Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N., Chistyakov V.A. (2011), "State educational standard - the stabilization tool of development of physical training in higher schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 39-45.
9. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
10. Chistyakov V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2014.
УДК 316.6
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Александр Феодосьевич Бондарук, старший преподаватель, Валерий Михайлович Голянич, доктор медицинских наук, профессор, Северо-Западный институт управления - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена динамика показателей системы личностных ценностей у курсантов с различным уровнем психической активности в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения. Показано, что в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения у курсантов с высоким уровнем психической активности изменения на уровне индивидуальных приоритетов проявлялись возрастанием интенций к лидерству (для достижения социально одобряемого успеха) и новизне (для поддержания оптимального уровня активности), а также ростом ориентированности на конформные, доброжелательные вне- и внутригрупповые взаимоотношения. У курсантов с низким уровнем психической активности адаптивные ценностно-интенциональные сдвиги характеризовались снижением мировоззренческих установок на доброжелательные внутригрупповые взаимоотношения и возрастанием поведенческой направленности на личностную автономию, что свойственно психологическому механизму интенционального дистанцирования от группы.
Ключевые слова: ценностные ориентации, социально-психологическая адаптация, военно-профессиональная среда, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, психическая активность, психологический механизм интенционального дистанцирования от группы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p25-30
DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF CADETS WITH VARYING DEGREES OF PROMINENCE OF THE PSYCHIC ACTIVITY IN THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO TRAINING
АЬехиийвг Feodosievich Bondaruk, the senior lecturer, Valery Michailovich Golyanich, the doctor of medical science, professor, North-West institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Annotation
The article describes the dynamics of the system of personal values of cadets with low and high level of mental activity in the process of socio-psychological adaptation to training. It is shown that in the process of socio-psychological adaptation to the training of the cadets with a high level of mental activity demonstrated changes at the level of individual priorities which manifested intentions to increase leader-
ship (to achieve socially approved success) and novelty (to maintain an optimal level of activity), as well as growth orientation conformal, is friendly and intragroup relationships. Cadets with low levels of mental activity adaptive showed value-intentional changes which characterized by a decrease worldview on friendly relations and increased intra-behavioral focus on personal autonomy, which is characteristic of the psychological mechanism of intentional distancing from the group.
Keywords: value orientation, socio-psychological adaptation, military-professional environment, normative ideals, individual priorities, mental activity, psychological mechanism of intentional distancing itself from the group.
ВВЕДЕНИЕ
Данные немногочисленных эмпирических исследований свидетельствуют о том, что возникающее в процессе адаптации к условиям изменённой социальной среды несоответствие системы личных ценностей ценностям социального или профессионального окружения нередко служит предпосылкой развития внутриличностного ценностного конфликта [8], который может выступать в роли как мобилизирующего [9], так и демо-билизирующего [1] фактора психоэмоциональной сферы. Выраженность и валентность психоэмоциональных состояний расценивается в качестве референтного субъективного критерия адаптированности личности к условиям профессиональной среды [3; 5; 6; 7]. Целью настоящего исследования являлся анализ изменений системы ценностей у курсантов с различным уровнем психической активности в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования являлись 127 курсантов военного вуза. Анализ динамики показателей ценностных ориентаций осуществлялся путем оценки изменений «центрированных» и ранговых параметров ценностных ориентаций, полученных с помощью методики Ш. Шварца [2]. Тест Шварца позволяет оценивать ценности на двух уровнях: нормативных идеалов (убеждений) и индивидуальных (поведенческих) приоритетов. Нами анализировались данные, зарегистрированные при поступлении в вуз (первый этап), через месяц после поступления (второй этап) и после первого года обучения (третий этап). Для расчета интегрального критерия психологического состояния использовали полученные через один месяц после поступления в вуз результаты психодиагностического исследования, проведенного с применением методик «Оценка психоэмоционального состояния» (СУПОС-8) и «Нервно-психическая адаптация» (НПА). Учитывались также данные осмотра психиатром и структурированного собеседования с психологом. Результаты тестов НПА и СУПОС-8 были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с Varimax-вращением [4]. По результатам факторизации общей выборки были выявлены два фактора, объясняющие 78,8% общей дисперсии. Один из факторов обозначили как фактор «Психическая активность» (29,9% общей дисперсии). Для определения роли психической активности в динамике параметров системы ценностей испытуемые исследованной выборки по выраженности фактора «Психическая активность» методом квартального разбиения были разделены на три группы. Курсантам с низкими значениями фактора (первая группа) были свойственны безынициативность, психическая астенизация и признаки психологического дискомфорта, а курсантам с высокими значениями фактора (третья группа) - мотивированность к активным действиям, ощущение энергии и силы в сочетании с признаками психологического спокойствия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Установлено, что при поступлении в вуз и в течении первого года обучения у представителей обеих групп на уровне нормативных идеалов преобладают ценности «безопасность», «достижения» и «конформность», содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с
людьми, а также получение социального одобрения посредством проявления компетентности исходя из признанных стандартов. В течении первого месяца обучения у курсантов с низким уровнем психической активности выраженность значений ценности «конформность» была меньше, а значимость ценности «гедонизм» больше, чем у курсантов с высоким уровнем психической активности (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение ранговых показателей ценностей на уровне нормативных идеалов у курсантов с низкими (первая группа, п=33) и высокими (третья группа, п=34) значениями фактора «Психическая активность» в процессе социально-
психологической адаптации
Ценности При поступлении Через месяц Через год
Первая Третья Первая Третья Первая Третья
Конформность 3 3 3 2* 2 3
Традиции 7 6 9 7 10 8
Доброта 4 4 4 4 54* 4*
Универсализм 5 5* 6 5 8 5
Самостоятельность 6 7 5 6 4 6
Стимуляция 10 8 10 9 9 10
Гедонизм 9 10 8 10* 7 9
Достижения 2 1 2 3 3J * 2*
Власть 8 9 7 8 6' 7
Безопасность 1 2 1 1 1 1
Примечание - здесь и в таблице 2: ** - р<0,01 и * - р<0,05 - метка возле значения показателя указывает различия между показателями курсантов первой и третьей групп на данном этапе исследования (Ц-критерий Манна-'Уитни); метка возле стрелок обозначает различия показателей у респондентов данной группы по сравнению с их показателями на предыдущем этапе исследования (Т-критерий Вилкоксона); стрелки указывают направленность изменений «центрированных» показателей: уменьшение (4) и увеличение (Т) по сравнению с данными предыдущего этапа исследования.
В этот период установлены положительные связи анализируемого фактора с параметрами ценности «конформность» (г8=0.22; р<0,05) и отрицательные - с показателями ценности «гедонизм» (г8=-0.25; р<0,01). Очевидно, что низкий уровень психической активности связан с нонконформистскими и гедонистическими убеждениями. По результатам однофакторного дисперсионного анализа ЛМОУЛ выделена ценность «гедонизм» на уровне нормативных идеалов (Р=3,341; р<0,05): снижение значений «центрированных» показателей этой ценности происходит по мере увеличения параметров фактора. Указанный факт отражает негативную роль гедонистических интенций в механизме развития психической дезадаптации (эмоционального дистресса) в условиях обучения.
После окончания первого курса у курсантов с низким уровнем психической активности установлено снижение параметров ценностей «достижения» и «доброта» при повышении значимости ценности «власть». Данные анализа ЛМОУЛ позволили установить на данном этапе положительную сопряженность фактора с ценностью «доброта» на уровне нормативных идеалов (Р=3,796; р<0,05). Следовательно, в процессе социально-психологической адаптации у курсантов с высоким уровнем психической активности наиболее устойчивы установки на позитивные внутригрупповые взаимодействия (ориентированность на группу).
На уровне индивидуальных приоритетов у курсантов с высоким уровнем психической активности при поступлении в военный институт преобладают ценности «безопасность», «универсализм» и «конформность», а у курсантов с низким уровнем психической активности - ценности «безопасность», «конформность» и «доброта» (таблица 2). Как известно, мотивационные цели ценности «универсализм» производны от потребностей индивидов в позитивном взаимодействии с социальным окружением вне группы. Эти
потребности требуют актуализации при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы [2, С. 29].
Наиболее существенные изменения на уровне индивидуальных приоритетов в течение первого месяца адаптации отмечены у курсантов с высоким уровнем психической активности. У этих лиц в системе доминирующих ценностей выявлено снижение значимости ценностей «универсализм» (при сохранении доминирующей позиции) и «конформность» (с третьей ранговой позиции при поступлении на пятое ранговое место по окончании первого месяца обучения) при повышении значимости ценности «достижения» (с пятой ранговой позиции при поступлении на второе ранговое место по окончании первого месяца обучения). Подобная динамика отражает ослабление установок на конформные и доброжелательные вне- и внутригрупповые взаимоотношения с усилением ориентации на достижение личного успеха, стремления к новизне и лидерству.
Таблица 2
Соотношение ранговых показателей ценностей на уровне индивидуальных приори-
тетов у курсантов с низкими (первая группа, п=33) и высокими (третья группа, п=34) значениями фактора «Психическая активность» в процессе социально_психологической адаптации_
Ценности При поступлении Через месяц Через год
Первая Третья Первая Третья Первая Третья
Конформность 2 3 3 54** 74* 7
Традиции 8 7 10 8 10 10
Доброта 3 4 4 4|* 5 3
Универсализм 5 2** 6 34** 8 6
Самостоятельность 6 6 5 7 4*
Стимуляция 7 8 7 6Т* 6 5
Гедонизм 9 10 9 10 9*
Достижения 4 5 2 2Т* 2 2
Власть 10 9 8Т* 9Т* 9 8
Безопасность 1 1 1 1 3 1
По окончании первого курса наиболее значимые изменения индивидуальных приоритетов установлены у курсантов с низким уровнем психической активности: выявлена положительная динамика ценностей «самостоятельность» (с пятой ранговой позиции на первое ранговое место) и «гедонизм» (с девятой на четвёртую ранговую позицию), а также отрицательная динамика ценности «конформность» (с третьей ранговой позиции на седьмое ранговое место). По результатам анализа ЛМОУЛ у курсантов с низким уровнем психической активности также установлена высокая значимость ценности «самостоятельность» на уровне индивидуальных приоритетов (Б=3,398; р<0.05). Следовательно, у курсантов с низким уровнем психической активности в процессе социально-психологической адаптации формируется ценностная направленность на чувственные удовольствия и личностную автономию (дистанцирование от группы).
ВЫВОДЫ
1. В процессе адаптации у курсантов с низким уровнем психической активности отмечаются изменения как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне поведенческих приоритетов, а у курсантов с высоким уровнем психической активности - только на уровне поведенческих приоритетов. Следовательно, у первых адаптивные сдвиги характеризуются вовлечением «ядерных» ценностных ориентаций уровня убеждений, смыслов жизни и принципов поведения, в то время как у вторых эти изменения осуществляются лишь на уровне социально одобряемых поступков, не затрагивая «ядерные» интенции личности. Наряду с этим, у курсантов с низкой психической активностью ценностная динамика инертней (максимальные изменения к концу первого года адаптации) по срав-
нению с респондентами с высоким уровнем активности (максимальные изменения в течение первого месяца адаптации).
2. К основным ценностным трендам у лиц с низким уровнем психической активности следует отнести: ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутригрупповых отношений; возрастание стремления к автономности и получению чувственных наслаждений. Указанная динамика характеризует психологический механизм интенционального дистанцирования от группы.
3. Основными ценностными трендами у курсантов с высоким уровнем психической активности являются: усиление интенции к самовозвышению в виде стремления к профессиональному успеху и доминированию в межличностных взаимодействиях; стремление к новизне и сохранению доброжелательных внутригрупповых взаимоотношений. Следовательно, в процессе адаптации курсантам с высоким уровнем психической активности наряду со стремлением к социально одобряемому успеху свойственен психологический механизм интенционального сближения с референтной группой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василюк, В .Н. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. - Т.16. - № 3. - С. 90-101.
2. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. - 70 с.
3. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев - Новосибирск : Изд-во Пединститута, 1992. - 216 с.
4. Наследов, А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
5. Психофизиологические предикторы дезадаптивных нервно-психических состояний у врачей среднего и пожилого возраста с синдромом профессионального выгорания / Ю.А. Парфенов, А.А. Арефьев, Н.А. Телепнев, В.С. Цой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 141-145.
6. Прогнозирование адаптации врачей анестезиологов-реаниматологов среднего и пожилого возраста с синдромом эмоционального выгорания / Ю.А. Парфенов, М.В. Киселева, А.А. Арефьев, В.С. Цой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87) -С. 79-84.
7. Пэйн, Р. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения / Р. Пэйн, К. Купер. - М. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. - 544 с.
8. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. -№ 1. - С. 107-117.
9. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 180 с.
REFERENCES
1. Vasylyuk, F.E. (1995), "Life-world and the crisis : a typological analysis of critical situations", Psychological journal, Vol. 16, No. 3, pp. 90-101.
2. Karandashev, V.N. (2004), Schwarz's method for the study of personal values: the concept and guidance, publishing house "Speech", St. Petersburg.
3. Leontiev, V.G. (1992), Psychological mechanisms of motivation, publishing house "Pedagogical Institute", Novosibirsk.
4. Nasledov A.D. (2013), IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: professional statistical analysis, publishing house "Peter", St. Petersburg.
5. Parfenov, Yu.A., Arefev, A.A., Telepnev, N.A. and Tsoi, V.S. (2012), "Physiological predictors of neuropsychiatric conditions within doctors in middle-aged and elderly with burnout", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 141-145.
6. Parfenov, Yu.A., Kisileva, M.V., Arefev, A.A.. and Tsoi, V.S. (2012), "Predicting adaptation within anesthetists in middle and old age with burnout", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 79-84.
7. Payne, R. and Cooper C. (2008), Emotions and work. Theory, research and methods of use, publishing house "Humanitarian Center", Moscow.
8. Fantalova, E.B. (1992), "On a methodological approach to the study of motivation and internal conflicts", Psychological journal, Vol. 13, No. 1, pp. 107-117.
9. Yanicki, M.S. (2000), Values of personality as a dynamic system, publishing house "Kuzbassvuzizdat", Kemerovo.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2014.
УДК 378
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ
СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ Евгений Евгеньевич Витютнев, старший преподаватель, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России
Аннотация
Поддержание высокой боеготовности данной категории сотрудников полиции обеспечивается, прежде всего, целенаправленным развитием профессионально важных двигательных способностей и во многом зависит от уровня их специальной физической подготовленности. В связи с этим особую роль приобретает вопрос разработки методики педагогического контроля специальной физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, успешность профессиональной деятельности которых будет во многом определятся уровнем развития физических качеств в их общем и специальном проявлениях. В данной статье изложены результаты экспериментальных исследований с целью разработки методики педагогического контроля уровня развития специальных физических качеств курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных учреждений МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции.
Ключевые слова: педагогический контроль, специальная физическая подготовка, физические качества, контрольные упражнения, информативность, надежность, эквивалентность, уровни развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p30-36
METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL CONTROL OF SPECIAL PHYSICAL READINESS OF CADETS - FUTURE STAFF OF THE POLICE DIVISIONS OF SPECIAL PURPOSE AT THE SPECIALIZED STAGE OF VOCATIONAL TRAINING
Evgeniy Evgenievich Vityutnev, the senior lecturer, Yuriy Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
Annotation
Maintenance of high fighting capacity of this category of police officers is provided, first of all, with the purposeful development of professionally important motive abilities and in many respects depends on the level of their special physical readiness. In this regard the special role is taken by the question of development of the pedagogical control methodology of special physical readiness of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future staff of special divi-