Научная статья на тему 'Динамика уровня шума во время учебных занятий студентов гоу ВПО «Кемеровский государственный университет»'

Динамика уровня шума во время учебных занятий студентов гоу ВПО «Кемеровский государственный университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романчук И. А., Романчук А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня шума во время учебных занятий студентов гоу ВПО «Кемеровский государственный университет»»

Нами впервые осуществлено присоединение дибромида селена к дивинилсульфону. Установлено, что реакция протекает с высокой регио- и стереоселективностью и приводит к четырехчленному гетероциклическому соединению, 2,4-бис(бромметил)-1,3-тиаселенетан-1г1-диоксиду (1), с количественным выходом.

А

О О

СНС13, 20-25 0С Вг

Г

ОV /О % Вг

Se

Присоединение к дивинилсульфону и дивинилсульфоксиду селенида натрия приводит к шестичленным гетероциклическим соединениям, 1,4-тиаселенан-1,1-диоксиду (2) и 1,4-тиаселенан-1-оксиду (3).

Na.Se +

О О

МеОН

О ,О

2

S

II

О

МеОН

О

II

Зе

3

Многие производные тиофена проявляют биологическую активность. Нами впервые осуществлена реакция дихлорида селена с тиофеном, приводящая к бис(2-тиенил)селениду (4).

SeCl2 +

О

снсц

4

Таким образом, нами впервые осуществлен ряд реакций селенсодержащих реагентов с сераорга-ническими субстратами и синтезированы халькогенорганические соединения с потенциальной биологической активностью.

ьеВг2 +

1

В

Na2Se +

И.А. Романчук, А.А. Романчук

динамика уровня шума во время учебных занятий студентов гоу впо «кемеровский государственный университет»

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (Кемерово)

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в период обучения в школе, учебных заведениях начального и среднего профессионального звена, а также в ВУЗах, является, на сегодняшний день, одним из наиболее актуальных и острых вопросов образовательной системы России. Учебная деятельность в большинстве наших образовательных учреждений ведется с нарушением многих санитарногигиенических норм, как следствие — среди выпускников учебных заведений страны практически здоровых людей почти нет, более 70 % молодого поколения имеют по 3 и более хронических заболевания. Среди наиболее распространенных нарушений здоровья у молодежи можно назвать множественный кариес зубов, ухудшение зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные нарушения, заболевания крови, заболевания позвоночника и суставов, нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, ухудшение слуха и т.д.

Одним из множества известных факторов, способных вызывать нарушения здоровья человека, является повышенный уровень шума. Шумом называются беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды и частоты. Шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы организма, вызывая разнообразные физиологические изменения. Это влияние может носить как специфический характер — изменения слуха, так и проявляться в виде таких неспецифических явлений, как вегетативные изменения — повышение кровяного давления, ослабление внимания, памяти, утомляемости глаз, нарушению психофизиологических показателей

— повышенной раздражительности, нарушению сна, а также снижению успеваемости. Установлено, что темп прироста нервно-психических нарушений составляете 5 % на 1 дБ уровня шума. Эффект воздействия звука зависит от генетических и приобретенных особенностей организма человека. Некоторые люди обладают особой чувствительностью к шуму. У учащихся во время воздействия высоких уровней шума наблюдаются нарушения в ходе выполнения познавательных задач, нарушение краткосрочной и долгосрочной памяти, снижение среднего уровня понимания прочитанного и показателей сосредоточенности внимания. Присутствие неконтролируемого шума может нанести существенный ущерб познавательной деятельности. Шум может вызвать беспомощность в обучении, увеличить возбудимость, изменить выбор стратегии решения задачи и снизить внимание к ней, скрыть речь и другие звуковые сигналы, нанести ущерб общению и отвлечь внимание человека. Врачи доказали, что допустимый уровень шума в помещениях образовательных учреждений не должен превышать 40 дБ [2].

Целью настоящей работы явилось изучение динамики уровня шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

1. Измерение уровня шума в учебном помещении на различных этапах учебных занятий, с учетом факторов, которые могут влиять на результат.

2. Анализ полученных данных и выявление возможной зависимости уровня шума во время учебных занятий от количества человек, присутствующих на занятии, их пола, возраста, параметров помещения, дня недели и времени, прошедшего от начала занятия.

3. Определение соответствия уровня шума на учебных занятиях допустимой норме.

Исследования проводились на лекционных и практических занятиях студентов Кемеровского государственного университета с помощью шумомера «№Ыа». Шумомер располагался в центре помещения, где проводились занятия. Уровень шума измерялся каждые 5 минут с начала пары и до ее конца. Производился учет количества присутствующих на занятии и их пола. Параметры помещения измерялись с помощью стандартной 20-метровой рулетки. Делались отметки о времени суток и дне недели. Всего уровень шума был измерен на 384 занятиях. Полученные данные анализировались с помощью Т-критерия Стьюдента.

В результате исследований выяснилось, что средний уровень шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета составляет почти 70 Дб. Картина изменения уровня шума в течение занятия обычно выглядела следующим образом: после начала пары уровень шума несколько спадал, затем постепенно возрастал и к концу пары достигал своего максимума. Средний уровень шума заметно изменялся в течение учебного дня: на 1-й паре он составил 65,9 Дб, на 2-й — 69,2 Дб, на 3-й — 71,3 Дб, на 4-й — 73,2 Дб, на 5-й — 67,1 Дб, т.е. максимум шума наблюдался на 4-й паре (рис. 1). В продолжение рабочей недели средний уровень шума изменялся следующим образом: понедельник — 64,9 Дб, вторник — 67,7 Дб, среда — 69 Дб, четверг — 71,8 Дб, пятница — 73,3 Дб, т.е. среднее значение уровня шума несколько возрастало к концу недели (рис. 1). Максимальный уровень шума наблюдался, обычно, в пятницу в конце 4-й пары, и достигал 90 Дб, т.е. превышал допустимую норму более чем в 2 раза.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ 1 пара Ш 2 пара

□ 3 пара

□ 4 пара 13 5 пара

ср

рис. 1. Изменение уровня шума (Дб) на учебных занятиях в зависимости от номера пары и дня недели.

Не было выявлено достоверной зависимости уровня шума от размера помещения, пола учащихся и их возраста. Уменьшение или увеличение количества человек, присутствующих на занятии, также не сильно влияло на результаты измерений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Наблюдается тенденция к увеличению уровня шума от начала к концу занятия, от 1-й к 4-й паре, и от понедельника к пятнице.

2. Не выявлено достоверной зависимости уровня шума во время учебных занятий от количества человек, присутствующих на занятии, их пола, возраста и параметров помещения.

3. Средний уровень шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета составляет почти 70 Дб, т.е. превышает допустимую норму примерно в 1,7 раза.

4. Результаты исследования должны быть учтены при разработке рекомендаций по обеспечению защиты студентов от негативного воздействия шума во время учебного процесса.

литература

1. Степанова М.И. Бережем ли мы слух? / М.И. Степанова // Образование. — 2003. — № 8. — С. 30-33.

Н.О. Ярош, К.А. Абзаева, Л.В. Жилицкая М.Г. Воронков

фармакологические свойства металлических Производных

полиакриловой кислоты

Институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН (Иркутск)

Применяемые в настоящее время в мировой медицинской практике системные и локальные гемостати-ческие препараты не всегда отвечают критерию безопасного гемостаза или действуют на отдельные компоненты системы свертывания крови. При этом некоторые кровоостанавливающие средства имеют природное происхождение, а это приводит к побочному действию и усложняет их использование.

В конце семидесятых годов прошлого столетия в Иркутском институте органической химии АН СССР был создан оригинальный кровоостанавливающий препарат — феракрил, одновременно проявляющий антимикробное и ранозаживляющее и обезболивающее действие. В дальнейшем он был запатентован и нашел применение во многих странах мира.

Развивая эти исследования мы систематически изучаем совместно с Гематологическим центром РАМН (Москва) и Центром реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН (Иркутск) неполные соли полиакриловой кислоты с другими металлами (преимущественно микро- и макробиоэлементами): их строение, свойства и биологическую активность.

Новые кровоостанавливающие препараты имеют широкий спектр фармацевтического действия, превосходят по своим свойствам используемые гемостатики и не имеют аналогов в мировой медицинской практике. Они обладают уникальным неспецифическим механизмом гемостаза, останавливая кровотечение путем образования интерполимера с белками плазмы крови. Благодаря этому они сворачивают кровь у больных гемофилией, болезнью Верльгофа и другими заболеваниями свертывающей системы крови. Кровоостанавливающее действие достигается быстро, повторные кровотечения и побочные эффекты отсутствуют. Новые гемостатики не оказывает на соприкасающиеся с ними ткани раздражающего и другого нежелательного действия. Новые гемостатики одновременно обладают и другими полезными свойствами, проявляют высокий антибактериальный эффект, предотвращающий развитие раневой инфекции, что позволяет применять их в асептических условиях, рано- и ожогозаживляющее действие. Применение новых гемостатиков ускоряет процесс регенерации поврежденных тканей без нагноений и образования рубцов. Они также устраняют кожный зуд различного происхождения.

Разработка и применение новых кровоостанавливающих препаратов имеют социально-экономическое значение: сокращение расхода дефицитной донорской крови и предотвращение опасности заражения гепатитом В и развития синдрома приобретенного иммунодефицита; предотвращение потери крови при различных хирургических операциях, чрезвычайных происшествиях, катастрофах, спортивных и бытовых травмах, заболеваниях свертывающей системы крови, при этом сократится время нахождения больных в стационарах.

Эти гемостатики могут быть включены в аптечки и индивидуальные пакеты первой помощи и могут стать незаменимыми средствами первой помощи для снижения внебольничной летальности населения от основных неотложных состояний.

Простая, энергосберегающая, экологически безопасная технология производства кровоостанавливающих препаратов обеспечит медицину и здравоохранение дешевыми и безопасными препаратами широкого спектра действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.