Научная статья на тему 'Динамика социальной структуры сторонников политических партий (по данным exit poll 2007-2011 гг. В Красноярске)'

Динамика социальной структуры сторонников политических партий (по данным exit poll 2007-2011 гг. В Красноярске) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
117
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС НА ВЫХОДЕ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТОРОННИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / SOCIAL PROFILE OF POLITICAL PARTIES' SUPPORTERS / EXIT POLL / ELECTIONS FOR THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Злотковский Владимир Ильич

В статье на основе результатов exit poll, проведенных в г. Красноярске 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. на выборах в Госдуму РФ, анализируются изменение портретов сторонников политических партий, время принятия ими электорального решения, причины снижения рейтинга партии «Единая Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Злотковский Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Social Structure of Political Parties' Supporters (based on Exit Polls Data of 2007-2011 in Krasnoyarsk)

This article analyses the alteration of political parties supporters profiles, the timing of their electoral choice and reasons of decreasing ratings of Russia United party, basing on the results of exit polls held in Krasnoyarsk on December 2nd, 2007 and on December 4th, 2011 during elections for the State Duma of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Динамика социальной структуры сторонников политических партий (по данным exit poll 2007-2011 гг. В Красноярске)»

Серия «Политология. Религиоведение»

2012. № 2 (9), ч. 1. С. 25-33 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 329.05:316(571.51)

Динамика социальной структуры сторонников политических партий (по данным exit poll 2007-2011 гг. в Красноярске)

В. И. Злотковский

Автономная некоммерческая организация «Центр гуманитарных исследований и консультирования “Текущий момент "», г. Красноярск

В статье на основе результатов exit poll, проведенных в г. Красноярске 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. на выборах в Госдуму РФ, анализируются изменение портретов сторонников политических партий, время принятия ими электорального решения, причины снижения рейтинга партии «Единая Россия».

Ключевые слова: опрос на выходе с избирательных участков, выборы депутатов Государственной Думы РФ, политические партии, социальный портрет сторонников политических партий.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ, состоявшиеся 4 декабря 2011 г., станут заметной вехой в развитии политического процесса новейшей России. Во-первых, они ознаменовали собой процесс снижения политического потенциала партии власти в лице «Единой России». Во-вторых, впервые за постсоветский период обозначилось явное смещение настроений избирателей в сторону левых социальных ценностей. В-третьих, впервые за последние двадцать лет результаты общефедеральных выборов вызвали острое недовольство у либеральной части российского социума, проявившееся в митингах протеста, состоявшихся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, с требованиями отмены результатов выборов, инициаторами которых стали представители внесистемной оппозиции. С учетом этих обстоятельств особый интерес представляют данные об изменении социальных характеристик избирателей, принявших участие в голосовании 4 марта 2011 г., по сравнению с прошлыми выборами в Госдуму РФ.

Сравнительный анализ этих данных свидетельствует не только об изменении социального портрета избирателей, участвовавших в голосовании за политические партии, но и о слабостях функционирующей в стране партийно-политической системы.

Характерны в этом плане сравнительные результаты exit poll, проведенных в г. Красноярске 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. на выборах в Госдуму РФ. Опрос проведен на выходе с избирательных участков в день голосования. Интервьюерам задавались квоты по полу, возрасту и времени опроса респондентов. В 2007 г. было опрошено 1237 человек, в 2011 г. - 825.

Данные по г. Красноярску интересны тем, что, выступая в качестве географического центра России и находясь на пересечении разнонаправленных процессов и тенденций как глобальных, так и регионального развития, Красноярский край во многом отражает суть тех социальных, экономических, политических проблем, которые переживает современная Россия (табл. 1).

Таблица 1

Выборы депутатов Государственной Думы РФ по партийным спискам в г. Красноярске 4 декабря 2011 г.

Данные exit poll (в % от числа опрошенных) Официальные результаты голосования, в %

«Справедливая Россия» 19,0 19,2

ЛДПР 18,3 15,8

«Патриоты России» 1,3 1,0

КПРФ 24,0 24,4

«Яблоко» 3,8 5,2

«Единая Россия» 33,6 31,1

«Правое дело» 0,9 1,2

Сравнение данных, полученных в результате exit poll, с официальными результатами голосования красноярцев по выборам депутатов Государственной Думы РФ, показывает лишь небольшое их расхождение (табл. 1), что свидетельствует о высокой достоверности результатов exit poll. Сравнительный анализ данных избиркома о результатах голосования в 2007 г. и в 2011 г. свидетельствует о существенных изменениях в партийных предпочтениях избирателей (табл. 2).

Таблица 2

Данные избирательной комиссии о результатах голосования по г. Красноярску на выборах депутатов Государственной Думы РФ по партийным спискам (в % от

числа проголосовавших)

Результаты голосования в 2007 г. Результаты голосования в 2011 г. Характер изменений

«Единая Россия» 57,6 31,1 -26,5

КПРФ 12,7 24,4 +11,7

«Справедливая Россия» 10,2 19,2 +9,0

ЛДПР 9,6 15,8 +6,2

«Патриоты России» 1,0 1,0 0

«Яблоко» 1,7 3,2 +1,5

Другие партии 3,5 - -

Явка избирателей 52,7 48,0 -4,7

Из данных табл. 2 видно, что активность избирателей в 2011 г. оказалась ниже, чем на предыдущих выборах. Если в 2007 г. на избирательные участки пришло более половины участников голосования, то сейчас лишь 48,0 %. Но самое главное в результатах голосования - это резкое снижение (почти в два раза) числа проголосовавших за ведущую политическую партию страны «Единую Россию» с одновременным увеличением числа проголосовавших за партии, провозглашающие левые социальные ценности. Так, за КПРФ почти в два раза больше проголосовало избирателей по сравнению с выборами 2007 г.

(24,4 % против 12,7 %), «Справедливая Россия» так же почти в два раза увеличила число своих избирателей (19,2 % против 10,2 %).

Серьезно укрепила свои позиции ЛДПР, увеличив число своих избирателей на 6,2 %. Возросло число избирателей, отдавших предпочтение политической партии «Яблоко» (с 1,7 до 3,2 %). Партии «Патриоты России» и «Правое дело» оказались, как и прежде, вне поддержки избирателей. Таким образом, «Единая Россия» столкнулась с серьезными потерями своих сторонников. 46,1 % от числа проголосовавших в 2007 г. (26,5 % от общего числа избирателей) отказали ей в своем доверии в 2011 г. Произошли также существенные изменения в социальных характеристиках избирателей политических партий, принявших участие в голосовании (табл. 3). Приведенные в таблице данные позволяют определить не только основные характеристики социального портрета избирателей каждой политической партии, принявших участие в голосовании, но и выделить основные трансформации, которые произошли в их направленности после предыдущих выборов 2007 г.

Социальный портрет избирателей «Единой России»

Обращает на себя внимание, что в ходе прошедших выборов значительно (более чем в два раза) уменьшилось число избирателей, проголосовавших за партию из числа инженерно-технических работников, работников МВД, более чем в 5 раз из числа руководителей учреждений и предприятий, более чем в 3 раза из числа занятых в сфере торговли и бытовых услуг, в 1,7 раза из числа предпринимателей. Уменьшилась в 1,5 раза поддержка партии среди рабочих.

В то же время, несмотря на снижение прежнего уровня поддержки, «Единая Россия» по сравнению с другими партиями по-прежнему имеет наибольшее число своих сторонников среди предпринимателей (38,2 %), студентов (38,6 %), рабочих (35,4 %), служащих (32,9 %).

Обращает на себя внимание укрепление позиций партии среди избирателей из числа интеллигенции города (поддерживало 63,5 %, стало 64,3 %). Сравнительный анализ возрастных характеристик показывает, что по сравнению с другими партиями за «Единую Россию» проголосовало наибольшее число избирателей в молодежных возрастных группах 18-24 года - 30,9 % и 25-35 лет - 31,2 %. Несмотря на значимый отток избирателей из возрастных групп старшего поколения, «Единая Россия» по-прежнему получила наибольшую поддержку (по сравнению с другими партиями) у избирателей в возрасте 60 лет и старше (36,2 %). Партия имеет наибольшее число сторонников среди женщин. Из всего количества женщин, принявших участие в голосовании, 36,1 % отдали свои голоса за «Единую Россию». В целом сопоставление социально-демографических характеристик избирателей, принявших участие в голосовании, позволяет сделать вывод, что «Единая Россия», несмотря на ощутимые потери, сохранила свои ведущие позиции во всех социально-профессиональных и возрастных группах населения.

Сопоставление социальных характеристик сторонников партий

Сторонники партии «Справедливая Россия» ЛДПР «Патриоты России» КПРФ

2007 2011 2007 2011 2007 2011 2007 2011

Пол

Мужской 9,2 16,7 12,9 20,6 0,9 1,6 13,1 23,7

Женский 10,4 20,2 5,7 12,7 0,8 0,9 11,7 24,8

Возраст

18-24 7,6 22,2 10,7 37,5 0,7 1,8 3,9 10,7

25-35 9,2 14,3 11,4 21,2 0,5 2,7 6,2 12,3

36-50 10,8 17,9 10,3 12,2 0,6 1,2 9,0 25,6

51-60 10,2 19,3 6,3 17,0 0,6 1,1 15,0 28,4

60 и старше 10,9 18,1 4,7 8,3 1,8 - 24,9 33,3

Средний возраст 47 46 40 40 54 37 55 52

Образование

Начальное 12,0 6,7 0,7 20,0

Среднее 8,8 10,2 1,0 18,7

Среднее специальное 8,3 9,0 0,9 12,9

Неоконченное высшее 12,0 10,9 1,1 6,6

Высшее 11,0 7,5 0,8 10,1

Род занятий

Руководитель 6,3 22,2 12,5 33,3 - - 6,3 11,1

ИТР 8,5 14,3 9,9 14,3 - - 5,0 35,7

Служащий 9,2 17,9 8,1 12,5 0,7 1,8 11,0 25,0

Сотрудники МВД 6,4 50,0 9,2 - - - 12,8 25,0

Рабочий 9,5 20,0 6,4 20,2 0,5 0,8 10,2 19,2

Домохозяйка 8,7 21,2 14,6 19,2 0,6 1,9 8,7 7,7

Предприниматель 7,9 11,8 8,1 8,8 1,3 5,9 3,3 29,4

Работник торговли 10,7 20,8 13,2 37,5 - - 7,3 20,8

Студент 8,3 15,9 9,6 27,3 0,6 2,3 4,3 6,8

Пенсионер 10,2 17,2 4,2 9,8 1,8 - 23,4 35,6

Интеллигенция 13,7 - 5,2 14,3 0,8 - 8,8 21,4

Безработный 14,1 14,3 7,8 14,3 - - 4,7 7,1

Иное 13,1 27,8 10,1 22,2 1,0 5,6 10,1 22,2

Таблица 3

(по данным exit poll)

Сторонники партии «Яблоко» «Единая Россия» «Правое дело»

2007 2011 2007 2011 2007 2011

Пол

Мужской 1,7 6,0 53,5 28,7 0,8

Женский 1,4 3,3 63,2 36,1 0,9

Возраст

18-24 1,3 5,4 66,7 30,9 -

25-35 1,7 6,8 64,3 31,2 0,7

36-50 2,1 3,5 58,4 34,2 2,9

51-60 0,8 4,5 60,0 28,4 1,1

60 и старше 1,0 2,1 50,8 36,2 -

Средний возраст 42 40 44 47 44

Образование

Начальное 0,7 54,0

Среднее 0,6 52,7

Среднее специальное 1,1 59,3

Неоконченное высшее 0,9 58,7

Высшее 2,3 61,9

Род занятий

Руководитель - - 66,7 11,1 22,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТР 7,1 7,1 62,4 28,6 -

Служащий 2,1 7,1 61,1 32,9 1,8

Сотрудник МВД 1,8 - 59,6 25,0 -

Рабочий 1,0 3,8 65,1 35,4 -

Домохозяйка 1,2 1,9 54,1 46,2 1,9

Предприниматель 2,0 2,9 62,9 38,2 2,9

Работник торговли 1,3 - 62,4 20,8 -

Студент 1,3 9,1 64,5 38,6 -

Пенсионер 0,8 3,4 53,5 33,9 -

Интеллигенция 2,0 - 63,5 64,3 -

Безработный 1,6 13,4 70,3 42,9 7,1

Иное 1,0 5,6 59,6 11,1 5,6

Социальный портрет избирателей КПРФ

Из всех политических партий наибольшую поддержку КПРФ получила у избирателей из числа инженерно-технических работников (35,7 %), а также из числа пенсионеров (35,6 %). Обращает на себя внимание резкий скачок уровня поддержки КПРФ в предпринимательской среде. В 2007 г. за КПРФ проголосовало 3,3 % избирателей из числа предпринимателей, в 2011 г. -29,4 %. Этот рост во многом произошел за счет снижения уровня поддержки «Единой России» предпринимателями (с 64,5 % в 2007 г. до 38,6 % в 2011 г.). Высокую поддержку партия получила также у служащих (25,0 %) и у представителей правоохранительных органов (25,0 %). Сравнительный анализ возрастных характеристик свидетельствует о резком омоложении избирателей, поддержавших на выборах компартию.

Если в 2007 г. за партию проголосовало 3,9 % молодежи в возрасте 18-24 лет, то в 2011 г. их число увеличилось до 10,7 %, а число избирателей в возрасте 25-35 лет возросло в два раза (с 6,2 % до 12,3 %). Обращает на себя внимание рост числа избирателей (с 9 % до 25,6 %), находящихся в наиболее трудоспособном возрасте (36-50 лет). Характерно также увеличение числа сторонников КПРФ из числа мужчин (с 13,0 % до 23,7 %).

Укрепление КПРФ своих позиций среди всех социальнодемографических групп избирателей свидетельствует о возрастающем влиянии партии на социально-политические настроения российского электората, об укреплении в обществе своего политического влияния.

Социальный портрет избирателей партии «Справедливая Россия»

По сравнению с избирательной кампанией 2007 г. существенные трансформации в 2011 г. претерпели социальные характеристики избирателей, проголосовавших за партию «Справедливая Россия». Это единственная партия, которую поддержала половина избирателей из числа представителей правоохранительных органов, участвовавших в голосовании. Если раньше ее поддерживало 6,4 % избирателей данной профессиональной группы, то сейчас 50,0 % - в два раза больше, чем у партии «Единая Россия». Более чем в два раза увеличила партия свою поддержку среди красноярского студенчества (с 8,3 % до 20,8 %), среди работников торговли и бытовых услуг (с 10,7 % до 20,8 %). В два раза увеличилось число избирателей из рабочих (в 2007 г. свои голоса за нее отдали 9,5 % избирателей из числа рабочих, в 2011 г. -20,0 % представителей данной социальной группы). Более чем в три раза увеличилось количество сторонников партии из числа избирателей, относящих себя к числу руководителей.

Сравнительный анализ возрастных характеристик избирателей показывает, что более трети избирателей находятся в возрасте от 18 до 35 лет. В то же время обращает на себя внимание наличие у данной партии поддержки из числа лиц старшего поколения. Почти пятая часть проголосовавших за «Справедливую Россию» - это избиратели в возрасте 51-60 лет. Все эти данные свидетельствуют, что «Справедливая Россия» во второй раз, приняв участие в избирательной кампании по выборам в Госдуму РФ, значительно ук-

репила свои позиции среди избирателей и заявила о себе в качестве устойчивой политической партии страны.

Социальный портрет избирателей ЛДПР

По сравнению с прошлыми выборами в Госдуму РФ ЛДПР увеличила число своих избирателей на 6,2 %. Рост произошел, прежде всего, за счет привлечения мужской части избирателей (с 12,9 % до 20,0 %) и особенно находящихся в возрастной группе 18-24 года. Их число возросло более чем в три раза (с 10,7 % до 35,7 %). После «Единой России» ЛДПР оказалась второй партией, которую предпочли избиратели из студенческой среды. По сравнению с результатами кампании 2007 г. их число увеличилось почти в три раза (с 9,6 % до 27,3 %). По роду профессиональных занятий ЛДПР в наибольшей мере поддерживают избиратели из числа рабочих (20,2 %), из числа домохозяек (19,2 %), работников торговли и бытовых услуг (37,5 %), безработных (14,3 %).

Обращает на себя внимание, что избиратели, утратившие свое доверие к партии «Единая Россия», на сей раз отдали свои голоса КПРФ и «Справедливой России», но не ЛДПР, во многом отождествляя ее с партией власти. Поэтому рост ее электоральной поддержки был обеспечен в основном за счет привлечения новых избирателей в возрастной группе 18-24 года. Вместе с тем партия сумела создать свой устойчивый электорат, позволяющий ей оставаться активным участником политического процесса страны.

Социальный портрет избирателей партии «Яблоко»

От общего числа избирателей г. Красноярска, принявших участие в голосовании, партию «Яблоко» предпочли 5,2 %. Это на 1,5 % голосов больше, чем на прошлых выборах.

Характерно, что в наибольшей мере «Яблоко» поддержала молодежная часть избирателей. Из студенческой среды за партию проголосовало 9,1 % сторонников. На втором месте из числа избирателей, поддержавших «Яблоко», - представители профессиональных групп ИТР и служащих (по 7,1 %). Практически не получила партия поддержки в рабочей среде, среди работников правоохранительной системы, пенсионеров и домохозяек.

Изменение активности политических партий в ходе

избирательной кампании

Политический потенциал партий, их авторитет во многом предопределяет время принятия избирателями своего электорального решения. Характерно, что снижение уровня доверия к партии «Единая Россия» отразилось и на снижении числа избирателей, которые заранее знали, за кого следует голосовать (табл. 4). Из данных таблицы видно, что в результате активности политических партий количество «неопределившихся» в ходе избирательной кампании постепенно стало уменьшаться. Ко дню голосования их число стало незначительным. Наибольшую активность в привлечении избирателей на свою сторону проявила партия «Справедливая Россия». Из числа избирателей, отдавших за нее свой голос, лишь 43 % заранее решили голосовать за нее, остальные 57 % склонились в ее сторону в ходе избирательной кампании (табл. 5).

Таблица 4

Время принятия электорального решения ( % от числа принявших участие в голосовании)

2007 2011

Я сразу знал за кого следует голосовать 73,2 63,0

За месяц до выборов 10,0 17,6

За две-три недели до выборов * 7,5

В последнюю неделю перед выборами 5,4 3,3

В день голосования 3,2 6,9

Непосредственно на избирательном участке 2,1

Не помню 2,9 1,7

Примечание. Позиция, отмеченная *, отсутствовала в инструментарии опроса 2007 г.

Данные таблицы дополнительно свидетельствуют о наличии у КПРФ и ЛДПР устойчивого электората. Большая часть их избиратели выразили свою готовность отдать за них свои голоса, как только стало известно об участии этих партий в выборах.

«Справедливая Россия» и «Яблоко» не располагают таким устойчивым настроем среди избирателей, поддержавших их на выборах. Из числа избирателей, проголосовавших за «Яблоко», лишь 13,3 % определились со своим выбором сразу после регистрации участников выборов, за «Справедливую Россию» - 43,0 %. Это свидетельствует не только об эффективности проведенной этими партиями рекламно-агитационной кампании, но и о переходе к ним части протестного электората.

Таблица 5

Время принятия электорального решения в разрезе сторонников партий (в % от числа избирателей, проголосовавших за партию)

Сразу, как узнал состав кандидатов За месяц до выборов За 2-3 недели до выборов В последнюю неделю В день голосования и непосредственно на избирательном участке Не помню

«Справедливая Россия» 43,1 15,5 19,0 8,6 8,6 5,2

ЛДПР 70,0 13,3 3,3 5,2 5,2 3,3

«Единая Россия» 64,2 21,2 5,1 4,2 5,1 0,2

«Правое дело» 0,3 33,1 - - 66,3 0,2

КПРФ 81,7 7,3 3,7 1,2 6,0 0,1

«Яблоко» 13,3 40,0 - - 33,3 13,3

«Патриоты России» 16,7 16,7 - - 35,4 16,7

Социологические исследования, проведенные в регионе за период 20002011 гг., показывают, что результаты выборов во многом были предопределены социальным самочувствием и психоэмоциональным состоянием населения. Если оценивать данный период с этих позиций, можно сделать вывод, что начиная с 2000 г. качественных изменений в жизни социума региона не произошло. Во многом это результат нерешенности проблем, в наибольшей степени значимых для населения. Анализ эволюции проблем, вызывающих

наибольшее беспокойство у красноярцев, показывает, что к их числу относятся рост цен, высокие цены на услуги ЖКХ, угроза безработицы, низкий уровень зарплаты, качество медицинских услуг, наркомания и алкоголизм. Это те проблемы, решение которых зависит не только от региональной системы властных отношений, но и от уровня социально-экономического развития общества в целом.

Обращает на себя внимание, что указанные выше проблемы на протяжении периода 2000-2011 гг. оставались нерешенными, несмотря на то, что они вызывают наибольшее беспокойство практически у всех социальных групп социума. Именно они влияют в первую очередь на условия жизни респондентов, на их социальное самочувствие и электоральное поведение.

Сравнение данных опроса красноярцев с результатами российских исследований показывает, что население страны волнуют практически одни и те же проблемы. Из этого следует, что решение их в своей основе зависит не только от местной власти (как регионального, так и муниципального уровней), но и от государства, от степени социально-экономического развития страны в целом. Получается, что при существующей системе межбюджетного взаимодействия полномочия и инструменты влияния местной власти на качество жизни населения весьма ограничены и во многом носят условный характер.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что рожденные в начале 2000-х гг. большие ожидания в региональном социуме так и не были реализованы.

Это во многом и предопределило снижение уровня доверия к партии «Единая Россия», а также восприятие обществом итогов прошедших 4 декабря 2011 г. парламентских выборов.

Dynamics of Social Structure of Political Parties’ Supporters (based on Exit Polls Data of 2007-2011 in Krasnoyarsk)

V. I. Zlotkovskiy

Independent non-profit organization “Centre

for humanitarian research and consultations “TransitMoment”, Krasnoyarsk

This article analyses the alteration of political parties’ supporters’ profiles, the timing of their electoral choice and reasons of decreasing ratings of “Russia United” party, basing on the results of exit polls held in Krasnoyarsk on December 2nd, 2007 and on December 4th, 2011 during elections for the State Duma of the Russian Federation.

Key words: exit poll, elections for the State Duma of the Russian Federation, political parties, social profile of political parties’ supporters.

Злотковский Владимир Ильич - кандидат социологических наук, начальник отдела социологических исследований автономной некоммерческой организации «Центр гуманитарных исследований и консультирования “Текущий момент ”», 660125, г. Красноярск, ул. Светлогорская, 35-14, тел. 89135184794, e-mail: nn101@yandex.ru

Vladimir I. Zlotkovskiy - Candidate of Social Sciences, Head of the Department for Sociological Research, Independent nonprofit organization “Centre for humanitarian research and consultations “Transit Moment”, 660125, Krasnoyarsk, Svetlogor-skaya St., 35-14, phone 89135184794, e-mail:nn101@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.