Научная статья на тему 'Дискурсивный процесс самокатегоризации: его когнитивная сущность'

Дискурсивный процесс самокатегоризации: его когнитивная сущность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЗАЦИЯ / САМОКАТЕГОРИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КАТЕГОРИЯ / АТРИБУЦИЯ / САМОАТРИБУЦИЯ / CATEGORIZATION / SELF-CATEGORIZATION / IDENTITY / CATEGORY / ATTRIBUTION / SELF-ATTRIBUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солодкова Елена Владимировна, Тюрнева Татьяна Викторовна

Раскрываются когнитивная сущность процесса самокатегоризации и его реализация в процессе конструирования дискурса. Самокатегоризация представляет собой частный случай глобального процесса категоризации и понимается как когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов, т. е. причисление себя к определенной группе людей, обладающих сходными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the cognitive essence of the process of self-categorization and its implementation in the process of discursive construction. Self-categorization is represented as a particular case of the global process of categorization and understood as a cognitive grouping itself with the rank of identical objects, in other words attaching itself to a definite group of people having the same characteristics.

Текст научной работы на тему «Дискурсивный процесс самокатегоризации: его когнитивная сущность»

языкознание

4. Голев Н.Д., Лебедева Н.Б. Речевой жанр ссоры и конфликтные сценарии // юрислингвистика: русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000. С. 179-195.

5. Голев Н.Д., Матвеева О.Н. Юрислингвисти-ческая экспертиза: на стыке языка и права // Сиб. филол. журн. 2003. № 1. С. 146-156.

6. Ивакина H.H. Профессиональная речь юриста. М.: Изд-во БЕК, 1997.

7. Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка для судей, юристов СМИ, прокуроров, следователей, дознавателей и экспертов. М.: Юридический Мир, 2006.

8. Регламент Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: утв. постановлением от 22 янв. 1998 г. № 2134-II ГД: в ред. постановления от 9 нояб. 2016 г. № 172-7 ГД [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?f-rom=2 12433-0&rnd=0BEFC545E2AE04F7FDA7A9EA34A B7DBE&req=doc&base=EXP&n=722978&REFDOC =212433&REFBASE=EXP#215tv7wotis (дата обращения: 22.11.2018).

9. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против: сб. ст. М., 1975.

* * *

1. Aleksandrov A. Yuridicheskaya tekhnika - sudebnaya lingvistika - grammatika prava // Ugolovnoe sudoproizvodstvo. 2007. № 2. S. 32-34.

2. Gal'perin I.R. Tekst kak ob»ekt lingvistichesko-go issledovaniya. M.: KomKniga, 2007.

3. Gubaeva T.V. Yazyk i pravo. M.: Norma, 2003.

4. Golev N.D., Lebedeva N.B. Rechevoj zhanr ssory i konfliktnye scenarii // Yurislingvistika: russkij yazyk v ego estestvennom i yuridicheskom bytii. Barnaul, 2000. S. 179-195.

5. Golev N.D., Matveeva O.N. Yurislingvisti-cheskaya ekspertiza: na styke yazyka i prava // Sib. fi-lol. zhurn. 2003. № 1. S. 146-156.

6. Ivakina N.N. Professional'naya rech' yurista. M.: Izd-vo BEK, 1997.

7. Kak provesti lingvisticheskuyu ekspertizu spor-nogo teksta? Pamyatka dlya sudej, yuristov SMI, pro-kurorov, sledovatelej, doznavatelej i ekspertov. M.: Yuridicheskij Mir, 2006.

8. Reglament Gosudarstvennoj dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: utv. postanovleniem ot 22 yanv. 1998 g. № 2134-II GD: v red. postanovleniya ot 9 noyab. 2016 g. № 172-7 GD [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?from=212433-0&rnd=0BEFC545E2AE 04F7FDA7A9EA34AB7DBE&req=doc&base=EXP& n=722978&REFDOC=212433&REFBASE=EXP#215 tv7wotis (data obrashcheniya: 22.11.2018).

9. Yakobson R. Lingvistika i poetika // Struktu-ralizm: za i protiv: sb. st. M., 1975.

© Солодкова E.B., Тюрнева Т.В., 2019

Role of legal linguistics in modern society

The article deals with the close cooperation of lawyers and philologists in the sphere of language use in lawmaking. There are analyzed the scientists' researchers, there are considered the issues of legal linguistics in the society. There is determined the circle of questions for the expert research with the usage of special linguistic knowledge. There is paid special attention to the linguistic expertise that is highly-demanded in criminal and administrative cases and the cases of administrative violation.

Key words: legal studies, legal linguistics, language of law, regulatory legal act, linguistic expertise, speech activity.

(Статья поступила в редакцию 03.06.2019)

е.в. солодкова, т.в. тюрнева

(иркутск)

дискурсивный процесс

самокатегоризации:

его когнитивная сущность

Раскрываются когнитивная сущность процесса самокатегоризации и его реализация в процессе конструирования дискурса. Самокатегоризация представляет собой частный случай глобального процесса категоризации и понимается как когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов, т. е. причисление себя к определенной группе людей, обладающих сходными характеристиками.

Ключевые слова: категоризация, самокатегоризация, идентичность, категория, атрибуция, самоатрибуция.

Для когнитивной лингвистики, изучающей характер механизмов взаимодействия человека с окружающим миром посредством языка, очень важно, как именно человек воспринимает и категоризует действительность, какие когнитивные факторы играют определяющую роль в формировании порождаемого им дискурса. Самокатегоризация является неизбежным процессом при восприятии челове-

известия вгпу. филологические науки

ком окружающего мира и себя в нем, и данное понятие и механизмы самокатегоризации являются предметами изучения в психологии и социологии, однако, на наш взгляд, процесс самокатегоризации требует более тщательного изучения с точки зрения дискурса.

Целью данной работы является исследование когнитивной природы процесса самокатегоризации в процессе конструирования дискурса как части глобального процесса категоризации. Категоризация в узком смысле - это подведение явления, объекта, процесса под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, но в более широком смысле - процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений, а также результат классификационной деятельности. Категоризация - одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями - сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия [4, с. 42-43].

Категория - одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию [Там же, с. 45]. Важность момента категоризации в сознании подчеркивают такие когни-тологи, как Э. Рош, Дж. Лакофф и др. Они выделяют различные уровни категоризации, среди них основным является естественный (базовый) уровень категоризации, который включает познание объектов и их называние [5]. Исследование категоризации на базовом уровне приводит к предположению, что опыт человека еще до его концептуального осмысления структурируется именно на этом уровне. Мы способны взаимодействовать с объектами реального мира, структурируя их по оппозиции «часть - целое», с помощью основанного на гештальтах восприятия, двигательной активности и создания богатых ментальных образов. это взаимодействие является источником доконцептуальной организации нашего опыта. Наши концепты базового уровня согласуются с этой доконцептуальной структурой, присутствующей в сознании, и осмысляются в ее терминах. На этом уровне основы-

вается весь процесс познания, базирующийся на способности сознания к созданию образов, вспоминанию.

Процесс восприятия, происходящий в сознании, строится на гештальтах. он отражает, как сознание классифицирует информацию. При восприятии в сознании происходит разграничение предметов на общем уровне (например, мы можем отличить бегемота от слона). Дальнейший процесс восприятия происходит на частном уровне и достаточно труден (так, сложно разобраться в отличии одного вида слонов от другого). однако о содержании когнитивных структур можно судить только при помощи языка, потому что он кодирует когнитивные процессы. При этом нужно учитывать, что языковые знания передают всего лишь часть информации, другая ее часть конституируется в концептах. Поэтому герменевтические интерпретации смыслов текста могут быть разнообразны по своему содержанию [5].

Е.С. Кубрякова, в свою очередь, отмечает, что «языковые категории и языковые классы указывают, хотя и с разной степенью опосре-дованности, на ту содержательную информацию, которая уже стала продуктом человеческой обработки. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности, эта информация обретает в языковых формах свое отражение и свою фиксацию» [2, с. 45]. Результаты категоризации отражены в полнозначной лексике, а каждое полнозначное слово можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Не будь имен, как знали бы мы, к какому классу или категории относит человек, говорящий на естественном языке, какой-либо объект, процесс, признак или явление. Но такое утверждение не следует понимать чересчур буквально: ведь и животные, как и маленькие дети, различают стимулы разной природы и по-разному на них реагируют [10, р. 77]. В процессе категоризации говорящий, категоризуя мир, классифицирует вещи, бесконечное разнообразие своих ощущений и объективное многообразие форм материи и форм ее движения в определенные рубрики, т. е. классифицирует их и подводит под такие объединения, как классы, разряды, группировки, множества, категории. Как показала Э. Рош, двумя центральными понятиями в процессе категоризации являются понятие прототипа и понятие базисного уровня, другими словами, одна категория может объеди-

язы1кознание

нять члены с неравным статусом, т. е. не полностью повторяющимися признаками. Один из таких членов может обладать привилегированным положением, являя собой лучший образец своего класса, наиболее полно отвечая представлению о сути объединения и его прототипе, вокруг которого группируются остальные члены категории [5, с. 44-46].

Самокатегоризация представляет собой частный случай когнитивного процесса категоризации, являющегося одним из базовых понятий когнитивной лингвистики, которое, по словам Н.Н. Болдырева, раскрывает общие принципы познавательного процесса и формирования знаний - того, как мы познаем окружающий нас мир, в какой форме и каким образом мы сохраняем полученные знания, в том числе с помощью языка [1].

самокатегоризация же в современной антропоцентрической науке рассматривается как когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов, т. е. причисление себя к определенной группе людей, обладающих сходными характеристиками [13]. Согласно М. Мерло-Понти, тело выделяет из себя смысл, который ниоткуда к нему не приходит, оно проецирует смысл в свое материальное окружение и сообщает другим [6]. Как полагает X. Маркус, людьми руководят не только восприятие и видение ими ситуации, но также их концепции самих себя. У людей имеются я-схемы (self-schemes). Одни выстраивают свое поведение вокруг концепта зависимости, другие - независимости, а для третьих ни то ни другое не имеет значения. Люди отслеживают множество аспектов собственного поведения с точки зрения его мужественности / женственности. Индивиды проводят я-мони-торинг (self-monitoring) - стремление людей наблюдать собственное поведение и то, какое впечатление они стремятся произвести. Таким образом, люди управляют собственным поведением, принимая во внимание «возможное я», т. е. позитивные я-концепции (self-conceptions), которым они бы хотели соответствовать, и негативные я-концепции, которых они бы хотели избежать [12, p. 64].

Кроме того, при изучении я-схем можно сопоставлять их валентности. Я-схемы могут включать преимущественно позитивную или негативную информацию о собственном «я», т. е. в некоторых важных сферах у людей могут сформироваться как позитивные, так и негативные представления о себе. Этот момент иллюстрируют исследования у женщин я-схем сексуальности [9].

Дж. Тернер разработал когнитивную теорию самокатегоризации, дав общее определение я-концепции как системы когнитивных представлений о себе, где я-концепты являются следствием категоризации, т. е. когнитивными представлениями о себе как о подобном другим индивидам внутри определенного класса и отличном от представителей другого класса. Основная идея данной теории формулируется следующим образом: «люди оцениваются позитивно в той степени, в которой они воспринимаются как прототипные той самокатегории, в рамках которой они были сравнены» [13, p. 113].

Рассмотрим процесс самокатегоризации, который происходит при порождении женского автореферентного дискурса, под которым мы понимаем сообщение женщины о самой себе. В женском автореферентном дискурсе самокатегоризация возникает как собственная интенциональность женского сознания, когда говорящая / пишущая сама имеет стимул сказать / написать о себе.

у такой женщины существует потребность идентифицировать себя, проанализировать для других собственную личность, дать о себе знания другим, и она мотивирована этой потребностью, стимулирована ею и поэтому проецирует в коммуникативное пространство следующий дискурс: When I write it I realize that here I am, a middle-aged woman, with a university education and I've never made anything out of my life. I'm just a housewife. You might write: business manager, cook, nurse, chauffeur, dressmaker, interior decorator, accountant, caterer, teacher, private secretary or just put down philanthropist. All your life you have been giving away your energies, your skills, your talents, your services for love. But still, the housewife complains, I'm nearly fifty and I've never done what I hoped to do in my youth. I've wasted my college education [11].

Из примера следует, что результаты категоризации отражаются в полнозначной лексике; каждое полнозначное слово или словосочетание можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию, со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Самокатегоризация женщины, проходящая по ее собственной интенциональности, в языковом выражении осуществляется на основе соотнесения местоимения I с определенным пол-нозначным словом или словосочетанием, указывающим на категорию, к которой женщина причисляет себя.

известия вгпу. филологические науки

Данная женщина пишет, что она подобна женщинам из нескольких социальных групп; в лингвистических терминах - она причисляет себя к нескольким категориям. В первую очередь она номинирует себя с помощью полно-значного словосочетания a middle-aged woman (I am a middle-aged woman). Затем она относит себя к категории a woman with a university education. И в конце концов она называет себя домохозяйкой (I'm just a housewife). Далее женщина не сама номинирует себя, а уже говорит от лица социума (что выражается через местоимение you), расшифровывая всеобщее представление о категории housewife. Пишущая перечисляет массу других категорий, которые, по мнению социума, входят в категорию housewife: business manager, cook, nurse, chauffeur, dressmaker, interior decorator, accountant, caterer, teacher, private secretary, philanthropist.

Однако данная женщина не согласна с социумом, и она относит к своей идентичности только категорию housewife. Пишущая присваивает себе идентичность домохозяйки и не присваивает себе идентичность женщины с университетским образованием. По формальным критериям оно у нее есть, а фактически она его утратила (I've wasted my college education) и существует только в идентичности домохозяйки. она пишет, что в молодости у нее были виды на идентичность женщины с высшим образованием, но она отдала все за любовь (for love). Концептуализируя себя через концепт "Love", она, будучи только домохозяйкой, все же недовольна своей идентичностью, что выражается в дискурсе жалобы (the housewife complains). Женщина существует в дискурсе домохозяйки, она сообщает о своей идентичности (housewife) и о том, какие чувства она испытывает относительно этого, однако она недовольна им и тоскует по другому дискурсу.

в следующем примере женщина категори-зует себя через механизм самоконцептуализации, путем апелляции к концепту "Obedience": Well, I would say obeying would work a lot when there's children involved, it would be better to put aside our ego for the sake of the children. I'm a married woman with 3 kids. And yes, I do let him make all the decision around the house. He's the breadwinner, and I don't mind if he choose brown for the colour of our wall or what type of stereo/ speaker, DVD, antenna, cars, fridge, light bulb, curtain, cushion, computer etc, 'cause I strongly believe these are things he supposes to pro-

vide, so let him choose. Oh, and the bills also. My main concern would be the food on the table and the children, their clothing, their daily food, their health and cleaning of the house. Because by the end of the day, the husband wouldn't mind a little messy in the house, all he needs to know is whether his children were having a nice, safe, good, enjoyable day at home [11] .

С помощью трансформации дискурса (obeying would work ^ I obey my husband) видно, что в данном примере женщина присваивает себе категорию an obeying housewife. Идентифицируя себя с помощью номинации I'm a married woman with 3 kids, она принимает идентичность жены, матери и домохозяйки. Далее она рассказывает свою жизненную историю, говорит о своем муже, об их семейной жизни, тем самым она как бы расшифровывает категорию an obeying woman и объясняет, почему хорошо быть подчиняющейся. в данном примере, в отличие от предыдущего, женщина принимает свою идентичность, она довольна ею, она с радостью существует в дискурсе домохозяйки, принимает дискурсивную экзистенцию «подчиняющейся жены», имеет потребность рассказывать о ней другим.

в приведенных примерах женщины приписывают себе качества и характеристики, присущие определенным идентичностям. Другими словами, говорящие / пишущие женщины осуществляют дискурсивную самоатрибуцию личностных качеств. Атрибуция (от англ. attribute - «приписывать, наделять») - это интерпретация субъектом своего восприятия поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения путем приписывания этим людям определенных свойств и характеристик [7].

Б.С. Сосорова рассматривает атрибуцию в лингвистическом аспекте - как приписывание Другому свойств, качеств и характеристик посредством дискурса. Дискурсивная атрибуция личностных качеств понимается ею как сложная оценочная деятельность, осуществляемая посредством категоризации Другого в дискурсе о нем посредством различных языковых средств [8].

Таким образом, можно прийти к выводу, что в процессе самокатегоризации говорящий / пишущий категоризует себя, стремится к выражению смыслов о себе, производит дискурсивное приписывание себе определенных характеристик и качеств, другими словами, говорящий / пишущий осуществляет дискурсивную атрибуцию своих личностных качеств.

языкознание

Подобный дискурс, в котором наблюдается процесс самокатегоризации, создается специально для оказания определенного воздействия на социального адресата. Говорящий I пишущий по знакам, смыслам, действиям, которые он производит, как бы «измеряет» себя, сам конструирует свой образ, приписывает себе определенные знаки, смыслы, действия. При этом в основе дискурса лежит осмысление человеком самого себя, превращение самого себя в референт собственного дискурса, выделение себя как категории в мире, т. е. самокатегоризация. Все это в целом не что иное, как предъявление себя к восприятию, привлечение к себе внимания других людей, предоставление полной и исчерпывающей информации о себе.

Список литературы

1. Болдырев Н.Н. Перекатегоризация глагола как способ формирования смысла высказывания II Изв. АН. Сер. лит. и яз. 2001 Т. 60. № 2. С. 40-55.

2. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука II Вопр. языкознания. 1994. № 4. С. 34-47.

3. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) II Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58. № 5-6. С. 3-12.

4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панк-рац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. M., 1997.

5. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование II Язык и интеллект. M.: Изд. группа «Прогресс», 1996. С. 143-184.

6. Mерло-Понти M. Феноменология восприятия I пер. с фр.; под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента, Наука, 1999.

7. Mещеряков Б.Г, Зинченко В.П. Большой психологический словарь. M.: Прайм-Еврознак, 2007.

8. Сосорова Б.С. Когнитивная природа дискурсивной атрибуции личностных качеств II Научные достижения и открытия 2017: сб. ст. II Mеждунaр. науч.-практ. конкурса I под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: MЦНC «Наука и Просвещение», 2017. С. 96-99.

9. Andersen B.L., Cyranowski J.M. Women's Sexual Self-schema II Journal of Personality and Social Psychology. Washington, D.C.: Hemisphere, 1994. Vol. 67. P. 1079-1100.

10. Jackendoff R. Semantics and Cognition. 6th ed. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1993.

11. Ladies' Home Journal [Electronic resource]. URL: http:IIwww.lhj.com (дата обращения: 12.08.2019).

12. Markus H. Self-schemata and Processing Information about the Self // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. Vol. 35. P. 63-78.

13. Turner J. Social Categorization and Self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in group processes: Theory and Research.

Greenwich, CT: JAI Press, 1985. P. 77-121.

* * *

1. Boldyrev N.N. Perekategorizaciya glagola kak sposob formi-rovaniya smysla vyskazyvaniya // Izv. AN. Ser. lit. i yaz. 2001 T. 60. № 2. S. 40-55.

2. Kubryakova E.S. Nachal'nye etapy stanovleniya kognitivizma: lingvistika - psihologiya - kognitivnaya nauka // Vopr. yazykozna-niya. 1994. № 4. S. 34-47.

3. Kubryakova E.S. Semantika v kognitivnoj lingvistike (o koncepte kontejnera i formah ego ob#-ektivacii v yazyke) // Izv. RAN. Ser. lit. i yaz. 1999. T. 58. № 5-6. S. 3-12.

4. Kubryakova E.S., Dem'yankov V.Z., Pank-rac Yu.G., Luzina L.G. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. M., 1997.

5. Lakoff Dzh. Kognitivnoe modelirovanie // Yazyk i intellekt. M.: Izd. gruppa «Progress», 1996. S. 143-184.

6. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriya-tiya / per. s fr.; pod red. I.S. Vdovinoj, S.L. Fokina. SPb.: Yuventa, Nauka, 1999.

7. Meshcheryakov B.G, Zinchenko V.P. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. M.: Prajm-Evroznak, 2007.

8. Sosorova B.S. Kognitivnaya priroda diskursiv-noj atribucii lichnostnyh kachestv // Nauchnye do-stizheniya i otkrytiya 2017: sb. st. II Mezhdunar. na-uch.-prakt. konkursa / pod obshch. red. G.Yu. Gulya-eva. Penza: MCNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. S. 96-99.

Discursive progress of self-categorization: its cognitive essence

The article deals with the cognitive essence of the process of self-categorization and its implementation in the process of discursive construction. Self-categorization is represented as a particular case of the global process of categorization and understood as a cognitive grouping itself with the rank of identical objects, in other words attaching itself to a definite group of people having the same characteristics.

Key words: categorization, self-categorization, identity, category, attribution, self-attribution.

(Статья поступила в редакцию 22.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.