ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159. 923. 2
Н.Е. Трофименко
ст. преподаватель, кафедра «Социальная работа», Белоцерковский институт экономики и управления «(Открытый международный университет развития
человека «Украина»
ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООТНОШЕНИЯ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых
на динамику становления ценностного самоотношения в раннем онтогенезе. Особенное внимание сконцентрировано на периоде новорожденности и привязанности матери к ребенку.
Ключевые слова: самосознание, теория привязанности, комплекс оживления, отношение взрослых, отношение к себе.
N.E. Trofymenko, Belotserkovskii Institute of Economics and Management «Open International University of Human Development «Ukraine»
THE DYNAMICS OF FORMATION VALUES OF THE SELF-ATTITUDE IN EARLY ONTOGENY Abstract. The article reviewed and analyzed the views of domestic and foreign scholars on the dynamics of self-formation of value in early ontogeny. Particular attention is focused on the neonatal period and the mother-to-child attachment.
Ценностное отношение к себе - это одна из составляющих самосознания ребенка, которая характеризуется относительно устойчивой, в определенной степени осознанной системой представлений личности о самой себе. В ее основе лежит способность отделять себя от своей жизнедеятельности. Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие ребенка в целом. Он протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих людей. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие поощрения, давать замечания, целенаправленно управлять процессом воспитания [6].
Развитие самосознания в первые годы жизни ребенка происходит на основе интеллектуальных и эмоциональных особенностей и отражает как возрастные, так и индивидуально-личностные свойства личности. Чем эффективнее идет становление самосознания в раннем возрасте, тем более зрелой личность становится в будущем. Становление самосознания на этапе раннего онтогенеза исследовали Н. Авдеева, Б. Ананьев, Л. Божович, Л. Выготский, Т. Гуськова, Н. Елагина, Е. Кононко, М. Лисина, С. Мещерякова, В. Мухина, Д. Ольшанский, С. Рубинштейн, А. Сильвестру, Г. Урунтаева и др. Исследователи отмечают, что в раннем детстве ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные ощущения, формирование «образа» тела, визуального отображения себя в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления [3].
Особого внимания на становление самосознания в раннем онтогенезе заслуживают взгляды зарубежных исследователей - Ш. Бюлера, Дж. Боулби, А. Валона, М. Льюис и Дж. Брукс-Анна, М. Малера, Стэнли и Нэнси Гринспен, И. Раншбурга, П. Поппера, А. Томаса, С. Чесс, В. Штерна и др. Статья раскрывает анализ подходов и взглядов зарубежных и отечественных ученых на динамику становления ценностного самоотношения в раннем онтогенезе.
Самоотношение имеет сложную генетическую структуру. Поначалу оно характеризуется определенной неустойчивостью. Только в результате значительного количества аналогичных
Keywords: identity, attachment theory, complex recovery, treatment adult attitude, attitude to yourself.
осознаний себя как субъекта определенных проявлений в деятельности и поведении в личности формируется фиксированное, более или менее устойчивое понятие о себе как о личности. Одновременно с этим понятием возникает и относительно устойчивое отношение к себе. Рассмотрим его динамику становлення в раннем онтогенезе.
Период новорожденности - это самостоятельная и стабильная стадия в общем психическом развитии ребенка. С первых дней новорожденный ребенок - это открытая система с выраженной потребностью в другом человеке и новых эмоциональных ощущениях. Психическая жизнь новорожденного ребенка состоит преимущественно из аффективных впечатлений, в которых неразличимо то, что приходит от объекта, и то, что принадлежит субъекту [11]. Для формирования будущей личности ребенка и его оптимального физического и психоэмоционального развития необходимы ранний - с момента рождения - неограниченный контакт с матерью путем контакта «кожа к коже», раннее начало грудного вскармливания и совместное круглосуточное пребывание друг с другом.
Обратимся к исследованиям Дж. Боулби, автора «теории привязанности», который отмечает, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, что является важным аспектом для дальнейшей психической жизни. Мать дает чувство защищенности и безопасности. Опыт привязанности формирует представление не только о родителях, но и о других людях. Одно из главных положений данной теории заключается в том, что в дальнейшей жизни личность будет воспроизводить модели привязанности, сложившиеся в раннем детстве с его родителями. Разница в типе привязанности приводит к тому, что одни люди уверены в себе, открыты к опыту, относятся к себе с пониманием, другие -испытывают тревогу при отторжении и самостоятельности, а третьи - не доверяют окружающим, они агрессивны и самодостаточны. По мнению автора, именно нежность и ласка матери в первые месяцы жизни маленького ребенка являются для него самыми важными, нежели ее уход и обучение [4].
Под влиянием оценки родителей у ребенка постепенно складывается и формируется отношение к себе и самооценка своей личности, отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности и переживания. Уже к концу первого месяца жизни общение со взрослыми стимулирует у ребенка его активность, удерживает инициативную демонстрацию своих умений, способностей и проявляет готовность перестраивать свое поведение в направлении, которое диктует оценка взрослого [1, 2]. С появлением комплекса оживления в конце новорожденного периода, социальная ситуация развития, т.е. неразрывное эмоциональное единство ребенка и взрослого (ситуация «мы»), сложилась [5, с. 93-94].
У зарубежных исследователей А. Томаса и С. Чесс мы находим утверждение, что дети приходят в этот мир с определенными формами поведения, которые вместе составляют тип темперамента. Одни новорожденные более чувствительны к свету и звукам, другие - сильнее реагируют на состояние дискомфорта. По мнению исследователей, характер новорожденного ребенка может серьезно повлиять на качество ранних отношений родителей и ребенка [8, с. 274-275].
Основная форма жизнедеятельности новорожденного - эмоциональное отношение ко взрослому. К концу периода новорожденности у ребёнка возникает элементарная познавательная активность, не связанная с органическими потребностями: он испытывает потребность в новых впечатлениях, пристально всматривается в глаза взрослого, впервые улыбается, радостно возбуждается в ответ на лицо и голос матери. У ребёнка зарождается потребность в человеке и в общении с ним [10]. Таким образом, главное достижение новорожденного периода -отношение ребенка к миру, которое сначала бывает недифференцированным, но быстро набирает первичную дифференцированность. Ребенок начинает по-разному реагировать: на физические предметы - сосредоточением, на взрослого - улыбкой. Благодаря привязанности к
близким людям, закладывается чувство уверенности в себе, активная жизненная позиция, которая служит фундаментом развивающейся личности и ценностного к себе отношения.
На стадии младенческого периода ребенок и взрослый становятся партнерами на основе эмоционально-насыщенного практического взаимодействия. За счет интенсивной заместительной функции предмета во второй половине первого года жизни распадается комплекс оживления. Предмет выступает посредником между ребенком и взрослым и становится поводом к практическому игровому взаимодействию. Опираясь на активность младенца, взрослый способствует сотрудничеству с ним. Под руководством М. Лисиной было экспериментально доказано, что на первом году жизни у ребенка развивается своеобразное отношение к себе. Оно складывается в результате общения со взрослыми, непосредственно отражая чувства любви, заботы и безусловного принятия личности ребенка окружающими людьми. Вследствие этого у ребенка формируются такие важные составляющие его образа Я, как эмоционально-позитивное самоощущение и переживание своей значимости для других. [9].
Известная украинская исследовательница Е. Кононко подчеркивает, что самосознание возникает тогда, когда ребенок начинает осознавать сам себя как субъект своих действий. Автор показывает, что есть несколько последовательных моментов становления самосознания: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий, начинает выделять себя из окружения, у него формируются первые представления о своем «Я». Сначала выделяется физическое «Я» в ребёнке, в основе которого лежит отражение его физических качеств, возможностей и особенностей его тела. Важной ступенью осознания себя субъектом различных действий для ребенка является возникновение у него способности действовать самостоятельно, перемещаясь в согласии со своими желаниями, потребностями и интересами. Этот факт открывает новые формы взаимоотношения ребенка со взрослыми и существенно перестраивает его отношение к самому себе [7, с. 122].
Для психического развития ребенка очень важным, по мнению Н. Авдеевой, является переживание им своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Называя ребенка по имени, родные выражают свою любовь, они авансом наделяют личность ребенка уникальной значимостью и особой ценностью. Все это заложено в человеческой культуре и передается от поколения к поколению. Такое проявление чувств взрослых к младенцу способствует формированию его эмоционально-положительного самоощущения, помогает определить им свою значимость для других, становясь тем самым основой для открытого и доверительного отношения его к окружающему миру и к самому себе [1]. Таким образом, отношение ребенка к окружающей его действительности и к себе с самого начала оказываются отношениями социальными. Не меньшую значимость для формирования ценностного отношения к себе играет и появление первых слов у ребенка в младенчестве. Интересные результаты исследований в этом смысле мы находим в научных трудах Н. Андреевой, Л. Выготского, М. Елагиной, М. Кольцовой, Г. Куликовой, М. Павликовой, Р. Тонковой-Ямпольской и др.
Динамике эмоционально-ценностного отношения ребёнка к себе предшествует первоочередная дифференциация эмоций, которая происходит, по наблюдениям А.А. Люблинской, уже после первого года его жизни. Ребенок все больше ощущает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего мира, и именно эта радость выступает как «подкрепление» действий, которые выполняет ребенок. После отдельных эмоциональных реакций возникают уже более сложные эмоциональные образования у ребёнка, такие, например, как чувство гордости, удовлетворение самим собой, радость от собственных успехов и др. В дальнейшем эта радость достигает большей степени осознания и тонкости в своих проявлениях. Отдельные эмоциональные реакции ребенка, будучи сначала ситуативны-
ми, временными и неустойчивыми, становятся со временем устойчивым эмоциональным отношением к себе [10].
Зарубежные исследователи И. Раншбург и П. Поппер отмечают, что улыбка и плач младенца - это взаимодействующая эмоциональная система, в которой плач его означает для взрослого «иди сюда», а улыбка - «не уходи». Если улыбка служит хорошим инструментом для налаживания взаимодействия ребенка с окружающим миром (с ее помощью ребенок дает о себе знать, выражает свои приятные ощущения близкому взрослому), то плачем он не только информирует о своем состоянии дискомфорта, но и сообщает о желании общаться с матерью [12].
Выводы по материалу статьи.
Анализ литературы по проблеме формирования ценностного самоотношения в раннем онтогенезе позволил нам констатировать тот факт, что основными потребностями ребёнка периода новорожденности являються потребность его в новых впечатлениях, движениях и потребность в общении со взрослыми. Именно в этот период закладывается основа доверия ребёнка к окружающему миру и отношение к самому себе.
На основе научных исследований установлено, что младенцы приобретают чувство доверия обычно в результате ответственного подхода взрослых к исполнению своих обязанностей по уходу за ними. Очень важно, что в младенческом возрасте - в процессе общения ребёнка со взрослыми - формируется целостное образование субъектности ребенка, что выражается в его эмоционально окрашенном самоощущении. Это является первичной основой образа себя, базальным компонентом самосознания ребёнка, фундаментом открытого и доверчивого отношения его к миру и другим людям, а также ценностному отношению к самому себе.
Список литературы:
1. Авдеева И.Д. Развитие личности на ранних этапах детства [Текст] / И Д. Авдеева // Проблемы возрастной психологии: тез. докл. К VII съезду общества психологов СССР. - М., 1989. - С. 3-41.
2. Авдеева Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества [Текст] / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников. - М. : Издательство АСТ, 1996. - 384 с.
3. Борозинец Н М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки [Текст]: монография / Н.М. Борозинец. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 125 с.
4. Боулби Д. Привязаность [Текст] / [пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской]. -М. : Гардарики, 2003. - 477 с.
5. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: конспект лекцш / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
6. Коломинский Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
7. Кононко О.Л. Со^ально-емоцшний розвиток особистост [Текст] / О. Л. Кононко. - Киев: Осв^а, 1998. - 255 с.
8. Краг Г. Психология развития [Текст] / Г.Краг. - СПб. : Питер, 2006. - 940 с.
9. Лисина М.И. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни [Текст] / М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева // Исследование по вопросам возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1980. - С. 32-55.
10. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. -М., 1959. - 492 с.
11. Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни [Текст] / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева // Мозг и поведение младенца. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 177-185.
12. Раншбург И. Секреты личности [Текст]: [пер. с венг.] / И. Раншбург, П. Поппер. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
List of references:
1. Avdeeva I.D. Personal development in the early stages of childhood [Tekst] / D.I. Avdeev // Problems of psychology: Theses. Reports. By VII Congress of the Society of Psychologists of the USSR. - M., 1989. - Р. 3-41.
2. Avdeeva N.N. Psychology of your baby: at the origins of communication and creativity [Tekst] / N.N. Avdeeva, S.Y. Meshcheriakova. - Moscow: AST Publishing, 1996 . - 384 p.
3. Borozinets N.M. Development of consciousness preschool children in pre-school education [Tekst]: monograph / N.M. Borozinets. - Stavropol Publishing House of the SSPI, 2009. - 125 p.
4. Bowlby J. Affection [Tekst] / [per. from English. N.G. Grigorieva, GV Burmensky] - M.: Gardariki, 2003. -
477 p.
5. Kamensky E.N. Developmental Psychology and Developmental Psychology [Tekst]: lecture notes / E.N Kamensky. - Rostov n/D: Phoenix, 2006. - 224 p.
6. Kolominsky J.P. Mental development of children in health and disease: a psychological diagnosis, prevention and correction [Tekst] / Y.P. Kolominsky, E.A. Panko. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 480 p.
7. Kononko O.L. Socio-emotional development of the individual [Tekst] / O.L. Kononko. - K. Education, 1998.
- 255 p.
8. Krag G. Developmental Psychology [Tekst] / G. Krug. - St. Petersburg. Piter, 2006. - 940 p.
9. Lisina M.I. The development of ideas about themselves in the first year of life the child [Tekst] / M.I. Lisina, N.N. Avdeeva // Study of developmental and educational psychology. - M.: Education, 1980. - P. 32-55.
10. Lublinckay A.A. Essays on mental development of the child [Tekst] / A. Lublinckay. - M., 1959. - 492 p.
11. Meshcheriakova S.Y. Features of mental activity in infants [Tekst] / S.Y Meshcheriakova, N.N. Avdeeva // Brain and behavior of the infant. - M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 1993. - P. 177-185.
12. Ranshburg I. Secrets of the person: [ per. with Hung.] / Ranshburg I., Popper P. - M.: Pedagogy, 1983. -
160 p.