Научная статья на тему 'Династия Куперенов. Фигуры и факты'

Династия Куперенов. Фигуры и факты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕРЕН / ДИНАСТИЯ / DYNASTY / СЕН-ЖЕРВЕ / SAINT-GERVAIS / ОРГАН / ORGAN / CUPEREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Лилия Александровна

Статья рассказывает о династии французских музыкантов XVII-XVIII столетий Куперенов. Собрав информацию из разных иностранных источников, в частности, английских и французских, автор впервые воссоздает полную картину возникновения династии Куперенов, начиная с ее основателя и до последнего представителя. На сегодняшний день отечественная музыковедческая литература не обладает полной и подробной информацией по заявленной теме. Статья основана на авторских переводах, в которых преследовалась попытка дополнить имеющиеся в отечественном музыкознании сведения об одной из крупнейших династий. Автором предложен метод хронологизации событий, который позволяет поэтапно проследить судьбы музыкантов рода Куперенов. В статье затрагиваются вопросы о происхождении фамилии французского семейства, географическое местоположение, сфера деятельности, творчество, окружение и быт музыкантов. Кроме того, автором используются любопытные сведения из жизни французского королевского двора под управлением Людовика XIV и уникальный цитатный материал современников эпохи. Автор находит интересные параллели между двумя великими династиями Куперенов и Бахов, которые существовали в один и тот же промежуток времени. Династия Куперенов, несомненно, является открытием новой страницы в отечественном музыковедении, что позволяет существенно расширить рамки рассматриваемой исторической эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Couperin Dynasty. Figures and facts

The article tells about the dynasty of French musicians of the XVII-XVIII centuries. Having collected the existing information from various foreign sources, in particular English and French, the author recreates for the first time a complete picture of the emergence of the Cuperen dynasty, beginning with its founder and up to the last representative of this kind. To date, Russian musicology literature does not have complete and detailed information on the stated topic. The article is based on author’s translations, in which an attempt was made to supplement information on one of the largest dynasties in the domestic musicology. The author proposes a method of chronological events, which allows us to trace the fate of musicians of the Cuperen family in stages. The article touches upon the origin of the family name, geographical location, sphere of activity, creativity, environment and life of musicians. In addition, the author uses curious information from the life of the French royal court run by Louis XIV and the unique quotation material contemporaries of the era. The author finds interesting parallels between the two great dynasties of the Cuperens and Bach, which existed at the same time interval. The Cuperens dynasty is undoubtedly the opening of a new page in Russian musicology, which makes it possible to broaden the scope of the historical epoch in question.

Текст научной работы на тему «Династия Куперенов. Фигуры и факты»

УДК 78.06

JI. А. Зайцева

ДИНАСТИЯ КУПЕРЕНОВ. ФИГУРЫ И ФАКТЫ

инастия Куперенов является одной из самых известных и многочисленных династий французских музыкантов. Ее можно уподобить столь же продолжительной династии немецких органистов, вершину которой заняло творчество И. С. Баха. Уникально почти мистическое совпадение во времени трех определяющих династическую хронологию вех: рождение, вершина и угасание. Основатель рода Бахов - Ви-тус, булочник по ремеслу, умер в 1619 г., а Жан Куперен - родоначальник семьи Куперенов - в 1591 г. Еще более удивительно, что в пятом поколении появились самые выдающиеся музыканты и композиторы двух семейств - Иоганн Себастьян Бах и Франсуа Куперен Великий:

Витус Бах (ум. 1619) - булочник,

I содержал мельницу

сын

Иоганнес (Ганс) Бах

I

сын Христоф Бах

I

сын

Иоганн Амброзий Бах

I

сын

Иоганн Себастьян Бах

(1685-1750)

До настоящего времени в русскоязычной литературе отсутствуют подробные сведения о династии Куперенов. Справочного характера информация содержится в энциклопедиях, книгах Ю. С. Бочарова «Мастера старинной музыки» [2], В. И. Брянцевой «Французский

© Л. А. Зайцева, 2018

клавесинизм» [3], Е. Д. Кривицкой «История французской органной музыки» [4] и др. В данной статье предпринята попытка обобщить сведения о династии, почерпнутые из материалов английских и французских музыковедов. Наиболее полную биографическую версию о династии от первого представителя этого рода до последнего содержит статья «Couperin» David Fuller, Edward Higginbottom и Bruce Gustafson [7], 8. также работа французской исследовательницы Marcelle Benoit «La vie de Francois Couperin» [5].

На протяжении 173 лет музыканты рода Куперенов были неразрывно связаны с одной из центральных церквей Парижа - Saint-Gervais (Сен-Жерве), где в их обязанности входили игра на органе

Жан Куперен (ум. 1591) - фермер i

сын

Матюрен Куперен !

сын

Шарль Куперен i

сын

Шарль Куперен 1

сын

Франсуа Куперен Великий

(1668-1733)

и занятия с хором. Однако первоначально сфера деятельности Куперенов принадлежала отнюдь не музыке, а юриспруденции и торговле. Происхождение фамилии Куперенов исследователи связывают с названием некоего участка земли в местечке Villiers (Вильер) - его первое упоминание относится к 1366 г. Спустя 200 лет фамилия Куперен

д

встречается в так называемых «Приходских метрических книгах» СЬаитев-еп-Впе (Шом-ан-Бри) в 1562 г. Интересно, что окончательный вариант этой фамилии объединил несколько версий -Сорт, Соиррт, Сорегт, Соиргат (Копен, Куппен, Копрен, Купрен). В записях Приходской книги имя основателя французской династии - Жан Куперен -зарегистрировано в 1580 г., но ничего не сказано о дате его рождения, зафиксирована лишь дата смерти - 1591. Фермер Жан Куперен был неграмотен и необразован, занимался преимущественно торговлей, сельским хозяйством и имел небольшое земельное владение.

Первые музыкальные способности проявились у сына Жана Куперена по имени Матюрен. Кто был его преподавателем - неизвестно. Он продолжил дело отца в сфере торговли, обнаружив интерес к юридическим знаниям и финансовым вопросам, был управляющим денежными делами общины. Владение определенными музыкальными навыками позволило ему в дальнейшем обучать музыке двух своих сыновей - Шарля и Дени. Некоторые сведения сохрани-

лись лишь об одном из сыновей Матюре-на - Шарле Куперене. Он умел шить одежду, занимался торговлей и виноделием, а также играл на музыкальных инструментах, в частности, на органе. Кроме того, у Шарля был богатый запас музыкальных инструментов - несколько скрипок, гобоев, флейт, благодаря которым существовал ансамбль музыкантов, где возможно участвовал и Шарль. Примерно в 1620 г. Шарль Куперен женился на Мари Андри и стал органистом бенедиктинского аббатства Saint-Pierre (Сен-Пьер). Из восьми его детей сохранилась информация только о трех сыновьях -Луи, Франсуа и Шарле.

Успешнее всего сложилась судьба Луи Куперена, который стал не только одним из известных и востребованных композиторов, но и профессиональным органистом, скрипачом из числа лучших музыкантов XVII в. Е. Д. Кривиц-кая пишет в монографии, что Луи, «заслоненный тенью своего знаменитого племянника Франсуа Великого <...> оказался незаслуженно забыт <„.> звезда фамилии Куперен взошла именно благодаря его таланту» [4, с. 35]. Дан-

Jean (jíouperin (7-1591) Mathurin (1569-1640)

Charles (1595-1654)

Denis (?)

Louis (1626-1661)

Marie-Madeleine (1690-1742)

Г

г

Charles (1638-1679) две дочери (?) два сына (?) Francois fíe Grandi (1668-1733)

|Francois (1631-1701/1708)

Marguerite-Louise (1676-1728)

Marie-Anne (1677-?)

Francois-Hierome (1678-?)

Marguerite-Antoinette (1705-1778)

Francois-Laurent (1708-1747)

Nicolas-Louis (1707-?)

Г

Antoinette-Victoire Pierre-Louis Gervais-Francois (1754-1812) (1755-1789) (1759-1826)

(Antoinette-Angelique?) I

Nicolas (1680-1748)

Armand-Louis (1727-1789)

Nicolas (1760-1817)

Celeste-Therese (1793-1860)

ные о музыкальном образовании Луи, к сожалению, не сохранились.

Благодаря Ж. Ш. Шамбоньеру, Луи и его братья отправляются в Париж и занимают важные посты при королевском дворе, достигнув высокого авторитета в личном служении королю Людовику XIV. В 1653 г. Луи Куперена назначают органистом парижской церкви Сен-Жерве - ранее это место принадлежало Шамбоньеру, где ему платят 400 ливров в год и предоставляют жилье. Ему предлагают, заменив тем самым Шамбоньера, пост главы Королевского института - La musique de la Chambre (Музыка королевских покоев)1, однако, в знак уважения к известному композитору Луи отказывается и вместо этого выполняет функции придворного виолиста, участвуя в разных придворных представлениях, например, в балетах Ж. Б. Люлли: «Психея» (1656), «Страдающий амур», «Загадочные удовольствия» (1657), «Насмешка» (1659). Иногда Луи играл на органе и в королевской часовне. Однако, к сожалению, столь стремительный «взлет» карьеры этого талантливого музыканта оборвался преждевременной смертью в 35 лет. Предчувствуя приближение смерти, Куперен составил завещание, согласно которому его рукописи и сочинения были переданы братьям Шарлю и Франсуа2.

Сохранившиеся сведения о жизни и творчестве младших братьев Луи Куперена весьма скудны. Из источников можно сделать вывод, что Франсуа не обладал ярким исполнительским талантом игры на органе и клавесине, да и в целом, у Франсуа была неоднозначная характеристика. С одной стороны, о музыканте отзывались как о превосходном педагоге, с другой - продажа своей части наследства от отца (земля в Chaumes) своему брату Луи (1657), по-видимому, он нуждался в финансовой поддержке, и особое пристрастие к вину - свидетельствуют о наличии не самых положительных его качеств.

Любопытную характеристику Франсуа дает Э. Титон дю Тийе: « ...маленький

мужчина, который любил хорошее вино, его уроки могли продолжаться в том случае, только если рядом с клавесином постоянно находился наполненный вином графин и хлеб» [5, р. 34]. Интересно, что перед тем как стать музыкантом и преподавателем, до 1656 г. Франсуа был портным. Практически на протяжении долгого времени Франсуа приписывали авторство многих произведений его племянника — Франсуа Великого. Известно, что причиной смерти музыканта стала серьезная травма головы, полученная в дорожном происшествии.

Шарль Куперен — активный участник светских развлечений при королевском дворе. После смерти Луи ему предлагают контракт на шестилетнюю службу органистом в Сен-Жерве (1661). В 1662 г. Шарль женился на дочери парикмахера, который работал в одном из королевских институтов - Musique de la Grande Ecurie (Музыка Большой конюшни)3 - Мари Герен. Единственным ребенком от этого брака и оказался Франсуа Великий - композитор, одна из ярких фигур конца XVII - первой половины XVIII в.

Франсуа Великий родился в одной из квартир, предназначенной для церковнослужителей Сен-Жерве. Будучи единственным ребенком в семье, Франсуа продолжил ремесло своего отца - его первого учителя и наставника, и под руководством которого он приобрел музыкальные навыки. Но судьба распорядилась так, что в десятилетнем возрасте Франсуа остался без отца. Новым учителем будущего композитора становится известный музыкант того времени, друг семьи, органист королевского двора и нескольких парижских приходов Жак Томлен, взявший юного музыканта под опеку. Место церковного органиста Сен-Жерве по праву должно было принадлежать Франсуа, однако до достижения его совершеннолетия на эту должность временно пригласили молодого профессионального органиста по имени Мишель Делаланд.

Спустя некоторое время, в 1686 г. на церковном совете церкви Сен-Жерве во-

семнадцатилетнему Франсуа было разрешено занять должность церковного органиста родной церкви для семьи Ку-перенов4. 26 апреля 1689 г. состоялась свадьба Франсуа Куперена и Марии-Анны Ансо, дочери торговца вином, проживающего в приходе Сен-Жерве5. Практически сразу после женитьбы Ку-перену предоставляется право на печать и продажу своих произведений, что было возможно только по согласию и разрешению короля, так называемая королевская привилегия®.

Обратим внимание на интересные и любопытные факты из жизни Франсуа Куперена. В 1693 г. угасает блистательная жизнь учителя и наставника Куперена - Жака Томлена, перед которым встал сложный выбор: кого назначить своим преемником в Королевской капелле, профессионального органиста-виртуоза Мишеля Делаланда или молодого и не менее талантливого Франсуа? Однако в ситуацию вмешался Людовик XIV: он прослушал несколько претендентов на прежнее вакантное место Томлена, и остановил свой выбор на Франсуа Куперене. Спустя несколько дней, король вновь пожелал услышать игру нескольких органистов и опять-таки отдал свое предпочтение Франсуа Куперену, но о своем решении объявил только спустя три дня. Таким образом, в 1693 г. Франсуа Куперен становится королевским органистом и клавесинистом7.

Спустя три года, в 1696 г. Франсуа Куперен получает от короля дворянскую привилегию: Людовик XIV награждает музыканта собственным именным гербом8. Кроме того, в 1702 г. Куперену присуждается еще одно вознаграждение: он становится кавалером ордена - Ь'огс1е с!е Ьа^ап9. Любопытен еще один факт: «зная острый аппетит французов к иностранным новинкам» (выражение самого композитора. -Л. 3.), Куперен иногда подписывался неизвестным итальянским именем, в связи с чем имел огромный успех среди своих соотечественников [6, р. 24]. Столь активный интерес Куперена к итальянской музыке не случаен.

Причиной тому явились события, произошедшие еще в молодые годы композитора. Куперен оказывается тесно связан с кружком итальянофилов, сформировавшимся под главенством Николя Матье в Париже [Ibid]10.

Тем временем здоровье Куперена начинает постепенно слабеть. Он призывает к себе в помощники молодого Николя, двоюродного брата, сына своего дяди Франсуа (I) в Сен Жерве и 12 декабря 1723 г. просит официально принять его на это место с сохранением жалованья и тех же обязанностей. В последние годы Куперен испытывает переживание, что после смерти его имя будет предано забвению, его многочисленные неопубликованные сочинения будут не найдены. К сожалению, никто в семье Куперенов не проявил интерес к этой часто встречающейся в композиторской практике проблеме. Это бездействие привело к потере многих произведений, вероятно, вокальных, церковных песнопений, кантат, больших хоров, часть камерной музыки (например, одно из потерянных уникальных сочинений - 6 Leçons tenebres).

Несколько слов о детях Ф. Куперена Великого. В браке у Куперенов появляются четверо детей: Мари-Мадлен, Маргарита* Антуанетта, Николя-Луи, Франсуа-Лоран. Маргарита-Антуанетта была превосходной и талантливой клавесинисткой, как и ее отец, она неоднократно исполняла в присутствии королевы пьесы для клавесина, часто заменяла своего отца, который в последние годы был очень слаб здоровьем. Более того, сам Куперен просил Его Величество принять свою дочь на постоянную должность придворной клавесинистки. У нее не было семьи и после нее не осталось ни одного сочинения. Другая дочь Куперена Мари-Мадлен в 28 лет примкнула к аббатству Бернандинов Мабуссион, став монахиней под именем сестры Мари-Сесиль, здесь она играла на органе.

Остальные представители династии Куперенов были также композиторами, клавесинистами и органистами Сен-Жерве, но после них не сохранилось ни

одного сочинения, как и сведений об их жизни. Николя Куперен, сын дяди Франсуа Великого, в 1722 г. претендовал на место жительства в доме при Сен-Жерве, а в 1723 г. здесь же ему поручают должность органиста. Сын Николя -Арман-Луи - перед тем как стать органистом, первоначально был певчим в Сен-Жерве, однако жизнь его трагически оборвалась: он был убит по возвращении из одной церкви в родную Сен-Жерве11. Следом за ним, в 1789 г. скоропостижно умирает один из его сыновей Пьер-Луи: весть о кончине отца оказалась для него роковой.

Последняя представительница династии Куперенов - Селеста-Тереза - органистка Сен-Жерве и преподавательница по фортепиано. Обратим внимание на интересный факт: Селеста-Тереза Куперен умирает пятнадцать лет спустя после смерти Вильгельма Фридриха Эрнста Баха, капельмейстера при дворе Пруссии, с именем которого исследователи династии Бахов связывают ее заверше-

ние. Поразительное сходство заметно в отношении последних представителей двух прославленных династий, жизнь которых протекала практически в один и тот же период времени: Вильгельм Фридрих Эрнст Бах (1759-1845) - Селеста-Тереза Куперен (1793-1860).

Со смертью Селесты-Терезы в 1860 г. иссякнет одна из самых блистательных династий европейских музыкантов.

Франсуа Куперен и Иоганн Себастьян Бах - великие музыканты не были знакомы друг с другом. Однако слава французского композитора доносилась до его современников далеко за пределы французской столицы. По утверждению одного из зарубежных исследователей Дэвида Фуллера [7], Бах знал и ценил музыку Куперена, он собственной рукой переписывал некоторые пьесы французского композитора. Так, одно из сочинений Баха - Рондо Г-с1иг - является переложением для органа клавирной трио-сонаты Куперена «Ь'1трепа1е».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Деятельность института Musique de la Chambre du Roi (Музыка королевских покоев) была связана со всевозможными камерными концертами, звучащими не на открытом воздухе, как концерты Большой конюшни, а в разных помещениях, где бы ни находился король: спальня, трапезная, бильярдная, балы, ужины, игры, спектакли и т. д. В этот коллектив входили скрипачи, флейтисты, клавесинисты и виолисты.

2 В 50-е гг. XVII в. Луи Куперен достигает творческого мастерства: перу композитора принадлежат сочинения для клавесина, органа и камерного ансамбля. Одно из первых датированных произведений Луи, дошедших до нашего времени - фуга 1650 г. Приблизительно в 1651-1652 гг. в Париже со своими токкатами для органа выступил немецкий органист Иоганн Фробергер и под впечатлением его игры Луи сочиняет небольшие прелюдии для органа.

3 «Музыка Большой конюшни» - русский перевод предоставлен доктором искусствоведения Валерием Владимировичем Березиным (Москва). В своем исследовании он пишет: «В Большой конюшне служили музыканты разных

специальностей, как мы увидим далее, преимущественно духовики, составлявшие несколько групп. В отличие от музыки королевских апартаментов, или Камерной (Musique de la Chambre du Roi), - «тихой», состоявшей из скрипачей, флейтистов, клавесинистов, вио-листов, музыка Большой конюшни звучала в основном на открытом воздухе, и нередко именовалась «громкой», сопровождая все перемещения короля» [1, с. 53].

4 В те времена в штате Сен-Жерве числилось 120 священников, современники называли ее так: «большой литургический театр». Именно здесь Франсуа Куперен в качестве органиста будет проводить около 400 служб в год.

5 Сохранился брачный договор, на подписании которого присутствовал дядя Куперена Франсуа (I).

6 Именно в это время Франсуа Куперен опубликовал свои единственные органные мессы - «Приходскую» («Торжественная») и «Монастырскую» (1690). В этот же период Куперен сочиняет два сборника клавесинных пьес для административных лиц, занимающих важные посты в государственных

учреждениях. Известны их имена - главный контролер К. А. Пайе де Вильер и главный сборщик финансов Ф. Пра.

7 Композитор преподает уроки клавесина детям королевского двора, герцогу Бургундскому и его двум дочерям, многочисленным принцам и принцессам двора, и в том числе графу Тулузы, от которого Куперен получает щедрую ежегодную пенсию в 1000 ливров. Франсуа продолжает обучать музыке принцессу Конти, ранее она занималась с Ж. А. Англебером, который посвятил ей свою книгу «Пьесы для клавесина». Среди учеников в дальнейшем появится принцесса Мари Лещинска, обрученная с Луи XV.

8 К сожалению, не удалось найти изображение именного герба. Марсель Бенуа, французский музыковед, дает следующее описание этого герба: «Лазурная дверь с двумя трезубцами из серебра, вдетые в цепочку, соединенные с двумя звездами, во главе золотое солнце, а на конце лира. Лира символизирует Музыку, которая прислуживает Солнцу» [5, р. 39].

9 История этого ордена начинается с древних времен. Первоначально «латраном» именовалось старое здание в Ватикане, а благодаря императору Константину (IV в.) это здание стало принадлежать церкви. Позднее,

это место стало архитектурным ансамблем в Риме, в котором находились квартиры, актовые залы, собор, библиотека, монастырь, но в 308 г. все было сожжено. С 313 по 1304 г. на этом месте располагалась резиденция пап. В дальнейшем, «латраном» стали называть Вселенские соборы: Латран Первый - девятый Вселенский собор 1123 г., под руководством папы Каликста II; Латран Второй - десятый собор 1139 г., под руководством папы Иннокентия II и т. д. Впоследствии, Латраном стали называть Папский орден, которого и удостоился Франсуа Великий.

10 Концерты итальянской инструментальной и литургической музыки этого кружка проходили в церкви Saint-Andre-des-Arts в Париже, недалеко от Saint-Gervais, которые молодой Куперен возможно и посещал.

11 Кроме службы в Сен-Жерве, Арман-Луи работал в других церквах St. Barthélémy (до 1772), St. Jean-en-Greve, Carmes-Billettes, Notre-Dame (с 1753), Ste-Chapelle (с 1760), Ste-Marguerite, в королевской часовне (с 1770). Арман-Луи женился на дочери лучшего изготовителя клавесинов - Елизабет-Антуанетте Бланше. Сохранились сведения о существовании его собственной богатейшей библиотеки, которая насчитывала 885 книг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин В. В. Трубачи и скрипачи Большой конюшни в архивах и документах французского двора // Оркестр без границ: Материалы науч. конф. памяти Ю. А. Фортунатова / ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. -М., 2009. - С. 50-77.

2. Бочаров Ю. С. Мастера старинной музыки. - М.: Гелиос, 2005. - 352 с.

3. Брянцева В. Н. Французский клавеси-низм. - СПб., 2000. - 378 с.

4. Кривицкая Е. Д. История французской органной музыки: Очерки. - 2-е изд. - М.: Композитор, 2010. - 336 с.

5. Benoit M. La vie de Francois Couperin // Francois Couperin (1668-1773). Ed. Par Catherine Cessac. Versailles: Centre de Musique Baroque de Versailles, 2000. P. 19-44.

6. Encyclopaedia universalis, 20 corpus. - Editeur a Paris, 1993. - 6 corpus. - P. 689-693.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fuller D., Higginbottom E., Gustafson B. Couperin, 2006. 132 p.

REFERENCES

1. Berezin V. V. Trumpeters sind violinists The great stables in the archives and documents of the French court. Orkestr bez granits [Orchestra without borders]. Moscow, 2009, pp. 50-77.

2. Bocharov Yu. S. Mastera starinnoj muzyki [Masters of ancient music]. Moscow, 2005. 352 p.

3. Bryantseva V. N. Frantsuzskij klavesinizm [French harpsichordism]. Saint Petersburg, 2000. 378 p.

4. Krivitskaya E. D. Istoriya frantsuzskoj organnoj muzyki. Ocherki [History of French organ music. Sketches]. Moscow, 2010. 336 p.

5. Benoit M. La vie de Francois Couperin. Francois Couperin (1668-1773). Ed. Par Catherine Cessac. Versailles: Centre de Musique Baroque de Versailles, 2000. Pp. 19-44.

6. Encyclopaedia universalis, 20 corpus. Editeur a Paris, 1993. 6 corpus, p. 689-693.

7. Fuller D., Higginbottom E., Gustafson B. Couperin, 2006. 132 p.

Династия Куперенов. Фигуры и факты

Статья рассказывает о династии французских музыкантов ХУП-ХУШ столетий Куперенов. Собрав информацию из разных иностранных источников, в частности, английских и французских, автор впервые воссоздает полную картину возникновения династии Куперенов, начиная с ее основателя и до последнего представителя. На сегодняшний день отечественная музыковедческая литература не обладает полной и подробной информацией по заявленной теме. Статья основана на авторских переводах, в которых преследовалась попытка дополнить имеющиеся в отечественном музыкознании сведения об одной из крупнейших династий. Автором предложен метод хронологизации событий, который позволяет поэтапно проследить судьбы музыкантов рода Куперенов. В статье затрагиваются вопросы о происхождении фамилии французского семейства, географическое местоположение, сфера деятельности, творчество, окружение и быт музыкантов. Кроме того, автором используются любопытные сведения из жизни французского королевского двора под управлением Людовика XIV и уникальный цитатный материал современников эпохи. Автор находит интересные параллели между двумя великими династиями Куперенов и Бахов, которые существовали в один и тот же промежуток времени. Династия Куперенов, несомненно, является открытием новой страницы в отечественном музыковедении, что позволяет существенно расширить рамки рассматриваемой исторической эпохи.

Ключевые слова: Куперен, династия, Сен-Жерве, орган.

The Couperin Dynasty. Figures and facts

The article tells about the dynasty of French musicians of the XVII-XVIII centuries. Having collected the existing information from various foreign sources, in particular English and French, the author recreates for the first time a complete picture of the emergence of the Cuperen dynasty, beginning with its founder and up to the last representative of this kind. To date, Russian musicology literature does not have complete and detailed information on the stated topic. The article is based on author's translations, in which an attempt was made to supplement information on one of the largest dynasties in the domestic musicology. The author proposes a method of chronological events, which allows us to trace the fate of musicians of the Cuperen family in stages. The article touches upon the origin of the family name, geographical location, sphere of activity, creativity, environment and life of musicians. In addition, the author uses curious information from the life of the French royal court run by Louis XIV and the unique quotation material contemporaries of the era. The author finds interesting parallels between the two great dynasties of the Cuperens and Bach, which existed at the same time interval. The Cuperens dynasty is undoubtedly the opening of a new page in Russian musicology, which makes it possible to broaden the scope of the historical epoch in question.

Keywords: Cuperen, dynasty, Saint-Gervais, organ.

Зайцева Лилия Александровна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Томского музыкального колледжа им. Э. В. Денисова Е-таД: gofman484@mail.ru

Zaitseva Lilia Alexandrovna, the teacher of musical-theoretical disciplines of Tomsk musical college of E. V. Denisov E-mail: gofman484@mail.ru

Получено 23.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.