Научная статья на тему 'Дискриминация пожилых людей на рынке труда'

Дискриминация пожилых людей на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРЕБРЯНАЯ ЭКОНОМИКА / "СЕРЕБРЯНАЯ ЭКОНОМИКА" / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПЕНСИОНЕРЫ / СЕНЬОРЫ / SILVER ECONOMY / "SILVER ECONOMY" / SOCIAL ECONOMY / SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUPS / LIFE QUALITY / AGE STRUCTURE / SOCIAL STATUS / PENSIONER / AGEISM / SENIORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломиец Павел Николаевич

В данной статье приводится краткий анализ возрастных структур российского общества. Беря во внимание результаты исследований российских ученых и агентств за последние десятилетия, приходим к выводу, что пожилые люди, проживающие в России, являются беднейшими слоями общества. Автор обращает внимание на зависимость уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление государства сократить эти доходы, что стимулируют пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Обращается внимание на быстрый рост количества пожилых людей на рынке труда и их мотивацию. Выявлена и обоснована дискриминация на рынке труда по возрастному принципу, которая несет угрозу обществу, подрывая связь между поколениями, стимулируя социально-экономическое неравенство и бедность. Подобное положение вещей рассматривается однозначно как вызов, затрагивающий финансовую политику государства и философию стандартов по работе и отношению к пожилым людям. На основе анализа имеющейся информации вносятся предложения по выработке экономических стратегий, политики государства и борьбе с дискриминацией на рынке труда по отношению к работающим людям пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коломиец Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides a brief analysis of the age patterns of the Russian society. Taking into account the results of the researches conducted by Russian scientists and agencies during the last decades, it can be concluded that the elderly living in Russia belong to the poorest population group. The author focuses on the correlation between the level of the elderly’s own incomes and those ensured by the government and the government’s tendency to reduce its ensured incomes. This forces the elderly population to search for alternative income sources. The fast growth of the number of elderly people on the labour market and their motivation are observed. The labour market discrimination against the elderly has been educed. Such a discrimination is a danger to the society due to it breaks bonds between generations, stimulates socio-economic inequality and poverty. Such a state of affairs is viewed unequivocally as a challenge affecting the financial policy of the government and the philosophy of standards for work and attitude towards the elderly. Based on the analysis of available information, proposals are made to develop economic strategies and state policies, and combat the labour market discrimination against the elderly.

Текст научной работы на тему «Дискриминация пожилых людей на рынке труда»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №5 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-5.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/31EVN517.pdf

Статья опубликована 08.10.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Коломиец П.Н. Дискриминация пожилых людей на рынке труда // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/31EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Коломиец Павел Николаевич1

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, Москва

Аспирант Магистр медицинских наук E-mail: [email protected]

Дискриминация пожилых людей на рынке труда

Аннотация. В данной статье приводится краткий анализ возрастных структур российского общества. Беря во внимание результаты исследований российских ученых и агентств за последние десятилетия, приходим к выводу, что пожилые люди, проживающие в России, являются беднейшими слоями общества. Автор обращает внимание на зависимость уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление государства сократить эти доходы, что стимулируют пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Обращается внимание на быстрый рост количества пожилых людей на рынке труда и их мотивацию. Выявлена и обоснована дискриминация на рынке труда по возрастному принципу, которая несет угрозу обществу, подрывая связь между поколениями, стимулируя социально-экономическое неравенство и бедность. Подобное положение вещей рассматривается однозначно как вызов, затрагивающий финансовую политику государства и философию стандартов по работе и отношению к пожилым людям. На основе анализа имеющейся информации вносятся предложения по выработке экономических стратегий, политики государства и борьбе с дискриминацией на рынке труда по отношению к работающим людям пожилого возраста.

Ключевые слова: серебряная экономика; «Серебряная экономика»; социальная экономика; социально-демографические группы; качество жизни; возрастная структура; социальный статус; пенсионеры; сеньоры

В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц пожилого возраста, их удельного веса в населении России, сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками. Численность населения, в возрасте старше 60 лет, на 1 января 2017 года составила 30,5 млн человек, что является 20,1 % от всего населения России.2 По прогнозам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, к 2030 году

1 127015, г. Москва, ул. Бутырская 79, кв. 3

2 Федеральная Служба Государственной Статистики. Возрастно-половая пирамида. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 13.09.2017).

в России будет проживать 42 млн человек в возрасте старше 60 лет, что будет составлять 28,4% от общего населения. Все это следствие 25-летнего ухудшения демографической ситуации: уменьшения численности населения, увеличения показателей смертности, снижения показателей рождаемости и продолжительности жизни [1, 14].

Беря во внимание результаты отчета Аналитического центра при Правительстве Российской федерации за последние десятилетия, мы приходим к выводу, что пожилые люди, проживающие в России, являются беднейшими слоями общества [1].

Сразу следует уточнить - что означает термин «пожилые люди». За основу берётся возрастная периодизация Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Организации Объединённых Наций (ООН): молодой возраст 18-44 года, средний возраст 45-59 лет, пожилой возраст 60-74 года, старческий возраст 75-90 лет, долголетие старше 90 лет. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этой хронологии человеческого возраста [2, 3, 4, 13].

В результате социальной трансформации общества в 90-ые года 20 века, произошла возрастная стратификация населения (социальная и экономическая), т. е. расслоение населения по уровню доходов или вертикально ранжированное распределение семей по материальному положению в зависимости от возраста. По данным за 2015 год 54,8 % российских пенсионеров оценили экономическое состояние экономики страны как «плохое». Мониторинговые исследования ВЦИОМа (Всероссийский центр исследования общественного мнения) за 2010 г. приводят аналогичные данные: 40,0 % опрошенных пожилых людей оценивают экономическое положение в России как «плохое». Объективность оценки пенсионерами экономики России подтверждается тем фактом, что финансовое состояние большинства пожилых людей России является крайне низким. По данным на 2015 г. 74 % всех расходов пожилых людей приходится на питание, что свидетельствует о крайне низком наполнении пенсии [1, 13].

Тяжелое положение пожилых людей усугубляется тем фактом, что социальная политика государства несовершенна, ее заменяет адресная социальная защита, поэтому пожилые люди остаются социально незащищенной группой российского общества [13].

Ощущение зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства является фактором, стимулирующим пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов. Все более значимыми по этой причине становятся доходы от трудовой деятельности, удельный вес которых в доходах сеньоров достиг в 2014 году 34,8 % [1, 13].

Стоит отметить, что социально-экономическая трансформация общества привела к изменению социальной защищенности пожилых людей. Это проявляется:

1. в низкой материальной обеспеченности российских пенсионеров, особенно старших возрастных групп, резком снижении качества жизни;

2. в невостребованности на рынке труда;

3. в дискриминации по оплате труда;

4. в отсутствии механизмов для адекватной адаптации сеньоров к условиям рыночной экономики [13].

Вместе с тем, видна значимость социальной мотивации трудовой деятельности пожилых людей, их стремление к активной жизни. Общая численность пенсионеров (по старости)

увеличилась с 30 026 тыс. человек3 в 2007 году до 35 555 тыс. человек4 в 2016 году (рост 18,4 %), а численность работающих пенсионеров (по старости) - с 9180 тыс. человек5 до 14 199 тыс. человек6 (рост 54,7 %). С учетом старения населения страны, представляются важными - в интересах как самих лиц старшего возраста, так и общества в целом - поддержка и развитие социальной мотивации трудовой деятельности людей после наступления пенсионного возраста

[1, 13].

Из результатов выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведенного в 2013 году, следует, что экономические мотивы доминируют в числе причин, побуждающих работающих пенсионеров продолжать трудовую деятельность:

• недостаток денежных средств на текущее потребление - 74,0 %;

• возможность общения с людьми - 26,9 %;

• желание сделать сбережения на будущее - 24,6 %;

• стремление к финансовой независимости - 23,0 %;

• интерес к работе - 22,1 %;

• привычка - 19,9 %;

• некому передать дело - 0,8 %;

• другое - 2,0 % [1].

Крайне резко выделяется отставание уровня оплаты труда сеньоров от работников всех возрастов, в том числе - в гендерном аспекте. Если средняя начисленная заработная плата работников-мужчин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 33 301 руб., то мужчин в возрасте 55-59 лет - 29 746 руб. (отклонение - 10,7 %), в возрасте 60-64 лет - 28 532 руб. (отклонение - 14,3 %), в возрасте 65 лет и старше - 29 366 руб. (отклонение - 11,8 %). Аналогичное отставание в уровне оплаты труда наблюдается и у женщин старших возрастов. Средняя начисленная заработная плата женщин всех возрастов в октябре 2013 г. составляла 24 721 руб., у женщин в возрасте 55-59 лет - 23 238 руб. (отклонение - 6,0 %); в возрасте 60-64 лет - 21 906 руб. (отклонение - 11,4 %), в возрасте 65 лет и старше - 21 712 руб. (отклонение -12,2 %) [1, 13].

Подобные различия расцениваются как результат дискриминирующих действий работодателей, пользующихся уязвимым положением пожилых работников на рынке труда. Эти действия противоречат рекомендациям Мадридского плана действий по проблемам

3 Федеральная Служба Государственной Статистики. О состоянии пенсионного обеспечения и уровне жизни пенсионеров в 2008 году. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_04/IssWWW.exe/Stg/d01/1-pens.htm (дата обращения 13.09.2017).

4 Федеральная Служба Государственной Статистики. ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ И СРЕДНИЙ РАЗМЕР НАЗНАЧЕННЫХ ПЕНСИЙ ПО ВИДАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КАТЕГОРИЯМ ПЕНСИОНЕРОВ. http://www.gks.ru/free doc/new site/population/urov/urov p2.htm (дата обращения 13.09.2017).

5 Федеральная Служба Государственной Статистики. О состоянии пенсионного обеспечения и уровне жизни пенсионеров в 2008 году. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10 04/IssWWW.exe/Stg/d01/1-pens.htm (дата обращения 13.09.2017).

6 Федеральная Служба Государственной Статистики. ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ И СРЕДНИЙ РАЗМЕР НАЗНАЧЕННЫХ ПЕНСИЙ ПО ВИДАМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КАТЕГОРИЯМ ПЕНСИОНЕРОВ. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm (дата обращения 13.09.2017).

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (сентябрь - октябрь 2017)

https://naukovedenie.ru [email protected]

старения 2002 года,7 предусматривающим заблаговременную нейтрализацию «факторов, приводящих к дискриминации пожилых работников в сфере труда», и могут использоваться в качестве аргумента для критики политики России в отношении пожилых людей на площадках ООН [1, 13].

Опираясь на исследования о дискриминации на рынке труда, проведенные исследователями из МГУ, можно сделать следующие выводы:

• во-первых, женщины более сильно ощущают проблему возрастной дискриминации. В нашей стране женщин больше, и особенно заметна данная диспропорция в старших возрастах. Продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин;

• во-вторых, в сфере компьютерных и интернет технологий дискриминация лиц старших возрастов более распространена, так как данная отрасль связана с постоянно прогрессирующими технологиями;

• в-третьих, более ярко выражена дискриминация по возрасту в коммерческих организациях, так как они, во-первых, более сильно подвержены изменениям экономической ситуации, кризисам, во-вторых, бюджетные организации стремятся не проявлять дискриминацию, так как участие лиц старших возрастов - вынужденная мера ввиду отсутствия молодого поколения на смену [11].

В последнее десятилетие в результате возросшего потока проблем, связанных со старением населения в западной Европе, появилась концепция «Серебряной экономики»8. Хотя ни одного согласованного определения данного понятия («серебряная экономика») к настоящему времени не существует, в самом понятии главным является акцент на использование возможностей людей пожилого возраста и развития новых рынков с целью удовлетворения потребностей растущего числа пожилых людей. Концепция серебряной экономики также стремится объединить и выстроить в уже существующих стандартах и понятиях некоторые практические аспекты решения данной проблемы: предложить систему мер по содействию активному и здоровому старению, которые позволяют увеличить уровень занятости пожилых людей [12, 13].

Из отчетов и рекомендаций по вопросам «Серебряной Экономики» эксперта Девида Итока (David Eatock) из Европейской Комиссии, следует что, правительство должно содействовать продвижению и закреплению всего спектра профилактических методов организации и управления при работе с сеньорами. Государственным институтам соответствующей направленности следует всячески поощрять инициативу и подчеркивать роль сеньоров на рынке труда. Отдельно упоминалось о важности материального и морального поощрения работников в сочетании с гибкими методами поведения работодателей в процессе рабочего общения, а также о борьбе с дискриминацией в оплате по отношению к другим возрастным группам [5, 12, 13].

«Серебряная экономика», как многоуровневый процесс, может быть определена и как «Новая экономическая и социальная проблема», и одновременно как «Новые экономические и социальные возможности». Тема «новых проблем - возможностей» была активирована и

7 ООН. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/ageing program.shtml (дата обращения 30.01.2017).

8 Commission Communication - The demographic future of Europe - From challenge to opportunity, COM(2006)571, October 2006. Quote from section 3.3, 'A more productive and dynamic Europe'. 7-20 стр. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CQM:2006:0571:FIN (дата обращения 30.01.2017).

продвигается инициативой снизу, от общественности, в том числе, в связи со значительными изменениями системы потребительских расходов и потребностей в социальной среде населения категории «60+» [5, 6, 12, 13].

Естественно, что за счет увеличения продолжительности жизни процент пожилых людей в спектре возрастных категорий России в долгосрочном периоде продолжит расти, а значит и будет расти их влияние на социальные, политические и экономические процессы. Мы должны обратить внимание на ресурс пожилых людей и стимулировать их к практической реализации трудовых возможностей и профессиональных навыков. Правительство должно разработать перечень федеральных программ, которые стимулировали бы снижения уровне дискриминации по возрасту:

• программа, регулирующая варианты выхода на пенсию;

• программа адаптации рабочих мест под особенности менталитета и физического самочувствия пожилых работников;

• программа непрерывного обучения [5, 6, 12, 13].

Заключение

Подобное положение вещей рассматривается однозначно как вызов, затрагивающий финансовую политику государства и философию стандартов по отношению к пожилым людям. Можно говорить и о появлении для правительства и компаний новых стимулов:

• по выявлению и борьбе с дискриминационным положением пожилых людей на рынке труда;

• по организации и проведению инновационных действий в финансовом секторе с целью минимизации расходов;

• по повышению конкурентоспособности на рынке инновационных продуктов и услуг в аспекте реагирования на проблемы старения населения на глобальном уровне;

• по разработке новых технологий и расширению спектра коммерческих инициатив для оптимизации принципов и правил делового поведения государства, что призвано в конечном счете стимулировать экономику России в целом [7, 8, 9, 10, 12, 13].

Дискриминация на рынке труда по возрастному принципу несет угрозу обществу, подрывает связь между поколениями, приводит к социально-экономическому неравенству и бедности.

Все слои общества должны найти выгоду от присутствия пожилых людей на рынке труда. Во-первых, это улучшение качества жизни пожилых людей: многие пенсионеры работают, чтобы обеспечить себе минимальный уровень жизни. Во-вторых, для бизнеса -возможность использования людей старших возрастов с высоким уровнем человеческого капитала более длительное время. В-третьих, для государства, для общества и бизнеса будет полезным повышение уровня занятости населения. В-четвертых, социализации пожилых людей [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимир Трубин, Наталья Николаева, Мария Палеева, Софья Гавдифаттова. Аналитический центр при Правительстве Российской федерации. «Пожилое население России: проблемы и перспективы». Социальный бюллетень, 2016. 3-32 стр.

2. Freund AM; Smith J. Self-definition in old age. Zeitschrift fur Sozialpsychologie, 1997. 28(1-2). 44-59 стр.

3. Gorman M. Development and the rights of older people. The ageing and development report: poverty, independence and the world's older people. London, Earthscan Publications Ltd.,1999. 3-21 стр.

4. Thane P. The muddled history of retiring at 60 and 65. New Society. 1978. 45(826). 234-236 стр.

5. David Eatock. The silver economy: Opportunities from ageing. European Parlament,

2015. 1-8 стр.

6. European Commission. GROWING THE EUROPEAN SILVER ECONOMY. BACKGROUND PAPER, 2015. 1-30 стр.

7. K. Kidholm, A. G. Ekeland, L. K. Jensen, J. Rasmussen, C. D. Pedersen, A. Bowes, S. A. Flottorp and M. Bech. A model for assessment of telemedicine applications: MAST. International Journal of Technology Assessment in Health Care. 28(1), 2012. 44-51 стр.

8. R. Simmons, J. Brown, and M. Diaz. Facilitating large-scale transitions to quality of care: An idea whose time has come. Studies in Family Planning, 2002. 33(1). 61-75 стр.

9. Ian Goldin. FUTURE OPPORTUNITIES, FUTURE SHOCKS. Global Perspectives & Solutions. Oxford, 2014. 21-30 стр.

10. M. Zsagoczky. The New Hope for the EU - Silver Economy. Enyedi Gyorgy Doctoral School of Regional Sciences. Abstract of PhD research. Budapesht, 2013. 2-9 стр.

11. Муртазалиев М. Дискриминация на рынке труда города Москвы. Сборник статей МГУ. Максс Пресс. Москва, 2014. 80-95 стр.

12. Коломиец П. Н. «Серебряная экономика» - социальные возможности и экономическое развитие. Экономика и предпринимательство №11 (ч.3). Москва,

2016. 339-342 стр.

13. Коломиец П. Н. «Сеньоры» в национальной экономике и экономическое развитие // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN117.pdf (доступ свободный).

Kolomijec Pavel Nikolaevich

Financial university under the government of the Russian Federation, Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Labour market discrimination against the elderly

Abstract. This article provides a brief analysis of the age patterns of the Russian society. Taking into account the results of the researches conducted by Russian scientists and agencies during the last decades, it can be concluded that the elderly living in Russia belong to the poorest population group. The author focuses on the correlation between the level of the elderly's own incomes and those ensured by the government and the government's tendency to reduce its ensured incomes. This forces the elderly population to search for alternative income sources. The fast growth of the number of elderly people on the labour market and their motivation are observed. The labour market discrimination against the elderly has been educed. Such a discrimination is a danger to the society due to it breaks bonds between generations, stimulates socio-economic inequality and poverty. Such a state of affairs is viewed unequivocally as a challenge affecting the financial policy of the government and the philosophy of standards for work and attitude towards the elderly. Based on the analysis of available information, proposals are made to develop economic strategies and state policies, and combat the labour market discrimination against the elderly.

Keywords: silver economy; «Silver economy»; social economy; social and demographic groups; life quality; age structure; social status; pensioner; ageism; seniors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.