Научная статья на тему 'Динамика ценностей культурного наследия Тюменского региона'

Динамика ценностей культурного наследия Тюменского региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
309
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАТЬ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мазенкова Анна Алексеевна

В статье формулируются основные аспекты для обоснования социокультурного подхода к культурному наследию. Культурное наследие рассмотрено как социокультурная система, сущностной характеристикой которой является ценность. Показаны ценности системы «культурное наследие» Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностей культурного наследия Тюменского региона»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 12. С. 90-94.

ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

В статье формулируются основные аспекты для обоснования социокультурного подхода к культурному наследию. Культурное наследие рассмотрено как социокультурная система, сущностной характеристикой которой является ценность. Показаны ценности системы «культурное наследие» Тюменской области.

Ключевые слова: культурное наследие, Тюменская облать, ценностная система.

Культурное наследие - есть особая реальность в системе культуры. Этот собирательный феномен аккумулирует в себе ценности глобальной культуры. В конце XIX - начале XX века охрана культурного наследия приобретает характер распространенного явления, в основу которого был положен прагматизм новейшего времени - признание полезности объектов культурного наследия для поступательного развития культуры. В настоящее время отдельные типы и виды культурного наследия глубоко изучаются специалистами на основе методики, основанной на естественнонаучном и гуманитарном знании фундаментальных и прикладных наук. Междисциплинарность является характерной особенностью большинства современных исследований в сфере культурного наследия. Важно отметить фундаментальное изменение подхода к наследию. В его основе отношение к наследию как к фактору, направляющему процессы социокультурного развития, т.е. фактору социокультурному, в противоположность усмотрению в нем памятников прошлого, выполняющих коммерческие функции.

В рамках системного подхода культурное наследие - это социокультурная система ценностей, сохраняющая социокультурный опыт на основе особенностей коллективной памяти. При этом важно учитывать его вневременный культурный капитал. Поэтому культурное наследие выступает архивом культуры, ее геномом и, в силу этого, элементом негэнтро-пии культуры.

Отнесенность культурного наследия к социокультурным системам может быть оправдана следующими признаками:

1. Синтез, интеграция культурного и социального в единую и неделимую реальность

- социокультурную систему («социокультуру»;).

2. Соответствие вида социокультурных систем виду деятельности или способу реализации творческой потенции субъекта.

3. Объективированность того или иного вида деятельности в социокультурном пространстве.

4. Способ жизнедеятельности человека, соответствующего тому или иному виду культуры.

5. Характерные параметры человеческой деятельности (экономические, политические, экологические и т. д.), определяющие жизнедеятельность социокультурных систем.

6. Ценность, которая является сущностной характеристикой системы.

Направления деятельности человека породили особые виды социокультурных систем, среди которых выделяют следующие: экономическая, политическая, правовая, экологическая, этическая (система нравственности/ морали), образовательная, научная и религиозная.

Целостность помогает системам сохранить культуросберегающее основание, которое выступает как культурное наследие. Это основание пронизывает все вышеперечисленные системы, так как в каждой из них есть определенный «ценностный арсенал», опредмечен-ный той или иной сферой деятельности и значимый для сохранения и генезиса системы. Для религиозной системы - это религиозные, для этической - этические (моральные), для правовой - правовые ценности и т. д. Сущность системы наследия в сохранении социально значимых образцов культуры, то есть ценностей. Наследие, таким образом, выполняет роль культуросохраняющую и обеспечивающую преемственность. Одна из основных целей наследия есть отбор и сохранение социально значимых культурных ценностей. Система наследия представляет собой реаль-

ность, объективированную в действительности благодаря социокультурно значимому критерию. Таким критерием является аксиологический. Аксиологический критерий служит основанием для определения значимости любого объекта и явления в любой его ипостаси: исторической, практической, художественной, нравственной, этнической, эстетической, региональной и др. Благодаря подобной особенности, наследие является особым видом систем, способным к синтезу с любой другой системой, но в то же время не теряет собственной специфики. Этапом, принципиально важным для развития любой системы, особенно социокультурной является переход системы из одного состояния в другое. В этот период должна произойти переоценка базовых ценностей, служивших исходными ориентирами для всей системы.

Каждая из систем формируется на протяжении определенных исторических периодов. Благодаря длительности данного процесса происходит накопление ценностей в соответствии с которыми и происходит формирование культурного наследия. Система культурного наследия регионов является одной из подсистем глобальной системы наследия на уровне общечеловеческих культурных ценностей и подсистемой культурного наследия России.

Эволюция системы наследия Тюменского региона включает в себя три основных этапа по аналогии с системой культурного наследия России. Они являются «идеальными типами». Выделенные периоды: досоветский, советский и постсоветский (демократический). Начало каждого из периодов связано с качественными изменениями в системе наследия, которые отражают социальные, политические, культурные перепитии, происходящие на территории России и Советского Союза. Данные периоды характеризуются бифуркациями разного уровня (микро-, макро-) и ростом социокультурных энтропий, послужившими переходом к следующему этапу.

Начало дореволюционного периода связано с частной инициативой в деле сохранения наследия, а также с первыми законодательными актами, отражающими «поновления» и реставрацию объектов культурного наследия. Хронологическими рамками дореволюционного периода является этап с рубежа XVI-XVII веков по 1917 год. Окончание периода связано с кризисом уже сформировавшейся

системы наследия России, а именно с массовым прекращением деятельности общественных и государственных организаций, таких как Императорская археологическая комиссия, национализацией усадеб, музеев, распродажей культурного достояния и прочими событиями.

Советский период берет начало в 1917 году, а заканчивается в 1986 году. Данный период весьма противоречив и насыщен. Его условно можно разделить на довоенный и послевоенный. Если довоенный характеризуется формированием нового понятийного аппарата, разработкой критериев отбора памятников, подлежащих государственному хранению, то послевоенный во многом связан с реставрационной деятельностью, и законодательным утверждением объектов, связанных с Великой Отечественной войной, возрождением ценностей ряда объектов наследия, появлением первых Законов СССР и РСФСР об охране памятников наследия и пр. Окончание этапа характеризует бифуркация «революционного порядка», требующая иных по сравнению с предыдущим периодом критериев отбора культурных ценностей.

Постсоветский (демократический) период, связанный с распадом советской системы в 1986 году и продолжающийся до сего дня во многом схож с дореволюционным периодом. В частности, возрождение общественных инициатив, реабилитацией и постепенным возрождением ценностей религии, всплеск интереса к самобытности народов, населяющих Россию.

Любая хронология может показаться весьма условной, но основанием для выделения досоветского, советского и демократического периодов явились события политические, социальные и, в конечном счете, культурные, которые можно характеризовать как бифуркации, так как прежний порядок является утраченным и формируется новый.

Качественными характеристиками системы наследия Тюменского региона дореволюционного периода являются: просвещение, интерес к истории края, творчество, меценатство, научный интерес к культурным ценностям, развитие промышленности, окончательное формирование градостроительной структуры городов региона. Города юга Тюменской области - Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, сегодня имеют статус исторических. В исторических городах и поселениях охраня-

ются не только отдельные памятники градостроительства, но и архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки, исторические ландшафты и даже исторические функции. Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города, необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта, самобытность объектов древнего зодчества, местные художественные, строительные, национальные и конфессиональные традиции. Субъектами системы наследия в этот период являлись преимущественно общественные объединения, инициативные группы и отдельные личности - представители купечества, интеллигенция. Первые театры, учебные заведения, церкви были созданы во многом благодаря представителям местной интеллигенции. Можно утверждать, что в дореволюционный период в регионе происходило формирование социокультурных систем и утверждение ценностей этих систем. Закреплялись и утверждались ценности данных систем. Приоритет принадлежит ценностям религиозным. Это проявлялось в масштабной культовой застройке, функционировании иконописных школ и духовных училищ. Объекты культового строительства, предметы религиозного назначения сегодня в первую очередь подлежат государственной охране и, как правило, имеют статус объектов федерального значения. Система экономики закрепила свои ценности в развитии промышленности, торговле, бытовом хозяйствовании. Но приоритет принадлежал ценностям религиозным. Религиозные ценности способствовали формированию исторической градостроительной структуры ландшафтов, доминантой которых являлась система культовых сооружений.

Традиции населения также формировались на конфессиональной основе. Развитие региона осуществлялось благодаря благотворительности и меценатству, в основе которых лежат духовные ценности: милосердие, помощь нуждающимся, соборность. Следовательно, регион дореволюционного периода развивался в соответствии с религиозными ценностями, основой которых была нравственность.

Переломным бифуркационным этапом в развитии страны становятся революционные события 1917 года и Гражданская война.

В связи с этим изменились и исторические функции сибирских городов, они становятся сосредоточением административной и военной власти. Так, город Тобольск утратил свое значение как центр Тобольской епархии, начался внутренний распад единого до сих пор канонического пространства. Это сопровождалось утратой сложившихся традиций, прежде всего, религиозных и общим культурным спадом. Выдвинув лозунг о строительстве нового мира на развалинах старого, новая власть приступила к планомерному уничтожению многих элементов культурного наследия дореволюционного периода. Начало советского периода ознаменовали события, которые привели к уничтожению «старой», дореволюционной системы культурного наследия: масштабные гонения на церковь и священнослужителей, массовое физическое уничтожение объектов культового назначения и нерациональное их использование, репрессии и гонения на интеллигенцию и купечество. Пресечены благотворительность и меценатство как направления деятельности, способствующие развитию культуры региона, расхищаются музейные и частные коллекции. Была разрушена дореволюционная система образовательных учреждений: училища, гимназии, церковноприходские школы. Деятельность таких субъектов наследия как музеи несколько раз приостанавливалось. Экспозиции формировались под строгим контролем заинтересованных государственных структур в соответствии с «планами партии» и «трудового народа».

Генеральная линия в отношении культурного наследия основывалась на принципах советской системы, и была обозначена как сохранение и эффективное использование памятников в интересах коммунистического строительства. Приоритет отдавался объектам, в которых были воплощены события октября 1917 года, Гражданской и Великой отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов, героическая борьба советского народа за построение коммунизма и т. д.

Система «культурное наследие» региона переживала не лучшие времена. Государственная охрана наследия носит централизованный характер. В республиканском масштабе организуются губернские и уездные подотделы, комиссии по изъятию ценностей,

отделы архитектуры. Расхищение и расформирование экспозиций музеев региона и закрытие храмов и монастырей продолжалось вплоть до начала ВОВ. Появлялись новые ценности, отвечающие взглядам новой власти. Это отражалось в возведении монументов и переименовании улиц в честь вождей революции (Ленина, Орджоникидзе, Дзержинского и т. д.), в вехах «новой истории» (Восьмое марта, Коммунаров, 25-е Октября, Коммунистическая и др.). В историческом названии улиц изначально «читалось» развитие городов, история представителей наиболее уважаемых семей, улицы носили названия представителей местного купечества (Теку-тьевская, Иконникова, Шешукова и др.), названия церквей (Благовещенская, Спасская, Ильинская, Монастырская и др.). В соответствии с утверждением новых ценностей происходило развитие музейной, театральной, выставочной деятельности в регионе. Формируется сеть образовательных учреждений светского типа. Утверждается новая система ценностей, связанная, в основном, с революционным движением и строительством советской республики, то есть ценности этого периода носят политический оттенок.

Деятельность музеев регулировалась рядом Постановлений правительства СССР и РСФСР. В целом, перед краеведческими музеями стояла задача всестороннего изучения края, сбора и показа музейных материалов с целью распространения знаний среди широких масс населения и коммунистического воспитания трудящихся и мобилизация их на решение хозяйственно-политических задач, воспитания советского патриотизма, любви к Советской Родине и к своему краю. Широкое распространение получили тематикоэкспозиционные планы по темам экспозиций, отражающим историю края после Октябрьской революции. Позднее, в связи с открытие нефтяных и газовых месторождений на севере области у региональных музеев появляется новое направление в деятельности, что отражается и на экспонировании: «Нефтяная жемчужина Сибири», «Первооткрыватели Севера», «Макет нефтяной вышки», «Палатка геолога-первопроходца» и т.д. Изменение статуса региона способствовало развитию множества образовательных учреждений. Можно утверждать, что вторая половина ХХ века возродила регион, но уже на новом ценностном уровне. Регион становится сырье-

вым краем, богатым природными ресурсами (пушнина, леса, рыба, месторождения нефти и газа и т. д.). Если дореволюционный этап во многом характеризуют религиозные ценности, то советский период, в особенности послевоенный, характеризуют ценности экономические.

Послевоенный период часто сравнивают с первыми колонизациями края. Рост населения спровоцировал массовую хаотичную застройку на территории исторических городов региона. Это привело к утрате исторического облика в 70-90-е годы ХХ века исторических городов. Старую деревянную застройку «выжигали», в результате чего потеряно множество «жемчужин» деревянного зодчества еще дореволюционной России.

Характеристикой советского периода является разрушение дореволюционной системы культурного наследия, что проявлялось в массовом разрушении объектов наследия, в иррациональном их использовании, в искажении исторической планировочной структуры городов региона и, в конечном счете, в «привитии» и утверждении новых ценностей, основанных на идеологии правящей элиты. Управление наследием региона носит централизованный характер. Характерной особенностью периода является также и то, что в советский период на территории Тюменского региона не создано ни одного архитектурного объекта, который мог бы пополнить реестр объектов культурного наследия России. Но в то же время в монументальном искусстве сделано достаточно много, появились монументы, скульптурные группы, отражающие революционную борьбу, события, связанные с ВОВ, возведены мемориалы в честь вождей революции.

Можно утверждать, что данный период для Тюменского региона проходит в соответствии с ценностями экономическими, но направляемыми и регулируемыми политическими взглядами и установками.

Постсоветсткий или период демократических перемен в регионе обернулся качественными преобразованиями в системе наследия. Гласность и начало демократических реформ стали причинами постепенного разрушения жестких идеологических рамок, следствием чего явилось расширение круга охраняемых объектов наследия. В сфере наследия менялись научные и общественные приоритеты

- узкая группа исторических объектов, свя-

занная с революционным наследием, социалистическим строительством, уступила место объектам более широкого исторического, художественного диапазона.

Современное состояние региона характеризуется вступлением России «на рельсы капиталистического развития». Культурная жизнь региона находится в состоянии динамического развития. Начало периода можно характеризовать как хаос в развитии социокультурных систем. Системы реформируются, изменяются их функции, происходит «переоценка ценностей». Резко сокращается финансирование в сфере культуры. Ощущается острая нехватка средств на первоочередные меры по сохранению объектов культурного наследия. Но в то же время, восстановлено дореволюционное право религиозных ценностей на существование. Это проявлялось в конце 80-х - начале 90-х годов в реставрации и открытии храмов еще дореволюционной постройки, открытии духовных школ и училищ, строительстве новых культовых сооружений. Помимо возрождения традиций православной культуры учитывались и интересы представителей иных конфессий, восстанавливались и возводились заново синагоги, мечети, кирхи, костелы по всему региону. Тюменская область издревле была многоконфессиональной и многонациональной территорией. Культурная политика в Тюменской области направлена на реализацию государственных гарантий культурной идентификации проживающих на территории региона национальностей. Учреждение центров национальных культур способствует культурной консолидации различных этнических групп, развитию и трансляции традиционной культуры национальностей, населяющих регион. Областные, окружные, городские и районные центры национальных культур ведут информационнометодическую, художественно-зрелищную, досугово-концертную деятельность, объединяют творчество профессиональных и люби-

тельских коллективов. Укреплению межнациональных связей способствует ежегодный областной фестиваль «Мост Дружбы», который стал поистине праздником всех народов, живущих в Тюменском регионе.

Ценности постсоветского (демократического) периода, обусловленные становлением рыночной экономикой имеют ряд противоречий с традициями, обычаями, нравственными ценностями, менталитетом всех наций и народностей, проживающих в России. Экономическая система дореволюционной России базировалась на нравственных основаниях, данных религией. В современный же период экономика утратила прежние духовные основы, но приобрела такие качества как корысть, наживу, обман, нечистоплотность. Это характеризует начало постсоветского периода. Но в то же время частные капиталы открывают возможность для индивидуального творчества, для диалога государства и общества в сфере культурной деятельности. Появляются возможности для индивидуального, общественного содействия и участия в культуросохраняющей практике на добровольной основе.

Очевидно, что в каждом из выделенных исторических этапов существовало доминирование одной социокультурной системы, в соответствии с ценностями которой происходило развитие остальных. В дореволюционный период - это религиозные ценности; в советский - политические ценности; в постсоветский (демократический) - ценности рыночной экономики.

Доминирование ценностей той или иной социокультурной системы оказало существенное влияние на становление и развитие системы культурного наследия Тюменского региона. Утверждение ценностей каждого из периодов явилось аттрактором и обусловило развитие систем в определенном ценностном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.