Нами впервые осуществлено присоединение дибромида селена к дивинилсульфону. Установлено, что реакция протекает с высокой регио- и стереоселективностью и приводит к четырехчленному гетероциклическому соединению, 2,4-бис(бромметил)-1,3-тиаселенетан-1г1-диоксиду (1), с количественным выходом.
А
О О
СНС13, 20-25 0С Вг
Г
ОV /О % Вг
Se
Присоединение к дивинилсульфону и дивинилсульфоксиду селенида натрия приводит к шестичленным гетероциклическим соединениям, 1,4-тиаселенан-1,1-диоксиду (2) и 1,4-тиаселенан-1-оксиду (3).
Na.Se +
О О
МеОН
О ,О
5е
2
S
II
О
МеОН
О
II
Зе
3
Многие производные тиофена проявляют биологическую активность. Нами впервые осуществлена реакция дихлорида селена с тиофеном, приводящая к бис(2-тиенил)селениду (4).
SeCl2 +
О
снсц
4
Таким образом, нами впервые осуществлен ряд реакций селенсодержащих реагентов с сераорга-ническими субстратами и синтезированы халькогенорганические соединения с потенциальной биологической активностью.
ьеВг2 +
1
В
Na2Se +
И.А. Романчук, А.А. Романчук
динамика уровня шума во время учебных занятий студентов гоу впо «кемеровский государственный университет»
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (Кемерово)
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в период обучения в школе, учебных заведениях начального и среднего профессионального звена, а также в ВУЗах, является, на сегодняшний день, одним из наиболее актуальных и острых вопросов образовательной системы России. Учебная деятельность в большинстве наших образовательных учреждений ведется с нарушением многих санитарногигиенических норм, как следствие — среди выпускников учебных заведений страны практически здоровых людей почти нет, более 70 % молодого поколения имеют по 3 и более хронических заболевания. Среди наиболее распространенных нарушений здоровья у молодежи можно назвать множественный кариес зубов, ухудшение зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные нарушения, заболевания крови, заболевания позвоночника и суставов, нарушения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, ухудшение слуха и т.д.
Одним из множества известных факторов, способных вызывать нарушения здоровья человека, является повышенный уровень шума. Шумом называются беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды и частоты. Шум, являясь общебиологическим раздражителем, может влиять на все органы и системы организма, вызывая разнообразные физиологические изменения. Это влияние может носить как специфический характер — изменения слуха, так и проявляться в виде таких неспецифических явлений, как вегетативные изменения — повышение кровяного давления, ослабление внимания, памяти, утомляемости глаз, нарушению психофизиологических показателей
— повышенной раздражительности, нарушению сна, а также снижению успеваемости. Установлено, что темп прироста нервно-психических нарушений составляете 5 % на 1 дБ уровня шума. Эффект воздействия звука зависит от генетических и приобретенных особенностей организма человека. Некоторые люди обладают особой чувствительностью к шуму. У учащихся во время воздействия высоких уровней шума наблюдаются нарушения в ходе выполнения познавательных задач, нарушение краткосрочной и долгосрочной памяти, снижение среднего уровня понимания прочитанного и показателей сосредоточенности внимания. Присутствие неконтролируемого шума может нанести существенный ущерб познавательной деятельности. Шум может вызвать беспомощность в обучении, увеличить возбудимость, изменить выбор стратегии решения задачи и снизить внимание к ней, скрыть речь и другие звуковые сигналы, нанести ущерб общению и отвлечь внимание человека. Врачи доказали, что допустимый уровень шума в помещениях образовательных учреждений не должен превышать 40 дБ [2].
Целью настоящей работы явилось изучение динамики уровня шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Измерение уровня шума в учебном помещении на различных этапах учебных занятий, с учетом факторов, которые могут влиять на результат.
2. Анализ полученных данных и выявление возможной зависимости уровня шума во время учебных занятий от количества человек, присутствующих на занятии, их пола, возраста, параметров помещения, дня недели и времени, прошедшего от начала занятия.
3. Определение соответствия уровня шума на учебных занятиях допустимой норме.
Исследования проводились на лекционных и практических занятиях студентов Кемеровского государственного университета с помощью шумомера «№Ыа». Шумомер располагался в центре помещения, где проводились занятия. Уровень шума измерялся каждые 5 минут с начала пары и до ее конца. Производился учет количества присутствующих на занятии и их пола. Параметры помещения измерялись с помощью стандартной 20-метровой рулетки. Делались отметки о времени суток и дне недели. Всего уровень шума был измерен на 384 занятиях. Полученные данные анализировались с помощью Т-критерия Стьюдента.
В результате исследований выяснилось, что средний уровень шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета составляет почти 70 Дб. Картина изменения уровня шума в течение занятия обычно выглядела следующим образом: после начала пары уровень шума несколько спадал, затем постепенно возрастал и к концу пары достигал своего максимума. Средний уровень шума заметно изменялся в течение учебного дня: на 1-й паре он составил 65,9 Дб, на 2-й — 69,2 Дб, на 3-й — 71,3 Дб, на 4-й — 73,2 Дб, на 5-й — 67,1 Дб, т.е. максимум шума наблюдался на 4-й паре (рис. 1). В продолжение рабочей недели средний уровень шума изменялся следующим образом: понедельник — 64,9 Дб, вторник — 67,7 Дб, среда — 69 Дб, четверг — 71,8 Дб, пятница — 73,3 Дб, т.е. среднее значение уровня шума несколько возрастало к концу недели (рис. 1). Максимальный уровень шума наблюдался, обычно, в пятницу в конце 4-й пары, и достигал 90 Дб, т.е. превышал допустимую норму более чем в 2 раза.
80
70
60
50
40
30
20
10
0
□ 1 пара Ш 2 пара
□ 3 пара
□ 4 пара 13 5 пара
ср
рис. 1. Изменение уровня шума (Дб) на учебных занятиях в зависимости от номера пары и дня недели.
Не было выявлено достоверной зависимости уровня шума от размера помещения, пола учащихся и их возраста. Уменьшение или увеличение количества человек, присутствующих на занятии, также не сильно влияло на результаты измерений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Наблюдается тенденция к увеличению уровня шума от начала к концу занятия, от 1-й к 4-й паре, и от понедельника к пятнице.
2. Не выявлено достоверной зависимости уровня шума во время учебных занятий от количества человек, присутствующих на занятии, их пола, возраста и параметров помещения.
3. Средний уровень шума на учебных занятиях студентов Кемеровского государственного университета составляет почти 70 Дб, т.е. превышает допустимую норму примерно в 1,7 раза.
4. Результаты исследования должны быть учтены при разработке рекомендаций по обеспечению защиты студентов от негативного воздействия шума во время учебного процесса.
литература
1. Степанова М.И. Бережем ли мы слух? / М.И. Степанова // Образование. — 2003. — № 8. — С. 30-33.
Н.О. Ярош, К.А. Абзаева, Л.В. Жилицкая М.Г. Воронков
фармакологические свойства металлических Производных
полиакриловой кислоты
Институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН (Иркутск)
Применяемые в настоящее время в мировой медицинской практике системные и локальные гемостати-ческие препараты не всегда отвечают критерию безопасного гемостаза или действуют на отдельные компоненты системы свертывания крови. При этом некоторые кровоостанавливающие средства имеют природное происхождение, а это приводит к побочному действию и усложняет их использование.
В конце семидесятых годов прошлого столетия в Иркутском институте органической химии АН СССР был создан оригинальный кровоостанавливающий препарат — феракрил, одновременно проявляющий антимикробное и ранозаживляющее и обезболивающее действие. В дальнейшем он был запатентован и нашел применение во многих странах мира.
Развивая эти исследования мы систематически изучаем совместно с Гематологическим центром РАМН (Москва) и Центром реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН (Иркутск) неполные соли полиакриловой кислоты с другими металлами (преимущественно микро- и макробиоэлементами): их строение, свойства и биологическую активность.
Новые кровоостанавливающие препараты имеют широкий спектр фармацевтического действия, превосходят по своим свойствам используемые гемостатики и не имеют аналогов в мировой медицинской практике. Они обладают уникальным неспецифическим механизмом гемостаза, останавливая кровотечение путем образования интерполимера с белками плазмы крови. Благодаря этому они сворачивают кровь у больных гемофилией, болезнью Верльгофа и другими заболеваниями свертывающей системы крови. Кровоостанавливающее действие достигается быстро, повторные кровотечения и побочные эффекты отсутствуют. Новые гемостатики не оказывает на соприкасающиеся с ними ткани раздражающего и другого нежелательного действия. Новые гемостатики одновременно обладают и другими полезными свойствами, проявляют высокий антибактериальный эффект, предотвращающий развитие раневой инфекции, что позволяет применять их в асептических условиях, рано- и ожогозаживляющее действие. Применение новых гемостатиков ускоряет процесс регенерации поврежденных тканей без нагноений и образования рубцов. Они также устраняют кожный зуд различного происхождения.
Разработка и применение новых кровоостанавливающих препаратов имеют социально-экономическое значение: сокращение расхода дефицитной донорской крови и предотвращение опасности заражения гепатитом В и развития синдрома приобретенного иммунодефицита; предотвращение потери крови при различных хирургических операциях, чрезвычайных происшествиях, катастрофах, спортивных и бытовых травмах, заболеваниях свертывающей системы крови, при этом сократится время нахождения больных в стационарах.
Эти гемостатики могут быть включены в аптечки и индивидуальные пакеты первой помощи и могут стать незаменимыми средствами первой помощи для снижения внебольничной летальности населения от основных неотложных состояний.
Простая, энергосберегающая, экологически безопасная технология производства кровоостанавливающих препаратов обеспечит медицину и здравоохранение дешевыми и безопасными препаратами широкого спектра действия.