Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 7-12.
НОВЕЙШИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЯЗЫКАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
О. В. Аверкова
ДИНАМИКА СЕМАНТИКИ СЛОВА «БАБА»
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ХХ-ХХІ ВЕКОВ (по лексикографическим источникам)
Отражены результаты исследования семантики слова «баба», репрезентирующего концепт «женщина», по лексикографическим источникам, отражающим русский язык ХХ-ХХІ вв. Автор пытается выявить динамику его семантики, что необходимо в условиях активизации употребления этой лексемы на рубеже веков.
Ключевые слова: баба, концепт «женщина», семантика, когнитивные признаки.
В последние десятилетия явно вырос интерес обычных носителей русского языка к субстантиву «баба». Так, запрос «баба» в поисковой системе Яндекс (28.12.2012) содержит 41 млн ответов, в системе Google - более
26 млн. В социальной сети «Одноклассники» 99 472 человека выбрали слово «баба» в качестве никнейма (реже как имя и фамилию), там же зарегистрировано 991 сообщество, в название которых входит существительное «баба»; в более популярной социальной сети (среди граждан СНГ) «В контакте» обнаружено 103 405 видеофайлов, 41 032 аудиозаписи,
27 384 сообщества, 7 081 318 новостей, содержащих слово «баба», и 3 665 человек, в именовании которых присутствует данная лексема.
Вероятно, такая популярность субстан-тива обусловлена несколькими факторами. Во-первых, существительное «баба» / «baba» встречается не только в славянских языках, но и в тюркских, балтийских, что обусловило его сверхмногозначность и активное вовлечение во фразеодеривацию: в рамках русского языка у лексемы «баба» зафиксировано 33 значения и 55 фразеологизмов, в состав которых она входит. Данное существительное не только многозначно, но и полистилистично: оно употребляется в художественной, диалектной, разговорной, бытовой речи, в просторечии, в языке массовых коммуникаций. Во-вторых, в современном обществе - в условиях его прогрессирующей феминизации - растет интерес к концепту «женщина» и к его ключевым сло-вам-репрезентантам, о чем свидетельствуют диссертационные исследования Л. В. Адо-ниной, Т. А. Денисовой, М. С. Досимовой и Т. С. Чехоевой. В-третьих, лексему «баба»
(бабушка) относят к терминам родства, древнейшей группе слов, изучение которой может способствовать решению некоторых вопросов истории языка и формулированию выводов для истории развития общества в целом. «Семантика терминов родства - это потенциально важная область исследований не только с лингвистической, но и с психологической, социологической и культурно-исторической точек зрения» [15. С. 130]. Так, в социологии активно изучаются такие проблемы общества, как утрата семейных ценностей и ньюклериза-ция семьи. Ученые задаются вопросом, является ли бабушка членом семьи в современном обществе, в котором, с одной стороны, из-за жилищных проблем в одной квартире проживают три поколения (ребенок, родители, бабушки и дедушки), но, с другой стороны, семьей официально признается пара с детьми или без них (бабушки и дедушки в эту модель семьи не входят).
Актуализация субстантива «баба» в русской речи рубежа ХХ-ХХ1 вв. обусловливает целесообразность более внимательного анализа его семантики и функционирования. Исследование его семантики стоит начать с анализа лексикографических источников, в которых зафиксирована данная лексема.
По данным современных словарей (этимологических, толковых, словарей синонимов, энциклопедий разных лет и т. п.), существительное «баба» имеет следующие лексические значения:
1. Замужняя женщина-крестьянка, женщина вообще [7; 22; 28; 29; 32; 33; 35; 39 и др.].
2. Старуха [28].
3. Бабушка [7; 22; 28; 29; 32; 33; 39 и др.].
4. Жена [7; 22; 33; 39 и др.].
5. Свекровь [22].
6. Повивальная бабка [7; 28; 29; 32].
7. Ворожея, колдунья [6; 20; 28; 38].
8. Робкий мужчина [7; 19; 33; 35; 39 и др.].
9. В Персии и Турции: отец, дед, старик; у тюркских народов почетное обращение к мужчине, старшему по возрасту [5; 6; 18; 23].
10. На Востоке: почетный титул, который прибавляется к имени выдающихся духовных лиц [26; 43].
11. У башкир: мужчина, совершающий обряд обрезания (по мусульманскому обычаю); мифологизированное лицо, в функцию которого входило проведение обряда инициации подростков [2].
12. В Турции: бродячий религиозный проповедник; наставник турецкого суфийского ордена [2].
13. Бабочка, мотылек [7].
14. Стрекоза, коромысел [7].
15. Пеликан [7; 25; 26; 33].
16. В Белоруссии: название подорожника [25].
17. Сорт груши [6].
18. Каменный идол, истукан; памятник древних народов (неизвестного происхождения) в виде грубых человеческих фигур в Южной России и Сибири [6; 7; 16; 24; 25; 39; 40 и др.].
19. Рассоха, столб, пень, стояк, одинокая стойка с проушиной, например, у колодца, под оцеп, журавль, журавец [7].
20. Рабочая деталь машин ударного действия, совершающая полезную работу за счет энергии удара при направленном падении [6; 7; 25; 26; 31; 39].
21. Баран, ворот, навой [7].
22. Деревянная тренога, подставка или кусок толстого дерева, в середине которого на гвоздике прикреплены пересекающиеся жердочки (планки) с гвоздиками на концах для разматывания пряжи [22].
23. Выражение, употребляемое в игре семерик; баба означает одномастный терц от тройки: тройка, двойка и туз [34].
24. В Польше: печенье из сладкого сдобного теста в форме цилиндра вроде кулича, но значительно выше [7; 18; 25; 39; 43 и др.].
25. Игра школьников [7].
26. Вершина в Успенском районе Краснодарского края, находится в 15 км от горы Ермолов Бугор, на половине расстояния от хутора Веселого. По предположению краеведов-исследовате-лей, на вершине горы когда-то стояло каменное
изваяние - половецкая баба, оставленная племенами половцев (кипчаков). Такие «поминальные памятники» эпохи средневековья именовались русскими «каменными бабами», что, по всей видимости, и вошло в основу названия оронима [6].
27. Село и станция Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 13 верстах к СЗ от Сосни-цы, при реке Бабе. Близ села огромный курган, следы земляной насыпи в виде укрепления и на нем грубо обтесанный камень в виде женской фигуры (каменная баба), вышиной в 2,5 аршина, с отбитой головой [6].
28. Мыс в Турции, западная оконечность Азии. Турецкое ЬаЬа «старик, отец» - название многих горных вершин и выдающихся мысов в тюркоязычных странах [6].
29. Баба, Корнелиу - румынский художник
[6].
30. Баба, Фегани - иранский поэт-лирик [6].
31. Баба, Бхабха Хоми Джехангир - индийский физик [6].
32. Баба, Тахер Орьян - иранский поэт-мистик [6].
33. Баба Аннанов (1934-1991) - театральный режиссер, народный артист СССР (1985 г.) [6].
Вышеприведенные значения свидетельствуют о том, что существительное «баба» может употребляться и как имя нарицательное (значения 1-25), и как имя собственное (значения 26-33) в качестве фамилии или топонима.
Существительное «баба» может обозначать человека (значения 1-12), причем лицо и мужского (значения 8-12; 29-33), и женского пола (значения 1-7). В восточных сообществах актуализированы значения лица мужского пола, в русском - лица женского пола. При этом суб-стантив «баба» может фиксировать как родственные (значения 3-5, 9), так и неродственные отношения (1, 2, 6-12). Группу слов, описывающую родственные отношения, можно подразделить на термины родства (значения 3 и 9) и термины свойства (значения 4 и 5).
Крайне разнообразны «неличные», предметные значения исследуемой лексемы (значения 13-28), которая может обозначать явления как живой (значения 13-17), так и неживой природы (18-28). В первом случае это насекомые (бабочка, мотылек, стрекоза, коромысел), птицы (пеликан) и растения (подорожник, сорт груши). Во втором - каменный идол, столб, стояк, деталь машины, печенье, игра, село, вершина и т.п.
Существительное «баба» входит в состав 55 фразеологизмов (далее - ФЕ), которые обозначают мифологические существа (27 ФЕ:
баба Алатырка, баба Горыника, баба белово-лоска, баба белоголовка, баба косматка, баба нерасческа, баба простоволоска, баба пустово-лоска, баба в красном казане, баба дикая летун, баба запечельница, баба Коляда, баба Листина, баба Ляга, баба Рога, баба Рюха, баба Середа, баба Сноп, баба уродливая [38]), баба Яга [6; 7; 22; 41], банная бабушка, белая баба, дика баба, житна баба, зализна баба, злотая баба, лешая баба [38]), названия болезней (1 ФЕ: баба Шар-ка [38]), явления природы (5 ФЕ: баба старая, бабин кут, бабин угол, бабино просо, бабин пояс [38], бабье лето [19 и др.]), дни и времена года (5 ФЕ: баба Марта, баба Коризма, Бабини дни, бабини козличи, бабини ярцы [38]), астрономические явления (3 ФЕ: баба Гале, баба месечин-ка, бабини штапи [38]), названия растительного мира (1 ФЕ: куль баба [6]), фигуры, напоминающие человеческие (3 ФЕ: каменная баба [6; 7; 25; 39 и др.], снежная баба [33; 39 и др.], чайная баба [6]), орудия труда (1 ФЕ: береговая баба
[7]), занятия, игры (1 ФЕ: тесная баба [7]), характеристики человека (6 ФЕ: баба-город, баба-дом [22], баба-радио-любитель [11], баба-сквернавка [41], баба яга [19; 41], бой-баба), топоним (1 ФЕ: Петровские бабы [6]).
Анализ удельного веса семантики разного типа в системе значений субстантива «баба» и фразеологизмов с этим компонентом, отраженных в словарях ХУШ-ХХ вв., представлен в таблице.
Анализ данных показал, что семантическое ядро существительного «баба» образуют
значения: 1) предмет - 54,6 %; 2) человек (как мужчина, так и женщина) с определенными характеристиками, не обязательно родственными; удельный вес этого ЛСВ - 36,4 %.
В семантике фразеологизмов с компонентом «баба» доминируют значения «мифологизированное существо» (49,1 %), «предмет» (39,9 %).
Если учесть значения самостоятельной лексемы «баба» и фразеологизмов, в составе которых есть этот субстантив, то доминирует значение «предмет» (45,4 %); второе место занимает значение «мифологизированное существо» (30,7 %); третьим идет значение «человек» (20 %); наименьший удельный вес у значения «другое живое существо» (3,4 %).
Несколько перераспределяет ядерные и периферийные компоненты лексической семантики исследуемого субстантива учет частотности фиксации того или иного значения слова «баба» в словарях. К наиболее частотным значениям слова (тем, которые постоянно фиксируются в словарях разных лет) относятся следующие: «ударная часть молота» (15 источников); «замужняя женщина-крестьянка», «женщина вообще» (14 источников), «баба-яга» (13 источников), «бабушка» (12 источников), «каменный истукан» (11 источников), «кулич» (10 источников); «робкий мужчина» (10 источников). Именно они составляют ядро семемной структуры существительного «баба» в ХХ в.
Все остальные ЛСВ можно отнести к значениям средней или низкой частотности. При-
Удельный вес семантики субстантива «баба» в словарях ХУШ-ХХ вв.
Обозначает Лексема Фразеологизмы Всего
Количество значений Удельный вес, % Количество значений Удельный вес, % Удельный вес, %
1. Человек Пол человека мужской 5 15,2 2 3,6 8,0
женский 7 21,2 4 7,3 12,5
Родственные отношения да 3 9,1 - - 3,4
нет 9 27,3 6 10,9 17,0
1. Другое живое существо 3 9,1 - - 3,4
3. Мифологизированное существо - - 27 49,1 30,7
4. Неживое существо Растение 2 6,1 1 1,8 3,4
Механизм 4 12,1 1 1,8 5,7
Топоним 3 9,1 1 1,8 4,5
Имя, фамилия 5 15,2 - - 5,7
Другое 4 12,1 19 34,5 26,1
ИТОГО (1+2+3+4) 33 100 55 100 100
чинами более редкого их употребления могут быть разные факторы, главные из которых -устаревание слова или его узкое, специальное употребление. Так, к устаревшим или устаревающим, по данным словарей, можно отнести такие значения, как «бабочка» (употреблялось ок. 1882 г.), «стрекоза» (ок. 1882 г.), «куль баба» (ок. 1907 г.), «подорожник» (ок. 1907), «сорт груши» (ок. 1907 г.), «почетный титул» (1910 г.), «детская игра» (ок. 1940 г), «пеликан» (ок. 1965 г.). К значениям, употребляемым ограниченным кругом лиц (с учетом помет в словарях), относятся следующие: «стойка с проушиной» (проф.), «ворот» (проф.); «баба-радио-любитель» (арго), «в игре семерик» (арго); «бродячий религиозный проповедник» (тур.), «отец / дед / старик» (тюрк.), «мужчина, совершающий обряд обрезания» (башк.), «баба-город» (новг.), «баба-дом» (новг.), «деревянная тренога» (новг.), «свекровь» (новг.).
В словарях русского языка ХХ-ХХ1 вв. [16; 11; 12; 16; 22-29; 31; 33; 34; 36; 38; 39; 41; 43] зафиксирован более узкий круг ЛСВ, актуальных, по мнению составителей этих лексикографических источников, для носителя современного русского языка. Это следующие значения:
1. Начало ХХ в.: куль баба, подорожник, почетный титул, сорт груши.
2. Первая половина ХХ в.: баба береговая, тесная баба.
3. Весь ХХ в.: пеликан, старуха.
4. Конец ХХ в.: баба-город, баба-дом, деревянная тренога, свекровь.
5. ХХ-ХХ1 вв.: баба-яга (в обоих значениях), бабушка, бабье лето, бой-баба, жена, женщина, каменный истукан, колдунья, кулич, отец / дед, повивальная бабка, робкий мужчина, снежная баба, ударная часть молота, чайная баба.
6. ХХ1 в.: баба-радио-любитель, мужчина, производящий обряд обрезания, религиозный проповедник, термин карточной игры.
Для того чтобы определить, какие из вышеупомянутых значений актуализированы в речи современного носителя русского языка, был проведен ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие более 50 человек. Задание состояло в следующем: назвать не менее трех значений слова «баба» в том порядке, в котором отвечающий их вспоминал. Ограничений во времени не было.
Первым по популярности значением (38,4 % из всех приведенных респондентами значений) было значение «женщина», которое сопро-
вождалось следующими характеристиками:
I) русская, на Руси; 2) мужественная, крупная; 3) замужняя или живущая в гражданском браке и имеющая ребенка; 4) деревенская; 5) некультурная; 6) в расцвете сил, «коня на скаку остановит...»; 7) грубая; 8) вульгарно ведущая, гулящая, пьющая; 9) неухоженная; 10) старая;
II) без нее кобыле легче; 12) с пустыми ведрами; 13) крикливая.
Именно эти признаки бабы-«женщины» актуализированы и в специальных исследованиях, посвященных концепту «женщина» конца ХХ - начала ХХ1 вв. Так, Т. С. Чехоева выделяет следующие характеристики концепта «баба»: жена, имеющая подчиненное положение в семье; хозяйка, ведущая дом; болтливая, глупая, злая, скандальная женщина, для которой характерны капризность, лживость, упрямство, лукавство, хитрость, коварство, расчетливость, спесивость, вздорность, взбалмошность, язвительность, завистливость, нетерпеливость, грозность, мятежность, грубость, неделикатность, назойливость.
М. С. Досимова, исследующая более широкий концепт «женщина», отмечает, что из 133 когнитивных признаков концепта «женщина» и 138 когнитивных признаков концепта «баба» в зону совпадения вошли 59 признаков. Но если концепт «женщина» преимущественно позитивно-оценочный («+»: 2,73; «-»: 0,30), то у концепта «баба» преобладает негативная оценка («+»: 0,45; «-»: 2,09). М. С. Досимова приходит к выводу о том, что к самым ярким дифференциальным признакам концепта «баба» относятся неухоженность, неопрятность (0,22), грубость (0,22), занятие сельским хозяйством (0,21), употребление алкоголя (0,14), крестьянское происхождение (0,11); к основным когнитивным признакам - ведет домашнее хозяйство (0,82), ругается (0,48), полная (0,38), много работает (0,36), неухоженная, неопрятная (0,23); грубая (0,22); занимается сельским хозяйством (0,21), занимается семьей (0,15), пьющая (0,14), крестьянского происхождения (0,11), развратная (0,11), злая (0,10), глупая (0,10), добрая (0,09), крупная (0,09), некрасивая (0,09), жизнерадостная (0,09), смелая (0,08), курит (0,07), любит поговорить (0, 07), любит поесть (0,07), пожилого возраста (0,07), сильная (0,07) и так далее; к национально-специфическим признакам - ворчливая, властная, грубая, мужеподобная, понукает мужем, бьет мужа, баба-яга, крестьянского происхождения, рязанская,
любит поесть, носит воду, жалуется на жизнь, занимается колдовством, румяная, в платке, в сарафане, в фартуке.
Вторым значением, легко осознаваемым современными студентами-негуманитариями, было значение «бабушка», «мать отца / матери». Об этом свидетельствовали реакции: «бабушка в детской речи», «бабушка в разговорной речи», «отцова / материна мать», «обращение к родной бабушке», «родная бабушка», «бабуля», «мама одного из родителей», «мама мамы», удельный вес которых составил 19,5 %.
Одинаковое количество голосов набрали значения «робкий мужчина», «баба-яга» и «фигура из снега» (по 6,1 %). Следующим по популярности стало значение «деталь станка, болванка». Менее распространенными оказались значения «девушка», «старуха», «пирог», «крестьянка», «жена», «отец» и некоторые др.
В результате эксперимента автор данной статьи сделал следующие выводы:
1. В основном все значения, актуализируемые в сознании современного носителя языка, объединяются понятием «человек».
2. Значения «предмет» и «мифологизированное существо» осознаются носителями, но их удельный вес значительно уступает значению «человек».
3. Значение «другое живое существо» не является актуальным для современного носителя русского языка.
Список литературы
1. Адонина, Л. В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании : автореф. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2007. 22 с.
2. Али-заде, А. Исламский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. ИКЬ: slovar-islam.rU/books/b.html#Baba2.
3. Баба-Яга [Электронный ресурс]. ИКЬ: ru.wikipedia.org/wiki/Баба-Яга.
4. Бабье лето [Электронный ресурс]. ИКЬ: ru.wikipedia.org/wiki/Бабье_лето.
5. Большой словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. 2007 ИКЬ: dic.academ-ic.ru/dic.nsf/dic_fWords/6758/БАБА.
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. 2000. ИКЬ: dic.academ-ic.ru/contents.nsf/enc3p.
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. иКЬ: www.classes.ru/all-russian/russian-diction-ary-encycl-term-58860.htm#efremova.
8. Денисова, Т. А. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа : автореф. ... канд. фи-лол. наук. Тамбов, 2006. 22 с.
9. Долгинова, Е. Не как у людей. Please sit down, babushka [Электронный ресурс]. URL: www.rulife.ru/mode/article/421.
10.Досимова, М. С. Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина»: на материале русского и казахского языков : автореф. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2008. 23 с.
11. Елистратов, В. С. Словарь русского арго: материалы 1980 -1990 гг.: Около 9000 слов, 3000 идиоматических выражений [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.ru/slovari/argo.
12. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. 2000. URL: dic.academic.ru/dic.nsf/efremova.
13. Задорнов, М. Слава Роду! [Электронный ресурс]. URL: www.soznanie.info/st_zadornov.html.
14. Кабакова, Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.
15.Крылов, П. А. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: www.slovopedia.com/25/193/1648674.html.
16.Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. 1998. URL: dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov.
17.Микитенко, Н. Ю. Сопоставительный анализ русских и чешских терминов родства: в диахронии и синхронии : дис. ... канд. филол. наук. Элиста, 2004. 137 с.
18.Михельсон, А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней [Электронный ресурс]. 1865. URL: dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_fwords/6758/БАБА.
19. Михельсон, М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний [Электронный ресурс]. URL: dic.academic.ru/con-tents.nsf/Michelson_new.
20. Мудрова, И. А. Словарь славянской мифологии [Электронный ресурс]. URL: www. rumvi.com/products/ebook/словарь-славянской-мифологии.
21. Никитевич, А. В. Опыт описания фрагмента лексико-словообразовательного гнезда (от литературного языка к диалектам) [Электронный ресурс]. URL: www.lib.grsu.by/library/ data/resources/catalog/171989-387843.pdf.
22. Новгородский областной словарь. Вып. 1. А-В / авт.-сост. А. В. Клевцова,
В. П. Строгова. Отв. ред. В. П. Строгова. Новгород, 1992. 158 с.
23.Новый словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. 2009. URL: dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_fwords/6758/БАБА.
24.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 1949-1992 / под ред. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова [Электронный ресурс]. URL: dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova.
25.Павленков, Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс]. 1907. URL: dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_fwords/6758/БАБА.
26. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [Электронный ресурс]. 1907. URL: dic.aca-demic.ru/dic.nsf/dic_fwords/6758/БАБА.
27. Поспелов, Е. М. Географические названия мира [Электронный ресурс]: топонимический слов. Ок. 5000 единиц. URL: gendocs.ru/ v20602/поспелов_е.м._географические_назва-ния_мира._топонимический_словарь.
28.Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. А-О. М., 19101914. 716 с.
29.Российский гуманитарный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. П. А. Клубков. В 3 т. URL: slovari.yandex. т/~книги/Гуманитарный%словарь.
30. Русская Баба Яга [Электронный ресурс]. URL: big-secrets.ru/russkaya-baba-yaga.html.
31. Словарь автомобильного жаргона [Электронный ресурс]. 2009. URL: auto-dictionary. тйэ/Автомобильный_словарь/755/Баба.
32.Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) [Электронный ресурс] : в 10 т. / гл. ред. Р. И. Аванесов. URL: onlineslovari.com/ slovar_drevnerusskogo_yazyka_vv/page/baba.68.
33.Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. М.-Л., 1950-1965. 13140 с.
34.Словарь терминов азартных игр [Электронный ресурс]. URL: enc-dic.com/chance/ Baba-9.html.
35. Словарь языка Пушкина [Электронный ресурс] : в 4 т. / отв. ред. акад. АН СССР В. В. Виноградов. 2-е изд., доп. ИКЬ: slovari.ru/ search.aspx?s=0&p=3068.
36. Современная энциклопедия. 2000 [Электронный ресурс]. иКЬ: www.biometrica.tomsk. ru/ftp/dict/encyclo/00000003.html.
37.Толково-этимологический словарь (славяно-Арийский словарь) [Электронный ресурс]. иКЬ: energodar.net/slovar.php.
38.Толстой, Н. И. Баба (Словарь дома Сва-рога. Славянская и русская языческая мифология) [Электронный ресурс]. иКЬ: pagan.ru/ slower/b/baba0.php.
39.Тришин, В. Н. Большой словарь-справочник синонимов русского языка системы А8К, версии 6.7 и 8.2 от 17.12.2012 на 470 тыс. слов [Электронный ресурс]. иКЬ: dic.academic. ru/dic.nsf/dic_synonyms/5878/баба.
40.Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. 1935-1940. ИКЬ: dic.academic.ru/ dic.nsf/ushakov.
41. Федоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М. : АСТ, 2008. 880 с.
42.Чехоева, Т. С. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в русской лингво-культуре (на материале афористики) : автореф. ... канд. филол. наук. Владикавказ, 2009. 24 с.
43.Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс]. 1910. иКЬ: dic.academic.ru/ dic.nsf/dic_fWords/6758/BAEA.
44.Щеглов, Г. Мифологический словарь
[Электронный ресурс] / Г. Щеглов, В. Арчер. иКЬ: myth. slovaronline .com/B/193 -В АВ А-
УАОА.
45. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс]. иКЬ: godsbay.ru/slavs/babayaga. html.