Динамика восстановления нейропсихологического дефекта у пациентов
с ишемическим инсультом при алкогольной энцефалопатии Кладова Е.А., Доронин Б.М.
Neuropshycological recovery dynamics in patients with ischemic stroke and alcoholic encephalopathy
Kladova Ye.A., Doronin B.M.
Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск
© Кладова Е.А., Доронин Б.М.
Представлено исследование динамики восстановления когнитивных нарушений у пациентов с ишемическим инсультом с наличием и отсутствием алкогольной энцефалопатии. Показано, что при ишемическом инсульте в сочетании с алкогольной энцефалопатией в основном преобладают дементные нарушения и почти отсутствует положительная динамика.
Ключевые слова: когнитивные нарушения, деменция, алкогольная энцефалопатия, ишемический инсульт.
Examination of recovery dynamics of cognitive impairments in patients with ischemic stroke and with or without alcoholic en-cephalopathy was conducted. It was shown that in patients with ischemic stroke and alcoholic encephalopathy dementia prevails, and positive dynamics is extremely rare.
Key words: cognitive impairments, dementia, alcoholic encephalopathy, ischemic stroke.
УДК 616.831-005.1-005.4:616.89-008.441.13]-036.8
Введение
Частота инсультов колеблется в различных регионах мира от 1 до 4 случаев на 1 тыс. населения в год, значительно нарастая с увеличением возраста. В последние годы в России ежегодно регистрируется более 400 тыс. инсультов [2], в крупных городах заболеваемость инсультом достигает 3,4 случая на 1 тыс. населения в год [3].
В экономически развитых странах смертность от инсульта занимает 2—3-е место в структуре общей смертности и 1-е место среди всех причин инвалиди-зации. В России заболеваемость инсультом и смертность от него остаются одними из самых высоких в мире [1]. В стране проживает более 1 млн людей, перенесших инсульт, причем 80% из них — инвалиды [8].
Одними из частых последствий нарушения мозгового кровообращения являются когнитивные нарушения, характеризующиеся нарушением памяти, внимания, умственной работоспособности, снижением интеллекта [5]. Также имеется указание на выраженное интеллектуальное снижение у 45—70% больных алкоголизмом (ухудшение способности к абстрактному мышлению и решению проблем, памяти, психомоторики) [6].
Цель исследования — проведение анализа структуры когнитивных нарушений при поступлении и динамика восстановления нейропсихологического состояния за период лечения у пациентов, перенесших ишемический инсульт (ИИ) с алкогольной энцефалопатией (АЭ) и без таковой.
Материал и методы
В исследуемую группу вошли 150 пациентов в возрасте от 45 до 70 лет, госпитализированных в 1-е неврологическое отделение ГКБ № 1 г. Новосибирска в период с 2007 по 2009 г., у которых ИИ верифицирован данными томографии. ИИ устанавливали на основании наличия стойкого неврологического дефицита и очага инфаркта по данным компьютерной томографии (КТ).
Показателями АЭ являлись хроническая алкогольная интоксикация (по опроснику CAGE, ПАС), стаж приема алкоголя более 15 лет, прием более 34 г чистого этанола в день, изменения на электрокардиограмме (ЭКГ), показатели трансаминаз, наличие алкоголя в крови и моче у части больных при поступлении.
На каждого обследуемого заполнялась стандартизованная индивидуальная карта пациента, содержащая
паспортные данные, сведения о семейном положении, употреблении алкоголя, данные неврологического и соматического статуса и результаты дополнительного обследования.
Протокол исследования включал в себя физикальное обследование, оценку неврологического статуса, нейро-психологическое тестирование (MMSE — тест на выявление когнитивных нарушений), тест на лобную дисфункцию, тест рисования часов, опросник ПАС (выявляющий степень тяжести абстинентного синдрома), опросник CAGE (скрининг-тест на выявление алкогольной зависимости). Для оценки нарушения качества жизни больных использовались шкала инвалидизации Рэн-кина, индекс повседневной жизненной активности Бар-тела, показатели тимоловой пробы,
аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, определение алкоголя в крови и моче, ЭКГ, КТ головного мозга.
На основании результатов клинико-лабораторного исследования все пациенты были разделены на две группы: 1-ю (основную) группу составили 74 больных ИИ с АЭ; 2-ю (контрольную) — 76 пациентов с ИИ без АЭ.
Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием пакета прикладных программ SPSS 10.07. Критерием статистической значимости служил уровень p = 0,05.
Результаты и обсуждение
Была исследована динамика восстановления когнитивного дефицита с помощью шкалы MMSE и шкалы оценки лобной дисфункции в обеих группах при поступлении и выписке.
При изучении структуры когнитивных нарушений (КН) у пациентов основной группы при поступлении по шкале MMSE установлено, что КН отсутствовали у 2 человек (3,46%), легкие КН имелись у 17 человек (29,31%), легкая деменция у 27 (46,55%) и средняя деменция — у 12 (20,68%) (рис. 1).
В результате повторного тестирования по шкале MMSE (при выписке) в группе пациентов с ИИ, страдающих алкогольной энцефалопатией, отсутствие КН наблюдалось у 2 (3,39%), легкие КН — у 20 (33,90%) больных. Наибольшее количество пациентов имели легкую деменцию — 25 (42,34%) человек, у 12
(20,34%) выявлена деменция средней степени тяжести (рис. 2).
Таким образом, среди 57 пациентов основной группы, имеющих когнитивный дефект, положительная динамика наблюдалась всего лишь у двух человек за счет перехода одного больного из группы с легкой демен-цией в группу с легкими КН и у одного удалось провести оценку когнитивных функций — были выявлены легкие КН. Иная картина в контрольной группе, где при поступлении не было когнитивного дефицита по шкале ММ8Б у 47 (67,14%) пациентов, легкие КН установлены у 21 (30,00%), легкая деменция всего лишь у 2 (2,86%) пациентов (рис. 3).
При оценке структуры когнитивного дефекта по ММ5Б в контрольной группе при выписке обнаружено, что 53 (75,71%) пациента не имели когнитивного дефекта; у 15 (21,43%) больных зарегистрированы легкие когнитивные нарушения и у 2 (2,86%) — легкая деменция (рис. 4).
Анализ динамики восстановления в процессе лечения в контрольной группе показал, что из 23 пациентов, имеющих когнитивный дефект, у 6 (26,08%) имеется положительная динамика восстановления когнитивных функций.
При анализе корреляционной связи установлена прямая связь (г = 0,406; р < 0,005) между результатами оценочной шкалы ММЖ и шкалой инвалидизации по Рэнкину: высокая степень когнитивного дефицита соответствует тяжелой степени инвалидизации по шкале Рэнкина.
Выявлена также обратная корреляция между шкалой ММ8Б и индексом Бартела (г = -0,400; р < 0,05) — чем выше когнитивный дефицит, тем выше зависимость от окружающих.
Оценка по шкале лобной дисфункции у 58 больных с ИИ при АЭ при поступлении показала следующее распределение: отсутствие когнитивных нарушений у 4 (6,90%), легкие КН — у 16 (27,58%) и деменция — у 38 (65,52%) (рис. 5).
При выписке картина выглядела аналогично: у лиц с ИИ при АЭ не было нарушений лишь в 6,78% случаев, в 30,51% имелись легкие когнитивные нарушения и в 62,71% — деменция (рис. 6).
Положительная динамика наблюдалась у 1 пациента
(1,9%).
Кладова Е.А., Доронин Б.М.
Динамика восстановления нейропсихологического дефекта у пациентов с ИИ..
Легкие КН Легкие КН
Нет КН, 2,86%
Легкая деменция
Рис. 1. Структура результатов оценки когнитивных функций по шкале ММ8Е в основной группе при поступлении
Лег кая деменцня
Рис. 2. Структура результатов оценки когнитивных функций по шкале ММ8Е в основ-
ной группе при выписке Нет КН, 6,90%
Легкая деменцня Рис. 3. Структура результатов оценки когнитивных функций по шкале ММ8Е в контрольной группе при поступлении
Рис. 4. Структура результатов оценки когнитивных функций по шкале ММ8Е в контрольной группе при выписке
В контрольной группе по шкале лобной дисфункции при поступлении отсутствовали КН у 45 (64,28%) пациентов, легкие КН — у 23 (32,86%) и деменция — у 2 (2,86%) (рис. 7), при выписке отсутствовали КН у 68,57% больных, легкий когнитивный дефицит имел место в 28,57% случаев и дементные расстройства — в 2,86% (рис. 8). У 3 (12,00%) пациентов контрольной группы наблюдалась положительная динамика.
Деменция, 2,86%
Легкие КН
Нет КМ
Рис. 7. Структура оценки когнитивных функций у пациентов по шкале лобной дисфункции в контрольной группе при поступлении
Деменцня
Рис. 5. Структура оценки когнитивных функций у пациентов основной группы по шкале лобной дисфункции при поступлении
мика наблюдалась всего лишь у 3 (5,26%) пациентов, в то время как ее отсутствие выявлено у 54 (94,74%) человек (по ММ8Е). Следовательно, при ИИ на фоне
Рис. 6. Структура оценки когнитивных функций у пациентов по шкале лобной дисфункции в основной группе при выписке
Рис. 8. Структура оценки когнитивных функций у пациентов контрольной группы по шкале лобной дисфункции при выписке
Анализ динамики восстановления в процессе лечения пациентов контрольной группы показал, что из 23 пациентов с когнитивным дефектом у 6 (26,08%) (по ММЕЕ) имелась положительная динамика восстановления когнитивных функций. У 57 больных с АЭ, имеющих когнитивный дефект, положительная дина-
сформировавшейся АЭ КН выражены в большей степени. В исследованиях больных хроническим алкоголизмом сообщается о нарушениях способности к абстрагированию, вербального мышления, узнавания лиц, разрешения проблем, тактильных и пространственных представлений, зрительного обучения и памяти, внимания, моторного анализа, простой моторной способности [4]. Исследования мозга больных алкоголизмом методом рентгенокомпьютерной томографии показали наличие атрофии мозга. Хроническое злоупотребление алкоголем приводит к потере массы мозга, увеличению пространств между бороздами мозговой поверхности, расширению мозговых желудочков. Наиболее чувствительна к действию алкоголя кора больших полушарий, реагирующая быстрее других структур на введение алкоголя и, следовательно, быстрее дегенерирующая [7].
Литература
1. Верещагин Н.В., Варакин Ю.А. Профилактика острых нарушений мозгового кровообращения: теория и реальность // Журн. невропатологии и психиатрии. 1996. № 5. С. 5—9.
2. Виленский Б.С. Инсульт. СПб.: МИА, 1995. 288 с.
3. Гусев Е.И., Скворцова В.И., Стаховская Л.В. Эпидемиология инсульта в России // Инсульт: прил. к журн. неврологии и психиатрии. 2003. № 8. С. 4—9.
4. Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г., Шабанов П.Д. Алкогольная зависимость. СПб.: Элби-СПб., 2002. С. 187.
5. Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Больной после инсульта на приеме у невролога // Consilium medicum. 2009. T. 11, № 9. С. 26—30.
6. Наркология: национальное руководство / под ред. Н.Н. Иван-ца, И.П. Анохиной, М.А. Винниковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 1—15, 116—134, 199—227, 365—379.
7. Шабанов П.Д. Наркология: практическое руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. С. 1—155.
8. Яхно Н.Н., Парфёнов В.А. Ишемические острые нарушения мозгового кровообращения // Consilium medicum. 2000. Т. 2, № 12. Р. 518—521.
Поступила в редакцию 06.04.2010 г. Утверждена к печати 22.04.2010 г.
Сведения об авторах
Е.А. Кладова — аспирант кафедры неврологии НГМУ (г. Новосибирск).
Б.М. Доронин — д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой неврологии НГМУ (г. Новосибирск). Для корреспонденции
Доронин Борис Матвеевич, e-mail: [email protected]