Научная статья на тему 'Динамика результатов всероссийских проверочных работ в модели повышения квалификации учителей начальных классов'

Динамика результатов всероссийских проверочных работ в модели повышения квалификации учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / EXTERNAL ASSESSMENT / ALL-RUSSIAN TESTING WORKS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Скрипова Надежда Евгеньевна, Девятова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена проблеме использования результатов внешней процедуры оценки качества образования для определения направлений профессионального развития учителей начальных классов. В статье обосновывается важность включения педагогов в осмысление результатов всероссийских проверочных работ и роль в этом процессе формальных форм повышения квалификации. В статье показано, каким образом на основе выявленных профессиональных дефицитов выстраивается работа по оказанию адресной методической помощи учителям начальных классов в достижении нового качества начального общего образования. Приводятся примеры актуальных подходов к обучению педагогов в контексте решения проблем повышения качества выполнения заданий всероссийских проверочных работ младшими школьниками. Статья предназначена работникам системы дополнительного профессионального образования, научным специалистам, руководителям методических служб всех уровней.The article is devoted to the problem of using the results of an external procedure for evaluating the quality of education to determine the directions of professional development of primary school teachers. The article substantiates the importance of including teachers in understanding the results of all-Russian testing works and the role of formal forms of professional development in this process. The article shows how the work on providing targeted methodological assistance to primary school teachers in achieving a new quality of primary General education is being built. Examples of current approaches to teaching teachers in the context of solving problems of improving the quality of performance of tasks of all-Russian test works by younger students are given. The article is intended for employees of the system of additional professional education, scientific specialists, heads of methodological services at all levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Скрипова Надежда Евгеньевна, Девятова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика результатов всероссийских проверочных работ в модели повышения квалификации учителей начальных классов»

Динамика результатов всероссийских проверочных работ в модели повышения квалификации учителей начальных классов

Ильясов Динаф Фанильевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации E-mail: dinaf_chel@mail.ru

Скрипова Надежда Евгеньевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: nscripova@mail.ru

Девятова Ирина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации

E-mail: devyatova74rus@mail.ru

Статья посвящена проблеме использования результатов внешней процедуры оценки качества образования для определения направлений профессионального развития учителей начальных классов. В статье обосновывается важность включения педагогов в осмысление результатов всероссийских проверочных работ и роль в этом процессе формальных форм повышения квалификации. В статье показано, каким образом на основе выявленных профессиональных дефицитов выстраивается работа по оказанию адресной методической помощи учителям начальных классов в достижении нового качества начального общего образования. Приводятся примеры актуальных подходов к обучению педагогов в контексте решения проблем повышения качества выполнения заданий всероссийских проверочных работ младшими школьниками. Статья предназначена работникам системы дополнительного профессионального образования, научным специалистам, руководителям методических служб всех уровней.

Ключевые слова: оценка качество образования, внешняя оценка, всероссийские проверочные работы, повышение квалификации педагогов.

Качество образования определяется основной, фундаментальной и полифункциональной целью Государственной программы «Развитие образования» и, следовательно, национального проекта «Образование». Анализ дефиниции «качество образования» даёт основания утверждать, что это комплексная характеристика, которая связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС НОО) и степенью достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Для достижения обозначенной выше цели организуется региональная поддержка школ с низкими результатами обучения. В нашей статье идёт речь о низких результатах обучения школьников 4 классов по итогам всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) в 2018/2019 учебном году.

Ежегодные результаты всероссийских проверочных работ должны корректно использоваться в оценке качества начального образования. Прежде всего, стоит задача определения «точек роста» для развития образования, принятия конкретных решений по совершенствованию методики преподавания учебных предметов начального общего образования, оказания организационно-методической помощи школам, где четвероклассники продемонстрировали недостаточно высокий уровень общих результатов Всероссийских проверочных работ [4,6].

Безусловно, ряд рассмотренных выше позиций могут быть успешно реализованы в рамках формальных форм повышения квалификации, в том числе с привлечением опытных педагогов - методистов начального общего образования [1,8].

Так, кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» в рамках проекта «Поддержка школ, показывающих низкие результаты и функционирующие в неблагоприятных социальных условиях» была разработана и реализуется актуальная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогов, посвящённая вопросам конструирования оценочных материалов для диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся начальной школы. Ключевым моментом в отборе содержания и технологий обучения педагогов являются ежегодные региональные результаты ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классах.

Следует констатировать, что разработчики программы повышения квалификации вынуждены

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

опираться на информацию об итогах всероссийских проверочных работ, представленную в виде аналитических материалов о типичных затруднениях выпускников начальной школы при выполнении проверочных работ, что свидетельствует в большинстве случаев о недостаточном усвоении программного материала по учебным предметам начального общего образования.

В то же время отмечаем, что системная работа преподавателей кафедры с региональными результатами ВПР позволяет сведения об обнаруженных затруднениях четвероклассников преобразовывать в информацию о профессиональных дефицитах педагогов и конкретизировать их запрос на оказание адресной методической поддержки в решении проблем достижения нового образовательного результата выпускниками начальной школы.

Так, анализ профессиональных дефицитов педагогов показал, что ряд учителей начальных классов до сих пор определяет предмет оценивания как объём знаний с учётом количества допущенных ошибок. Ими же используются традиционный инструмент - балльная шкала оценки, который был эффективен в условиях ориентации образования на результаты предметного обучения и сохранение общего высокого уровня знаний, но по своей сути противоречащий сегодня новым задачам и вызовам образования.

Учитель оказался не готовым к тому, что за каждой ошибкой ребёнка стоит не только его незнание определённых понятий или несформирован-ность предметных навыков, но и сложности полноценного вхождения в учебную деятельность и нарушения в психической деятельности ребёнка.

Реализация ФОС НОО сделала очевидным тот факт, что новый образовательный результат, а именно сформированность учебной деятельности, определил новый предмет оценивания - достижения младших школьников: знания, умения и навыки, компетенции, результаты и способы учебной деятельности.

Ценность нового подхода к оцениванию определяется также и тем, что контроль усвоения содержания учебного предмета сопряжён с контролем способов учебной деятельности, которыми ребёнок под руководством учителя поэтапно и последовательно овладевает с 1 класса. Внимание учителя должно быть сфокусировано на оценке способности школьников применять полученные знания на практике при решении разнообразных учебных задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного доказательства или решения [7].

При определении содержательного контента курса повышения квалификации мы исходили из того, что при осуществлении стратегии методической поддержки важными являются не столь-5 ко сами результаты ВПР, которые демонстрируют § ученики присутствующих на занятиях слушателей, но качество владение конкретным педагогом ин-° струментами и процедурами, позволяющими про-г ектировать свой «шаг развития» [3].

Работая в группах, слушатели обмениваются опытом применения в практической деятельности следующих оценочных процедур: формирующее оценивание учащихся, самоконтроль, самооценка, самопроверка и прочее.

Так, слушателям для обсуждения была предложена ситуация: «Учитель на уроке окружающего мира по теме «Почва. Её состав и свойства» провела тестирование третьеклассников с целью определения качества усвоения ими нового материала. В конце урока она собрала выполненные работы, сказав, что она их проверит и выставит отметки в классный журнал».

После анализа действий учителя слушатели должны сформировать представление об оценивании для обучения, предложить варианты правильного поведения учителя в контексте реализации идей ФГОС НОО.

В ходе практического обучения учителя включаются в разбор кейсов, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Например, слушателям было предложено назвать, с каким трудностями, не только предметного, но и метапредметного содержания, при выполнении задания, указанного на рисунке 1, могут столкнуться ученики начальной школы.

Задание 3. Из трёх одинаковых квадратов сложили прямоугольник.

Чему равен периметр получившегося прямоугольника, если периметр одного квадрата равен 16 см?

Запиши решение и ответ.

Рис. 1. Пример задания по математике

Также слушателям было предложено поработать с кодификаторами проверяемых элементов содержания (далее - КЭС) и требований к уровню подготовки обучающихся (далее - КТ) из описания контрольных измерительных материалов для проведения ВПР по математике, размещённых на официальном сайте Федерального института оценки качества образования (далее - ФИОКО). Педагоги должны были проанализировать данное задание с позиций настоящих кодификаторов, а именно: умения, виды деятельности (согласно ФГОС НОО), блоки примерной основной образовательной программы начального общего образования: выпускник научится / выпускник получит возможность научиться, код КЭС, код КТ.

С целью оказания методической помощи учителям начальных классов в подготовке выпускников к всероссийской проверочной работе в рамках курсовой подготовки подводятся итоги всероссийских проверочных работ за прошлый период, разбираются задания, в которых было допущено наи-

большее количество ошибок, совместно формулируется алгоритм педагогических действий по результатам всероссийских проверочных работ, пример которого представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Модель педагогических действий по результатам всероссийских проверочных работ

Далее разбираются задания ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. В ходе данного разбора слушатели анализируют типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения, предлагают дифференцированные формы и методы работы с группами обучающимися с разным уровнем подготовки, обсуждают актуальные способы оценивания индивидуальных достижений обучающихся с целью повышения объективности оценивания. При такой организации работы слушатели получают индивидуальный образовательный результат с учётом собственных профессиональных потребностей, обмениваются методическими продуктами, готовых к использованию в практической деятельности.

Например, группа самостоятельно выбирает задание из предложенной на сайте ФИОКО де-моверсии ВПР по окружающему миру и получает следующее задание: «Ознакомьтесь с заданием, которое было предложено в рамках всероссийской проверочной работы по предмету «Окружающий мир», 4 класс (https://fioco.ru). Выполните следующую работу:

1) Используя кодификаторы, определите, какие элементы содержания (укажите класс и темы, в рамках которых изучаются эти вопросы), уровень достижения каких метапредметных и предметных результатов, проверяет данное задание.

2) Предположите варианты возможных ошибок, которые может допустить выпускник начальной школы при выполнении данного задания.

3) Предложите работу по предупреждению данных ошибок (метапредметного и предметного содержания), включая задания из учебника «Окружающий мир».

4) Результаты групповой работы систематизируйте одним из способов, удобным для восприятия информации (таблица, инфорграфика, кластер и пр.).

5) Подготовьте презентацию по итогам работы.

6) Представьте результаты групповой работы для обсуждения.

Резюмируя основные положения статьи, можно

сделать следующие выводы:

1) Проводимая в системе российского образования многолетняя масштабная внешняя оценка качества начального общего образования позволяет получить достаточный материал, позволяющий по своей сути совершенствовать формы методической поддержки педагогов в рамках формального повышения квалификации.

2) Динамика результатов ВПР позволяет выявить педагогов, наиболее остро нуждающихся в повышении квалификации в контексте контрольно-оценочной деятельности, и диагностировать имеющиеся профессиональные дефициты в компетентностях учителей начальных классов.

3) Необходимо повышение гибкости и мобильности формального повышения квалификации через использование технологий интерактивного и контекстного обучения, через развитие практики консалтингового сопровождения педагогов в освоении ими значимых компетенций.

Литература

1. Баталова Ю.А. Анализ результатов оценочных процедур как способ совершенствования профессиональных компетенций педагогов // Наука и школа. - 2019. - № 2. - С. 73-79.

2. Горбунова Н.В. Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности / Н.В. Горбунова, О.И. Игнатова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2019. - № 2 (39). -С. 15. - 21.

3. Исследования качества образования в образовательной системе Челябинской области в 2017/2018 учебном году: сборник материалов по итогам проведения исследований / М.Ю. Школьникова, О.А. Черепанова, Я.А. Бе-логубец [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. -237 с.

4. Кравцов С.С. Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации / С.С. Кравцов, А.А. Музаев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. - № 5 (43). -С.96-111.

5. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. - С. 35-45.

6. Мендель А.В. Всероссийские проверочные работы как инструмент независимой оценки и управления качеством образования: Социологический аспект // Власть и управле-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ние на Востоке России. - 2018. - № 2 (83). -С.101-110.

7. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Уланов-ская. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.

8. Пуденко Т.И. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов / Т.И. Пуденко, Т.В. Потёмкина, А.А. Руднева // Образование и наука. - Том. 19. - 2017. - № 6. - С. 52-70.

DYNAMICS OF RESULTS OF ALL-RUSSIAN TESTING WORKS IN THE MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Ilyasov D.F., Skripova N.E., Devyatova I.E.

Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educational workers

The article is devoted to the problem of using the results of an external procedure for evaluating the quality of education to determine the directions of professional development of primary school teachers. The article substantiates the importance of including teachers in understanding the results of all-Russian testing works and the role of formal forms of professional development in this process. The article shows how the work on providing targeted methodological assistance to primary school teachers in achieving a new quality of primary General education is being built. Examples of current approaches to teaching teachers in the context of solving problems of improving the quality of performance of tasks of all-Russian test works by younger students are given. The article is intended for employees of the system of additional professional education, scientific specialists, heads of methodological services at all levels.

Keywords: assessment of the quality of education, external assessment, all-Russian testing works, professional development of

teachers.

References

1. Batalova Y.A. Analysis of the results of evaluation procedures as a way to improve professional competencies of teachers / / Science and school. 2019. № 2. P. 73-79.

2. Gorbunova N.V. Features of personal and professional development of primary school teachers in professional activities / N.V. Gorbunova, O.I. Ignatova // Scientific support of the personnel training system. 2019. № 2 (39). P. 15. - 21.

3. Research on the quality of education in the educational system of the Chelyabinsk region in the 2017/2018 academic year: a collection of materials on the results of research / M.Y. Shkol-nikova, O.A. Cherepanova, Y.A. Belogubets [et al.]. Chelyabinsk: RCOKIO, 2018. 237 p.

4. Kravtsov S.S. The Role of all-Russian verification works in the system of quality control of education in the Russian Federation / S.S. Kravtsov, A.A. Muzaev // Domestic and foreign pedagogy. 2017. Vol. 1. № 5 (43). P. 96-111.

5. Kuznetsova M.I. International comparative study of primary school children's reading literacy PIRLS: concept, main results and trends // Pedagogical measurement. 2017. № 2. P. 35-45.

6. Mendel A.V. All-Russian verification works as a tool for independent assessment and quality management of education: a Sociological aspect // Power and management in the East of Russia. 2018. № 2 (83). Pp. 101-110.

7. Pinskaya M.A. New forms of assessment. Primary school / M.A. Pinskaya, I.M. Ulanovskaya. M.: Enlightenment, 2013. 80 p.

8. Pudenko T.I. External assessment of the quality of General education as a factor of professional development of teachers / T.I. Pudenko, T.V. Potemkina, A.A. Rudneva // Education and science. Tom. 19. 2017. № 6. P. 52-70.

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.