Научная статья на тему 'Диоксины и здоровье'

Диоксины и здоровье Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1020
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИОКСИН / DIOXIN / ОТДАЛЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / LONG-TERM HEALTH CONSEQUENCIES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Башарова Г.Р., Карамова Л.М.

По результатам многочисленного клинического наблюдения закрытой когорты рабочих, экспонированных хлоракногенными дозами диоксина, дана клиническая картина острой и хронической интоксикации, отсроченных и отдаленных медикобиологических эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIOXINS AND HEALTH

According to results of multiple clinical observations of a closed cohort group of workers exposed to chloracnogenic dioxin doses, the clinical picture of acute and chronic intoxication, remote and long-term medical biological effects is presentd.

Текст научной работы на тему «Диоксины и здоровье»

УДК :547.56 : 614.2

ДИОКСИНЫ И ЗДОРОВЬЕ

1 2 Г.Р. Башарова , Л.М. Карамова

1-ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, Уфа, Россия 2-ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», Уфа, Россия

По результатам многочисленного клинического наблюдения закрытой когорты рабочих, экспонированных хлоракногенными дозами диоксина, дана клиническая картина острой и хронической интоксикации, отсроченных и отдаленных медикобиологических эффектов.

Ключевые слова: Диоксин, отдаленные медицинские последствия, адаптация

DIOXINS AND HEALTH

Basharova G.R.1, Karamova L.M.2

1Bashkirian State Medical University, Ufa, Russia 2Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, Ufa, Russia

According to results of multiple clinical observations of a closed cohort group of workers exposed to chloracnogenic dioxin doses, the clinical picture of acute and chronic intoxication, remote and long-term medical biological effects is presentd. Key words: dioxin, long-term health consequencies, adaptation

Уникальные особенности гормоноподобной дисрегуляторной и дизадаптационной биологической активности диоксинов и зависимость их эффектов токсикокинетики и токсикодинамики от многих внешних и внутренних факторов определяет широкий спектр возможных медицинских последствий экспозиции, включая разнообразные клинические, субклинические и дизадаптивные состояния. Оценка нозологической значимости медикобиологических последствий экспозиции в отдаленные по времени периоды: годы, десятилетия - отдаленные медикобиологические последствия, является фундаментальной проблемой медицинской токсикологии диоксинов и диоксиносодержащих химических соединений. В настоящее время сведения о диоксиновой интоксикации и отдаленных медицинских последствиях остаются одним из наименее изученных аспектов «диоксиновой проблемы» в целом [4]. Румак В.С. с соавторами [4] в своих клинических, многоуровневых, экспериментальных исследованиях аргументированно доказали, что даже однократный контакт человека со следовыми дозами диоксинов оказывает патогенетически значимое влияние на организм. Человек на многие годы становится «носителем» этого токсиканта, а женщины еще и потенциальным источником опасности для своих детей. Даже незначительное воздействие диоксинов приводит к медленному разрушению здоровья. В отдаленный период времени после воздействия формируется новое, пока мало изученное состояние, которое приводит к сокращению времени благополучной жизни целых

субпопуляций. Поэтому авторы считают, что проблему диоксинов следует рассматривать в контексте государственных задач по сохранению генофонда.

Обзор литературных публикаций [5] показал, что все авторы, в общем, единодушны во мнении о высокой токсичности диоксинов и их опасности для здоровья. Однако в оценке диоксинообусловленности отдельных видов патологий имеются противоречия и неоднозначность. Отсутствие данных о концентрациях диоксинов в объектах окружающей среды, о продуктах питания или в рабочей зоне, в т.ч. и при авариях, в конкретно рассматриваемых клинических и эпидемиологических исследованиях не позволяет установить прямые связи между выявленной патологией и воздействием токсиканта, затрудняет интерпретацию результатов, делает их малонадежными. Даже исследования, выполненные на большой группе обследуемых лиц, свидетельствуют о том, что в отсутствии хлоракне токсический эффект диоксина является маловероятным. Следует учесть, что анализы на выявление и количественное определение диоксинов трудоемки, длительны, догоростоящи, требуют высокого технологического оборудования и подготовленных специалистов высшей квалификации. Таких лабораторий за рубежом и в нашей стране немного. Клинико-функциональные и эпидемиологические исследования выполненные авторами разных стран, различаются методическими подходами и методами, что отражается в оценке полученных результатов. Наконец, не ясно, какие уровни загрязнения следует считать безопасными, как и чем измерить риск опасности воздействия диоксинов.

Под наблюдение Уфимского НИИ медицины труда и экологии человека с 1976 года находится группа рабочих производства 2,4,5.-Т Уфимского химзавода, заболевших хлоракне. В Уфе в 1965 году было введено первое в стране производство гербицида 2,4,5.-Т, в котором наряду с выпуском готовой продукции шла отработка технологического процесса. Коллектив рабочих нового производства сформировали из выпускников профильного техникума и профтехучилища. Через 3-6 месяцев работы 128 человек из всех 156 рабочих этого производства заболели хлоракне, 78% в тяжелой форме. Все они были обследованы в клинике института, а производство в 1967 году было закрыто. Таким образом, под наблюдением ученых оказалась группа молодых (от 22 до 24 лет) рабочих, экспонированных в производственных условиях хлоракногенными дозами диоксинов, составивших закрытую группу для исследования. Специальные ретроспективные расчеты, проведенные Федоровым Л.А. в 1993 г. показали, что тогда (60-е г.г.) в гербициде 2,4,5-Т содержание наиболее токсичного 2,3,7,8,- ТХДД составляло не менее 30-40мг/кг и могло доходить до 100 мг/кг продукции. В 1995 г. (через 30 лет) установлено, что в воздухе рабочей зоны бывшего производства содержание 2,3,7,8-ТХДД составляло 427,5 нг/м3, а в крови заболевших 12234,2 пг/г липидов [1].

Комплексные клинические исследования этой когорты в институте проводились в период проявления хлоракне, т.е. интоксикации диоксинами, затем через 17 лет (1984г.), затем через 30 лет (1990-1995г.г.) в связи с фенольной катастрофой в Уфе в 1990 году, с последующим ежегодным мониторингом состояния здоровья когорты, их детей и внуков, вплоть до 2010 года включительно.

Комплексные клинико-функциональные исследования пострадавших современными к тому времени методами на фоне хлоракне отражают клиническую картину интоксикации диоксинами [2, 3].

Наиболее характерными клиническими проявлениями ответной реакции организма на хлоакногенные дозы диоксинов являются слабость, головные боли, расстройства сна, кожное поражение по типу хлоракне, признаки токсической меланодермии, вегето-сосудистые расстройства с повышением артериального давления, цитопеническая реакция крови, липедемия, укорочение времени свертывания крови, снижение антитоксических функций печени, Т и В лимфоцитов. Выделены три степени тяжести течения острых и хронических отравлений.

В отсроченном постконтактном периоде (через 16-17 лет после экеспозиции) [2, 8] у многих пострадавших на коже сохранились угри, иногда осложненные пиодермией. В когорте с возрастным составом в среднем 38 лет жалобы на головную боль, головокружение, раздражительность, подавленное настроение, боль в суставах, в сердце, правом подреберье. Более чем у половины обследованных установлено повышенное артериальное давление. Вегетативно-сосудистые расстройства, нейроциркуляторная дистония, неврастения выявлены у 92% лиц. Привлекает внимание, что у 7,6% отмечен церебральный атеросклероз, а у 12,8%-остеохондроз со вторичным изменениями, у 76,6% -электро-кардиографические изменения, которые выражаются нарушением внутрипредсердной и внутрижелудочковой проводимости, процессов реполяризации, наличием дистрофических и метаболических изменений в миокарде, неполной блокадой ветвей пучка Гиса. Каждому второму члену когорты установлен тот или иной диагноз заболевания сердечно-сосудистой системы (ИБС, гипертоническая болезнь, цереброваскулярные заболевания). У 41,7 % обследованных выявлено гиперкоагуляция, как следствие активации протромбинообразования и угнетения антикоагуляционной активности, проявляющаяся признаками внутрисосудистого свертывания крови. У 51 % лиц обнаружены заболевания органов пищеварения (гастрит, язвенная болезнь, дискинезия желчного пузыря и желчевыводящих путей, реактивный панкреатит). У некоторых определены явления дыхательной недостаточности I-Пст., хронического бронхита, пневмосклероза. Повышена активность ферментов (AST, ALT, щелочная, кислая фосфотаза), липодемия, лимфоцитоз, моноцитоз, ретикулоцитоз. Иммунологические показатели характеризуются снижением Т и В лимфоцитов, на фоне снижения нулевых, увеличением иммуноглобулинов класса М и А и снижением G, активацией аутоиммунитета к тканям 2-5 органов. Среди обследованных практически здоровых не выявлено. Таким образом, у лиц, перенесших интоксикацию диоксинами в постконтактном периоде, развиваются иммунодепрессивное, аутоиммунное состояние, формируется атеросклеротическая патология в кардиоваскулярной системе, функциональные нарушения со стороны органов пищеварения, выявляется более высокая чем в контроле и популяции общая заболеваемость (в пересчете на 1000 чел.- 4000 %о).

В отдаленном постконтактном периоде (через 25-30 лет) [8] у всех членов когорты установлены заболевания системы кровообращения с поражением сосудов сердца и головного мозга, признаки раннего старения, повышенная свертываемость крови,

липедемия, ферментемия, аутоиммунизация, иммунодепрессия, полное отсутствие возможности фагоцитарной активности лейкоцитов, лимфоцитоз, моноцитоз, ретикулоцитоз. У лиц в возрастном интервале 48-50 лет зарегистрированы инфаркты и инсульты. Динамическое ежегодное наблюдение за состоянием здоровья когорты в последующие (1990-2009 г.г.) года показали, что к отдаленным клиническим последствиям интоксикации диоксинами следует отнести повышенную частоту кожных заболеваний (акне, дерматиты, экземы и пр.), сосудистое поражение центральной нервной системы и сердца, кардиоцеребральный атеросклероз, хронический гастрит, язвенную болезнь. Клиническое течение этих патологий сопровождается изменениями в периферической крови в сторону увеличения числа эритроцитов, гемоглобина, ретикулоцитов, моноцитов, фибриногена, показателей вязкости; повышения липидного обмена; иммунитета в сторону иммунодефицита и аутоиммунных процессов; снижением перекисного окисления и активности всех ферментных структур; тенденцией увеличения показателей порфиринового обмена.

Учитывая факт того, что работать в производство 2,4,5-Т пришли молодые выпускники профтехучилищ, ранее не контактировавшие с химическим фактором, средний возраст которых 22 года, определенный интерес представляют сроки первого обращения к врачу по поводу тех или иных заболеваний от начала контакта с диоксином. Они в определенной степени указывают на сроки формирования клинически значимой патологии. Так, болезни кожи (хлоракне) вынудили обратиться к врачу в среднем через 6 месяцев, на фоне которых при обследовании выявлены все признаки интоксикации, доброкачественные новообразования в виде полипов шейки матки - через 5 лет, гипертоническая болезнь практически у всех через 10 лет, энцефалопатия через 15 лет.

Многолетний динамический мониторинг позволил нам выделить медицински и социально значимые медико-биологические последствия. Нами установлено, что медико-биологические последствия интоксикации диоксинами включают:

- долгоживущие хлоракне, значимое ухудшение состояния здоровья по клинико-функциональным показателям, по обращаемости, первичной общей и профессиональной заболеваемости, временной и постоянной утрате трудоспособности [2];

- раннее и ускоренное старение организма экспонированных. Биологический возраст их превышает календарный на 18-20 лет [8];

- диоксины обладают сильно выраженным канцерогенным эффектом, формируют высокий (5,4 %о) уровень онкологической заболеваемости (РБ-1,43 %о). Диоксины вызывают рак органов пищеварения (49,9%) в основном желудка и пищевода, бронхов (28,5%), крови (14,3%), почек (7,3%). Латентный период клинического проявления рака составляет 12-13 лет после контакта с диоксинами. Онкобольные умерли в среднем через 15-15,5 лет после экспозиции, в т.ч. от болезни почек - через 8 лет, органов пищеварения - через 12 лет, дыхания - через 13 лет, рака крови - через 20 лет. Известно, что латентный период проявления онкоболезней у рабочих химпредприятий США и Германии составляет от 10 до 15 лет. Онкобольные в среднем умирали от рака дыхательных путей в 50,2± 5,4 лет, крови в 53,5±2,8 года; органов пищеварения- в 56,0±2,6 лет, почек - в 38±2,0 лет. Онкозаболевания у экспонированных сокращают продолжительность жизни в среднем на 13,5 лет. Онкоболезни

чаще и раньше развиваются у более экспонированных лиц. Диоксины имеют высокий коэффициент онкологического риска -3 ,8; формируют 3,6 - 4 дополнительных (добавочных) случаев заболевания на каждые 1000 экспонированных и определяют 82% этиологической доли всей причинности онкологической патологии, что позволяет онкологические заболевания считать профессиональными [7];

-Показатель общей смертности когорты, рассчитанный на сумму человеко-лет наблюдения равен 18,6 %о, что больше на 3,0-10,2 случаев на 1000 человек населения Уфы, РБ, РФ и данных литературы. Средний возраст умерших равен 52,3±4,3 годам, т.е. экспонированные в среднем умирают на 12,7 лет раньше, чем население РФ, причем при инфаркте эта разница около 20 лет, онкопатологии - 13,5 лет, инсульте 11 лет. Среди причин смерти первое место занимают инфаркты миокарда (45,3%), второе- онкозаболевания (26,4%), третье- инсульты (15,0%), прочие причины-13,3%. Относительный риск наступления смерти в когорте равен 1,7, добавочный риск составляет 3,3. Значение этиологической доли в причинности наступления смерти составляет 54 %, что согласно рекомендации ВОЗ определяется как высокая степень обусловленности [8];

Среднее значение частоты хромосомных аберраций в когорте превышает контрольные в 2 раза и характеризуется хроматидными и хромосомными типами. Риск цитогенетических нарушений составляет 5,6, а этиологическое значение диоксинов среди причин таких нарушений превышает 82% и является фактически абсолютным. Высокая чувствительность хромосом обследуемых является неблагоприятным прогностическим признаком в отношении отдаленных популяционных последствий [8];

- Мутагенное, фетотоксическое, эмбриотоксическое, тератогенное действие диоксинов, установленное в экспериментах, должно отразиться на репродуктивной, воспроизводительный функциях экспонированных и на их потомстве. Исследуемая когорта на 85% представлена мужчинами. Следовательно, полученные результаты отражают репродуктивную функцию в семье экспонированного мужчины. Женщины, составляющие 15% когорты - все работают лаборантами. Установлена более высокая чем среди населения частота преждевременных родов (в 1,5 раза) в период и 8 -10 лет после экспозиции, спонтанных абортов (в 1,4 раза). В семьях экспонированных женщин эти показатели выше, чем в семьях мужчин когорты. Дети (10%) имеют низкий вес массы тела. Выявлена половая диспропорция новорожденных. На 100 мальчиков родилось 120 девочек. Мертворождаемость, ВПР в пределах или ниже популяционных [8];

- Дети, родившиеся в период или после экспозиции, достигли к моменту нашего исследования 23-26 лет. То или иное заболевание имеет каждый второй. Чаще всего болеют дети, родившиеся на фоне хлоракне (63,4%) или в ближайшее 8-10 лет постконтактного периода в основном аллергией (11,8%), гастритом (10%), хроническим бронхитом (6,2%), угри (2,8%). Обнаружены сахарный диабет (2,8%), энцефалопатия (2,8%), артериальная гипертензия (1,4%), единичные случаи цефалопатии и психического отставания. Среди последующих детей, родившихся после 15 лет постконтактного периода ( частота патологии уменьшается и среди 4-го ребенка, родившегося после 15 лет патологии практически не выявлено. Показатели репродуктивной функции детей мало отличаются от популяционных [8].

- Здоровье внуков (возраст до 11 лет) не отличается от здоровья аналогичных по возрасту детей Уфы и республики, однако внимание привлекают наличие угрей (4,5%), аллергий (1,4%), хронического бронхита (1,2%) 1 случая врожденной патологии в виде шетипалости более частых у внуков, родившихся от первых детей экспонированных. Первые внуки болеют чаще, чем последующие [8].

- Специальными нашими исследованиями содержания диоксинов в организме практически здоровых 20 летних молодых людей, никогда не имевших профессиональный контакт с химическими соединениями, с сопоставлением результатов их клинико-функционального обследования, включая гематологические, биохимические, иммунологические показатели, установлено, что первые сдвиги в состоянии здоровья проявляются при концентрации ЗО пг/г липидов крови. Этот уровень диоксина в организме можно расценивать как клинико-гигиеническая ПДК диоксинов [6].

Таким образом, результаты собственных многолетних исследований о биологической реализации диоксинов можно сделать заключение о высокой их опасности для экспонируемого и его потомства. Контакт с диоксинами приводит к ухудшению здоровья, сокращению времени благополучной жизни и трудоспособности, раннему старению и смертности, развитию болезней деструктурного характера, онкопатологии, порокам развития, депопуляции и половой диспропорции потомства.

Диоксины, вызывая многоуровневые от внутри- и межклеточных, от клеточных до органных и системных нарушений, от морфофункциональных до структурных изменений в организме, оказывают модифицирующее влияние на фено-и генотипические особенности экспонированного человека и формируют филогенетические особенности потомства и формируют необходимость серьезных мер по сохранению генофонда. Список литературы:

1. Амирова З. К. Ситуация с диоксинами в Республике Башкортостан /З.К.Амирова, Э.А. Круглов. - Уфа : «Реактив», 1998. - 115 с.

2. Basharova G. R. The dynamics of clinical health of the cogort group exposed to chlorinated doses of TCDD // Evropean journal of natural history. - 2007. - № 4. -Р.123 - 129.

3. Башарова Г.Р. Дифференциальная диагностика хлоракне /Г.Р.Башарова, Л.М.Карамова// Фундаментальные исследования. - 2008. -№ 4. -С. 46-49.

4. Диоксины супертоксиканты XXI века. Медико-биологические проблемы : Информ. Вып.- М., 1998. -№ 4. - 111 с..

5. Диоксины в научной литературе. Библиографический аннотированный сборник/под ред. Л. М. Карамовой. - Уфа, 1997. - 248 с.

6. Кармамова Л.М., Клинический безопасный уровень диоксинов /Л.М.Карамова, Г.Р.Башарова // Медицина труда и промышленная экология. - 2012. - № 2. - С. 45-48.

7. Karamova L.M. Dioxine cancerogenic risk/L.M.Karamova, G.R.Basharova, F.Z. Pyanova // Famile health in the XXI Century. Oncology - XXICeytury. International ScientificConfer-ence. - Elat-Israil, 2008. - Р. 78 - 80.

8. Медико-биологические последствия диоксинов /под ред. Л. М. Карамовой. - Уфа : Гилем, 2008. - 247с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.