Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности'

Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности»

6. Гаврилова И.К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения - Дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.07. - Иркутск, 2004. -184 с.

7. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолого» : учеб. пособ. - М.: Гарда-рика, 2004. - 192 с.

8. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога. - Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Краснодар, 2003. - 17 с.

9. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов// Вопр. психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-49.

10. Корчалова Н.Д. Проблемы университетского психологического образования в представлении студентов// Вузовская школа, промышленность, международное сотрудничество. Материалы 2-й междунар. научно-практ. конф. В 2-х частях. - Ч. 2. - Минс : БГУ, 1998. - С. 9-11.

11. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения// Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2000. - № 1. - С. 48-56.

12. Любимова Г.Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов// Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2001. - № 4. - С. 57-66.

13. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности// Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72.

14. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов. - Автореф. дисс. . канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2004. - 24 с.

15. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов// Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2005. № 2. - С. 7-17.

Маслаков С. И.

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В НАЧАЛЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, обусловили изменения всей системы образования, и особенно, профессионального образования. Перемены в образовательной сфере поставили на повестку дня н6овые многочисленные проблемы, связанные с качественной подготовкой специалистов с педагогическим образованием и обретением ими необходимых профессионально значимых качеств и развитием ценностей профессионального плана.

Педагог, включенный в систему высшего образования, уже в первый год работы сталкивается с необходимостью адаптации к условиям профессии. В связи с этим, интересным представляется проследить, насколько быстро перестраивается ценностная система педагога к условиям педагогической деятельности (если есть изменения, то какие и являются ли они значимыми).

Затрагивая проблему ценностных ориентаций, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью рассмотрения проблемы личности. Следует отметить, что в настоящее время существует множество различных теорий и объяснений такого феномена как личность. Для нас наиболее важным выступают

теории личности отечественных психологов. Связано это с тем, что именно в рамках отечественной психологии личность рассматривалась в непосредственной взаимосвязи с деятельностью.

В современной научной литературе ценности рассматриваются в связи с мотивационно-потребностной сферой личности, мировоззренческими структурами сознания (Н. И. Непомнящая, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, Г. Е. Залесский, Е. И. Головаха, Б. С. Братусь и др.).

В трудах И. В. Вачкова, Е. Н. Волковой, Ф. Н. Гоноболина, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой и др. разработаны основные представления о структуре педагогической деятельности, ее психологических детерминантах, профессионально значимых качествах личности педагога, развитие и формирование которых обеспечивает становление профессионала в сфере педагогического труда.

Следует отметить характеристики ценностной системы, которые соотносятся с поставленной нами проблемой:

1. Ценности легко меняются, если этого требует новая работа. Например, рядовые рабочие, ставшие мастерами или бригадирами, легко перестраиваются в связи с руководящей работой [Психология: комплексный подход М. Айзенк. - М.,2002, с. 563, с 562]. Лица с активной «зеленой» установкой, выступающие в поддержку защиты окружающей среды и не терпящие карьеризма, становятся ориентированными на карьеру (и менее «зелеными»), получив работу в солидной компании. В отношении нашей темы вышеуказанные положения являются теоретическим подтверждением того, что молодые специалисты-педагоги будут склонны изменять свои ценностные ориентации в соответствии с характером педагогической деятельности.

2. Была проанализирована [Психология: комплексный подход М. Айзенк. - М.,2002, с 563] временная динамика шкалы ценностей внешних (деньги, престиж), внутренних (содержание и сложность работы, автономия) и социальных (любовь к ближнему). Обычно людям не хватает того, чем они уже располагают. Бизнесмены с высокими доходами хотят еще больше денег, те, кто занят в социальной сфере, ищут более широких социальных контактов, а люди, чей труд и без того автономен, жаждут «принять вызов» еще более сложных проблем. Люди ценят то, что они получают в процессе работы, все больше и больше. Таким образом, выбор работы и социализация подпитывают друг друга. Можно предположить, что специалисты-профессионалы будут направлены на то, чтобы усиливать ценность по отношению к труду как к источнику собственного развития и становления.

Обратимся к основным характеристикам исследования:

Цель исследования: проследить динамику развития ценностных ориентаций преподавателей ВУЗа в начале трудовой деятельности.

Объект исследования: личность преподавателя.

Предмет исследования: ценностные ориентации преподавателя ВУЗа в первый год работы.

Гипотеза: Если субъект вовлечен в структуру педагогической деятельности ВУЗа, то уже в первый год работы происходят значимые изменения ценностных ориентаций.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью диссертации.

В настоящий момент применяется теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; психологическое тестирование, включая методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО); «Многофакторный опросник личности» Р. Б. Кеттела (16-РБ-105-С); модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; прямое, косвенное и включенное наблюдение, комплексная и поэтапная социальнопедагогическая диагностика ценностей личности путем анкетирования, интервьюирования и бесед, методы корреляционного, факторного и детермина-ционного анализа статистических результатов исследования.

Личность молодого специалиста-педагога в сфере высшего образования в первый год работы находится под воздействием нового для нее фактора - фактора трудовой педагогической деятельности. Под воздействием такого рода, личности свойственны определенные преобразования, изменения. Для понимания этих изменений, необходимо обратиться к рассмотрению фактора деятельности как важнейшей составляющей компоненты, не только необходимой для становления специалиста-профессионала, но и вообще определяющей развитие и становление человека.

Учитывая все вышесказанное, мы предлагаем рассмотреть понятие деятельности, а также особенности влияния деятельности на специалиста-педагога по следующей схеме:

1. общее понятие деятельности; характеристика трудовой деятельности;

2. особенности педагогической деятельности; личность педагога.

Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С. Л. Рубинштейн). Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Однако, сама по себе потребность не определяет деятельность - ее определяет то, на что она направлена, т. е. ее предмет.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание прежде всего начальный момент деятельности, т. е. ее предпосылка - потребность, нашедшая себя в предмете. «Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее».

В рамках нашей работы важным является раскрытие понятия труда. Связано это с тем, что молодые преподаватели характеризуются вовлечением именно в трудовую деятельность.

Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятельность, благодаря которой происходило, происходит и будет происходить освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей отдельного человека и общества.

Трудовая деятельность - определяющая сила общественного развития; труд - основная форма жизнедеятельности человеческого общества, исходное условие человеческого бытия. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выделилось из природы, сотворив рукотворный мир предметов - вторую природу человеческого бытия. Труд стал основой всех сторон общественной жизни. Трудовая деятельность представляет собой сознательно осуществляемое воздействие орудием на предмет труда, в результате чего предмет труда преобразуется в результат труда.

Важным является указать на характеристики специалиста-профессионала (в рамках нашей работы ценности молодых специалистов будут сравниваться с ценностями специалистов-профессионалов).

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное место между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации.

Настоящего профессионала, достигшего высот в своей специальности, можно узнать по следующим признакам. Постоянная готовность к работе, вечное недовольство собой, стремление к дальнейшему самосовершенствованию, особая энергетическая одержимость в овладении мировыми вершинами и установлении рекордов в специальности, предельная сосредоточенность на деле. Его отличают повышенные требования к себе и коллегам, критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе, добровольные самоограничения в образе жизни, в удовлетворении некоторых потребностей, интересов, сужения круга общения, безразличие ко всему постороннему, ощущение драматического разрыва между собой и окружающими, их непонимания (профессиональное одиночество). Непременный атрибут специалиста - это узость и глубина подхода к своему предмету труда.

Таким образом, для специалиста-профессионала характерны ценности, непосредственно связанные с выполнением трудовой деятельности.

Из всего вышесказанного можно вынести следующий вывод: личность человека развивается благодаря вовлечению в деятельность; трудовая деятельность оказывает специфическое воздействие на личность, а именно: происходит формирование ценностей к труду.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (студента), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлению чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность сопереживания, наблюдательность; глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Таким образом, из всего вышеперечисленного, мы подходим к теоретическому выводу о том, что преподаватели ВУЗа в первый год работы будут испытывать воздействие нового для них фактора - фактора педагогической деятельности, который будет накладывать отпечаток на личность педагога в целом и, следовательно, на ценностную систему педагога.

Саутина Е.С.

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Рассматривая вопрос связи общего и социального интеллекта, стоит обратиться к самому понятию «интеллект». И уже на этом этапе мы сталкиваемся с огромным количеством определений, а между тем и точек зрения на само содержание этого феномена. Пытаясь обобщить, имеющиеся представления в понимании интеллекта М.А. Холодная говорит, что «интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума, субъективной картины происходящего. С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности».[2; 11] Однако, общепринятый взгляд в науке на интеллект формально оказался сведенным к пониманию его, как способности решать задачи, привел к тому, что интеллект оказался противопоставленным естественным проявлениям интеллектуальной активности (обыденному интеллекту), творческим интеллектуальным возможностям (креативности), эффективности социального познания (социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.