Научная статья на тему 'Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии'

Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мошенничество / дискурс / лингвобезопасность / речевые манипуляции / коммуникативные стратегии / fraud / discourse / linguistic security / speech manipulation / communication strategies

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Ирина Валерьевна

Рассматривается мошеннический дискурс – особый тип дискурса, целью которого является завладение чужим имуществом и получение выгоды путем обмана или злоупотребления доверием. Осуществляется дифференциация правового понимания феномена «мошенничества» и его восприятия в обыденной картине мира. Доказывается, что в понятие мошеннического дискурса целесообразно включать ряд коммуникативных актов, квалифицируемых Уголовным кодексом Российской Федерации как кража или вымогательство. Центральным жанром мошеннического дискурса является речевой жанр «развод» / «разводилово», основанный на сознательном и целенаправленном манипулятивном воздействии инициатора коммуникации (мошенника) на адресата (жертву). Широкое распространение в современном мире дистанционной связи определяет преобладание «разводов» с использованием различных технических средств, обеспечивающих синхронное или асинхронное взаимодействие между субъектами коммуникации. Жанр «развод» / «разводилово» воплощает формульность мошеннического дискурса и реализуется через ограниченное число стратегий, в каждой из которых используется устойчивый набор средств воздействия. Основными стратегиями являются апелляция к страху, апелляция к удаче и создание иллюзии рутинности. В рамках cтратегии апелляции к страху выделяются три тактики, а именно: тактика внушения страха за свое материальное благополучие, тактика внушения страха за безопасность близкого, тактика внушения боязни общественного порицания. Анализ осуществляется методом сплошной выборки на материале сообщений (более 400 единиц) потенциальных или состоявшихся жертв технически опосредованного мошенничества, изложенных в форме нарратива и размещенных на различных ресурсах в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discourse of technically mediated fraud: The genre “razvod” / “razvodilovo” (≈ “swindle” / “con game”) and its strategies

The article examines fraudulent discourse – a special type of discourse, the purpose of which is to take possession of other people’s property and obtain benefits through deceit or breach of trust. The author differentiates the legal understanding of the phenomenon of “fraud” and its perception in the ordinary worldview. It is proved that the concept of fraudulent discourse should include a number of communicative acts qualified by the Criminal Code of the Russian Federation as theft or extortion. The central genre of fraudulent discourse is the speech genre “swindle” / “con game”, based on the conscious and purposeful manipulative influence of the initiator of communication (fraudster) on the addressee (victim). Nowadays, the wide spread of remote communication determines the predominance of “swindle” using various technical means that provide synchronous or asynchronous interaction between the subjects of communication. The “swindle” / “con game” genre embodies the formulaicity of fraudulent discourse and is implemented through a limited number of strategies, each of which uses a stable set of means of influence. The main strategies are the appeal to fear, the appeal to luck and creation of the illusion of routine. As part of the fear appeal strategy, three tactics are distinguished, namely, the tactics of instilling fear for one’s prosperity and well-being, the tactics of instilling fear for the safety of a family member, and the tactics of instilling fear of public reprimand. The analysis is carried out by a continuous sampling method and is based on messages (more than 400 units) of potential victims or victims of technically mediated fraud, presented in the form of a narrative and posted on various communication resources in the media space.

Текст научной работы на тему «Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии»

ЖАНРЫ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ СФЕР

Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 90-103 Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 1 (41), pp. 90-103

https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-90-103, EDN: ETJBPD

Научная статья УДК 81'42

Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии

И. В. Смирнова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 119571, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тропарево-Никулино, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

Смирнова Ирина Валерьевна, эксперт научно-исследовательской лаборатории «Лингвобезопасность и психология информационного воздействия» Института права и национальной безопасности, Smirnova-iv@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-7394-3155, AuthorID: 1032397

Аннотация. Рассматривается мошеннический дискурс - особый тип дискурса, целью которого является завладение чужим имуществом и получение выгоды путем обмана или злоупотребления доверием. Осуществляется дифференциация правового понимания феномена «мошенничества» и его восприятия в обыденной картине мира. Доказывается, что в понятие мошеннического дискурса целесообразно включать ряд коммуникативных актов, квалифицируемых Уголовным кодексом Российской Федерации как кража или вымогательство. Центральным жанром мошеннического дискурса является речевой жанр «развод» / «разводилово», основанный на сознательном и целенаправленном манипулятивном воздействии инициатора коммуникации (мошенника) на адресата (жертву). Широкое распространение в современном мире дистанционной связи определяет преобладание «разводов» с использованием различных технических средств, обеспечивающих синхронное или асинхронное взаимодействие между субъектами коммуникации. Жанр «развод» / «разводилово» воплощает формульность мошеннического дискурса и реализуется через ограниченное число стратегий, в каждой из которых используется устойчивый набор средств воздействия. Основными стратегиями являются апелляция к страху, апелляция к удаче и создание иллюзии рутинности. В рамках стратегии апелляции к страху выделяются три тактики, а именно: тактика внушения страха за свое материальное благополучие, тактика внушения страха за безопасность близкого, тактика внушения боязни общественного порицания. Анализ осуществляется методом сплошной выборки на материале сообщений (более 400 единиц) потенциальных или состоявшихся жертв технически опосредованного мошенничества, изложенных в форме нарратива и размещенных на различных ресурсах в медиапространстве.

Ключевые слова: мошенничество, дискурс, лингвобезопасность, речевые манипуляции, коммуникативные стратегии

Для цитирования: Смирнова И. В. Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 1 (41). С. 90-103. https://doi.org/10. 18500/2311-0740-2024-19-1-41-90-103, EDN: ETJBPD

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The discourse of technically mediated fraud: The genre "razvod" / "razvodilovo" (- "swindle" / "con game") and its strategies

I. V. Smirnova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

82 b. 1 Vernadskogo Ave., intra-city area Troparevo-Nikulino municipal district, Moscow 119571, Russia Irina V. Smirnova, smirnova-iv@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-7394-3155, AuthorID: 1032397

Abstract. The article examines fraudulent discourse - a special type of discourse, the purpose of which is to take possession of other people's property and obtain benefits through deceit or breach of trust. The author differentiates the legal understanding of the phenomenon of "fraud" and its perception in the ordinary worldview. It is proved that the concept of fraudulent discourse should include a number of communicative acts qualified by the Criminal Code of the Russian Federation as theft or extortion. The central genre of fraudulent discourse is the speech genre "swindle" / "con game", based on the conscious and purposeful manipulative influence of the initiator of communication (fraudster) on the addressee (victim). Nowadays, the wide spread of remote communication determines the predominance of "swindle" using various technical means that provide synchronous or asynchronous interaction between the subjects of communication. The "swindle" / "con game" genre embodies the formulaicity of fraudulent discourse and is implemented through a limited number of strategies, each of which uses a stable set of means of influence. The main strategies are the appeal to fear, the appeal to luck and creation of the illusion of routine. As part of the fear appeal strategy, three tactics are distinguished, namely, the tactics of instilling fear for one's prosperity and well-being, the tactics of instilling fear for the safety of a family member, and the tactics of instilling fear of public reprimand. The analysis is carried out by a continuous sampling method and is based on messages (more than 400 units) of potential victims or victims of technically mediated fraud, presented in the form of a narrative and posted on various communication resources in the media space.

Keywords: fraud, discourse, linguistic security, speech manipulation, communication strategies

For citation: Smirnova I. V. The discourse of technically mediated fraud: The genre "razvod" / "razvodilovo" (^ "swindle" / "con game") and its strategies. Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 1 (41), pp. 90-103 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-90-103, EDN: ETJBPD

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Мошенничество является одной из наиболее распространенных преступных практик. Большинство мошеннических технологий носит коммуникативный характер, то есть предполагает синхронное или асинхронное вербальное взаимодействие между адресантом и адресатом (мошенником и жертвой). Можно констатировать, что в современном коммуникативном пространстве сложился речевой жанр «развод» / «разводилово»1, в котором воплощается формульность мошеннического дискурса (о связи формульности дискурса и понятия речевого жанра см.: [4: 285]). Речевые акты в рамках данного жанра имеют общую коммуникативную цель - обман, направленный на получение выгоды. Для осуществления коммуникативного воздействия используется ряд стратегий, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

В последние десятилетия в связи с развитием электронной коммуникации получило распространение технически опосредованное мошенничество, в ходе совершения которого адресат и адресант не встречаются лицом к лицу. Для осуществления «развода» используются сеть «Интернет» и иные средства дистанционной связи. По мере удешевления доступа к электронной коммуникации явление приняло форму эпидемии [5: 65]. Так, информационное агентство «ТАСС» сообща-

ет, что по фактам совершения дистанционного телефонного мошенничества ущерб физическим лицам в России за 2021 г. составил сорок пять миллиардов рублей [6]. Согласно анализу Лаборатории Касперского, только по одному из видов дистанционного телефонного мошенничества с использованием роботизированного обзвона абонентов в том же году количество звонков выросло в тридцать пять раз [7], а согласно данным Яндекса, количество мошеннических звонков в мае 2022 г. выросло на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года [8].

Целью данной работы является определение и анализ коммуникативных стратегий жанра «развод» / «разводилово», применяемых в рамках технически опосредованного мошенничества.

Основная часть

Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации мошенничеством является «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» [9]. Уголовный кодекс дефинирует различные виды преступной деятельности, которую можно квалифицировать в качестве мошенничества (ст. 159. Мошенничество, ст. 159.1. Мошенничество в сфере кредитования, ст. 159.2. Мошенничество при получении

1Название жанра носит просторечный характер и происходит от глагола «разводить», то есть стараться обхитрить, лгать с целью обмана [1], обманывать кого-либо при заключении сделки [2: 374], обманывать кого-либо [3: 86].

выплат, ст. 159.3. Мошенничество с использованием электронных средств платежа, ст. 159.4. (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности)2, ст. 159.5. Мошенничество в сфере страхования, ст. 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации).

Изучение судебной практики по делам о мошенничестве и постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации показало, что правовое понимание мошенничества, принятое и используемое в юриспруденции, и его понимание с точки зрения обыденной картины мира и речевого узуса не являются идентичными. Бытовое понимание мошенничества является более широким. Оно включает не только действия, подпадающие под указанные выше статьи о мошенничестве, но и поступки, квалифицируемые Уголовным кодексом Российской Федерации как кража или вымогательство.

Анализ понятия «мошенничество» в толковых словарях позволил определить данное явление как «сомнительное поведение с использованием обмана и целью добиться получения выгоды» [10: 291], «поведение, образ действий мошенника» [11: 560], что подтверждает тезис о том что «в языке мошенничество достаточно ясно соотносится с обманом, именно обман как неблаговидные действия делает данный способ хищения узнаваемым и отличаемым от других» [12: 115].

В мошенническом дискурсе важнейшей характеристикой действия будет являться обман или злоупотребление доверием в ходе воздействия на адресата. Мошеннический дискурс - это сознательное воздействие на коммуниканта с использованием различного рода речевых манипуляций, таких как сообщение ложных / недостоверных сведений, утаивание и/или частичное предоставление информации, с целью завладения чужим имуществом и получения выгоды.

Методом сплошной выборки из сообщений на интернет-форумах (Дром, Авито Доставка, VC.RU, региональные форумы и др.), сайтах сообществ развлекательной направленности (Пикабу, ЯПЛАКАЛъ и др.), в социальных сетях (ВК, 9111.ru) и материалов интернет-прессы было отобрано и проанализировано более 500 описаний случаев дистанционного мошенничества с использованием технических средств связи. Проведенный анализ позволил разделить весь собранный материал на три группы, для каждой из которых характерна особая стратегия речевого воздействия.

2Утратила силу.

Характеристики собранного материала

Самые ранние описываемые в выборке примеры мошенничества с применением технических средств и информационно-коммуникационных технологий относятся к 20102012 гг. С течением времени увеличивается количество описываемых случаев и разнообразие схем, к которым прибегает адресант (мошенник).

Практически во всех случаях мы имеем дело с нарративом жертвы преступления, совершенного или неудавшегося. Данные сообщения имеют либо форму пересказа (97% собранного материала), либо представлены в виде аудиозаписей (3% собранного материала).

Сообщения из выборки позволили выделить следующую структуру, характерную для технически опосредованного мошеннического дискурса (табл. 1).

Инвариантом для любого акта в рамках жанра «развод» являются коммуникативная направленность на изменение психологического состояния адресата (именно она используется нами в качестве основания для наименования стратегии) и ложная самоидентификация адресанта. Все остальные составляющие вариативны.

Стратегия апелляции к страху

Базовой характеристикой данной стратегии будет являться интенсивное эмоциональное воздействие. Страх, по мнению классиков психологии (З. Фрейда, Л. С. Выготского, И. П. Павлова, К. Е. Изарда и др.), представляет собой одну из базовых эмоций (или даже протоэмоцию) и в ситуации стресса оказывает сильнейшее влияние на поведение человека. Так, страх рассматривают как «аффективное (эмоционально заостренное) состояние, возникающее при конкретной угрозе для жизни и благополучия человека» [13: 9], его относят к проявлениям естественного рефлекса, поскольку он «основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физическими изменениями в высшей нервной деятельности» [14: 48].

Социальные потрясения в обществе, вызываемые изменениями в политическом строе государства, войнами, катаклизмами, то есть все события, охватывающие не единицы, а общество в целом, несомненно, влияют на трансформацию человеческих фобий. Распад СССР, экономические потрясения и международные кризисы последних лет привели к тому, что страх превратил-

ся в неотъемлемую часть жизни граждан. Люди боятся социальной незащищенности, опасаются за собственную безопасность и безопасность своей семьи. «На первом месте в списке главных российских страхов стоит не сам опрашиваемый, но его близкие» [15: 128]. К страхам советского времени также относят «внутренний страх перед государством» [15: там же]. После распада СССР падает доверие к сотрудникам правоохранительных органов. «Превратилась в иллюзию вера, что милиция прибудет, чтобы вам помочь» [15: 112]. Современная статистика демонстрирует одновременно некоторое увеличение доверия к правоохранительным органам [16] и общую тревожность граждан в отношении полиции и судебных органов [17]. Также доказано, что граждане сравнительно редко обращаются к правоохранителям, даже столкнувшись с преступлением3. Финансовое мошенничество регулярно входит в рейтинг основных тревожностей россиян согласно «Национальному индексу тревожностей» [20].

В рамках данной стратегии можно выделить три речевые тактики, в каждой из которых используется различный арсенал языковых средств.

В каждой из описываемых тактик коммуникация происходит через средства мобильной связи по сценарию, компоненты которого могут варьироваться (табл. 2).

В рамках данной стратегии самопрезентация мошенника в институциональной роли, а именно в качестве сотрудника банковской системы, правоохранительных органов или представителя Минцифры России составляет наибольшую часть выборки (88%), самопрезентация во внеинституциональной роли незначительна (12%).

Жертва последовательно общается с несколькими мошенниками: «После непродолжительного разговора я был поставлен перед фактом, что со мной свяжется Служба безопасности Центробанка» (сообщение на VC.RU,2021)4, «Позвонили мне типа из сбера, сказали, что на меня оформили кредит третьи лица... Параллельно меня соединили со "Следователем" из следкома... » (сообщение на Sakh.com, 2021), «Звонки осуществлялись непрерывно, но все время с разных номеров. Около 40 вызовов я насчитал в журнале» (сообщение на Пикабу, 2021).

Злоумышленник демонстрирует принадлежность к той или иной организации:

Таблица 1/Table 1

Средства воздействия, используемые в технически опосредованном мошенничестве The means of influence, used in technically mediated fraud

Структурная единица / Structural unit Содержание и основные параметры структурной единицы / Content and basic parameters of the structural unit

Коммуникативная цель адресанта Психологическое состояние, целенаправленно формируемое мошенником у жертвы при помощи манипулятивного воздействия

Самопрезентация адресанта Самоидентификация мошенника в той или иной социальной роли, используемая в ходе манипулятивного воздействия на жертву

Единство или множественность адресанта Общение с жертвой одного мошенника или последовательное общение с двумя или более мошенниками

Декларация институционального статуса Наличие или отсутствие в речи мошенника утверждения о принадлежности к какой-либо организации

Эксплуатация темпоральных характеристик общения Инициирование общения в моменты, нехарактерные для деловой активности, или эмфатизация необходимости принятия решения в сжатые сроки

Лексическая специфика Использование в речи мошенника терминологии, профессионализмов, числительных, обсценной лексики, имен собственных

Апелляции к законодательству Наличие в речи мошенника ссылок на различные нормативно-правовые акты

3По данным Лаборатории Касперского, за 2019 г. только 4% респондентов, столкнувшихся с телефонным мошенничеством, обратились в правоохранительные органы [18]. По статистике Общероссийского народного фронта за 2021 г. в полицию по факту мошенничества обращались только 12,2% из ставших жертвами противоправных действий [19].

4Здесь и далее цитаты авторов сообщений приводятся с сохранением орфографии и пунктуации.

Таблица 2/Table 2

Структура сценария коммуникации в рамках стратегии апелляции к страху The communication scenario structure within the fear appeal strategy

Компонент сценария / Scenario component Содержание и основные параметры компонента сценария / Content and basic parameters of the scenario component

Представление адресанта Самоидентификация адресанта в институциональной или внеинституци-ональной роли

Сообщение Сообщение о противоправных или антиобщественных действиях, совершенных в отношении адресата / совершенных адресатом / совершенных близкими адресата; предложение помощи с целью пресечения противоправных действий в отношении адресата / предотвращения проблем с правоохранительными органами для адресата или его близких

Обоснование необходимости предпринять определенные действия Предлагаемое адресантом решение устранит описываемую проблему; содействие представителям адресанта будет способствовать решению проблемы; совершение предлагаемых операций с денежными средствами / персональными данными жертвы будет способствовать решению проблемы*

Примечание. *Данный показатель вариативен в зависимости от используемой речевой тактики. Note. *This indicator varies depending on the speech tactics used.

- называет место работы: служба безопасности банка, Центробанк, Главное управление экономической безопасности МВД России, сайт «Госуслуги»;

- называет должность и/или звание: участковый, дознаватель, лейтенант, майор, сотрудник Центробанка, сотрудник службы безопасности Сбербанка, сотрудник сайта «Госуслуги».

Жертву побуждают выполнить определенные действия в ограниченный период.

Лексическую специфику коммуникации составляет деловая терминология:

- банковской и кредитной сферы: кредитная карта, кредитное предложение, компрометация карты, счет, потребительский кредит, денежный перевод, кредитный потенциал, сбережения, система SWIFT;

- юридической сферы: мошеннические действия, персональные данные, нарушение закона, хищение, генеральная доверенность, свидетельские показания. Наряду с истинными терминами также

используется квазитерминология: блокировка операций, безопасный счет, единый счет, финансовое ответственное лицо, зеркальная заявка, личный финансовый номер, группа лиц по хищению резервных денег, реестр досудебных расследований.

Присутствуют апелляции к законодательству «решение суда №... », «закон о переводе денежных средств», ссылки на различные статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

Тактика внушения страха за свое материальное благополучие

Данная тактика основывается на сочетании эмоционального воздействия и логических аргументов.

Представление адресанта:

- содержит самоидентификацию адресанта в качестве сотрудника правоохранительных органов: «перезвонил некто, представившийся местным участковым Алексеем Сурковым» (интернет-издание Пра-во.ги, 2016), «дознаватель лейтенант Мартынов Сергей Сергеевич» (сообщение на Пикабу, 2022), «Евгений, добрый день. Майор Соколов Валерий Витальевич, Следственный комитет» (сообщение на VC.RU, 2021), «Здравствуйте. Это Главное управление экономической безопасности МВД России по г. Москве» (сообщение на VC.RU, 2021), представителя банковских структур: «здрасте это сотрудник центрального банка Алексей, вам удобно говорить?» (сообщение на Пикабу, 2018), «Как рассказала жительница Москвы полицейским, несколько месяцев назад ей позвонил неизвестный мужчина, представившийся сотрудником безопасности крупного банка» (Лента.Ру, 2021), представителя подразделения Минцифры России: «позвонил лжесотрудник сайта «Госуслуги» и сказал, что аккаунт мужчины взломан» (газета Аиф-Томск, 2022);

Сообщение:

- сообщает о наличии проблемы, а именно совершении / попытках совершения противоправных действий в отношении адресата, которые могут привести к потере денег: «меня вызывали на допрос в рамках уголовного дела инициированного в отношении меня по запросу ЦБ РФ» (сообщение на Яндекс.Дзен, 2021), «80-летней женщине позвонил неизвестный, который представился сотрудником Центробанка, и сообщил, что у них произошел сбой в системе, и со счетов пропала большая сумма денег» (Лента.Ру, 2016). Далее следует одно из нескольких возможных сообщений: «Грубый голос спрашивает - знаю ли я гражданку Кузнецову Елену (отчество не помню)? Не родственница ли она мне?. данная гражданка бегает с моей генеральной доверенностью и пытается оформить на меня кредиты в разных банках. Почти все банки ей отказали, но один банк одобрил кредит больше, чем в миллион рублей» (сообщение на Пикабу, 2022), «сообщил, что у них произошел сбой в системе, и со счетов пропала большая сумма денег... звонивший пообещал "разобраться" и положил трубку» (интернет-издание Право.ги, 2016), «две минуты назад была подана заявка на смену вашего личного финансового номера, а также была зафиксирована попытка перевода денег с вашего единого лицевого счета, вы ли это делали» (сообщение на Пикабу, 2020), «сказали, что с его счетами происходят мошеннические действия, но они ситуацию контролируют» (интернет-издание РБК, 2021), «позвонил неизвестный, который представился работником правоохранительных органов из Москвы. Он сообщил, будто мошенники пытаются оформить кредиты на имя кемеровчанки с целью похитить деньги. Чтобы избежать этого, собеседник рекомендовал женщине "перекрыть кредитный потенциал" и для этого самой оформить как можно больше банковских займов и затем перевести все деньги на "безопасные" счета» (сайт пресс-службы ГУ МВД по Кемеровской области, 2022), «Молодому человеку позвонили якобы из службы безопасности его банка и сообщили, что с его карточки пытаются похитить деньги. Юноша растерялся, а на том конце провода рассказали, что операцию можно заблокировать, достаточно только назвать данные карты и пароли из СМС-сообщений. они рассказали юноше, что прямо сейчас кто-то

пытается оформить на его имя кредит» (газета Аргументы и Факты, 2020); Обоснование необходимости предпринять определенные действия:

- быстро принять решение, иначе будет поздно и ситуация выйдет из-под контроля: «плохие дела творятся с вашим счетом, телефонный номер, привязанный к нему, сменить пытаются, да еще и кредит оформить на 100 к» (сообщение на Япла-кал, 2022);

- проинформировать о текущей ситуации специалиста другого ведомства, которому адресата передают для дальнейшего разбирательства: «растерянную женщину переключили на другого специалиста, который предложил ей двухфакторную защиту банковских счетов» (сетевое издание Чайковские.рф, 2022). Это действие необходимо, чтобы жертва не успела осмыслить происходящее и обратиться за помощью или советом куда-либо еще: «"сотрудник Центробанка" висел на телефоне, требуя, чтобы я не отключался, и беспокоился, хорошо ли мой телефон заряжен» (сообщение на Пикабу, 2022);

- перевести денежные средства на безопасный, резервный или единый счет, заложить в безопасную ячейку банка или перевести через терминал: «Позвонил "следователь". Велел выполнять все указания "сотрудника Центробанка" и объяснил, что мне будет открыт новый "единый счёт", куда и нужно будет перевести деньги (видимо, для их спасения)» (сообщение на Пикабу, 2022), «в другое отделение полиции Зеленограда обратился 28-летний местный житель, которому днем ранее также позвонил неизвестный и пояснил, что произошла утечка личных данных из Центробанка и все имеющиеся деньги необходимо перевести на резервный счет» (Инфопор-тал Зеленограда, 2022), «Через несколько минут томичу позвонил "представитель Центробанка РФ" и сообщил, что для сохранности денег необходимо снять свои накопления со всех банковских карт и перевести на "безопасный счет"» (газета Аиф-Томск, 2022);

- передать данные для разрешения проблемы: «у вас скомпрометирована карта, пришлите код из СМС чтобы мы заблокировали операцию» (сообщение на Хабр, 2021);

- оформить заявку на совершение финансовой операции: «на меня оформили кредит третьи лица, и чтобы его отменить, нужно подать вторую заявку, тогда в системе произойдёт конфликт

и обе заявки аннулируются» (сообщение на Sakh.com, 2021); - воздержаться от разглашения сведений о происходящем для соблюдения процессуальных норм: «Сто раз повторили, чтобы никаких третьих лиц, потому что банковская тайна, тайна следствия. в случае разглашения мне светят статьи номер такая-то и какая-то ещё. Потому что вообще дело об этом мошенничестве уже заведено, уже и следователь есть» (сообщение на Пикабу, 2020), «раздался звонок якобы от следователя из Саратова, который пояснил, что по факту мошенничества ведется следствие, и ей [пенсионерке] необходимо выполнять все требования сотрудников полиции. "Следователь" предупредил об уголовной ответственности за разглашение данной информации и настоятельно рекомендовал следовать всем указаниям» (Новостной сайт Актарский уезд, 2022).

В рамках данной тактики общение происходит последовательно с несколькими злоумышленниками, которые побуждают жертву оперативно выполнить действия, описанные выше.

В процессе её применения используется широкий спектр лексических средств манипуляции. Адресант оперирует терминами, профессионализмами, квазитерминами, а также словами с функционально-стилистической коннотацией для отсылки адресата к нормам законодательства и процессуальным действиям: получение повестки, явиться в отделение полиции для дачи показаний, передача дела, разговор будет записан. В каждом частном случае употребление стилистически окрашенных лексических средств «позволяет скорректировать воздействие на адресата и сделать его более эффективным» [21: 75].

Наряду с реальными профессионализмами из финансовой сферы Российской Федерации, злоумышленники могут использовать квазитермины (то есть имитацию терминологии), например, безопасный счет (интернет-издание Sakhapress, 2022), двухфакторная защита (интернет-издание Life Hack TV, 2020), перекрытие кредитного потенциала (интернет-издание БЕЛТА, 2021) или термины из делового оборота государств постсоветского пространства, в обиходе которых используется русский язык. Так, термин единый лицевой счет зафиксирован в Приказе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 декаб-

ря 2015 г. № 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» [22], то есть является термином ГИС ЖКХ5, но не Центробанка. Термин финансовый номер распространен на территории Украины, например, его можно найти в русскоязычных версиях инструкций для пользователей: по привязке номера мобильного телефона к банковскому счету в «Приватбанке» (сайт Приватбанка, 2022), по защите данного номера от мошенников «МТБ Банка» (сайт МТБ Банка, 2022) или банка «Пивденный» (сайт банка ^вденний, 2022) и др. Единый реестр досудебных расследований представляет собой электронную базу данных сообщений о преступлениях, введенную в действие на территории Украины приказом Генеральной прокуратуры Украины № 69 от 17.08.2012 «О едином реестре досудебных расследований» [23]. Данный реестр заменяет стадию возбуждения уголовного дела, которое считается открытым с момента внесения сообщения о преступлении в реестр.

Жертвы также упоминают, что речь злоумышленников эмоционально окрашена, подача информации происходит уверенно и с напором: «недавно тоже позвонила серьезная тетенька типа со сбербанка и, назвав меня по имени-отчеству, деловито сказала, что кто-то снял с моей карты большую сумму денег» (сообщение на Sakh.com, 2021), «в первый раз Галина Васильевна услышала уверенный голос в трубке ещё в апреле, тогда мужчина представился сотрудником банка» (газета Комсомольская правда, 2022).

Тактика внушения страха за безопасность близкого

Данная тактика существенно отличается от предыдущей способом и средствами воздействия на адресата. Адресатом манипулируют исключительно путем эмоционального воздействия.

Представление адресанта:

- адресант множественный (родственник жертвы и сотрудник правоохранительных органов). Первоначально к жертве обращается мошенник, имитирующий речь близкого родственника (как правило, сына или дочери) адресата, а затем мошенник в роли сотрудника правоохранительных органов: «кто-то позвонил, и таким дрожащим голоском сказал примерно

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.

следующее: мама ты только не волнуйся, все хорошо, я человека сбил насмерть и сейчас в милиции» (сообщение на Дром, 2012), «Мама у меня проблемы», далее трубку передали другому человеку: «Добрый день, я старший оперуполномоченный ФИО неразборчиво, как я могу к вам обращаться?» (сообщение на Пикабу, 2016), «Мама, помоги мне, пожалуйста, я человека сбил! Помоги прошу! У меня один звонок, следователь дал позвонить, сейчас ему дам трубку!» (сообщение на Пикабу, 2017) Сообщение:

- адресант сообщает о травмирующем событии (дорожно-транспортном происшествии) со своим участием: «мама, я попала в аварию, сбила человека, он при смерти» (интернет-издание Блокнот Шахты, 2021), «Мама, я попал в аварию. Сбил человека» (сообщение на Брокер Трибунал, 2020) Обоснование необходимости предпринять определенные действия:

- предложение решить обозначенную проблему за вознаграждение: «Пришла СМ-Ска в 3 утра: "Мама, мне срочно нужны деньги! Иначе мне конец. Срочно перезвони!" (сообщение на Пикабу, 2016), «Следователь прибыл на место и обещал помочь, нужны 800 тысяч рублей! Ты дашь мне их, ты дашь?» (интернет-издание Блокнот Шахты, 2021), «Гарантировано уголовное дело и судимость, я с ней работу потеряю. Единственный шанс - порешать за деньги, как инспектор предложил, раз я трезвый и ранее виновником ДТП не числился. Но это нужно быстро. Мам, он сам расскажет. Послушай внимательно, это очень срочно» (сообщение на Брокер Трибунал, 2020);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- требование воздержаться от передачи информации о ситуации третьим лицам: «Эти деньги нужно будет передать моему курьеру, он их привезёт мне. Звонить никуда не нужно, иначе ничего не получится и вашего сына посадят» (сообщение на Пикабу, 2017).

Институциональность реализуется в речи мошенника, играющего роль сотрудника правоохранительных органов. Адресант, как правило, сообщает свою должность следователь, прокурор, старший оперуполномоченный и/или информирует о принадлежности к определенной правоохранительной структуре прокуратура, отделение полиции.

Указание на особую роль времени встречается в 35% описываемых случаев. Адресант отправляет сообщение и/или звонит в необычное для деловой активности время -

ночью или рано утром: «Звонок на мобильный (не определен) в ночь с воскресения на понедельник в 6 утра» (сообщение на Мицубиси Лансер Клуб, 2006). Время звонка дезориентирует жертву, а необходимость быстро отреагировать на сообщение не дает ей адекватно оценить обстановку и принять взвешенное решение.

В рамках данной тактики коммуниканты не апеллируют к законодательству. Все участники общения понимают, что речь идет о коррупционном взаимодействии (взятке должностному лицу), а в таком случае использование делового стиля общения и специализированной терминологии будет выглядеть неуместным. Также, в отличие от следующей тактики, отсутствует обсценная лексика. Лексическую специфику составляют конструкции, имеющие яркую эмоционально-экспрессивную окраску: «Мамочка, помоги, спаси, я попала в аварию, у меня разбито лицо» (интернет-издание СТВ, 2022), «Мама, мне срочно нужны деньги! иначе мне конец. Срочно перезвони!» (сообщение на Пикабу, 2016).

Тактика внушения боязни общественного порицания

Большинство случаев, отнесенных к данной тактике, юридически квалифицируется как вымогательство. Однако в каждом из описываемых примеров само сообщение адресанта является недостоверным и направлено на введение адресата в заблуждение, поэтому с дискурсивной точки зрения является мошенническим.

Ведущим фактором воздействия также будут являться эмоции, а именно страх, но не страх за благополучие близкого или страх потери денег, а страх перед общественным порицанием и связанными с ним потенциальными деструктивными для адресата репута-ционными последствиями. Представление адресанта:

- самоидентификация адресанта в данной тактике зависит от используемого сценария. В отдельных случаях адресант может представиться сотрудником правоохранительных органов: «Мне позвонили сотрудники ГИБДД и сообщили, что я якобы сбила во дворе человека и скрылась с места ДТП» (сообщение на форуме 9991.ru, 2018), администратором сервиса по предоставлению интим-услуг «Это Ахмед... чеченец ты там проституток заказывал вчера, у меня из-за тебя касса встала» (сообщение на Пикабу, 2022) или вовсе не представиться: «Звонок с неизвестного номера, тональность довольно агрессивная. Сказали: ну что, будем по-

любовно договариваться или как? (интернет-издание BFM.RU, 2020). Сообщение:

- адресант предъявляет требование или обвинение в некоем незаконном и/или общественно неодобряемом действии: «Вы там-то, рядом с моим домом, сбили человека первого декабря, звонок утром третьего» (интернет-издание BFM.RU, 2020), «В мае 2021 девушке написал незнакомец. Он заявил, что у неких злодеев есть её интимные фотографии и они опубликуют их на сайте, если она не заплатит 40 тысяч рублей» (сообщение на Япла-кал, 2022).

Обоснование необходимости предпринять определенные действия:

- адресант требует вознаграждения за урегулирование конфликта / решение проблемы / неразглашение информации. Так, в одном из описываемых случаев адресат, молодой человек, обратился на сайт интим-услуг с целью трудоустройства в качестве сотрудника эскорт-агентства: «... парню позвонил мужчина по имени Анатолий, который представился полицейским. Он заявил, что молодой [человек] совершает преступление, которое проходит по статье о проституции. Хоть это и административное нарушение, за которое карают штрафом в 1500-2000 рублей, парень не захотел портить репутацию. Мошенник потребовал за молчание все деньги, которые есть у россиянина, и тот отдал ему 110 000 рублей» (интернет-ресурс журнала Секрет фирмы, 2022), в другом случае: «Он сказал, что на одном сайте есть несколько интимных фотографий Даниэлы и он может разослать их по списку её контактов (а также по списку их контактов!). Чтобы этого избежать, девушке нужно заплатить всего 200 тысяч рублей» (сообщение на Яплакал, 2022).

Как было сказано выше, самоидентификация адресанта в рамках данной тактики жанра «развод» зависит от сценария. Адресант может представляться в единственном числе (49%) либо как группа (51%). В похожих пропорциях варьируются показатели институциональности (46%) и внеинституци-ональности (54%). При самоидентификации адресант использует названия различных должностей участковый, менеджер, администратор, сотрудник ГИБДД, следователь МВД. Злоумышленник также эксплуатирует фактор темпоральности. Он торопит жертву, требуя как можно скорее рассчитаться.

Обвинение осуществляется в повышенном тоне и сопровождается угрозами. Професси-

ональная лексика, терминология и квазитерминология в данной тактике не используются. Общение сторон максимально эмоционально окрашено, поэтому адресат и адресант допускают использование обсценной лексики: «Я тебя оставлю на инвалидной коляске. Я тебя на инвалидной коляске оставлю на всю оставшуюся жизнь, а твоей семье буду втыкать иголки в ногти... Ну все, ***** [конец] тебе» (Youtube, 2022), «И я этого мужика послал, а он говорит убьет, если не закину 5 к до сегодняшнего дня» (сообщение на Ян-декс.Кью, 2020).

В количественном отношении в рамках стратегии апелляции к страху наиболее частотно использование тактики внушения страха за свое материальное благополучие (72%), менее частотна тактика внушения страха за безопасность близкого (16%), наименее частотна тактика внушения боязни общественного порицания (12%).

Стратегия апелляции к удаче

Вторая стратегия мошеннического дискурса направлена на формирование у адресата позитивных эмоций. Мошенник воздействует на жертву, апеллируя к внезапной удаче, уникальности адресата, одновременно вызывая азарт и предвкушение успеха. Именно предвкушение как «ожидание получения чего-то приятного» [24: 731] и возможность ощутить себя особенным являются ключевыми эмоциональными элементами данной стратегии.

Представление адресанта: - злоумышленник использует различные роли. Может представляться в качестве физического лица: «Мне в вк добавилась девушка ... с предложением заработать деньги на инвестициях» (сообщение на Яндекс Кью, 2021), в том числе в качестве известной персоны «Привет! Я Крис Хемсворт, известный актер из Австралии, живу в Лос-Анджелесе. Ты такая симпатичная, давай познакомимся» (газета Комсомольская правда, 2018). Иногда эксплицитная самоидентификация адресанта отсутствует. Мошенник не обращается к адресату и никак себя не называет: «Пятерочка выручает! Именно карта нашей торговой сети придет вам на помощь! А сегодня вы стали победителем нашего розыгрыша» (Он-лайн-дайджест Консалтпотра, 2022), «Вы были утверждены [на] единовременную сумму $200.000.00 долларов (ДВЕСТИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ США) наличными... Просто свяжитесь с нашим агентом fiduciary» (интернет-издание Настрой всё, 2022).

Сообщение:

- о получении крупного приза: «Недавно получаю в мессенджер сообщение, что мой перевод в Системе стал призовым. И мне положен сертификат на миллион с гаком рублей» (интернет-издание Финансовая культура, 2021), «ВЫИГРЫШ 200000 ДОЛЛАРОВ! МЫ ВЫБРАЛИ ВАС!» (интернет-издание Настрой всё, 2022);

- о возможности заработать большую денежную сумму без усилий: «Это номер карты девушки, которая по телеграмм якобы инвестирует. как она говорит через 8 часов после вложения денег вы получаете сумму в 5 раз больше на вашу карту» (сообщение на Яндекс Кью, 2020);

- о внимании со стороны известной персоны. Например, адресант представляется актером популярного турецкого сериала: «Поклонница картины призналась, она поверила в то, что ей написал актер. Ее даже не смутило, что Керем общается с ней на русском языке. Мошенник наговорил ей множество комплиментов, а затем попросил оплатить пересылку контейнера с вещами из Стамбула в Москву» (интернет-портал Вокруг.ТВ, 2022).

Обоснование необходимости предпринять определенные действия:

- возможность стать ближе к известному человеку и получить что-то из его личных вещей: «В качестве компенсации аферист предложил женщине забрать себе любую вещь из посылки. Фанатка следовала инструкциями «актера» и раз за разом присылала деньги» (интернет-портал Вокруг.ТВ, 2022);

- необходимость совершить ряд последовательных шагов, которые приведут к получению выгоды: «Молодой человек рассказал, что в конце июля ему позвонили и предложили работу в интернете. Для этого новгородцу сказали зарегистрироваться на специальном сайте и открыть счет, на который будут поступать деньги, часть которых он сможет оставить себе. Также мужчина добавил, что для начала работы необходимо внести 9 900 рублей, чтобы подтвердить свою платежеспособность» (интернет-портал 53 Новости, 2022), «Для того, чтобы получить выигрыш, необходимо перейти по ссылке и отправить смс-со-общение с текстом «Участвую». Нужно было произвести оплату за доставку товара» (интернет-издание Ей?нсура та?дары сайты, 2022), «стоимость авто 6 154 000 рублей и приз он может получить деньгами. Для этого нужно всего лишь перевести 92 310 рублей в каче-

стве комиссии» (сообщение на форуме

Автопортал, 2017).

В рамках данной тактики эксплицитная самоидентификация адресанта часто отсутствует, в сообщениях от физического лица / известной персоны адресант представлен в единственном числе. В группе сообщений о крупном выигрыше или о возможности быстро заработать мошенник не называет свою должность или организацию, обращаясь к адресату как частное лицо (54%), либо никак себя не идентифицирует, так как сообщение является обезличенной рассылкой (34%). В группе сообщений от известных людей каждый адресант уникален (12%), приводится имя реально существующего человека. В данной стратегии институциональность не является значимым фактором, она представлена в единичных сообщениях.

В стратегии апелляции к удаче активно эксплуатируется эмоционально-окрашенная лексика с позитивной оценочностью: «Он начинает активно поздравлять с днём рождения... При этом закидывает удочки, есть ли карта Сбербанка, поддержанная приложением "мобильный банк". Некий Орлов отвечает отлично, и просит отправить ему номер карты и контрольные три цифры, предупреждая, что акция действует в течении часа» (сообщение из блога Ru_Fraud, 2016), «OOO ... поздравляет! По итогам акции Шанс 2012 на ваш номер выпал приз: автомобиль Chevrolet Lacetti... Молодой человек, ответивший на мой звонок, объяснил мне... по счастливому стечению обстоятельств я являюсь обладателем главного приза» (сообщение на форуме IAPD, 2012). Также от адресата требуется быстро принять решение. Выгодные предложения действуют в течение очень краткого периода. В данной стратегии значимым средством воздействия являются числительные, которыми обозначаются крупные денежные суммы. Апелляции к законодательству не представлены.

В рамках стратегии апелляции к удаче отдельные тактики не выделяются. Наиболее частотным в данной группе сообщений будет использование предвкушения получения денежного выигрыша (59% выборки), менее частотным предвкушение получения хорошей работы / быстрого дохода (26%), наименее частотным предвкушение встречи со знаменитостью (15%).

Стратегия создания иллюзии рутинности

В определениях, которые можно встретить в литературе, рутина и рутинность раскрываются через образы установившегося порядка, шаблонности, привычных действий,

монотонности, косности. Рутинность - это нечто «обязательное, постоянное, привычное, вполне предсказуемое, добровольно выбираемое, узнаваемое, совершаемое полу- или даже вполне бессознательно» [25: 12]. Для данной стратегии базовой характеристикой будет имитация привычных действий. Создание эмоционального возбуждения у адресата или построение логической аргументации не предполагаются.

Мошенник в процессе взаимодействия с жертвой имитирует повторяющиеся рутинные коммуникативные действия (например, покупку товаров в интернет-магазине, установку программного обеспечения на компьютер или смартфон, бронирование гостиниц, обращение в банк). Сценарий может иметь различные варианты: сделка купли-продажи, продажа товаров через интернет-аукцион, ошибка системы, крупная выплата за недополученные товары и услуги или предоставленные услуги ненадлежащего качества, оплата налогов и сборов и др. При этом последовательность действий практически идентична во всех случаях:

Представление адресанта:

- мошенник может представляться в качестве физического лица или не представиться вовсе, поскольку сообщение поступает жертве в форме обезличенной рассылки. Несколько примеров подобной самоидентификации из «разводов», имитирующих работу сайтов интернет-аукционов и торговых площадок: «Продаем дачу, позвонили "покупатели", сказали, что хотят купить, но не в городе. Попросили придержать до выходных, сами предложили перевести аванс. Ну а дальше как и у всех номер карты, код, и сто десять [тысяч], отложенные на отпуск и билеты, улетают со счета на левый Киви кошелек» (сообщение на Пикабу, 2019), «Девушка назвалась Юлией, Луганская обл. г Кировск... Переписывались 3 дня, просила много фото, задавала много вопросов. Все выглядело очень правдоподобно» (сообщение на Пикабу, 2016). Сообщение:

- адресант сообщает о желании заключить сделку, о совершении оплаты, о необходимости совершить иные рутинные действия: «Покупатель попросил оформить покупку через Авито Доставку. Сказал, что все оплатил и прислал мне ссылку для получения денег. Нужно было ввести данные банковской карты. У меня четыре раза списалась сумма с карты» (сообщение на Авито Доставка, 2020), «Во время уточнения всех деталей, мошенник объяснил, что сначала он мне переведет

немного денег как предоплату и мне нужно будет иметь привязанную карту к Qiwi кошельку. Стоит отметить, что все это время он очень интересовался ноутбуком и даже попросил записать видео, в котором я показываю его внешнее состояние, т. е. выглядел действительно как потенциальный покупатель» (сообщение на Пикабу, 2018).

Обоснование необходимости предпринять определенные действия:

- в данном случае не требуется, поскольку адресат должен совершить действия, типичные для той или иной ситуации. Необходимость совершения этих действий входит в его пресуппозицию. Например, адресат размещает объявление или пытается купить товар на сайте интернет-аукциона. С ним через мессенджер сайта связываются мошенники, выступающие в роли покупателя или продавца. Для «удобства» они размещают в чате инструкцию используемого сайта по оплате товара. Данная инструкция включает описание типичных действий, с которыми адресат не раз сталкивался при работе с другими сайтами и приложениями. В силу привычности операций он не подозревает ничего противозаконного. Жертве также предоставляется ссылка для оплаты или получения денег с адресом, похожим на адрес интернет-аукциона, где проходит сделка, но не имеющим к нему отношения: «Продавала товар. Покупатель попросил оформить покупку через Авито Доставку. Сказал, что все оплатил и прислал мне ссылку для получения денег. Нужно было ввести данные банковской карты» (сообщение на Авито Доставка, 2020). В подобных случаях не предполагается ни эмоциональное, ни логическое воздействие, поскольку адресат не должен ощутить, что происходит что-то необычное и нуждающееся в обосновании. Адресант создает иллюзию рутинности: «Покупатель попросил Авито Доставку, скинул ссылку. Я перешла по ней и увидела запрос на получение средств. Ввела данные, нажала получить средства и мне приходит смс с кодом подтверждения. Ввожу код и мне приходит уведомление о попытке списания! Правда я деньги все со своей карты вывела. И списывать было нечего. Покупатель начал кидать скрины Авито поддержки, что так они проверяют карту» (сообщение на Ави-то Доставка, 2020), «были заказаны эл. билеты на сайте busfor. при попытках оплаты несколько раз приходило смс о снятии наличных в долларах, не от-

носящееся к моему платежу, а также другой цены. Менеджер объяснил, что это ошибка системы. сейчас просят оформить возврат, при котором на карточке должна быть такая же сумма для проверки карты, которая заморозится перед возвратом» (сообщение на Пра-вовед.ру, 2021). Обман обнаруживается после завершения перевода, поскольку противная сторона тут же прекращает диалог и вносит адресата в «черный список» контактов.

Для данной стратегии характерно взаимодействие жертвы с одним мошенником. Ин-ституциональность присутствует только в со-общениях-рассылках с поддельными платежными документами, а именно счетами для оплаты услуг ЖКХ. В любом подобном документе содержится информация о лицевом счете абонента, реквизиты управляющей компании, номер расчетного счета для перевода оплаты, который, как правило, и является объектом подмены, то есть весьма обширный объем числовых данных, которые вряд ли можно выучить наизусть и для подробной сверки которых требуется время. Эта группа сообщений ярко демонстрирует особую роль числительных в данной стратегии.

Фактор темпоральности эксплуатируется только в группе сообщений о покупке и продаже товаров. Предложение покупки / продажи товара можно ограничить по времени, мошенник получает возможность торопить жертву. В случае с обезличенной рассылкой такого ограничения нет, ведь злоумышленник не может синхронно взаимодействовать с адресатом и воздействовать на него с целью скорейшего достижения результата.

В рамках стратегии создания иллюзии рутинности отдельные тактики также не выделяются. Наиболее частотными будут мошеннические действия при покупке / продаже товаров на различных аукционах / сервисах / площадках (72% выборки), менее частотными - действия злоумышленников, маскирующихся под провайдеров сотовой / интернет-связи (15%), наименее частотными -действия по распространению поддельных документов об оплате услуг ЖКХ (13%).

Заключение

1. Мошеннический дискурс - это сознательное воздействие на коммуниканта с использованием различного рода речевых манипуляций (таких как сообщение ложных / недостоверных сведений, утаивание и/или частичное предоставление информации) с целью завладения чужим имуществом и получения выгоды. Основным жанром дан-

ного дискурса является формульный жанр «развод» / «разводилово».

2. Жанр «развод» / «разводилово» включает три основные стратегии воздействия на адресата: стратегия апелляции к страху, стратегия апелляции к удаче, стратегия создания иллюзии рутинности.

3. Средства воздействия, используемые в технически опосредованном мошенничестве, могут включать коммуникативную цель адресанта по изменению психологического состояния жертвы, самопрезентацию адресанта (декларацию институционального или внеинституционального статуса), единство или множественность адресанта, эксплуатацию темпоральных характеристик общения, маркированную лексику, апелляции к законодательству. Инвариантом для любого коммуникативного акта мошенничества будут являться направленность на изменение психологического состояния адресата и наличие ложной самоидентификации адресанта.

4. Наиболее частотной является стратегия апелляции к страху. Для данной стратегии характерна самопрезентация адресанта в качестве представителя государственного или финансового института, множественность адресанта, апелляции к законодательству, эксплуатация фактора темпоральности и использование правовой и финансовой терминологии, в том числе квазитерминологии.

5. Стратегия апелляции к страху включает три тактики речевого воздействия: тактика внушения страха за свое материальное благополучие, тактика внушения страха за безопасность близкого, тактика внушения боязни общественного порицания.

6. Для тактики внушения страха за свое материальное благополучие характерны эмфатизация институциональности, множественность адресанта, апелляции к законодательству. Семантика темпоральности в речи имеет большое значение, поскольку быстрое принятие жертвой необдуманных решений является одной из задач мошенника.

7. Для тактики внушения страха за безопасность близкого характерна множественность адресанта (мошенников всегда двое - «представитель правоохранительных органов» и «родственник жертвы»). Эксплуатация темпоральности реализуется через инициирование общения в моменты нехарактерные для деловой активности (поздняя ночь, раннее утро). Присутствует эмоционально-экспрессивная лексика.

8. В рамках тактики внушения боязни общественного порицания самоидентификация адресанта варьируется. Он может выступать в роли физического лица или представителя криминальной группы. Апелляции к законода-

тельству единичны. Лексическую специфику составляет использование обсценной лексики.

9. В рамках стратегии апелляции к удаче мошенник воздействует на жертву через создание предвкушения успеха и ощущения собственной избранности. Самоидентификация адресанта варьируется. Мошенник может выступать в роли физического лица либо самоидентификация может отсутствовать. Эксплуатация темпоральной характеристики реализуется через сообщение об ограниченном периоде, когда жертва может воспользоваться выгодным предложением, получить приз, компенсацию. Особую роль играют числительные (мошенник делает акцент на ко-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Елистратов В. С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990-х гг.) : ок. 9000 слов, 3000 идиомат. выражений. М. : Русские словари, 2000. 693 с.

2. Никитина Т. Г. Толковый словарь молодежного сленга: слова, непонятные взрослым. Ок. 2000 слов М. : ООО «Издательство Астрель» ; ООО «Издательство АСТ», 2003. 736 с.

3. Беглова Е. И. Некодифицированная лексика в печатных СМИ 1990-2000-х годов : словарь. Уфа : Гилем, 2006. 271 с.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.

5. Слышкин Г. Г., Малыгина Л. Е., Павлова Е. С. Лингвобезопасность в аспекте ценностных, идеологических и социальных изменений // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 1 (28). C. 64-69.

6. Терещенко М. Ущерб от телефонного мошенничества с начала года в России составил 45 млрд рублей // ТАСС. 2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/13194049 (дата обращения: 24.01.2023).

7. Роботы-мошенники стали звонить россиянам в 35 раз чаще // Право.ги. 2021. URL: https://pravo.ru/ news/237483/ (дата обращения: 24.01.2023).

8. «Kaspersky и «Яндекс» сообщили о росте числа звонков телефонных мошенников // РБК. 2022. URL: https:/ / www .rbc.ru/technology_and_media/22/06/2022/ 62b2b1609a7947023acdec45?ysclid=lapfpwd1hb799177955 (дата обращения: 24.01.2023).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/8012ecdf64b7c9cfd62e90d7f55f9b 5b7b72b755/ (дата обращения: 24.01.2023).

10. Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка: 605 семантических групп: более 16500 слов и устойчивых выражений. М. : ООО Издательство «Астрель» ; ООО «Издательство АСТ» ; ООО «Транзиткнига», 2003. 765 с.

11. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.

12. Третьякова Н. С. Лингвистическая характеристика понятия «мошенничество»: история и современность // Уголовное право. 2015. № 5. C. 113-115.

13. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Речь, 2005. 320 с.

личестве денежных средств). Активно эксплуатируется эмоционально-окрашенная лексика с позитивной оценочностью.

10. В рамках стратегии создания иллюзии рутинности характерно воздействие на адресата через привычность коммуникативных сценариев (покупка товаров в интернет-магазине, установка программного обеспечения на компьютер или смартфон, бронирование гостиниц, обращение в банк). Адресант может выступать в роли физического лица, эксплицитная самоидентификация адресанта также может отсутствовать. Эксплуатация темпоральной характеристики реализуется только в группе сообщений о купле-продаже товаров через интернет-площадки.

14. Павлов И. П. Физиология ВНД. М. : Наука, 1954. 156 с.

15. Матвеева С. Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2000. 179 с.

16. ВЦИОМ Индекс страхов // ВЦИОМ. 2023. URL: https://wciom.ru/ratings/indeks-strakhov (дата обращения: 11.03.2023).

17. Исследование. 1. Национальный индекс тре-вожностей. Ежеквартальный рейтинг фобий россиян на основе анализа СМИ и социальных сетей // КРОС. 2021. URL: https://www.cros.ru/ru/exploration/research/ 2121/ (дата обращения: 11.03.2023).

18. «Лаборатория Касперского»: каждый десятый россиянин пострадал от телефонных мошенников // Открытые системы. 2019. URL: https://www.osp.ru/news/ 2019/0823/13037527?ysclid=lf2vm42ipu689165179 (дата обращения: 11.03.2023).

19. Опрос Народного фронта: лишь 16,8% жертв финансовых мошенников удалось вернуть деньги // Общероссийский народный фронт.2021. URL: https:// onf.ru/2021/06/01/opros- narodnogo- fronta- lish-168- zhertv-finansovyh - moshennikov - udalos - vernut - dengi / ?ysclid = lf2t9a9rgw29669936 (дата обращения: 11.03.2023).

20. КРОС Исследование. 2. Национальный индекс тревожностей. Ежеквартальный рейтинг фобий россиян на основе анализа СМИ и социальных сетей // КРОС. 2021. URL: https://www.cros.ru/ru/exploration/research/ 2165/ (дата обращения: 11.03.2023).

21. Шагбанова Х. С. Языковые средства речевого манипулирования // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9, № 5-1. C. 72-80.

22. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 декабря 2015 г. № 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней». URL: https://docs.cntd. ru/document/420332830?ysclid=l7rojh7pbv450172324 (дата обращения: 24.01.2023)

23. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 01.01.2015. URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/K1400000231 (дата обращения: 24.01.2023).

24. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.» ; ОГИЗ ;

Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1935-1940. Т. 3, 1424 с.

25. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М. : Канон, 2004. 432 с.

REFERENCES

1. Elistratov V. S. Slovar' russkogo argo: (materialy 1980-1990-x gg.) : ok. 9000 slov, 3000 idiomat. vyrazhenij [Russian slang dictionary (materials 1980-1990) : Aprox. 9000 words, 3000 idioms]. Moscow, Russkii slovari, 2000. 693 p. (in Russian).

2. Nikitina T. G. Tolkovyj slovar' molodezhnogo slenga: slova, neponyatnye vzroslym. Ok. 2000 slov [Youth slang explanatory dictionary: Words incomprehensible for adults]. Moscow, OOO "Izdatel'stvo Astrel'", OOO "Izdatel'stvo AST", 2003. 736 p. (in Russian).

3. Beglova E. I. Nekodifitsirovannaya leksika v pechat-nykx SMI 1990-2000-x godov: slovar' [Uncodified lexis of mass media 1990-2000]. Ufa, Gilem, 2006. 271 p. (in Russian).

4. Karasik V. I. Yazykovoj krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: Personality, concepts, discourse]. Moscow, Gnozis, 2004. 390 p. (in Russian).

5. Slyshkin G. G., Malygina L. E., Pavlova E. S. Linguistic security in the aspect of value, ideological and social changes. Verkhnevolzhskii Philological Bulletin, 2022, no. 1 (28), pp. 64-69 (in Russian).

6. Tereshchenko M. Damage from telephone fraud since the beginning of the year in Russia amounted to 45 billion rubles. TASS, 2021. Available at: https://tass.ru/ obschestvo/13194049 (accessed January 24, 2023) (in Russian).

7. Fraudster robots has begun calling Russians 35 times more often. Pravo.ru, 2021. Available at: https://pravo.ru/ news/237483/ (accessed January 24, 2023) (in Russian).

8. Kaspersky and Yandex reported an increase in the number of fraudulent phone calls. RBK, 2022. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/06/2022/ 62b2b1609a7947023acdec45?ysclid=lapfpwd1hb799177955 (accessed January 24, 2023) (in Russian).

9. Criminal code of the Russian Federation. Available at: http://www. consultant. ru/document/cons _doc_LAW_ 10699/8012ecdf64b7c9cfd62e90d7f55f9b5b7b72b755/ (accessed January 24, 2023) (in Russian).

10. Shushkov A. A. Tolkovo-ponyatijnyj slovar' russkogo yazyka: 605 semanticheskikh grupp: Bolee 16500 slov i ustojchivykh vyrazhenij [Explanatory and conceptual dictionary of the Russian language: 605 semantic groups: More than 16,500 words and set expressions]. Moscow, OOO Izdatel'stvo "Astrel", OOO "Izdatel'stvo AST", OOO "Tranzitkniga", 2003. 765 p. (in Russian).

11. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sost. i gl. red. S. A. Kuznetsov [Kuznetsov S. A., comp. and ch. ed. Large explanatory dictionary of the Russian language]. Saint Petersburg, Norint, 2000. 1536 p. (in Russian).

12. Tret'yakova N. S. Linguistic characteristics of the concept of "fraud": History and modernity. Ugolovnoe pravo, 2015, no. 5, pp. 113-115 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zakharov A. I. Dnevnye i nochnye strakhi u detej [Day and night fears in children]. Saint Petersburg, Rech', 2005. 320 p. (in Russian).

14. Pavlov I. P. Fiziologiya VND [Physiology of GNI]. Moscow, Nauka, 1954. 156 p. (in Russian).

15. Matveeva S. Ya., Shlyapentokh V. E. Strakhi v Rossii v proshlom i nastoyashchem [Fears in Russia in the past and present]. Novosibirsk, Sibirskijkhronograf, 2000. 179 p. (in Russian).

16. WCIOM Fear index. VCIOM, 2023. Available at: https://wciom.ru/ratings/indeks-strakhov (accessed March 11, 2023) (in Russian).

17. CROS Research. 1. National anxiety index. Russians' quarterly phobia rating based on the analysis of mass media and social networks. KROS, 2021. Available at: https://www.cros.ru/ru/exploration/research/2121/ (accessed March 11, 2023) (in Russian).

18. "Kaspersky Lab": Every tenth Russian suffered from telephone scammers. Open Systems, 2019. Available at: https://www.osp.ru/news/2019/0823/13037527?ysclid= lf2vm42ipu689165179 (accessed March 11, 2023) (in Russian).

19. People's front poll: Only 16.8% of financial fraud victims managed to get their money back. Obshcherossijskij narodny'j front, 2021. Available at: https://onf.ru/2021/06/01/opros- narodnogo- fronta- lish-168- zhertv- finansovyh- moshennikov- udalos- vernut- dengi/ ?ysclid=lf2t9a9rgw29669936 (accessed March 11, 2023) (in Russian).

20. CROS Research. 2. National anxiety index. Russians' quarterly phobia rating based on the analysis of mass media and social networks. KROS, 2021. Available at: https://www.cros.ru/ru/exploration/research/2165/ (accessed March 11, 2023) (in Russian).

21. Shagbanova H. S. Linguistic means of speech manipulation. Theories and Problems of Political Studies, 2020, vol. 9, no. 5-1, pp. 72-80 (in Russian).

22. Order of the Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation and the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation dated December 28, 2015 No. 589/944/pr "On approval of the Procedure and methods for posting information, maintaining registers in the state information system of housing and communal services, access to the system and information contained in it". Available at: https://docs.cntd.ru/document/420332830? ysclid=l7rojh7pbv450172324 (accessed January 24, 2023) (in Russian).

23. Criminal procedure code of the republic of Kazakhstan. Available at: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1400000231 (accessed January 24, 2023) (in Russian).

24. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Pod red. D. N. Ushakova [Ushakov D. N., ed. Explanatory dictionary of the Russian language: Modern edition]. Moscow, Gos. in-t "Sov. entsycl.", OGIZ, Gos. izd-vo inostr. i nats. slovarey, 1935-1940, vol. 3, 1424 p. (in Russian).

25. Kasavin I. T., Shchavelev S. P. Analiz povsed-nevnosti [Everyday life analysis]. Moscow, Kanon, 2004. 432 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 30.03.2023; принята к публикации 14.04.2023 The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 30.03.2023; accepted for publication 14.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.