Научная статья на тему 'Динамика российской промышленности и транспорта в 1913-1920 гг'

Динамика российской промышленности и транспорта в 1913-1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. / RUSSIAN REVOLUTION OF 1917 / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / GROSS DOMESTIC PRODUCT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронов Борис Николаевич

В статье анализируются существующие в историографии оценки динамики российского промышленного производства в годы войны и революции. По мнению большинства исследователей, объем промышленного производства в 1914-1916 гг. возрастал; его снижение началось в 1917 г. Однако согласно расчетам Л. Б. Кафенгауза в его фундаментальном исследовании «Эволюция промышленного производства России», в годы войны и революции уровень промышленности непрерывно снижался. Перерасчет обнаружил в расчетах много неточностей и противоречий. В частности, пересчет агрегатного индекса объема промышленности по оригинальной методике Кафенгауза нередко дает результаты, существенно отличающиеся от авторских итогов. Это, возможно, объясняется опечатками и арифметическими ошибками, а также поправочными коэффициентами, которые использовал автор по умолчанию, без объяснения. На основе проделанных расчетов автор приходит к выводу, что классическая точка зрения адекватно отражает индустриальное развитие в годы войны и революции: до начала 1917 г. промышленность удовлетворительно адаптировалась к условиям военного времени и обнаружила существенный рост. Высокие темпы развития железнодорожного транспорта служат косвенным подтверждением сделанного вывода. Лишь после свержения монархии начался полномасштабный экономический кризис, охвативший и промышленность, и транспорт, который резко усилился после октябрьского переворота и к 1920 г. достиг апогея. По мнению автора, успешное приспособление промышленности к условиям военного времени следует считать результатом ее успешного развития в довоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF RUSSIAN INDUSTRY AND TRANSPORT IN 1913-1920

The article analyzes the existing estimates of the dynamics of Russian industry during the war and revolution. According to most researchers, the volume of industrial production increased in 1914-1916, its decline began only in 1917. However, according to calculations by L. B. Kafengaus in his fundamental monograph «The Evolution of Industrial Production in Russia», the level of the industry continuously dropped in the years of war and revolution. Verification of Kafengaus’s calculations found in them a lot of inaccuracies and contradictions. In particular, the recalculation of the aggregate volume index of industry gives results to substantially differ from Kafengaus’s data. This can be explained by misprints, arithmetic errors, and by the correction factors, used by the author by default, with no explanation. Basing on his calculations, the author finds that the classical point of view adequately reflects the pace of industrial development in the years of war and revolution: before 1917 industry had been satisfactorily adapted to wartime conditions and had significantly increased. High rates of development of railway transport are an indirect confirmation of the conclusion. A full-scale economic crisis, which has also affected industry and transport, began only after the overthrow of the monarchy. The crisis dramatically intensified after the October coup and by 1920 had reached its climax. According to the author, the successful adaptation of industry to wartime conditions should be considered as a result of its successful development in the prewar period.

Текст научной работы на тему «Динамика российской промышленности и транспорта в 1913-1920 гг»

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

INDUSTRIAL HISTORY

ISSN 2409-630X

УДК 94(47)

Б. Н. Миронов

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, bmironov@mail.wplus.net

ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В 1913-1920 гг.

В статье анализируются существующие в историографии оценки динамики российского промышленного производства в годы войны и революции. По мнению большинства исследователей, объем промышленного производства в 1914-1916 гг возрастал; его снижение началось в 1917 г Однако согласно расчетам Л. Б. Кафенгауза в его фундаментальном исследовании «Эволюция промышленного производства России», в годы войны и революции уровень промышленности непрерывно снижался. Перерасчет обнаружил в расчетах много неточностей и противоречий. В частности, пересчет агрегатного индекса объема промышленности по оригинальной методике Кафенгауза нередко дает результаты, существенно отличающиеся от авторских итогов. Это, возможно, объясняется опечатками и арифметическими ошибками, а также поправочными коэффициентами, которые использовал автор по умолчанию, без объяснения.

На основе проделанных расчетов автор приходит к выводу, что классическая точка зрения адекватно отражает индустриальное развитие в годы войны и революции: до начала 1917 г промышленность удовлетворительно адаптировалась к условиям военного времени и обнаружила существенный рост Высокие темпы развития железнодорожного транспорта служат косвенным подтверждением сделанного вывода. Лишь после свержения монархии начался полномасштабный экономический кризис, охвативший и промышленность, и транспорт, который резко усилился после Октябрьского переворота и к 1920 г достиг апогея. По мнению автора, успешное приспособление промышленности к условиям военного времени следует считать результатом ее успешного развития в довоенный период.

Ключевые слова: Первая мировая война, Российская революция 1917 г., промышленность, транспорт, валовой внутренний продукт

Для цитирования: Б. Н. Миронов. Динамика российской промышленности и транспорта в 1913-1920 гг. // Экономическая история. - 2017. - № 3. - С. 9-30.

© Миронов Б. Н., 2017

ECONOMIC HISTORY NO. 3 (38), 2017 9

Boris N. Mironov

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, bmironov@mail.wplus.net

DYNAMICS OF RuSSIAN INDUSTRY AND TRANSPORT IN 1913-1920

The article analyzes the existing estimates of the dynamics of Russian industry during the war and revolution. According to most researchers, the volume of industrial production increased in 1914-1916, its decline began only in 1917. However, according to calculations by L. B. Kafengaus in his fundamental monograph «The Evolution of Industrial Production in Russia», the level of the industry continuously dropped in the years of war and revolution. Verification ofKafengaus's calculations found in them a lot of inaccuracies and contradictions. In particular, the recalculation of the aggregate volume index of industry gives results to substantially differ from Kafengaus's data. This can be explained by misprints, arithmetic errors, and by the correction factors, used by the author by default, with no explanation. Basing on his calculations, the author finds that the classical point of view adequately reflects the pace of industrial development in the years of war and revolution: before 1917 industry had been satisfactorily adapted to wartime conditions and had significantly increased. High rates of development of railway transport are an indirect confirmation of the conclusion. A full-scale economic crisis, which has also affected industry and transport, began only after the overthrow of the monarchy. The crisis dramatically intensified after the October coup and by 1920 had reached its climax. According to the author, the successful adaptation of industry to wartime conditions should be considered as a result of its successful development in the prewar period.

Keywords: First World War, the Russian revolution of 1917, industry, transport, Gross Domestic Product.

For citation : Mironov Boris N. Dynamics of Russian Industry and Transport in 1913-1920. Jekonomicheskaja istorija = Economic history. 2017. No. 3. P. 9-30.

Развитие российской промышленности в позднеимперской России занимает заметное место в современной историографии. До недавнего времени акцент делался на 1887-1913 гг. Исследователи пришли к консенсусу относительно повышательного тренда, но разошлись по вопросу темпов роста. Оценки среднегодового роста промышленного производства в 1887-1913 гг. варьируются от 4,7 % (Ю. П. Бокарев) до 6,7 % (Я. П. Герчук, Л. Б. Кафенгауз, П. Грегори) [2, с. 140; 9, с. 105-106; 10, с. 19; 11, с. 478; 12, с. 66-67]. Прочие оценки находятся в этом интервале [28; 38, с. 55-56; 49; 53]. По мнению Бокарева, «индекс Ка-фенгауза, как и индекс Герчука, а также все рассчитанные по их материалам индексы, непредставительны по отношению ко всей промышленной продукции дореволюционной России, существенно искажают динамику физического объема промышленного производства Российской империи. Из-за разных принципов учета промышленной

продукции они не могут быть сопоставлены с индексами западных стран» [1, с. 179]. П. Грегори считает, что все имеющиеся данные не отличаются совершенством, но данные Кафенгауза более полные и точнее отражают динамику промышленности. Расхождения в оценках объясняются разным набором отраслей, включенным в расчет агрегированного индекса динамики промышленности, и разной территорией, на которую распространялись эти оценки [11, с. 493]. Грегори поддержали Л. И. Бород-кин и М. Сухара [4; 53, с. 37-38].

Динамика российского промышленного производства в годы Первой мировой войны и революции также оценивается по-разному [27; 37; 45; 47; 48]. Существует нескольких «официальных» оценок ЦСУ/ЦУНХУ, Госплана и ВСНХ и несколько неофициальных оценок физического объема промышленного производства. Два индекса были разработаны еще в 1920-е гг. В. Е. Варзаром [5] и Л. Б. Кафенгаузом [16], но не были

10 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ № 3 (38), 2017

опубликованы в свое время. Еще один рас- и в 2011-2013 гг. - А. Маркевич и М. Хар-чет в 1958-1962 гг. сделал У. Наттер [51; 52] рисон [23] (табл. 1).

Таблица 1

Динамика валового объема промышленного производства (в ценах 1913 г.) в 1913-1921 гг. на территории СССР в границах 1922 г. (1913 г. = 100) / Dynamics of gross industrial output (in the prices of 1913) in 1913-1921 on the territory of the USSR in 1922 borders (1913 = 100)

Год / Year Воробьев, ЦСУ / Vorob'ev, TsSU Госплан / Gosplan Кафенгауз* / Kafengauz* ЦУНХУ, Иоффе**/ TsUNKhU, Ioffe** Наттер / Nutter Маркевич, Харрисон*** / Markevich, Harrison***

1923, 1924 гг. 1929 г. I-1930 II-1930 III-1930 1939 г. 1962 г. 2013 г.

1913 100 100 100 100 100 100 100 100

1914 101 100 98,7 104,0 100,5 101 110 106

1915 114 103 110,9 101,1 97,9 114 107 109

1916 122 109 110,2 104,8 97,5 122 111 94

1917 77 76 79,8 80,1 78,5 63 92 74

1918 35 43 36,8 49,6 28,8 35 40 34

1919 26 23 17,7 15,3 15,7 26 24 19

1920 18 20 13,1 12,7 11,7 14 22 19

1921 25 22,6 18,9 18,5 20 24 18

Источники: [8, с. 124-125, 153; 16, с. 195, 196, 208, 231, 287-288; 23, с. 18, 71, 75; 31; 34, с. 169; 39, с. 127; 53, р. 165].

* 1-1930: Стоимость продукции отельных отраслей в ценах 1913 г.; 11-1930: физический объем производства в отдельных отраслях, взвешенный по доле занятых в них рабочих; Ш-1930: физический объем производства в отдельных отраслях, взвешенный по доле их в валовой продукции. ** Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ).

*** Агрегатный индекс подсчитан мною по данным о динамике крупной и мелкой промышленности, принимая, что в годы войны на долю мелкой промышленности приходилось 6,5 % всего объема промышленного производства [23, с. 74].

Расхождения в оценках темпов роста в 1914-1920 гг., как и для 1887-1913 гг., объясняются различием в учтенной территории, числом учтенных отраслей производства, классификацией промышленности на крупную и мелкую, тяжелую и легкую, но главным образом различием в методике построения агрегатного (тотального) индекса динамики производства, которую использовали разные исследователи. Это хорошо видно на примере расчетов Кафенгауза, оценившего динамику промышленности тремя способами: 1) по стоимости продукции отдельных отраслей в ценах 1913 г.; 2) путем взвешивания индекса роста физического объема производства в отдельных отраслях

(они охватывают 66 % валовой продукции всей промышленности) по доле занятых в них рабочих в общем числе рабочих в промышленности в 1887 г. (веса каждой отрасли единые для всего 40-летнего периода, 1887-1926 гг.); 3) путем взвешивания индекса роста физического объема производства в отдельных отраслях (они производили 66 % валовой промышленной продукции) по доле их в валовой продукции в 1887 г. (веса каждой отрасли единые для всего 40-летнего периода, 1887-1926 гг.).

При всем различии оценок большинство исследователей считают: до 1916 г. наблюдался рост объема производства, спад начался в 1917 г., а в конце 1917 г. промыш-

ленность вошла в состояние глубокого и нарастающего кризиса [28, с. 214-216; 29]. Этот тренд не поддерживают три оценки Кафенгауза (1-я, 2-я и 4-я) и оценка Мар-кевича - Харрисона, основанная на данных Кафенгауза, в которые они внесли некоторые поправки. По их мнению, спад производства начался в 1916 г. Кафенгауз полагает, что наиболее адекватно динамику промышленности отражают 3-я и 4-я оценки физического объема производства, полностью освобожденные от влияния колебаний цен. Однако точность этих расчетов вызывает вопросы. Во-первых, согласно 3-й оценке спад начался в 1917 г., а

The share of particular i

согласно 4-й - в 1916 г. Во-вторых, они не учитывают предприятия и целые отрасли, которые производили 34 % валовой продукции. В-третьих, имеют принципиальную методическую слабость - тотальный физический объем промышленности оценен на основе постоянных весов, т. е. доля каждой отрасли в общем объеме производства принята неизменной для всего изучаемого периода (см. обстоятельный анализ методики Кафенгауза, сделанный Ю. П. Бо-каревым [1]). Между тем в течение 40 лет (1887-1926) и особенно в годы войны произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности.

Таблица 2

|,оля отдельных отраслей промышленности валовом промышленном производстве, % / îdustries in the gross industrial production, %

Отрасль / Industrial sector По стоимости / By cost По числу рабочих / By number of workers

1913 г. 1916 г. 1917 г. 1913 r. 1916 r. 1917 г.

Топливная / Fuel 9,7 8,6 9,4 12,3 12,3 11,3

Рудная / Ore 3,0 1,8 1,8 7,2 5,3 4,2

Силикатная / Silicate 3,1 1,6 1,7 7,5 3,8 3,3

Металлическая / Metal 20,1 32,0 28,8 20,9 32,4 34,1

Обработка дерева / Wood processing 3,6 1,7 1,9 4,4 2,8 2,8

Химическая / Chemical 11,0 13,2 14,6 3,5 5,0 6,5

Пищевая / Food 14,4 11,9 13,2 10,4 8,2 7,6

Кожевенная / Leather 2,5 2,7 3,2 1,7 2,0 2,0

Текстильная / Textile 30,1 23,4 21,9 29,3 24,8 24,0

Обработка смешанных волокон, одежда / Processing of mixed fibers, clothing 0,9 1,8 2,3 1,1 1,0 2,0

Бумажная / Paper 1,6 1,3 1,2 1,7 1,4 1,3

Источник: [16, с. 207].

Больше всего возросла доля металлической и химической промышленности, значительно понизилась доля текстильной и пищевой промышленности (падение доли последней было вызвано прекращением

винокуренного и пивоваренного производств). В результате соотношение между тяжелой и легкой промышленностью существенно изменилось, что хорошо видно по числу занятых в них рабочих: доля рабо-

Таблица 3

Процент рабочих, занятых в тяжелой и легкой промышленности в 1887, 1913-1921 гг. / The percentage of workers employed in heavy and light industry in 1887, 1913-1921

Год / Year Тяжелая промышленность / Heavy industry Легкая промышленность / Light industry

1887 43 57

1913 54 46

1914 55 45

1915 58 42

1916 62 38

1917 63 37

1918 53 47

1919 65 35

1920 63 37

1921 60 40

Подсчитано по: [16, с. 307-318].

чих в тяжелой промышленности с 1887 по 1913 г. повысилась с 43 до 54 %, в 1917 г. -до 63 % (табл. 3).

Вследствие недоучета некоторых отраслей, систематического повышения доли тяжелой промышленности и более высоких темпов ее роста, чем легкой, динамика общего объема производства оказалась искаженной в двух отношениях: во-первых, занижены темпы роста всей промышленности, во-вторых, неправильно определены колебания объема производства по годам. Кафенгауз отчетливо сознавал опасность искажений, но пожертвовал точностью индекса в отдельные годы ради получения правдоподобного индекса за 40 лет: «Наибольшим дефектом нашего индекса является то обстоятельство, что в нем недостаточно учтена металлообрабатывающая промышленность, валовая продукция которой составляет 14,8 % валовой продукции всей крупной промышленности; из этой отрасли мы оказались в состоянии учесть только па-ровозо- и вагоно-строение, которое занимает только 2 % в общей валовой продукции. <...> Серьезные отклонения цифр нашего индекса от недоступных нашему знанию действительных цифр возможны только в те годы, когда в силу тех или иных условий ди-

намика неучтенных отраслей резко отличалась от динамики учтенных отраслей. Такое явление имело место в военные годы, когда черная металлургия и отрасли, работающие для мирных целей, несколько сократили объем своего производства, а металлообрабатывающая, военная, тонкая химическая и кожевенная отрасли, не представленные в нашем индексе, резко увеличили объем своего производства. Для характеристики этих лет наш индекс физического объема не годится; что же касается всех остальных лет, когда таких исключительных событий не было, то можно полагать, что наш индекс незначительно отклоняется от действительной динамики (курсив мой. - Б. М.)» [16, с. 288].

Пересчет агрегатного индекса объема промышленности по методике Кафенгау-за обнаружил много расхождений между авторскими и контрольными цифрами, достигающими порой 260 пунктов, что можно объяснить опечатками и, вероятно, арифметическими ошибками (табл. 4, 5). Однако характерно, что самые большие расхождения приходятся на 1911-1914 гг., за которые отсутствуют данные по многим отраслям тяжелой промышленности, и на 1915-1920 гг., когда серьезно изменялась отраслевая структура промышленности.

ECONOMIC HISTORY NO. 3 (38), 2017 13

Таблица 4

Индекс физического объема производства за 1887-1921 гг.

(на территории в довоенных границах СССР)*/ The index of physical volume of production in 1887-1921 (on the territory of pre-war borders of the USSR)

Год / Year Индекс легкой промышленности / Index of light industry Индекс тяжелой промышленности / Index of heavy industry

Кафенгауз / Kafengauz Перерасчет / Recalculation Кафенгауз / Kafengauz Перерасчет / Recalculation

По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost

1887 100 100 100 100 100 100 100 100

1888 113 113 113 112 107 116 108 116

1889 118 116 118 117 127 137 127 137

1890 116 114 116 114 132 146 132 146

1891 124 124 129 128 138 155 136 155

1892 128 127 128 128 157 177 156 177

1893 136 137 136 137 186 215 186 215

1894 146 148 146 147 198 230 199 230

1895 154 155 154 155 217 255 217 255

1896 167 170 166 169 271 286 244 286

1897 169 177 169 172 287 328 287 327

1898 176 188 176 183 320 329 320 369

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1899 194 209 194 204 386 429 386 429

1900 208 223 208 221 443 485 443 485

1901 208 227 209 224 442 489 442 498

1902 221 240 222 239 420 499 420 499

1903 229 251 230 250 440 523 440 522

1904 239 262 240 261 487 567 487 557

1905 227 251 227 251 477 505 477 505

1906 242 269 243 269 494 506 494 506

1907 262 291 263 291 542 555 542 555

1908 270 297 271 300 534 553 534 553

1909 274 299 273 300 560 597 551 591

1910 277 312 275 300 592 673 592 674

1911 306 342 304 339 663 740 646 950

1912 317 365 316 353 744 828 717 1049

1913 321 348 321 363 854 931 869 1191

1914 322 361 333 359 890 913 906 1021

1915 352 399 352 385 822 819 822 815

1916 362 350 344 383 856 889 858 885

1917 246 261 255 278 700 754 701 745

14 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ № 3 (38), 2017

Окончание табл. 4

1918 299 145 95 114 217 184 249 195

1919 42 46 43 50 140 162 140 164

1920 27 273 31 34 129 134 125 133

1921 57 44 54 55 171 217 169 216

Таблица 5

Индекс физического объема производства за 1887-1921 гг.

(на территории в довоенных границах СССР)*/ The index of physical volume of production in 1887-1921 (on the territory of pre-war borders of the USSR)

Год/ Year Индекс всей промышленности / Index of all industry Индекс легкой промышленности /Index of light industry Индекс тяжелой промышленности /Index of heavy industry Индекс всей промышленности / Index of all industry

Кафенгауз / Kafengauz Перерасчет / Recalculation Различия / Discrepancy

По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost По рабочим / By number of workers По цене / By cost

1887 100 100 100 100 0 0 0 0 0 0

1888 111 114 111 113 0 1 0 1 -1 0

1889 122 123 122 124 0 -1 0 -1 0 0

1890 122 125 122 125 0 0 0 0 0 0

1891 129 135 132 138 -3 -3 -5 -4 2 0

1892 140 144 140 145 0 -1 0 -1 1 0

1893 156 165 156 164 0 1 0 0 0 0

1894 167 176 167 176 0 0 0 1 -1 0

1895 179 190 179 190 0 0 0 0 0 0

1896 209 211 198 210 11 1 1 1 27 0

1897 217 230 217 226 0 4 0 5 0 1

1898 234 251 234 248 0 3 0 5 0 -40

1899 271 286 272 283 3 0 5 0 0

1900 302 315 303 314 1 0 2 0 0

1901 302 322 303 319 3 -1 3 0 -9

1902 302 330 301 330 1 0 -1 1 0 0

1903 314 346 315 345 1 -1 1 0 1

1904 339 365 339 364 0 1 -1 1 0 10

1905 328 340 328 340 0 0 0 0 0 0

1906 344 352 344 352 0 0 -1 0 0 0

1907 375 383 375 384 0 -1 -1 0 0 0

1908 377 386 377 389 0 -3 -1 -3 0 0

Окончание табл. 5

1909 389 403 385 402 4 1 1 -1 9 6

1910 404 438 402 431 2 7 2 12 0 -1

1911 450 481 442 553 8 -72 2 3 17 -210

1912 489 526 477 596 12 -70 1 12 27 -221

1913 535 552 542 652 -7 -100 0 -15 -15 -260

1914 557 554 564 590 -7 -36 -11 2 -16 -108

1915 541 540 541 535 0 5 0 14 0 4

1916 561 538 551 558 10 -20 18 -33 -2 4

1917 429 433 435 441 -6 -8 -9 -17 -1 9

1918 266 159 157 142 109 17 204 31 -32 -11

1919 82 87 82 90 0 -3 -1 -4 0 -2

1920 68 65 69 69 -1 -4 -4 239 4 1

1921 101 104 100 111 1 -7 3 -11 2 1

Подсчитано по: [16, с. 290-297].

Пересчет агрегатного индекса объема промышленности по стоимости продукции отдельных отраслей в ценах 1913 г. также обнаружил расхождения между

данными Кафенгауза и контрольными цифрами (фрагмент пересчета в табл. 6). Наибольшие различия относятся к 19151917 гг.

Таблица 6

Стоимость валовой продукции фабрично-заводской промышленности на территории СССР в границах 1922 г. (в ценах 1913 г.) / Gross industrial output in 1913-1920 on the

territory of the USSR in 1922 borders (in the prices of 1913)

1913 г. 1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. 1918 г. 1919 г. 1920 г.

Кафенгауз, тыс. руб. / Kafengauz, thousand rubles 4 763 266 4 703 575 5 281212 5 248 459 3 800 759 1 750 537 840 980 622 559

Миронов, тыс. руб. / Mironov, thousand rubles 4 618 874 4 567 757 5 182 239 5 167 923 3 739 909 1 724 164 829 836 615 429

Разница, тыс. руб. / Discrepancy, thousand rubles 144 392 135 818 98 973 80 536 60 850 26 373 11 144 7 130

Индекс Кафенгауза / Kafengauz's index 100,0 98,7 110,9 110,2 79,8 36,8 17,7 13,1

Индекс Миронова / Mironov's index 100,0 98,9 112,2 111,9 81,0 37,3 18,0 13,3

Разница, % / Discrepancy, % 0 -0,2 -1,3 -1,7 -1,2 -0,5 -0,3 -0,2

Подсчитано по: [16, с. 318-330].

Аналогичные расхождения встречаются и в тексте. Судя по рис. 2 [16, с. 287], в годы войны, 1914-1918 гг., индекс валовой продукции достиг максимума в 1916 г., а по исходным табл. 4, 5 приложения - в 1915 г. [16, с. 329-330]. В результате три оценки ди-

Расхождения в оценках динамики п] The discrepancy in the estimates of tl

намики промышленности в 1913-1920 гг., выполнение Кафенгаузом по разным методикам, не совпадают друг с другом и не вполне соответствуют исходным данным, приводимым в приложении к монографии (табл. 7).

Таблица 7

мышленного производства в 1913-1921 гг. / industrial production dynamics in 1913-1921

Год Кафен-гауз 1 / Kafengauz 1 Пересчет / Recalculation Разница / Discrepancy Кафен-гауз 2 / Kafengauz 2 Пересчет / Recalculation Разница / Discrepancy Кафен-гауз 3 / Kafengauz 3 Пересчет / Recalculation Разница / Discrepancy

1913 100,0 100,0 0 100,0 100,0 0 100,0 100,0 0

1914 98,7 98,9 -0,2 104,0 104,1 -0,1 100,5 90,5 10

1915 110,9 112,2 -1,3 101,1 99,8 1,3 97,9 82,1 15,8

1916 110,2 111,9 -1,7 104,8 101,7 3,1 97,5 85,6 11,9

1917 79,8 81,0 -1,2 80,1 80,3 -0,2 78,5 67,6 10,9

1918 36,8 37,3 -0,5 49,6 29,0 20,6 28,8 21,8 7,0

1919 17,7 18,0 -0,3 15,3 15,1 0,2 15,7 13,8 1,9

1920 13,1 13,3 -0,2 12,7 12,7 0 11,7 10,6 1,1

1921 22,6 23,1 -0,5 18,9 18,5 0,4 18,5 17,0 1,5

Подсчитано по данным табл. 4-6.

Имеющиеся опечатки, арифметические ошибки и расхождения в оценках Кафенга-уза извинительны и объясняются тяжелой судьбой автора и его книги. Она была подготовлена к изданию в 1930 г., но набор по причине политического ареста автора был рассыпан. Книгу издали только в 1994 г., через 54 года после смерти автора, по единственно сохранившемуся экземпляру рукописи, без его окончательной редакции и проверки. Надо учесть также, что громадные по объему расчеты производились на арифмометре и логарифмической линейке. Очень важно отметить: несмотря на некоторые противоречия, общий знаменатель всех расчетов Кафенгауза состоит в том, что в 1916 г. валовое промышленное производство либо достигло максимума за годы войны, либо осталось на уровне 1915 г. или во всяком случае превысило уровень 1913 г. Отсюда следует, что кризис в промышленности начался в 1917 г.

Ввиду вышеизложенного, а также в силу того, что полными и надежными сведениями для определения валового объема промышленного производства за военные годы мы не располагаем и по определению располагать не можем, я отдаю предпочтение данным Н. Я. Воробьева (1882-1857) - известного статистика и математика, главного эксперта в сфере промышленной статистики в первое десятилетие советской власти (предпочтение данным Воробьева отдают Л. И. Бородкин, А. П. Корелин, П. А. Кюнг [4; 17]. В распоряжении Воробьева, заведующего отделом промышленной статистики ЦСУ в 1918-1926 гг., находились все доступные сведения о развитии промышленности [7]. Данные Воробьева охватывают примерно 86 % валовой продукции производства и рабочей силы - на 20 % больше, чем у Кафенгауза, и он использует классическую методику вычисления агрегатного индекса. Его расчеты основаны на промыш-

ленной переписи 1918 г. и содержат ретроспективные цифры начиная с 1913 г. В исследовании, посвященном этой переписи, дается высокая оценка качеству собранной в ходе ее информации и утверждается, что ее результаты возможно экстраполировать на всю страну, несмотря на ограниченный территориальный охват [13, с. 43]. Пропуски в исходных данных о валовом производстве Воробьев заполняет, опираясь на имеющиеся данные о производительности рабочих и общую их численность по отраслям, заимствованные из переписи 1918 г. и отчетов фабричной и горной инспекции. Согласно Воробьеву, в годы войны валовой объем промышленного производства достиг максимума в 1916 г.: рост цензовой промышленности в ценах 1913 г. составил 44 %, а всей промышленности - 22 %. Общее снижение промышленного производства началось только в 1917 г. (см. табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская промышленность сумела справиться с трудностями войны благодаря ее успешному развитию в довоенный период. «Война разразилась, - резонно

утверждает Кафенгауз, - в момент, когда производительная способность промышленности и ее материальные ресурсы находились на максимальном уровне. Мы находились накануне войны в периоде усиленного капитального строительства, вследствие чего мы имели значительное количество незавершенных работ со значительной степенью законченности. Машинное оборудование было обновлено в течение последних лет, и производственная способность фабрик была выше фактического размера производства. На фабричных складах и на складах торговых фирм имелись значительные запасы сырья, топлива, технических материалов -запасы, рассчитанные на дальнейшее развертывание производства» [16, с. 171]. С этим заключением согласилась редколлегия, подготовившая монографию Кафен-гауза к публикации [16, с. 18].

Заслуживает упоминания, что во время войны наблюдался не только количественный, но и качественный рост промышленности. Предприятия оснащались совре-

Таблица 8

Добыча каменного угля, нефти и выработка хлопчатобумажной пряжи

по месяцам 1917 г. (январь 1917 г. = 100) / Extraction of coal, oil and the production of cotton yarn by month, 1917

(January 1917 = 100)

Месяц / Month Добыча каменного угля / Extraction of coal Добыча нефти в Баку / Extraction of oil in Baku Выработка хлопчатобумажной пряжи / Production of cotton yarn

Январь / January 100 100 100

Февраль / February 92 90 87

Март / March 99 93 84

Апрель / April 77 94 51

Май / May 86 97 78

Июнь / June 84 92 73

Июль / July 77 94 53

Август/ August 74 91 59

Сентябрь / September 71 71 62

Октябрь / October 74 76 59

Ноябрь / November 73 82 53

Декабрь / December 50 81 53

Подсчитано по: [16, с. 213].

менными станками, осваивались новые технологии, распространялась поточная организация производства. Получили развитие новые отрасли промышленности -средств связи, авиационная, автомобильная и химическая; совершило качественный скачок производство вооружений [22, с. 126, 130; 37, с. 187; 47; 48].

Промышленное производство, по мнению Кафенгауза, «начинает катастрофически падать из квартала в квартал» в 1917 г. и «в начале Октябрьской Революции основные производства страны находились в состоянии глубокого расстройства». В подтверждение он приводит помесячные данные о динамике трех ключевых отраслей промышленности (табл. 8).

Как это ни парадоксально звучит, но до свержения монархии российский транспорт, который всегда считался главным виновником возникших во время войны трудностей и самым слабым звеном в народном хозяйстве, весьма удовлетворительно справлялся с возросшими нагрузками. Накануне войны 61 % перевозок (без учета гужевых) осуществлялся по железной дороге, 23 % - по рекам и 16 % - морем. Во время войны доля железных дорог возросла до 74 %, речного и морского транспорта -уменьшилась до 26 % [26]. Увеличилось значение железнодорожного транспорта и в перевозках хлебных продуктов. В 1913 г. 75 % внутрироссийских перевозок хлеба приходилось на железные дороги, 22 % -на реки и 3 % - на малый и дальний каботаж, в 1920 г. - соответственно 84, 14 и 2 % [34, с. 452-453]. За 1915-1916 гг. было введено в эксплуатацию 8 530 верст железнодорожных путей, благодаря чему к началу 1917 г. протяженность железнодорожной сети страны достигла 72 279 верст (в том числе 45 518 казенных железных дорог и 26 761 - частных) [18, с. 89, 91]. Число действующих паровозов увеличилось на 14 %, вагонов - на 36 %; в 1916 г. сравнительно с 1914 г. перевезено грузов на 52 % больше, пассажиров - на 30 %; коммерческая скорость движения товарных поездов в целом по сети увеличилась с 13,6 до 16

верст в час, а на пути от Владивостока до Петрограда (через КВЖД) - с 9 до 16 верст в час, что сократило время в пути с 35 до 20 суток [19, с. 50-51]. Производительность труда (перевозка грузов на одного работника) возросла на 36 %. Железнодорожники «заставили» каждый паровоз перевозить в среднем на 22 % больше грузов, а вагон - на 6 % больше (табл. 9, 10).

Однако в речном и морском транспорте успехов не наблюдалось (см. табл. 9, 10). В первые два года войны в Европейской России объем перевозок по рекам сократился на 25 %, в Сибири - на 39 %. Но причина этого лежала не в кризисе водного транспорта как такового, а в сокращении экспорта ввиду блокады Балтийского и Черного морей немцами и в запрещении вывозить некоторые товары, например, хлебные продукты. Объем каботажных перевозок в 1914-1916 гг. остался на довоенном уровне. Уже в 1914 г. валовой экспорт из России упал на 38 % по сравнению с 1911-1913 гг., в 1916 г. - в 3 раза (табл. 11).

Особенно пострадал экспорт хлеба: в 1914 г. он сократился почти вдвое, в 1916 г. - в 33 раза сравнительно с довоенным уровнем, что должно было повлиять и на сокращение хлебных перевозок водой. В 1909-1913 гг. в империи перевозилось водой 651,4 млн пуд. хлебных грузов, а на экспорт шло 629,3 млн пуд., или 97 % [30, с. 230231]. Речные водные перевозки обслуживали в значительной степени экспортную торговлю. В 1909-1913 гг. через порты и таможни Санкт-Петербургской губернии за границу в среднем в год отправлялось 53,7 млн пуд., а внутренними водными путями доставлялось 40,3 млн пуд. Через порты Черного моря экспортировалось 469,9 млн пуд., привозилось речными водными путями - 103,5 млн пуд. Через порты Архангельской губернии вывозилось 5,1 млн пуд., привозилось водой 5,9 млн пуд. [30, с. 206-207, 212-213].

Драматическое сокращение экспорта привело к сокращению не только морских, но и речных перевозок. Спрос на речные и морские перевозки упал, вместе с этим и объем перевозок водой. Вероятно, медлен-

Таблица 9

Работа железнодорожного и водного транспорта в 1913-1921 гг.

(в натуральных показателях) / Working of railway and waterway transport in 1913-1921 (in physical terms)

Год / Vear 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921

Железнодорожный транспорт / Railway transport

Среднегодовая эксплуатационная длина, тыс. верст / The average annual operational length, thousand versts 63,7 63,3 60,0 51,8 59,3 25,1 30,4 53,3 61,5

Перевезено грузов по дорогам, млрд пуд. / Transported of goods by road, billion pounds 17,5 17,0 21,7 25,8 18,8 4,7 1,9 1,9 2,0

Перевезено пассажиров, млн / Passengers carried, million 246,7 241,9 259,6 313,9 310,1 - - - 76,6

Общее число работников на железнодорожном транспорте, тыс. / The total number of employees in rail transport, thousand 816 888 905 (905) (905) (905) (905) 1 194 931

Перевезено всех грузов на одного работника, пудо-верст / Cargo transported on a worker, pounds-versts - 4 014 4 444 5 467 2 322 1 095 - 452 263

Перевезено грузов на один паровоз, млн пудо-верст / Tonnage carried by one locomotive, million of pounds-versts - 180 203 220 93 108 40 26 -

Перевезено грузов на один вагон, тыс. пудо-верст / Transported freight on a railcar wagon, thousand pounds-versts - 7,0 6,8 7,2 3,0 - - - -

Средняя нагрузка груженого вагона, пуд. / The average load of a loaded wagon, pounds 637 636 - - 557 - - 491 513

Средняя нетто-нагрузка поезда, тыс. пуд. / Average net load of a train, thousand pounds 18,4 16,8 17,2 - 17,3 - - 12,0 13,9

Средняя коммерческая скорость движения товарных поездов, верст в час/ The average commercial speed of freight trains, versts per hour 13,6 (13,6) - 16,0 13,2 13,0 12,5 12,3 12,7

Общий пробег всех грузов, млрд пудо-верст / The total mileage of all freight, billion pounds-versts 4 346 4 276 4 753 - 3 606 - - 824 919

Средняя густота движения на 1 версту длины, млн пуд. / The average density of traffic on a versta length, million pounds 68,2 67,5 79,3 - 60,8 - - 13,3 14,5

Пробег всех вагонов на 1 работника, тыс. вагоно-верст / The mileage of all wagons per an employee, thousand car-versts 9,9 10,1 14,9 12,6 2,3 - 1,8 1,8 -

20 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ история № 3 (38), 2017

Окончание табл. 9

Водные пути сообщения / Waterway transport

Объем речных перевозок, млн пуд.* / The volume of river transportation, million pounds 2 212 2 329 - 1 748 1 331 431 339 750 771

в том числе главные хлеба, млн пуд. / in particular the grain products, million pounds 224 236 - 282 86 10 19 34 30

Грузооборот рек Западной Сибири: прибытие, млн пуд. / Turnover on the rivers of Western Siberia: the arrival, million pounds 107,8 120,5 71,1 72,3 74,0 - - - -

Грузооборот рек Западной Сибири: отправление, млн пуд. / Turnover on the rivers of Western Siberia: departure, million pounds 107,8 120,5 105,9 73,2 74,0 - - - -

Морские перевозки в небло-кированных морях, тыс. регистровых тонн**/ Sea freight to the unblocked seas, thousand gross tons - 783 767 779 745 - - - -

Подсчитано по: [15, с. 436-449; 19, с. 50-51; 24, с. 35; 26, л. 115-116; 34, с. 440-443; 40, отд. XII, с. 23-63; 41, с. 102-103, 118, 125-126; 42, с. 138-170, 203-225; 44, с. 202, 204-206].

* Количество грузов, перевезенных по Волго-Невско-Северо-Двинской группе водных путей. ** Общая чистая вместимость действовавших судов в регистровых тоннах.

Таблица 10

Динамика перевозок железнодорожным и водным транспортом

в 1913-1921 гг. (1914 г. = 100)/ Dynamics of rail and water transportation in 1913-1921 (1914 = 100)

Год 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921

Среднегодовая эксплуатационная длина / Average operating length 101 100 95 82 94 40 48 84 97

Число паровозов (средняя наличность в году) / The number of locomotives (average presence per year) - 100 100 114 115 104 50 77 -

Число вагонов (средняя наличность в году) / The number of wagons (average presence per year) 90 100 116 134 136 111 108 156 163

Перевезено грузов / Transported freight 103 100 127 152 85 28 11 11 12

Перевезено пассажиров / Passengers carried 102 100 107 130 128 - - 63 31

Окончание табл. 10

Перевезено грузов на одного работника / Tonnage carried per an employee - 100 111 136 58 27 - 11 7

Перевезено грузов на один паровоз / Tonnage carried per a locomotive - 100 113 122 51 60 22 14

Перевезено грузов на один вагон / Transported freight per a wagon - 102 100 106 45 26 11 7 7

Средняя коммерческая скорость движения товарных поездов в час / The average commercial speed of freight trains per hour - 100 - 118 97 96 92 90 93

Объем речных перевозок* / The volume of river transportation 95 100 - 75 57 18 15 32 33

в том числе главные хлеба / in particular the main of bread 95 100 - 119 36 4 8 14 13

Грузооборот рек Западной Сибири / Turnover on the rivers of Western Siberia 89 100 88 61 61 - - - -

Морские перевозки в небло-кированных морях** / Sea freight to the unblocked seas - 100 98 99 95 - - - -

Источники: см. в примечании к табл. 9.

* Количество грузов, перевезенных по Волго-Невско-Северо-Двинской группе водных путей. ** Общая чистая вместимость действовавших судов в регистровых тоннах.

Таблица 11

Экспорт сельскохозяйственных товаров из России в 1911-1918 гг.

(млн руб. в ценах 1913 г.)

Export of agricultural products from Russia in 1911-1918 (million rubles in prices of 1913)

1911-1913 гг. 1914 г. 1915 г. 1916 г. 1917 г. 1918 г.

Экспорт хлебных продуктов, млн руб. / The export of grain products, million rubles 899,0 521,1 164,6 26,6 24,3 47,3

Экспорт продуктов животноводства, млн руб. / Exports of livestock products, million rubles 276,9 171,6 103,0 40,3 2,8 4,8

Общий экспорт из России, млн руб. / Total exports from Russia, million rubles 1 543,3 955,1 401,9 476,5 464,0 73,7

Подсчитано по: [35, с. 301-305, 314-335].

ная скорость движения речного транспорта также имела значение. Грузы по рекам передвигались по течению самоходом со скоростью движения воды, которая в Европейской России была невысокой. Например, в Волге в период навигации в конце XIX - начале ХХ в. наибольшая скорость течения у Ярославля в мае достигала 2,8 км/ч, в сентябре - 1,2 км/ч. Против течения передвижение осуществлялось с помощью бурлаков и лошадей, шедших по берегу со скоростью менее 3 км/ч. Даже буксирные пароходы против течения двигались со средней скоростью от 3-5 км/ч и покрывали в среднем около 100 км в сутки [25, с. 146]. В условиях войны, когда время было дороже денег и нередко имело решающее значение, перевозки по возможности осуществлялись в 3-5 раз более быстрыми железными дорогами, а речному транспорту доставались грузы по остаточному принципу.

Некоторые исследователи причину сокращения водных перевозок видят в том, что речной флот и береговая инфраструктура находились полностью в руках частных судовладельцев, правительство не вмешивалось в дела водного транспорта. Поэтому, когда возникла необходимость быстро мобилизовать флот, правительству сделать это не удалось [32, с. 306]. По моему мнению, указанная причина могла бы объяснить стагнацию перевозок, а не их уменьшение. В военное время речной транспорт вполне мог работать по крайней мере на довоенном уровне. Но этого не произошло скорее всего по причине уменьшения спроса на водные перевозки. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что в далекой от фронта Сибири грузооборот водой к 1916 г. сократился даже больше, чем в Европейской России, - на 39 %.

Перевозки гужевым транспортом внутри страны не регистрировались. Однако число занятых в них лошадей свидетельствует о существенном росте грузооборота. На 1 октября 1914 г. потребности армии обслуживали 671 тыс. лошадей, на 1 января 1915 г. - 1 036 тыс., на 1 февраля 1916 г. -1 590 тыс., на 1 сентября 1917 г. - 2 760 тыс.

и еще 400 тыс. находилось в распоряжении организаций и предприятий, связанных с обеспечением и обслуживанием армии [6, с. 21-25].

В целом объем перевозок за 19141916 гг. увеличился примерно на 44 %, поскольку на 44 % увеличился национальный доход, созданный в транспортном секторе [23, с. 17-18, 53]. Железнодорожный транспорт вместе с гужевым взял на себя всю тяжесть перевозок и компенсировал сокращение грузооборота водой.

С февраля 1917 г. транспорт вступил в полосу кризиса. Перевозка грузов по железным дорогам за один только 1917 г. рухнула в 1,8 раза, скорость поездов снизилась в 1,22 раза. И не в технике было дело - число паровозов и вагонов в 1917 г. возросло в 1,2 и 1,4 раза соответственно. Главной причиной был человеческий фактор: производительность труда (перевозка грузов на одного работника, на один паровоз и один вагон) упала в 2,3 раза. Падение перевозок стремительно продолжилось в последующие годы - в 1920 г. грузооборот и производительность труда уменьшились в 9 раз сравнительно с довоенным уровнем. Объем речных перевозок за 1917 г. в европейской части страны упал на треть и составил только 57 % довоенного уровня (глубокий и содержательный обзор работы транспорта в годы войны см.: [14; 36]).

Итак, в 1914-1916 гг. промышленность и транспорт в целом справились с задачей мобилизации экономики на нужды войны, во всяком случае намного лучше, чем принято считать. Благодаря этому экономическая ситуация в России до свержения монархии выглядела не хуже, в некоторых аспектах предпочтительнее, чем в других воюющих странах, кроме Великобритании [3]. Валовой внутренний продукт на душу населения в постоянных ценах в среднем за три года, 1914-1916 гг., сравнительно с 1913 г. был ниже в Австрии на 21 %, в Германии - на 19 %, в Италии - на 6 %, во Франции и США - на 5 %, и только в Великобритании на 5 % выше. В России чистый национальный доход на душу населения,

динамика которого очень близка к динамике ВВП, по данным Маркевича и Харрисона, был на 12 % ниже уровня 1913 г. (чистый национальный доход на душу населения был подсчитан мною на основе данных о валовом чистом национальном доходе и численности населения [23, с. 15, 18]).

Однако, как указывалось выше, на мой взгляд, при оценке динамики промышленности следует отдать предпочтение данным Воробьева, а не Кафенгауза, которые использовали Маркевич и Харрисон. В таком случае вклад промышленности в национальный доход будет больше и требуются коррективы в данные о динамике тотального национального дохода России. Согласно их расчетам, в 1916 г. сравнительно с 1913 г. индекс промышленного производства упал на 6 %, а по мнению Воробьева, возрос на 22 %. Следовательно, национальный доход от промышленности Маркевич и Харрисон занизили примерно на 28 процентных пунктов. Доля промышленности в национальном доходе в годы войны оценивается одним американским экономистом, М. Фалькусом, в 21,4 % [46, р. 55], другим, П. Грегори, - в 32 % [12, с. 79]. Маркевич и Харрисон без объяснения мотивов отдали предпочтение данным Фалькуса. В этом случае валовой национальный доход в 1916 г., рассчитанный ими, следует увеличить на 6 пунктов (28*0,214), в остальные годы - пропорционально занижению темпов роста промышленности. Тогда национальный доход в годы войны составит: в 1913 г. - 100, в 1914 г. - 96, в 1915 г. -100, в 1916 г. - 96, в 1917 г. - 79, в 1918 г. -48, соответственно на душу населения: в 1913 г. - 100, в 1914 г. - 95, в 1915 г. - 99, в 1916 г. - 94, в 1917 г. - 78, в 1918 г. - 47.

Если долю промышленности принять по Грегори, то национальный доход на 1916 г. надо будет увеличить на 9 пунктов (28*0,32). В остальные годы - пропорционально занижению темпов роста промышленности. Тогда национальный доход с поправками в годы войны составит: в 1913 г - 100, в 1914 г. - 95, в 1915 г. - 100, в 1916 г. - 99, в 1917 г. - 79, в 1918 г. - 48, а на

душу населения : в 1913 г. - 100, в 1914 г. -94, в 1915 г. - 100, в 1916 г. - 97, в 1917 г. -78, в 1918 г. - 47.

Отсюда следует: спад российской экономики в годы войны до 1917 г. был либо весьма незначительным, либо его вовсе не было. Учитывая приблизительность оценок, это означает, что только в Великобритании и США экономическое положение было лучше, чем в России (табл. 12).

Как известно, биржа является чутким барометром экономической конъюнктуры. В преддверии Первой мировой войны 25 июля 1914 г. на российских биржах наблюдалась паника. 29 июля 1914 г. торговля ценными бумагами была временно приостановлена, а 1 августа - прекращена. Однако возникли внебиржевые торги, так называемые «частные биржи», которые полуофициально оставались действующим рынком ценных бумаг. С конца 1915 - начала 1916 г. в прессе стали публиковаться котировки частных биржевых собраний. При подведении экономических итогов за 1915 г. оказалось, что промышленные предприятия в подавляющем числе получили прибыль и выдали хорошие дивиденды. Это изменило экономическую ситуацию в стране. Обороты биржевой торговли росли с каждым днем. Сделки совершались во всех крупных российских городах. Биржевой бум достиг апогея в августе

1916 г.; затем началось кратковременное понижение. В сентябре биржа снова окрепла, и благоприятная конъюнктура держалась до конца 2016 г. На этом благоприятном фоне 6 февраля 1917 г. состоялось торжественное открытие Петроградской фондовой биржи, а в Москве приступили к подготовке открытия биржевых собраний. В течение февраля

1917 г. наблюдался устойчивый курс рубля, акций, облигаций на иностранных и русских биржах (Лондон, Нью-Йорк, Париж) и в Петрограде. В дни февральских беспорядков (с 24 февраля по 3 марта 1917 г.) произошло небольшое и временное падение котировок, но курс рубля оставался стабильным. Но 12 марта (27 февраля) биржевые сделки снова были приостановлены, а 16 (3) марта 1917 г. биржа окончательно закрылась. Торговля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 12

Валовой внутренний продукт на душу населения в сопоставимых ценах в России

и западных странах в 1913-1921 гг. на советской территории в межвоенный период (1913 г. = 100) / Gross domestic product per capita in constant prices in Russia and Western countries in the years 1913-1921 on Soviet territory in the interwar period (1913 = 100)

1913 г. 1914 г 1915 г. 1916 г. 1917 г. 1918 г. 1919 г. 1920 г. 1921 г.

Россия* / Russia 100 98 102 93 82 50 43 42 100

Россия-2** Russia-2 100 97 103 99 83 50 43 42 100

Россия-3*** / Russia-3 100 96 104 102 83 50 43 42 100

Австрия /Austria 100 83 77 76 75 74 65 70 76

Германия / Germany 100 84 79 80 81 82 71 77 84

Великобритания / United Kingdom 100 100 107 109 110 111 99 92 90

Италия / Italy 100 95 90 97 97 95 91 93 90

Франция /France 100 93 93 99 85 69 81 93 88

США / USA 100 91 92 103 99 107 107 105 100

Источники: [23, с. 15, 18; 50].

* Чистый национальный доход на душу населения подсчитан по валовому чистому национальному доходу и динамике численности населения.

** Чистый национальный доход на душу населения с поправкой на недоучет роста промышленности при доле промышленности в национальном доходе в 21,4 % (по М. Фалькусу).

*** Чистый национальный доход на душу населения с поправкой на недоучет роста промышленности при доле промышленности в национальном доходе в 32 % (по П. Грегори).

ценными бумагами еще некоторое время сохранялась, перейдя к внебиржевой продаже «из рук в руки» без всякого курса и котировки [20; 21; 42, с. 94-96; 43]. Официальное открытие биржи за месяц до февральских событий, ее нормальное функционирование в 1916 - феврале 1917 г., вплоть до свержения монархии, устойчивость цен на русские фонды, акции, облигации и вексельного курса за границей - все это свидетельствует о том, что российский и зарубежный бизнес

считал экономическое положение в России приемлемым и во всяком случае не критическим.

Удовлетворительная адаптация экономики к условиям военного времени в 1914-1916 гг. была результатом успешного развития России в довоенной период. После свержения монархии начался полномасштабный экономический кризис, который усилился после захвата власти большевиками и к 1920 г. достиг апогея.

Библиографический список

1. Бокарев Ю. П. Темпы роста промышленного производства в России в конце XIX - начале XX в. // Экономический журнал. - 2008. - № 1 (11). - С. 170-179.

2. Бокарев Ю. П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX - начале XX века // Российская история. - 2006. - № 1. - С. 131-140.

3. Бокарев Ю. П. Российская экономика в мировой экономической системе (конец XIX - 30-е гг. ХХ в.) // Экономическая история России XIX-XX вв. : Современный взгляд / В. А. Виноградов (ред.). - М. : Наука, 2001. - С. 436-441.

4. Бородкин Л. И. Дореволюционная индустриализация и ее интерпретации // Экономическая история. Обозрение. - М., 2006. - Вып. 12. - С. 184-200.

5. Варзар В. Е. Индекс физического объема потребления в СССР [Изложение] [1929] // Критический анализ буржуазных статистических публикаций / под ред. П. П. Маслова. - М. : АН СССР, 1955. - С. 448-462.

6. Васильев Н. Г. Транспорт России в войне 1914-1918 гг. - М. : Воениздат, 1939. - 260 с.

7. Воробьев Н. Я. Очерки по истории промышленной статистики в дореволюционной России и в СССР: методы наблюдения и разработки. - М. : Госстатиздат, 1961. - 130 с.

8. Воробьев Н. Я. Изменения в русской промышленности в период войны и революции // Вестник статистики. - Кн. 14. Апрель-Июнь 1923. - С. 113-154.

9. Герчук Я. П. Индекс объема промышленного производства в СССР // Вопросы конъюнктуры. - 1926. - № 1. - С. 79-106.

10. Герчук Я. П. Индексы физического объема промышленного производства, исчисленные Конъюнктурным институтом // Экономический бюллетень Конъюнктурного института. -1926. - № 2. - С. 12-20.

11. Грегори П. Поиск истины в исторических данных // Экономическая история. Ежегодник. 1999. - М. : РОССПЭН, 1999. - С. 473-500.

12. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX-начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. - М. : РОССПЭН, 2003. - 255 с.

13. Дробижев В. З., Соколов А. К., Устинов В. А. Рабочий класс Советской России в первый год пролетарской диктатуры: (Опыт структурного анализа по материалам профессиональной переписи 1918 г). - М. : Изд-во МГУ, 1975. - 224 с.

14. Истомина Э. Г., Сенин А. С. Транспортная система // Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Ю. А. Петров (отв. ред.). - М. : РОССПЭН, 2014. - С. 336-378.

15. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. 1917-1927. - М. : ЦСУ, 1928.

16. Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. -30-е годы ХХ в. - М. : Эпифания, 1994. - 846 с.

17. Корелин А. П., КюнгП. А. Российская промышленность накануне и в годы войны // Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Ю. А. Петров (отв. ред.). - М. : РОССПЭН, 2014. - С. 265-286.

18. Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 2000 г. / сост. Г. М. Афонина. - М. : Ж.-д. дело, 2002. - 228 с.

19. Краткий очерк деятельности русских железных дорог во вторую Отечественную войну: в 2 ч. Петроград : Тип. Н. И. Евстифеева, 1916. - Ч. 1. - 61 с.

20. Лизунов П. В. Неофициальная биржа и банки в Петербурге в годы Первой мировой войны // Война и повседневная жизнь населения России XVII-XX вв. (К столетию начала Первой мировой войны): материалы междунар. науч. конф. 14-16 марта 2014 г. / В. Н. Скворцов (ред.). - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - С. 200-205.

21. Лизунов П. В. Российское общество и фондовая биржа во второй половине XIX - начале ХХ в. // Экономическая история. Ежегодник. 2005. - М. : РОССПЭН, 2005. - С. 378-384.

22. Маевский И. В. Экономика русской промышленности в условиях Первой мировой войны. -М. : Госполитиздат, 1957. - 391 с.

23. Маркевич А., Харрисон М. Первая мировая война, Гражданская война и восстановление: национальный доход России в 1913-1928 гг. - М. : Мысль, 2013. - 111 с.

24. Материалы по статистике путей сообщения : в 129 вып. - Вып. 1. - М. : Изд. НКПС, 1921. -Разд. пагинация.

25. Миронов Б. Н. Российская империя : от традиции к модерну : в 3 т. - СПб. : Дм. Буланин, 2014. - Т. 1. - 896 с.

26. Народное хозяйство СССР за 1913-1956 гг. (Краткий статистический сборник). - Российский государственный архив экономики. - Ф. 1562 (Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР). - Оп. 33. - Д. 2310. - Л. 115-116 [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/36699 (дата обращения: 01.03.2017).

27. Петров Ю. А. Экономика России накануне Великой революции 1917 г.: Современные историографические тренды // Труды Отделения историко-филологических наук. 2016 / В. А. Тишков (отв. ред.). - М. : Наука, 2017. - С. 233-246.

28. Полетаев А. В. Экономические кризисы в России в XX веке (статистическое исследование) // Истоки. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 1998. - Т. 3. - С. 186-256.

29. Полетаев А. В., Савельева И. М. Сравнительный анализ двух системных кризисов в российской истории (1920-е и 1990-е годы) // Экономическая история. Ежегодник. - М. : РОССПЭН, 2000. - С. 98-133.

30. Производство, перевозки и потребление хлебов в России : в 2 вып. Петроград: тип. И. Ф. Вайсберга, 1917. - Вып. 2. - 245 с.

31. Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР. - Т. 1. - Сводный обзор. -М. : Плановое хозяйство, 1929. - 166 с.

32. Речное судоходство в России / М. Н. Чеботарев (ред.). - М. : Транспорт, 1985. - 352 с.

33. Роганов Е. М. Гужевой транспорт. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1927. - 78 с.

34. Сборник статистических сведений по Союзу ССР. 1918-1923. За пять лет работы ЦСУ -М. : Тип. МКХ, 1924. - 481 с.

35. Сельское хозяйство России в ХХ веке: Сборник статистико-экономических сведений за 19011922 гг. / Н. П. Огановский, Н. Д. Кондратьев (ред.). - М. : Новая деревня, 1923. - 340 с.

36. Сенин А. С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (19141922 гг.). - М. : Транспортная книга, 2009. - 316 с.

37. Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. - М. : Наука, 1973. - 655 с.

38. Смирнов С. В. Динамика промышленного производства и экономический цикл в СССР и России, 1861-2012. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 76 с.

39. СССР и капиталистические страны: Статистический сборник технико-экономических показателей народного хозяйства СССР и капиталистических стран за 1913-1937 гг. / Я. А. Иоффе (сост.). - М. ; Л. : Госпланиздат, 1939. - 330 с.

40. Статистический ежегодник 1918-1920 гг. : в 2 вып. - М. : 14-я гос. тип., 1921. - Вып. 2. -Отд. XII. Разд. пагинация.

41. Статистический ежегодник 1922 и 1923 г : в 2 вып. - М. : 14-я гос. тип., 1925. - Вып. 2. - 239 с.

42. Статистический сборник за 1913-1917 гг : в 2 вып. - М. : тип. МКХ, 1921, 1922. - Вып. 2. - 307 с.

43. Торгово-промышленная газета. - 12 января - 7 марта 1917 г. - № 12-47.

44. Шмуккер М. М. Очерки финансов и экономики железнодорожного транспорта России за 1913-1922 гг. (В связи с общими эконом. явлениями жизни страны). - М. : Транспечать, 1923. - 294 с.

45. Davies R. W. Industry // In the Economic Transformation of the Soviet Union, 1913-1945 / Edited by R. W. Davies, M. Harrison, S. G. Wheatcroft. - Cambridge : Cambridge University Press, 1994. - P. 131-157.

46. Falkus M. E. Russia's National Income, 1913 : A Revaluation // Economica. - Vol. 35. (1968) No. 137. - P. 52-73.

47. Gatrell P. Poor Russia, Poor Show: Mobilising a Backward Economy for War, 1913-1917 // The Economics of World War I / S. Broadberry and M. Harrison (eds.). - Cambridge : Cambridge University Press, 2005. - P. 235-275.

48. Gatrell P., Harrison M. The Russian and Soviet Economy in Two World Wars // Economic History Review. - Vol. 46. - No. 3. (1993). - P. 425-452.

49. Goldsmith R. W. The Economic Growth of Tsarist Russia 1860-1913 // Economic Development and Cultural Change. Vol. 9, No. 3, Essays in the Quantitative Study of Economic Growth, Presented to Simon Kuznets on the Occasion of His Sixtieth Birthday, April 30, 1961, by His Students and Friends (Apr., 1961). - P. 441-475.

50. Maddison A. World Population, GDP and Per Capita GDP, 1-2008 AD. Groningen Growth and Development Centre, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ggdc.net/Maddison/ (дата обращения: 05.04.2017).

51. Nutter G. W. The Effects of Economic Growth on Sino-Soviet Strategy // National Security: Political, Military, and Economic Strategies in the Decade Ahead / Edited by D. Abshire and R. V Allen. - New York : Praeger, 1963. - P. 149-168.

52. Nutter G. W. The Growth of Industrial Production in the Soviet Union. - Princeton : National Bureau of Economic Research, 1962. - 706 p.

53. SuharaM. Russian Industrial Growth: An Estimation of a Production Index, 1860-1913 // Research Institute of Economic Science, College of Economics, Nihon University. Working Paper Series, No. 05-03. - March 2006. - Tokyo : Nihon University (Japan), 2006. - 66 p.

References

1. Bokarev Ju. P. Tempy rosta promyshlennogo proizvodstva v Rossii v konce XIX - nachale XX v (The Growth Rate of Industrial Production in Russia in the late 19th - early 20th centuries), Ekonomicheskii zhurnal. 2008. No. 1 (11). P. 170-179. (In Russian)

2. Bokarev Ju. P. Eshhe raz o tempah rosta promyshlennogo proizvodstva v Rossii v konce XIX -nachale XX veka (Again on the Rate of Growth of Industrial Production in Russia in the late 9th - early 20th centuries), Rossiiskaya istoriya. 2006. No. 1. P. 131-140. (In Russian)

3. Bokarev Yu. P. Rossijskaja jekonomika v mirovoj jekonomicheskoj sisteme (konec XIX - 30-e gg. XX v. (The Russian Economy in the World Economic System (the end of 19th - 30s of 20th centuries), Ekonomicheskaya istoriya Rossii XIX-XX vv.: Sovremennyi vzglyad. Moskva, 2001. P. 436-441. (In Russian)

4. Borodkin L. I. Dorevoljucionnaja industrializacija i ee interpretacii (The Pre-revolutionary Industrialization and its Interpretation), Jekonomicheskaja istorija. Obozrenie. Vyp. 12. Moskva, 2006, P. 184-200. (In Russian)

5. Varzar V. E. Indeks fizicheskogo ob#ema potreblenija v SSSR [1929] (The Index of Physical Volume of Consumption in the USSR. Kriticheskij analiz burzhuaznyh statisticheskih publikacij. Moskva, 1955. P. 448-462. (In Russian)

6. Vasil'ev N. G. Transport Rossii v vojne 1914-1918 gg. (Transport of Russia in the War of 19141918). Moskva, 1939. 260 p. (In Russian)

7. Vorob'ev N. Ja. Ocherki po istorii promyshlennoj statistiki v dorevoljucionnoj Rossii i v SSSR: metody nabljudenija i razrabotki. (Essays on the History of Industrial Statistics in Pre-revolutionary Russia and the USSR: The Methods of Monitoring and Processing). Moskva, 1961. 130 p. (In Russian)

8. Vorob'ev N. Ja. Izmenenija v russkoj promyshlennosti v period vojny i revoljucii (Changes in the Russian Industry in the Period of War and Revolution). Vestnik statistiki. Vol. XIV. 1923. AprilJune. P. 113-154. (In Russian)

9. Gerchuk Ja. P. Indeks ob#ema promyshlennogo proizvodstva v SSSR (The Volume Index of Industrial Production in the USSR), Voprosy kon#junktury. 1926. No. 1. P. 79-106. (In Russian)

10. Gerchuk Ja. P. Indeksy fizicheskogo ob#ema promyshlennogo proizvodstva, ischislennye Kon#junkturnym institutom (The Volume Indices of Industrial Production, Calculated by the Institute of Conjuncture), Ekonomicheskii byulleten' Kon»yunkturnogo instituta. 1926. No. 2. P. 12-20. (In Russian)

11. Gregori P. Poisk istiny v istoricheskih dannyh (The Search for Truth in Historical Data), Jekonomicheskaja istorija. Ezhegodnik (Economic History. Yearbook). 1999. Moskva, 1999. P. 473-500. (In Russian)

12. Gregori P. Jekonomicheskij rost Rossijskoj imperii (konec XIX-nachalo XX v.): Novye podschety i ocenki. (Economic Growth of the Russian Empire (the late 19th - early 20th centuries): New Calculations and Estimates). Moskva, 2003. 255 p. (In Russian)

13. Drobyshev V. Z., Sokolov A. K., Ustinov V. A. Rabochij klass Sovetskoj Rossii v pervyj god proletarskoj diktatury: (Opyt strukturnogo analiza po materialam professional'noj perepisi 1918 g.) (The Working Class of Soviet Russia in the First Year of the Proletarian Dictatorship: Experience of Structural Analysis According to the Materials of the Professional Census). 1918. Moskva, 1975. 224 p. (In Russian)

14. Istomina E. G., Senin A. S. Transportnaja sistema (Transport System), Rossija v gody Pervoj mirovoj vojny: jekonomicheskoe polozhenie, social'nye processy, politicheskij krizi. Moskva, 2014. P. 336-378. (In Russian)

15. Itogi desjatiletija Sovetskoj vlasti v cifrah. 1917-1927. (The Decade Results of the Soviet Power in Figures. 1917-1927). Moskva, 1928. 514 p. (In Russian)

16. Kafengauz L. B. Jevoljucija promyshlennogo proizvodstva Rossii (poslednjaja tret' XIX v. - 30-e gody XX v. (Evolution of the Industrial Production in Russia: The Last Third of the 19th century -30s of the 20th century). Moskva, 1994. 846 p. (In Russian)

17. Korelin A. P., Kyung P. A. Rossijskaja promyshlennost' nakanune i v gody vojny (The Russian Industry Before and During the War), Rossija v gody Pervoj mirovoj vojny: jekonomicheskoe polozhenie, social'nye processy, politicheskij krizis. Moskva, 2014. P. 265-286. (In Russian)

18. Kratkie svedenija o razvitii otechestvennyh zheleznyh dorog s 1838 po 2000 g (Summary Data on the Development of Russian Railways from 1838 to 2000). Moskva, 2002. 228 p. (In Russian)

19. Kratkij ocherk dejatel'nosti russkih zheleznyh dorog vo vtoruju Otechestvennuju vojnu (A Brief Outline of the Activities of Russian Railways in the Second National War): in 2 parts. Part 1. Petrograd, 1916. 61 p. (In Russian)

20. Lizunov P. V. Neoficial'naja birzha i banki v Peterburge v gody pervoj mirovoj vojny (The Unofficial Stock Exchange and Banks in St. Petersburg during the First World War), Vojna i povsednevnaja zhizn' naselenija Rossii XVII-XX vv. (K stoletiju nachala Pervoj mirovoj vojny): materialy mezhdunar. nauch. konf. 14-16 marta 2014 g. Saint Petersburg, 2014. P. 200-205. (In Russian)

21. Lizunov P. V. Rossijskoe obshhestvo i fondovaja birzha vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. (Russian Society and the Stock Exchange in the Second Half of the 19th - early XX centuries), Ekonomicheskaya istoriya: Ezhegodnik (Economic History. Yearbook). 2005. Moskva, 2005. P. 378-384. (In Russian)

22. Maevskii I. V. Jekonomika russkoj promyshlennosti v uslovijah pervoj mirovoj vojny (The Economy of the Russian Industry during the First World War). Moskva, 1957. 391 p. (In Russian)

23. Markevich A., Kharrison M. Pervaja mirovaja vojna, Grazhdanskaja vojna i vosstanovlenie: nacional'nyj dohod Rossii v 1913-1928 gg. (Great War, Civil War, and Recovery: Russia's National Income, 1913 to 1928). Moskva, 2013. 111 p. (In Russian)

24. Materialy po statistike putej soobshhenija v 129 vyp. (Data on the Statistics of Railroads: in 129 issues). Vyp. 1. Moskva, 1921, 134 p. (In Russian)

25. Mironov B. N. Rossijskaja imperija : ot tradicii k modernu (Russian Empire: from Tradition to Modernity): v 3 t. Saint Petersburg, 2014, Vol. 1, 896 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Narodnoe hozjajstvo SSSR za 1913-1956 gg. (Kratkij statisticheskij sbornik) (The National Economy of the USSR for 1913-1956. (A Brief Statistical Digest). Rossijskij gosudarstvennyj arhivjekonomiki. F.1562. Op. 33. D. 2310. L. 115-116. URL: http://istmat.info/node/36699 (data obrashhenija: 01.03.2017). (In Russian)

27. Petrov Ju. A. Jekonomika Rossii nakanune Velikoj revoljucii 1917 g.: Sovremennye istoriograficheskie trendy (The Economics of Russia on the Eve of the Great Revolution of 1917: Modern Historiographical Trends), Trudy Otdelenija istoriko-filologicheskih nauk. 2016. Moskva, 2017. P. 233-246. (In Russian)

28. Poletaev A. V. Jekonomicheskie krizisy v Rossii v XX veke (statisticheskoe issledovanie) (The Economic Crises in Russia in the 20th century: A Statistical Study) Istoki. Voprosy istorii narodnogo hozjajstva i jekonomicheskoj mysli (Origins. Problems of History of National Economy and Economic Thought), Vol. 3. Moskva, 1998, P. 186-256. (In Russian)

29. Poletaev A. V., Savel'eva I. M. Sravnitel'nyj analiz dvuh sistemnyh krizisov v rossijskoj istorii (1920-e i 1990-e gody) (A Comparative Analysis of Two System Crises in Russian History: 1920s and 1990s), Jekonomicheskaja istorija. Ezhegodnik (Economic History. Yearbook). Moskva, 2000. P. 98-133. (In Russian)

30. Proizvodstvo, perevozki i potreblenie hlebov v Rossii (Production, Transportation and Consumption of Grain in Russia). Petrograd. 1917. Vyp. 2. 245 p. (In Russian)

31. Pjatiletnij plan narodno-hozjajstvennogo stroitel'stva SSSR (Five-year Plan of National Economic Construction of the USSR), Vol. I, Svodnyj obzor. Moskva, 1929. 166 p. (In Russian)

32. Rechnoye sudokhodstvo v Rossii (River Commercial Shipping Russia). ed. by M. N. Chebotarev. Moskva, 1985. 352 p. (In Russian)

33. Roganov Y. M. Guzhevoj transport (Cartage Transportation). Moskva; Leningrad, 1927. 78 p. (In Russian)

34. Sbornik statisticheskih svedenij po Sojuzu SSR. 1918-1923. Za pjat' let raboty CSU (Sourcebook of Statistical Data on the USSR. 1918-1923. Five Years of CSB Functioning). Moskva, 1924. 481 p. (In Russian)

35. Sel'skoe hozjajstvo Rossii v HH veke: Sbornik statistiko-jekonomicheskih svedenij za 1901-1922 gg. (Agriculture of Russia in the Twentieth Century: Sourcebook of Statistical and Economic Data for 1901-1922). Moskva, 1923. 340 p. (In Russian)

36. Senin A. S. Zheleznodorozhnyj transport Rossii v jepohu vojn i revoljucij (1914-1922 gg.). (Railway Transport in Russia in the Era of Wars and Revolutions (1914-1922 gg.). Moskva, 2009. 316 p. (In Russian)

37. SidorovA. L. Ekonomicheskoye polozheniye Rossii v gody pervoy mirovoy voyny (The Economic Situation in Russia during the First World War). Moskva, 1973, 655 p. (In Russian)

38. Smirnov S. V. Dinamika promyshlennogo proizvodstva i jekonomicheskij cikl v SSSR i Rossii, 1861-2012. Moskva, 2012. 76 p. (In Russian)

39. SSSSR i kapitalisticheskie strany: Statisticheskij sbornik tehniko-jekonomicheskih pokazatelej narodnogo hozjajstva SSSR i kapitalisticheskih stran za 1913-1937 gg. (The USSR and Capitalist Countries: Statistical Compilation of Technical and Economic Indicators of the National Economy of the USSR and the Capitalist Countries for 1913-1937). Moscow ; Leningrad, 1939. 330 p. (In Russian)

40. Statisticheskij ezhegodnik 1918-1920 gg. : v 2 vyp. (Statistical Yearbook of 1918-1920: in 2 issues). Iss. 2. Moskva, 1921. Division 12. Separate pagination. (In Russian)

41. Statisticheskiy yezhegodnik 1922 i 1923 g.: v 2 vyp. (Statistical Yearbook of 1922 and 1923: in 2 issues). Iss. 2. Moskva, 1925. 239 p. (In Russian)

42. Statisticheskij sbornik za 1913-1917 gg. : v 2 vyp. (Statistical Sourcebook for 1913-1917: in 2 issues). Iss. 2. Moskva, 1922. 307 p. (In Russian)

43. Torgovo-Promyshlennaya Gazeta. 12 January-7 March 1917, No. 12-47. (In Russian)

44. Shmukker M. M. Ocherki finansov i jekonomiki zheleznodorozhnogo transporta Rossii za 19131922 gg. (V svjazi s obshhimi jekonom. javlenijami zhizni strany). (Essays on the Finance and Economics of Railway Transport in Russia for 1913-1922. In Connection with the General Economic Phenomena of the Life of the Country). Moskva, 1923. 294 p. (In Russian)

45. Davies R. W. Industry, The Economic Transformation of the Soviet Union, 1913-1945. Ed. by R. W. Davies, M. Harrison, S. G. Wheatcroft. Cambridge: Cambridge University Press. 1994. P. 131-157.

46. Falkus M. E. Russia's National Income. 1913: A Revaluation, Economica. Vol. 35. (1968), No. 137. P. 52-73.

47. Gatrell P. Poor Russia, Poor Show: Mobilising a Backward Economy for War, 1913-1917. The Economics of World War I. ed. by S. Broadberry and M. Harrison. Cambridge. 2005. P. 235-275.

48. Gatrell P., Harrison M. The Russian and Soviet Economy in Two World Wars. Economic History Review, Vol. 46, No. 3. (1993.). P. 425-452.

49. Goldsmith R. W. The Economic Growth of Tsarist Russia 1860-1913. Economic Development and Cultural Change Vol. 9. No. 3. Essays in the Quantitative Study of Economic Growth. Presented to Simon Kuznets on the Occasion of His Sixtieth Birthday. April 30. 1961. by His Students and Friends (Apr., 1961), pp. 441-475.

50. Maddison A. World Population, GDP and Per Capita GDP, 1-2008 AD. Groningen Growth and Development Centre, 2010. URL: http://www.ggdc.net/Maddison/.

51. NutterG. W. The Effects of Economic Growth on Sino-Soviet Strategy, National Security: Political, Military, and Economic Strategies in the Decade Ahead. ed. by D. Abshire and R. V Allen. NY: Praeger. 1963. P. 149-168.

52. Nutter G. W. The Growth of Industrial Production in the Soviet Union. Princeton. 1962. 706 p.

53. SuharaM. Russian Industrial Growth: An Estimation of a Production Index. 1860-1913. Research Institute of Economic Science, College of Economics. Nihon University. Working Paper Series, No. 05-03. March 2006. Tokyo (Japan). 2006. 66 p.

Поступила в редакцию 25 мая 2017г

Сведения об авторе

Миронов Борис Николаевич - доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Сфера научных интересов: социальная, экономическая и демографическая история России и СССР, методология и методика исторических исследований. Автор 346 научных публикаций. ORCID http://orcid/org 0000-0001-8559-0019.

E-mail: bmironov@mail.wplus.net

About the author

Mironov Boris Nikolayevich - doctor of historical sciences, professor of Saint Petersburg State University; chief research associate, Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences. Research interests: social, economic and demographic history of Russia and the USSR, methodology and methods. The author has 346 scientific publications. ORCID http://orcid/org 0000-0001-8559-0019.

E-mail: bmironov@mail.wplus.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.