А. И. ТРОФИМЕНКО, Ф. А. НЕХАЙ, А. Х. КАДЕ, С. А. ЗАНИН
динамика ЦИТоКИНоВого СТАТУСА И уровня 1-ЭНдорфИНА у больных с ишемическим инсультом при применении тэс-терапии
Кафедра общей и клинической патофизиологии ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4; тел. (861) 262-40-31. E-mail: [email protected]
Целью исследования являлось изучение влияния ТЭС-терапии на динамику баланса про- и противовоспалительных цитокинов при ишемическом инсульте. Произведена оценка уровня интерлейкина-1р, -6, -10 у 60 пациентов с ишемическим инсультом, разделенных на 2 группы: 1-я группа - пациенты, получающие стандартное лечение, 2-я группа - пациенты, получающие стандартное лечение и ТЭС-терапию. Биохимические исследования в обеих группах проведены в 1, 4, 8-е сутки пребывания в стационаре. Показано, что применение ТЭС-терапии имеет гомеостатическую направленность, нормализуя уровни интерлейкина-1р и интерлейкина-6, а также увеличивая уровень интерлейкина-10 и p-эндорфина, что оказывает нейропротекторный эффект.
Ключевые слова: ТЭС-терапия, цитокины, ишемический инсульт.
A. I. TROFIMENKO, F. A. NEKHAY, A. КН. KADE, S. A. ZANIN
DYNAMICS OF THE CYTOKINES STATUS AND LEVEL B-ENDORPHIN AT PATIENTS WITH AN ISCHEMIC STROKE AT APPLICATION OF TES-THERAPY
Chair of the general and clinical pathophysiology Kuban state medical university of the Ministry of health care of the Russian Federation, Russia, 350063, Krasnodar, Sedina street, 4; tel. (861) 262-40-31. E-mail: [email protected]
A research objective was studying of influence of TES-therapy on dynamics of balance about pro- and anti-inflammatory cytokines at an ischemic stroke. The level assessment interlaken-1p, 6, 10 at 60 patients with an ischemic stroke divided into 2 groups is made: 1 group is the patients receiving standard treatment. The 2nd group - the patients receiving standard treatment and TES-therapy. Biochemical researches in both groups are conducted in 1, 4, 8 days of stay in a hospital. It is shown that application of TES-therapy has a homeostatic focus, normalizing levels interlaken-1p and interlaken-6, and also increases level interlaken-10 and р-endorphin that renders neurotyre-tread effect.
Key words: TES-therapy, cytokines, ischemic stroke.
Ишемический инсульт (ИИ) занимает одно из ве- фузии ткани ГМ и нейропротективная терапия
дущих мест среди современных общемировых ме- [3]. Главное в протекции - это воздействие на
дико-социальных проблем ввиду высоких, имеющих зону «пенумбры» для предотвращения гибели
тенденцию к росту, показателей заболеваемости и клеток [3]. Таким перспективным направлением
смертности [1, 4]. В РФ заболеваемость ИИ среди является метод транскраниальной электрости-
лиц старше 25 лет составила 3,48±0,21, смертность муляции (ТЭС-терапия) [7]. ТЭС-терапия на-
от инсульта - 1,17±0,06 на 1000 населения в год. Ос- правлена на избирательную активацию защит-
трые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) ных (антиноцицептивных) механизмов мозга,
составляют 21,4% в структуре общей смертности по ключевую роль в деятельности которых играет
РФ. ИИ - преобладающая причина инвалидизации эндогенная опиоидергическая система [5]. ТЭС-
населения (3,2 на 1000 населения). ИИ - это ОНМК терапия стимулирует активность стресс-лими-
в ГМ с развитием стойких симптомов поражения, вы- тирующих систем (СЛС) организма [5]. Действие
званных инфарктом в веществе мозга. ТЭС-терапии носит комплексный, системный,
Изменяющаяся концентрация р-эндорфина в гомеостатический характер, а все эффекты
крови оказывает значительное влияние на жизне- обусловлены центральным или периферичес-
способность клеток в области «пенумбры» [5]. ким влиянием опиоидергической системы [5, 6].
В основе патогенетической терапии ИИ ле- У ТЭС-терапии выраженный иммуномодулиру-
жат два основных направления: улучшение пер- ющий эффект [5].
Таким образом, применение ТЭС-терапии может иметь определенные перспективы при лечении ИИ, поскольку она способна влиять на баланс про- и противовоспалительных цитокинов и изменять динамику морфологических изменений в очаге церебральной ишемии [5].
Целью исследования являлось изучение влияния ТЭС-терапии на динамику баланса про- и противовоспалительных цитокинов при ишеми-ческом инсульте.
Материалы и методы исследования
В работе произведена оценка уровня про- и противовоспалительных интерлейкинов (ИЛ) (1ß, -6, -10) у 60 пациентов с ИИ в острейшую и острую фазы, находящихся на стационарном лечении в неврологическом отделении № 2 МБУЗ «ККБ № 2» города Краснодара. При оценке неврологического статуса отмечали наличие и выраженность общемозговой симптоматики (нарушения уровня сознания (шкала ком Глазго), головная боль, тошнота, рвота, судороги), менингеальных симптомов и очаговой неврологической симптоматики. Количественная оценка выраженности неврологического дефицита у больных с ИИ оценивалась шкалой инсульта Национального института здоровья (NIH Stroke Scale) и скандинавской шкалой. Степень функционального восстановления больных с ИИ оценивали по индексу Бартела, модифицированной шкале Рэнкина. Все 60 пациентов были разделены на 2 группы: 1-я группа - это пациенты с ИИ в острейший и острый периоды, получающие стандартное лечение, согласно рекомендациям ESO (2008). 2-я группа -пациенты с ИИ, получающие стандартное лечение согласно рекомендациям ESO (2008) и ТЭС-терапию. Статистическую обработку полученных данных осуществляли методами непараметрической статистики с помощью программы «Statistika 6». Данные работы представлены в виде М и m. Сравнение выборок проведено по непараметрическому критерию Вилкоксона, с установлением уровня значимости *p<0,05 и **p<0,01.
Результаты исследования и обсуждение
При поступлении в стационар у пациентов с ИИ отмечается повышенный уровень ИЛ-Iß и ИЛ-6 (1-я и 2-я группы), что является основой развития синдрома системного воспалительного ответа (ССВО). ИЛ-Iß является ключевым медиатором микроглиальных нейроиммунных функций. В ответ на развитие ишемии мозга у пациентов 1-й группы его уровень возрастал наиболее сильно, начиная с 1-х суток и дальнейшим ростом на 4-е и 8-е сутки после возникновения ИИ. При сравнении с группой контроля имело место увеличение в 7,1 раза (рис. 1). Это связано с тем, что синтез ИЛ-^ микроглией является сигналом
Рис. 1. Динамика уровня ИЛ-1р у пациентов 1-й и 2-й групп с ишемическим инсультом в острейший и острый периоды
для запуска образования других провоспалитель-ных цитокинов, а также стимуляции астроцитов к продукции потенциальных нейротоксических веществ, таких как N0 и метаболиты арахидоновой кислоты [2].
У пациентов 2-й группы, с использованием ТЭС-терапии в комбинированном лечении ИИ, на 1-е сутки содержание ИЛ-1р в плазме крови достоверно (р<0,01) выросло 4,4 раза по сравнению со значением группы контроля. ТЭС-тера-пию начинали в день поступления в стационар. К 4-м суткам уровень ИЛ-1р достоверно (р<0,01) снизился до минимального значения (0,03 пг/мл) по сравнению с 1-ми сутками. На 8-е сутки лечения ИИ содержание ИЛ-1р оставалось на том же уровне (рис. 1). Таким образом, проведение ТЭС-терапии способствует выраженному снижению уровня ИЛ-1р.
У пациентов 1-й и 2-й групп отмечено стойкое выраженное повышение уровня ИЛ-6 при поступлении в стационар. Он был выше в 2,0 и 2,4 раза соответственно, что отражает активное течение асептического воспаления в ответ на развитие церебральной ишемии. На 4-е сутки у пациентов 1-й группы уровень ИЛ-6 достоверно (р<0,01) превышал в 3,1 раза контрольное значение. А во 2-й группе пациентов, которым одновременно проводили ТЭС-терапию, на 4-е сутки его уровень снижался до исходного, оставался таким же на 8-е сутки - 2,4±1,66 пг/мл и был достоверно (р<0,01) ниже по сравнению с 1-ми сутками (рис. 2).
Рис. 2. Динамика уровня ИЛ-6 у пациентов 1-й и 2-й групп с ишемическим инсультом в острейший и острый периоды
В плазме крови у пациентов 1 группы с ИИ при поступлении в стационар уровень ИЛ-10 не отличался от содержания в группе контроля. На 4-е сутки в 1-й группе пациентов не отмечено роста содержания этого цитокина. По отношению к контролю его уровень достоверно (р<0,01) снизился на 1,19 пг/мл, а по сравнению с 1-ми суткам не изменился (рис. 3). На 8-е сутки терапии он продолжал достоверно (р<0,01) снижаться и стал меньше в 1,2 раза по сравнению с 4-ми сутками, достигая минимального уровня за все дни наблюдения. Его уровень был также достоверно (р<0,01) ниже контрольного уровня в 1,3 раза (рис. 3).
Рис. 3. Динамика уровня ИЛ-10 у пациентов 1-й и 2-й групп с ишемическим инсультом в острейший и острый периоды
Рис. 4. Динамика уровня р-эндорфина у пациентов 1-й и 2-й групп с ишемическим инсультом в острейший и острый периоды
Таким образом, падение уровня важнейшего противовоспалительного цитокина происходило на фоне повышенного содержания провоспали-тельных цитокинов (ИЛ-1р, ИЛ-6). С одной стороны, это свидетельствует о высокой активности воспалительного процесса в ткани мозга, с другой - о дисрегуляции цитокинового статуса при развитии выраженной воспалительной реакции, что может увеличить размеры инфаркта мозга.
Все изменения в 1-й группе сочетались с постоянным снижением уровня р-эндорфина, кото-
рый к 8-м суткам стал достоверно (р<0,01) ниже в 3,0 раза по сравнению с группой контроля и в 1,7 раза - с 1-ми сутками при включение ТЭС-тера-пии в комбинированное лечение пациентов с ИИ согласно рекомендациям ESO (2008) привело к следующим изменениям содержания ИЛ-10 (рис. 3).
Применение ТЭС-терапии в течение 8 суток препятствовало снижению в сыворотке крови содержания ИЛ-10, которое составило на 4-е сутки 8,26±2,16 пг/мл, что достоверно (р<0,01) выше по отношению к 1-м суткам. К 8 суткам его уровень составил 10,35±3,8 пг/мл, что достоверно (р<0,01) больше по отношению к 1-м и 4-м суткам (рис. 3).
Таким образом, добавление ТЭС-терапии в стандарт лечения пациентов с ИИ в острейший и острый периоды способствует активации противовоспалительного звена, что, в свою очередь способствует уменьшению выраженности вторичного повреждения при ИИ и препятствует расширению области некроза. Необходимо отметить, что все изменения содержания ИЛ-10 во 2-й группе сочетались с повышением уровня ß-эндорфина, который к 8-м суткам стал достоверно (р<0,01) выше в 1,4 раза по сравнению с 1-ми сутками, что приближалось к уровню группы контроля (рис. 4).
Опиоидные пептиды, продукция которых поддерживается ТЭС-терапией, потенциально способны ограничивать глутаматэргическую эксайто-токсичность. Это, в свою очередь, способствует развитию нейропротективного эффекта, особенно в 1-е сутки развития острой локальной церебральной ишемии [5].
Это наблюдалось у пациентов во 2-й группе (рис. 4). При поступлении пациентов (в 1-е сутки) отмечена депрессия опиоидэргического звена СЛС - уровень ß-эндорфина был достоверно (р<0,01) меньше, чем в группе контроля, в 1,7 раза. Но на 8-е сутки использования ТЭС-терапии он достоверно (р<0,01) вырос в 1,4 раза по сравнению с 1-ми сутками. Его содержание по сравнению с пациентами 1-й группы было достоверно (р<0,01) больше в 2,5 раза (рис. 4).
Таким образом, увеличение содержания ß-эндорфина оказывает нейропротективный эффект за счет стимуляции внутримозговых опиои-дергических структур. Поэтому включение этого метода в лечение больных ИИ в острейший и острый периоды заболевания является патогенетически оправданным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусев Е. И., Мартынов М. Ю., Камчатнов П. Р. Ишеми-ческий инсульт. Современное состояние проблемы // Доктор. Ру. - 2013. - Т. 83. № 5. - С. 7-12.
2. Никифорова (Постникова) Т. А., Песков С. А., Доронина О. Б. Анализ современного состояния клинико-экспери-ментальных данных о взаимодействии нервной и иммунной
систем // Бюл. сибирской медицины. - 2014. - № 6. Т. 13. -С. 72-80.
3. Рекомендации по ведению больных с ишемическим инсультом и транзиторными ишемическими атаками (ESO). -2008.
4. Титов Б. В., Матвеева Н. А., Мартынов М. Ю, Фаворо-ва O. O. Claim your profile Ишемический инсульт как комплексное полигенное заболевание // Молекуляр. биол. - 2015. -№ 2. Т. 49. - С. 224-248.
5. Трофименко А. И., Каде А. Х, Левичкин В. Д., Нехай Ф. А., Занин С. А. Динамика цитокинового статуса у крыс при моделировании ишемического инсульта // Современ. проблемы
науки и образован. - 2014. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12557 (дата обращения: 31.03.2014).
6. Туровая А. Ю, Каде А. Х., Уваров А. В., Занин С. А., Уварова Е. А. Влияние ТЭС-терапии на процесс посттравматической регенерации тканей кожи крыс // Междунар. журн. эксперимент. образов. - 2014. - № 5. Ч. 1. - С. 150-151.
7. Fox, D. Scientists reviving a decades-old technique for brain stimulation have found that it can boost learning. So what else can be done with some wires and a nine-volt battery? // Nature. -2011. - Vol. 472. - P. 156-159.
Поступила 03.11.2015
0
01
ю ю
о ф
ш
0
1
ф
т го
го ю