39 (279) - 2007
Банковские технологии
ДИНАМИКА РЫНКА КАРТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
и.в. Родионов
Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт,
г. Ставрополь
Современные проблемы становления экономической системы России определяют необходимость развития инфраструктурного сектора, и в частности системы платежей и расчетов. Одна из крупнейших международных платежных систем (Visa International) признала российский рынок карточных продуктов ведущим в Восточной Европе.
Оценивая тенденции развития мирового рынка карточных продуктов, следует отметить, что в 2006 г. использование дебетовых карт впервые вытеснило применение кредитных карт. По данным ATM&Debit News EFT Data Book, количество дебетовых трансакций в точках продаж в целом в 2007 г. составит 26,6 млрд, а кредитных транзакций — по картам American Express, Discover, MasterCard и Visa — 24,4 млрд1.
Карты предоплаты, или накопительные карты, в настоящее время, кроме основного назначения, выполняют другие функции: используются в путешествиях, для различных выплат, социальных пособий, страховых выплат и т.д. В июле 2006 г. эксперты Mercator Advisory Group предположили, что количество только зарплатных карт вырастет с 812 500 в 2004 г. до 14,2 млн в 2008 г.2 Visa International прогнозирует, что рынок карт предоплаты достигнет отметки триллиона долларов, учитывая туристические карты, подарочные карты, бонусные и поощрительные карты.
Эмитенты кредитных карт в 2006 г. представили несколько их новых типов, среди которых одной из самых значимых стала карта American Express Clear Card — по операциям не взимается комиссия. American Express, MasterCard и Visa представили новые программы, предлагающие эксклюзивные
1 Источник: www.bankir.ru
2 Источник: www.bankir.ru
услуги держателям карт, например доступ к услугам консьержа и на различные события. Chase представила свою карту Freedom, по которой не взимается годовой взнос и которая дает держателям возможность выбирать между призовыми очками и наличными выплатами, и при совершении покупок в магазинах, на заправочных станциях в ресторанах быстрого обслуживания по этим картам начисляется большее количество призовых очков.
Как свидетельствуют статистические данные, рынок пластиковых карт в России в последние годы демонстрирует высокий рост. В 2006 г. их выпуск увеличился на 36,8%, объем операций по картам вырос на 51,7%, достигнув 4,25 трлн руб.3. В 2005 г. было выпущено почти 55 млн банковских карт, что на 40% выше уровня 2004 г., объем трансакций составил 2,6 трлн руб. и увеличился на 50%4.
Российские банки в последнее время перестали ориентироваться исключительно на экстенсивный рост и стали все больше ориентироваться на новые возможности карточных продуктов. Уверенно увеличивается доля активных пользователей, которые чаще оплачивают карточкой покупки и услуги, нежели снимают наличные в банкоматах и самостоятельно обращающихся в банк за картой. Тем не менее, несмотря на взрывной рост количественных показателей, качественное развитие рынка в настоящее время затруднено. Только около 6-7% оборота по пластиковым картам приходится на оплату товаров и услуг, т.е. практически весь российский рынок пластиковых карт является «зарплатным». кроме того, он играет только вспомогательную роль в денежно-кредитной системе страны. Без-
3 Источник: Российская газета, 18.05.2007.
4 Источник: Российская газета, 15.08.2006.
наличные платежи составляют лишь 10% всех денежных расчетов в России.
Следует отметить, что операции по кредитным картам пока не стали полноценной статьей дохода для банков, что обусловлено наличием рисков, связанных с информацией о клиентах—держателях карт.
Вместе с тем российский рынок карточных продуктов все больше привлекает иностранных инвесторов, которые за первое полугодие 2006 г. вложили в него около 200 млн долл. Кроме того, практически все пластиковые карты в России выпускаются крупнейшими международными платежными системами. Одной из платежных систем (Visa International) в первом полугодии 2006 г. было выпущено 14 млн пластиковых карт, из которых 12 млн карт выдано заемщикам вместе с банковскими кредитами. Из остальных 2 млн карт 30% не используются клиентами, что связано с низким уровнем финансовой грамотности населения.
Оценивая региональную составляющую рынка карточных продуктов, следует отметить, что в Ставропольском крае, так же, как и в целом по РФ, интенсивность продаж пластиковых карт растет. Так, в среднем по региональным банкам только за последний год прирост эмиссии составил более 60%. Держателями карт в крае в настоящий момент являются более 250 тыс. человек. На фоне наблюдающегося экономического подъема перспективы рынка банковских карт оптимистичны, дополнительным стимулом для развития этой услуги стали меры федеральной власти по выводу заработных плат из «тени».
В настоящий момент в Ставропольском крае насчитывается 23 эмитента банковских карт5 — как опытные игроки, начавшие работать в этом сегменте услуг еще в середине 1990-х гг., так и недавно вышедшие на рынок, рассчитывающие привлечь клиентов на уже практически поделенном региональном рынке пластиковых карт. В общей сложности в регионе представлено около 15 платежных систем международного, федерального и локального масштаба. Но, несмотря на многочисленные декларации банков о необходимости согласованных действий на рынке пластиковых карт, консолидирующей системы пока нет.
На сегодняшний день в крае практически 35% жителей пользуются банковскими картами. В Ставрополе данный показатель выше — около 50%. Среди держателей карт есть и пенсионеры, и
6,5
ссия Ставрополь
Структура оборота по банковским картам, %
студенты. На «зарплатные» проекты в Ставрополе приходится 98% оборота по пластиковым картам6 (см. рисунок).
В Северо-Кавказском банке Сбербанка России в последние годы наблюдается уверенный прирост количества клиентов, пользующихся пластиковыми картами, достигающий 35% в год. На Ставрополье банк эмитировал 280 тыс. карточек, из них 100,5 тыс. приходится на краевой центр. Среди крупных точек для эмиссии в регионе следует отметить промышленные центры (помимо Ставрополя, это Невинно-мысск, Нефтекумск, Буденновск, Изобильный), а также города Кавказских Минеральных Вод.
Сегодня в крае банками охвачена треть экономически активного населения, а в Ставрополе рынок банковских карт стоит на пороге насыщения, где практически 25% жителей являются держателями пластиковых карт Северо-Кавказского банка. При условии того, что в городе действуют еще несколько активных эмитентов, можно предположить, что часть экономически активного населения краевого центра пользуется несколькими банковскими картами. Таким образом, Ставрополь и другие экономически активные города края приблизились к рубежу, который свойствен сегодня всем экономически развитым странам, в которых практически каждый клиент имеет карточки сразу нескольких банков.
В то же время количество торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, в Ставропольском крае относительно невелико. По данным экспертов, на территории Ставропольского края в настоящее время Северо-Кавказский банк имеет немногим более 50 банкоматов, около 100 терминалов установлено в торгово-сервисных организациях и более 20 терминалов — в пунктах выдачи наличных средств7.
' Источник: Российская газета, 14.11.2006.
6 Источник: Российская газета, 15.06.2004.
7 Источник: Российская газета, 14.11.2006.
На нынешнем этапе развития ставропольского рынка карточных продуктов едва ли можно говорить о предпочтениях держателей карт в пользу выбора торговой точки, принимающей карты к оплате. Учитывая, что в крае немало держателей карт, установка РО£-терминалов на предприятиях торговли и сервиса явилась скорее необходимостью, приносящей, тем не менее, определенную прибыль как банку, так и самой торговой точке. В целом же, новые малые и средние торговые компании отдают предпочтение наличным деньгам.
Несомненно, в борьбе за держателей карт будут лидировать те банки, которые смогут предоставить клиентам надежность в обслуживании. И на первое место здесь выходит уровень созданной инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно пользоваться банковскими карточками практически на любой территории края. Именно такую задачу ставят перед собой все солидные игроки регионального рынка пластиковых карт.
Главной задачей для банков-эмитентов остается наращивание клиентской базы, с одной стороны, и увеличение прибыли за счет предоставления новых услуг в этой сфере бизнеса, с другой. Поэтому некоторые банки идут по пути бесплатной почтовой рассылки своих карт, другие — предлагают своим клиентам пакет услуг, находя новые формы использования карт потребителями, в числе которых .ту-информирование о состоянии счета, возможность оплаты коммунальных услуг, сотовой связи и др.
Перспективным направлением в развитии рынка карточных продуктов сегодня является дистанционное обслуживание счетов держателей карт с помощью Интернет-банка, через банкоматы и мобильные телефоны. Некоторые кредитные учреждения предлагают необычный дизайн карт и участие в разнообразных рекламных акциях, а также предоставляют всевозможные дисконтные программы.
В целом, у Ставрополья также большие перспективы в плане развития эквайеринга, особенно в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод, где можно внедрять различные карточные программы банков и туристических компаний, торговых и развлекательных центров.
В заключение следует отметить, что одно из основных препятствий в развитии удобной межбанковской программы в крае — недостаточная развитость инфраструктуры обслуживания пластиковых карт: банкоматов, POS-терминалов. Конечная цель
банков — развитие безналичных оборотов взамен наличных в торговой сети, а не выдача пластиковых карт как можно большему числу клиентов. кроме того, внедрение прогрессивных форм безналичных расчетов в многочисленных объектах мелкой розничной торговли было объективно затруднено из-за различных режимов налогообложения одного и того же вида деятельности, отличающихся лишь формой расчетов.
Литература
1. Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (с изм. и доп.).
2. Астапович А.З., Белянова Е.В., Мягков Е.Г. Международный опыт реструктуризации банковской системы. М., 2006. 445с.
3. Вопросы применения Положения Банка России № 266-П и Указания Банка России № 1376-У // www.klerk.ru.
4. Заславская О. Чиповая карта помимо расчетных функций может предложить своему обладателю множество различных услуг // Финансовые известия, 21.06.2006.
5. Карты в руки. Банки продолжают приобщать население к современным технологиям // Российская газета, 14.11.2006.
6. Коммерческие банки и их операции / Под ред. Е. Б. Корниенко, Н. И. Мирун и др. Симферополь: ГЛОБУС, 2006. 356 с.
7. Логвинова Н. ЦБ дал послабление // Финанс. 2006. № 43.
8. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М.: Банки и биржи, 2006. 456 с.
9. Процентные ставки коммерческих банков: уровень и факторы // «Банки Online». 2006. № 9. С. 18.
10. Российские банки выпустили уже около 75 миллионов пластиковых карт // Российская газета, 18.05.2007.
11. Российские банки только начинают осознавать законы карточного бизнеса // Российская газета, 15.08.2006.
12. Тенденции в кредитно-карточном бизнесе 2006 г.: в центре внимания — потребитель. // www. bankir.ru.
13. Чаблин А. Карты — к деньгам // Российская газета, 18.06.2004.