Научная статья на тему 'Динамика становления личностных качеств у студентов педагогического вуза'

Динамика становления личностных качеств у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ДИНАМИКА / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФАКТОРЫ / PERSONAL QUALITIES / DYNAMICS / DIAGNOSTICS / PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION PEDAGOGICAL INSTITUTION / STUDENTS / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты диагностики сформированности личностных качеств обучающихся педагогического ВУЗа. В исследовании приняли участие 708 студентов. Диагностика осуществлялась с помощью Многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF). Для получения статистически значимых различий применялся дисперсионный анализ, результаты исследования представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PERSONAL QUALITIES FORMATION IN THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION PEDAGOGICAL INSTITUTION

The article presents the diagnostics results of future teachers’ personal qualities formation. 708 students took part in the research. The diagnostics was carried out by Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF. The article presents the ANOVA analysis results, which was used to obtain statistically significant distinctions.

Текст научной работы на тему «Динамика становления личностных качеств у студентов педагогического вуза»

Карпова Н.В.

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В современных условиях социально-экономической нестабильности в стране, личность, только формирующая жизненные стратегии и планы, оказалась перед необходимостью переоценки своих целей и стремлений, преодоления многочисленных стереотипов о себе и о мире, поиска собственного, самостоятельного жизненного пути, который будет способствовать осознанию и раскрытию своих потенциальных возможностей [2].

Именно такая ситуация, сложные, кризисные периоды заставляют сконцентрировать внимание общества на молодом поколении, на наиболее прогрессивной его части, которой принадлежит особая роль, - студенческой молодежи.

Студенчество приходится на юношеский период, от 17 до 21 года по многочисленным периодизациям. С юношеством общество связывает надежды на возрождение и развитие, на прогресс науки и технологии, так как именно в этом возрасте человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических идей и максимально работоспособен. На данном возрастном этапе происходит активное становление личностного, профессионального и духовного самоопределения, формирования жизненных планов, личность переживает высокодинамичные психологические и социальные изменения по разным направлениям [2, 3].

Одним из новообразований юношеского возраста является личностное самоопределение и личностное становление. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, таким образом становление и динамика формирования личностных особенностей в юношеском возрасте приходится на обучение в организациях профессионального образования. Эти данные подтверждаются тем, что проблема развития личности обучающегося отражена в ФГОС ВПО различных направлений и специальностей. Личность в период юности должна быть готова как к профессиональному, так и к личностному самосовершенствованию.

Тем самым обусловлен интерес к изучению динамики становления личностных качеств у студентов педагогического вуза. Исследование проводилось на базе Ишим-ского педагогического института им. П.П. Ершова, в диагностике сформированности личностных качеств обучающихся приняли участие студенты 1 курсов в количестве 221 человек, студенты 3 курсов в количестве 254 человека, студенты 4 курсов в количестве 233 человека, всего в обследовании приняли участие 708 студентов.

Диагностика сформированности личностных качеств обучающихся осуществлялась с помощью Многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF), который является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности в период юности и молодости (автор Р.Б. Кэттелл). Опросник ориентирован на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности: Фактор А: «замкнутость-общительность», Фактор В: «интеллект», Фактор С: «эмоциональная не-

стабильность - эмоциональная стабильность», Фактор Е: «подчиненность - доминантность», Фактор F: «сдержанность - экспрессивность», Фактор G: «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», Фактор Н: «робость - смелость», Фактор I: «жесткость - чувствительность», Фактор L: «доверчивость - подозрительность», Фактор М: «практичность - мечтательность», Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность», Фактор О: «спокойствие - тревожность», Фактор Q1: «консерватизм - радикализм», Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм», Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», Фактор Q4: «расслабленность - напряженность», Фактор MD: «адекватная самооценка - неадекватная самооценка».

Для математической обработки данных в группах студентов 1, 3 и 4 курсов использовали пакет компьютерных программ статистического анализа «EXCEL», «SPSS for Windows 6.0».

Для получения статистически значимых различий применялся дисперсионный анализ (применяется для исследования значимости различия между средними). В результате, выявлены статистически значимые различия по результатам Многофакторного личностного опросника 16PF на 1, 3 и 4 курсах по шкалам A, B, G, L, Q2 у студентов 1 и 3 курсов, а также у студентов 3 и 4 курсов.

Такие данные свидетельствуют о том, что большинство студентов 1 курса педагогического ВУЗа получили высокие баллы по факторам А, C, N, M, I, G, O, Q1, Q3, MD, это свидетельствует о том, что большинство студентов данного курса легки в общении, доброжелательны, эмоционально богаты, склонны к сотрудничеству, внимательны к людям, мягкосердечны, им присущи гибкие установки, которые легко меняются. В деятельности предпочитают социально значимые ситуации, которые связаны с людьми, поэтому они легко включаются в активные группы, в личных взаимоотношениях открыты, не боятся критики. Они эмоционально устойчивы, имеют реалистическое отношение к жизни, у них развита способность к соблюдению групповых моральных норм, могут проявлять покорность перед нерешенными проблемами без отрицательных эмоций от неудовлетворенности. У них преобладает гибкое поведение в стрессовых ситуациях, они способны выбирать оптимальный вариант поведения. Для них характерна сознательность, настойчивость, на них можно положиться, они требовательны к себе, обязательны, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. У респондентов диагностируется вероятность возникновения конфликтов в незнакомом общество, но, при этом высокий уровень исполнительности, они стараются избегать помощи со стороны окружающих, чувствительны к нарушениям морально-этических норм. Студенты обладают высокой эмоциональной чувствительностью, но не проявляют альтруизма, у них выражена тенденция к избеганию ответственности в учебе и личных отношениях со сверстниками, возможна беспричинная тревога, они продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни - нетерпеливы, непрактичны, легко поддаются влиянию других, могут попадать в зависимость от других. Могут быть капризны, требовательны к вниманию других, но при этом ждут помощи от окружающих, плохо переносят грубость. Часто у первокурсников преобладает плохое настроение, свойственны мрачные предчувствия и размышления, высокий уровень тревожности в трудных ситуациях, может возникать субъективное чувство, что

его не принимает группа. Для респондентов 1 курса характерен высокий контроль поведения, оно социально точное, соответствующее образу своего Я, при этом они заботятся о собственной репутации, могут быть склонны к упрямству.

Низкие баллы получены по факторам В, Е, L, F, Q2, Q4, это свидетельствует о том, что для первокурсников характерна несобранность, конкретность и ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, некоторое снижение умственных способностей и сложности при решении абстрактных задач. При таких характеристиках они проявляют мягкость, послушность, услужливость, любезность, застенчивость, уступчивость, готовы взять вину на себя, но могут легко вывестись из равновесия авторитетным человеком. Как правило эти студенты пессимистичны в восприятии действительности, беспокоятся о будущем, ожидают неудач, окружающим могут показаться скучными, вялыми, могут жаловаться на перемены, но при этом легко забывают трудности, нуждаются в групповой поддержке, принимают решения вместе с другими, следуют за общественным мнением, ориентируются на социальное одобрение.

Для студентов 3 курса характерны преимущественно высокие показатели по факторам В, С, Н, L, MD, Е, F, М, N Q1, Q2, Q3, это свидетельствует о том, что они сообразительны, у них присутствует абстрактность мышления, преобладают высокие общие умственные способности и проницательность, прослеживается некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Респонденты эмоционально устойчивы, выдержаны, спокойны, трезво смотрят на вещи, реалистически настроены и эмоционально зрелые, имеют постоянные интересы, реально оценивают обстановку, управляют ситуацией и стараются избегать трудностей. Для них характерна предприимчивость, социальная смелость, авантюристичность, склонность к риску, активность, явный интерес к противоположному полу, преобладают эмоциональные, артистические интересы. Одновременно с этим они могут проявлять зависть, большое самомнение, подозрительность. Часто задерживают свое внимание на неудачах, требуют от окружающих нести ответственность за ошибки. Часто студенты бывают напористы, агрессивны, упрямы, конфликтны, своенравны, грубы и даже враждебно настроены. Большинство студентов 3 курса по данным методики беззаботны, небрежны, беспечны, жизнерадостны, подвижны, энергичны, разговорчивы, у них отмечается значимость социальных контактов, искренны в отношениях, динамичны, часто стремятся быть лидером в группе сверстников.

Низкие баллы получены по факторам А, G, I, О, Q4, это свидетельствует о том, что респонденты кроме всего прочего проявляют необщительность, замкнутость, безучастность, бывают сердиты, мрачны, не согласны с общепринятыми моральными нормами и стандартами, могут вызывать недоверие, потворствуя своим желаниям, игнорируют обязанности, подвержены влиянию случая и обстоятельств, возможно появление антисоциального поведения. Им характерна низкая чувствительность, суровость, не верят в иллюзии, рассуждают реалистично, у них может наблюдаться некоторая жестокость.

Студенты 4 курса получили высокие баллы по факторам А, С, G, Н, М, I, О, Q1, Q3, MD, это говорит о том, что большинство респондентов данного курса добродушны, общительны, открыты, готовы к содружеству, внимательны к людям, мягкосердечны, доверчивы, легко идут на поводу, спокойны, флегматичны, трезво смотрят на вещи,

работоспособны, реалистически настроены, имеют постоянные интересы, способны управлять ситуацией. У респондентов диагностируется высокая нормативность, сильный характер, настойчивость, уравновешенность и ответственность. Они проявляют упорство, решительность, эмоционально дисциплинированы и собранны, имеют чувство долга, соблюдают моральные стандарты и правила, проявляют деловую направленность. Одновременно с этим, для них характерна смелость, склонность к риску, чувствительность, отзывчивость, импульсивность. Могут иметь богатое воображение, поглощены своими идеями, интересуются искусством и основными верованиями, увлечены внутренними иллюзиями и высоким творческим потенциалом, легко приводятся в восторг. Часто проявляют чувство вины, могут быть полны тревоги и предчувствий, бывают не уверены в себе, ранимы, обеспокоены, часто находятся во власти настроений, впечатлительны, имеют сильное чувство долга и чувствительны к реакциям окружающих, могут быть погружены в мрачные раздумья. Студенты данного курса, как правило, критически настроены, не доверяют авторитетам, но при этом характеризуются наличием интеллектуальных интересов, могут подчинять себе, действуют по осознанному плану, стремятся быть эффективными лидерами, готовы безоговорочно принимать социальные нормы, контролировать свои эмоции и поведение.

Низкие баллы по следующим факторам: В, Е, F, L, N Q2, Q4 свидетельствуют о том, что большинство студентов 4 курса сообразительны, у них наблюдается абстрактность мышления, высокие общие умственные способности и проницательность. Могут проявлять доминирование, властность, самоуверенность, напористость в тоже время агрессивность, конфликтность, своенравие, неустойчивость, независимость, грубость и даже враждебность. Они бывают беззаботны, восторженны, беспечны, жизнерадостны при этом отмечается значимость социальных контактов, динамичность в общении, стремление быть лидерами. Могут проявлять завистливость, большое самомнение, подозрительность, склонны задерживать свое внимание на неудачах, требуют от окружающих нести ответственность за ошибки, их интересы обращены на самого себя, они осторожны в своих поступках.

Таким образом, в результате проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что личностные особенности студентов 1 и 4 курсов характеризуются тем, что имеют схожие личностные особенности, вероятно, это связано с процессами самоопределения, которые наиболее ярко проявляются в период адаптации к образовательному учреждению и в период предстоящей профессиональной самореализации.

Литература

1. Коррекционно-педагогическая практика в формировании специальных компетенций у будущего специалиста дошкольного образования / Попова Е.И. // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. С. 58-65.

2. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом ВУЗе / И.М. Кунгурова // Гуманитарные науки и образование. 2011. №4. С.26-32.

3. Технология педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов / И.М. Кунгурова //Педагогическое образование и наука. 2007. №6. С.69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.