Дискурсивная конструкция имиджа Китая на фоне выдвинутой концепции «Пояс и путь»
Ван Наньнань
к. филол. н., лектор, Институт русского языка Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ), Китайский центр исследований языков Северо-Восточной Азии при Государственном комитете по языковой политике и реформе (ДУИЯ), Русский центр ДУИЯ, wangnannan528@mail.ru
Цао Хуэйлинь
к. политических наук, лектор, Синьянский педагогический университет
Целью данного исследования является выяснение взаимоотношений между усиливанием власти дискурса и созданием имиджа страны и предложение стратегий и методов для дискурсивной конструкции имиджа Китая на фоне выдвинутой концепнии «Пояс и путь». Научная новизна данного исследования состоит в том, что проведён междисциплинарный анализ дискурсивной конструкции имиджа Китая. Результаты исследования позволяют определить неразрывную связанность создания имиджа страны с усиливанием власти дискурса на международной арене и при пасситивной оценке мирового сообщества о концепции «Пояс и путь» внести следующие разумные предложения: 1) ослабление концепции подъёма Китая и укрепление концепции взаимного сотрудничества; 2) ослабление политической окраски и укрепление культурного привлечения; 3) ослабление единственности распространения и укрепление различности распространения. Ключевые слова: дискурс; дискурсивная конструкция; имидж Китая; концепния «Пояс и путь»; усиление власти дискурса на международное арене.
Коммуникация является одним из основных средств в процессе создания имиджа Китая для того, чтобы публика по всему миру узнала о китайской политике, экономическом развитии Китая, нашей культуре и т.д. И тем самым со временем имидж Китая постепенно укоренился в людских душах. Язык является основным кодом общения в международных отношениях. Сам язык составляет важную часть мягкой силы государства. Дискурс, порождаемый из языка как посредника имеет конструкционную функцию. Дискурс оказывает влияние на отношения других стран к Китаю и решает его положение в мире. Так что рациональное выдвижение государственной политики имеет важное значение для создания имиджа Китая. Выдвижение концепции совместного развития «Пояс и путь» закладывает фудамент для создания позитивного имиджа нашей страны и усиливает власть дискурса нашей страны на международной аренде.
(0 сч о сч
ю
Публикация подготовлена в рамках поддержанного проекта молодёжного фонда гуманитарных и общественных наук Министерства образования Китая 2021 года «Исследование категории оценки китайского и российского политического дискурса» № 21УиС740055 и проекта фундаментальных исследований Департамента образования провинции Ляонин 2021 года «Исследование оценочной семантики китайского и российского медийно-дипломатического дискурса» № икИ0420.
Исследование имиджа страны с междисциплинарной точки зрения
Профессор Гуань Вэньху проанализировал понятие имиджа страны в «Теории имиджа страны»: «Имидж страны представляет собой комплекс. Это восприятие самой страны, национального поведения, международной деятельности и ее результатов внешней общественностью страны и внутренней общественностью страны, на основе которого дается его общее представление и оценка» [Гуань Вэньху, 1999: 23]. Это определение неоднократно цитировалось в китайских академических кругах и пользуется большим влиянием. Имидж страны является выражением и символом национальной силы и национального духа, важнейшим нематериальным активом суверенной страны и концентрированным выражением всеобъемлющей национальной силы. В качестве психологического понятия имидж страны был введен в сферу академических исследований. Это основная концепция, фокусирующаяся на когнитивной области. Оно подчеркивает восприятие и оценку страной (включая общественность) политических, экономических, социальных,
культурных и других аспектов другой страны. Это суждение, которое подчеркивает стандарты ценностей субъекта. Для такой развивающейся страны, как наша, оптимизация национального имиджа и стремление к международному доверию и пониманию страны по мере роста ее силы являются важными задачами, которые развивающаяся страна должна выполнить. В то же время имидж страны сочетает в себе понятия политики и международных отношений. Американский политолог Кеннет Боулдинг, основатель исследования имиджа страны, считает, что имидж страны - это сочетание восприятия страны самой себя и восприятия ее другими участниками международной системы; Это результат серии информационных входов и выходов и информационный капитал с четкой структурой. Он был первым, кто рассмотрел имидж страны в трех измерениях национального пространства, национальной силы и национальной воли, обсудил взаимосвязь между имиджем страны и национальной системой и тем самым заложил основу для исследований имиджа страны. [Чэнь Вэй, 2014: 34-38] С тех пор ученые провели углубленные исследования имиджа страны в своих исследовательских областях.
Исследования имиджа страны в области политологии сочетают в себе реалистические и конструктивистские теории. «Политика престижа», упомянутая Моргентау в «Международной политике», установила реалистическую линию исследования имиджа западных стран. Реалистическая школа рассматривает имидж страны как категорию национальных интересов, как невидимое «политическое оружие» страны для «стремления к власти, сохранения власти и демонстрации власти». [Ю Хун и Ван Кун, 2014: 167-172] Конструктивистская школа считает, что отношения между странами строятся, а позиционирование и признание национальной идентичности являются результатом социального взаимодействия. Таким образом, достигается конструкция людьми имиджа страны за счет интеграции внешней информации и придается значение имиджу старны в общении и идентификации. Теория конструктивизма понимает национальные интересы и поведение путем изучения отношений и взаимодействия между странами в международном обществе и обеспечивает теоретическую основу для создания имиджа страны.
Современная психологическая когнитивная теория считает, что познание внешних вещей — это процесс, в котором когнитивный субъект получает, кодирует, хранит, извлекает и использует внешнюю информацию. Имидж
страны представляет собой когнитивно-дискурсивную конструкцию. Сущность имиджа страны заключается в общем впечатлении, отношении и оценке целевой страны отечественной и зарубежной общественностью. Создание имиджа страны включает три части: познание, эмоция и поведение. Познание предполагает внешний имидж страны; эмоция представляет собой стереотип страны в сознании людей; познание и эмоция вместе составляют основу поведения.
Исследования в области коммуникации, ориентированные на распрастронение имиджа страны, не только включают всестороннее рассмотрение национальной силы и национальной воли целевой страны, но также зависят от таких факторов, как когнитивная среда, репрезентация в СМИ и целевая аудитория. Ученые в области коммуникации используют такие теоретические инструменты, как теория фрейма, теория установления повестки дня и теория кодов, для теоретического анализа создания имиджа страны другими. Они сосредочены на изучении имиджа страны в средствах массовой информации. Всесторонне рассмотрены исторические, культурные и социальные факторы и создан целостный, многообразный и объективный имидж страны.
Различные дисциплины уделяют разное внимание изучению имиджа страны. Политическая наука фокусируется на изучении имиджа страны с точки зрения национальных интересов, национальных взаимодействий и международных отношений. Социальная психология фокусируется на познании и оценочном анализе имиджа страны. В коммуникативных исследованиях особое внимание уделяется коммуникативному механизму в процессе создания имиджа страны и теоретическим перекрестным приложениям между дисциплинами. Теоретическая перспектива исследования имиджа страны динамично развивается и её междисциплинарный характер открывает новые пути для изучения имиджа страны. В данной работе проводится междисциплинарное исследование дискурсивной конструкции имиджа Китая на фоне выдвинутой концепции «Пояс и путь».
Взаимоотношения между усилением власти дискурса и созданием имиджа страны
В 1980-х годах концепция «дискурс» вошла в сферу исследований международных отношений. Ее основные исследования были сосредоточены на конструктивизме и постструктурализме. На исследование дискурса оказала глубокое влияние теория «власть дискурса» французского мыслителя-постмодерниста Мишеля
и
и *
о х
а
а
и о т
V
(О
сч о сч
in
Фуко, ценность которого заключается в раскрытии конструктивной функции и властных характеристик дискурса как социальной практики, и дискурс воплощает в себе своего рода властные отношения. Фуко считает, что так называемая «истина» формируется после того, как знания попадают в дискурс посредством власти. [Фуко, 2017: 245] Именно власть определяет, какой дискурс может проходить беспрепятственно, а какой дискурс запрещен. С точки зрения сочетания дискурса и власти, существует также так называемая «истина» — геге-монистский дискурс в международном сообществе. Гегемонистский дискурс создается странами, обладающими гегемонией дискурса, и такой дискурс широко распространен в международном сообществе, в то время как дискурс других стран отвергается и подавляется международным сообществом. Объединяя теорию «власть дискурса» Фуко и связанные с ней результаты исследований в области международных отношений, китайский ученый Ван Сяо определяет власть дискурса на международной арене как «способность суверенной страны доносить до международного сообщества дискурсы, содержащие определенные культурные концепции, ценности, идеологии и другие факторы посредством официальной дипломатии, средств массовой информации, гражданских обменов и других каналов, чтобы другие страны могли добровольно принять и признать» [Ван Сяо, 2010: 59].
Власть дискурса на международной арене -это не только право высказываться, но и способность и влияние установить повестку дня. Междисциплинарные теоретические знания, такие как дипломатия, политическая коммуникация, исследования в области связей с общественностью и лингвистика, обеспечивают теоретическую основу для практического исследования дискурса власти на международной арене. Текстовый анализ дипломатии, контент-анализ политической коммуникации, критический дискурсивный анализ и позитивный дискурсивный анализ лингвистики, а также комплексное применение некоторых программ для анализа частотности слов и баз данных создали методологическую систему для исследования власти дискурса на международной арене, то есть переход от «деконструкции» к «конструкции». В то же время принципы учета потребностей «других» и «своих» в дипломатических переговорах, принцип «слушания» в новой публичной дипломатии и золотое правило «познание - это реальность» в области связей с общественностью всесторонне сформировали многомерную аналитическую основу для
исследования власти дискурса на международной арене.[Чжэн Хуа, 2023:1]
Создание имиджа страны неразрывно связано с усилением власти дискурса на международной арене. В условиях глобализации и информатизации «имидж и престиж стали реальными стратегическими ресурсами страны» [Sheng Ding, 2007-2008: 627]. Имидж стал нематериальным стратегическим ресурсом. Создание имиджа страны зависит не только от его влияния в политике, экономике, культуре, дипломатии, науке, образовании и других областях, но и больше связана с завоеванием доминирования в создании имиджа страны посредством дискурсивных игр. Создание имиджа страны - это не только процесс дискурсивной практики страны, но и процесс конкуренции между странами за их власть дискурса на международной арене. Прежде всего, создание имиджа страны достигнута с помощью общей дискурсивной конструкции о себе и других. Имидж страны включает в себя как самосознание, так и представление других, и дискурс становится мостом между собой и другими когнитивными субъектами. Имидж страны, объясненный посредством самоинтерпретации, напрямую влияет на его дискурсивую конструкцию другими когнитивынми субъектами. Таким образом, имидж страны, сочетающий в себе самосознание и представление других, создается и распространяется в ходе дискурсивного обмена и конкуренции за власть дискурса между двумя сторонами. Во-вторых, создание имиджа страны носит субъективный и объективный характер. Когнитивный субъект может проявлять субъективную инициативу при интерпретации объективных фактов для дискурсивной конструкции имиджа страны. Сталкиваясь с теми же объективными фактами, если страна обладает более влиятельной влатью дискурса на международной арене, может эффективно донести свои собственные дискурсы до международного сообщества и позволить другим субъектам проявить инициативу в их принятии и получении признания, это может оказать большее или даже решающее влияние на создание имиджа страны. [Ван Сяо, 2010: 60]
Создание позитивного имиджа страны с помощью выдвинутой концепции совместного развития «Пояс и путь»
C проведением политики реформы и открытия экономика в Китае растёт быстрыми темпами и совокупная мощь государства очевидно повышается, но власть дискурса Китая в мире не соответственно усиливается. Рациональное
выдвижение полезной государственной политики играет важную роль для усиления власти дискурса. Китай заимствовал массу западного дискурса, и одновременно должен создавать свой дискурс и развивать свои влиятельные концепции и дискурс для того, чтобы избежать таких случаев, как безумное повторение за другими в международной конкуренции власти дискурса.
В этом году исполняется десять лет инициативе по совместному строительству «Пояса и пути». За последние десять лет инициатива «Пояс и путь» внедрила практические действия в методы глобального управления, постоянно расширяла консенсус в отношении глобального сотрудничества, привносила китайскую мудрость и китайские решения для решения глобальных проблем, эффективно препятствовала торговому протекционизму и поддерживала открытую мировую экономическую модель. [Цун Пэйин, 2023] Суть данной концепции заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа Древнего шелкового пути «Пояс и путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию мира и устойчивого развития. Выдвинутая концепция нашей страны наиболее учитывает отличия языком и культурой нашей страны от других стран и её выражения легко восприняты другими странами, что позволяет нашей стране усиливать власть дискурса и создавать позитивный имидж страны.
Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира. Китайская культура является одной из самых популярных культур в мире. Она оказала большое влияние на западную цивилизацию в 17-18 веках. В истории индентификация и украшение имиджа древнего Китая отражено в восхищении и стремлении к китайской традиционной культуре. Поэтому познание традиционной культуры, продвижение модернизации традиционной культуры , получение ценных понятий и распространение их по всему миру играют важную роль в повышении власти дискурса Китая и создании позитивного имиджа страны.
Великий шёлковый путь начинался в древнем Китае. Этот путь - караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. С его начала до сих пор, этот древний путь свидетельствует так много историй о сотрудничестве. И с развитием общества великий шёлковый путь становится общим названием канала политического, экономического и культурного сотрудничества. Выдвинутая концепция «Пояс и путь» на основе великого щёлкого пути и распространяет китайскую традиционную культуру, и объединяет государственную политику с целью того, чтобы весь мир узнал о пути мирного развития Китая и быстро воспринял вынутую новую концепцию.
Размышление о пасситивной оценке мирового сообщества о концепции «Пояс и путь» и внесение разумных предложений
Хотя страны по проекту «Пояс и путь» выражают большое желание участвовать в этом проекте, но с продвижением этого проекта концепция «Пояс и путь» вызывала немало сомнений в зарубежном медиа научному кругу.
Искажают концепцию «Пояс и путь» как план Маршалла (программа восстановления Европы) по-китайски и считают Китай амбициозным. На самом деле концепция «Пояс и путь» существенно отличаются от плана Маршалла. С точки зрения контекстов их реализации, план Маршалла появился в период холодной войны с густым идеологическим колоритом и атмосферой соперничества. А концепция «Пояс и путь» выдвинута в обществе мирного развития. С точки зрения их целей, США выдвинул этот план для получения гегемонии, а Китай для совместного развития и расцветания со странами по этому проекту. С точки зрения их участников, США занимал руководящее место и остальные страны занимали подчиненные места. А концепция «Пояс и путь» выдвинута на основе справедливости и взаимовыгодности. Очевидно искажение концепции «Пояс и путь» позволяет международному народу думать о том, что Китай проводит политику экспансии. Это не только нарушает объективную реальность, но и вредит её реализацию.
Искажают концепцию «Пояс и путь» как захват энергоресурсов. В декабре 2013 года прекратилось строительство железной дороги «Китай - Киргизия - Узбекистан». Идея строительства железной дороги «Китай - Киргизия - Узбекистан» подверглась критике в Кыргызстане.
и
и *
о х
а
а
и о т
V
3
сч о сч
ю
Они опасались, железная дорога будет обслуживать интересы других стран, не принося Кыргызстану ощутимой пользы, и железная дорога будет удобна Китаю для приобретения интересов. Кроме того, некоторые считают, одной из главных целей создания морского щёлкого путь является транзит нефти из Среднего востока с помощью инвестиции инфраструктуры в Западной Азии. Страны по проекту «Пояс и путь» действительно включают много стран с большим запасом энергоресурсов. Хотя энерго-про-мышленность является основной промышленной отраслью этих стран континента Евразии, но в этих развивающих или внутриконтинен-тальных странах отсутствуют денежные средства и технология, имеются большие трудности в морском транзите грузов. Как раз Китай оказывает этим странам немалую поддержку в переустройстве производственной цепочки энерго-промышленности и расширении азиатско-тихоокеанский рынка. Итак, с точки зрения первоначального намерения осуществления этой концепции, «Пояс и путь» не может считаться как захват энергоресурсов.
Искажают концепцию «Пояс и путь» как политика сдерживания США. С выдвижением концепции «Пояс и путь», непрерывно появились такие обсуждения о угрозе Китая, как искажение концепции как политика сдерживания США или глобальная гегемония Китая.
Основываясь на вышеперечисленные отрицательные факторы, в процессе распространения государственной политики нам надо учитывать изменение мироустройства и обстановку мнения международной общественности Китая и выбирать подходящие концепции, способы и стратегии распространения.
Во-первых, нужно ослабление концепции подъёма Китая и укрепление концепции взаимного сотрудничества. В последние десятилетия концепция «мирный подъём» всегда является важным и правильным выражением имиджа Китая на международной аренде. Можно сказать, такое выражение улучшает бывшее молчаливое положение Китая, и одновременно оно показывает превращение Китая в могущественное государство, от которого западные страны боялись. Особенно когда Китай хорошо держит свою экономику после финансового кризиса, что западные страны начали беспокоиться своих положений в мире. В таком контексте нам более нужно изменение метода распространения, ослабление концепции подъёма и укрепление концепции взаимного сотрудничества, почаще использование мягких слов как «инициатива», «экономическое сотрудничество» и «культурное общение». Подчеркнем, «Пояс и
путь» является торговым и мирным путём с инициативой о сотрудничестве, открытости и взаимовыгодности. Пусть все узнают, что развитие Китая приносит пользы не только для себя, но и для всего мира.
Во-вторых, нужно ослабление политической окраски и укрепление культурного привлечения. Американский учёный Джозеф в его произведении о мягкой власти выразил, культурное распространение - это самый лучший способ распространения. Что касается мнений международной общественности о концепции «Пояс и путь», мы заметили, что концепция искажается. Шёлковый путь - это символ культуры, нам надо избавиться от точки зрения того, что это только политическая теория. С одной стороны, мы можем укрепить разноуровневые диалоги культур, обнаружить общности между китайской и западной культурой, и тем более подчеркнуть теории сосуществования мировой цивилизации, расширить консенсус между Китаем и другими странами, получить побольше эмоциональных откликов в человеческих ценностях. С другой стороны, мы можем найти новые формы распространения культуры для реализации концепции «Пояс и путь», обнаружить истории и людей, касающихся щёлкого пути, и с помощью рассказов истории распространить имидж Китая, улучшить власть дискурса Китая.
В-третьих, нужно ослабление единственности распространения и укрепление различности распространения. Стран по проекту «Пояс и путь» больше 60, и людей 4.4 млрд, у них разные национальности, уверенности, идеологии и потребности к интересам, от чего зависит сложность и комплексность распространения. В процессе распространения концепции «Пояс и путь» мы постараемся осуществить различность распространения.
В общем, в процессе дальнейшего продвижения концепции «Пояс и путь», мы нуждаемся в совместном обмене информации, взаимовыгодном сотрудничестве, укреплении взаимодоверии между странами по проекту «Пояс и путь». Кроме того, нам надо укрепить взаимопонимание реализации этой концепции и конкретных программ под этой концепцией, привлечь к себе волю народа и уменьшить препятствия в процессе.
Литература
1. Гуань Вэньху. Теория имиджа страны. Чэнду: Издательство Университета электронных наук и технологий, 1999.
2. Чэнь Вэй. Когнитивные образы медиатизи-рованного общества - теоретический анализ исследования имиджа страны // Пресса, 2014.
3. Юй Хун, Ван Кунь. Анализ понятия «имидж страны» // Журнал Чжунчжоу, 2014.
4. Фуко. Высказывание Фуко о власти и дискурсе. Ухань: Издательство Хуачжунского университета науки и техники, 2017.
5. Шэн Дин. Цифровая диаспора и создание имиджа страны // Тихоокеанские дела, 20072008.
6. Чэн Хуа. Стратегическая коммуникация и повышение власти дискурса Китая на международной арене // Китайский журнал социальных наук, 2023.
7. Ван Сяо. Власть дискурса на международной арене и создание международного имиджа Китая // Журнал Института международных отношений, 2010.
8. Цун Пэйин. Десятая годовщина инициативы «Пояс и путь»: достижение процветания и развития всех стран, 2023 // из сайта https://baijiahao.baidu.com/s?id=1776758127247 788258&wfr=spider&for=pc
Discursive construction of China's image against the
backdrop of the proposed Belt and Road concept Wang Nannan, Cao Huilin
Institute of Russian language Dalian University of Foreign
languages, Xinyang Normal University The purpose of this study is to clarify the relationship between the strengthening of discourse power and the creation of a country's image and to propose strategies and methods for the discursive construction of China's image against the backdrop of the proposed Belt and Road concept. The scientific novelty of this study lies in the fact that an interdisciplinary analysis of the discursive construction of China's image was carried out. The results of the study allow us to determine the inextricable connection between the creation of the country's image and the strengthening of the power of discourse in the international arena and, with a passive assessment of the world community about the Belt and Road concept, make the following reasonable proposals: 1) weakening the concept of the rise of China and strengthening the concept of mutual cooperation; 2) weakening of political overtones and strengthening of cultural attraction; 3) weakening the uniqueness of distribution and strengthening the diversity of distribution. Key words: discourse; discursive construction; China's image; the Belt and Road concept; strengthening the power of discourse in the international arena.
References
1. Guan Wenhu. Country image theory. Chengdu: University
of Electronic Science and Technology Press, 1999.
2. Chen Wei. Cognitive images of a mediatized society -theoretical analysis of the study of the country's image // Press, 2014.
3. Yu Hong, Wang Kun. Analysis of the concept of "country
image" // Zhongzhou Magazine, 2014.
4. Foucault. Foucault's statement on power and discourse. Wuhan: Huazhong University of Science and Technology Press, 2017.
5. Sheng Ding. Digital diaspora and the creation of the country's image // Pacific Affairs, 2007-2008.
6. Cheng Hua. Strategic communication and increasing the power of China's discourse in the international arena // Chinese Journal of Social Sciences, 2023.
7. Wang Xiao. The power of discourse in the international arena and the creation of China's international image // Journal of the Institute of International Relations, 2010.
8. Cong Peiying. Tenth anniversary of the Belt and Road Initiative: achieving prosperity and development for all countries, 2023 // from the site https://baijiahao.baidu.com/s?id=1776758127247788258 &wfr=spider&for=pc
U
8) *
О X
n
a
8) О
т
V