Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / занятость населения / рабочая сила / безработица / уровень безработицы / labor market / employment / labor force / unemployment / unemployment rate

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

В данной научной работе раскрывается понятие безработицы и ее значение с точки зрения функционирования региональной экономики. Анализируется общий уровень безработицы в России, в регионах Северо-Кавказского федерального округа и в Республике Дагестан в период с 2005 по 2022 год. Также рассматривается уровень зарегистрированной безработицы в разрезе субъектов федерального округа. Основное внимание уделяется особенностям развития динамики безработицы в Республике Дагестан. Сделаны выводы о зависимости уровня безработицы населения и развития региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE UNEMPLOYMENT LEVEL IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN MODERN CONDITIONS

This scientific work reveals the concept of unemployment and its significance from the point of view of the functioning of the regional economy. The overall level of unemployment in Russia, in the regions of the North Caucasus Federal District and in the Republic of Dagestan in the period from 2005 to 2022 is analyzed. The level of registered unemployment by federal district subjects is also considered. The main attention is paid to the peculiarities of the development of unemployment dynamics in the Republic of Dagestan. Conclusions are drawn about the relationship between the level of unemployment of the population and the development of the region as a whole.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 331.5 ББК 65.240

DOI 10.24412/2412-2025-2023-1-65-70

Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Abdulmanapov Pirmagomed Gabibullaevich - PhD in Economics, Senior Researcher Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

DYNAMICS OF THE UNEMPLOYMENT LEVEL IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN MODERN CONDITIONS

В данной научной работе раскрывается понятие безработицы и ее значение с точки зрения функционирования региональной экономики. Анализируется общий уровень безработицы в России, в регионах СевероКавказского федерального округа и в Республике Дагестан в период с 2005 по 2022 год. Также рассматривается уровень зарегистрированной безработицы в разрезе субъектов федерального округа. Основное внимание уделяется особенностям развития динамики безработицы в Республике Дагестан. Сделаны выводы о зависимости уровня безработицы населения и развития региона в целом.

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, рабочая сила, безработица, уровень безработицы.

This scientific work reveals the concept of unemployment and its significance from the point of view of the functioning of the regional economy. The overall level of unemployment in Russia, in the regions of the North Caucasus Federal District and in the Republic of Dagestan in the period from 2005 to 2022 is analyzed. The level of registered unemployment by federal district subjects is also considered. The main attention is paid to the peculiarities of the development of unemployment dynamics in the Republic of Dagestan. Conclusions are drawn about the relationship between the level of unemployment of the population and the development of the region as a whole.

Key words: labor market, employment, labor force, unemployment, unemployment rate.

Безработица может оказывать негативное влияние на экономический рост в слаборазвитых регионах. По мнению Международной организации труда (МОТ), «безработным считается тот, кто ищет работу, но так и не находит ее» [8]. «Рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в географических пределах экономического региона в течение определенного периода времени, называется валовым внутрен-

ним продуктом страны» [5]. Согласно теории труда, спрос на рабочую силу является производным спросом. Это означает, что спрос на рабочую силу является фактором производства и зависит от степени экономической активности страны.

Это явление проявляется во время увеличения инвестиций из-за роста национального дохода, когда фирмы и отрасли движутся к увеличению предложения товаров и услуг для производства. С каждым увеличением национального дохода покупательная способность потребителя будет высокой, что приведет к тому, что корпоративный сектор будет производить все больше и больше, что приведет к увеличению спроса на рынке труда. «Это означает, что с каждым увеличением ВВП в экономике создается больше рабочих мест и возможностей. Следовательно, ВВП и безработица обратно пропорциональны друг другу» [5]. Исследования Хербенера привели к выводу, что, если правительство страны хочет снизить безработицу в стране, оно должно принять некоторые практические меры для увеличения национального дохода (ВВП) страны.

Безработица и инфляция являются макроэкономическими факторами, которые оказывают существенное влияние на экономический прогресс региона. По мнению Пигу, «развивающиеся страны стремятся достичь более высоких темпов экономического роста в кратчайшие сроки. Эти страны приобрели передовые технологии у западных стран, но приняли неэффективную политику для достижения более быстрого экономического роста, что привело к устойчивому росту безработицы [3]. По мнению Агиона и Ховитта, «усиление экономического роста привело к появлению в экономике новых методов и технологий, что привело к увеличению безработицы» [4]. По словам Лина, «слаборазвитые страны проводят капиталоемкую политику, которая не способна создать конкурентный рынок» [7]. Такая политика является основной причиной неспособности страны добиться лучшего экономического роста.

Численность безработных в стране уже два десятилетия стабильно сокращается. За последнюю пятилетку тренд уменьшения численности безработных в России сохранился, но имелись существенные колебания, связанные с ограничительными мерами из-за пандемии. Аналогичные скачки в динамике безработицы имели место и в СевероКавказском федеральном округе (см. табл. 1). В период с 2019 г. по 2021 г. численность безработных росла по сравнению с предыдущим периодом. Однако по данным органов государственной статистики в 2022 году данный показатель опустился ниже значения 2018 года, что свидетельствует о возвращении динамики в привычный тренд развития. По сравнению с допандемийным периодом численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2022 году оказалась ниже на 2,3 тыс. человек. Подобная картина наблюдается почти во всех регионах федерального округа, за исключением Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания. В этих регионах безработица после завершения пандемии не вернулась к показателям 2018 года. В Северной Осетии-Алании показатель безработицы 2018 года превысил на 1,5 тыс. человек (4,1%), в Ингушетии - на 12,9 тыс. человек (19,5%), в Дагестане - на 13,4 тыс. человек (8,4%).

Таблица 1

Численность безработных в возрасте 15 лет и старше по субъектам Северо-Кавказского федерального округа России (по данным выборочных обследований рабочей силы), тыс. человек [6]

2018 2019 2020 2021 2022 Рост за 20182022 гг.

Северо-Кавказский федеральный округ 491,1 509,3 625,6 576,9 488,7 -2,3

Республика Дагестан 160,0 179,3 201,5 206,4 173,5 13,4

Республика Ингушетия 66,4 68,2 77,7 82,3 79,3 12,9

Кабардино -Балкарская Республика 47,0 47,7 66,9 52,8 44,7 -2,3

Карачаево-Черкесская Республика 25,9 23,8 30,1 26,2 21,4 -4,4

Республика Северная Осетия - Алания 36,5 37,5 44,0 42,1 38,0 1,5

Чеченская Республика 86,3 85,9 120,8 94,9 72,0 -14,3

Ставропольский край 69,0 66,9 84,6 72,2 59,8 -9,1

Уровень безработицы в Российской Федерации также в целом держит тенденцию к снижению, несмотря на заметный скачок в панде-мийные годы. В настоящее время лишь 3,9% экономически активного населения страны по данным выборочных обследований рабочей силы относятся к безработным лицам (см. табл. 2). В Северо-Кавказском федеральном округе данный показатель существенно выше - 10,3%, но тенденция положительная. Кроме двух регионов - Республики Дагестан и Республики Ингушетия, субъекты СКФО нивелировали показатели уровня безработицы после снятия ограничительных мер, связанных с распространением короновирусной инфекции, и вернулись в нормальный тренд развития рынка труда. В Республике Дагестан по последним данным уровень безработицы составляет 12,1%, что на 0,5процентных пункта выше по сравнению с 2018 годом, когда отмечалось самое низкое значение данного показателя.

Численность зарегистрированных безработных в России и в регионах также в целом держит тенденцию к снижению. Так же, как и с динамикой безработицы по методологии Международной организации труда, во время пандемии отмечается многократное увеличение официальных безработных. Однако к 2022 году ситуация на рынке труда страны стабилизировалась и численность зарегистрированных граждан опустилась до значения 564,1 тыс. человек, что является минимальным показателем за весь постсоветский период (см. табл. 3).

Таблица 2

Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации (по данным выборочных обследований рабочей

силы), в процентах [6]

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Российская Федерация 5,2 4,8 4,6 5,8 4,8 3,9

Северо-Кавказский федеральный округ 11,0 10,5 11,0 13,9 12,4 10,3

Республика Дагестан 12,0 11,6 13,0 15,7 15,1 12,1

Республика Ингушетия 26,4 26,3 26,4 29,8 30,9 28,5

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Кабардино -Балкарская Республика 10,4 10,4 10,7 14,8 11,7 10,0

Карачаево-Черкесская Республика 13,5 12,0 11,7 14,7 12,3 9,8

Республика Северная Осетия - Алания 11,8 10,3 12,1 15,4 13,4 11,9

Чеченская Республика 14,0 13,7 13,5 18,5 14,5 11,0

Ставропольский край 5,2 5,0 4,8 6,2 5,3 4,3

Таблица 3

Численность зарегистрированных безработных (на конец года; тысяч человек) [6]

2005 2010 2015 2020 2021 2022

Российская Федерация 1830,1 1589,4 1001,1 2773,1 776,9 564,1

Северо-Кавказский федеральный округ 524,3 378,4 168 480,1 157,4 116,3

Республика Дагестан 50,9 40,2 27,1 106,4 34 16,2

Республика Ингушетия 48,8 48,8 29,6 47,8 39,4 27,1

Кабардино -Балкарская Республика 37,7 12 8,9 74,2 11,1 7,6

Карачаево-Черкесская Республика 5,9 5,5 3,9 22,5 2,9 2,2

Республика Северная Осетия - Алания 18,7 12,8 8,1 19,4 5,3 3

Чеченская Республика 332,7 232,2 74,8 125,2 51,9 51,9

Ставропольский край 29,7 27 15,6 84,5 12,6 8,3

Численность зарегистрированных безработных во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа России с 2005 года снижается. По последним данным наибольшая численность официальной безработицы зафиксирована в Республике Чечня - около 52 тыс. человек. Более 27 тыс. человек обратились в службу занятости и признано безработными в Республике Ингушетия. На третьем месте расположился Дагестан -16,2 тыс. человек безработных. Но даже по сравнению с 2015 годом эти показатели по республикам существенно снизились, что свидетельствует о положительной динамике в развитии экономики в регионах и нормализации ситуации на рынке труда.

Наиболее ясную картину состояния рынка труда предоставляет уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный в процентах от экономически активного населения. За 2022 год уровень официальной безработицы в стране составил 0,8%, что является историческим минимумом для России. По Северо-Кавказскому федеральному округу этот показатель более чем в три раза выше - 2,5% экономически активного населения. По регионам СКФО высокий уровень безработицы наблюдается в Ингушетии (9,8%) и в Чеченской Республике (8%). В остальных субъектах уровень официальной безработицы не превышает 2%. Наиболее благоприятная ситуация отмечается в Ставропольском крае - 0,6% (см. табл. 4).

Таблица 4

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года; по данным Федеральной службы по труду и занятости; в процентах от экономически активного населения) [6]

2020 2021 2022

Российская Федерация 3,7 1 0,8

Северо-Кавказский федеральный округ 10,7 3,4 2,5

Республика Дагестан 8,3 2,5 1,1

Республика Ингушетия 18,4 14,9 9,8

Кабардино-Балкарская Республика 16,4 2,5 1,7

Карачаево-Черкесская Республика 11,1 1,4 1

Республика Северная Осетия - Алания 6,8 1,7 0,9

Чеченская Республика 19,2 8 8

Ставропольский край 6,2 0,9 0,6

В Республике Дагестан, несмотря на традиционную трудоизбы-точность и депрессивный характер экономики, динамику сокращения безработицы следует оценивать как благоприятную. На конец 2022 года численность зарегистрированной безработицы снизилась до 16,2 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек меньше, чем в 2019 году - до начала кризисного периода, связанного с распространением коронавирусной инфекции (рис. 1). Если не брать в расчет кризисные 2020-2021 годы, то численность официальных безработных в регионе стабильно уменьшается.

Уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный в процентах от экономически активного населения, тоже снижается пропорционально абсолютным значениям. К началу 2023 года данный показатель опустился ниже 1,2%. По сравнению с 2019 годом, к концу 2022 года уровень безработицы опустился на 0,3 процентных пунктов. В целом динамика изменения уровня официальной безработицы подтверждает благоприятный тренд развития рынка труда и свидетельствует о целесообразности продолжения курса социально-экономического развития республики.

Таким образом, по всей стране отмечается тенденция сокращения безработицы. Аналогичная ситуация наблюдается и в Северо-Кавказском федеральном округе. Причем, снижение безработицы отмечается как в абсолютных значениях, так и в относительных. Кроме того, с каждым годом уменьшается число обратившихся в службу занятости населения за предоставлением статуса безработного гражданина, а также снижается численность зарегистрированных безработных в государственных учреждениях службы занятости.

30

90

70

50

10

_10 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

^^^ Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года; по данным Министерства труда Республики Дагестан; тыс. человек)

Рис. 1. Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости в Республике Дагестан В Республике Дагестан, как и в большинстве регионов Северного Кавказа, уровень безработицы устойчиво держит тенденцию к снижению, что подтверждается как по данным Министерства труда Республики Дагестан, так и по данным выборочных обследований рабочей силы, проводимых территориальными органами государственной статистики. К настоящему времени уровень безработицы опустился до минимального уровня за весь постсоветский период развития, что свидетельствует об эффективности реализуемой в регионе социально-экономической политики.

1. Абдулманапов, П.Г. Социально-демографические вызовы и проблема расширения рынка труда в Республике Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2015. - № 2. - С. 9-18.

2. Абдулманапов, П.Г. Трудовой потенциал сельской местности экономически отсталого региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 4. - С. 337-349.

3. Pigou A.C. „The Theory of Unemployment", Macmillan, London. (1993).

4. Aghion P., Howitt P.: Growth and unemployment. Rev. Econ. Stud. 1994. 61(3), 477-494.

5. Herbener J.M.: The Fallacy of the Phillips Curve". Dissent on Keynes: A Critical Appraisal of Keynesian Economics. 2011. New York: Praeger.

6. Официальная статистика. - URL: https://05.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank.htm

7. Lin J.Y.: Development strategies for inclusive growth in developing Asia. 2004. Asian Dev. Rev. 21(2), 1-27.

8. Strobl E., Byrne D.M.: Defining unemployment in developing countries: evidence from Trinidad and Tobago. 2002. Available at SSRN 372465.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.