УДК 612.821.3
Т.Ц. Дугарова, Г.М. Рубцова
ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ С ВЕРБАЛЬНЫМ-НЕВЕРБАЛЬНЫИ ИНТЕЛЛЕКТОМ
ГОУ ВПО Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи личностных особенностей интроверсии и экстраверсии с интеллектом, на материале исследования бурятских школьников. По результатам исследования выявлена более выраженная, связь между интроверсией и. невербальным, интеллектом в младшем, школьном, возрасте, между экстраверсией и. вербальным, интеллектом, в подростковом возрасте.
Ключевые слова: интроверсия, экстраверсия, интеллект, подростки
THE DYNAMiCS OF INTERCORRELATION OF EXTRAVERSiON AND iNTROVERSiON WiTH VERBAL AND NONVERBAL iNTELLECT
T.Ts. Dugarova, G.M. Rubtsova
Buryat State University, Ulan-Ude
The article dwells upon results of research on intercorrelation between personal traits and intellect. It is observed, more illustrative correlation between introversion and nonverbal intellect among junior schoolmates.
Key words: introversion, extraversion, intellect, teenagers
На сегодняшний день быстрые темпы развития социально-экономических условий требует от человека принятия мобильных, безошибочных решений. Для этого человек должен обладать не только высоким уровнем развития интеллекта, но и знать свой внутренний потенциал для того, чтобы суметь с помощью своих личностных особенностей не только адаптироваться в быстро развивающемся обществе, но и найти свое место и быть успешным в своем деле. Поэтому проблема динамики взаимосвязи экстраверсии — интроверсии с вербальным — невербальным интеллектом в контексте современности приобретает свою актуальность.
Проблему взаимосвязи черт личности с интеллектом рассматривали многие зарубежные и отечественные ученные, а именно: К. Юнг, Д.Л. Робинсон, Д. Роулинг и М. Карни, Г. Айзенк, Р. Кэттел, Б.М. Теплов, В.М. Русалов, С.И. Дудина и др. [1—6]. Работы в основном были направлены на изучение того, как экстраверты и интроверты справляются с заданиями различных субтестов по методике Д. Векслера (учитывалась продуктивность работы, скорость, полнота ответа и т.д.). Так же были работы, направленные на выявление взаимосвязи экстраверсии с интеллектом по гендерным различиям. Но, несмотря на наличие различных работ, полученные данные остаются противоречивыми, а вопрос о динамике взаимосвязи экстраверсии — интроверсии с вербальным — невербальным интеллектом остался нераскрытым.
Цель работы изучение динамики взаимосвязи экстраверсии — интроверсии с вербальным — невербальным интеллектом в школьном и юношеском возрасте.
Объект — личностная и интеллектуальная сфера в школьном и юношеском возрасте.
Предмет исследования — особенности динамики взаимосвязи экстраверсии — интроверсии с вербальным — невербальным интеллектом в школьном и юношеском возрасте.
Основная гипотеза: учитывая особенности психологического развития в школьном и юношеском возрасте, мы предполагаем наличие более выраженной связи между личностными и интеллектуальными параметрами в школьном возрасте, по сравнению с юношеским возрастом.
Частные допущения:
1. В младшем школьном возрасте наблюдается выраженная связь между интроверсией и невербальным интеллектом;
2. В подростковом возрасте наблюдается выраженная связь между экстраверсией и вербальным интеллектом;
3. В юношеском возрасте наблюдается слабая связь между экстраверсией — интроверсией и вербальным — невербальным интеллектом.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются учащиеся 1 — 11 классов школ г. Улан-Удэ, Гильбиринской средней общеобразовательной школы, Иволгинской средней общеобразовательной школы, студенты Бурятского государственного университета в возрасте 17—19 лет. Всего в исследовании приняло участие 90 человек, которые составили три выборки (1 — младший школьный возраст (30 человек); 2 — подростковый возраст (30 человек); 3 — юношеский возраст (30 человек)).
Для изучения выраженности экстраверсии — интроверсии были использованы многофакторные личностные опросники Р. Кеттела 16 — РБ (для взрослых от 16 лет и старше), HSPQ (для подростков 12—16), CPQ (для детей 8 — 12). Опросники предназначены для диагностики широкого круга личност-
ных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. В данном случае нас интересует выраженность экстраверсии — интроверсии, которая высчитывается с помощью формулы: F2 = 7«А» + 4«F» + 5«Н» — З<^2». Критерии оценки результатов следующие: от 1—З интровертированный тип личности; 8—10 экстравертированный тип; 4 — 7 норма, т.е. нет выраженности типа личности (в данном случае экстраверсии — интроверсии). Полученные результаты по методике Р. Кеттела представлены на рисунках 1, 2, З.
Согласно полученным данным по методике CPQ в младшем школьном возрасте преобладает интроверсия, что возможно, связано с необходимостью приспосабливаться к новым условиям (учебной деятельности), выполнять определенные требования, учиться владеть своими желаниями и поступками, поэтому их жизненная энергия в основном направлена вовнутрь себя.
В подростковом возрасте преобладает экстраверсия, что можно объяснить ведущим типом деятельности — общение. Желание подростка самоутвердиться, быть самостоятельным приводит к
тому, что их жизненная энергия направлена вовне. Экстраверты характеризуются менее чувствительными корковыми процессами или преобладанием процессов коркового торможения. Поэтому подросткам необходимо больше стимуляции из социального окружения, и они могут обращаться к ее активному поиску, чтобы преодолеть свою корковую инертность.
В юношеском возрасте не наблюдается преобладания как экстраверсии, так и интроверсии, что возможно объясняется возрастными особенностями. Сложившиеся личностные качества в большей степени остаются неизменными, независимыми от какой-либо ситуации, т.к. юношеский возраст характеризуется меньшей зависимостью от окружающих, специфических переживаний личности, которые могли бы повлиять на выраженность определенного типа личности, как это мы наблюдаем в школьном и подростковом возрасте.
Для изучения вербального и невербального интеллекта мы использовали тест Д. Векслера WISC (детский вариант 5—16), WAIS (взрослый вариант с 16 и старше). Полученные результаты по иссле-
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
61,20%
□ экстраверсия
□ интроверсия О норма
младшии школьный возраст
Рис. 1. Выраженность экстраверсии - интроверсии в младшем школьном возрасте.
56%
□ экстра вере ия Оинтроверсия О норма
Рис. 2. Выраженность экстраверсии-интроверсии в подростковом возрасте.
□ экстраверсия
□ интроверсия
□ норма
Рис. 3. Выраженность экстраверсии-интроверсии в юношеском возрасте.
Таблица 1
Распределение средних значений уровня развития общего интеллекта, вербального-невербального
интеллекта
Оценка показателя Характеристика уровня интеллектуального развития Возрастные периоды Вербальный интеллект Невербальный интеллект
120-129 Высокий интеллект Младший школьный возраст 92,5 112,7
110-119 Хорошая норма интеллекта Подростковый возраст 120,4 105,6
90-109 Средний уровень Юношеский возраст 122,6 120,5
Рис. 4. Взаимосвязь экстраверсии с вербальным интеллектом.
дованиям вербального и невербального интеллекта представлены в таблице 1.
По данным нашего исследования мы видим, что в младшем школьном возрасте преобладает невербальный интеллект в силу того, что в этом возрасте пока еще на первом плане образно-действенный стиль восприятия, мышления, памяти. Здесь только закладываются предпосылки развития вербального интеллекта. В подростковом возрасте преобладает вербальный интеллект, т.к. подросткам характерен вербально-логический стиль в познавательной сфере. В юношеском возрасте не наблюдается выраженности какого-либо вида интеллекта в силу того, что образно-действенный и вербально-логический тип мышления находятся на пике своего развития, т.е. какой-либо вид мышления не является доминирующим, их развитие находится примерно на одном уровне.
Для проверки наших гипотез нами был использован корреляционный анализ (критерий Пирсона). Данные статистического анализа представлены на рисунках 4 и 5. Результаты рисунка 4 позволяют говорить о том, что динамика взаимосвязи экстраверсии с вербальным интеллектом носит дис-
кретный характер, что предположительно можно объяснить тем, что школьный и юношеский возраст являются периодом быстрого психологического и физиологического развития, именно поэтому мы наблюдаем различия в динамики взаимосвязи.
На рисунке 5 мы видим, что динамика взаимосвязи интроверсии с невербальным интеллектом имеет нисходящий характер, т.к. на протяжении школьного и юношеского возраста происходит переход от конкретно-образного к словеснологическому и рассуждающему мышлению.
Таким образом, в ходе работы над изучением динамики взаимосвязи экстраверсии — интроверсии с вербальным — невербальным интеллектом в школьном и юношеском возрасте нами была подтверждена гипотеза о более выраженной связи между личностными и интеллектуальными параметрами в школьном возрасте, по сравнению с юношеским возрастом.
ЛИТЕРАТУРА
l. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — l995. — № l. — С. ііі — ІЗІ.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. — М., 1993. — 205 с.
4. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях
школьника / Н.С. Лейтес // Вопр. психол. — 1985. - № 1. - С. 9-18.
5. Милнер П. Физиологическая психология / П. Милнер. — М., 1973. — 647 с.
6. Петрайтите А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией — интроверсией / А.М. Петрайтите // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 12—18.