УДК 329.17 Журбей Е. В., Карловская А. А., Полетаева А. М.
Динамика торгово-экономических отношений между Вьетнамом и США на современном этапе: содержание и перспективы
С конца XX в. и по настоящее время существует мировая тенденция к глобализации, этот процесс затронул экономики стран во всем мире, объединив обособленные государства в общую систему мирового хозяйства. Опыт наиболее развитых стран мира свидетельствует о том, что по мере усиления интернационализации хозяйственной жизни и усиления взаимозависимости государств, внешнеторговая деятельность из второстепенного, дополнительного элемента превращается в один из основных движущих факторов развития экономики, что объективно предопределяет повышение значимости внешнего фактора в экономическом развитии. Внешнеторговые связи также явились катализатором экономических преобразований и фактором модернизации экономики Вьетнама.
Социалистическая Республика Вьетнам, которую еще совсем недавно причисляли к малоразвитым странам мира, встала на путь активного и устойчивого экономического подъёма и в настоящее время считается одной из наиболее успешно развивающихся стран Азии. Вьетнам превратился из изолированной и бедной страны в одного из самых влиятельных членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, ВТО, ТТП и многоуважаемого партнёра международного содружества. В сегодняшних реалиях позиция и положение Вьетнама в отношениях в регионе и на международной арене находится на высоком уровне. Это возможно проследить хотя бы по заключенным договорам, вступлению в интеграционные экономические группировки, где Вьетнам старается поддерживать контакты с другими странами. В данный момент перед руководством СРВ стоит задача перехода на рыночные рельсы экономики, а также в совершенствовании своих торгово-экономических связей с государствами первого эшелона, в частности, с США.
Сегодня Вьетнам и США, две абсолютно несхожие в экономическом плане страны, преодолев периоды стагнации и военной враждебности в отношениях, перешли к двустороннему диалогу и непрекращающемуся развитию. Активизировав двустороннее сотрудничество с США заключением торгового соглашения в 2000 г., СРВ получила статус наиболее благоприятствующей нации. Последующие позитивные изменения также изменяли стратегический интерес США к своему торговому партнеру.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения основных факторов, механизмов и перспектив торгово-экономических отношений Социалистической Республики Вьетнам и США в период с 2000 г. по настоящее время. Характерной особенностью данных отношений является их высокая динамика и активность, но также нестабильность в статьях импорта и экспорта, некоторые внеэкономические и экономические факторы, которые также препятствуют развитию. Данная тема актуальна еще и потому, что СРВ находится на пути становления рыночной экономики, пытается в условиях социализма проводить не только эффективную экономическую политику, но
© Журбей Е. В., Карловская А. А., Полетаева А. М., 2020
ЖУРБЕИ Евгений Викторович, канд. ист. наук, доцент кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: zhurbey.ev@dvfu.ru
КАРЛОВСКАЯ Анастасия Андреевна, студентка Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: anastasiya_karlovskaya@mail.ru
ПОЛЕТАЕВА Александра Михайловна, студентка Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: poletaeva1334@gmail.com
и стимулировать экономический прогресс, повысить благосостояние граждан, что сложно для страны с некогда отсутствующими внешними связями.
Внешнеторговые связи Вьетнама, в том числе и США, активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, улучшению конкурентной среды, повышению эффективности отечественного бизнеса, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства. Это делает весьма актуальной задачу осмысления и углубленного исследования практики современной политики открытой экономики Вьетнама, в частности внешнеторговой деятельности. Дополнительный интерес вызывает тот факт, что Вьетнам до сих пор не отказался от цели построения социалистического общества.
Основной целью исследования является анализ торгово-экономических отношений Вьетнама с США на современном этапе, как основы для дальнейшего совершенствования их контактов в других областях и путей повышения конкурентоспособности вьетнамской экономики.
Отсутствие дипломатических отношений между СРВ и США на протяжении нескольких десятилетий служило основным препятствием развитию торгово-экономических связей. Поэтому важнейшей предпосылкой для нормализации и расширения торгово-экономического сотрудничества между США и СРВ стала нормализация политических отношений двух государств. Урегулирование означало перевод отношений на прочную правовую основу, подкрепленную долгосрочными торговыми договоренностями, обоюдным предоставлением торгового режима наиболее благоприятствующей нации и т. д.
Для этого требовалось добиться отмены экономических санкций, наложенных Вашингтоном на торговлю США с Вьетнамом. Данное мероприятие вызвало бы открытие доступа к льготным кредитам и займам международных финансовых организаций, оказывающих помощь слабо развитым странам, усилило авторитет СРВ на мировой арене. Таким образом, экономические санкции не только ограничивали внешнеторговый оборот двух стран применением высоких тарифных барьеров и нетарифных рестрикций, но препятствовали Вьетнаму в попытке развивать отношения с западом на равноправных началах. Поэтому вопрос об урегулировании вьетнамско-американских политических отношений становился необходимым условием, чтобы стороны по официальным каналам могли приступить к решению других накопившихся проблем. После победы коммунистического Северного Вьетнама над поддерживаемым США Южным Вьетнамом в 1975 г. Соединенные Штаты прекратили практически весь экономический обмен с вновь объединенным Вьетнамом. Коммерческие ограничения включали не только те, которые ранее были наложены на северный Вьетнам, но также и прекращение двусторонней гуманитарной помощи, противодействие финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений (таких как Всемирный банк), запрет на поездки США во Вьетнам и эмбарго на двустороннюю торговлю.
Налаживание первых послевоенных контактов между США и СРВ началось в гуманитарной сфере, когда правительство США направило запрос о поиске пропавших военных на территории Вьетнама. Просьба Соединенных Штатов была встречена во Вьетнаме с пониманием. Ханой допустил на территорию СРВ представителей американской комиссии по розыску пропавших без вести и оказал необходимое содействие в организации поисковой экспедиции по местам бывших сражений. Этот факт сыграл решающую роль в установлении дипломатических отношений между странами. В течение 1982—1983 гг. СРВ и США провели консультации о начале совместных поисков останков погибших американских солдат, а в 1986 г. начала работать первая поисковая экспедиция.
Главным шагом для восстановления отношений являлось снятое США торговое эмбарго в отношении Вьетнама. Это произошло в 1994 г. по инициативе президента Клинтона, а 11 июля 1995 г. было официально объявлено о нормализации отношений с Вьетнамом.
Отмена эмбарго была важна и для СРВ, и для США. Она позволила вступить вьетнамско-американским отношениям в качественно новую стадию, пришедшую на смену длительному периоду конфронтации, когда Дж. Буш, в то время президент США, проводил жесткую политику по отношению к Вьетнаму, прежде всего, в экономической плоскости, блокируя его возможно-
Таблица 1. Торговля США - Вьетнам, 1994-2000 гг. (млн. долл. США)
Год Импорт Экспорт Торговый баланс
1994 50.45 172.22 121.77
1995 198.97 252.86 53.89
1996 319.04 616.05 297.01
1997 388.19 277.79 -110.40
1998 553.41 274.22 -279.19
1999 601.90 277.30 -324.60
2000 827.40 330.50 -496.90
Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного банка
сти получения помощи по линии Международного валютного фонда и других международных валютно-финансовых организаций.
Установление дипломатических отношений ознаменовало начало более тесного сотрудничества США и СРВ в международных организациях, в подготовке СРВ к вступлению во Всемирную торговую организацию.
13 июля 2000 г. Вьетнам и США подписали двустороннее торговое соглашение. Соглашение вступило в силу 10 декабря 2001 г., когда Конгресс США и вьетнамское Национальное собрание его одобрили, и обе стороны официально обменялись письмами об осуществлении соглашения [3]. Заключение Торгового соглашения произошло под влиянием процесса глобализации и регионализации национальных экономик, под воздействием подготовки вступления Вьетнама во Всемирную торговую организацию, целенаправленной политики Соединенных Штатов Америки и международных валютно-финан-совых организаций. В соответствии с этой сделкой Соединенные Штаты предоставили Вьетнаму временный статус наиболее благоприятствующей нации, что значительно снизило тарифы США на большую часть импорта из Вьетнама. Однако Вьетнам продолжает оставаться со статусом "нерыночная экономика" (ЫМЕ) со стороны США, а ряд стран, в том числе Австралия, Индия и Япония, отнесли Вьетнам к странам с рыночной экономикой.
Обе стороны искали наибольшей выгоды после заключенного двустороннего соглашения. Торговые и инвестиционные потоки из США во Вьетнам и наоборот были крайне низки. Хотя Вьетнам на тот момент являлся тринадцатой по численности населения страной в мире, где проживало почти 80 миллионов человек, за последние несколько лет ежегодный экспорт США колебался в диапазоне 200—300 млн. долл. США (см. таблицу 1) [5]. Основной экспорт США во Вьетнам включал самолеты, удобрения, телекоммуникационное оборудование и машины общего назначения. Совокупные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) американских компаний во Вьетнаме были также невелики и оценивались примерно в 1 млрд. долларов США Импортировались преимущественно продукты питания: креветки, кешью, кофе, также отводилась роль нефтепродуктам.
До подписания торгового соглашения экспорт сильно колебался из года в год: сначала была замечена положительная динамика (616 млн. долл. США в 1996 г.) пока его стоимость вновь резко не упала и держалась на прежнем уровне на протяжении нескольких лет, до 2000 г. Рост импорта, в свою очередь, отмечен положительной динамикой: ежегодно на 100 и более млн. долл. США. Однако несмотря на то, что государства начали налаживать отношения в 1990-х гг., торговый баланс для Вьетнама в торговле был отрицательный с 1997 г.
После подписания соглашения чиновники администрации Клинтона и представители бизнеса были осторожны относительно двустороннего согла-
шения, так как не были уверены, что оно значительно увеличит экспорт и инвестиции из США во Вьетнам в краткосрочной перспективе. Скорее, они подчеркивали, что американские экспортеры и инвесторы получат наибольшую выгоду в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как Вьетнам продолжает рыночные реформы, становится все более развитым и интегрированным в мировую экономику, выполняет все больше требований соглашения.
Хотя США и Вьетнам были солидарны относительно двустороннего торгового соглашения в июле 1999 г., почти год Вьетнам откладывал его подписание. В первую очередь, этому препятствовали внутренние факторы. Официальная причина задержки во Вьетнаме заключалась в том, что требовалось больше времени для проверки соглашения между лицами, принимающими решения во Вьетнаме. "Консенсусный" стиль принятия решений и слабость руководства страны, вероятно, и растянули процесс проверки: торговое соглашение являлось на тот момент самым обширным соглашением, в которое когда-либо вступал Вьетнам, и для того, чтобы Ханой предпринял такой радикальный шаг, потребовалось согласие практически всех должностных лиц, участвующих в реализации соглашения.
Наибольшее число сомнений торговое соглашение вызвало у вьетнамских консерваторов. Со времени проведения VIII съезда вьетнамской Коммунистической партии в 1996 г. разногласия между реформаторами и консерваторами в Политбюро Вьетнама — высшего руководящего органа страны — парализовали принятие экономических решений. Поскольку двустороннее торговое соглашение с США требовало, чтобы Вьетнам начал реформы и углубил свою интеграцию в мировую экономику, неудивительно, что Политбюро также разделилось по вопросу о завершении сделки. Консерваторы опасались, что экономическая реформа подорвет "социалистические основы" экономических и политических систем страны и тем самым поставит под угрозу легитимность и монополию коммунистической партии на власть. Они также опасались, что суверенитет Вьетнама будет подорван в результате усиления экономической зависимости Вьетнама от запада и повышения уязвимости Вьетнама к региональным экономическим спадам, таким как азиатский финансовый кризис 1997—1999 гг.
Завершающим фактором, оказывающим внешнее давление, стала попытка сохранить отношения не только с США, но и с Китаем. Руководство страны было обеспокоенно тем, что торговая сделка с Соединенными Штатами будет противодействовать Китаю. Пекин и Ханой незадолго до заключения торгового соглашения укрепили свои связи, и вьетнамские консерваторы опасались реакции Пекина на заключенное соглашение.
С тех пор, как начало действовать двустороннее соглашение в 2001 г., объем торговли и инвестиций между США и СРВ начали расти. Экспортные позиции из США во Вьетнам пополнились такими товарами, как сельскохозяйственная продукция, машины, транспортные средства, ткани. Импорт из Вьетнама в США преимущественно составляет: одежда, обувь, текстильные товары, мебель, сельскохозяйственная продукция, морепродукты. Объем двусторонней торговли между странами в 1995 г. составлял 451 млн. долл. США, тогда как в 2016 г. - 52 млрд. долл. США, в 2018 г. - 60 млрд. долл. США [4], а в 2019 г. объем двусторонней торговли составил 77,6 млрд. долл. США [10, Р.1].
В 2020 г. исполняется 25 лет с момента восстановления дипломатических отношений Вьетнама и США. За этот период США превратились во второго по величине торгового партнера для Вьетнама (после Китая), а дву-стороння торговля выросла почти на 32% только в одном 2019 году. В 2019 г. Вьетнам стал 7-ой по величине страной-импортером товаров в США, а Вьетнам 27-ой страной для США по экспорту американских товаров [10, р. 1]. По данным на 2017/2018 гг., Вьетнам экспортирует в США морепродукты, текстиль, обувь, древесину и изделия из дерева, компьютеры, электронные товары, комплектующие и сельскохозяйственную продукцию. Импортируется из США: компьютеры, электронные товары, хлопок, корма для животных, оборудование, машины, инструменты и запасные части. В 2019 г. ситуация незначительно, но изменилась. В товарной номенклатуре теперь значатся обувь, одежда и хлопок, пластик, мебель и другие позиции, которые до этого были либо не характерны для импорта или экспорта, либо не пользовались столь
Таблица 2. Импорт/экспорт, товарооборот и торговый баланс между Вьетнамом и США
в 1995-2018 гг., в млн. долл. США
Импорт США из Вьетнама (млн $) Экспорт США во Вьетнам (млн $) Товарооборот (млн $) Торговый баланс (млн $)
1995 г. 198,90 252,50 451,90 53,600
2000 г. 827,40 330,50 1157,90 -496,90
2005 г. 6522,30 1151,30 7673,60 -5371,00
2010 г. 14868,00 3710,00 18577,90 -11157,50
2015 г. 33500,00 7800,00 41280,00 -25700,00
2018 г. 46480,00 8160,00 58860,00 -38320,00
Источник: составлено авторами на основе данных Главного таможенного управления Вьетнама
большой популярностью, а потому были включены в основные статьи, например: женские и детские костюмы, свитера, прочий трикотаж. На протяжении многих лет текстиль и одежда по-прежнему остаются ведущими экспортными статьями Вьетнама на рынке США Помимо этого, такие товары, как телефоны и их составляющие, древесина и изделия из дерева, морепродукты, обувь, также вносят значительную долю в общий экспортный оборот.
В 2018 г. Соединенные Штаты также являлись крупнейшим рынком импорта Вьетнама с оборотом 47,5 млрд. долл. США, что на 14,26% больше, чем было в 2017 г., и являются рынком, на котором Вьетнам имеет самый большой профицит торгового баланса - 34,72 млрд. долл. США (2018 г.) [8]. На долю таких экспортных товаров, как текстиль и одежда, приходится 13,7 млрд. долл. США, что на 11,6% больше по сравнению с 2017 г., и составляет 28,82% стоимости экспортируемых товаров на этот рынок. Далее следует обувь - 6 млрд. долл. США, машины, оборудование и запчасти - 3,4 млрд. долл. США. Ниже представлена статистика импортно-экспортного оборота между странами за период с 1995 по 2018 гг. (см. таблицу 2), а также статьи основных импортных и экспортных товаров за 2017, 2018 и 2019 гг. (см. таблицы 3-5) [6; 13].
Проанализировав данные, представленные в таблицах, можно утверждать, что основные статьи вьетнамского экспорта в США - текстильная и швейная продукция, ее оборот достиг 15 млрд. долл. США в 2019 г., а это 45,2% от общего экспортного оборота текстиля и одежды во Вьетнаме; экспорт обуви составил 5 млрд. долл. США с ростом на 14,2% по сравнению с 2018 г. [9]. Среди импортируемых США товаров стоит отметить компьютеры и комплектующие — 3 млрд. долл. США в 2018 г., а также хлопок — 1,5 млрд. долл. США На все перечисленные статьи импорта приходится 39,97% всех входящих поставок. Исходя из данных таблицы, а конкретно экспортных товаров за 2019 г., особым спросом все также пользуются хлопок, компьютерные составляющие, телефоны и запчасти для них, полупроводники, что, вероятно, напрямую связано с тем, что во Вьетнаме развиваются технологии по созданию собственных брендов. Стоит также отметить, что для СРВ актуальны новые запчасти для техники, так как внутри страны находятся многочисленные сборочные заводы разных компаний. На долю данных позиций приходится 37,46% всего экспорта во Вьетнам [16].
С момента нормализации и восстановления дипломатических отношений между СРВ и США двусторонние связи между этими странами развивались очень высокими темпами. С приходом к власти в США администрации Барака Обамы и началом политики "поворота" или "перебалансировки" в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) роль Вьетнама для внешней политики страны стала возрастать. Аналогично, США занимают одно из важнейших мест во внешнеполитической стратегии СРВ.
Таблица 3. Статьи вьетнамского экспорта в США, в млн. долл. США
№ Товары 2017 2018 Рост к 2017, %
1 Текстиль и одежда 12274 13700 11,61%
2 Телефоны и комплектующие 3703 5411 46,13%
3 Компьютеры, электронные товары и комплектующие 3439 2864 -16,71%
4 Транспортные средства и запчасти 1182 1321 11,72%
5 Обувь всех видов 5113 5823 13,9%
6 Древесина и изделия из дерева 3267 3897 19,29%
7 Механизмы, оборудование и комплектующие 2.427 3406 40,34%
8 Морепродукты 1406 1627 15,70%
9 Сумки, кошельки, чемоданы, шапки и зонты 1337 1321 -1,18%
10 Орехи 1219 1211 -0,7%
Источник: составлено авторами на основе данных Главного таможенного управления Вьетнама
Таблица 4. Статьи американского экспорта во Вьетнам, в млн. долл. США
№ Товары 2017 2018 Рост к 2017, %
1 Компьютеры, электронные товары и комплектующие 2784 3051 9,57%
2 Хлопок всех видов 1179 1469 24,62%
3 Сырье для текстиля, одежды, кожи и обуви 356 413 15,96%
4 Соя 3301 547 65,23%
5 Химическая продукция 285 320 12,40%
6 Корма и сырье для животных 281 682 142,93%
7 Древесина и изделия из дерева 255 317 24,03%
8 Изделия из пластмассы 249 448 79,77%
9 Молоко и молочные продукты 80 122 51,5%
Источник: составлено авторами на основе данных Главного таможенного управления Вьетнама
В 2013 г. в ходе саммита 0-20 президенты США и Вьетнама Барак Оба-ма и Чыонг Тан Шанг соответственно подняли отношения до уровня "всеобъемлющего партнерства". Это означает, что обе стороны признают широту сфер сотрудничества и открыты для двустороннего диалога. Данное партнерство обозначило девять направлений сотрудничества: политическое и дипломатическое сотрудничество; торгово-экономические связи; научно-техническое сотрудничество; образование; окружающая среда и здоровье; вопросы послевоенного наследия; оборона и безопасность; защита прав человека; культура,
Таблица 5. Топ 10 импортных и экспортных товаров за 2019 г. (в млн. долл. США)
Импортные товары 2019 г. Экспортные товары 2019 г.
Смартфоны и сопутствующее оборудование 13810 Хлопок 1430
Мебель и части мебели 4560 Компьютерные чипы 1060
Спортивная и другая текстильная обувь 3210 Гражданские самолеты и запчасти 786
Свитера, пуловеры, жилеты, вязанные или трикотажные 2640 Смартфоны и сопутствующее оборудование 414
Кожаная обувь 2430 Пластик 388
Всевозможные сидения (кроме тех, что предназначены для стоматологий и парикмахерских) 2280 Сталь, металлолом 369
Компьютерные чипы 1920 Соевые бобы 296
Светочувствительные полупроводники и детали 1680 Масло 278
Костюмы женские и детские, вязаные или трикотажные 1660 Сахар, крахмал 271
Костюмы женские и детские, не трикотаж 1610 Части обуви; стельки, гетры и т.д. 270
Источник: составлено авторами на основе данных Главного таможенного управления Вьетнама
туризм и спорт. Что важно, стороны отметили стремление уважать "политические системы, независимость, суверенитет и территориальную целостность друг друга" [9]. Повестка дня и механизмы, изложенные в совместном заявлении Обамы и Шанга, объявляющем о партнерстве, служат руководством Ханою и Вашингтону для продвижения отношений вперед. Они подтвердили, что экономическое сотрудничество будет и впредь оставаться "основой и двигателем" отношений между США и Вьетнамом. Это положительный сдвиг вперед по крайней мере по двум причинам: во-первых, это означает, что политическая система, возглавляемая Коммунистической партией Вьетнама, не должна рассматриваться как серьезное препятствие для развития будущих связей. И во-вторых, это свидетельствует о готовности США более стратегически привлекать Вьетнам.
Продолжилась интенсификация двусторонних отношения и при новой уже республиканской администрации США. Визиты президента Д. Трампа во Вьетнам в 2017 и 2019 гг. также привели к ряду заключенных соглашений о покупке товаров на десятки миллиардов долларов. Администрация Трампа неоднократно заявляла о своей заинтересованности в увеличении продаж оружия во Вьетнам, но до сих пор такие продажи были ограничены, несмотря на выраженную заинтересованность обоих правительств. Однако с 2009 по 2017 гг. продажа американского вооружения США Вьетнаму выросла на 11,5 млн. долл. США (2009 г. - 0,5 млн. долл. США, 2017 г. - 12 млн. долл. США) [16, р. 9].
США отмечают для себя негативную тенденцию в двустороннем сотрудничестве, а именно торговый дефицит. Если в 2001 г. цифра составляла 592 млн. долл. США, то в 2018 г. — 39 млрд. долл. США. Фактически это 5-й крупнейший дефицит двусторонней торговли США (после Китая, Мексики, Японии и Германии). Согласно статистическим данным, в 2019 г. положительное сальдо двусторонней торговли составило 47 млрд. долл. США [10, р. 1]. Растущий торговый дефицит между Вьетнамом и США за последнее десятилетие может создать новый "вызов" в двусторонних отношениях. Так, торговый представитель США Роберт Лайтхайзер заявил, что Вьетнаму следует предпринять шаги по сокращению положительного сальдо торгового баланса с
США. У США растет дефицит торгового баланса с Вьетнамом и американская сторона заявила Вьетнаму, что он "должен принять меры по сокращению неустойчивого торгового дефицита", что включает меры по "расширению импорта товаров из США и устранение ограничений на доступ к рынкам, связанных с товарами, услугами, сельскохозяйственной продукцией и интеллектуальной собственностью" [11], а президент Д. Трамп назвал Вьетнам "хуже Китая" в данной сфере [14].
Недовольство по этому поводу Трампа звучало уже с 2016 г., однако закупки боингов Вьетнамом на несколько миллиардов долларов казались Вьетнаму защитой от этого недовольства. Но это не помогло, и Вьетнаму пришлось остановить несколько проектов с Китаем в угоду Вашингтону. Урон от возможных санкций США может смягчить торговля с партнерами по Транстихоокеанскому партнерству, из которого вышли США, и договор о свободной торговле с Евросоюзом. США потребовал от Вьетнама увеличения закупок американских товаров, в случае отказа - пригрозил увеличением тарифов в отношении вьетнамской продукции, вследствие которых Вьетнам может потерять до 25% экспортных доходов [1]. Чтобы предотвратить наихудший сценарий, Вьетнам увеличил импорт сельхозпродукции из США, демонстрируя желание сохранить текущие отношения с США В свою очередь США, прекрасно понимая, что низкий уровень покупательской способности вьетнамского населения не способен резко увеличиться, выставили требование минимизировать закупки российского вооружения, закупая американское.
В целом взаимное партнерство США с Вьетнамом развивается стабильно. Политическая элита Вьетнама определила торговлю, ориентированную на рост экспорта, а также международную экономическую интеграцию в качестве международных политических предпочтений и использовала интеграцию международной торговли в качестве стратегического инструмента для максимизации этих национальных приоритетов в рамках региональной и международной торговой системы. Поэтому Вьетнам придерживается стратегического взгляда на интеграцию в международную торговлю и использует его в качестве инструмента для обеспечения своих национальных интересов и безопасности за счет усиления экономической мощи. Посредством тщательного отбора торговых соглашений Вьетнам стремится занять стратегически выгодное положение по сравнению с другими странами АТР, обеспечить непрерывный экономический рост за счет доступа к ключевым рынкам и осуществить некоторые из наиболее трудных внутренних экономических реформ, используя свои обязательства по внешнеторговым соглашениям.
Торговые и инвестиционные связи между Вьетнамом и Соединенными Штатами резко возросли за два последних десятилетия и являются наиболее динамичным компонентом всестороннего партнерства двух стран. Как было отмечено, для интенсификации экономических отношений, происходит наращивание военно-технической мощи, подписываются соглашения о проведении учений на территории Вьетнама; США используют любые возможности, чтобы оставаться в азиатском регионе и распространять свое влияние в близлежащих границах. Обе страны стараются поддерживать баланс в отношениях с КНР, хотя это может быть особо сложной задачей в условиях активной интеграции. В данных отношениях крайне важно продолжать работу и искать новые пути для интенсификации политических отношений, совершенствовать существующие договора или заниматься разработкой новых, так как это может способствовать дальнейшим успехам торгово-экономических отношений и имиджу стран на мировой арене.
Что касается экономического сотрудничества, на данный период времени оно достигло высокого уровня. Торговое соглашение 2000 г. способствовало позитивным изменениям между странами: возрос товарооборот, во Вьетнам поступил приток иностранных инвестиций, американские корпорации также получили возможность осуществлять свою деятельность на территории СРВ. В целом это открыло новые возможности для обеих сторон. Вьетнам извлекает выгоду из торговой войны США и Китая, так как некоторые компании перемещают туда свое производство. В прошлом году прямые иностранные инвестиции во Вьетнам достигли рекордных 18 млрд. долл. США. Страна привлекает их более низкой стоимостью труда и менее жесткими экологическими нормами. СРВ извлекает выгоду благодаря тому, что продает многие товары,
которые в Китае попали под пошлины. Импорт США из Вьетнама вырос почти на 32% за 2019 г. по сравнению с 2018 г. За аналогичный период импорт США из Китая уменьшился на 13%. Оценки влияния торговой войны США и Китая разнятся. По оценкам Азиатского банка развития, в случае эскалации торгового конфликта ВВП Вьетнама увеличится дополнительно на 2% в течение трех лет [2], а эксперты Национального центра социально-экономической информации, которые с 2018 г. ведут наблюдения за влиянием торговой войны двух стран на экономику Вьетнама прогнозируют, что ВВП Вьетнама к 2022 году сократится на 0,11%, причем наибольший удар от торговой войны, Вьетнам получит именно к 2020—2021 г. [7].
Эксперты считают, что Вьетнам больше других стран мира выиграл от торгового конфликта Вашингтона и Пекина, но не все так радужно [15]. США беспокоит растущий дефицит торгового баланса. Вьетнам импортировал из США в 2018 г. 9,7 млрд. долл. США, а экспортировал в США на 49,2 млрд. долл. США, торговый профицит для Вьетнама (или дефицит для США) составил 39,5 млрд. долл. США [10, р.1]. Более крупный дефицит США имеют только в торговле с Китаем, Мексикой, Японией и Германией. Поэтому некоторые задаются вопросом, не разозлит ли это Вашингтон, если дефицит продолжит расти. Многое будет зависеть от того, какова цель Трампа в торговой войне — вернуть производство в США и уменьшить дефицит в торговле с другими странами или просто заставить Китай отказаться от методов, которые он считает нечестными.
Официальные лица США уже упрекают Вьетнам в реэкспорте китайских товаров. Они поставляют товары из Китая во Вьетнам, где они подвергаются лишь небольшой обработке, а затем реэкспортируют их уже как вьетнамские в США. Вьетнамские власти обещают с этим бороться. Но таможенные данные показывают, что такое мошенничество очень распространено. "Так, за первые пять месяцев 2019 г. поставки компьютеров и другой электроники из Китая во Вьетнам выросли на 80,8% в годовом выражении до 5,1 млрд. долл. США. За аналогичный период экспорт таких товаров из Вьетнама в США увеличился на 71,6% до 1,8 млрд. долл. США. Похожий тренд наблюдается и с поставками машинного оборудования" [2]. Вьетнам и раньше играл роль такого посредника. Много лет он таким же образом реэкспортировал в США китайскую сталь, помогая ее производителям обходить пошлины. В итоге Вашингтон пришел к выводу, что создаваемая во Вьетнаме добавленная стоимость некоторых видов стали является незначительной, и в мае 2018 г. обложил эту сталь 250%-ными пошлинами [2].
Интенсификация торговых отношений двух стран способствует и нормализации политических отношений. Вьетнам и США подписывают соглашения о проведении учений, наращивают военно-техническую мощь, ранее страны решили ряд политических проблем, связанных с последствиями войны. США явно делают ставку на Вьетнам, как страну, опасающуюся экспансии северного соседа. Вместе с тем США еще не готовы предоставить Вьетнаму статус страны с рыночной экономикой и соответствующими экономическими преференциями. Проблемы демпинга, манипулирование национальной валютой, кража интеллектуальной собственности и другие проблемы беспокоят американскую сторону [10, р. 1-2].
В заключении отметим, что торгово-экономические отношения Вьетнама и США росли в геометрической прогрессии с момента восстановления дипломатических связей и являются драйвером для углубления политических, военных и культурных контактов. Углубление двустороннего сотрудничества в будущем откроет новые возможности для двух государств.
Литература
1. Карпов А. Между Китаем и США - Вьетнам выбирает Японию // [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2692764.html (дата обращения 24.02.2020).
2. Невельский А. Победителем в торговой войне США и Китая оказался Вьетнам // [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2019/06/28/805380-vetnam (дата обращения 24.02.2020).
3. Agreement between the United States of America and the Socialist Republic of Vietnam on trade relations // [Электронный ресурс]. URL: http://www.usvtc.org/trade/ bta/text/full_text.htm (цата обращения 24.02.2020).
4. Albert E. The Evolution of U.S.-Vietnam Ties. 20.03.2019 // [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfr.org/backgrounder/evolution-us-vietnam-ties (цата обращения 24.02.2020).
5. Exports of goods and services (% of GDP) // [Электронный ресурс]. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/ne.exp.gnfs.zs (цата обращения 24.02.2020).
6. General Department of Customs. Statistics of Exports by country/Territory-Main Exports 2017-2018 // [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ EnglishStatisticsCalendars/Attachments/905/2018-T12T-5X(EN-FN).pdf (цата обращения 24.02.2020).
7. Gunnion L. Vietnam: Economy continues robust growth in 2018 // [Electronic resource]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/asia-pacific/vietnam-economic-outlook.html (цата обращения 24.02.2020).
8. Joint Press Availability with Vietnamese Deputy Prime Minister and Foreign Minister Pham Binh Minh // [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/secretary/ remarks/2013/12/218747.htm (цата обращения 24.02.2020).
9. Joint Statement by President Barack Obama of the United States of America and President Truong Tan Sang of the Socialist Republic of Vietnam, 2013. // [[Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/07/25/joint-statement-president-barack-obama-united-states-america-and-preside (цата обращения 24.02.2020).
10. Martin M. U.S.-Vietnam Economic and Trade Relations: Key Issues in 2020 / M. Martin. - Congressional Research Service: Washington, 2020. - P. 1-2.
11. Palmer D. Lighthizer warns Vietnam over trade deficit with U.S. 29.07.2019 // [Электронный ресурс]. URL: D. Palmer // Politico. - Mode of access: https://www. politico.com/story/2019/07/29/lighthizer-vietnam-trade-deficit-1439780 (цата обращения 24.02.2020).
12. Remarks on Lifting the Trade Embargo on Vietnam and an Exchange with Reporters // [Электронный ресурс]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PPP-1994-book1/pdf/PPP-1994-book1-doc-pg178.pdf (цата обращения 24.02.2020).
13. Statistical information: Vietnam // [Electronic recourse] URL: https://www. ustradenumbers.com/country/vietnam/ (цата обращения 24.02.2020).
14. Trump says Vietnam worse than China on trade // [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-standard.com/article/pti-stories/trump-says-vietnam-worse-than-china-ontrade-119062601045_1.html (цата обращения 24.02.2020).
15. US-China trade diversion: who benefits? // [Электронный ресурс]. URL: https:// www.nomuraconnects.com/focused-thinking-posts/us-china-trade-diversion-who-benefits/ (цата обращения 24.02.2020).
16. U.S-Vietnam Economic and Trade Relations: Key Issues in 2018. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.everycrsreport.com/files/20180416_R45172_da991d55c12fe09a feb13ad53dde5ce8fb658a86.pdf (цата обращения 24.02.2020).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б
1. Karpov А. Mezhdu Kitaem i SSHA - V'etnam vybiraet Yaponiyu // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2692764.html (data obrashheniya 24.02.2020).
2. Nevel'skij А. Pobeditelem v toreovoj vojne SSHA i Kitaya okazalsya V'etnam // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/arti-cles/2019/06/28/805380-vetnam (data obrashheniya 24.02.2020).
3. Agreement between the United States of America and the Socialist Republic of Vietnam on trade relations // [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.usvtc.org/trade/bta/ text/full_text.htm (data obrashheniya 24.02.2020).
4. Albert E. The Evolution of U.S.-Vietnam Ties. 20.03.2019 // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cfr.org/backgrounder/evolution-us-vietnam-ties (data obrashheniya 24.02.2020).
5. Exports of goods and services (% of GDP) // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/ne.exp.gnfs.zs (data obrashheniya 24.02.2020).
6. General Department of Customs. Statistics of Exports by country/Territory-Main Exports 2017-2018 // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/Eng-lishStatisticsCalendars/Attachments/905/2018-T12T-5X(EN-FN).pdf (data obrashheniya 24.02.2020).
7. Gunnion L. Vietnam: Economy continues robust growth in 2018 // [Electronic resource]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/asia-pacific/vietnam-eco-nomic-outlook.html (data obrashheniya 24.02.2020).
8. Joint Press Availability with Vietnamese Deputy Prime Minister and Foreign Minister Pham Binh Minh // [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.state.gov/secretary/ remarks/2013/12/218747.htm (data obrashheniya 24.02.2020).
9. Joint Statement by President Barack Obama of the United States of America and President Truong Tan Sang of the Socialist Republic of Vietnam, 2013. // [[Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/07/25/joint-state-ment-president-barack-obama-united-states-america-and-preside (data obrashheniya 24.02.2020).
10. Martin M. U.S.-Vietnam Economic and Trade Relations: Key Issues in 2020 / M. Martin. - Congressional Research Service: Washington, 2020. - P. 1-2.
11. Palmer D. Lighthizer warns Vietnam over trade deficit with U.S. 29.07.2019 // [Ehlektronnyj resurs]. URL: D. Palmer // Politico. - Mode of access: https://www.poHt-ico.com/story /2019/07/29/lighth izer-vietnam-trade-deficit-1439780 (data obrashheniya 24.02.2020).
12. Remarks on Lifting the Trade Embargo on Vietnam and an Exchange with Reporters // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PPP-1994-book1/pdf/PPP-1994-book1-doc-pg178.pdf (data obrashheniya 24.02.2020).
13. Statistical information: Vietnam // [Electronic recourse] URL: https://www.us-tradenumbers.com/country/vietnam/ (data obrashheniya 24.02.2020).
14. Trump says Vietnam worse than China on trade // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.business-standard.com/article/pti-stories/trump-says-vietnam-worse-than-china-ontrade-119062601045_1.html (data obrashheniya 24.02.2020).
15. US-China trade diversion: who benefits? // [Ehlektronnyj resurs]. URL: https:// www.nomuraconnects.com/focused-thinking-posts/us-china-trade-diversion-who-benefits/ (data obrashheniya 24.02.2020).
16. U.S-Vietnam Economic and Trade Relations: Key Issues in 2018. // [Ehlektron-nyj resurs]. URL: https://www.everycrsreport.com/files/20180416_R45172_da991d55c-12fe09afeb13ad53dde5ce8fb658a86.pdf (data obrashheniya 24.02.2020).
Журбей Е. В., Карловская А. А., Полетаева А. М. Динамика торгово-экономических отношений между Вьетнамом и США на современном этапе: содержание и перспективы.
Вьетнам является одной из ключевых стран Юго-Восточной Азии, куда направлен экономический и инвестиционный потенциал Вашингтона и с которым США стремится углублять двусторонние экономические связи. Статья отражает торгово-экономические отношения Вьетнама и США на современном этапе, факторы, способствующие интенсификации взаимоотношений двух стран, а также авторы уделяет отдельное внимание экспортно-импортным показателям последних лет.
Ключевые слова: СРВ, США, торгово-экономические отношения, вьетнамо-американские торговые отношения, импорт, экспорт, ЮВА
Zhurbey E. V., Karlovskaya A. A., Poletaeva A. M. The dynamics of trade and economic relations between Vietnam and the United States at the present stage: content and prospects.
Vietnam is one of the key countries in Southeast Asia, where the economic and investment potential of Washington is aimed to, and with which the United States seeks to deepen bilateral economic ties. The article represents the trade and economic relations of Vietnam and the United States at the present stage, factors contributing to the intensification of relations between the two countries, the authors also pays special attention to export-import indicators of the recent years.
Key words: Vietnam, USA, trade and economic relations, Vietnam-US trade relations, import, export, Southeast Asia
Для цитирования: Журбей Е. В., Карловская А. А., Полетаева А. М. Динамика торгово-экономических отношений между Вьетнамом и США на современном этапе: содержание и перспективы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 2. С. 146—156. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-2/146-156
For citation: Zhurbey E. V., Karlovskaya A. A., Poletaeva A. M. The dynamics of trade and economic relations between Vietnam and the United States at the present stage: content and prospects // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 2. P. 146-156. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-2/146156
♦