ГИГИЕНА
УДК 614.774
ДИНАМИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ В ГОРОДЕ С РАЗВИТОЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Раиса Якубовна Хамитова1, Чулпан Хамитовна Шайгарданова2
1 Кафедра гигиены, медицины труда и курса медэкологии ФПДО (зав. — акад. РАМН, проф. Н.Х. Амиров) Казанского государственного медицинского университета, 2Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г.Нижнекамск» (главврач — Э.И. Гильмутдинова), e-mail: [email protected]
Реферат
Проведена гигиеническая оценка загрязненности почвы города с развитой нефтехимической промышленностью. Различия в уровнях заболеваемости между детскими садами г. Нижнекамска, расположенными на разном расстоянии от промышленной зоны города (2 и 7 км), определяются не только загрязненностью почвы, но и совокупностью факторов и/или контами-нированностью других объектов окружающей среды.
Ключевые слова: гигиена, загрязнение почвы, неканцерогенный риск, дети дошкольного возраста, нефтехимическая промышленность.
Химическое загрязнение окружающей среды ухудшает экологическое состояние территорий, отрицательно сказываясь на здоровье населения. Наиболее чувствительными к происходящим во внешней среде процессам являются дети, и прежде всего дошкольного возраста, которые находятся в процессе интенсивного роста и морфофункциональной перестройки организма. В связи с тем, что почва является депонирующей средой, по содержанию химических веществ в ней можно судить о длительном загрязнении территории. Все большее число исследователей в последние годы обращаются к изучению качественных и количественных изменений в данном объекте. Для детского населения г. Казани, в котором основными отраслями промышленности являются машиностроение, химическая, нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность, вклад почвы в суммарное многосре-довое воздействие тяжелых металлов является значимым, а в отдельных зонах города и ведущим среди других объектов [3].
Целью данной работы являлась гигиеническая оценка динамики загрязнения почв города с развитой нефтехимической промышленностью.
Проанализированы результаты 2796 исследований почв селитебной и промышленной зон г. Нижнекамска и 245 исследований песка детских площадок, проведенных в 2003— 2006 гг. Содержание подвижных форм кобальта, никеля, хрома, меди и цинка и валового содержания свинца, кадмия, марганца, ртути и мышьяка определяли методом атомно-102
абсорбционной спектроскопии, бенз(а)пире-на — жидкостной хроматографией, серы — фотометрическим методом, сероводорода — титрометрическим, нефтепродукты и сульфаты — весовым методом. Количество этих химических веществ в пробах почвы г. Нижнекамска ежегодно варьировало от 6 до 15. Кроме перечисленных веществ в почвах близлежащих к теплицам территорий и песке детских площадок, контролировали такие пестициды, как 1,2,3,4,5,6-гексахлорциклогексан (ГХГЦ), ДДТ и его метаболиты, 2,4-Д кислоту, входящие в список приоритетных загрязнителей различного уровня, которые определяли методом тонкослойной хроматографии.
За анализируемый период количество ежегодно исследуемых санитарно-эпидемиологической службой проб почвы на химическую контаминированность увеличилось с 233 до 1254, в том числе из промышленной зоны — с 41 до 930, из селитебной зоны — со 192 до 324. Согласно санитарному законодательству, основным критерием при гигиенической оценке загрязнения объекта является предельно допустимая концентрация (ПДК) или ориентировочно допустимая концентрация (ОДК) вещества для почв [2]. В 2003 г. в жилой зоне г. Нижнекамска доля проб почвы, не отвечающая гигиеническим требованиям по содержанию химических веществ, составляла 8,9%, в последующие годы она постепенно снижалась (2004 г. — 1,2%, 2005 г. — 0,8%). В промышленной зоне аналогичный показатель резко снизился с 17,1% в 2003 г. до отсутствия в 2005 г., в песке групповых площадок детских садов города — соответственно с 30,8% также до отсутствия. В 2006 г. концентрации всех контролируемых соединений в пробах почв города также были в пределах гигиенических регламентов.
Структура неудовлетворительных проб почвы города включала нефтепродукты (54%), сероводород (25%) и ртуть, кадмий, ДДТ и его метаболиты, ГХЦГ, 2,4-Д кислоту (по 4,2%). Однако в зависимости от места отбора почвы неудовлетворительные пробы были обусловлены различными веществами. Если в промышленной зоне доля проб, где содержание перечисленных веществ превышало гигиени-
ческие регламенты, распределялось практически равномерно (по 14,29%), то в селитебной зоне подавляющее большинство проб почвы не отвечало гигиеническим нормативам и было представлено нефтепродуктами и сероводородом. В пробах песка с детских площадок выше ПДК определялись ГХЦГ, ДДТ и его метаболиты, 2,4-Д кислота, кадмий и цинк. Согласно МУ 2.1.7.730-99, чем значительнее фактическое содержание компонентов загрязнения почвы превышает ПДК, т. е. чем выше коэффициент загрязнения Ко (С/ПДК) превышает единицу, тем существеннее опасность [2]. В 2003 г. в промышленной зоне города этот коэффициент для контролируемых неорганических веществ был выше единицы у ртути и кадмия (соответственно 1,5 и 2,0), для соединений органической природы — у ДДТ и его метаболитов (40,0), у 2,4-Д (20,0), ГХГЦ (30), сероводорода (5,95) и нефтепродуктов (21,6). В селитебной зоне коэффициент Ко по нефтепродуктам соответствовал 53,3, по сероводороду — 56,3. В 2004 г. в промышленной зоне наблюдалось увеличение коэффициента по сероводороду (22,85) при сохранении величины Ко для остальных перечисленных соединений. В 2005 г. в жилой зоне коэффициент по нефтепродуктам (10,24) снизился, тогда как по бенз(а)пирену (1,1) вырос, что в немалой степени обусловлено ростом количества автотранспорта и интенсивности движения в городе.
С учетом кратности превышения ПДК и класса опасности веществ селитебная зона города в целом в 2003 г. определялась, согласно методическим указаниям, как сильно загрязненная органическими соединениями, прежде всего сероводородом и нефтепродуктами. В 2004 г. очень сильное загрязнение почв жилой территории было обусловлено неорганическими веществами, в первую очередь кадмием. В 2005—2006 гг. наблюдалось улучшение показателей химической загрязненности почв жилой зоны г. Нижнекамска, и категория почв стала слабой контаминированности. За анализируемые годы почва промышленной зоны города из категории очень сильно загрязненной стала сильно загрязненной.
Следовательно, динамика как числа неудовлетворительных проб почв г. Нижнекамск, так и кратности превышения отдельных веществ в почвах с учетом класса их опасности является положительной, чему способствовали и мероприятия по снижению объемов выбросов в атмосферный воздух от промышленных предприятий города — до 90,12 тысячи тонн (2006).
Данный вывод подтверждается и результатами оценки уровня химического загрязнения почв по коэффициенту концентрации химического вещества Кс (отношение фак-
тического содержания отдельного вещества в почве к фоновому) и суммарному показателю загрязнения Zс (сумма коэффициентов концентрации всех анализируемых химических веществ) [1]. В качестве фона для почв г. Нижнекамска были определены территории Прикамского и Камского лесничеств. Если в 2003 г. загрязнение почв в селитебной и промышленной зонах г. Нижнекамска по Zс характеризовалось как чрезвычайно опасное, то в 2006 г. — как допустимое при снижении абсолютных значений соответственно со 143,3 до 26,5 и со 164,6 до 15,4. Более высокие значения суммарного загрязнения почв жилой зоны, вероятно, связаны с большей интенсивностью движения автотранспорта на этой территории.
Практический интерес представляли различия в загрязненности почв отдельных участков жилой застройки города. Мы сравнили результаты лабораторного контроля почв территории двух детских дошкольных учреждений. Детский сад №42 располагается на границе с санитарно-защитной зоной промышленного комплекса г. Нижнекамска, детский сад №88 - в центре селитебной зоны города. Содержание свинца, кадмия, цинка, меди, никеля, мышьяка, ртути, 3,4-бенз(а)пирена и нефтепродуктов, определяемых в соответствии с СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», в почвах детских садов было в пределах гигиенических регламентов и статистически достоверно между собой не различалось. Исключением являлось содержание нефтепродуктов, которое в 5 раз было выше на территории детского сада № 42. Сумма коэффициентов загрязнения почвы обоих детских садов всеми анализированными веществами относится к допустимому уровню — 2,0 и 2,3.
По многолетним наблюдениям показатели заболеваемости (впервые выявленная заболеваемость и распространенность болезней) у детей из детского сада № 42 на протяжении всех лет были выше, чем у детей из детского сада, наиболее удаленного от промышленной зоны № 88, а величина индекса здоровья — ниже (р<0,01). В 2006 г. величина индекса здоровья в детских садах № 88 и № 42 статистически значимо не различалась— соответственно 67% и 62% (р>0,05), тогда как различия между показателями заболеваемости сохранялись (р<0,05). Расчеты риска развития неканцерогенных эффектов у детей указанных двух детских садов по результатам лабораторного контроля загрязненности почв их территорий не выявили значимых различий. Величина индекса опасности при ингаляционном, пероральном и накожном поступлении веществ равнялась соответс-
твенно 33,1; 0,000085; 0,005 (д/с № 88) и 33,2; 0,0001; 0,002 (д/с № 42).
Таким образом, для формирования неканцерогенных эффектов в виде повышенной заболеваемости детей вклад загрязненности территорий детских учреждений является существенным. Однако, согласно результатам нашего исследования, различия в уровнях заболеваемости между детскими садами г. Нижнекамска, расположенными на разном расстоянии от промышленной зоны города (2 и 7 км), определяются не только загрязненностью почвы, но и совокупностью факторов и/или контаминированностью других объектов окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические указания 2.1.7.730-99. Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест.— М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999 г. — 38 с.
2. Предельно допустимые концентрации (ПДК)
и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве: Гигиенические нормативы.— М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006.— 15 с.
3. Хамитова Р.Я., Степанова Н.В. Тяжелые металлы и город: некоторые аспекты контроля и оценки воздействия (на примере г. Казани). — Казань, 2004. — 224 с.
Поступила 02.11.08.
DYNAMICS OF SOIL POLLUTION IN A CITY WITH A DEVELOPED PETROCHEMICAL INDUSTRY
R.Ya. Khamitova, Ch.Kh. Shaygardanova Summary
Conducted was a hygienic assessment of soil contamination of the city with a developed petrochemical industry. The differences in morbidity between kindergartens of Nizhnekamsk, located at different distances from the industrial zone of the city (2 and 7 km), are due not so much to contaminated soil as to a set of factors and/or other objects of contamination of the environment.
Key words: hygiene, contaminated soil, non-carcinogenic risk, preschool children, the petrochemical industry.
______________ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ___________________________
УДК 616—089.008.05
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ХИРУРГИИ ОДНОГО ДНЯ
Сергей Иванович Двойников, Людмила Анатольевна Лазарева
Кафедра сестринского дела (зав. — проф. С.И. Двойников) Самарского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Реферат
Проанализирована деятельность отделения хирургии одного дня с 1998 по 2008 г. Показана эффективность работы стационара одного дня: хорошие послео-перпационные результаты, отсутствие осложнений.
Ключевые слова: стационар одного дня, опыт работы.
Условия современной жизни свидетельствуют о том, что система здравоохранения, и прежде всего ее финансирование, не в полной мере способствуют улучшению и функционированию системы охраны здоровья. В связи с этим особую актуальность приобретают реструктуризация действующей сети медицинских организаций, сокращение и рационализация коечного фонда, уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов стационарозамещающих ресурсоемких технологий оказания медицинских услуг [3]. В хирургии это может быть реализовано через организацию стационаров одного дня. Понятие стаци-104
онара одного дня и его синонимы — хирургия одного дня, амбулаторная хирургия, хирургия с кратким пребыванием в стационаре, как и сами подобные подразделения, появились в нашей стране в начале 60-х годов XX века. Инициаторами выступили хирурги Ленинграда, которые за 4 года в амбулаторных условиях выполнили 465 операций, сообщив о хороших послеоперационных результатах, ни разу не наблюдая осложнений общего характера [2]. Сам термин «однодневный хирургический стационар» подразумевает госпитализацию, операцию, пробуждение, ближайший послеоперационный период и выписку больного в один и тот же день [1].
В 1998 г., согласно приказу Главного управления здравоохранения администрации Самарской области от 26.06.1998 г., на базе муниципальной медико-санитарной части №5 было организовано отделение хирургии одного дня (ОХОД). Целью исследования являлся анализ деятельности ОХОД с 1998 по 2008 г. В работе использовался комплекс современ-