Научная статья на тему 'Дискриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов всероссийских общественных организаций (по материалам социологических исследований)'

Дискриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов всероссийских общественных организаций (по материалам социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конвенция о правах инвалидов соблюдение прав инвалидов социологический опрос общественных организаций инвалидов социологический мониторинг прав инвалидов / United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities / the rights of people with disabilities / public opinion poll оf public organizations of persons with disabilities / sociological monitoring of the right disabled people

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рочева Я.С., Чернякина Т.С., Радуто В.И.

В статье рассматривается вопрос положения людей с инвалидностью и преодоление дискриминации. На научно-практических материалах разработанных в рамках социологических и правовых исследований показана особенность положения людей с инвалидностью в Российской Федерации. На основе проведенного социологического опроса представителей всероссийских общественных организаций показана наличие ограничений в сферах здравоохранения, образования трудоустройства и занятости особенно для людей с психическими (ментальными) нарушениями и людей с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рочева Я.С., Чернякина Т.С., Радуто В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discrimination people with disabilities in the assessments of experts from all-Russian public organizations (based on the materials of a sociological research)

The article deals with the issue of the situation of people with disabilities and overcoming discrimination. Based on scientific and practical materials developed in the framework of sociological and legal research, the peculiarity of the situation of people with disabilities in the Russian Federation is shown. On the basis of a sociological survey of representatives of all-Russian public organizations, it is shown that there are restrictions in the spheres of health care, education, employment and employment, especially for people with mental (mental) disabilities and people with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «Дискриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов всероссийских общественных организаций (по материалам социологических исследований)»

DOI: 10.51692/1994-3776_2021_2_29 УДК 316.334.4

Я. С. Рочева, Т.С. Чернякина, В.И. Радуто

ДИСКРИМИНАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОЦЕНКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВСЕРОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ)

Ya. Rocheva, T. Chernyakina, V. Raduto. Discrimination people with disabilities in the assessments of experts from all-Russian public organizations (based on the materials of a sociological research)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос положения людей с инвалидностью и преодоление дискриминации. На научно-практических материалах разработанных в рамках социологических и правовых исследований показана особенность положения людей с инвалидностью в Российской Федерации. На основе проведенного социологического опроса

представителей всероссийских общественных организаций показана наличие ограничений в сферах здравоохранения, образования трудоустройства и занятости особенно для людей с психическими (ментальными) нарушениями и людей с нарушениями слуха.

Ключевые слова: Конвенция о правах инвалидов, соблюдение прав инвалидов, социологический опрос общественных организаций инвалидов,

социологический мониторинг прав инвалидов Контактные данные: email: rocheva_yana@mail.ru, maimulovt@mail.ru, radutoy@mail.ru

Abstract: The article deals with the issue of the situation of people with disabilities and overcoming discrimination. Based on scientific and practical materials developed in the framework of sociological and legal research, the peculiarity of the situation of people with disabilities in the Russian Federation is shown. On the basis of a sociological survey of representatives of all-Russian public organizations, it is shown that there are restrictions in the spheres of health care, education, employment and employment, especially for people with mental (mental) disabilities and people with hearing impairments.

Key words: United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities, the rights of people with disabilities, public opinion poll of public organizations of persons with disabilities, sociological monitoring of the right disabled people

Contact information: email: rocheva_yana@mail.ru , maimulovt@mail.ru, radutoy@mail.ru

Рочева Яна Сергеевна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Доцент кафедры социологии и управления персоналом, ФГБУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Ya. Rocheva - PhD in Sociological Sciences, Leading Researcher of the Department for Monitoring the Observance of the Rights of Persons with Disabilities, Institute for Rehabilitation and Habilitation of Persons with Disabilities, FGBU Federal Scientific Center for Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht of the Ministry of Labor of Russia. Associate Professor, Department of Sociology and Human Resource Management, St. Petersburg State Economic University.

Чернякина Татьяна Сергеевна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, института реабилитации и абилитации инвалидов, отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, ФГБУ Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Профессор кафедры профилактической медицины и охраны здоровья, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова.

T. Chernyakina - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department for Monitoring the Observance of the Rights of Persons with Disabilities, the Institute for Rehabilitation and Habilitation of the Disabled, the Department for Monitoring the Observance of the Rights of Persons with Disabilities, FGBU Federal Scientific Center for the Rehabilitation of Disabled Persons G.A. Albrecht of the Ministry of Labor of Russia. Professor of the Department of Preventive Medicine and Health Protection, NorthWestern State Medical University named after I.I. Mechnikov.

Радуто Владимир Иванович - старший научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, института реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.

V. Raduto - Senior Researcher of the Department for Monitoring the Observance of the Rights of Persons with Disabilities, Institute for Rehabilitation and Habilitation of Disabled People, FGBU Federal Scientific Center for Rehabilitation of Disabled Persons named after G.A. Albrecht of the Ministry of Labor of Russia.

Актуальным понятием, которое составляет содержание современных подходов к проблемам инвалидности является дискриминация. Задача государства состоит в обеспечении достойной жизни без ограничений и включение в систему активных социальных взаимодействий, признания их институциональными акторами. На сегодняшний день социальная группа инвалидов - это около 10% всего населения Российской Федерации. В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов возрастает практическая необходимость изучения положения инвалидов в России, обеспечение реализации правозащитной модели инвалидности, включение их в «видимые социальные взаимодействия», что является одной из актуальных проблем российского общества. В связи с этим нарастает потенциал изучения людей с инвалидностью и наличия дискриминации в контексте социологии.

Базовым документом, где дается определение понятия дискриминация является конвенции о правах инвалидов. Здесь дискриминация рассматривается в связи с правовыми ограничениями и трактуется достаточно широко. Ст. 2 Конвенции определяет «дискриминацию по признаку инвалидности» как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, ... реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении» [5].

Дополнительно содержание термина дискриминация уточняется в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов, где в п. 10 отмечается «.при всестороннем и эффективном сотрудничестве с инвалидами и представляющими их организациями принять все необходимые меры для обеспечения полного соответствия законодательства общим принципам и конкретным положениям Конвенции, и ее эффективного осуществления, в частности, . по решению вопросов, связанных с недискриминацией и полным переходом к правозащитной модели инвалидности. Комитет рекомендует также государству-участнику обеспечить учет прав инвалидов и их доступ к услугам в рамках существующих систем в целях обеспечения их вовлечения в местное сообщество во всех регионах государства-участника» [2].

Согласно статье 1 Конвенции о правах инвалидов (ООН) к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [5].

Исходя из этого понятия инвалидности, определяющим ограничения являются не нарушения здоровья, а взаимодействие с различными барьерами, которые приводят к исключению людей с инвалидностью из социальных взаимодействий либо невидимость этих взаимодействий.

В соответствии с нормами части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [3].

В законодательстве Российской Федерации определение термина дискриминация было закреплено ст. 3.1., ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где под «дискриминацией по признаку инвалидности

понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области» [8].

В Российской Федерации дискриминация людей с инвалидностью проявляется невыполнением органами государственной власти норм законодательства по обеспечению прав на доступность объектов и услуг, игнорирование индивидуальных потребностей и возможностей людей с разными типами инвалидности в интеграции в общество, неуважительное отношение к ним отдельных граждан, государственных служащих, работников организаций. Работа по исключению дискриминации предполагает снятие ограничений, учет прав инвалидов во всех сферах общественной жизни.

В Российской Федерации принимаются необходимые для обеспечения полного соответствия законодательства общим принципам и конкретным положениям Конвенции и эффективного ее осуществления, а также по решению вопросов, связанных с недискриминацией и полным переходом к правозащитной модели инвалидности.

Изменения в духе Конвенции внесены в базовый закон, регулирующий правоотношения в сфере инвалидности, в Гражданский, Жилищный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в 40 других федеральных и 750 региональных законов.

На реализацию прав инвалидов направлены:

- закрепление нормами Закона о выполнении Конвенции основы для установления и развития в Российской Федерации антидискриминационного законодательства;

- наделение на конституционном уровне Правительства Российской Федерации полномочиями в области обеспечения функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации;

- пролонгация Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», введение с 1 января 2018 года действия системы государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, с 1 июля 2021 г. системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установление дополнительных требований к условиям доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов;

- осуществление мероприятий в области формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

- утверждение методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов в трудовой сфере;

- внедрение различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, института сопровождения при содействии занятости инвалидов, совершенствование законодательства в области регулирования дистанционной (удаленной) работы;

- регламентация вопросов оказания ранней помощи, законодательное закрепление деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

- законодательное закрепление деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

- совершенствование проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- утверждение плана мероприятий Минтруда России по организации участия общероссийских общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положений Конвенции о правах инвалидов.

Совершенствуется правовая защита - система взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и общественных объединений.

Принят Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам.

В России люди, получившие по состоянию здоровья статус инвалида, согласно Конституции, имеют равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав, а также ряд привилегий. Инвалиды имеют права практически во всех социальных и общественных сферах: в трудовом, жилищном, гражданском и семейном законодательстве, в регулирующем образование граждан, медицинское обслуживание, деятельность культурных учреждений, сферу социального обслуживания, в пенсионном законодательстве, в юридической и налоговой сферах.

Учет прав инвалидов в различных сферах и их доступ к услугам в рамках существующих систем в целях обеспечения их вовлечения в местное сообщество во всех регионах закрепляются в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида) специалистами Главных Бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ).

С 1 января 2017 года начала функционировать федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ). Для ее формирования был определен широкий круг участников информационного взаимодействия: федеральные министерства, внебюджетные фонды, регионы, учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги инвалидам (участвующие в предоставлении таких услуг).

Персональный учет прав инвалида осуществляется в личном кабинете инвалида ФРИ. Для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу. Предусматривается и возможность подачи инвалидом заявлений на досудебное обжалование действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственных услуг.

Кроме того, на сайте ФРИ размещена информация по основным жизненным ситуациям, с которыми инвалид сталкивается: оформление инвалидности, пенсионное обеспечение, социальные выплаты, материнский (семейный) капитал, трудоустройство, получение образования. В доступной форме описан алгоритм решения конкретной жизненной ситуации.

Важным решением стала отмена обязанности инвалидов предоставлять справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации при получении государственных и муниципальных услуг. Теперь эти документы специалист, который предоставляет услуги, обязан получить из Реестра инвалидов (Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2020 года).

С начала 2019 года назначение пенсий и ежемесячных денежных выплат инвалидам осуществляется на основе Реестра, что позволяет в более короткий срок произвести назначение пенсий и выплат.

Государственными органами и независимыми организациями с помощью анкетирования, интервьюирования и телефонных опросов систематически по плану осуществляется мониторинг мнения граждан о качестве услуг в организациях социальной сферы.

Закреплена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений и размещение указанных сведений в Федеральном реестре инвалидов. Предусмотрена возможность подачи инвалидом заявлений на досудебное обжалование действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственных услуг.

В настоящее время можно констатировать, что в российском обществе к лучшему изменилась ситуация с пониманием проблем инвалидности, умением формировать доступную инфраструктуру разного рода услуг и выстраивать социальные коммуникации недискриминационного порядка. О наличии или отсутствии дискриминации инвалидов в различных сферах жизнедеятельности также можно судить по динамике изменения отношения к инвалидам в обществе. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов. Отношение значительной части населения к людям с инвалидностью без предубеждения и с пониманием их проблем, увеличение в 1,86 раза (с 35,5 % в 2014 г. до 66,2 % в 2019 г.) числа граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, утвердилась норма гуманного отношения к другим людям. Увеличилась доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 32,2 % в 2011 г. до 67,4 % к концу 2019 г.) [7]

В научном сообществе в социологическом и правовом аспекте проблема дискриминации рассматривается через вопросы формирования правовых механизмов преодоления ограничений, трудовых ограничений [4; 8], обеспечение социальной интеграции [9], преодоление неравенства [6], оценка восприятия инвалидности [10], и другие вопросы.

В настоящее время ключевые положения дискриминирующего положения людей с инвалидностью в Российской Федерации заключаются в следующем:

1. Наличие препятствий для равного участия инвалидов в трудовой деятельности, недостаточная гибкость форм трудоустройства, неприспособленность рабочих мест;

2. Присутствие барьеров восприятия инвалидов как равных и в публичном пространстве;

3. Низкое социально-экономическое положение социальной группы людей с инвалидностью

Таким образом, в Российской Федерации постоянно совершенствуются механизмы и методы реализации всех прав инвалидов, в основном сформирована современная законодательная, нормативная правовая база, обеспечивающая правозащитный подход к инвалидности и инвалидам, учет прав и свободу обращений при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных и муниципальных услуг во всех регионах страны, изменение отношения значительной части населения к людям с инвалидностью без предубеждения и с пониманием их проблем. Положительную динамику эксперты объяснили деятельностью общественных организаций и мерами государственной политики.

Общественные организации - ключевой элемент в решении вопросов, связанных с преодолением дискриминации во всех формах ее проявлениях для всех социальных групп в том числе для людей с инвалидностью.

С целью уточнения мнений специалистов общественных организаций о состоянии оценки состояния ограничений для людей с инвалидностью в Российской Федерации. Время проведения исследования сентябрь-ноябрь 2020 года. Метод исследования анкетный опрос.

В опросе приняли участие 294 представителя общественных организаций из 79 субъектов Российской Федерации. Это представители таких общественных организаций:

Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), занимается вопросами людей с инвалидностью в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых (ВОС), ее деятельность ориентирована на работу со слепыми людьми с инвалидностью

Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ), ее деятельность направлена на работу с глухими людьми с инвалидностью.

«Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (ВОРДИ), профиль деятельности связан решением вопросов детей и взрослых с психическими (ментальными) нарушениями.

Для оценки вопросов характеризующих дискриминацию лиц с инвалидностью респондентам предлагалось дать оценку наличия учета прав в инвалидов в отдельных сферах общественной жизни. По шкале от 0 до 5.

Обращает внимание тот факт, что высокие оценки наличия учета прав в отдельных сферах общественной жизни не превысили 10,9% и отмечены в сферах физической культуры и спорта - 10,5% и культуры - 10,5%. Чаще всего отмечались отрицательные оценки, которые доходили до 60%, они коснулись сфер здравоохранения, образования и трудоустройства.

Самые высокие оценки, то есть отсутствие ограничений отмечены для сферы физической культуры и спорта, культуры и досуга оценивалась респондентами в частично положительных (4) и нейтральных оценках (3) и частично отрицательных значениях (2). Физическая культура и спорт - 21,4 %, 23 % и 20,2% соответственно. В сфере культуры и досуга похожие оценки 23,3 %, 26,8 % и 19,4%.

Наиболее сложная ситуация связана со сферами образования, трудоустройства и занятости, сферой здравоохранения. По мнению опрошенных учета прав в этих сферах происходит в меньшей степени, то есть отмечается наличие ограничений. Так в сфере образования присутствуют оценки «выражен и не выражен в равной степени» (3) - 29,0 %, проявляется в слабой степени (2) 19,4 %, реализуется слабо (1) 17,9 %. В сфере трудоустройства суждения находятся в отрицательных значениях проявляется в слабой степени (1) 25,0 %, реализуется слабо (2) 24,3 %, «выражен и не выражен в равной степени в равной степени» (3) 21,3 %. Низкие оценки (3 и 2) отмечены для сферы здравоохранения выражен и не выражен в равной степени (3) - 30,3%, частичное несогласие (2) - 21,1% (таблица 1).

В оценке наличия ограничений дополнительно были отмечены следующие особенности. Среднее значение в оценке пяти параметров не превышает 2,7 баллов, Мода 3 по всем анализируемым критериям. Значение Медианы позволяет нам поделить оценку ограничений для людей с инвалидностью на две группы: первая это группа с отрицательными значениями оценок (значение моды 2) , которая говорит о наличии трудностей и ограничений - это сферы здравоохранения сума отрицательных значений 40,8%, образование - 39,6%, трудоустройство - 49,3% и группа суждений с нейтральными оценками (3) (значение моды 3) - это сферы физической культуры и спорта - 21,4 %, культура и досуг - 23,3 %. Значение дисперсии для первой группы суждений не высокое и составляет 1,88 -1,76, что говорит о наличии единства оценок и существенных расхождений. Во второй группы значение дисперсии выше, что подтверждает наличие разброса в оценках суждений.

Таким образом, представители общественных организаций отметили отсутствие учета прав инвалидов и наличие ограничений в сферах занятости, трудоустройства, образования и здравоохранения (таблица 1).

Таблица 1. Оценка группы суждений по направлению «Недопустимость дискриминации лиц с инвалидностью», п=294, %_

Суждение Оценка суждений

5 4 3 2 1 0 З/О Итого

Учет прав инвалидов достаточен в сфере здравоохранения 6,5 11,9 30,3 21,1 19,7 9,2 1,4 100,0

Учет прав инвалидов достаточен в сфере образования 6,1 13,4 29,0 21,7 17,9 10,3 1,4 100,0

Учет прав инвалидов достаточен в сфере занятости и трудоустройства 4,1 9,9 21,3 24,3 25,0 12,3 0,7 100,0

Учет прав инвалидов достаточен в сфере культуры и досуга 10,9 21,4 23,3 20,2 13,0 7,5 3,4 100

Учет прав инвалидов достаточен в сфере культуры и досуга 10,5 20,3 26,8 19,4 11,0 11,0 2,4 100,0

Валидный процент наблюдений

Наличие тех или иных ограничений представители общественных организаций оценивают с некоторыми различиями, что в первую очередь связано профилем работы общественной организации и наличию разного доступа к реализации прав у людей с ограничениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психического здоровья и прочими нарушениями.

Сфера здравоохранения характеризуется опрошенными как одна их проблемных. Треть всех опрощенных 30,3% представителей общественных организаций оценили ее в средних оценках, в разрезе организаций данные распределились следующим образом: ВОИ 34,4%, ВОС 37,0%-ВОГ 22,8% ВОРДИ 24,3%. Далее оценки общественных организаций по наличию учета прав людей с инвалидность можно разделить на 2 группы. Первая сюда относятся представители ВОГ, ВОРДИ, оценивающая в отрицательных значения х (2 и 1 балла), то есть дискриминация в оценках выше., суммарные оценки ВОГ 50,8% ВОРДИ 58,1%, ВОС 30,1%, ВОИ- 28,9%. Суммарные положительные оценки (5 и 4 балла) дали представители ВОИ, ВОС и ВОГ, в них дискриминация оценивается ниже. Положительные оценки распределились следующим образом ВОИ- 21,1 %. ВОС 24,7%, ВОГ 19,3% ВОРДИ 8,2%. Таким образом представители ВОРДИ И ВОГ более негативно оценивает наличие ограничений в сфере здравоохранения в отношении людей с психическими (ментальными) расстройствами и ограничениями слуха.

Эта же тенденция сохраняется в отношении ограничений в сфере образования. Отрицательные оценки выше, чем положительные. Суммарные негативные оценки представлены следующим образом оценки ВОГ 27,8% ВОРДИ 39,2 %, ВОС 41,8 %, ВОИ-28,9%. Ниже оценивают доступ в сфере образования организации ВОРДИ и ВОС, которые представляют интересы групп с психическими (ментальными) расстройствами и ограничениями слуха.

Сфера трудоустройства остается самой сложной для реализации возможностей людей с инвалидностью, в ней медленно происходят процессы интеграции, принятия и создания необходимых условий для людей с инвалидностью. Оценки общественных организаций не просто негативно представлены специалистами общественных организаций, а часть из них говорит об отсутствии таких возможностей.

Суммарные негативные оценки представлены следующим образом оценки ВОГ 53,5% ВОРДИ 66,2 %, ВОС 40,3 %, ВОИ- 40%. Отметили отсутствие доступа труду представители ВОС - 19,4% и ВОГ 19,6%. Очень низкие оценки доступа в сфере трудоустройства отметили

представители ВОРДИ и ВОГ, которые представляют интересы групп с психическими (ментальными) расстройствами и ограничениями слуха.

Оценки возможностей учета прав инвалидов в сфере физической культуры и спорта перешли в положительные значения в оценках опрошенных. Суммарные положительные оценки (5 и 4 балла) таковы ВОИ- 26,6 %. ВОС 27,2%, ВОГ 32,2% ВОРДИ 13,5%. Однако представители организаций, представляющие интересы людей с психическими (ментальными) нарушениями дали негативные оценки ВОРДИ 66,2%.

Учет прав в сфере культуры и досуга, четко поделил мнения опрошенных на две группы. Первая оценивающая доступ положительно, суммарные оценки - ВОС - 40,3 %, ВОИ- 34,4%. Суммарные отрицательны оценки дали ВОГ- 41,8% и ВОРДИ -48,7%.

Сравнительный анализ учета прав в представленных для анализа сферах показал наличие ограничений для людей с инвалидностью в сферах здравоохранения, образования, а также занятости и трудоустройства. Особенно в людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения и нарушения слуха. Лучше ситуация по учету прав в сферах физической культуры и спорта, а также культуры и досуга все группы респондентов отметили данную положительную тенденцию за исключением ВОРДИ, представители данной организации высказали негативные оценки.

Вопрос преодоления ограничений действительно не простой и требует дальнейшей работы по разрешению имеющихся противоречий и признанию людей с инвалидностью акторами общественных отношений, интегрированными в общество вне зависимости от типа имеющихся ограничений.

Данные вопросы в оценках специалистов общественных организаций можно решить, продолжая реализацию политики по вопросам: предоставления персональной помощи людям с инвалидностью - 49,8%, государственной политики в области образования - 49,8%, государственной политики в области здравоохранения 61,4%, государственной политики в области труда и занятости - 65,3%.

Преодоление ограничений - это вопрос слаженной государственной политики, самостоятельности и активности самих людей с инвалидностью, взаимодействие с общественными организациями, представляющие их интересы.

В качестве рекомендации можно обратить внимание на такие инструменты социальной политики в борьбе с дискриминацией, которая позволяет проводить работу в построении правозащитной модели инвалидности в Российской Федерации, к ним по мнению Головко С.Г. можно отнести:

1. средства массовой информации;

2. некоммерческий сектор (общественные организации);

3. возможности социального партнерства;

4. местное сообщество [1].

Данные инструменты являются наиболее эффективной технологией преодоления ограничений, которые работают на индивидуальном уровне уменьшения дискриминации. И позволит усилить позиции людей с инвалидностью в публичном пространстве через социализацию общества, в котором становится возможным выражать мнение. Появляется перспектива влиять на решения и действия, ощущать открытость и ответственность на разных уровнях, начиная с индивидуального [8].

Литература

1. Головко С.Г. Проблема дискриминации инвалидов в современном обществе // Омский вестник. № 5 (72). С. 82-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Заключительные замечания Комитета ООН по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов // Информация от 10 июля 2018 г. «Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов» Режим доступа URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/272 (дата обращения 03.03.2021)

3. Конституция Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

4. Нацун Л.Н. Дискриминация инвалидов на рынке труда как проявление социальной эксклюзии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С. 463-473.

5. О правах инвалидов / Конвенция ООН от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2013. - N 6, ст. 468.

6. Тихорова Н.Е Феномен социальной эксклюзии в современной России//Мир России. 2003. №1. С.36-84.

7. Уточненный отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы за 2018 год // Режим доступа URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/276 (дата обращения 03.03.2021)

8. Чуксина В. В., Комиссаров Н. Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 1. С. 126-134.

9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

10. Ярская-Смирнова Е.Р., Ярская В.Н. Агентная позиция людей с инвалидностью в городском пространстве. // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 223-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.