УДК 81'42
Абрамова Елена Сергеевна
кандидат филологических наук.
Белгородский государственный
национальный исследовательский
университет
Свойкина Людмила Фёдоровна
кандидат педагогических наук, доцент.
Белгородский государственный
национальный исследовательский
университет
Elena S. Abramova
candidate of philological sciences.
Belgorod National Research University
Lyudmila F. Svoykina
candidate of pedagogical sciences,
associate professor.
Belgorod National Research University [email protected]
Дискурс как феномен социально-коммуникативной практики Discourse as a phenomenon of socio-communicative practice
Аннотация. Основное содержание исследования, выполненного в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний, составляет анализ понятия «дискурс». В статье выявлены и осмыслены характерные признаки дискурса как центральной категории бытия человека, «вписывающей» его многообразную социально-коммуникативную практику в тексты культуры.
Ключевые слова: дискурс, социально-коммуникативная практика, антропоцентризм, общественное сознание, коммуникация, культура, смыслы, концепт, когнитивно-дискурсивный подход.
Annotation. The main content of the research performed within the cognitive-discursive paradigm of knowledge is the analysis of the concept of "discourse". Revealed in the article and understand the characteristics of the discourse as a Central category of human existence, "placing" his diverse socio-communicative practice in the texts of culture.
Keywords: discourse, socio-communicative practice, anthropocentrism, social awareness, communication, culture, meaning, concept, cognitive-discursive approach.
Особенность современной лингвистической науки проявляется в сосредоточенности на использовании языка человеком. Важнейшим методологическим принципом становится антропоцентризм, в рамках которого «научные объекты изучаются, прежде всего, по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования» [10, с. 212]. По словам К. Ажежа, «человек вписывает в язык... декларацию о своей этнической принадлежности. Побуждающая его к этому потребность дает нам ключ к пониманию некоторых особенностей эволюции, иначе никак не объяснимых» [1, с. 268]. Дискурс по своей природе и есть механизм «вписывания» многообразной социально-коммуникативной практики человека в создаваемые тексты культуры. «Всякий акт употребления языка, - пишет Б.М. Гаспаров, -.представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта. В этом своем качестве он вбирает в себя и отражает в себе уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан» [4, с. 10].
Дискурс относится к таким феноменам, который требует для своего осмысления усилия специалистов разных отраслей научных знаний: лингвистики, коммуникативистики, культурологии, семиотики, социологии, психологии, политологии. В современной науке формируется даже новое междисциплинарное направление - дискурсология, в предметную область которой входят «как методологические и общетеоретические проблемы, связанные с природой, структурой и функционированием дискурса, так и вопросы, касающиеся типологии дискурсов и выявления их особенностей» [11: 4]. Тем не менее до настоящего времени феномен дискурса не получил своего завершающего, исчерпывающего толкования.
Как известно, понятие дискурса вошло в практику научных исследований в связи с осознанной необходимостью учитывать при осмыслении особенностей текста не только его собственно лингвистические характеристики, но и социальный контекст, которому он открыт.
В практике осмыслений дискурса обозначилось несколько основных направлений, обнаруживающих концептуальные пересечения дискурса с категориями язык, речь, текст, стиль, диалог. Особое место в научной теории занимает понимание дискурса как вербализации (объективации) социальной практики и как ритуализированного (отрегулированного и стандартизированного) «использования языка» (текстообразования), объективирующего особое сознание, идеологию и ментальность. В основе этой интерпретации лежит концепция М. Фуко, согласно которой дискурс «скрыто располагается в том, что уже сказано», то есть представляет собой совокупность «высказываний, принадлежащих одной формации» и
определяемых экстралингвистическими факторами - коммуникативной ситуацией и культурно-идеологической средой; это «место возникновения понятий», поскольку все понятия, которые представлены личности, являются результатом дискурса как практики понятийно-идеологического навязывания, или «насилия», которое человек «совершает над вещами» [15, с. 58].
Границы дискурса производны от сферы социально-коммуникативной практики и, соответственно, определяются характером продуцируемых в этой практике смыслов, отзывающихся на социально-психологические особенности субъектов коммуникации, особенности хронотопа, культуры, актуальной идеологии и способов их репрезентации (в концептах, мифологемах, идеологемах, символах, метафорах и др.).
По мысли Т.А. ван Дейка, дискурс - это «сложное единство языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта», осуществляющихся в определенном социокультурном контексте. Он является «существенной составляющей социокультурного взаимодействия, характерные черты которого - интересы, цели и стили» [5, с. 46]. Н.Д. Арутюнова определяет дискурс как «целенаправленное социальное действие», «речь, погруженную в жизнь» [2: 136], то есть в «творческую динамику социального бытия, социальной практики человека, одновременно формирующей и отражающей его когнитивный и коммуникативный опыт, его волю и характер притязаний» [11: 10]. Обратим также внимание на замечание В.В. Колесова: «В каждой развитой и богатой культурной среде существуют в неслиянном единстве как бы сразу "три языка". В отношении русского это: • русский язык как система - категория этническая, следовательно, представленная психологически; • русский литературный язык как норма - категория социальная, представленная логически; • язык русской литературы как стиль - категория культурная по преимуществу, а потому оправданно эстетическая. Каждому из проявлений языка свойственна предпочтительная ориентация на разные содержательные формы словесного знака, поскольку выражаемые и отражаемые ими культурные ценности различаются» [9, с. 7]. Другими словами, оперирование информацией осуществляется посредством определенного кода (вербального или невербального), чувствительного к особенностям контекста -психологического, социального и культурно-эстетического.
Конститутивные категории дискурса, по мнению В.В. Карасика, определяются принципом успешного общения [7, с. 242], то есть его протеканием в соответствии с установленными обществом нормами для данного фрагмента социального взаимодействия, однако важно подчеркнуть, что дискурс - это текстоориентированный феномен. Как замечает И.В. Силантьев, дискурс состоит «из высказываний... и, вслед за высказыванием, продолжает себя и возобновляет себя в текстах» [12, с. 16].
Заметим также, что дискурс, как когнитивный феномен («активен и генеративен в первую очередь в отношении к смыслу» [8, с. 96]) и феномен институциональной культуры, разворачивается «вокруг некоторого опорного концепта, называемого "топиком дискурса" или "дискурсным топиком"», и связан с обнаружением или даже «навязыванием... мнения адресату» [6]. Дискурс как социально-когнитивный механизм задает характер, номенклатуру и конфигурацию производимых им содержательных форм - определенным образом организованных и ценностно (или идеологически) ориентированных совокупностей смыслов, обретающих свое бытие в социальной памяти (традиции), в социальной практике и в социальном проектировании (воображении). Дискурс представляет собой способ репрезентации содержания концепта [13], а также производит его когнитивную разработку, разворачивает его смысловые профили в рамках дискурсивного типа сознания (знания) и в соответствии с дискурсивной точкой зрения [3, с. 106] и целеполагания.
Для концептуальной организации дискурса огромное значение имеют процессы, происходящие в политической и социокультурной сферах общественной жизни, так как они определяют в конечном итоге «способ ведения жизни» (М. Вебер), то есть отношение к социальным институтам, политике, работе, жилищу, питанию, свободному времени и т.д. [14, с. 114].
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что дискурс - это:
1) феномен общественного сознания как совокупности объективированных в текстах социально значимых, чувствительных к актуальным фактам и актуальной идеологии смыслов;
2) феномен коммуникации как социально регламентированной и целенаправленной практики обмена информацией между специфицированными коммуникативными субъектами;
3) феномен культуры как совокупности выработанных в общественной практике освоения мира смыслов;
4) коммуникативно-когнитивный механизм, регулирующий процесс производства смыслов, их форматирования (придания необходимой с учетом целей и адресной аудитории когнитивной формы), профилирования (актуализации смысловых профилей), кодирования, а также передачи и объективации во встречном сознании;
5) коммуникативно-когнитивный механизм, задающий концептам ту или иную конфигурацию в смысловом пространстве культуры и общественного сознания.
Литература:
1. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки. М.: Едиториал УРСС, 2006. 304 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. 896 с.
3. Бартминъский Е. Языковой образ мира. М.: ИНДРИК, 2005. 528 с.
4. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое Литературное Обозрение, 1996. 352 с.
5. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
6. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ// Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 116-133.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
8. Кожемякин Е.А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры. Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. 244 с.
9. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб.: Златоуст, 1999.
368 с.
10. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века: опыт парадигмального анализа // Язык и наука конца XX в. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 144-238.
11. Полонский А.В. Дискурсология: неазбучные истины (вместо вступительного слова) // Проблемное поле дискурсологии: сб. науч. ст. Белгород: Политерра, 2010. С. 4-13.
12. Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. 188 с.
13. Токарев Г.В. Дискурсивные лики концепта. Тула: Изд-во ТГПУ, 2003.
108 с.
14. Трошина Н.Н. Социокультурные параметры дискурса // Социолингвистика вчера и сегодня: сб. науч. тр. М.: РАН. ИНИОН, 2008. С. 103-126.
15. Фуко М. Археология знаний. Киев: Ника-центр, 1996. 208 с. Literature:
1. Ages K. People saying contribution of linguistics in the Humanities. M.: Editorial URSS, 2006. 304 p.
2. Arutyunova N. Language and the world of man. M.: Publishing house of "the Languages of Russian culture", 1999. 896p.
3. Bartminski I. Linguistic image of the world. M.: INDRIK, 2005. 528 p.
4. Gasparov B.M. Language. The memory. Image. Linguistics language of existence. M.: New Literary Review, 1996. 352 p.
5. Dyck T.A. van. The language. The knowledge. Communication: collection of works. M.: Progress, 1989. 310p.
6. Demyankov Z.V Interpretation of the political discourse in the media // media Language as an object of interdisciplinary research: textbook. the allowance. M., 2003. P. 116-133.
7. Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse: monograph. M.: Gnosis, 2004. 390 p.
8. Kozhemyakin E.A. Discursive approach to the study of institutional culture. Belgorod, 2008. 244 p.
9. Kolesov V.V. "Life comes from the word...". Petersburg: Chrysostom, 1999.
368 p.
10. Kubrakova E. C. Evolution of linguistic ideas in the second half of the XX century: the experience of paradigmatic analysis // Language and science of the end of XX century. M.: Institute of linguistics, RAS, 1995. P. 144-238.
11. Polonsky A.V. Discourage: neizbejna truth (rather than opening speech) // the Problem field of discursului: collected scientific articles. Belgorod: Polyterra, 2010. P. 4-13.
12. Silant'ev I.V. text in the system of the discursive interaction. Novosibirsk, 2004. 188 p.
13. Tokarev G.V. Discursive the faces of the concept. Tula, 2003. 108 p.
14. Troshina N. Socio-cultural parameters of discourse // Sociolinguistics yesterday and today: collected scientific articles. M.: Russian Academy of Sciences. INION, 2008. P. 103-126.
15. Foucault M. Archaeology of knowledge. Kiev: nick center, 1996. 208 p.