3. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М., 1994.
4. Барышникова, И.В. Теоретические аспекты исследования духовного компонента в структуре Я-концепции личности // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. - М.: Институт молодежи, 1998.
5. Кант, И. Соч.: в 6 т. - М.: Наука, 1966. - Т. 6.
6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991.
7. Абульханова-Славская, К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1995.
8. Леонтьев, Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Д. А. Леонтьев, Е.С. Мазур, А.И. Сосланд. - М.: Смысл, 2001.
9. Максимова, Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности / Т.В. Максимова // Мир психологии. - 2001. - № 2.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
11. Обуховский, К.А. Психология образа деятельности / К.А. Обуховский: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Минск, 2000.
12. Кулюткин, Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1989. - № 2.
13. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001.
14. Дерябина, Е.А. Подходы к развитию сферы саморегуляции функциональных состояний будущих педагогов // Наука и школа, 2003. - № 4.
15. Профессиональное обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифоровой. - СПб., 1991.
16. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал, 2001. - Т. 22. - № 1.
17. Пашукова, Т.И. Переосмысление жизни в период перехода к духовному развитию личности: сб. Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XI симпозиума // под ред. Г. А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М., 2006.
18. Трибушная, Г.А. Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами Кубанского музыкального фольклора: автореф.
дис.... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007.
19. Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха / А.П. Тряпицына, Е.И. Казакова - СПб.: ОИРШ, 1997. - 6 кн.
20. Степанова, Л. А. Психолого-акмеологическая модель аутопсихологической компетентности руководителя: материалы научной сессии, по-
священной 75-летию Н.В. Кузьминой. - М., 1998.
21. Введенский, В. Педагогическая профессия как социальный институт // Педагогика. -2006. - № 2.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 159.9 + 378
Л.Н. Зыбина, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ДИНАМИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБАЗОВАНИЯ
В статье изучается проблема профессиональной направленности личности, уточняется понятие «профессиональная направленность личности» Вводится понятие «уровень профессиональной направленности» и обосновывается его влияние на настойчивость и успешность овладения профессией. Приводятся данные исследования динамики уровня профессиональной направленности студентов-психологов на разных этапах получения высшего образования.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная ности, динамика уровня профессиональной направленности.
Направленность личности - сложное личностное образование, определяющее все поведение человека, его отношение к себе и окружающим. По мнению основателя изучения данной проблемы С.Л. Рубинштейна, «направленность - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность и одновременно определяются ее целями и задачами» [1, с. 104). Автор выдвинул фундаментальное положение о том, что стойкая направленность личности всегда характеризуется предметным содержанием и напряжением, именно деятельность является той точкой, в которой пересекаются «личность» и «объект направленности». В данном смысловом контексте профессиональная направленность может быть представлена как внутренняя мотивационно - динамическая характеристика личности (субъектная сторона профессиональной направленности личности), проявляющаяся в конкретной профессиональной деятельности (объектная сторона профессиональной направленности личности).
Рассмотрим подробнее психологические основы профессиональной направленности личности. Приведем определения профессиональной направленности личности, данные наиболее авторитетными исследователями данного феномена.
Е.А. Климов (1988) включает в развитие трудовой профессиональной направленности развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно-ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов [2].
направленность личности, уровень профессиональной направлен-
По мнению Н.В. Кузьминой, профессиональная направленность -это интерес к профессии, готовность заниматься ею [3].
С точки зрения А.К. Марковой, профессиональная направленность представляет собой интегральную характеристику мотивации профессиональной деятельности, определяемую также всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающуюся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях [4].
В.А. Якунин (1994) понимает под профессиональной направленностью обобщенную форму положительного отношения к определенной будущей работе и профессии [5].
Н.И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» [6, с. 147.].
Л.Л. Кондратьева (1987) показывает обусловленность профессиональной направленности отношением человека к профессиональной деятельности, установкой личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии [7].
Ю.А. Афонькина (2001) предлагает следующее определение профессиональной направленности: «это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения» [8, с. 19].
А.П. Сейтешев считает важной стороной направленности личности совокупность потребностей, установок, интересов,
целей, склонностей, идеалов и убеждений, которые и определяют выбор жизненного пути [9].
Таким образом, анализ проблемы показывает, что профессиональная направленность представляет собой сложный многоплановый процесс, в котором она выступает системообразующим свойством, определяющим весь психологический склад человека как субъекта труда; ориентирует деятельность человека в профессиональном пространстве; придает деятельности в профессиональной сфере устойчивость к внешним факторам; отражает и обуславливает цели, мотивы труда и отношение к действительности, опосредованное трудовым процессом.
Результатом профессиональной направленности могут являться:
- в качестве промежуточного результата -готовность к профессиональному выбору (Н.В. Кузьмина, 1990), осознание пространства профессионального выбора и формирование отношения к нему (В .А. Якунин, 1994; А.К. Маркова, 1996);
- в качестве итогового -нахождение смыслов деятельности (Е.А. Климов, 1988), ценностная ориентация на выбор профессии (Н.И. Рейнвальд, 1987), развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии (Л.Л. Кондратьева, 1987), совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов и убеждений, которые определяют выбор жизненного пути (А.П. Сейтешев, 1990).
Анализ представленных в литературе параметров профессиональной направленности позволил нам уточнить её определение. Профессиональная направленность -это система устойчивых свойств личности как настоящего или будущего субъекта труда, совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
В свете анализа различных подходов профессиональная направленность предстает через ориентацию человека на профессиональную деятельность и устойчивое отношение к себе как субъекту определенной профессии, выступая определяющим моментом профессионального самоопределения личности, который приходится на юношеский возраст, можно выделить уровни профессиональной направленности:
- низкий, который характеризуется общим положительным эмоциональным отношением к будущей профессиональной деятельности. Обращаясь к предложенной С.Л. Рубинштейном идее об отношении понятий «хочу» - «могу» - «надо», можно сказать, что на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, т.е. желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях;
- средний, характеризуется тем, что появляется осознание склонностей, своих возможностей и способностей, формируется профессиональное призвание. Профессиональная склонность - это избирательная направленность на профессиональную деятельность;
- высокий уровень, характеризуется адекватным представлением о профессиональной деятельности, формированием профессиональных идеалов, профессионального мировоззрения.
Таким образом, уровень профессиональной направленности является фактором, влияющим на настойчивость и успешность овладения профессией, на познавательную активность студентов во время учебы, на активность после окончания учебы и устройство на работу.
Существующие противоречия между запросами системы высшего психологического образования в формировании высокого уровня профессиональной направленности студентов и недостаточной разработанностью проблем его динамики на разных этапах получения высшего профессионального образования актуализируют тему исследования и придают ей теоретическую и практическую значимость.
Для выявления динамики уровня профессиональной направленности личности проведено лонгитюдное психодиагностическое исследование, которое осуществлялось с 2002 по 2007 гг. Обследованы студенты, обучающиеся на 1-ом, 3-ем и 5-ом курсах. Основную выборку составили студенты фа-
культетов психологии (педагоги -психологи) Новосибирского государственного педагогического университета. Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов.
На первом этапе (2002 г.) были обследованы - 122 студента 1-го курса ФП. Второй этап экспериментального исследования проходил в 2004 г. В нем приняли участие те же студенты, что были обследованы нами в 2002 году, в период обучения на первом курсе. В 2004 году выборку составили 118 студентов 3 -го курса ФП НГПУ. Третий этап эксперимента был проведен в 2007 году, в нем приняли участие те же респонденты: 117 студентов ФП НГПУ. Цель каждого этапа эксперимента - исследование уровня профессиональной направленности студентов в период обучения на 1, 3 и 5 курсах.
В качестве диагностического инструмента, выявляющего уровень профессиональной направленности, была применена методика «Диагностика уровня профессиональной направленности», разработанная Т.Д. Дубовицкой [10], использование которой позволило исследовать динамику уровня профессиональной направленности студентов от курса к курсу.
В ходе проведенного первого этапа исследования были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Данная диаграмма иллюстрирует сопоставление удельной доли испытуемых по уровням профессиональной направленности. По показателям испытуемых 1 курса доминирующим является средний уровень профессиональной направленности, что составляет 52% (63 студента) из общей выборки испытуемых, 39% (48 студентов) имеют высокий уровень профессиональной направленности и 9% удельная доля общей выборки респондентов (11 человек) составляют низкий уровень профессиональной направленности.
Преобладающий в выборке испытуемых средний уровень профессиональной направленности личности характеризует студентов, как проявляющих интерес к получаемой профессии, она им нравится, они видят себя в будущей профессии.
низкий средний высокий
Рис. 1. Представление удельной доли испытуемых 1 курса по уровням профессиональной направленности
На втором этапе экспериментального исследования был выявлен уровень профессиональной направленности этих же студентов через два года, на 3 курсе обучения в ВУЗе. Распределение удельной доли испытуемых по уровням профессиональной направленности представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Представление удельной доли испытуемых 3 курса по уровням профессиональной направленности
Диаграмма, представленная на рисунке 2, иллюстрирует сопоставление удельной доли испытуемых 3 курса по уровням профессиональной направленности. По показателям испытуемых доминирующим является высокий уровень профессиональной направленности, что составляет 83% (98 студентов) из общей выборки испытуемых, 17% (20 студентов) имеют средний уровень профессиональной направленности, а низкий уровень профессиональной направленности не выявлен.
Большинство студентов к третьему курсу имеют высокий уровень профессиональной направленности, это свидетельствует об их стремлении к овладению избранной профессией. Они хотят в будущем работать и совершенствоваться по данной профессии.
Результаты третьего этапа исследования уровня профессиональной направленности студентов в период обучения на 5 курсе изображены на рисунке 3.
На 1 курсе низкий уровень профессиональной направленности имели 9% (11 человек) из общей выборки студентов психологов, а к третьему курсу данный уровень у испытуемых отсутствовал. У студентов пятого курса низкий уровень не выявился. Средний уровень снизился с 1 по 3 курс на 35%, а с 3-го по 5-й курс произошло снижение еще на 7%. Общая динамика среднего уровня профессиональной направленности с 1 по 5 курс составляет 42%. Высокий уровень профессиональной направленности вырос с 1 по 3 курс на 44%, с 3 курса по 5 курс на 7%, общий сдвиг удельной доли испытуемых на данном уровне составил 51%. На диаграмме рисунка 4 наглядно представлена динамика уровней профессиональной направленности в период обучения студентов психологов с 1 по 5 курс.
низкий средний высокий
Рис. 3. Представление удельной доли испытуемых 5 курса по уровням профессиональной направленности
Диаграмма, представленная на рисунке 3, иллюстрирует сопоставление удельной доли испытуемых 5 курса по уровням профессиональной направленности. По показателям испытуемых доминирующим является высокий уровень профессиональной направленности, что составляет 90% (105 студентов) из общей выборки испытуемых, 10% (12 студентов) имеют
средний уровень профессиональной направленности, а низкий уровень профессиональной направленности не выявлен.
Динамика уровня профессиональной направленности студентов при переходе с курса на курс представлена на рисунке 4.
низкий средний высокий
уровни профессиональной направленности
Рис.4. Динамика уровня профессиональной направленности испытуемых в период обучения с 1 по 5 курс
Для оценки динамики показателей уровня профессиональной направленности студентов применили критерий G -знаков. Критерий знаков предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ослабления.
Проводилась проверка гипотезы Н0 : Р (х; < У; ) = P (х; > У; ) для всех ;, при альтернативе Н1 : Р (x; < у; ) Ф P (x; > у; ) для всех ;. Если гипотеза Н0 справедлива, то отсюда следует, что законы распределения случайных величин Х и У в обеих совокупностях одинаковы, то есть состояния изучаемого свойства в одной и той же совокупности существенно не различаются при его первичном и вторичном измерениях. Справедливость альтернативной гипотезы означает, что в состоянии изучаемого свойства есть значимые различия при первичном и вторичном измерениях.
Принять или отклонить нулевую гипотезу позволяет анализ значения наблюдаемого уровня значимости. Его малая величина (р < 0,05) показывает, что различия в состоянии изучаемого признака при первичном и вторичном измерениях значимы. О направленности произошедших изменений (улучшении или ухудшении результатов) судят по количеству положительных или отрицательных «сдвигов» (positive / negative differences).
Таблица 1
Оценка динамики показателей уровня профессиональной направленности испытуемых в период обучения в ВУЗе (N=122) ________________________________________________
^Сравнитель-ные показатели Сравниваемые величины \ Эмпи-риче-ское значение критерия Поло- жи- тель- ный «+» От- рица- тель- ный «-» Уро- вень значи- мости р Прини- маемая гипо- теза
Oi и О2 26*** 84 2б 0,0000 3 Hi
О2 и Оз 46 54 4б 0,0597 0 Н0
Oi и Оз 15*** бб 15 0,0000 0 Hi
Примечание:
О1 *°2 * О3 ;
О1 - показатели уровня профессиональной направленности испытуемых на 1 курсе;
02 - показатели уровня профессиональной направленности испытуемых на 3 курсе;
03 - показатели уровня профессиональной направленности испытуемых на 5 курсе.
При применении критерия О -знаков выявлены достоверные сдвиги, имеющие положительную направленность между 1 и 3 курсами Оэмп = 26, при р = 0,00003. Обнаружена достоверная положительная динамика показателей уровня профессиональной направленности у студентов в период обучения с 3 по 5 курс. Подтверждается положительная динамика между показателями студентов 1 и 5 курса Оэмп = 15, р=0. Следовательно, подтверждается гипотеза о преобладании положительного направления сдвига уровня профессиональной направленности студентов-психологов в период обучения с 1го по 3-й курс, с 3 по 5 курс и 1 по 5 курсы. Между показателями испытуемых 3 и 5 курса преобладание положительного направления сдвига является случайным.
Таким образом, уровень профессиональной направленности студентов-психологов на протяжении обучения с 1 по 5 курс имеет положительную динамику, усиление данного признака протекает гетерохронно. У студентов первого курса
преобладает средний уровень развития профессиональной направленности. К третьему курсу большинство студентов имеют высокий уровень профессиональной направленности, что свидетельствует о положительной динамике уровня направленности студентов в период обучения с первого к третьему курсу. Использованный нами для оценки динамики показателей уровня профессиональной направленности испытуемых в рассматриваемый период обучения критерий О -знаков, подтвердил преобладание позитивного сдвига уровня профессиональной направленности студентов-психологов. По показателям испытуемых на 5 курсе доминирующим является высокий уровень профессиональной направленности, однако между показателями испытуемых 3 и 5 курса преобладание положительного сдвига является случайным, что подтверждает применение критерия О -знаков. Следовательно, профессиональная направленность как свойство личности характеризуется изменчивостью, механизмом которой является гетерохронность развития. Изменение уровня профессиональной направленности студентов происходит неравномерно и в каждый отдельный момент гетерохронно.
Библиографический список
1. Рубинштейн, С.Л. Основы Общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.
2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк, 1990.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
6. Рейнвальд, Н.И. Психология личности. - М.: Мысль. -1987.
7. Кондратьева, Л.Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации // Вопросы психологии. - 1975. - №»1.
8. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А Афонькина. - Мурманск: МГПИ, 2001.
9. Дубовицкая, Т.Д. Психологическая наука и образование, 2004. - .№2.
10. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности: Теория и практика воспитания. - Алма-Ата: Наука, 1990.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 517.958
Е.В. Губкина, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИИ ЧИСЛЕННОГО АЛГОРИТМА НЕКОТОРЫХ СТРУЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ ГИДРОДИНАМИКИ
Работа посвящена рассмотрению простых струйных течений несжимаемой жидкости. Для совпадения построенного полигона P(T) с заданным
tk+1
полигоном P решается функциональное уравнение g(T,а) = l, g = (gj,^"gn), gk =
J | П (t)M (t )| dt , где l = (^ "ln )
tk
заданный вектор длин сторон полигона Р, а ОСЖ = (^0 ’"an )п - заданный вектор углов полигона.
Для этих течений устанавливается локальная единственность решений. Строится итерационный численный метод непрерывности решения системы уравнений для параметров задачи, проверяется его сходимость.
Работа может быть использована при проведении спецкурсов для студентов математических специальностей
Ключевые слова: струйные течения, аналитическая функция, локальная единственность.
Применение метода непрерывности для теоретического изучения струйных течений восходит к работам А. Вайнштейна. Общая задача гидродинамики с одной свободной границей, включающая в себя основные схемы струйных течений и многие новые схемы течений, исследована методом конечномерной аппроксимации [1]. В работе [2] этому методу придан алгоритмически конструктивный характер и установлена его сходимость для некоторых струйных течений.
В данной работе рассматриваются также другие схемы струйных течений (Жуковского-Рошко и обтекание тела струей) и для одной из схем течения разработан алгоритм реализации численного метода непрерывности.
Рассмотренные теоремы опираются на базовые дисциплины вузов, поэтому доказательство отдельных теорем может быть сделано студентами самостоятельно.
Работа может быть использована при проведении спецкурсов и спецсеминаров со студентами и аспирантами, спе-
циализирующимися в области теории функции комплексного переменного и математического моделирования.
1. Простейшие струйные схемы. В этом пункте мы дадим краткое физическое описание и математическую постановку для ряда задач об обтекании полигональных препятствий с отрывом струй.
Будем рассматривать плоское потенциальное течение несжимаемой жидкости в односвязной области D с границей дD = P и L , состоящей из заданного полигона Р (конечного или бесконечного) и струй L, срывающихся с его кон-
ц°в ^ zn .
Полигон Р предполагается простым [1], т.е.
Pi п р = °, г * у :