Научная статья на тему 'Дисковая борона: условия эксплуатации, основные неисправности и методы их устранения'

Дисковая борона: условия эксплуатации, основные неисправности и методы их устранения Текст научной статьи по специальности «Сельскохозяйственные науки»

CC BY
315
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисковая борона: условия эксплуатации, основные неисправности и методы их устранения»

апрель 2023

.urniUJiifMiu

Селиванов Е.Г., аспирант Серебровский В.И., д.т.н., профессор

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

ДИСКОВАЯ БОРОНА: УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

В прошлом для удобрения почвы использовалось обычное сельскохозяйственное оборудование, такое как плуг. Эти типы орудий основаны на старом подходе к технологии обработки почвы, поэтому их заменили дисковыми боронами, что значительно упростило работу в крупных хозяйствах. В основном с помощью дисковой бороны фермеры могут быстрее и эффективнее подготовить поле к посеву, включая дробление, рыхление и перемешивание почвы.

Дисковые бороны - это фактически сельскохозяйственные машины, эффективно заменяющие работу плуга. Они предназначены для поверхностной обработки почвы, так как имеют стальные зубчатые диски, которые хорошо перемешивают пожнивные остатки с почвой. Изготовляют диски зачастую из сталей 65Г и 70Г. Твердость рабочей зоны дисков после термической обработки составляет НКС 35-45 с углом заточки 37° при толщине лезвия 0,3-0,5 мм. Также они стимулируют рост растений [1].

Дисковая борона является одной из основных сельскохозяйственных машин для обработки почвы после вспашки или уборки урожая. Следует, однако, отметить, что дисковая борона не требует большой мощности трактора. Мощность зависит от размера дисковой бороны и состояния почвы. В частности, дисковые бороны меньшего размера с рабочей шириной до 3 м могут тянуть тракторы мощностью до 80 л.с., например, МТЗ-80.

Борона состоит из зубчатых дисков, расположенных в 2-4 ряда на расстоянии примерно 800 мм друг от друга на широкой раме. 2-х рядную борону используют в Европе, в то время как в России предпочитают использовать 3-4 рядный агрегат. Что касается порядка расположения дисковых осей, то зубчатые диски обычно устанавливаются в переднем ряду, а сплошные - в заднем.

Ее преимуществом является то, что ее конструкция позволяет регулировать угол наклона дисков, чтобы диски срезали и переворачивали почву на заданную глубину. Что, в отличие от плуга, было невозможно до сих пор. Кроме того, дисковая борона устойчива к засорению дисков и может работать в тесном контакте с различными типами катков культиватора или даже с посевной сеялкой.

Соответственно, выкопав в земле канавку, можно сразу с помощью сеялки поместить туда семена, а затем закопать их.

Возможность комбинировать несколько сельскохозяйственных орудий сокращает количество рабочих проходов в поле, что приводит к улучшению условий выращивания.

Как отмечают механизаторы, преимущество дисковой бороны перед культиватором при стерневой обработке состоит в том, что она лучше измельчает

пожнивные остатки и интенсивнее перемешивает их с почвой, тем самым стимулируя процесс переживания. Культиватор только перемешивает и не имеет функции измельчения растительной массы. Также несомненным достоинством дисковой бороны является высокая скорость движения - в среднем 10-14 км/ч, в отличие от культиватора со скоростью движения 6-10 км/ч. Дисковая борона требует немного большего энергопотребления на метр ширины захвата. Если сравнивать дисковую борону и культиватор при весеннем севе, то, в связи с интенсивной обработкой почвы, борона сильнее сушит почву, поэтому использование бороны не рекомендуется для весенней предпосевной обработки почвы в засушливых районах [3].

Еще одно преимущество бороны перед культиватором это то, что диск работает с почвой более бережно, тогда как культиватор переуплотняет грунт и образовывает плужную подошву, ограничивающую поступление влаги в подпахотные слои почвы и, как

АЛОК

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

БРОНИРОВАННЫЕ ПОЧВОРЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

изготовленные по запатентованной технологии (биметаллическое покрытие)

Износостойкость возрастает до 3-х раз

кт самозатачивания

Экономия топлива

Отсутстви фаски

Подтверждено

Курской МИС.

Полная автоматизация производства

АНАЛОГИ: Salford, John Deere, Horsch, Will-Rich, Morris, Bourgault, Bellota 15027, КПС, КПЭ, KPH, ПБС, Lemken, Gregoire Besson (параплау), Kverneland, Smaragd/Kristall

обратной

ООО НПП «ВАЛОК», 398040 г. Липецк, пл. Металлургов, ч is)+7(903) 866-25-75 тел./ф.: 8(4742)43-59-84

www.agroyug.ru

Ш'МШИРУМ

_ АГРОТЕХНИКА

следствие, препятствует нормальному развитию растения.

Несмотря на вышеупомянутые достоинства дисковой бороны, по сравнению с культиватором, стоит упомянуть, что стоимость бороны выше. Выход из строя части дисков влечет за собой немалые дополнительные расходы, чего нет в случае эксплуатации культиватора. Дисковые бороны, широко применяемые в жаркие летние месяцы, могут легко терять смазку из подшипниковых узлов из-за высокой температуры. Сухая почва превращается в камни и может повреждать защитные элементы подшипников, что также способствует потере смазки и быстрому разрушению подшипника. Сама проблема не такая уж угрожающая - подшипники рано или поздно выходят из строя, а их замена не слишком сложна. Однако если это происходит в момент, когда фермер считает каждый день и каждый час, потери могут быть ощутимы. К тому же, механизатор может не заметить вовремя, что с подшипниками происходит что-то не то. Когда агрегат работает, невозможно услышать дополнительные шумы или вибрации [5].

Поскольку механизатор может не увидеть проблему, перед началом смены следует поднять агрегат и осмотреть подшипниковые узлы на повреждение и подтекание смазки. Этому может мешать грязь, поэтому когда агрегат попадает в тракторную бригаду, его обязательно следует тщательно вымыть. Если зрительно все в порядке, нужно руками покрутить диски или дисковые

батареи. Затрудненное вращение будет свидетельствовать о наличии проблем - отсутствии смазки, повреждений и т.д. Такие подшипники следует заменить.

Диски борон не могут постоянно ремонтироваться их можно только усилить или отремонтировать в процессе их эксплуатации до того, как они полностью не сотрутся об почву. Диски борон стираются об почву во время работы и тогда ни о каком ремонте речь идти не может, только замена на новые [6].

Если при вращении слышен щелчок или другие лишние звуки, это явный признак отсутствия смазки или износа. В этом случае тоже выполняют замену, потому что «громкие» подшипники быстрее всего в ближайшее время разрушатся. Некоторые пытаются с помощью смазки устранить лишние звуки. Однако практика показывает, что это помогает ненадолго.

Еще одним признаком проблем с подшипниками может служить увеличение сопротивления со стороны дискового орудия и увеличение расхода горючего. Однако нельзя забывать, что для этого могут быть и другие причины. Например, усложнены грунтовые условия, несколько большая глубина обработки, боковая тяга из-за неправильных настроек или деформации рамы и другие. Проверяя состояние подшипников, сразу следует осмотреть, нет ли отвернутых дисков. Во время активной эксплуатации крепление дисков может ослабить, диск

теряет исходное положение, а дополнительная вибрация способна быстро разбить болты. В результате рассеянной эксплуатации диски теряются в поле, впоследствии их находят, когда они «встретились» с сеялкой, комбайном или другим почвообрабатывающим орудием.

Тупые диски борон затачивают на установке для заточки дисковых ножей, на приспособлении к абразивно-шлифовальному станку или протачивают резцом на токарном станке. Протачивают диски с выпуклой стороной резцом с пластинкой из твердого сплава Т15К6, создавая угол заточки 37° при толщине лезвия диска 0,3...0,5 мм. Квадратное отверстие в дисках при износе округляется и возле него появляются трещины.

Восстанавливают отверстие электросваркой с последующей обработкой или приваривают на диск накладку с нормальным размером отверстия. Во время сварки на диск следует накладывать мокрый асбест или раствор глины.

Для уменьшения износа отверстий и смятия граней валов на каждую батарею дисковой бороны ставят компенсирующую упру_ www.agroyug.ru

апрель 2023

.urniUJíifMiu

гую шайбу. В собранном подшипниковом комплекте батарейная втулка должна прокручиваться с усилием не более 40 Н. Осевой зазор в подшипниках допускается не более 0,5 мм.

В собранном дисковом орудии при проверке на контрольной плите просвет дисков и их осевое биение по диаметру допускается не более 4 мм. Чистики устанавливают на расстоянии 2.. .4 мм от дисков.

Износ торцов ступицы дисков до 8 мм компенсируют постановкой шайб с таким расчетом, чтобы зазор между шпорами соседних дисков был не менее 4 мм. Чугунные детали с трещинами заваривают порошковой проволокой ПАНЧ-11 электросваркой или горячей газовой сваркой чугунными прутками [7].

Дисковые бороны одними из самых уязвимых частей сельскохозяйственной машины из-за влияния на них повышенной нагрузки и абразивного воздействия почвы. Данные факторы негативно влияют на их работоспособность и подвергают их повышенному износу. Вследствие чего разработка новых или модернизация старых способов их восстановления и упрочнения является актуальной темой исследования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кожуро, Л.М. Технология сельскохозяйственного машиностроения: курс лекций / Л.М. Кожуро. - Минск: 2005. - 414 с.

2. Шовкопляс А.В. Анализ причин изнашивания дисковых рабочих органов и моделей изменения свойств почвы под их действием/ А.В. Шовкопляс // Вестник науки и образования Северо-Запада России. -2015. -№3. - С. 1-8.

3. Бледных В.В. Устройство, расчет и проектирование почвообрабатывающих орудий. Учебное пособие // Челябинск: ЧГАА. - 2010. - 203 с.

4. Синеоков Г. Н., Панов И. М. Теория и расчёт почвообрабатывающих машин. // М.: Машиностроение. - 1977. - 328 с.

5. Литовченко Н.Н. Упрочнение рабочих органов машин, работающих в абразиве / Ли-товченко Н.Н., Титов Н.В., Коломейченко А.В., Логачев В.Н., Виноградов В.В. // Труды ГОСНИТИ. -2013. - № 2 (Т. 111). - С. 86-88.

6. Серебровский В.И. Повышение прочности деталей при электроосаждении железных покрытий / Серебровский В.И., Серебровская Л.Н., Калуцкий Е.С. // Эффективность применения инновационных технологий и техники в сельском и водном хозяйстве. сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. редактор Т.Х. Жураев. 2020. С. 55-57.

7. Агеев Е.В. Разработка и исследование технологии восстановления и упрочнения изношенных деталей машин композиционными гальваническими покрытиями с применением в качестве упрочняющей фазы вольфрамсодержащих электроэрозионных порошков микро- и нанофракций / Агеев Е.В., Серебровский В.И. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. - 2021. - Т. 11.- № 2. - С. 42-66.

8. Морозов В.С. Восстановление шатунов двигателей внутреннего сгорания электролитическим сплавом FE-B / Морозов В.С., Букреев И.Н., Кручинов В.В., Серебровский В.И. // Молодежная наука - развитию агропромышленного комплекса. Сб. Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2020. - С. 82-86.

9. Исследование формы и морфологии поверхности частиц порошков, применяемых при восстановлении и упрочнении деталей машин/ Агеев Е.В., Серебровский В.И., Семенихин Б.А., Агеева Е.В., Латыпов Р.А.// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. № 1. С. 72-75.

10. Упрочняющее легирование электроосажденного железа/ Серебровский В.И., Серебровский В.В., Сафронов Р.И., Гнездилова Ю.П.// вестник курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 4. с. 68-71.

11. синтез нечетких решающих правил для прогнозирования и ранней диагностики по прогностическим таблицам с использованием методов рефлексодиагностики/ Сере-бровский В.И., Коптева Н.А., Крупчатников Р.А., Стародубцева Л.В.// Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2008. Т. 7. № 3. С. 643-648.

12. Упрочнение электроосажденных покрытий цианированием/ Серебровский В.В., Се-ребровский В.И., Сафронов Р.И., Гнездилова Ю.П., Калуцкий Е.С.// Электрика. 2015. № 11. С. 31-33.

13. Легирование молибденом электролитического железа/ Серебровский В.И., Сафронов Р.И., Калуцкий Е.С., Крюков А.Г.// Региональный вестник. 2016. № 1 (2). С. 45.

14. Использование электроосажденных сплавов на основе железа для упрочнения и вос- становления деталей машин/ Серебровский В.И., Серебровский В.В., Блинков Б.С., Калуцкий Е.С.// Региональный вестник. 2016. № 1 (2). С. 41-43.

Работаем с почтой России наложенным платежом. Отгрузка транспортной компанией на выбор.

ЗАПЧАСТИ К ПОДСОЛНЕЧНИКОВЫМ ЖАТКАМ JOHN GREAVES ЖНС-6, ЖНС-7.4, ЖНС-9.1

ЗАПЧАСТИ К РАПСОВЫМ СТОЛАМ (БЕРДЯНСК) ПРБЖ, ПЗР

ЗАПЧАСТИ К ВАЛКОВЫМ ЖАТКАМ (БЕРДЯНСК) ЖВП-4.9, ЖВП-6, ЖВП-6.4, ЖВП-9.1, ЖВШ-6.4, ЖВН-6.4, ЖВН-6, ЖРБ-4.2, ЖЗБ-4.2, ЖБВ-4.2

ЗАПЧАСТИ К СЕЯЛКАМ ELVORTI (ЧЕРВОНА ЗИРКА)] СУПН, УПС, СЗ, СЗА, СЗП, СЗТ, СЗФ, СКС, СКП

ЗАПЧАСТИ К КОМБАЙНАМ

ACROS, VEKTOR, TORUM, ROTOR, RSM-161, НИВА,

ДОН-1500, СК-5, ЕНИСЕЙ-1200, ЕНИСЕЙ-950/954

© 8-905-115-94-20 © dolgovsa2006@yandex.ru ф agrocentr71.ru

www.agroyug.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.