Научная статья на тему 'ДИПЛОМАТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ'

ДИПЛОМАТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНСУЛЬСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хаустова Е.Д.

В данной статье автором рассматривается влияние процессов цифровизации на дипломатическую деятельность. В работе анализируются возможности использования современных технологий в сфере международных отношений, а также перспективы и сложности использования больших данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИПЛОМАТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

Е.Д. Хаустова

ДИПЛОМАТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В данной статье автором рассматривается влияние процессов цифровизации на дипломатическую деятельность. В работе анализируются возможности использования современных технологий в сфере международных отношений, а также перспективы и сложности использования больших данных.

Ключевые слова: дипломатия больших данных, цифровизация, консульство, безопасность.

Цифровизация кардинально трансформировала и создала новые сферы человеческой деятельности, в том числе в области международных отношений. Возникло новое понятие - дипломатия больших данных.

Дипломатия больших данных - это конструкция, которая объединяет концепции науки о данных, технологии и вычислительной технике с социальными науками, международными отношениями и дипломатическими переговорами, и, в некоторых случаях, предлагает новые дипломатические инструменты, облегчающие глобальные (и локальные) отношения [5].

Развитие сети Интернет и современные технологии привели к трансформации международных отношений, наделили полномочиями ранее маргинализированные негосударственные политические и социальные группы и отдельных лиц. Согласно традиционным взглядам, дипломатия происходит между национальными государствами. Но растущая доступность и даже повсеместность данных для государственных и негосударственных субъектов на наднациональном и субнациональном уровнях бросает вызов этим традиционным представлениям, согласовываясь с подходом публичной дипломатии - который имеет более широкий круг заинтересованных сторон. Предполагается, что дипломатия больших данных будет проводиться «без связи с интересами национального государства и без дискретного международного измерения» [3].

Роль гражданина также заметно меняется в этой модели. В международных делах дипломат представляет государство, которое, в свою очередь, представляет граждан. Но когда внимание переключается на данные, движущие силы изменений проявляются также в промышленности, научных кругах и непосредственно в обществе. В этом меняющемся ландшафте редко бывает ясность относительно того, кто выступает в качестве "дипломата", ведущего переговоры [2]. Кроме того, на доверие общественности к политике, основанной на фактических данных, влияют сложность данных, отсутствие их происхождения, интерпретации и монетизации. Эти факторы, как правило, ослабляют западные социал-демократические модели, построенные вокруг понятия "осознанного выбора", будь то связанные с демократическими выборами, автономией решений в области здравоохранения и образования или контролем за использованием персональных данных. В свою очередь, возрастает риск того, что данные, а также места их создания, использования, доступа и потребления могут стать местами конфликтов, что объясняет необходимость дипломатии данных.

Появление и обработка большего объема данных может сулить дипломатии многообещающие перспективы, а не только сложности. Большие данные могут значительно улучшить консульские процессы, укрепить подготовку дипломатов к сложным, многоуровневым переговорам по торговле и санкциям и повысить способность прогнозировать гуманитарные кризисы. Чат-боты уже улучшают более утомительные аспекты консульских дел, поддерживая процессы регистрации или юридической помощи [8], [9].

Синтез больших данных также может помочь более быстро и точно выявлять дезинформационные кампании, направленные против определенной страны. Несмотря на то, что геокодирование и картирование социальных сетей уже помогают Министерствам иностранных дел Канады и Великобритании понять,

© Хаустова Е.Д., 2020.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 6 (105)

где их сообщения резонируют наиболее эффективно, в ближайшем будущем больший объем данных и расширенные возможности интерпретации могут быть использованы для поиска нуждающихся граждан и мониторинга социальных сетей для прогнозирования возможных консульских кризисов.

Для основной работы дипломатии — переговоров — способность задействовать аналитику больших данных может служить для устранения предвзятости, синтеза данных о возможных последствиях переговоров и объединения геопространственных и сенсорных данных для более объективного сбора информации на основе фактов, и в целом для поддержки более эффективного принятия решений на основе фактических данных. Чтобы понять преимущества этих потоков данных, эти данные должны быть использованы и интерпретированы подготовленными аналитиками и дипломатами [2].

В виду сложившихся в начале 2020 года обстоятельств, связанных с распространением COVID-19, деятельность многих международных организаций была переведена в формат интернет-взаимодействия. В частности, впервые в истории прошел виртуальный саммит G20 [4], было проведено совещание глав внешнеполитических ведомств государств БРИКС [7].

Однако существует ряд проблем, сопровождающих развитие и все большее распространение больших данных. Главной проблемой дипломатии больших данных остается безопасность этих данных. Существует множество примеров шпионажа, в числе которых массовый шпионаж с использованием китайских технологий в здании Африканского Союза (международная межправительственная организация) [1]. Кроме того, следует отметить случай, когда за счет данных фитнес-трекеров были рассекречены американские военные базы за рубежом [6]. Контроль данных становится практически невозможен. Данные пользователей, а также государственных учреждений могут попасть в руки любого гражданина или организации, в том числе террористических группировок, что ставит глобальную безопасность под вопрос. На цифровом фронте министерствам понадобятся системы, которые будут безопасными, внутренне контролируемыми и пригодными для использования.

В декабре 2019 года, после тщательного наблюдения за развитием аналогичной защищенной закрытой системы связи на основе программного обеспечения с открытым исходным кодом во Франции (в настоящее время используется более чем в 30 французских правительственных учреждениях), Министерство обороны Германии объявило о внедрении своего собственного мессенджера для поддержки беспрепятственного межведомственного процесса между Министерством иностранных дел, вооруженными службами и разведывательными источниками в кризисной связи [2]. Успешное внедрение данной системы может стать прецедентом и доказать возможность полной защиты государственных мессенджеров.

Как отмечает новоиспеченный председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, текущие и будущие проблемы подключения требуют более широкого межведомственного обмена, чтобы иметь возможность использовать информацию, полученную в цифровом формате (данных наземных сенсоров, спутниковых снимков и дипломатической разведки, которые могли бы предсказать следующую миграционную волну или гуманитарный кризис) [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс развития современных цифровых технологий и их внедрения в разные сферы жизни общества значительно изменил и в некоторой степени упростил различные международные процедуры, в том числе, связанные с деятельностью консульских учреждений. Однако данные процессы сопровождаются проблемами в сфере защиты данных, которые требуют решения.

Список литературы:

1.After Allegations of Spying, African Union Renews Huawei Alliance // VOA news, 07.07.2019. URL: https://www.voanews.com/africa/after-allegations-spying-african-union-renews-huawei-aUiance (Дата обращения 19.05.2020).

2.Ashbrook C. From digital diplomacy to data diplomacy // International Politics and Society, 14.01.2020. URL: https://www.ips-journal.eu/regions/global/article/show/from-digital-diplomacy-to-data-diplomacy-3993/ (Дата обращения 19.05.2020).

3.Boyd A., Gatewood J., Thorson S., Dye T. Data Diplomacy // Science & Diplomacy, 24.06.2019. URL: http://sci-encediplomacy.org/article/2019/data-diplomacy (Дата обращения 19.05.2020).

4.G20 впервые в истории собралась на виртуальный саммит // Интерфакс, 26.03. 2020. URL: https://www.mter-fax.ru/world/701053 (Дата обращения 19.05.2020).

5.Jacobson B., E Hone C., Kurbalija J. Data Diplomacy. Updating Diplomacy to the Big Data Era, 2018.

6.U.S. soldiers are revealing sensitive and dangerous information by jogging // The Washington Post, 29.01.2018. URL: https://www.washingtonpost.com/world/a-map-showing-the-users-of-fitness-devices-lets-the-world-see-where-us-soldiers-are-and-what-they-are-doing/2018/01/28/86915662-0441-11e8-aa61-f3391373867e_story.html (Дата обращения 19.05.2020).

7.Внеочередное совещание глав внешнеполитических ведомств государств БРИКС в формате видеоконференции // BRICS Russia 2020, 28.04.2020. URL: https://brics-russia2020.ru/news/20200428/390145/O-vneocherednom-soveschanii-glav-vneshnepoliticheskikh-vedomstv-gosudarstv-BRIKS-v-formate.html (Дата обращения 19.05.2020).

8.Запущен чат-бот в мессенджере Telegram // Russian Embassy in India, 19.04.2020. URL: https://www.face-book.com/RusEmbassyIndia/ (Дата обращения 19.05.2020).

9.Консульский отдел Посольства РК в РФ запустил Телеграм-бот // Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, 09.12.2019. URL:https://kazembassy.ru/rus/konsulstvo/novosti_konsulstvo/?cid=0&rid=3703 (Дата обращения 19.05.2020).

ХАУСТОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.