Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
УДК 629.733
ДИРИЖАБЛИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
А. В. Пономарёв, В. В. Геращенко Научный руководитель - В. В. Лукасов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected]
Показаны перспективы развития дирижаблестроения, их строение и возможности, что уже достигнуто и приводят сравнительный анализ в виде таблицы.
Ключевые слова: дирижабль, R34, AU-30, АТЛАНТ 100, Aeroscraft ML866, баллонет, гелий, ЛА легче воздуха.
AIRSHIPS, THEIR DEVELOPMENT PROSPECTS
A. V. Ponomarev, V. V. Gerashchenko Scientific supervisor - V. V. Lucasov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
Authors preparing this work, show prospects of airship , their structure and the possibility of what has been achieved and provides a comparative analysis in the form of a table.
Keywords: Airship, R34, AU- 30, Atlanta 100, AeroscraftML866, ballonet, helium is lighter than air aircraft.
Среди малоосвоенных летательных аппаратов, перспективным является дирижабль.
Дирижабль - ЛА легче воздуха, управляемый самодвижущийся. В отличие от обычного воздушного «шара, который летит» исключительно по направлению ветра и может маневрировать только по высоте в попытке поймать ветер нужного направления, дирижабль способен двигаться относительно окружающих воздушных масс в направлении, выбранном пилотом. Для этой цели летательный аппарат оснащен одним или несколькими двигателями, стабилизаторами и рулями, а также имеет аэродинамическую («сигарообразную») форму. Баллонет - это внутренняя оболочка дирижабля, изготовленная из резинового материала и наполняемая гелием, которая способна расширяться и сжиматься [1].
Первые полёты. Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Первым аппаратом легче воздуха, пересёкшим Атлантику, стал британский дирижабль R34. В 1924 году состоялся трансатлантический полёт немецкого дирижабля LZ 126. В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством Р. Амундсена на дирижабле «Норвегия» конструкции Нобиле осуществила первый трансарктический перелёт. Дирижабль «Граф Цеппелин» в сентябре и октябре 1929 г. начал первые трансатлантические рейсы. В этом же году LZ 127 «Граф Цеппелин» с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч [3].
Дальнейшее развитие дирижаблестроения было приостановлено в связи с катастрофой дирижабля «Гинденбург» 6 мая 1937 года во время посадки. Применение водорода поставило крест на их использовании [2].
И только применение нейтрального газа - гелия, позволило вернуться к дирижаблестроению. Это связано со следующим.
Во-первых, возможность выполнения полетов и доставки груза в труднодоступные места от 10 до 100 т и более.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1
В-вторых, дирижабль обладает возможностью, выполнять продолжительный полет.
В-третьих, для дирижаблей не требуются аэродромы, и специальной посадочной аппаратуры.
В-четвертых, дирижабль выполняет полеты на высотах не требующих специального кислородного оборудования и герметичности кабин.
В-пятых, высота, позволяющая выполнять полеты не занимая воздушное пространство, занятое полетами ГА.
В-шестых, процесс производство и ввод дирижабля в эксплуатацию очень мал, по сравнению со всеми летательными аппаратами тяжелее воздуха [4].
На данный момент у России уже есть опыт эксплуатации дирижаблей. В серийном производстве AU-12 и AU-30, которые показывают, что использование дирижаблей дает хороший результат. В настоящее время разработаны проекты дирижаблей России и США, которые в ближайшие 5 лет будут использоваться в эксплуатации:
Сравнительные характеристики
Характеристики
Страна Название Объём оболочки, м3 Длина дирижабля, м Экипаж, чел. Грузоподъемность, кг Макс. скорость, км/ч Макс. дальность полета, км
Россия АТЛАНТ 30 30 000 75 3 16 000 (80 чел) 150 4 000
АТЛАНТ 100 100 000 130 3 60 000 (200 чел) 150 6 000
США Aeroscraft Dragon Dream 17 000 79 2-3 15 000 3 800
Aeroscraft ML866 107 000 152 66 000 5 700
Проведя анализ информации, можно сделать вывод о том, что развитие дирижаблестроения несёт огромный положительный эффект для всей гражданской авиации. Использование дирижаблей в Гражданской авиации и народном хозяйстве позволит России значительно увеличить перевозку грузов и пассажиров, в том числе и труднодоступные места, с наименьшими материальными и финансовыми затратами на их производство, строительство и оборудование стартовых площадок.
Библиографические ссылки
1. Проект: Дирижабль Aeroscraft Dragon Dream [Электронный ресурс]. URL: http://diskolet.ru/ airship-aeroscraft-dragon-dream-worldwide-aeros-corporation-usa (дата обращения: 30.03.2015).
2. «Авгуръ» РосАэроСистемы. [Электронный ресурс]. URL: http://rosaerosystems.ru/atlant/ (дата обращения: 30.03.2015).
3. Дирижабли: история и перспективы воздушных «слонов» [Электронный ресурс]. URL: http:// gridder.ru/technologies/dirizhabli-istorija-i-perspektivy-vozdushnyh-slonov (дата обращения: 30.03.2015).
4. Инвестиции в промышленность, социальную сферу и иновации [Электронный ресурс]. URL: http://investinnoprom.ru/gruzovye-dirizhabli.php (дата обращения: 30.03.2015).
© Пономарёв А. В., Геращенко В. В., 2015