Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения'

Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1146
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хухарева Ольга Николаевна

The article examines the changes in the values orientation of Russian citizens in 1990-2005 years. Discusses the transformation of values in the stable and in the worst periods of the development of society and social-economical processes that have an impact on the change of values of society. The author identifies three major periods when, in the minds of Russians dominated different value systems and shows that at the present time in Russia together coexist two opposing models of value systems: traditionalistic and individualistic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Moving of Values Orientations of Russians in Postsoviet Period: Losses and Profits

The article examines the changes in the values orientation of Russian citizens in 1990-2005 years. Discusses the transformation of values in the stable and in the worst periods of the development of society and social-economical processes that have an impact on the change of values of society. The author identifies three major periods when, in the minds of Russians dominated different value systems and shows that at the present time in Russia together coexist two opposing models of value systems: traditionalistic and individualistic.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения»

О.Н. Хухарева

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЯН В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ

Отражением социально-культурных, экономических и политических процессов современного российского общества стали изменения устоявшихся значений, основополагающих принципов, определяющих и характеризующих общественную и повседневную жизнь людей. Речь идет о цементирующем начале социальной жизни - ценностном пространстве индивида и общества. Постижение его содержания и динамики остается важной целью исследования характера социальной реальности и социального взаимодействия. По направленности процесса трансформации ценностей можно судить об успешности или кризисности общественных преобразований. Понять особенности аспектов ценностного сознания россиян в условиях социетальных трансформаций возможно, только анализируя теоретические основания, факторы, условия и направления развития базовых ценностей.

Под ценностями обычно понимаются обобщенные представления, ориентиры, стереотипы общественного и индивидуального сознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия в общественной и личной жизни.

Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, то своеобразным заместителем выступают ценностные ориентации.

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

Социологов ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социального взаимодействия. В этом понимании ценность представляется как составляющий элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социального управления поведением групп и общностей.

Ценностные ориентации формируются как актуализация наиболее предпочтительных целей, которые могут быть значимыми для определенной группы людей на определенном этапе их жизни.

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, т. е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

Механизмы трансформации ценностных ориентаций в стабильные и в «лихие» периоды развития общества различны. В рамках стабильного развития процесс трансформации ценностей происходит в основном линейно, при определяющей роли социального контроля, путем коррекции отклоняющего развития, с помощью специализированных групп и институтов, таких, как воспитание, образование, бюрократия [1]. В период радикальных перемен этот процесс происходит без заданного направления.

Ценностные ориентации изменяются и закрепляются в обществе через когортные группы.

Практически все исследователи сходятся в неоднородности изменений ценностных ориентаций населения в период реформ, выделяя три основных периода, когда в сознании россиян доминировали те или иные ценности.

Первый этап - 1992-1995 гг. В этот период, несмотря на обострившийся кризис, традиционные ценности преобладали. Парадокс ценностного сознания россиян этого периода заключается в том, что несмотря на потрясения 1991-1993 гг. и остроту материальных проблем, крушение прежних идеалов, изменение жизненных стандартов, практически полностью сохранилось соотношение одобряемых и отрицаемых ценностных суждений. Всероссийские исследования, проведенные Центром исследования ценностей Института философии РАН «Наши ценности сегодня» в 1990 г. и «Динамика ценностей населения реформируемой России» в 1993-1995 гг. (рук. Н.И. Лапин), показали, что к числу одобряемых ценностей относились: самоценность жизни; свобода; забота о ближнем и слабом; взаимопонимание; равноправный диалог; спокойная совесть. К числу отрицаемых: самовольное лишение жизни другого человека; жизнь для себя, не

для потомков; благополучие прежде свободы; равенство доходов; борьба до победы над оппонентами; власть над другими людьми [2]. Вместе с тем наметились отличия ценностных ориентаций различных социальных групп: среди молодежи стало нарастать стремление к материальной обеспеченности, тогда как старшее поколение все больше ориентировалось на социальную защиту.

Аналогичные тенденции зафиксированы в исследованиях РНИС и НП 1990 г. и 1994 г. - к числу ценностей-лидеров относятся те из них, которые связаны с комфортностью внутреннего мира человека и его микромира: спокойная совесть, семья, интересная работа. В число ценностей-аутсайдеров входили: власть, признание, успех; отмечалась также относительно небольшая значимость ценностей материального характера [4].

Преобладающая линия поведения россиян того времени -ожидание государственных гарантий. По данным ВЦИОМ, в 1990 г. 10% опрошенных выражали готовность пойти на какие-либо жертвы ради государства, 58% требовали большей заботы государства, 23% считали, что не государство, а сами люди должны были проявить инициативу и самостоятельно заботиться о себе [5].

Горизонт повседневных интересов людей представлен заботами о постоянном, пусть и небольшом заработке и уверенностью в завтрашнем дне (45% опрошенных в 1989 г. и 54% в 1994 г.) [6, с. 219]. Возможность стать собственником, открыть свое дело привлекала 45% опрошенных в 1994 г.

В исследованиях ВЦИОМ задавался вопрос об идее, которая могла бы объединить общество. Так, в 1989 г. назывались следующие позиции: материальное благосостояние (40% опрошенных), справедливость без привилегий и льгот (30%), возрождение деревни (30% опрошенных). Результаты опроса 1994 г. показали, что на первые места вышли такие ценностные ориентиры, как законность и порядок (20%), стабильность (16%), достойная жизнь (10%) [6, с.225]. Таким образом, самая распространенная позиция в 1994 г. получает в два раза меньше голосов, нежели в 1989 г. В обществе не высвечиваются идеи, способные объединить большую часть населения, но, как отмечает Ю.А. Левада, на первые места выдвинулись требования, не связанные с идеологическими установками.

Картина ценностных ориентаций личного порядка представлена следующим образом. Наиболее значимые из них: крепкое здоровье, здоровье близких, материальная обеспеченность, прочная семья. Следующие по значимости: социальная защищенность, хорошая еда, любовь, интересная работа, возрождение

русского народа, создание равных возможностей для всех, расширение культурного кругозора. Наконец, к наименее значимым позициям относятся: возможность высказывать свое мнение, успех, религия, бизнес.

В 1994 г. произошла смена знака отношения к таким суждениям, как «комфорт для себя, своей семьи» и «быть яркой индивидуальностью», из категории отрицаемых они перешли в категорию одобряемых, и наоборот, суждение «жить как все» из одобряемого стало отрицаемым, по сравнению с результатами опроса 1990 г. [2, с. 55]. По данным исследования, проведенного РНИС и НП в 1994 г., на позицию «быть яркой индивидуальностью» было ориентировано 47,8% опрошенных [4].

Еще одно важное обстоятельство: к середине 1990-х гг. людей, считающих себя верующими, насчитывалось порядка 50% по сравнению с 15-18% в 1989 г. Это свидетельствует о том, что появляется интерес к новым установкам, символам, значениям.

Можно констатировать, что к середине 1990-х гг. ценностное сознание россиян претерпевает значительный сдвиг в сторону модернистских ориентаций при утрате части традиционных. Происходящие изменения в общественном сознании в середине 1990-х гг. вели к постепенному появлению новых эталонов поведения, схем взаимодействия и ценностных образцов.

На втором этапе (1996-1998 гг.) достаточно ярко проявляется резкое изменение общественного ценностного сознания. Оно приобретает новое направление движения. Ценности традиционалистские, носившие духовно-нравственный характер, начали вытесняться ценностями индивидуалистского характера, материальными, прагматическими. Как отмечает Н.И. Лапин: «Нет пред-заданности путей эволюции общества. Напротив... существует множество возможностей выбора того или иного пути» [7, с. 80].

По данным М.К. Горшкова, если в первые годы реформ две трети населения России отдавали приоритет ценности свободы над ценностью материального благополучия, то с 1996 г. более половины населения страны стало оценивать материальное благосостояние значительно выше ценности свободы, причем радикальные изменения в предпочтении этих двух базовых жизненных ценностей затронули примерно 30% россиян. Схожим образом поменялись местами ценность интересной работы с ценностью высокой оплаты труда. Смена этих ценностных предпочтений охватила также почти треть населения страны. Это время, когда люди были вынуждены выживать, осваивать новые для себя модели рыночных механизмов и законов, сосредоточились на поддержании своего существования.

Различные социальные группы, в зависимости от степени адаптации, демонстрируют процесс трансформации смыслового содержания ценностей. Например, понимание свободы как возможности быть самому себе хозяином, что является традиционалистской ценностью, сосуществует наряду с пониманием свободы как совокупности политических прав и свобод, что ближе западной интерпретации.

Социологические исследования в середине 90-х показывают различные ориентации у жителей разных регионов. Ориентация на западные ценности характерна для населения московского региона. Их ценностное сознание носит преимущественно индивидуалистический характер, близкий западному менталитету. Жители Москвы демонстрируют ориентацию на собственные силы, неприятие жесткой авторитарной власти, придают большое значение ценности свободы, понимая ее как набор определенных политических прав, отстаивают свободу СМИ, а также, в большей степени, чем в других регионах, настроены на развитие страны по пути рыночной модернизации. Что касается жителей Центрально-Черноземного района, то у них сохраняются патерналистско-конформистские ориентации, уравнительные тенденции, установка на общество равных доходов. При этом они показывают толерантное отношение к людям, разбогатевшим за годы реформ. Возможно, это объясняется усилением значимости материальных факторов в ценностном сознании. Для жителей Центрального Черноземья достаточно значима свобода, понимаемая как воля, как возможность быть самому себе хозяином. Зато четко выражена потребность в сильном лидере, «жесткой руке». Но в целом ценностное сознание остается традиционалистским [4].

Таким образом, разные социальные группы, в зависимости от степени адаптации, демонстрируют полярно отличные ценностные системы. Главными дифференцирующими факторами при этом выступают возраст и место жительства. Группа молодежи (до 30 лет) последовательно выражает установку на западный путь развития, либерально-демократические ценности (равенство возможностей, свобода, возможность социальной дифференциации, поддержка реформ).

Трансформационные процессы ценностного сознания породили новое соотношение традиционных и инновационных ценностей. Наметилась новая схема ценностных координат. Ориентиры на западные ценности, ценности индивидуализма, способствуя успешной адаптации некоторых социальных групп к новым социально-экономическим условиям, с другой стороны

привели к распространению частнособственнической психологии, разрыву связи поколений, «индивидуализировали» общество (З. Бауман). Оказались востребованы и поддерживаются во всех сферах жизнедеятельности презентационные ценности. Скромность как нравственное качество девальвировано. Распространяется преобладание целерациональных, инструментальных ценностей над ценностно-рациональными [1, с. 100].

Третий этап начался в 1998 г. Изменения, происшедшие к концу десятилетия реформ, поставили перед вопросом: грядет ли новый социальный порядок или нарастает новый кризис?

На протяжении 1990-х гг., по данным всероссийских исследований, настрой, связанный с положением дел в стране, носил достаточно пессимистический характер, в отличие от ожиданий личных (семейных) перспектив. Кроме того, как отмечает В.А. Ядов, самоидентификация в кругу близких (семья, друзья, коллеги по работе) на порядок выше идентификации с большими социальными общностями. Произошла ломка идентичнос-тей: утратив чувство «мы - советские люди», россияне пришли к самоопределению «мы - это мои близкие, и государству, и обществу нет до нас никакого дела» и только существенно «затем» осознают себя как россияне, русские, еще в меньшей степени православные [9, с. 387]. Российское общество становится дезинтегрированным.

Дефолт 1998 г. поставил страну в ситуацию массового страха (по данным РНИС и НП, его обнаружили 90% населения). Обострилось чувство неопределенности и непрогнозируемости жизни. Страх преследовал людей повсюду: боялись за будущее своих детей, остаться без работы, без средств к существованию, без лекарств и медицинской помощи и т. п.

В это время наблюдается возвращение ценностного сознания к исходной позиции начала 1990-х, и в целом к концу этого десятилетия восстановилась картина, характерная для периода начала реформ. Традиционные базовые ценности россиян, демонстрируя исключительную устойчивость, возвращаются на свое место в структуре ценностных координат. Резко возрастает значимость спокойной совести и душевной гармонии (89,6% опрошенных по сравнению с 84,7% опрошенных в 1993 г.), усиливается ценность свободы (59,9% опрошенных), равенства возможностей (65,9%), яркой индивидуальности (46,5%), любви к родине (55,0%), интересной работы (49,6% опрошенных). Снижается интерес к доступу к власти, к оказанию влияния на людей. Возрастает удельный вес коллективистской модели отношений [4].

По-видимому, трансформация ценностного сознания россиян происходит в соответствии с определенной логикой, последовательно. При нарастании социальной дезинтеграции, обострении аномии на фоне первичного взаимодействия с новыми ценностными ориентациями происходит усиление значимости традиционных ценностей. В периоды снятия остроты социально-экономических проблем, в процессе социальной адаптации наблюдается популяризация и усвоение инновационных ценностей. Результатом этого процесса является формирование нового типа ценностных систем в общественном сознании россиян.

Трансформация ценностных ориентаций в эпоху перемен носит противоречивый, порой парадоксальный характер. Изменяется соотношение, состав ценностей в общественном сознании, их содержание, происходит наполнение их новым смыслом. Часто в сознании одного человека совмещаются разные, даже противоположные ценности.

В настоящее время в России сосуществуют две противоположные модели ценностных систем: традиционалистской российской ментальности (35-40% населения) и западной индивидуалистической ментальности (25-30% населения). Остальную часть населения - 30-40% - составляет группа с противоречивым типом ценностного сознания [3, с. 363]. Эта группа является резервной - из нее пополняется та часть населения, которая начинает принимать ту или иную систему ценностных ориентаций.

Р. Инглехард в панельных исследованиях ценностных ориен-таций населения разных европейских стран показал, что ценности, разделяемые нынешней молодежью, будут доминировать в массовом сознании через 15-18 лет [7, с. 390]. Ценностные ориентации современной молодежи представлены следующим образом: главными жизненными ценностями являются семья, друзья и здоровье, затем идут интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [6]. Кроме того, массовые опросы молодежи фиксируют ее конкурентоспособность, опору на собственные силы, «инновативность», демократизм. Вместе с тем, для них достаточно значимы ценности коллективизма и взаимосотрудничества, что объединяет эту группу со старшими поколениями [7, с. 390].

Отсутствие общенациональной солидаризирующей идеологии не позволяет создать институциональную основу для устойчивых и благоприятных ценностных ориентаций в российском обществе. Созданию такой основы должны способствовать стабилизация экономики, экономический рост, усиление роли госу-

дарственных структур, авторитета власти, что вполне согласуется с потребностью общества в «сильной руке», которую демонстрируют приверженцы различных ценностных систем. Такое развитие событий позволит избежать или свести к минимуму дез-интегративные процессы: различия ценностных систем, носящих региональный характер, разрыв между богатыми и бедными. Возрастание значения такой ценности, как «справедливость», возможно, как раз связано с вероятностью преодоления дезинтеграционных тенденций путем целенаправленной государственной политики, национальной программы построения «общества социальной справедливости».

Литература

1. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. 2006. № 9.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996.

3. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000.

4. 10 лет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад / http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html

5. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Отв. ред. Ю.А. Левада. М., 1993.

6. Куда идет Россия? Вып. 2 / Отв. ред. Т.И. Заславская. М.: Аспект-пресс, 1995.

7. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998.

8. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи и проблемы ее воспитания [Рукопись].

9. Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.