Научная статья на тему 'Динамика содержания кортизола, инсулина и параметров углеводного обмена у рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта'

Динамика содержания кортизола, инсулина и параметров углеводного обмена у рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГЛЮКОЗА / ПИРУВАТ / ЛАКТАТ / ИНСУЛИН / КОРТИЗОЛ / РАБОЧИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ВОЗРАСТ / СТАЖ / ФОТОПЕРИОДИЧНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР / GLUCOSE / PYRUVATE / LACTATE / INSULIN / CORTISOL / RAILWAY WORKERS / AGE / LENGTH OF EMPLOYMENT / PHOTOPERIODICITY / THE EUROPEAN NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бичкаев Янек Иорамович, Петрова Т. Б., Власова О. С., Третьякова Т. В., Шуваева А. Л.

У работников подвижного состава железнодорожного транспорта по сравнению с мужчинами, работа которых не связана с железнодорожным транспортом, установлены достоверно высокие уровни глюкозы, лактата и низкие концентрации пирувата на фоне высокой активности коры надпочечников и низкой активности инсулярного аппарата поджелудочной железы. Выраженные изменения в содержании гормонов (инсулин, кортизол) и параметров углеводного обмена у работников железнодорожного транспорта начинаются с 30 лет, а в контрольной группе с 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бичкаев Янек Иорамович, Петрова Т. Б., Власова О. С., Третьякова Т. В., Шуваева А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CORTISOL, INSULIN CONTENT AND CARBOHYDRATE METABOLISM PARAMETERS IN WORKERS OF RAILWAY ROLLING-STOCK

Statistically reliable high levels of glucose, lactate and low concentrations of pyruvate secondary to high activity of the adrenal cortex and low activity of the pancreas insular apparatus have been established in workers of railway rolling-stock in comparison with men not connected with railway transport. Evident changes of hormones' content (insulin, Cortisol) and carbohydrate metabolism pararameters in railway workers began to be evident from the age 30 y.o., and in the control group 40.

Текст научной работы на тему «Динамика содержания кортизола, инсулина и параметров углеводного обмена у рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта»

УДК [612.122:612.015.32]:616-008.9-057

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ КОРТИЗОЛА, ИНСУЛИНА И ПАРАМЕТРОВ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА У РАБОЧИХ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

© 2009 г. *Я. И. Бичкаев, Т. Б. Петрова, О. С. Власова,

Т. В. Третьякова, А. Л. Шуваева

*Отделенческая больница на станции Исакогорка ОАО «РЖД»,

Институт физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН, г. Архангельск

В настоящее время влияние и интенсивность воздействия экстремальных факторов производственной среды на здоровье человека приобретает все более выраженный характер [3, 4, 8, 15—19]. Установлено, что действие повреждающих факторов внешней среды и профессиональных факторов на организм человека вызывает развитие адаптационного синдрома, характеризующегося изменением обмена веществ и перестройкой гормональной регуляции, направленной на поддержание гомеостаза в определенных пределах [11]. Происходящие при этом сдвиги в обмене направлены на устранение повреждающего действия факторов внешней среды и, соответственно, приводят к возрастанию уровней энергетических затрат [1, 2, 6, 7, 11, 12, 19].

Особенностью деятельности работников подвижного состава железнодорожного транспорта является неблагоприятное воздействие как производственных факторов (вибрация, высокий уровень шума, колебания показателей микроклимата и ряд других), так и психологическая напряженность и физические перегрузки.

Комплексное влияние климатических, экологических условий Севера и профессиональных факторов производственной среды не может не отразиться на гормональной регуляции метаболических процессов у лиц, работающих в экстремальных условиях [3, 5, 13, 17, 18]. В то же время в литературе недостаточно сведений, касающихся оценки условий труда и состояния здоровья рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта [4, 5, 9, 13], особенно со стороны эндокриннометаболических параметров. В связи с этим исследование параметров метаболитов, в частности углеводного обмена, содержания инсулина и кортизола у данного контингента в зависимости от возраста, стажа работы и сезонности весьма актуально.

Материалы и методы исследования

Обследованы машинисты и помощники машинистов, работающие в Архангельском отделении Северной железной дороги ОАО «Российские железные дороги», в количестве 104 практически здоровых мужчин и 127 практически здоровых жителей города Архангельска, работа которых не связана с железной дорогой (контрольная группа). Обследованные рабочие подвижного состава железнодорожного транспорта были разбиты на четыре возрастные группы: 20—29 лет (п = 26), 30—39 лет (п = 23), 40—49 лет (п = 30), 50—59 лет (п = 25). По стажу работы выделены четыре группы: до 3 лет (п = 16), 4—10 лет (п = 28), 11—20 лет (п = 31) , 21—30 лет (п = 29). Учитывая изменение продолжительности светового дня на Севере, исследование вели в следующие периоды года: зима — период минимальной продолжительности светового дня (п = 22), весна — период подъема

У работников подвижного состава железнодорожного транспорта по сравнению с мужчинами, работа которых не связана с железнодорожным транспортом, установлены достоверно высокие уровни глюкозы, лактата и низкие концентрации пирувата на фоне высокой активности коры надпочечников и низкой активности инсулярного аппарата поджелудочной железы. Выраженные изменения в содержании гормонов (инсулин, кортизол) и параметров углеводного обмена у работников железнодорожного транспорта начинаются с 30 лет, а в контрольной группе - с 40

Ключевые слова: глюкоза, пируват, лактат, инсулин, кортизол, рабочие железнодорожного транспорта, возраст, стаж, фотопериодичность, Европейский Север.

длительности светового дня (n = 20), лето — период максимальной продолжительности светового дня (n = 23) и октябрь — период снижения длительности светового дня (n = 39).

Отбор практически здоровых лиц проводился на основе изучения медицинских карт амбулаторий, анамнестических данных, физикального обследования перед забором крови. Забор крови осуществлялся строго натощак (800—1000) в вакутайнеры Becton Dickinson B. P. cat. N 37-38241 (Англия). В сыворотке крови определялись показатели углеводного обмена: глюкоза (ГЛЮ) ферментативным колориметрическим методом с использованием набора швейцарской фирмы Chronolab AD кат. N 101-0014; лактат (ЛАК) ферментативным колориметрическим методом с использованием того же набора. Указанные метаболиты углеводного обмена определялись на биохимическом анализаторе МАРС; уровень пирувата (ПИР) исследовался методом Умбрайта по реакции с 2,4-динитрофенилгидразином на спектрофотометре БИ0ЛАБ-100. Содержание кортизола (КОР), инсулина (ИНС) в сыворотке крови определялось методом радиоиммунометрического in vitro анализа: кортизола — СТЕРОН-К I125 (ИБОХ, Минск); инсулина — ИНС-ПГ I-125 (ИБОХ, Минск) на установке «Гамма-Наркотест».

Статистическую обработку полученных результатов, оценку распределения показателей, определение границ нормального распределения проводили с помощью пакета прикладных программ SPSS 15.0 for Windows. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимался за 0,05. В большинстве выборок выявлено неправильное распределение. В связи с этим статистическая обработка проводилась непараметрическими методами. Учитывались средние значения (М) и стандартные отклонения (SD). Для проверки статистической гипотезы разности средних значений использован критерий Mann-Whitney. Корреляционный анализ проведен по Spearmen [14].

Результаты исследования и их обсуждение

Средние параметры глюкозы, кортизола и инсулина у мужчин как подвижного состава Северной железной дороги, так и контрольной группы находятся в пределах физиологических норм (табл. 1). Вместе с тем содержание глюкозы у машинистов и их помощников было достоверно выше относительно показателей лиц контрольной группы и у 51,35 % рабочих железной дороги располагалось у верхней границы нормы. Уровень лактата у всех обследованных лиц был высоким и располагался за верхней границей физиологической нормы. Частота регистрации отклонений уровней ЛАК в сторону повышения у рабочих подвижного состава достигла 54,05 %, а у лиц контрольной группы наблюдалась в 35,25 % случаев. Среднегодовая концентрация пи-рувата располагалась у нижней границы норматива и ниже ее была у 79,73 % рабочих железнодорожного

транспорта и у 82,25 % мужчин контрольной группы. В связи с этим среднегодовое значение коэффициента ЛАК/ПИР превышало верхний лимит нормы у лиц контрольной группы в 1,2 раза и у рабочих железнодорожного транспорта — в 1,1 раза.

Таблица 1

Средние уровни гормональных и метаболических показателей углеводного обмена, инсулина и кортизола у практически здоровых мужчин и рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта Европейского Севера (М ± SD)

Показатель Мужчины контрольной группы Рабочие подвижного состава Физиологическая норма

ГЛЮ, ммоль/л 4,41 + 1,04 4,96+1,26*** 3,30-6,11

ЛАК, ммоль/л 2,12 + 0,51 2,49+0,74*** 0,03-0,1

ПИР, ммоль/л 0,022 + 0,008 0,028+0,016*** 0,44-2,44

ЛАК/ПИР, усл. ед. 96,36+42,13 88,93+48,77* До 75

ИНС/ГЛЮ, усл. ед. 2,28 + 1,58 1,49+0,91*** 5,0

ИНС, мЕд/л 10,06+6,73 7,28+4,88*** 3-25

КОР, нмоль/л 465,6+160,8 539 + 125,9*** 200 800

кор/инс, усл. ед. 46,28+21,85 97,22+47,97*** До 100

Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

— достоверность различий между обследованными группами мужчин.

Единственным гормоном, снижающим содержание глюкозы в крови, является инсулин [10]. Среднее содержание ИНС у рабочих Северной железной дороги достоверно ниже, чем у лиц контрольной группы (р < 0,01), и у 59,5 % лиц концентрация его находилась ниже физиологической нормы. Снижение индекса ИНС/ГЛЮ у рабочих железнодорожного транспорта свидетельствует о снижении адекватности реакции инсулярного аппарата на гомеостаз глюкозы и объясняется низким уровнем ИНС и высоким содержанием ГЛЮ в крови относительно контрольной группы (р < 0,01).

Общепризнанно, что глюкокортикоиды играют важную роль в адаптации человека к экстремальным факторам [6, 7, 10, 12]. Высокий уровень кортизола выявлен у 17,57 % рабочих железнодорожного транспорта относительно контрольной группы северян (р < 0,001) на фоне более низкой активности инсулярного аппарата поджелудочной железы (у 63,51 % лиц, р < 0,001). Соотношение КОР/ИНС, как показатель напряженности процессов катаболизма, у рабочих железнодорожного транспорта повышалось по сравнению с контрольной группой в 1,6 раза.

Возраст рабочих железнодорожного транспорта оказывает значительное влияние на изменение метаболитов углеводного обмена, инсулина и кортизола (табл. 2). Так, отношение КОР/ИНС превышает физиологические нормативы в группе лиц 20—29 лет у 43,75 %, 30—39 лет — 78,26 %, 40—49 лет

- 50,00 %, 50—59 лет — 70,00 % (р < 0,001). Наиболее низкий уровень ИНС наблюдался в возрастных группах 30—39 и 50—59 лет по сравнению с младшими возрастными группами (р < 0,001). Было

выявлено более высокое содержание КОР в группе 40—49 лет (28,20 %) и 50—59 лет ( 40,30 %) по отношению к группам 20—29 и 30—39 лет — у 10,50 и 16,20 % лиц соответственно (р < 0,01). Содержание ГЛЮ у обследованных мужчин-железнодорожников с возрастом повышалось от 25 до 50 % случаев. Параметры отношения ИНС/ГЛЮ во всех возрастных группах находились ближе к нижней границе нормы, особенно в группах 30—39 и 50—59 лет, в связи с высоким уровнем глюкозы и низкой концентрацией ИНС по отношению к двум другим возрастным группам (р < 0,001). Уровень ЛАК во всех возрастных группах выше рекомендованных нормативов. С возрастом содержание ЛАК увеличивалось. Более высокие показатели ЛАК фиксировались в группах 40—49 лет (70,00 % случаев) и 40—49 лет (80,00 %) по сравнению с группами 20—29 и 30—39 лет (50,00 и 47,83 % соответственно), р < 0,01. Содержание ПИР лишь в группе 30—39 лет (60,00 % лиц) колебалось у нижней границы нормы или ниже нормы, в остальных трех группах было ниже норматива. Отношение ЛАК/ПИР превышало норму у 60,20 % лиц в группе 20—29 лет, у 69,50 % — 30—39 лет, у 80,00 % — 40—49 лет, у 81,20 % — 50—59 лет.

Таблица 2

Средние уровни метаболических показателей углеводного обмена, инсулина и кортизола у рабочих подвижного состава

железнодорожного транспорта Европейского Севера в зависимости от возраста (М ± SD)

Показатель Возрастная группа, лет

20-29 30-39 40-49 50-59

Возраст, лет 25,6 ±2,82 36,1 ±2,91*** 45,07 ±2,7*** + + + 1 + й ** ,3 1-0

ГЛЮ, 4,76 5,0 4,85 4,55

ммоль/л ±0,97 ±1,18 ±1,07 ±1,2+

ЛАК, 2,22 2,43 2,67 2,73

ммоль/л ±0,66 ±0,68 ±0,84* ±0,47**

ПИР, 0,028 0,03 0,027 0,027

ммоль/л ±0,01 ±0,017 ±0,01 ±0,014

ЛАК/ПИР, 96,0 100,0 113,2 118,5

усл. ед. ±45,67 ±45,5 ±42,2 ±52,4***

ИНС/ГЛЮ, 1,51 1,10 1,8 1,25

усл. ед. ±0,93 ±0,62 ±1,0+++ ±0,750

ИНС, 7,18 5,52 8,5 6,94

мЕд/л ±4,45 ±3,22 ±5,17+++ ±4,2

КОР, 551,41 517,6 535,2 568,5

нмоль/л ±84,0 ±161,8 ±115,3 ±132,2

КОР/ИНС, 100,8 109,7 84,23 96,59

усл. ед. ±57,0 ±42,6 ±44,5+ ±42,8

Примечание. * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001 -уровни достоверности различий относительно возрастной группы 20-29 лет; + - р < 0,05, + + + - р < 0,001 - достоверность различий по сравнению с возрастной группой 30-39 лет; 0 - р < 0,05 - уровни достоверности различий относительно возрастной группы 40-49 лет.

При рассмотрении вышеуказанных параметров в зависимости от стажа работы (табл. 3) выявлено, что с увеличением стажа работы содержание КОР в сыворотке крови повышалось в сравнении с лицами со стажем до 3 лет (р < 0,05, р < 0,01).

Таблица 3

Средние уровни метаболических показателей углеводного обмена, инсулина, кортизола у рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта Европейского Севера в зависимости от стажа работы (М ± SD)

Показатель Стаж работы, лет

До 3 4-10 11-20 0 3 1 21

Возраст, лет ±2 10 30,91 ±5,23 41,87 ± 7,41***+++ 47,42±6,08 ***+ + + 00С

Стаж, лет 1,99 ±1,03 6,58 ±2,06*** 14,06+ 3,34***+++ 26,33±4,45 ***+ + + 000

ГЛЮ, 4,7 5,0 5,14 5,0

ммоль/л ±1,21 ±0,86 ±1,11* ±1,53

ЛАК, 2,56 2,05 2,6 2,7

ммоль/л ±0,61 ±0,58* ±0,74++ ±0,8++

ПИР, 0,026 0,026 0,027 0,03

ммоль/л ±0,01 ±0,016 ±0,014 ±0,02

ЛАК/ПИР, 111,5 97,54 111,44 102,2

усл. ед. ±40,3 ±43,06 ±47,57 ±46,74

ИНС/ГЛЮ, 1,52 1,34 1,38 1,65

усл.ед. ±1,05 ±0,69 ±0,89 ±0,92

ИНС, 7,05 6,67 7,06 7,62

мЕд/л ±5,18 ±3,71 ±4,68 ±4,49

КОР, 500,1 539 531,2 564,11

нмоль/л ±91,1 ±122,1 ±153,73 ±103,7

КОР/ИНС, 70,94 81,0 75,24 74,02

усл. ед. ±44,5 ±37,42 ±34,21 ±35,56

Примечание. * - р < 0,05, *** - р < 0,001 - уровни достоверности различий относительно стажевой группы до 3 лет; ++ - р < 0,05, +++ - р < 0,001 - достоверность различий по сравнению со стажевой группой 4-10 лет; 000 - р < 0,001 - уровни достоверности различий относительно стажевой группы 11-20 лет.

У лиц со стажем работы 21-30 лет имеет место повышение содержания ГЛЮ на фоне незначительного повышения уровня ИНС по сравнению с группами с меньшим трудовым стажем (табл. 3). Содержание ЛАК с увеличением стажа работы увеличивается по отношению к показателю у лиц со стажем 4-10 лет (р < 0,05). Концентрация ПИР у рабочих трех групп ниже норматива: со стажем до 3 лет - 83,30 % случаев, 4-10 лет - 82,50 %, 11 -20 лет - 79,80 %. Отношение ЛАК/ПИР превышает норму более чем в два раза: в 2,4 раза у лиц со стажем до 3 и 4-10 лет; в 2,5 и 2,2 раза у лиц со стажем 11 -20 и 21-30 лет соответственно.

Период года также оказывает влияние на изменение параметров углеводного обмена, инсулина и кортизола (табл. 4). В течение года содержание ИНС и КОР у машинистов и помощников машинистов колебалось в пределах нормативов. Достоверно низкая концентрация ИНС отмечалась в периоды минимального светового дня и повышения длительности светового дня. Более высокий уровень КОР установлен в переходные периоды года по сравнению с контрастными. Параметры отношения КОР/ИНС во все сезоны года превышали норму, подъем величины показателя начинался в период повышения светового дня, достигая максимума в период максимального светового дня, в период уменьшения длительности светового дня она снижалась, достигая минимума в период минималь-

ного светового дня (см. табл. 4). Изменения уровня ГЛЮ в сторону повышения установлены в период снижения светового дня у 36,00 % лиц. Выявленное увеличение индекса ИНС/ГЛЮ в периоды минимального светового дня и увеличения его продолжительности свидетельствует о повышении адекватности реакции инсулярного аппарата на гомеостаз глюкозы и объясняется более низким уровнем ГЛЮ. Наиболее высокие резервы гомеостаза глюкозы установлены в периоды максимального и повышения светового дня у 89,00 и у 81,80 % лиц.

Таблица 4

Средние уровни некоторых эндокринно-метаболических параметров у практически здоровых рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта Европейского Севера в зависимости от периода года (М ± SD)

Показатель Макси- мальный световой день Спад светового дня Мини- мальный световой день Подъем светового дня

ГЛЮ, ммоль/л 5,0 ±1,08 5,1 ±1,39 4,43 ±0,65 + 4,5 ±0,97

ЛАК, ммоль/л 2,76 ±0,86 2,45 ±0,62 2,47 ±0,64 2,18 ±0,67*

ПИР, ммоль/л 0,028 ±0,01 0,023 ±0,01** 0,038±0,02 ***+++ 0,03±0,01 **++

ЛАК/ПИР, усл. ед. 98,57 ±52,39 107,5 ±41,3 65,3 ±37,9*** 72,33 ±39,22***

ИНС/ГЛЮ, усл. ед. 1,22 ±0,68 1,41 ±0,69 2,02 ±1,27* 1,91 ±1,26

ИНС, мЕд/л 6,04 ±3,69 6,96 ±3,68 9,13 ±6,42 8,75 ±6,13

КОР, нмоль/л 500,93 ±125,97 542,77 ±132,96 505,68 ±81,64 579,0 ±131,45

КОР/ИНС, усл. ед. 103,51 ±51,06 94,51 ±40,89 79,91 ±45,71* 91,17 ±52,32

Примечание. * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001 - достоверность отличий относительно периода максимального светового дня; +— р < 0,05, ++— р < 0,01, + + +— р < 0,001 - достоверность отличий по сравнению с периодом спада светового дня.

В периоды минимального светового дня и увеличения его длительности утилизация глюкозы достигалась за счет повышения активности инсулярного аппарата поджелудочной железы (г = 0,81, р < 0,001) и функции снижения коры надпочечнков (г = -0,87, р <

0,001). В периоды максимального светового дня и снижения его длительности содержание ГЛЮ в крови находилось в прямой зависимости от возраста (г =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,40, р < 0,01), стажа (г = 0.47, р < 0.01), профессиональных негативных факторов (шум, вибрация), (г = -0,43, р < 0,01), концентрации ИНС (г = 0,39, р < 0,05) и КОР (г = 0,33, р < 0,01). Низкое содержание ПИР находилось в обратной зависимости от КОР (г = -0,41, р < 0.01) и инсулина (г = -0,41, р < 0,01). Вместе с тем низкий уровень индекса ИНС/ГЛЮ во все периоды года находится в обратной зависимости от индекса КОР/ИНС (г = -0,63, р < 0,01; г = 0,74, р < 0,01; г = -0,75, р < 0,001; г = -0,96, р < 0,001, соответственно лето, осень, весна и зима). Максимальное количество парных внутренних и межсистемных связей между параметрами

метаболитов углеводного обмена и исследованными гормонами установлены в периоды максимального светового дня и снижения его длительности.

Выводы

1. У машинистов и помощников машинистов подвижного состава железнодорожного транспорта Северной железной дороги независимо от возраста, стажа работы и периода года отмечается повышенная мобилизация энергетических и структурных ресурсов организма, проявляющаяся повышением в крови уровня глюкозы, лактата, а также кортизола и снижением содержания инсулина и пирувата. Установлено усиление биологического действия кортизола, стимулирующего образование глюкозы из неуглеводных источников.

2. С увеличением возраста рабочих подвижного состава железнодорожного транспорта снижаются в крови уровни инсулина, пирувата на фоне повышения концентраций глюкозы, лактата, кортизола и параметров соотношений кортизола/инсулина, лак-тата/пирувата. Выраженные изменения в активности гормонов (инсулин, кортизол) и углеводном обмене начинаются с 30 лет (а у лиц контрольной группы с 40), критическими являются возрастные группы 40-49 и 50-59 лет.

3. С увеличением стажа повышается уровень глюкозы, лактата, пирувата, кортизола на фоне снижения содержания в сыворотке крови инсулина, кортизола и инсулин-глюкозного индекса. Наиболее стабильны уровни исследованных метаболитов в группе лиц со стажем 4-10 лет. Более выраженные отклонения от физиологических норм метаболитов углеводного обмена, инсулина и кортизола наблюдаются у лиц со стажем до 3 лет и 21-30 лет (р < 0,001, р < 0,05).

4. У обследованного контингента в крови установлен высокий уровень глюкозы в периоды максимального светового дня и снижения его продолжительности на фоне высокого содержания лактата, соотношения кортизол/инсулин и низких концентраций инсулина и пирувата. В эти периоды содержание глюкозы в крови находится в прямой зависимости от возраста, стажа, профессиональных негативных факторов (вибрация, шум), от концентрации инсулина, кортизола, лактата и пирувата. В периоды минимального светового дня и подъема его длительности утилизация глюкозы достигается за счет повышения активности инсулярного аппарата поджелудочной железы и снижения активности коры надпочечников.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. - М. : Физкультура и спорт, 1983.

- 155 с.

2. Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека / Т. И. Алексеева. - М. : Изд-во МГУ, 1986.

- 215 с.

3. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 236 с.

4. Балунов В. Д. Клинико-функциональная оценка состояния здоровья работающих в условиях воздействия инфразвука, шума и общей вибрации / В. Д. Балунов, А. Ф. Барсуков, В. Г. Артаманова // Медицина труда и промышленная экология. - 1998. - №5. - С. 22 - 26.

5. Бичкаева Ф. А. Эндокринная регуляция метаболических процессов у человека на Севере / Ф. А. Бичкаева. - Екатеринбург : УрО РАН, 2008. - 303 с.

6. Бичкаев Я. И Особенности показателей липидтран-спортной системы у работников локомотивных бригад Архангельского отделения Северной железной дороги ОАО «РЖД» / Я. И. Бичкаев, Т. Б. Петрова, Т. В. Третьякова, О. С. Власова // VI Молодежная научная конференция Института физиологии Коми НЦ УрО РАН. 18-22 марта 2007. - Сыктывкар, 2007. - С. 8-10

7. Бойко Е. Р. Физиолого-биохимические основы жизнедеятельности человека на Севере / Е. Р. Бойко. -Екатеринбург, 2005. - 192 с.

8. Данишевский Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере / Г. М. Данишевский. - М. : Медицина, 1968. - 412 с.

9. Измеров Н. Ф. Физические факторы. Экологогигиеническая оценка и контроль / Н. Ф. Измеров, Г. А. Суворов, Н. А. Куралесин. - М. : Медицина, 1999.

- Т. 2 - С. 250-355.

10. Кендыш И. Н. Регуляция углеводного обмена / И. Н. Кендыш. - М. : Медицина, 1985. - 272 с.

11. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З. Меерсон - М. : Наука, 1981. - 229 с.

12. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса / Л. Е. Панин. - Новосибирск : Наука, 1983. - 231с.

13. Петрова Т. Б. Содержание метаболитов углеводного обмена у лиц, работающих в экстремальных условиях / Т. Б. Петрова, Я. И. Бичкаев // Материалы Итоговой научно-практической конференции ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН за 2006 год «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири» и научнопрактической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы охраны здоровья населения регионов Сибири». Вып. 6. 13-15 июня 2007, Красноярск. - С. 311-313

14. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАШТЮА / О. Ю. Ребров. - М. : Медиа Сфера, 2006. - 310 с.

15. Руководство 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса». - 30 с.

16. Руководства по физиологии труда / под. ред.

З. М. Золиной, Н. Ф. Измерова. — М. : Медицина, 1983.

- 527 с.

17. Санитарные нормы «Допустимые уровни вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий», СН 2.2.4/2.1.8.566-96. - М., 1996. - 30 с.

18. Санитарные нормы «Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещения жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», СН 2.2.4/2.1.8.56296.- М., 1996. - 20 с.

19. Слоним А. Д. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям / А. Д. Слоним. - Л. : Наука, 1980. - 30 с.

DYNAMICS OF CORTISOL, INSULIN CONTENT AND CARBOHYDRATE METABOLISM PARAMETERS IN WORKERS OF RAILWAY ROLLING-STOCK

*Ya. I. Bichkaev, Т. B. Petrova, О. S. Vlasova,

Т. V. Tretyakova, А. L. Shuvaeva

*District Hospital at Station Isakogorka of JSC Russian Railways

Institute of Environmental Physiology Ural Branch RAS, Arkhangelsk

Statistically reliable high levels of glucose, lactate and low concentrations of pyruvate secondary to high activity of the adrenal cortex and low activity of the pancreas insular apparatus have been established in workers of railway rolling-stock in comparison with men not connected with railway transport. Evident changes of hormones' content (insulin, cortisol) and carbohydrate metabolism pararameters in railway workers began to be evident from the age 30 y.o., and in the control group 40.

Key words: glucose, pyruvate, lactate, insulin, cortisol, railway workers, age, length of employment, photoperiodicity, the European North.

Контактная информация:

Бичкаев Янек Иорамович - главный врач негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Исакогорка ОАО «Российские железные дороги»

Адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Тяговая, д. 50 Тел.: (8182) 64-10-10; 64-30-10 E-mail: [email protected]

Статья поступила 19.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.