Научная статья на тему 'ДИСКУРС НЕОЕВРАЗИЙСТВА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗАХ БУДУЩЕГО ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

ДИСКУРС НЕОЕВРАЗИЙСТВА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗАХ БУДУЩЕГО ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неоевразийство / неолиберализм / искусственный интеллект / этика / образ будущего / математика / трансцендентность / Neo-Eurasianism / neoliberalism / artificial intelligence / ethics / image of the future / mathematics / transcendence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В.В. Лыткин, М.А. Попова

Целью статьи является исследование взаимозависимости философско-антропологического контента свободы личности и образа будущего на примере Неоевразийской школы России и школы Неолиберализма во Франции. Научная новизна состоит в изучении баланса предлагаемых образов будущего и осознанности свобод индивида. Результаты исследования сделаны на основе анализа влияния глобализации на представления о культуре и феномене свобод отдельного индивида; изучения динамики диалога философских школ России и Франции; выделении знаковых фигур как выразителей современных трендов мировой философской мысли Запада и Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — В.В. Лыткин, М.А. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCURSUS BETWEEN NEO-EURASIANISM AND NEO-LIBERALISM ON THE FREEDOM OF INDIVIDUALS AND PICTURES OF THE FUTURE

The purpose of the article is to study the interdependence of the philosophical and anthropological content of individual freedom and the image of the future on the example of the Neo-Eurasian school of Russia and the school of Neoliberalism in France. The scientific novelty consists in studying the balance of the proposed images of the future and awareness of individual freedoms. The results of the study are based on the analysis of the impact of globalization on the ideas of culture and the phenomenon of individual freedoms; the study of the dynamics of the dialogue between the philosophical schools of Russia and France; the identification of iconic figures as exponents of modern trends in the world philosophical thought of the West and the East.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС НЕОЕВРАЗИЙСТВА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗАХ БУДУЩЕГО ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

УДК 159.9.072

ДИСКУРС НЕОЕВРАЗИЙСТВА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМА О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗАХ БУДУЩЕГО ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В.В. Лыткин1), М.А. Попова2

1 2)

, 'Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

1)e-mail: vlad-lytkin@yandex.ru 2"е-таП: mangostin@mail.ru

Целью статьи является исследование взаимозависимости философско-антропологического контента свободы личности и образа будущего на примере Неоевразийской школы России и школы Неолиберализма во Франции. Научная новизна состоит в изучении баланса предлагаемых образов будущего и осознанности свобод индивида. Результаты исследования сделаны на основе анализа влияния глобализации на представления о культуре и феномене свобод отдельного индивида; изучения динамики диалога философских школ России и Франции; выделении знаковых фигур как выразителей современных трендов мировой философской мысли Запада и Востока.

Ключевые слова: неоевразийство, неолиберализм, искусственный интеллект, этика, образ будущего, математика, трансцендентность.

Введение

На современном этапе мир сталкивается со сменой устоявшихся взглядов на историю и эволюцию мысли, восприятие времени, обновление понимания роли информации в историческом и культурном процессе, степень распространения и воздействия которой ощущает на себе каждый. В процессе научного познания появляются новые способы объяснения и осмысления природы и общества, увеличивается роль взаимодействия науки с другими сферами общественного сознания. Пожалуй, не станет большой смелостью заявить, что каждое мгновение бытия современного человека пронизано достижениями научного прогресса и информацией об этом. Это выстраивает в обыденном сознании индивида целую матрицу образов уровня комфорта, дает чувство безопасности от угроз внешнего мира, порождает веру в гарантированно благополучное будущее. Одним из подтверждений вышесказанного служат такие проявления культуры, как изобилие вымышленных персонажей в литературе и кинематографе, тела которых, в различных процентных соотношениях, одновременно могут быть биологическими и технологическими, а высокотехнологичная промышленность уже сегодня готова предложить потребителю

антропоморфных роботов, технические устройства и мобильные сервисы, конструирующие условия возникновения различных эмоций у человека, а благодаря возможностям широкого и очень быстрого распространения информации, этот процесс приобретает всеобъемлющий характер. Но, в отличие от отдельного индивида, об обществе, как социальном организме, уже можно говорить, что его «тело» преимущественно технологично, и все больше и больше важных процессов жизнедеятельности координируется искусственным интеллектом, действия которого обусловлены заложенными в него алгоритмами. Требуется все больше специалистов для обслуживания и усовершенствования данных алгоритмов, на рынке труда появляется огромное разнообразие связанных с этим новых профессий, а также от представителей традиционных и напрямую, казалось бы, несвязанных с искусственным интеллектом профессий, требуется мобилизационный ресурс личности, чтобы встроить в свою систему навыков умения действовать согласно принятым и действующим алгоритмам. Рейтинги развитости крупных городов и их привлекательность в глазах людей во многом зависят от степени развитости цифровой инфраструктуры и бесперебойно работающих автоматизированных сервисов. Распространена вера в плоды деятельности искусственного интеллекта как в некую новую «безошибочную объективность», вера в социальный статус и понятие «престижа» в зависимости от степени вовлеченности в создание, обслуживание и использование, дарованные процессом взаимодействия с продуктами и сервисами, произведенными алгоритмами искусственного интеллекта, что в своем роде, порождает взаимодействие ради взаимодействия.

Таким образом, отдельный индивид, дабы стать частью общества, и пользоваться благами цивилизации, подстраивает свои действия и своё мышление под активированный и распространяемый искусственным интеллектом распорядок, используя потоки свободно-циркулирующей информации в сети Интернет. Хотя понятие «свобода» весьма противоречиво, в особенности в сочетании с понятием «информация», но, тем не менее, до определенного уровня, информационный простор и легкость доступа к нему являются залогом стабильного существования. «Еще немного и отключение от сети будет рассматриваться наравне с использованием пыток для дознания, а ломки у неподключенных будут посерьезнее последствий тяжелой наркомании» [4, с. 104].

Личность и технологии

«Сеть Интернет есть одна из первых попыток воплотить принцип постмодернистской карты - открытого пространства. Передвигаться по этой сети можно в любом направлении и почти бесконечно. - Это бесконечный путь из ниоткуда в никуда» [5, с. 103]. Данный феномен требует очень глубокого осмысления. В академической среде, в кругу экспертов и профессионалов обсуждаются принципы систематизации информации и явлений, ей порожденных. Не утихают дебаты вокруг виденья и свойств оценки восприятия информации, а также баланса между направленной модерацией и вероятностными процессами «естественного отбора» информационных продуктов.

Збигнев Бжезинский, американский социолог и государственный деятель, навсегда изменивший ход истории международных отношений для ряда государств, проводил параллель между быстрым построением и эволюцией информационных коммуникаций, начиная с середины ХХ столетия, и периодом экспансии Римской империи со стратегически задуманной системой «дорог и морских путей, которые брали начало в столице» [2, с. 6], что обеспечивало «возможность быстрой перегруппировки и концентрации (в случае серьезной угрозы безопасности) римских легионов, базировавшихся в различных вассальных государствах и подчиненных провинциях.

Во времена расцвета империи римские легионы, развернутые за границей, насчитывали не менее 300 тысяч человек: это была огромная сила, становившаяся еще более смертоносной благодаря превосходству римлян втактике и вооружениях, а также благодаря способности центра обеспечить относительно быструю перегруппировку сил» [2, с. 6]. Как и в древности, преобразования римлян объединили некогда разрозненные части континента, так и сейчас глобальные средства коммуникации навсегда связали далекие уголки планеты, изменив ее облик, мировоззрение и определив ход исторического процесса. Действительно, современный, так называемый цивилизованный, процесс свободного передвижения товаров и людей невозможен без корректно настроенной автоматизированной инфраструктуры, отвечающей прежде всего за безопасность и контроль передвижения, хранение информации о передвижении, аналитику потенциала и оценку эффективности выбранных маршрутов и средств. Передвижение как образ жизни становится признаком высокого статуса, одним из критериев социальной успешности. Поэтому есть все основания

сравнить достижения древних римлян в строительстве «цивилизованной» инфраструктуры для быстрого передвижения товаров, людей, и прежде всего, армии, с достижениями современного глобальногочеловеческого прогрессавразвитии сложных систем коммуникации и передвижения.

Просуществовав около 500 лет, блистательное государство с центром в городе Рим приближается к своему закату. По ряду причин и исторических факторов, сложившихся определенным образом, цепочке случайностей и направленной воле выдающихся личностей, именно французские философы-гуманисты периода ХУ1-ХУП веков стали преемниками философской мысли периода поздней античности Западной Римской империи. С другой стороны Средиземного моря, некогда разделенного Диоклетианом (284-305 гг.) на почти равные части, находилась Восточная Римская Империя. «По нынешнему обыкновению мы называем эту часть Римской империи Византийской, хотя для ее правителей и подданных, ромеев, она была Римской и едва ли они могли отождествить себя с провинциальным Византием, древним греческим городом, который Константин в 330 г. превратил в столицу империи и в Новый Рим. Подчинив собственных военачальников-германцев и искусными маневрами сдержав гуннов Атиллы в ходе ужасного кризиса V века, уничтожившего западную часть империи, Византийская империя выработала стратегический метод, позволивший ей отражать волны завоевателей, накатывавшие одна за другой в течение более восьми веков (и то лишь по самым скромным подсчетам» [8, с. 9]. Византийская империя, просуществовав как единое государство более 1000 лет, показала один из самых высоких уровней развития как цивилизационный центр благодаря уникальным достижениям в искусстве стратегии, изобретению и становлению эффективной дипломатии, использованию религии как способа управления населением внутренних и внешних территорий, понятию престижа нахождения при дворе и на службе у императора и многому другому.

В дальнейшем, как Франция явилась преемницей философской традиции Западной Римской империи, так Россия вбирает наследие Восточной Римской империи. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», - в конце XV века писал в своих письмах Великому князю Василию Ивановичу (Василию III) монах псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Фелофей [10, с. 6]. Спустя V столетий один из выдающихся русских философов Н.А. Бердяев рассуждает об этом наследии: «После народа еврейского, русскому народу наиболее свойственна мессианская идея, она

проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма. Для истории русского мессианского сознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме. После падения православного византийского царства, Московское царство осталось единственным православным царством. Русский царь, говорит инок Филофей, «един-то во всей поднебесной христианский царь» [1, с. 12].

Таким образом, вырисовываются схожие черты в становлении философской мысли Франции и России, базирующиеся на наследии поздней античности, выражается непрерывное движение многомерного диалога не только в границах современных государств России и Франции, но и как макрорегионов Евразийского континента, называемых Востоком и Западом.

Дискурс цивилизаций

На фоне попыток осознания стремительности развития сегодняшних событий вновь возникли противоречия, возобновились дискуссии о будущем цивилизации между Востоком и Западом. Безусловно, каждой исторической эпохе были свойственны свои представления об образе будущего для человека и общества. Макро- и микро-события Новой и Новейшей истории стимулируют к обсуждению путей развития и условий для этого различные общественные и государственные организации, международные ведомства, некоммерческие объединения и микро-группы людей, а благодаря быстрому обмену и передачи информации, полемика глобальна и непрерывна. Но, как и в другие периоды истории, она вызревает и передвигается в границах общепринятого мировоззрения. Основные мировоззренческие установки, превалирующие в настоящее время, были инициированы и напрямую связаны глобализацией. Таким образом, сталкиваясь с набирающим обороты процессом регионального зонирования, обсуждаются и получают распространение новые философские взгляды на действующие цивилизационные конструкты. Вскрываются противоречия в представлениях об образе цивилизационного будущего, о факторах развития исторического процесса и роли волевого участия индивида в нем, взаимообусловленности представлений о будущем и этике поведения. «Если не я за себя, то кто за меня? А если я только за себя, то зачем я? И если не сейчас, то когда?», -изрек во времена царя Ирода основатель философского течения фарисеев Гиллель Вавилонянин [11, с. 5]. Издревле человек задается вопросами о границах дозволенного и социокультурных ожиданиях будущего, меняются лишь форма, исторические эпохи, а мудрецы, философы, ученые и эксперты пытаются отыскать или сконструировать то самое «золотое сечение».

В 1938 году в Париже впервые прозвучал термин «Неолиберализм» (фр. пео-НЬегаШте), по сегодняшний день это философское течение получило развитие и завоевало ведущие умы в академических кругах и на мировой политической арене. Возникновение Неолиберализма связано, прежде всего, с ростом глобализации, расширением фактора конкуренции на все сферы жизни человека, как основы социальной справедливости и исторического прогресса, и, как следствие, возрастание влияния мировоззрения экономистов, финансистов и банкиров для построения моделей бытия человека и прогнозирования, математическихметодов оценки происходящихсобытий. Виднейший представитель французского экзистенциализма Альбер Камю так рассуждал о подавляющей роли экономических интересов в ущерб другим сферами жизни во вступительной главе своего произведения 1947 года «Чума»:

«Самый удобный способ познакомиться с городом - это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. В нашем городке - возможно, таково действие климата - все это слишком тесно переплетено и делается все с тем же лихорадочно-отсутствующим видом. Это значит, что здесь скучают и стараются обзавестись привычками. Наши обыватели работают много, но лишь ради того, чтобы разбогатеть. Все их интересы вращаются главным образом вокруг коммерции, и прежде всего они заняты, по их собственному выражению, тем, что «делают дела». Понятно, они не отказывают себе также и в незатейливых радостях - любят женщин, кино и морские купания. Но, как люди рассудительные, все эти удовольствия они приберегают на субботний вечер и на воскресенье, а остальные шесть дней недели стараются заработать побольше денег. Вечером, покинув свои конторы, они в точно установленный час собираются в кафе, прогуливаются все по тому же бульвару или восседают на своих балконах. В молодости их желания неистовы и скоротечны, в более зрелом возрасте пороки не выходят за рамки общества игроков в шары, банкетов в складчину и клубов, где ведется крупная азартная игра.

Мне, разумеется, возразят, что все это присуще не только одному нашему городу и что таковы, в конце концов, все наши современники. Разумеется, в наши дни уже никого не удивляет, что люди работают с утра до ночи, а затем сообразно личным своим вкусам убивают остающееся им для жизни время на карты, сидение в кафе и на болтовню» [7, с. 5].

Сегодня, наблюдая и непосредственно используя технические средства и сервисы, алгоритмы работы которых написаны языком цифры, мы

убеждаемся во все большей степени развития математических принципов мировоззрения и находим подтверждение в словах известного вдохновителя неолиберальной мысли, банкира, экономиста, писателя и почетного государственного советника Франции Жака Аттали: «Не владея математикой, не будучи уверенным в умении использовать ее наилучшим образом, никто не сможет свободно жить в завтрашнем мире. По общему признанию, это не есть общедоступная вселенная. Индивид должен приложить немного усилий. Иногда очень много. Но никто не исключен. Нет такого понятия, как «математическая выпуклость». Все дело в упорной работе, в том, чтобы научиться открывать этудверь и удивляться всему, что скрывается за ней. Есть также замечательные преподаватели и все более зарекомендовавшие себя методы, полезное описание, изображения и даже видеоигры. Итак, когда мы обсуждаем умеренность, мы должны помнить, что нет ничего более затруднительного, чем ограниченность ума. Да, перестаньте тратить органическое топливо впустую. Конечно же, перестаньте употреблять искусственные сахара, перестаньте покупать одежду краткосрочной моды. Но никогда не будьте умеренны в приобретении знаний, в занятиях искусством, в разговоре, в дебатах. Никогда не прекращайте учиться, и в первую очередь изучайте математику» [12].

Противоположным полюсом французскому Неолиберализму выступает Неоевразийская философская школа России, выводя на первое место абстрактный мир идей, который для обыденного сознания индивида выражен в религии и духовном развитии личности на основе его культурного кода. Подобные идеи органично произросли из почвы традиции, уходя глубоко корнями к русским мыслителям ХУШ - начала XX века, перерабатывая и впитывая в полной мере последующие концепции коллективизма и воздействия событий истории ХХ века. В начале века ХХ1-го мы получаем самостоятельное философское течение, которое входит в равновесие со многими злободневными потребностями части общества. Яркими примерами этому служат подъем патриотизма в России, наполнение экосистемы социальных сетей и публикаций СМИ обсуждениями этики и границ свободы поведения, рассуждениями по поводу болезненности разрыва человека с трансцендентным, тем или иным «великим учением», поиски образа будущего, оценочными дискуссиями относительно способов борьбы с угрозами внешними и внутренними и личной ответственности.

Традицию важности именно личной ответственности и этики для построения будущего мы прослеживаем во взглядах выдающегося русского

философа И.А. Ильина: «...первое условие умудрения - это честность с самим собою и с предметом перед лицом Божиим» [6, с. 5], и религиозного философа, писательницы, автора серии книг о религиозно-философском учении «Живой этики» («Агни Йога») Елены Рерих: «Вы тревожитесь, что будет после конца войны? Конечно, переходное время никогда не бывает легким, но я твердо верю в сдвиг сознания именно в массах. В массах проснется и уже просыпается понимание истинных ценностей. Наша Родина выйдет победительницей из всех явленных испытаний. Несомненно, что все так называемые божеские законы попраны, но тем мощнее будет уявлено новое понимание их. Всякие насилия временны, ибо сама жизнь восстает против всего насильственного и противоестественного. Все несчастья, обрушившиеся на наш мир, разбудят, наконец, тлеющую искру в человеке, и народы воспрянут к лучшему новому строительству» [9, с. 129]. А ценность и значимость понятия традиции находим в высказывании Л.Н. Гумилева: «Все хваленое настоящее - лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических или Наполеоновских войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история - реальна» [3, с. 4].

Выходя на публичную арену, Неоевразийство готово предложить решения ключевых проблем развития цивилизации в условиях Новейшей истории на основе тщательного анализа актуальных запросов российского общества как части универсума, а именно:

1. Запрос на интеграцию и глобальное сотрудничество на основе торговли;

2. Потребность в объяснении предопределенности и своевременности происходящих событийи управленческих решений трансцендентными закономерностями;

3. Стремление к гармоничному сосуществованию с миром природы, с одной стороны, в противовес предшествующему периоду, когда природа воспринималась как нечто угрожающее, с другой стороны, как способ уйти от действительности растущего кризиса урбанизма;

4. Координация взаимодействия с растущей активностью искусственного интеллекта в мире динамичной информации;

5. Реагирование на расширение интересов и сфер влияния СевероАтлантического альянса;

6. В условиях проигрыша на арене развития 6-го технологического уклада, выстраивание иных цивилизационных путей при помощи развития логистических сетей и мероприятий по их защите.

Согласно всему выше отмеченному, Неоевразийство отстаивает важность диалога между цивилизациями на базе минимальной культурной экспансии. Данная позиция является противоположностью глобализации и Неолиберальным взглядам, которые уподобляют общества и индивидов социальным единицам, взаимодействующим по цифровым законам

Заключение

Сходство Неоевразийской и Неолибреальной школ базируется на превосходно настроенной и постоянно развивающейся сложной коммуникационной системе циркуляции информации, тем самым обеспечивая быстрое распространение идей на мировой арене. Обе школы активно встраивают разработанные парадигмы в массовую культуру, делают информацию доступной обычному пользователю, и ведут борьбу за умы и настроения в обществе. А сконструированные образы будущего являются неотъемлемой частью представлений индивида о себе самом и ответственности за личный выбор ради завтрашнего дня. Трактовка события в информационном поле важнее объективности события, а событие, зачастую, считается произошедшим, если присутствует его трактовка, объяснение в виртуальной сети. Таким образом оценка справедливости и результативности произошедшего события становится все более расплывчатой и все более зависимой, интерпретатор становится, в каком-то роде, владельцем, «поставщиком» события. От качества и мастерства интерпретации, скорости распространения, яркости примеров зависит количество последователей изначальной идеи трактовки события, и использования ее в ту или иную пользу. Школы Неоевразийства и Неолиберализма не существует вне, или отдельно от виртуальной экосистемы. Как они формируют определенные информационную эволюцию и встраивают шаблоны восприятия, так и сами подвержены обратному процессу влияния, отвечая на вызовы и «тренды» ради повышения рейтингов, которые благодаря современным алгоритмам легко измерить и сравнить. Несомненно, представляется важным глубокое изучение и тщательное наблюдение за ходом развития дискурса философских школ Востока и Запада и преобразований, им порожденных.

Список литературы

1. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. - Москва : Азбука, 2021. - 320 с.

2. Бжезинский, З. Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский. - Москва : Международные отношения, 1998. - 256 с.

3. Гумилев, Л. Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. - Москва : АСТ, 2022. - 512 с.

4. Дугин, А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Г. Дугин. - Москва : Евразийское Движение, 2009. - URL: https://litmir.club/bd/?b=202961 (дата обращения: 29.09.2023).

5. Дугин, А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Г. Дугин. - Москва : Евразийское Движение, 2009. - URL: https://litmir.club/bd/?b=202961 (дата обращения: 29.09.2023).

6. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силой / И. А. Ильин. - Москва : Даръ, 2019. - 480 с.

7. Камю, А. Чума / А. Камю. - Москва : АСТ, 2014. - 384 с.

8. Люттвак, Э. Н. Стратегия Византийской империи / Э. Н. Люттвак. - Москва : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. - 649 с.

9. Рерих, Е. И. Письма Е. И. Рерих. Том VII. Е. И. Рерих - И. Э., Г. И. и К. И. Муромцевым. 27 апреля 1945 г. / Е. И. Рерих. - URL: https://roerich-lib.ru/e-i-rerikh/pisma-e-i-rerikh-tom-vii/3057-129-e-i-rerikh-i-e-g-i-i-k-i-muromtsevym-27-aprelya-1945-g (дата обращения: 30.09.2023).

10. Синицына, Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) / Н. В. Синицына. - Москва : Индрик, 1998. - 416 с.

11. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Москва : АСТ, 2022. - 288 с.

12. Jacques Attali. Éloge des mathématiques. - 29.06.2023. - URL: https://www.attali.com/prospective/eloge-des-mathematiques/ (дата обращения: 30.09.2023).

THE DISCURSUS BETWEEN NEO-EURASIANISM AND NEO-LIBERALISM ON THE FREEDOM OF INDIVIDUALS AND PICTURES OF THE FUTURE

V.V. Lytkin1), M.A. Popova2)

1,2)Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga 1)e-mail: vlad-lytkin@yandex.ru 2)e-mail: mangostin@mail.ru

The purpose of the article is to study the interdependence of the philosophical and anthropological content of individual freedom and the image of the future on the example of the Neo-Eurasian school of Russia and the school of Neoliberalism in France. The scientific novelty consists in studying the balance of the proposed images of the future and awareness of individual freedoms. The results of the study are based on the analysis of the impact of globalization on the ideas of culture and the phenomenon of individual freedoms; the study of the dynamics of the dialogue between the philosophical schools of Russia and France; the identification of iconic figures as exponents of modern trends in the world philosophical thought of the West and the East.

Keywords: Neo-Eurasianism, neoliberalism, artificial intelligence, ethics, image of the future, mathematics, transcendence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.