Научная статья на тему 'Дирижабли: перспективы их развития'

Дирижабли: перспективы их развития Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1180
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖАБЛЬ / AIRSHIP / R34 / AU-30 / АТЛАНТ 100 / AEROSCRAFT ML866 / БАЛЛОНЕТ / BALLONET / ГЕЛИЙ / ЛА ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА / HELIUM IS LIGHTER THAN AIR AIRCRAFT / AU30 / ATLANTA 100

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Пономарёв А.В., Геращенко В.В., Лукасов В.В.

Показаны перспективы развития дирижаблестроения, их строение и возможности, что уже достигнуто и приводят сравнительный анализ в виде таблицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRSHIPS, THEIR DEVELOPMENT PROSPECTS

Authors preparing this work, show prospects of airship, their structure and the possibility of what has been achieved and provides a comparative analysis in the form of a table.

Текст научной работы на тему «Дирижабли: перспективы их развития»

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

УДК 629.733

ДИРИЖАБЛИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

А. В. Пономарёв, В. В. Геращенко Научный руководитель - В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: vladisav.gerashchenko@mail.ru, monomax1213@gmail.com

Показаны перспективы развития дирижаблестроения, их строение и возможности, что уже достигнуто и приводят сравнительный анализ в виде таблицы.

Ключевые слова: дирижабль, R34, AU-30, АТЛАНТ 100, Aeroscraft ML866, баллонет, гелий, ЛА легче воздуха.

AIRSHIPS, THEIR DEVELOPMENT PROSPECTS

A. V. Ponomarev, V. V. Gerashchenko Scientific supervisor - V. V. Lucasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vladisav.gerashchenko@mail.ru, monomax1213@gmail.com

Authors preparing this work, show prospects of airship , their structure and the possibility of what has been achieved and provides a comparative analysis in the form of a table.

Keywords: Airship, R34, AU- 30, Atlanta 100, AeroscraftML866, ballonet, helium is lighter than air aircraft.

Среди малоосвоенных летательных аппаратов, перспективным является дирижабль.

Дирижабль - ЛА легче воздуха, управляемый самодвижущийся. В отличие от обычного воздушного «шара, который летит» исключительно по направлению ветра и может маневрировать только по высоте в попытке поймать ветер нужного направления, дирижабль способен двигаться относительно окружающих воздушных масс в направлении, выбранном пилотом. Для этой цели летательный аппарат оснащен одним или несколькими двигателями, стабилизаторами и рулями, а также имеет аэродинамическую («сигарообразную») форму. Баллонет - это внутренняя оболочка дирижабля, изготовленная из резинового материала и наполняемая гелием, которая способна расширяться и сжиматься [1].

Первые полёты. Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Первым аппаратом легче воздуха, пересёкшим Атлантику, стал британский дирижабль R34. В 1924 году состоялся трансатлантический полёт немецкого дирижабля LZ 126. В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством Р. Амундсена на дирижабле «Норвегия» конструкции Нобиле осуществила первый трансарктический перелёт. Дирижабль «Граф Цеппелин» в сентябре и октябре 1929 г. начал первые трансатлантические рейсы. В этом же году LZ 127 «Граф Цеппелин» с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч [3].

Дальнейшее развитие дирижаблестроения было приостановлено в связи с катастрофой дирижабля «Гинденбург» 6 мая 1937 года во время посадки. Применение водорода поставило крест на их использовании [2].

И только применение нейтрального газа - гелия, позволило вернуться к дирижаблестроению. Это связано со следующим.

Во-первых, возможность выполнения полетов и доставки груза в труднодоступные места от 10 до 100 т и более.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

В-вторых, дирижабль обладает возможностью, выполнять продолжительный полет.

В-третьих, для дирижаблей не требуются аэродромы, и специальной посадочной аппаратуры.

В-четвертых, дирижабль выполняет полеты на высотах не требующих специального кислородного оборудования и герметичности кабин.

В-пятых, высота, позволяющая выполнять полеты не занимая воздушное пространство, занятое полетами ГА.

В-шестых, процесс производство и ввод дирижабля в эксплуатацию очень мал, по сравнению со всеми летательными аппаратами тяжелее воздуха [4].

На данный момент у России уже есть опыт эксплуатации дирижаблей. В серийном производстве AU-12 и AU-30, которые показывают, что использование дирижаблей дает хороший результат. В настоящее время разработаны проекты дирижаблей России и США, которые в ближайшие 5 лет будут использоваться в эксплуатации:

Сравнительные характеристики

Характеристики

Страна Название Объём оболочки, м3 Длина дирижабля, м Экипаж, чел. Грузоподъемность, кг Макс. скорость, км/ч Макс. дальность полета, км

Россия АТЛАНТ 30 30 000 75 3 16 000 (80 чел) 150 4 000

АТЛАНТ 100 100 000 130 3 60 000 (200 чел) 150 6 000

США Aeroscraft Dragon Dream 17 000 79 2-3 15 000 3 800

Aeroscraft ML866 107 000 152 66 000 5 700

Проведя анализ информации, можно сделать вывод о том, что развитие дирижаблестроения несёт огромный положительный эффект для всей гражданской авиации. Использование дирижаблей в Гражданской авиации и народном хозяйстве позволит России значительно увеличить перевозку грузов и пассажиров, в том числе и труднодоступные места, с наименьшими материальными и финансовыми затратами на их производство, строительство и оборудование стартовых площадок.

Библиографические ссылки

1. Проект: Дирижабль Aeroscraft Dragon Dream [Электронный ресурс]. URL: http://diskolet.ru/ airship-aeroscraft-dragon-dream-worldwide-aeros-corporation-usa (дата обращения: 30.03.2015).

2. «Авгуръ» РосАэроСистемы. [Электронный ресурс]. URL: http://rosaerosystems.ru/atlant/ (дата обращения: 30.03.2015).

3. Дирижабли: история и перспективы воздушных «слонов» [Электронный ресурс]. URL: http:// gridder.ru/technologies/dirizhabli-istorija-i-perspektivy-vozdushnyh-slonov (дата обращения: 30.03.2015).

4. Инвестиции в промышленность, социальную сферу и иновации [Электронный ресурс]. URL: http://investinnoprom.ru/gruzovye-dirizhabli.php (дата обращения: 30.03.2015).

© Пономарёв А. В., Геращенко В. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.