилизации, непрерывного ухудщения климатических условий, усиления сейсмической активности, появления новых видов болезней, ослабления магнитного поля Земли и других. В своем труде Елена и Николай Рерихи предлагают интересную теорию предстоящих перемен на Земле, которая ожидает своего адекватного осмысления.
Германский ученый Свен Гронемайер, после изучения и интерпретации иероглифов на каменной плите, открытой в Тортугеро в 2011 г., утверждает, что 2012 -год, отмеченный в календаре майя как последний, - не означает край света, а указывает на переход к Новой Эпохе и возвращение бога майя Болон Йокте. Тоже сообщается на научной конференции в Мексике по теме «Майя и концепция времени». Как известно, подобные взгляды о Великом Пришествии содержатся во всех мировых религиях: христиане ожидают Христа, мусульмане - Мунтазара, индусы -Калки Аватара, буддисты - Майтрейю. В «Вишну Пуране» говорится, что в конце периода Кали (темная эпоха) частица того божественного сознания, чья природа создала Брахму, спустится на Землю, чтобы восстановить справедливость, а люди, которые в то время постигнут добродетель, будут семенем новой человеческой расы2. И тогда вернется Сатия юга или Белый век (обозначен знаком Водолея), в основе которого будут уважение Космических законов и жизнь, озаренная светом Истины, Доброты, Красоты и Любви.
Предчувствие нового этапа духовно-культурной революции человечества находит отражение и в философской мысли представителей Серебряного века и космизма: «В апокалиптическое время - пишет Бердяев - самые большие возможности сочетаются с самыми большими опасностями. То, что стало с миром во всех сферах, является апокалипсисом весь огромной космической эпохи, концом старого света и преддверием нового»3. Борьба в космосе - борьба за Истину, где «носители Огня и противники эволюции утверждают эволюционную битву» - говорится и в философско-нравственном учении Живая Этика. Нужно отметить, что авторы этой философской системы также не считают время смены космических эпох концом света. Так как Елена и Николай Рерихи являются создателями гималайского института научных исследований «Урусвати», с которым сотрудничают одни из величайших ученых своего времени (А. Эйнштейн, А. Комптон, С. Метальников и др.), то естественно, что их философское переосмысление ожидаемых природных и социальных перемен на Земле будет значительно отличаться от религиозных представлений о конце света. Их взгляды отличаются и в отношении ожидаемого Великого Пришествия: «Не нужно думать, что последний Великий учитель явится во плоти и крови и будет ходить среди нас и учить, как это делали Будда и Христос»4 - пишет Е. И. Рерих Е. А. Зильберсдорфу и далее исчерпывающе философски интерпретирует поставленную проблему.
Согласно этой философской системе конец XX и начало XXI веков являются переходным моментом и эпохой смен больших космических циклов в истории Земли и наступлением прогрессивной эпохи в развитии планеты и человечества. «Хочу вам напомнить - пишет Е. И. Рерих А. М. Асееву - об исключительной неотложности осознания наступления Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле и неосознанные и не примененные вызовут и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, а так же и
революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся в самом преддверии нового века, Новой расы и поэтому наше время можно приравнять к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает все более убеждаться»5.
Аналогичную идею высказывают и выдающиеся ученые, такие как академик В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, А. Чижевский, согласно концепциям и трудам, которых - за эволюционные перемены природных и социально-исторических процессов на Земле ответственны космические энергии.
Для ассимиляции этих новых тонких энергий требуется наличие определенного духовно-нравственного потенциала, т. е. хотя бы минимальная активность высших центров сознания как гарантия существования человечества в новых природных условиях, поскольку психическая энергия социума оказывает влияние на природные стихии, физическое и психическое состояние человека в прямопро-порциональной зависимости от морального содержания его мыслей и чувств. Подобный взгляд разделяет и русский ученый-геофизик Игорь Яницкий.
В новых природных и социальных условиях решатся многие задачи, что приведет к резкому повороту истории и утверждению новых принципов. Большую роль культурного расцвета в будущем сыграет новый объективный синтетический взгляд и новая парадигма науки. «Самая насущная задача, стоящая сейчас перед человечеством - пишет Е. Рерих Е. А. Зильберсдорфу - является именно синтезирование духовного с материальным. Новые достижения науки, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют нового проникновения и понимания субъективного мира или духовного»6.
Известно, что наука столько же постижение, сколько и отказ от уже полученного знания. Сенсационное открытие нейтрино, например, заставляет пересмотреть многие положения физики. Таким же образом ряд новых научных открытий, в частности исследования в области реаниматологии, танатологии, реинкарнации, проведенные Р. Моуди, Л. Уотсон, Ч. Файе, А. Ладсберг, Ш. Карагула, К. Озиз, Е. Хараль-дсон, Я. Стивенсон и др., подтверждает тезис Е. Рерих из письма к А. М. Асееву о том, что пришел черед науки возвестить новое понимание духа: «Современная церковь отклонила нас от Высшего Мира, современная наука приблизит нас к Нему»7.
На пути развития науки, однако, стоит множество преград, среди которых догматический взгляд на мироустройство играет существенную роль. Невежество, опирающееся на догмы, будь то научные или религиозные, - опасный враг знания, согласно Живой Этике. Подобный взгляд разделяет и Пауль Файерабенд, одна из интересных личностей в философии 70-х - 80-х г., который указывает на то, что постулаты науки принимаются на доверие, и что последняя в действительности нисколько не рациональней религии. Согласно его утверждениям, методология и образование обедняют науку из-за угнетения интуиции. В работе «Против метода» он пишет: «...ненаучные идеологии, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помогут нам открыть наиглавнейшие ее недостатки,
если им дадим равные шансы в конкурентной борьбе... Научного метода просто не существует. Таким образом, если науку ценят за ее достижения, то миф должны ценить стократно, поскольку его достижения несравнимо значительней. Создатели мифа положили начало культуры, в то время как рационалисты и ученые всего лишь ее изменили, при этом не всегда в лучшую сторону»8. Это полностью согласуется с утверждением Елены Блаватской в ее «Тайной Доктрине», что современная наука - это всего лишь извращенная Древняя мысль, не более.
Нужны множества представлений и теорий, чтобы открывать новые факты и новые взгляды на мир. «Стремления увеличить свободу, жить полной, настоящей жизнью и соответственно стремление раскрыть секреты природы и человеческого бытия - продолжает Файерабенд - приводят, следовательно, к отричению всяких универсальных стандартов и закостенелых традиций»9. Есть только один принцип, который всегда и везде актуален, а именно: все - допустимо.
Вследствие этого догматизма, согласно Живой Этики, очевидные вещи объясняются самым нелепым образом или трактуются как суеверия, действительные события попадают в разряд недопустимых, а любые необычные явления объявляются совпадением или случайностью. Так действительность заменяется условной очевидностью. Поэтому Живая Этика отстаивает создание новой синтетической науки, обращая внимание на необходимость диалога между наукой, искусством, философией, религией, между научными и метанаучными методами познания как взаимодополняющими ракурсами объективного исследования бытия, при этом подразумевается, что насколько высок уровень сознания, настолько и высок уровень синтетического знания.
Разделение знания и запрещение или пренебрежение некоторыми из его сторон закрывает путь к правильному и целостному осмыслению открываемых явлений, в результате чего эмпирическая наука удаляется от духовных проблем, превращаясь в технологическую науку, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Гадамер так же утверждает, что современная наука присвоила себе право определять что есть истина, но ее обхват слишком тесен для жизни человека. Он указавает на то, что бесспорность науки заканчивается там, где начинаются настоящие вопросы человека - бытие, крайность, историчность, смерть и утверждает в работе «Что есть истина?», что через гуманитарную традицию осуществляется движение к всеобхватной философии истины. «Я верю, что наука о духе имеет свидетельство, которое может подчинить методы современной науки»10 - пишет он в работе «Истина и метод».
Реальность мира не ограничивается только видимыми явлениями, а находится во взаимодействии и одновременном существовании с видимым и невидимым миром, который по мере развития человеческих способностей, в результате духовно-нравственного усовершенствования также превратится в видимый. Сегодня возможность рациональной онтологии вообще является проблемой. Развивается
новая онтология на основании вненаучных принципов посредством метода герменевтики.
Известно, что определение природы науки является одной из добровольно принимаемых обязанностей философов от самых древних времен. Следовательно, перед философией, и в частности перед этикой, являющейся частью философской науки «исследующей отношения между людьми, Богом и природой» (К. Нешев), сегодня стоит задача содействовать обновлению и трансформированию науки и устанавливать новую синтетическую систему познания, способную объяснять и явления физического мира, и невидимого - духовного, что способствовало бы эволюции и связям с высшими мирами и представителями Космического Разума. Драма западной науки состоит в том, что она не создана для исследования души. «Если принять гипотетично, что эти явления11 существуют, что станет с онтологией? Может ли какая-нибудь европейская метафизика их принять так, чтобы не «разошлось по швам»?12 - вопрошает проф. С. Герджиков, что как будто бы объясняет известный антагонизм к определенным личностям и концепциям.
Но при необычайных условиях будущего будет невозможно идти избитыми дорогами, а тревога за судьбы мира предполагает поиск новых, следовательно, только через обновление мышления человечество может достигнуть новой ступени эволюции, ибо «великое огненное очищение приближается» (из письма Е. И. Рерих к А. И. Клизовскому)13.
Один из самых интересных философов Греции Гераклит еще в VI в. до н. э. дал определение огня как единого начала в Космосе. Подобно ему создатели Живой Этики разделяют убеждение, что космический огонь (огненная энергия) есть могучая стихия, проявляющаяся во всяком живом существе и наполняющая целое пространство, основа жизни. Так же как и эфесский мудрец, рассматривающий разнообразие как результат обмена огня с нечто (согласно его метафорическому языку), Е. Рерих, разделяя эти же взгляды, говорила, что «по значению огненная энергия есть первичная начальная энергия, которая в комбинации с организованным фокусом (или организмом) превращается в психическую энергию»14 - уникальную по свойствам для каждого человека, в зависимости от уровня его развития. Самыми сильными проявлениями психической энергии у человека являются продукты сознания - мысли, чувства, эмоции. Следовательно, приближение новых тонких энергий, названных в Живой Этике космическим огнем, требует от людей признания в себе огненного, космического начала и заботы о своей психической энергии по пути духовно-нравственного усовершенствования, по пути Культуры как символа Красоты, Добра и Истины. Документирование эманаций чувств, согласно Живой Этики, покажет, что именно любовь, добро, как плод универсальной любви и восторга от прекрасного и красивого, разжигают огни в человеке. Через Красоту, Любовь и Доброту в наш плотский мир входит тонкая энергетика высшего бытия, которая включает человека в космический энергообмен и сотрудничество. Духовно
и нравственно совершенствуясь, человек утончает свою энергетику и приобретает возможность познать и прикоснуться к другим измерениям и получать от них информацию. Духовно-нравственное усовершенствование является путем к сверх-естественому опыту и знанию.
Эволюция ставит перед человечеством проблему Нового Мира и Нового человека, который находится в неразрывной связи с Культурой. Именно с ней связывается Всеначальная космическая огненная энергия: «Культура есть синтез, культура прежде всего - это понимание и познание основ Бытия и созидания, потому что она - почитание творческого огня, который есть сама жизнь»15. Культура есть решающий фактор развития человеческого общества и единственный путь к спасению человеческой цивилизации, ибо настоящая эволюция совершается единственно над основами Знания и Красоты, согласно авторам Учения.
«Да, я вижу, как в недалеком будущем будет основана Лига Культуры, в которую войдут лучшие представители мысли, знания и творчества, и где женщина скажет свое слово, и эта Лига Культуры соберется под Знаменем Мира»16, - пишет Е. Рерих (письмо к Н. и Л. Хоршам)
Спустя восемьдесят лет после того, как были сказаны эти слова в октябре 2010 г., в Астане состоялся Мировой Форум Духовной Культуры, цели и задачи которого были полностью в духе идей Елены и Николая Рерихов - двух великих мыслителей, предсказавщих путь цивилизационного развития на сто лет раньше, благодаря своей огромной духовной культуре, оригинальному философскому мышлению и способности предвидения, благодаря связи с Иерархией Света17.
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации: 04. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 29. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 29. 11. 2014).
2 Уйлкинс У. Дж. Митология на Древна Индия. София, 1993. С. 141.
3 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 2. С. 414.
4 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 3: 1935. С. 513. Письмо от 11 октября 1935 г.
5 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. Т. 1: 1919-1933. С. 177. Письмо от 28 августа 1931 г.
6 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2002. Т. 4: 1936. С. 207. Письмо от 18 июня 1936 г.
7 Там же. С. 41.
8 Фейерабенд П. Избранные работы по методологии науки. М., 1986.
9 Там же.
10 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.
11 Речь идет о ясновидении, перемещениях предметов силой мысли, телепатии, контактах с внешними силами, лечении биополем.
12 Герджиков С. Философия. София,1992. С. 60.
13 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. Т. 2: 1934. С. 156. Письмо от 23 июня 1934 г. С. 156.
14 Беседы с Учителем // Мир Огненный. 1999. № 1.
15 Рерих Е. И. Письма. Минск, 1992. Т. 1. С. 86
16 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. Т. 1: 1919-1933. С. 141. Письмо от 29 мая 1931 г.
17 Все цитаты переведены с болгарского языка.