© А. А. АРТЕМЕНКОВ, 2012
УДК 614.2:616-057.875
А. А. АРТЕМЕНКОВ
Динамика заболеваемости студентов в процессе обучения
ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет
Изучено состояние здоровья студентов вуза. Отмечена высокая заболеваемость в течение всего периода обучения студентов гуманитарных (60,5—70,4%) и технических (58,3—81,6%) специальностей. Широкий спектр заболеваний студентов касается 13 систем организма. Установлено, что 1-е место среди заболеваний занимает близорукость (миопия). Значительный вклад в заболеваемость вносят нарушения костно-мышечной системы, вегетативно-сосудистые расстройства и болезни органов пищеварения.
Ключевые слова: здоровье студентов, процесс обучения, заболеваемость MORBIDITY TRENDS IN STUDENTS DURING EDUCATION A. A. Artemenkov Cherepovets State University
The health status of students of a higher educational institution was studied. Throughout the study period, there are high morbidity rates among humanitarian (60.5-70.4%) and engineering (58.3-81.6%) students. The broad spectrum of diseases in the students affects 13 systems of the body. Myopia has been ascertained to occupy the leading place among the diseases. Musculoskeletal lesions, autonomic vascular disorders, and digestive system diseases make a significant contribution to mortality rates in the students.
Key words: students’ health, learning process, morbidity
Проблема здоровья студентов все больше привлекает внимание педагогов и врачей, что обусловлено высокой заболеваемостью как взрослого населения России, так и подрастающего поколения [6]. Одним из основных свойств образа жизни современных студентов является ограниченная двигательная активность, большая информационная нагрузка, негативно действующая на все системы организма и приводящая к снижению его компенсаторно-приспособительных реакций.
Состояние здоровья студентов напрямую связано с имеющимися адаптационными резервами [8]. Снижение защитных сил организма приводит к возникновению различных заболеваний. В таких условиях функционирование систем организма студентов протекает на пределе возможности и зачастую граничит с патологией.
В работе [10] отмечено, что состояние здоровья и уровень физической подготовленности студенток Ку-бани по значительному числу морфофункциональных параметров ниже допустимых значений. Проведенное исследование показало наличие различных проявлений вегатативных дисфункций у студентов в зависимости от уровня адаптации. Эти данные свидетельствуют о недостаточных функциональных возможностях ведущих систем организма у большинства студентов. Уже с самого начала обучения в вузе необходимо проводить мероприятия по снижению нервно-психического напряжения, улучшению функционального состояния и адаптационных возможностей организма студентов [7].
В. А. Кувалдиным [4] изучено влияние физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательную деятельность студентов. Показано, что оценка физического и психического здоровья у юношей более высокая, чем у девушек. Снижение резервных возможностей и сопротивляемости организма к негативным факторам ведет к существенному сниже-
нию эффективности обучения, успеваемости и профессионального мастерства [11].
Целью данной работы является изучение заболеваемости и выяснение ее структуры у студентов гуманитарных (девушки) и технических (юноши) специальностей.
В течение ряда лет проводится комплексное изучение состояния здоровья и заболеваемости студентов. Материалы для данного исследования собраны в октябре 2010 г. Работу с медицинской документацией выполняли в здравпункте ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет. Для учета заболеваемости студентов использовали медицинские справки (ф. № 086/у), результаты медицинских осмотров. Проанализированы данные о заболеваемости 415 лиц женского пола — студенток гуманитарных специальностей I—V курсов Института педагогики и психологии в возрасте от 17 лет до 21 года. Также учтены сведения о заболеваемости 202 лиц мужского пола — студентов в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся в Инженернотехническом институте. Статистический анализ групповых данных проводили по критерию Фишера (ф).
Результаты исследования свидетельствуют о высокой заболеваемости студентов на протяжении всех курсов обучения (табл. 1). У студенток гуманитарных специальностей I и IV курсов ее уровень доходит соответственно до 70 и 70,4%. Число больных среди первокурсников технических специальностей составляет 58,3%. На последующих курсах обучения у учащихся технического профиля отмечен постепенный рост заболеваемости. Критическим периодом, оказывающим негативное воздействие на здоровье студентов, является последний год обучения в вузе. Максимальное число больных юношей регистрируют к V курсу — 81,6%.
В табл. 2 и 3 представлена структура заболеваний студентов гуманитарных и технических специальностей по годам обучения. Результаты изучения заболе-
Контактная информация: Артеменков Алексей Александрович, канд. биол. наук, доц., чл.-кор. РАЕН; e-mail: basis@live.ru
47
Таблица 1
Результаты исследования заболеваемости (в %) студентов в период обучения в вузе
Курс обучения Гуманитарные специальности Технические специальности
I 70,0 58,3
II 60,5 69,4
III 66,7 73,0
IV 70,4 79,1
V 63,0 81,6*
Примечание. * — значимое отличие по критерию Фишера при p < 0,05 от показателя для гуманитарных специальностей.
ваемости свидетельствуют о разнообразии регистрируемых болезней. Ведущее место среди них занимает патология органа зрения, в частности миопия (35,6% у студенток I и V курсов гуманитарных специальностей). У юношей I курса технических специальностей этот показатель несколько ниже (29,2%), однако к концу обучения в вузе он достигает 34,2%.
Среди заболеваний ведущее место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, причем частота патологии костно-мышечной системы стабильно более высока среди юношей технических специальностей, чем среди девушек-гуманитариев.
Болезни сердечно-сосудистой системы занимают также лидирующее положение. Аналогичным образом данный класс заболеваний выявляют у лиц мужского пола, причем на всех курсах обучения. Из заболеваний органов кровообращения мы наиболее подробно изучили ве-гетососудистую дистонию. Данной патологией страдают 11% девушек I и V курсов и 18,6% юношей IV курса.
На долю заболеваний желудочно-кишечного тракта у студенток II и III курсов приходится соответственно 11,8 и 11,5%. У студентов технических специальностей болезни пищеварительной системы в 18,4% случаев регистрируют на последнем курсе обучения.
Выявлен ряд других заболеваний, таких как ЛОРзаболевания, заболевания органов дыхания, почек, нарушения обмена веществ, нервные и кожные заболевания.
Таблица 2
Структура заболеваний (в %) студентов гуманитарных специальностей (девушки)
Курс
Заболевание I (п = 73) II (п = 76) III (п = 78) IV (п = 115) V (п = 73)
Миопия 35,6 32,9 30,8 33,0 35,6
Нарушения опорно-двигательного аппарата 8,2 14,5 16,7 32,2** 12,3
Сердечно-сосу- дистые 8,2 9,2 14,1 8,7 4,1
Вегетососудистая дистония 11,0 11,8 9,0 11,3 11,0
Желудочно-кишечного тракта 6,8 11,8 11,5 10,4 5,5
ЛОР-заболевания 8,2 2,6 1,9* 3,5 4,1
Сочетание нескольких заболеваний 32,9 28,9 32,1 47,0* 38,4
Примечание. * — p < 0,05, ** — p < 0,01 — значимые различия по критерию Фишера в сравнении с показателями для I курса.
Таблица 3
Структура заболеваний (в %) студентов технических специальностей (юноши)
Курс
Заболевание I (п = 48) II (п = 36) III (п = 37) IV (п = 43) V (п = 38)
Миопия 29,2 30,6 32,4 32,6 34,2
Нарушения опорно-двигательного аппарата 31,5 30,6 32,4 27,9 31,6
Сердечно-сосуди- стые 14,6 11,1 16,2 16,3 15,8
Вегетососудистая дистония 10,4 11,1 5,4 18,6 13,2
Желудочно-кишечного тракта 10,4 2,8 10,8 9,3 18,4
ЛОР-заболевания 6,3 5,6 2,7 14,0 18,4*
Сочетание нескольких заболеваний 43,8 44,4 40,5 53,5 47,4
Примечание. * — значимое отличие по критерию Фишера при p < 0,05 от показателя для I курса.
У девушек I и IV курсов гинекологические заболевания имеют небольшой удельный вес. На их долю приходится соответственно 2,7 и 2,6% больных, хотя на II и V курсе они вовсе не обнаружены. Варикоцеле обнаружено у 4,2% студентов-юношей I курса. На II—V курсах данные изменения регистрируют в пределах 2,3—2,8%.
Отмечен высокий показатель сочетания нескольких заболеваний у студентов в течение всего периода обучения в вузе. Однако максимальные значения этого показателя выявляют к V курсу обучения, они составляют 38,4% у девушек и 47,4% у юношей.
Выявленный нами широкий спектр заболеваний у студентов касается 13 систем организма. Такое большое количество видов системной патологии связано с воздействием комплекса негативных факторов, а также со значительной интенсификацией учебного процесса. Новые формы и методы обучения, смена режимов труда и отдыха, сна и питания предъявляют повышенные требования к организму студентов.
Большой объем учебных заданий, повсеместное использование компьютерных технологий в учебном процессе и при подготовке домашних заданий вызывают повышенную нагрузку на орган зрения. В результате такого массивного воздействия многих факторов развиваются заболевания органа зрения, занимающие лидирующее место.
На наш взгляд, нарушения опорно-двигательного аппарата у студентов связаны с их низкой двигательной активностью, преобладанием статических нагрузок и наличием в вузах стандартной мебели. Хорошо известно, что морфометрические показатели у студентов разных курсов обучения значительно варьируют. Размеры парт и стульев зачастую не соответствуют росту сидящих за ними, а положение тела не соответствует гигиенической норме.
Умственные нагрузки в сочетании со стрессовыми ситуациями, возникающими в повседневной учебной деятельности, особенно в период сессии, негативно сказываются на здоровье и приводят к развитию соматических заболеваний. Как свидетельствуют наши наблюдения, в таких условиях у студентов обнаруживают выраженные вегетативные дисфункции. Происходят отчетливые изменения биоэлектрической актив-
48
ности мозга (отмечена дезорганизация a-ритма, изменение P-активности, появление 0-волн и Д-разрядов на ЭЭГ). Выявляется дисфункция гипоталамических образований, мез- и диэнцефальных отделов ствола мозга [1, 2].
В работе [3] обсуждается необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни с учетом экологической и социально-экономической ситуации на территории проживания, вида образовательного учреждения, возраста и пола учащихся. Рассмотрены и определены ступени здоровьесберегающей деятельности студентов в условиях индивидуальной траектории обучения в вузе [9].
Модернизация образования требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса. Основное внимание должно быть обращено на эффективное решение образовательных и оздоровительных задач в процессе всего обучения [5].
Выводы. 1. Обучение в вузе является фактором, влияющим на здоровье студентов. Материалы исследования свидетельствуют о высокой заболеваемости студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.
2. Ведущее место среди заболеваний у студентов занимает патология органа зрения. Выявляют стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата, вегетативно-сосудистые расстройства и болезни органов пищеварения.
3. В процессе обучения в вузе у значительной части студентов обнаружено сочетание нескольких заболеваний. Выявление студентов с комплексом заболеваний необходимо для своевременной коррекции состояния здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артеменков А. А. // Гиг. и сан. — 2007. — № 1. — С. 62—64.
2. Артеменков А. А. // Вопросы теории и методики адаптивной физической культуры в современной ситуации общественного развития: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Череповец, 2008. — С. 23—33.
3. Давыденко Л. А. // Гиг. и сан. — 2010. — № 1. — С. 80—82.
4. Кувалдин В. А. // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 10. — С. 19—23.
5. Лотоненко А. В. и др. Культура физическая и здоровье: Монография. — М., 2008. — С. 297—301.
6. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. — М., 2010. — С. 30—37.
7. Поборский А. Н., Юрина М. А., Лопацкая Ж. Н. // Гиг. и
сан. — 2008. — № 5. — С. 70—73.
8. Пушкарева И. Н., Кумсков С. В., Новоселов С. А. // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 3. — С. 55—57.
9. РютинаЛ. Н. // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 2. — С. 39—43.
10. Штих Е. А. // Теория и практика физ. культуры. — 2008. — № 8. — С. 63—64.
11. Яковлев Б. П., Литовченко О. Г. // Гиг. и сан. — 2008. —
№ 1. — С. 60—63.
Поступила 14.01.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:616.33/.34-002.2-053.6-07
О. Б. АНФИНОГЕНОВА, Е. В. МАШТАКОВА, Б. И. ДАВЫДОВ, М. С. СКОМОРИН, О. В. ШМАКОВА
О критериях здоровья подростков с хроническим
гастродуоденитом
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
В статье представлены результаты изучения критериев здоровья (физическое и половое развитие, функциональное состояние организма) у подростков 10—17 лет с хроническим гастродуоденитом. Кроме того, как дополнительная характеристика здоровья дана оценка качества жизни подростков на основании использованного опросника SF-36.
Ключевые слова: подростки, критерии здоровья, качество жизни, хронический гастродуоденит HEALTH INDICATORS IN TEENAGERS WITH CHRONIC GASTRODUODENITIS
O. B. Anfinogenova, E. V. Mashtakova, B. I. Davydov, M. S. Skomorin, O. V. Shmakova Kemerovo State Medical Academy
The paper gives the results of studying health criteria, such as physical and sexual development and functional state, in 10-17-year-old adolescents with chronic gastroduodenitis. Moreover, the quality of life in the teenagers is assessed as an additional indicator of their heath, by applying the SF-36 questionnaire.
Key words: adolescents, health criteria, quality of life, chronic gastroduodenitis
По информации научного центра Российской академии наук социально-медицинское благополучие подростков страны приобрело негативную тенденцию: заметен рост II и III групп здоровья. К началу XXI столетия количество старшеклассников с хронической патологией достигло 70% от общего числа заболеваний в этом возрасте [6].
Клинико-эпидемиологические наблюдения и публикации из различных регионов России свидетельствуют о том, что приоритетной патологией подросткового
возраста становятся болезни опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, кровообращения и пищеварения [10, 11, 13]. Подобные отклонения здоровья провоцируют нарушения физического и полового развития [8, 12], что ухудшает репродуктивную функцию лиц обоего пола [14].
Ученые московских клиник констатируют неуклонный рост среди подростков 15—17 лет хронической патологии желудка и двенадцатиперстной кишки, обращаемость по поводу которой возросла на 22,7% [6].
Контактная информация: Анфиногенова Ольга Борисовна, д-р мед. наук, доц., зав. каф.; тел. 8-384-2-64-29-99
49