Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В г. МАГНИТОГОРСКЕ)'

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В г. МАГНИТОГОРСКЕ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальные про- блемы молодежи / социальное самочувствие / досуг / студенческая молодёжь / качество жизни / профессиональная деятельность / удовлетво- ренность жизнью. / youth / social / youth / social well-being / leisure / student youth / quality of life / professional activity / life satisfaction.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

В статье приводятся материалы дан-ных мониторинга социального самочувствия сту-дентов Магнитогорского государственного уни-верситета, проведенных преподавателями ка-федры социальной работы и психолого-педагогического образования с 2009 г. по 2015 г.в Магнитогорском государственном техническомуниверситете им. Г.И. Носова (после объединенияэтих вузов в 2013 г.). Приоритетными проблемамиостаются материальное положение, проблемы сработой, жилищные проблемы. Несмотря на су-ществующие проблемы, большинство студентоврассчитывают на помощь родителей и собствен-ные силы в их преодолении. В статье констатиру-ется, что социальное самочувствие студенческоймолодежи имеет позитивную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH IN MAGNITOGORSK)

This article contains material data monitoring social well-being of students Magnitogorsk State University, conducted by teachers of the department of social work and psychologicalpedagogical education from 2009 to 2015, the Magnitogorsk State Technical University (after the merger of higher education institutions in 2013). The priority issues are financial situation, problems with work, housing problems. Despite the problems, many students rely on help from their parents and their own strength to overcome them. The article states that the social well-being of students has a positive dynamics.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В г. МАГНИТОГОРСКЕ)»

УДК 316

Бурилкина Светлана Анатольевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова svetlanaburilkina@yandex.ru

Супрун Нелли Геннадьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова suprunnelli@yandex.ru

Динамика социального

САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В г. МАГНИТОГОРСКЕ)

Svetlana A. Burilkina

candidate of sociological sciences, associate professor of the social work and psychology and pedagogical education Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov svetlanaburilkina@yandex.ru

Nellie G.Suprun

candidate of philosophical sciences, associate professor of the social work and psychology and pedagogical education Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov suprunnelli@yandex.ru

The dynamics of

SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH IN MAGNITOGORSK)

Аннотация. В статье приводятся материалы данных мониторинга социального самочувствия студентов Магнитогорского государственного университета, проведенных преподавателями кафедры социальной работы и психологопедагогического образования с 2009 г. по 2015 г. в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова (после объединения этих вузов в 2013 г.). Приоритетными проблемами остаются материальное положение, проблемы с работой, жилищные проблемы. Несмотря на существующие проблемы, большинство студентов рассчитывают на помощь родителей и собственные силы в их преодолении. В статье констатируется, что социальное самочувствие студенческой молодежи имеет позитивную динамику.

Ключевые слова: молодежь, социальные проблемы молодежи, социальное самочувствие, досуг, студенческая молодёжь, качество жизни, профессиональная деятельность, удовлетворенность жизнью.

Annotation. This article contains material data monitoring social well-being of students Magnitogorsk State University, conducted by teachers of the department of social work and psychological-pedagogical education from 2009 to 2015, the Magnitogorsk State Technical University (after the merger of higher education institutions in 2013). The priority issues are financial situation, problems with work, housing problems. Despite the problems, many students rely on help from their parents and their own strength to overcome them. The article states that the social well-being of students has a positive dynamics.

Keywords: youth, social, youth, social well-being, leisure, student youth, quality of life, professional activity, life satisfaction.

Молодежь является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.

Студенческая молодежь - это особая категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Изучение проблем молодежи вносит значительный вклад в понимание социальных про-

цессов, происходящих в обществе в целом. При социологическом измерении общества, изучении общественного мнения социальная компонента является одной из центральных составляющих.

Понятие «социальное самочувствие» в научной литературе рассматривается как «объективносубъективная характеристика, которая отражает уровень удовлетворения социальных потребно-

90

стей. На социальное самочувствие влияет множество как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести уровень, качество жизни; экономические, политические, социокультурные изменения в обществе. К субъективным факторам - ощущение стабильности социальной системы, уверенность в завтрашнем дне, ощущение благополучия и счастья.

Отечественные учёные дают следующее понимание понятия «социальное самочувствие»: это внутреннее состояние социального субъекта, сопровождающееся той или иной степенью удовлетворённости собственными условиями жизнедеятельности. Это состояние определяет качество жизни человека (показатель успешности социальной системы), его социальное поведение, а также влияет на его отношение к окружающему миру. Содержание социального самочувствия пересекается с содержанием не только «качества жизни», но и «образа жизни», «стиля жизни», «уровня жизни», «социальной напряжённости», «социального здоровья», «социального настроения» [2, с. 37-38].

По мнению Зинуровой Р.И., под социальным самочувствием понимается целостная характеристика восприятия действительности с позиции определенной ценностной установки в динамичной социокультурной среде. В качестве индикаторов социального самочувствия выделяются удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в завтрашнем дне, наиболее беспокоящие проблемы, оценка социальной значимости экономических и политических реформ, степень готовности к новым испытаниям, связанным с их продолжением, отношение к деятельности властных структур [3, с. 246]. Таким образом, социальное самочувствие предстает интегральной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности человека (социальной общности) своим социальным положением, индикатором настроений и ориентаций.

Целью нашего исследования явилось изучение динамики социального самочувствия студентов Магнитогорского государственного университета с 2009 г. по 2015 г. в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова (после объединения этих вузов в 2013 г.) [1]. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом индивидуального анкетного опроса. В рамках социологического исследования были разработаны анкеты, включающие оценочные варианты ответов на вопросы. В ходе исследования был выработан авторский инструментарий. Обработка эмпирических данных реализована в программе VORTEX 8.

Объем выборки составил 395 человек - студентов, что составило 52 % от количества студентов Института педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, обучающихся по направлениям подготовки «социальная работа», «социальная педагогика», «социальная психология», психолого-педагогическое образование: «педагогика начального обучения», «дошкольное образование». В процессе выявления социальных проблем студентов про-

являются показатели, которые отражают социальную действительность современной студенческой молодежи. Среди этих показателей - образование, жилищные условия, сфера профессиональной самореализации. Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, ее персонализации. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные качества. Эта деятельность позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом и получить подтверждение в виде определенной компенсации. По результатам нашего исследования респонденты хотели бы реализовать себя в трудовой деятельности в разных сферах: в сфере образования - 30,4 %, в сфере управления - 26,6 %, в сфере социальной защиты населения 23 %, в сфере охраны правопорядка - 19,2 %, в сфере предпринимательства - 16,5 %, в сфере здравоохранения -9,4 %. Важным фактором в улучшении своего материального положения респонденты считают наличие образования, которое способствует повышению их социального статуса. Стоит отметить, что по специальности «социальная работа» после получения диплома: собирались работать по профессии около 30 % респондентов в 2009 г., а в 2015 - 67,2 %. Большинство респондентов -67,2 % считают направление подготовки «социальная работа» перспективным. По данным нашего исследования, около 10 процентов студентов вообще не хотели бы работать. Если сравнивать с 2009 годом, то работающих студентов было меньше - 32 %.

Эм п и рическим индикатором является эмоциональное состояние человека - уровень социального оптимизма или пессимизма, уровень удовлетворенности или неудовлетворенности разными аспектами жизни. Необходимо отметить, что

70.1 % опрошенных в целом удовлетворены жизнью, которую они ведут, затруднились ответить на этот вопрос 17 % опрошенных, не удовлетворены - 12,2 %. По результатам исследования 2009 года, соответственно студенты были удовлетворены жизнью - 50,8 %, не удовлетворены -

21.1 %, остальные - затруднились ответить.

Выявленные проблемы, которые волнуют студентов университета, почти не отличаются от общей проблематики студенчества: трудоустройство -

70.1 %, материальные затруднения (сложности с оплатой обучения), проблемы с жильем. Материальные затруднения и проблемы с жильем связаны с тем, что большинство студентов - около78 %, -иногородние, из близлежащих к городу районов. В 2009 году таких студентов было около 47 %. Объяснением этому является специфика моногорода, которым является г. Магнитогорск. В условиях города с градообразующим предприятием возможности выбора трудовой деятельности очень ограничены. Выбор высших учебных заведений тоже ограничивается. В связи с этим молодежь уезжает из города. Исследования показали, что самую высокую готовность к территориальной мобильности проявляют молодые люди. После окончания университета иногородние студенты не хотят возвращаться домой. На эти процессы оказала влияние

91

модернизация образования, направленная на объединение и укрупнение вузов. В трудных жизненных ситуациях студенты надеются на родственников 63,3 %, на самого себя 43,8 %, друзей 21,1 %. Большинство респондентов - 79,5 % отмечает, что никакие организации не оказывают им реальную поддержку. В сравнении с 2009 годом, в трудной жизненной ситуации студенты надеялись на самого себя - 55,2 %, и больше рассчитывали на помощь друзей - 43,8 %.

Одним из направлений исследования студентов являлось установление основных форм проведения молодёжного досуга. В сравнении с данными, полученными в 2009 г., можно констатировать, что уменьшилось число респондентов, которые проводят своё свободное время перед телевизором (на 7 %), занимаются спортом (на 10 %), а также на прогулки с друзьями - на 8 %. Увеличилось число респондентов, проводящих время в социальных сетях на 13 % .

Литература:

1. Бурилкина С.А. Социальное самочувствие молодежи крупного промышленного города (по материалам социологического исследования в г. Магнитогорске). Социальная политика и социология. 2009. № 8 (50). С. 200-205.

2. Ефлова М.Ю. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте социальных изменений / М.Ю. Ефлова, Ф.Ф. Ишкинеева, В. В. Фурсова // Вестник института социологии. № 3. (10) сентябрь. 2014. С. 35-43.

3. Зинурова Р.И. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия / Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова // Вестник Казанского технологического университета 2011. № 20. С. 245-251.

Таким образом, большинство тенденций, выявленных в ходе изучения динамики социального самочувствия молодежи 2009-2015 гг. в городе Магнитогорске, свойственны студенчеству в целом. Приоритетными проблемами остаются материальное положение, проблемы с работой, жилищные проблемы. Тем не менее, наблюдается рост числа студенческой молодежи, удовлетворенной жизнью, которую они ведут. Несмотря на существующие проблемы, большинство студентов рассчитывают на помощь родителей и собственные силы в их преодолении. Необходимо отметить, что социальное самочувствие студенческой молодежи имеет позитивную динамику. Молодежь как часть общества включена в процессы социального развития, испытывая на себе их проявления и последствия. В условиях трансформации современного российского общества социальное самочувствие молодежи является одним из важнейших факторов прогрессивного общественного развития.

Literature:

1. Burilkina C.A. Social well-being of a large industrial city youth (based on sociological research in Magnitogorsk). Social social politics and sociology. 2009. № 8 (50). P. 200-205.

2. Eflova M.Y. Students Social Well-Being and Values in the Context of Social Changes / M.Y. Eflova, F.F. Ishkineeva, V.V. Fursova // Bulletin of the Institute of Sociology. № 3 (10) September. 2014. P. 35-43.

3. Zinurova R.I. The indicators represent the content of the social well-being / R.I. Zinurova, F.F. Fatihova // Bulletin of Kazan Technological University. 2011. № 20. P. 245-251.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.