Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 84-87.
В. Н. Сергиенко
ДИНАМИКА ВОЗРАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассмотрены направления научного обоснования контроля уровня развития силовых способностей (силовой выносливости) студентов-юношей в период обучения в высшем учебном заведении. Отмечено улучшение показателей контрольных упражнений у юношей с 17 до 19 лет и снижение в 20 лет. Установлены по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам уровни развития силовой выносливости и специальных индексов, где отмечается дифференциальная изменчивость результатов с возрастом студентов.
Ключевые слова: силовые способности, силовая выносливость, контроль, антропометрия, индексы, оценка.
Результатом деятельности студентов высших учебных заведений в процессе физического воспитания является двигательная подготовленность, в совокупности представляющая собой формирование комплекса двигательных способностей (координационных, скоростных, силовых способностей к гибкости и выносливости), динамика изменений которых происходит в течение жизни. Анализ научной литературы [1; 3; 6] свидетельствует о том, что уровень двигательной подготовленности влияет на физическое развитие студенческой молодёжи. Общеизвестно, что процесс физического развития подчиняется закону возрастной ступенчатости, связан с законом единства организма с окружающей средой и зависит от условий жизни человека.
Силовая выносливость характеризует способность человека длительное время выполнять мышечные напряжения без снижения их эффективности [4]. Обращает на себя внимание уровень развития силовых способностей студенческой молодёжи, так как в этот период заканчивается формирование физиологических функций организма. Вузовская программа для занятий по физической культуре не позволяет рационально развивать и поддерживать, а также контролировать уровень развития силовой выносливости во время учёбы студентов [2; 5].
Итак, возникает противоречие между потребностями практики и недостаточной разработанностью способов контроля состояния развития силовых способностей в процессе физического воспитания студентов, что обусловливает актуальность данного исследования.
Цель нашего исследования заключалась в разработке и опробовании оценки по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам динамики развития силовой выносливости студентов разного возраста.
Материалы и методы исследования. Исследовательский контингент составил B00 студентов основного учебного отделения, которые были распределены по возрастным категориям 17, 18, 19, 20 лет (200 чел. в каждой возрастной группе) и не занимались систематически спортом.
В работе использовано обобщение данных учебно-методической литературы, педагогическое тестирование, антропометрические измерения, метод индексов, методы математической статистики.
Для определения уровня развития силовой выносливости студентов применялся метод тестовых упражнений: сед на правой ноге (раз); сед на левой ноге (раз); поднимание туловища, руки на груди (раз). Процедура выполнения тестовых испытаний проводилась по методикам известных учёных: Л. И. Ляха (199B), В. А. Романенко (2005), Л. П. Сергиенко (2010).
Усреднённые абсолютные показатели развития силовой выносливости в тестовых упражнениях студентов 17-20 лет представлены в табл. 1.
Из данных табл. 1 можно увидеть, что динамика показателей в упражнениях «сед на правой ноге» и «сед на левой ноге» имеет тенденцию к увеличению с 17 до 19 лет соответственно на 2B и 25 % и к снижению — с 19 до 20 лет на 5 и 3 %. Сравнительный анализ показателей 17- и 20-летних юношей в тесте «поднимание туловища, руки на груди» свидетельствует о положительной динамике, составляющей 10 %.
Согласно полученным результатам тестирования развития силовой выносливости проведено антропометрическое измерение массы тела (кг) и длины туловища (см) по традиционным методикам и рассчитаны специальные индексы силовой выносливости (ИСВ).
Таблица 1
Абсолютные показатели развития силовой выносливости студентов 17—20 лет
Тестовое упражнение Возрастная группа, количество чел.
17 лет, п = 200 18 лет, п = 200 19 лет, п = 200 20 лет, п = 200
X ±£ X ±£ X ±£ X ±£
Сед на правой ноге, раз 9,50 2,54 10,96 2,37 12,16 2,28 11,51 2,44
Сед на левой ноге, раз 8,91 2,02 10,14 1,75 11,14 1,97 10,78 1,83
Поднимание туловища, руки на груди, раз 34,17 4,53 32,26 4,69 38,29 4,55 37,67 5,05
Для тестового упражнения «сед на правой и левой ноге»:
(Сед на правой и левой ноге, (1)
ИСВснм _ раз / Масса тела, кг) • 100,
где ИСВСНМ — индекс силовой выносливости результата седа на правой и левой ноге, рассчитанный соответственно массе тела.
Для тестового упражнения «Поднимание туловища, руки на груди»:
(Поднимание толовища, руки ИСВптд _ на груди, раз / Длина тулови- (2)
ща, см) • 100,
где ИСВптд — индекс силовой выносливости результата поднимания туловища, руки на груди, рассчитанный соответственно длине тела.
Показатели антропометрического развития студентов 17-20 лет (табл. 2) свидетельствуют о том, что наблюдается увеличение массы тела у юношей с 17 до 20 лет на 0,43 %.
Необходимо отметить, что с возрастом длина туловища постепенно, но неравномерно увеличивается. В процентном увеличении наблюдается такая картина: с 17 до 18 лет — 0,34 %, с 18 до 19 лет — 1,04 %, с 19 до 20 лет — 1,72 %. Если сравнить среднестатистические результаты
17-летних юношей с 20-летними, то прирост составляет 3,18 %.
Результаты ИСВСНМ студентов 17-20 лет удостоверяют прогрессивное увеличение, исключение составляют показатели 20-летних, где произошло снижение на 1,65 % по сравнению с 19-летними юношами. Оптимальные результаты ИСВптд выявлены у 19-летних юношей, более низкие у 17-, 18- и 20-летних.
Для каждой возрастной группы студентов путём вычисления среднеарифметических значений (X ) и стандартные отклонения (Б) были разработаны нормативы оценок. Для объективной оценки уровней развития силовой выносливости и индексов нами использовались 5- и 12-балльные сигмовидные шкалы, т. е. речь идёт о сравнительных и возрастных нормах данного контингента студентов. Отметим, что в первой шкале оценочный шаг составляет от 1,0Б до 1,3Б, во второй — 0,5Б. В 5- и 12-балльных сигмовидных шкалах значение результата в тестовых упражнениях X ±0,5Б принимается как средняя норма, X ±1,5Б — ниже средней или выше средней нормы, Х±2,5Б — низкая или высокая нормы. В зависимости от рассчитанных величин определялись уровни развития (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).
Таблица 2
Относительные показатели индексов силовой выносливости студентов 17—20 лет (А^^)
Контрольные испытания Возрастная группа, количество чел.
17 лет, п = 200 18 лет, п = 200 19 лет, п = 200 20 лет, п = 200
Масса тела, кг 68,89±7,20 69,78±7,12 70,88±6,26 69,19±7,07
Длина туловища, см 87,32±2,46 87,65±3,18 88,57±3,18 90,10±3,76
Сед на правой и левой ноге
исвсшм усл- ед. 27,10±7,52 30,54±6,52 33,13±6,22 32,59±7,01
Поднимание туловища, руки на груди
ИСВПТД, усл. ед. 39,15±5,27 40,28±5,57 43,27±5,29 41,89±5,91
Динамика показателей развития силовой выносливости, рассчитанная по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам в процессе дифференцированного контроля, представлена в табл. 3.
В табл. 4 отображены показатели дифференциальной изменчивости индексов силовой выносливости, рассчитанные по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам у студентов 17-20 лет.
Следовательно, педагогический контроль диф-
ференциальной изменчивости индексов силовых способностей свидетельствует о том, что развитие происходит неравномерно, индивидуально и в процессе физического воспитания зависит от показателей антропометрических измерений с учётом возраста студенческой молодёжи.
Полученные в ходе исследования статистические показатели уровней развития силовой выносливости в пределах низкого уровня —
Таблица 3
Показатели дифференциальной изменчивости развития силовой выносливости, рассчитанные по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам у студентов 17—20 лет, %
Возраст, лет Уровень развития по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Сед на правой ноге, раз
17 - - 3 5 35,5 13 6,5 24,5 6 3,5 3 -
3 40,5 19,5 30,5 6,5
18 - - 9 7 23 1,5 30 13 11 5,5 - -
9 30 31,5 24 5,5
19 - 2 7,5 8,5 14 23 13 15 14,5 1,5 1 -
9,5 22,5 36 29,5 2,5
20 - - 8,5 16,5 4 12 24,5 9,5 25 - - -
8,5 20,5 36,5 34,5 -
Сед на левой ноге, раз
17 - 0,5 1 6 18,5 27 10 15 8,5 8,5 3 2
1,5 24,5 37 23,5 13,5
18 - 0,5 6,5 11,5 19,5 20 16 - 18 6,5 1 0,5
7 31 36 18 8
19 - 3 8 9,5 19,5 13 21,5 13,5 8 4 - -
11 29 34,5 21,5 4
20 - 2,5 10 - 12,5 21 16,5 20 10,5 5,5 1,5 -
12,5 12,5 37,5 30,5 7
Поднимание туловища, руки на груди, раз
17 - 1 0,5 22,5 7 20,5 21 11,5 1,5 14,5 - -
1,5 29,5 41,5 13 14,5
18 - - 10,5 15 - 21,5 18 15 17 2,5 0,5 -
10,5 15 39,5 32 3
19 - - 8,5 - 33,5 8,5 16,5 16,5 16,5 - - -
8,5 33,5 25 33 -
20 - - 14,5 - 15,5 18 18,5 19 10 4,5 - -
14,5 15,5 36,5 29 4,5
Таблица 4
Показатели дифференциальной изменчивости индексов силовой выносливости, рассчитанные по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам в студентов 17—20 лет, %
Возраст, лет Уровень развития по 5- и 12-балльным сигмовидным шкалам
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
ИСВСНМ
17 - - 2 12 24,5 18,5 10 1б,5 8 б 1 1,5
2 Зб,5 28,5 24,5 8,5
18 - - б,5 12 1б,5 14 17 18 10 4 1,5 0,5
б,5 28,5 31 28 б
19 - 2 7,5 7 13,5 21 14,5 17,5 12,5 2,5 1,5 0,5
9,5 20,5 33,5 30 4,5
20 - - б,5 11,5 15 17 17,5 1б 9,5 5,5 1 0,5
б,5 2б,5 34,5 25,5 7
ИСВПТД
17 - 1 2,5 20 8 1б 2б 9,5 5,5 10,5 1 -
3,5 28 42 15 11,5
18 - - 5,5 1б,5 11 15 21 13,5 8,5 8,5 0,5 -
5,5 27,5 Зб 22 9
19 - 1,5 б 7,5 21 15 12 17,5 12 7,5 - -
7,5 28,5 27 29,5 7,5
20 - 1 9,5 б,5 13 20 18,5 13,5 12 5,5 0,5 -
10,5 19,5 38,5 25,5 б
1,5-14,5 %, ниже среднего — 12,5-40,5 %, среднего — 19,5-41,5 %, выше среднего — 13-34,5 %, высокого — 0-8 % и специальных индексов низкого уровня в пределах — 2-10,5 %, ниже среднего — 19,5-36,5 %, среднего — 27-38,5 %, выше среднего — 15-30 %, высокого — 6-11,5 % отображают недостаточную эффективность проводимых в высших учебных заведениях практических занятий по развитию силовых способностей у юношей разного возраста.
Список литературы
1. Бондаренко, И. Г Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И. Г. Бондаренко // Физ. воспитание студентов. 2011. № 2. С. 81-84.
2. Зянкин, А. Н. Сила: её развитие и динамика у студенческой молодёжи в период обучения в
вузе / А. Н. Зянкин // Физ. воспитание студентов. 2011. № 2. С. 44-4б.
3. Ильинич, В. И. Физическая культура студента : учеб. пособие / В. И. Ильинич. М. : Гарда-рики, 2007. 448 с.
4. Сергиенко, Л. П. Новый взгляд на структуру двигательных способностей человека / Л. П. Сер-гиенко // Слобожан. науч.-спорт. вестн. 2011. № 2. С. 101-113.
5. Хорькова, А. С. Реализация модульной технологии развития силовых способностей студенток / А. С. Хорькова, Л. Г. Пащенко // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № б. С. б2-б5.
6. Wood, T. M. Measurement Theory and Practice in Kinesiology / T. M. Wood, W. Zhu. Champaign, IL : Human Kinetics, 200б. 428 p.