ДИНАМИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕМЦЕВ В 1950-1980-х гг. (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
THE DYNAMICS OF THE EDUCATIONAL LEVEL OF THE GERMANS IN THE 1950-1980S (USING THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK KRAI)
E.A. Франц E.A. Frants
Российские немцы, депортация, уровень образования, образовательная структура, образовательный потенциал.
В статье рассматривается процесс изменения образовательного уровня немцев Красноярского края в 1950-1980-е гг. Делается вывод о деформации образовательной структуры немцев в результате депортации. Исследование базируется на материалах послевоенных переписей населения.
Вначале 2016 г. В.В. Путиным были внесены изменения в Указ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев». Из текста документа были исключены слова о поэтапном восстановлении государственности этноса [Указ Президента РФ от 21.02.1992...]. Решением Президента многолетняя дискуссия вокруг проблемы немецкой автономии, с восстановлением которой многие связывали возрождение немецкого этноса, была окончательно закрыта. Теперь немцам предлагалось сосредоточить все силы на развитии своей культуры - материальной и духовной. Это вызвало широкий резонанс в среде ученых, общественных и государственных деятелей, непосредственно самих немцев. Ввиду новых исторических условий резко актуализировались вопросы этнокультурного развития этноса и его будущего в целом. Стала очевидной необходимость более глубокого переосмысления достижений и просчетов в этой сфере.
Образованию принадлежит ведущая роль в процессе сохранения и передачи национальной культуры. Кроме того, уровень образования отражает результат познания и приобщения че-
Russian Germans, deportation, educational level, educational structure, educational potential. This article analyzes the dynamics of the educational level of the Germans who lived in the Krasnoyarsk Territory in the 1950-1980s. The article makes a conclusion about the deformation of the educational structure of the Germans as a result of the deportation. The research is based on the materials of postwar population censuses.
ловека и общества в целом к социальному опыту, ценностным идеалам, достижениям науки и культуры и т.д. Рост образовательного уровня выступает одним из важнейших инструментов социальной мобильности и трансформации социальной структуры общества.
Основные тенденции изменения уровня образования немцев Красноярского края после 1955 г. в принципе были теми же, что и у остальных народов, живших в регионе. Они определялись государственной политикой и единством общественно-политических, социально-экономических, культурных процессов, протекавших на территории края и страны. В то же время на образовательную деятельность немцев наложил отпечаток ряд особенностей. Территориальная разобщенность разных по численности локальных групп немцев, слабые коммуникационные связи между ними служили препятствием для формирования единого языкового и социокультурного пространства. Вследствие этого, а также из-за позиции центральных и местных государственно-партийных органов в регионе не сложилась система немецкого националь-
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
н
U
W PQ
ного образования и потому школа оказалась лишена одной из своих базовых функций по сохранению и передаче социально-исторического опыта последующим поколениям. Между тем один из путей адаптации этноса к новым условиям жизни, прежде всего детей и молодежи, лежал через образование.
В данной работе рассматривается процесс изменения образовательного уровня немцев, проживавших в Красноярском крае с конца 1950-х до конца 1980-х гг. Полученные в ходе исследования данные позволяют охарактеризовать уровень образования немцев в изучаемый период и проследить его динамику, выявить различия в образовательном облике поколений, сравнить изменение образовательной структуры немцев и жителей края в целом. Представление о результатах образовательной деятельности немцев дают материалы четырех Всесоюзных переписей населения 1959-1989 гг., дополненные документами Красноярского краевого комитета КПСС в виде отчетов и справок о положении немецкого населения и работе с ним. Источники извлечены из фондов РГАЭ и ГАКК.
Первая послевоенная перепись населения 1959 г. «запечатлела» последствия депортации для немцев и зафиксировала их стартовые обра-
зовательные возможности для всего последующего периода. К сожалению, в архиве представлены сведения только по немецкому населению Хакасской АО, в которой проживала шестая часть всех немцев края [Славина, Франц, 2014, 166-171]. Схожий характер расселения и преимущественно сельский образ жизни позволяют предположить, что тенденции развития немцев в Хакасии были такими же, как на остальной территории края, и на примере «хакасских» немцев можно представить ситуацию в целом (табл. 1).
Согласно переписи, самую многочисленную группу - 41,4 % немцев - составляли лица, получившие начальное и незаконченное семилетнее образование. Второй по численности была группа людей, не имевших никакого образования (38,4 %), пятая часть которых была неграмотной. Следовательно, образовательный облик немцев Хакасии определяли лица с начальным образованием и без него (79,8 %). Доля лиц с высшим и средним (в том числе неполным) образованием в возрасте 10 лет и старше составляла лишь пятую часть немецкого населения (20,2 %). В основном это были выпускники семилетней школы. Всего лишь 2,2 и 1,1 % представителей этноса имели дипломы техникумов и вузов, 0,6 % - незаконченное высшее образование.
Таблица 1
Уровень образования немецкого населения Хакасии в 1959 г, *
Возраст, лет На 1000 чел. имеют образование Не имеют начальн. обр-я
высшее н/высш. ср./ спец. ср./ общ. н/сред.и семилетн. н/семилетн. и начальн.
грамотн. неграмотн.
10-14 - - - 6 326 664 4
15-19 - 2 44 334 502 106 12
20-24 1 6 31 28 202 533 170 26
25-29 3 4 28 7 68 391 457 42
30-34 11 3 13 15 190 578 174 16
35-39 24 11 46 73 223 391 208 24
40-44 24 19 41 17 97 369 358 75
45-49 17 8 29 15 51 260 499 121
50-59 26 9 22 27 59 319 417 121
60 и старше 16 3 12 34 60 278 431 166
Всего** 11 6 22 25 138 414 325 59
* Рассчитано по: ФКУ «РГАЭ». Ф. 1562. Оп. 336. Д. 2935. /1. 169-252. ** В возрасте 10 лет и старше
На образовательной структуре жителей края, ше осложнили последствия депортации, поро-как и страны, неизгладимый след оставили собы- дившие неравные условия в образовании для не-тия военных лет. Положение немцев еще боль- скольких поколений. Подавляющее большинство
немецких детей не имели возможности посещать школу. В числе причин - как незнание русского языка, обусловленное предшествующим обучением на родном языке в национальной школе, так и бедственное положение оставшихся без имущества и средств к существованию немецких семей. Одной из самых трагических страниц в истории этноса стали трудовые мобилизации, в результате которых распались тысячи семей, дети остались сиротами при живых родителях, перейдя под опеку престарелых родственников или колхозов, а 15-16-летние подростки отправились вместе со взрослыми на принудительные работы, где о продолжении образования не могло идти и речи.
Под прямым воздействием указанных факторов оказались немцы, депортированные в край в возрасте 17 лет и младше (рожденные в 1924 г. и позднее). Сопоставление образовательного уровня немецкого населения и жителей края в целом приводит к нескольким заключениям: 1. Удельный вес лиц, не имевших начального образования, в том числе неграмотных, среди немцев был в три раза выше, чем в населении края (28,4 против 9,6 %), а доля выпускников семилетних и средних школ-в два раза ниже (17,6 и 35,0% соответственно) [Всесоюзная перепись населения 1959 г. ...]. 2. Удельный вес немцев, получивших высшее (включая незаконченное высшее) и среднее специальное образование, был значительно ниже, чем в среднем по краю: всего 1,0 и 2,4 %, тогда как среди жителей края - 3,7 и 8,0 % соответственно. Очевидно, что такой разрыв в образовательном уровне был обусловлен последствиями депортации. Формально немцы не были лишены права получать профессиональное образование. Однако большинство из них не смогли поступить в вузы и техникумы из-за запрета покидать место спецпоселения (ГАКК. Ф. П-26. Оп. 24. Д. 11. Л. 492; Оп. 25. Д. 12. Л. 50). Такая практика, конечно, не была повсеместной и часто определялась личным отношением коменданта к спецпоселенцам.
Чтобы понять, какой урон в образовательной сфере нанесла немцам депортация, нужно проанализировать и сравнить уровни образования немцев и жителей края, окончивших учебные заведения до войны (рожденных в 1923 г. и ранее).
Если 35-39-летние немцы, получившие школьное образование в местах прежнего проживания, но вынужденные с началом войны оставить учебу в техникумах и вузах, по уровню образованности не уступали жителям края, то немцы в возрасте 40 лет и старше их превосходили. Так, удельный вес выпускников высших и средних учебных заведений среди них был выше, чем в населении края в 1,1 раза (14,2 против 13,0 %), доля лиц с начальным образованием - в 1,6 раза (30,3 и 18,7 % соответственно). Более половины немцев и две трети жителей края не имели образования, а удельный вес неграмотных составлял 12,4 и 27,0 % соответственно. Таким образом, количественные и качественные образовательные характеристики немцев, рожденных до 1923 г., были гораздо выше, чем у их сверстников - жителей края и представителей младших поколений.
Несмотря на то что в Красноярском крае системы немецкого национального образования создано не было, такая потребность у населения существовала. Но реализация подобной инициативы сталкивалась с различными препятствиями. В школах края недоставало учебной литературы на немецком языке. Еще острее стоял вопрос кадрового обеспечения. Школы, особенно сельские, испытывали постоянный дефицит учителей иностранного языка. Введение дополнительной нагрузки не всегда отвечало возможностям образовательных учреждений. Кроме того, разделилась позиция самих родителей: некоторые поддерживали данное нововведение или выступали его инициаторами, другие же были категорически против. Страх за судьбу детей толкал их на сознательный отказ от языка своей национальности. Главным для них становилась психологическая адаптация детей и скорейшее продолжение обучения, что было возможно только на русском языке.
Оценивая состояние образовательной структуры немецкого этноса в 1959 г., с твердой уверенностью можно говорить, что депортация нанесла непоправимый урон образовательному потенциалу, подорвав основные механизмы его трансляции и приумножения, вследствие чего один из главных социальных лифтов оказался закрыт. По стартовым образовательным возможностям немцы су-
<
аз
Щ
УЗ
I
С
03
С
в
к
Щ
и т н
о
рц < ^
о ^ о о и к с О
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
§
и
и
И V
К
ь
и
<с
И
и
н
и
ш
щественно уступали представителям других национальностей. Подъем их образовательного уровня в последующие десятилетия был неотделим от русификации всего образовательного процесса, что неминуемо вело к утрате родного языка.
В росте образовательного потенциала немецкого этноса решающее значение имели 1960-1970-е гг. За этот период уровень обязательного образования в стране повышался дважды: всеобщее восьмилетнее было введено в конце 1950-х гг., среднее - в 1970-е гг.
Осуществление школьной реформы началось в условиях слабого развития системы образовательных учреждений, перегруженности школ, бедной материально-технической базы, что сыграло немаловажную роль на ее результатах. Основным показателем ее эффективности был уровень образования молодежи. Перепись населения 1970 г. продемонстрировала, что неполную среднюю школу окончили 51,3 % 15-19-летних и 42,0 % 20-24-летних немцев, среднюю - 14,2 и 22,6 % соответственно. Эти данные были близки к общекраевым показателям (РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Д. 5234. Л. 49). Спустя десятилетие перепись населения 1979 г. подвела первые итоги реализации среднего всеобуча. За межпереписной период трижды увеличилось число выпускников средних школ. А среди молодежи 15-29 лет уже 35,8% имели среднее и 39,7 % восьмилетнее образование (ГАКК. Ф. Р-1300. Оп. 7. Д. 192. Л. 55-56).
Введение восьмилетнего и среднего всео-бучей положительно отразилось на образовательной структуре немцев. Обеспечение государством равного доступа к образованию для детей и молодежи разных национальностей становилось основой быстрого роста их образовательного уровня. Если в 1970 г. образовательный облик немецкого этноса определяли еще лица с начальным образованием (42,3 %) и без образования (25,6 %), то в 1979 г. - уже выпускники средних и неполных средних школ (41,3 %), а также начальных (31,8 %). Во многом это стало закономерным результатом государственной политики в сфере образования, а также следствием структурного фактора, вызванного старением и уходом из жизни старших поколений, среди которых был высокий удельный вес неграмотных лиц, хоть и значительно ниже, чем у населения края.
Итоги роста образовательного уровня немцев в советский период подвела перепись населения 1989 г. (табл. 2). Согласно ее данным, 38,0 и 51,8 % 15-19-летних немцев имели соответственно среднее и неполное среднее образование. Перепись застала их в школьном и студенческом возрасте, поэтому ее результаты нельзя считать итоговыми. В полной мере можно судить о качестве образовательной подготовки немцев в возрасте 20-29 лет. Абсолютное большинство (98,6 %) из них получили восьмилетнее образование и выше, половина окончили среднюю школу.
Таблица 2
Уровень образования немецкого населения Красноярского края в 1989 г., %*
Возраст, лет На 1000 чел. имеют образование Не имеют
высшее н/высш. ср./спец. ср./общ. неп./сред. начальн. начальн. обр-я
10-14 - - - - 54 857 89
15-19 - 6 48 380 518 42 6
20-24 48 47 278 520 93 9 5
25-29 93 17 285 498 94 8 5
30-34 126 12 278 448 126 7 3
35-39 131 10 285 335 215 22 2
40-44 143 10 264 250 275 54 4
45-49 101 3 173 146 320 224 33
50-59 32 1 65 46 167 465 224
60 и старше 14 5 35 32 153 453 308
Всего** 56 10 153 234 190 247 110
* Рассчитано по: КГКУ «ГАКК». Ф. Р-1300. Оп. 7. Д. 447. Л. 24-25. ** В возрасте 10 лет и старше.
Повышение профессионального образования молодежи явилось характерной чертой изучаемого периода. Немцы не стали исключением. Еще в 1959 г., по данным переписи, среди «хакасских» немцев в возрасте 20-24 и 25-29 лет лишь 0,4 и 0,3 % имели высшее образование. В это же время жители края даных возрастов по доле выпускников вузов превосходили бывших спецпоселенцев в 4,6 и 9 раз соответственно. Период образовательной активности немцев в указанном возрасте совпал с ужесточением после войны режима спецпоселения. Лишь после его ликвидации немцы стали «наверстывать» упущенное.
Усложнение отраслевой структуры народного хозяйства в 1960-1980-х гг. требовало от работников любой национальности наличия профессиональной подготовки. Для немцев же приобретение специальности было еще важнейшим средством возвращения в нормальную жизнь. По данным переписей населения с 1970 по 1989 г., доля выпускников вузов среди 20-24~летних немцев увеличилась более чем в 5 раз (с 0,9 до 4,8 %), среди 25-29-летних - в 2,4 раза (с 3,8 до 9,3 %). Стабильно росла популярность среднего специального образования. За два десятилетия удельный вес выпускников техникумов среди немцев 15-19 лет вырос в 4,4 раза (с 1,1 до 4,8 %), 20-24 лет - в 2,8 раза (с 9,9 до 27,8 %). Росту образования способствовало расширение сети профессиональных учебных заведений в крае. К концу советской эпохи исчезли и различия в образовательном облике молодежи разных этносов. Немцы по образовательному уровню перестали качественно отличаться от русских, а по доле выпускников техникумов и средних школ даже превзошли их в 1,2 раза, настолько же уступая им в высшем образовании [Всесоюзная перепись населения 1989 г. ...].
Немецкие женщины, в отличие от жительниц края в целом, так и не смогли до конца советской эпохи превзойти мужчин по уровню образования: 60,1 % немок и 68,8 % немцев имели высшее и среднее (включая неполное) образование. Женщины значительно уступали мужчинам по качеству общеобразовательной под-
готовки (36,5 % немок и 48,7 % немцев окончили средние и неполные средние школы), хотя устойчиво опережали их по уровню профессионального образования (23,6 и 20,1 % выпускников вузов и техникумов соответственно), особенно в младших поколениях.
Существенно сокращалась разница в уровне образованности городских и сельских немцев. Если в 1970 г. горожане превосходили сельчан по доле выпускников вузов в 6,8 раза, то в 1989 г. - в 2,8 раза, техникумов - в 3,4 и 1,6 раза, школ - в 1,7 и 1,3 раза соответственно. За двадцать лет доля лиц с высшим образованием среди городских немцев увеличилась в 3 раза, со средним специальным - в 3,5 раза, со средним общим - в 2,6 раза. В селах этот рост был более внушительным: доля выпускников вузов выросла в 7,5 раза, техникумов - в 7,3, средних школ -в 6,6 раза. В то же время три четверти городских и лишь половина сельских немцев имели среднее (полное и неполное) образование и выше. Работая в совхозах, сельчане не были заинтересованы в повышении своего образования, а все необходимые знания и умения они приобретали в процессе трудовой деятельности. К тому же слабая общеобразовательная подготовка снижала конкурентоспособность сельских абитуриентов. А территориальная удаленность профессиональных образовательных учреждений и последующий отрыв от семьи, связанный с обучением, финансово и психологически осложняли поступление в вузы и техникумы.
Несмотря на столь значительные качественные изменения в образовательной структуре немцев, оставались нерешенные проблемы. Всеобщее среднее образование немецкого населения так и не было достигнуто. Более половины (54,7 %) немцев старше 10 лет не имели аттестатов средней школы. Даже среди самой образованной его части - молодежи 20-29 лет - полное среднее образование получили 89,3 % лиц.
По-прежнему сохранялась высокая доля лиц, имевших лишь начальное образование и ниже. В 1989 г. каждый третий немец (35,7 %) относился к их числу. Они встречались во всех возрастных группах от 15-19-летних (4,8 %) до нем-
<
аз
Щ
УЗ
I
С
03
С
в
к
Щ
и
03
н
о
Рн
о ^ о о и к с О
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
§
и
и
И V
К
ь
и
<с
И
и
Н
и
ш
цев 60 лет и старше (76,1 %). Отдельно стоит отметить лиц без образования. В 1970 г. их удельный вес составлял 25,6 %, в 1989 г. - 11,0 % (у русских 20,3 и 6,3 % соответственно). Безусловно, абсолютное большинство из них составляли лица преклонного возраста, а также те, кто пережил депортацию.
С повышением образовательного уровня молодежи увеличивался социокультурный разрыв между поколениями. Если в 1989 г. абсолютное большинство молодежи (83,0 %) имело высшее и среднее образование, то их родители, напротив, окончили восьмилетнюю школу и ниже, а дедушки и бабушки - начальную и не имели образования. Такие масштабные различия в образовательном уровне порождали и различия в образе жизни, мировоззрении, ослабляли связь между поколениями, которая является важнейшим механизмом передачи этнокультурных традиций и ценностей. Это только усиливало негативные последствия обрусения и ассимиляции немцев.
Результаты переписей продемонстрировали, что деформированная депортацией образовательная структура немцев оказалась трудновосстановимой. Ее выравнивание осуществлялось лишь с уходом из жизни малообразованных и неграмотных поколений. Стремительное постарение немецкого этноса приводило к тому,
что все время образовательный облик немцев определяли лица средних и старших возрастов (из-за их преобладания в возрастной структуре), которые несли на себе след пережитой трагедии. После распада СССР эта тенденция только усилилась - немецкий этнос стал еще быстрее стареть из-за ассимиляции и эмиграции.
Список сокращений
1. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.
2. РГАЭ - Российский государственный архив экономики.
Библиографический список
1. Всесоюзная перепись населения 1959, 1989 гг, Распределение населения РСФСР и ее регионов по возрасту и уровню образования // Демоскоп Weekly. URLhttp:// demoscope.ru/weekly/ssp/rus_edu_59. php?reg=72; http://demoscope.ru/weekly/ ssp/rus_edu_age_89.php?reg=76
2. Славина Л.Н., Франц Е.А. Эволюция половозрастной структуры российских немцев в 1950-1980-х гг. (на примере Красноярского края) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4.
3. Указ Президента РФ от 21.02.1992. № 231. URL: http://www.kremiin.ru/acts/bank/922