Social'noe obespechenie (Social Security). 2010, no. 3, pp. 8 (in Russian).
14. Gosudarstvennyj doklad Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF ot 17 nojabrja 2011 g. «O polozhenii detej v Rossijskoj Federacii» (2010 god) // IA «Garant» (State report of the ministry of health and Social development of the Russian Federatoin of 17 November 2011 «On the Sotuation of children in the Russian Federation (2010)»). http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55087982/#ixa38133cvr4R. Available at: 11.01.2014.
15. Strategiya deystviy v interesah detey Saratovskoy oblasti na 2013-2017 gody (Prilozhenie k postanovleniyu Pravitel'stva oblasti ot 5 fevralya 2013 goda № 46-P) (Strategy of Action for Children Saratov region in the years 2013-2017). Annex to the Resolution Goverment area from February 5, 2013). Sobranie zakonodatel'stva Saratovskoy oblasti: Ofitsial'noe izdanie (Meeting of the legoslation the Saratov region: official publication). 2013, no. 5, pp. 1571-1588 (in Russian).
УДК 159.946.3
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СТРУКТУРЫ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
М. О. Орап
Орап Марина Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк, Украина E-mail: orap2003@ukr.net
Представлены результаты эмпирического изучения динамических характеристик речевого опыта личности. В разрабатываемой нами теоретической концепции речевого опыта личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт обработки и представления в речевой форме результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В статье проанализированы результаты исследования внешней структуры речевого опыта в двух возрастных группах - детей младшего школьного возраста (194 респондента) и периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного анализа. Изложены основное содержание и интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем интеграции - объединения отдельных частей в единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью. Ключевые слова: опыт, речь, речевой опыт личности, факторный анализ, интеграция внешней структуры речевого опыта.
Введение
Современная психология изучает опыт в разных аспектах, отмечая, что он формируется, с одной стороны - глубинными семантическими и синтаксическими универсалиями [1], текстом как способом организации содержания опыта [2], а с другой - ментальными структурами репрезентации знаний [3, 4] и когнитивными схемами [5]. Речь в функционировании человеческого опыта выполняет функцию интерпретации действительности [2], оформления когнитивных структур [6], оформления репрезентативных схем [3], что, в
итоге, направлено на осуществление адекватного познания и реализацию наиболее оптимального взаимодействия субъекта со средой. Как отмечала А. А. Залевская, «речевой механизм человека представляет собой многоплановый феномен, исследование которого предполагает проявление особенностей строения (т. е. определенной структуры с учетом наличия специфических единиц и их многоуровневой организации), процессов и их результатов» [7, с. 63]. Следовательно, речевой опыт в сознании субъекта выполняет функцию накопления, интерпретации и актуализации наиболее оптимальных путей речевого освоения мира. Нами разработана теоретическая модель речевого опыта личности, которая требует эмпирического исследования.
Теоретический анализ проблемы
Современное состояние разработки проблемы речи характеризуется актуализацией исследований, посвященных закономерностям функционирования речи во взаимодействии с другими высшими психическими функциями. Внимание ученых сосредоточено на комплексных феноменах сознания, сочетающих интеллектуальные, когнитивные, речевые и личностные психические процессы. Исследования языковой личности (Ю. Д. Апресян, В. И. Беликов, Е. Р. Боринштейн, Ю. Н. Караулов, С. О. Сухих, Н. А. Фомина), языковой картины мира (Ю. А. Аксенова, Л. Д. Готов-кина, Е. С. Кубрякова, И. А. Стернин), языковой и речевой компетенции (Е. Д. Божович, А. А. За-левская, И. А. Зимняя), вербального интеллекта (О. С. Логинова, Н. П. Локалова, М. Л. Смульсон, М. А. Холодная, Т. П. Шемякина) демонстрируют, что речь в сознании личности, сочетаясь многообразными взаимосвязями с другими феноменами сознания, образует сложную систему, которая
содержит результаты речевого освоения личностью мира.
Речевой опыт изучается нами как системное образование в психике субъекта, которое является процессом, продуктом переработки и упорядочения в речевой форме результатов взаимодействия субъекта с окружающей средой. В общей функции речевого опыта - речевого освоения мира - выделяются две функции: интеллектуальная (формирование и формулирование мысли средствами языка и способом речи) и коммуникативная (осуществление речевого взаимодействия) [8]. Следовательно, структурно речевой опыт характеризуется наличием двух структур - внутренней и внешней. Внутреннюю структуру составляют речевая способность, речевая компетенция, речевые способности и речевая деятельность. Эмпирическое исследование внешней структуры речевого опыта основывается на теоретическом утверждении, что элементы внутренней структуры в процессе обобщения и упорядочения сочетаясь с элементами других подструктур и личностными особенностями, создают содержание элементов внешней подструктуры. При этом приобщение личностных и индивидуальных характеристик к содержанию элементов внутренней подструктуры создает своеобразие внешнего проявления указанных элементов.
Выборка, методики и методы исследования
Внутренняя структура речевого опыта изучалась с помощью комплекса диагностических методик, которые были направлены на исследование выделенных нами эмпирических референтов составных элементов речевой способности, речевой компетенции, речевых способностей и речевой деятельности. Концепция построения теоретической модели речевого опыта личности предполагала, что элементы внутренней структуры, обусловливая своеобразие закрепления результатов речевого освоения мира личностью, внешне проявляются через элементы внешней подструктуры, которые, таким образом, выступают системно-описательными характеристиками речевого опыта. Возможность выявить качественно новое психологическое содержание, отражающее внутреннюю связь между отдельными элементами речевого опыта, появляется благодаря факторному анализу. Как отмечал А. Н. Лактионов, «тем самым возникает принципиальная возможность расшифровки психологического содержания неотрефлексированных подсознательных и надсознательных структурно-динамических составляющих индивидуального опыта» [9, с. 125]. Факторный анализ переменных речевого опыта имел целью актуализацию латентных переменных, образующих качественно новые функции и характеристики внешней структуры речевого опыта.
Эмпирическим исследованием было охвачено 580 человек - 386 респондентов возрастного
периода «ранняя взрослость» (средний возраст - 18 лет) и 194 ребенка младшего школьного возраста (средний возраст - 8 лет). Организация эмпирического исследования методом «поперечных срезов», как предполагалось, позволит выявить определенные закономерности динамики внешней структуры речевого опыта. Выбор именно этих возрастных групп обусловлен тем, что возрастные периоды младшего школьного возраста и ранней взрослости представляют собой точки начала формирования и относительного завершения формирования речевого опыта как системы, в которой уже четко прослеживаются структурно-функциональные особенности. Отталкиваясь от положения отечественной психолингвистики [10, 11] о том, что сутью речевого развития является изменение способов использования языка с целью познания и общения, мы можем утверждать, что именно в указанных возрастных периодах происходят наиболее существенные изменения в способах речевого освоения мира личностью. Именно поэтому мы считаем, что сравнение структурно-функциональных особенностей речевого опыта в данных возрастных группах позволит обозначить тенденции и закономерности динамики речевого опыта.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные в результате исследования внутренней структуры речевого опыта корелляци-онные матрицы из 31-й переменной у взрослых и 29 переменных у детей младшего школьного возраста были подвергнуты факторному анализу. Согласно критерию «каменистой осыпи», в выборке «ранняя взрослость» было выделено три фактора, в выборке «младший школьный возраст» - шесть факторов. Рассмотрим подробнее факторы, выделенные в возрастной группе «ранняя взрослость». Суммарная часть раскрытой дисперсии составляет 32%, что является удовлетворительным результатом.
Первый фактор отражает индивидуально-де-ятельностные характеристики опыта, поскольку содержит показатели речевой деятельности и речевых способностей с самыми высокими нагрузками - речевые умения, вербальную креативность, семантическую гибкость, инициативность в высказываниях и особенности лингвистического мышления (табл. 1).
Деятельностные аспекты представлены уровнем речевых умений, характеристиками скриптов и фреймов, а также количеством мотивов общения. В таком аспекте мы можем говорить о том, что чем большее количество мотивов своего общения может выделить субъект, тем более дифференцированным является его речевое освоение мира, тем большее количество критериев для интерпретации своего речевого взаимодействия может выделить личность. Таким образом, составляющие данного фактора создают
основу для интерпретации личностью результатов осуществляемого речевого освоения мира -на основе умений осуществлять формирование и формулирование мысли средствами языка и способом речи, а также соотносят содержание речевого опыта с определенными репрезента-ционными схемами на основе индивидуальных особенностей оперирования словами. Наличие в данном факторе языковых знаний подчеркивает обусловленность деятельности и способностей языковой компетенцией, а логическая сторона восприятия высказываний определяет успешность речевых способностей и деятельности. Таким образом, в данном факторе мы наблюдаем четкое объединение индивидуально-своеобразных и социально обусловленных переменных. К первым относятся индивидуальные особенности в построении фреймов и скриптов, особенности вербальной креативности, инициативность в речевых высказываниях. Социально обусловленными компонентами, т. е. такими, которые отвечают за соблюдение норм и правил речевого общения, выступают уровни развития языковых знаний, речевых умений и вербального мышления. Вышесказанное позволяет определить функцию данного фактора как обеспечение субъективной интерпретации процесса и результата речевого освоения мира личностью, и условно назвать фактор «интерпретативным».
Второй фактор (табл. 2) связан с семанти-ко-грамматическими особенностями обработки языкового и речевого материала и формированием на основе этого знаний об использовании речевых единиц.
Качественный анализ показателей фактора демонстрирует соотношение регуляторно-ди-намических и мотивационно-смысловых переменных речевого опыта. К первым относятся правильное использование лексического запаса, семантический аспект восприятия и понимания высказываний, понимание языковых закономерностей, произвольность речи. В общей функции речевого опыта правильность лексического запаса выполняет именно регуляторную функцию - через демонстрацию соответствия индивидуальной системы значений общепринятой. Аналогичную роль играет и понимание семантических связей, но на более высоком уровне связных высказываний, когда слово уже рассматривается в связях с другими. Далее логически вытекает его связь с пониманием языковых закономерностей -невозможно адекватно понимать и воспринимать языковые закономерности без правильного семантического аспекта понимания слова и без соответствия собственного словаря общепринятым нормам. Уровни понимания метафоричности, выделения существенных признаков значения, знание, как использовать речевые единицы в со-
Таблица 1
«Интерпретативный» фактор (13%) и его с авляющие, выделенные в группе взрослых
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Уровень развития речевых умений 0, 71
2 Вербальная креативность 0, 64
3 Семантическая гибкость 0, 64
4 Инициативность речевых высказываний 0, 56
5 Детализированность скрипта 0, 56
6 Точность и правильность речевых навыков - 0, 55
7 Уровень развития языковых знаний 0, 53
8 Наполненность фрейма 0, 50
9 Уровень развития вербального мышления 0, 41
10 Количество мотивов общения 0, 41
Таблица 2
«Регулятивный» фактор (11%) и его составляющие, выделенные в группе взрослых
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Произвольность речи 0, 65
2 Семантический аспект восприятия и понимания высказываний 0, 62
3 Знание правил использования речевых единиц в ситуации общения 0, 58
4 Правильность использования лексического запаса 0, 54
5 Оригинальность образов 0,52
6 Уровень понимания метафоричности значения 0,45
7 Уровень выделения существенных признаков значения 0,45
8 Понимание языковых закономерностей 0,40
ответствии с ситуацией коммуникации, представляют мотивационно-смысловые составляющие данного фактора. В данном аспекте выделение существенных признаков значения и адекватность понимания метафоричности высказывания представляют смысловой уровень, поскольку значение характеризуется смыслом, а значит, и выделение существенных признаков обязательно происходит на основе смысла - знаний, эмоций, предыдущего опыта личности. Смысловые особенности значений обусловливают особенности знаний об использовании речевых единиц соответственно ситуации коммуникации, что представляет мотивационную сторону данного фактора. Итак, второй фактор положительно связан с различными способами индивидуальной переработки результатов речевого взаимодей-
Два наиболее значимых показателя данного фактора демонстрируют действенно-операционный и логико-семантический аспекты. Первый обусловлен взаимодействием уровня развития речемыслительных операций и скоростью речевых навыков, обусловливающих особенности формирования и формулирования мысли языковыми средствами. Второй аспект представлен пониманием связей между словами, показателями парадигматичности - синтагматичности и уровнем обобщения значения, следовательно, харак-теризирует адекватность оперирования языковым материалом и его логическое соответствие семантическим нормам. Проанализированное сочетание показателей и их связей с фактором трактуется как направленое на обработку и накопление языковых и речевых знаний. Итак, главной функцией, объединяющей данные показатели, является обеспечение «инструментами» для речевого освоения мира, что и определяет название данного фактора.
Качественный анализ и сравнение факторов позволяют сделать вывод, что в речевом освоении мира в период ранней взрослости ведущая роль принадлежит интерпретативным схемам: главную роль играют субъективно присвоенные и переработанные языковые знания, выработанные на их базе навыки и умения и созданная на этой основе способность оформлять свои знания в наиболее адекватные языковые и речевые формы. Сочетание функции интерпретации с функциями регуляции речевого взаимодействия и обеспечения «инструментами» для речевого осво-
ствия личности с миром и установления на этой основе дальнейшей речевого взаимодействия. Наличие регуляторно-динамических и мотиваци-онно-смысловых аспектов данного фактора позволяет утверждать, что его основной функцией в процессе опосредования речевого освоения мира является регуляция взаимодействия личности с миром.
Доминирующим показателем третьего фактора (табл. 3) является скорость навыков письменной речи, что является показателем уровня их автоматизированности. Кроме того, существенными являются показатели понимания связей между словами, парадигматичности-син-тагматичности ассоциативных реакций, уровень развития речемыслительных операций и уровень обобщения значения.
ения мира определяет общую функцию внешней структуры - опосредования речевого освоения мира личностью.
В выборке «дети младшего школьного возраста» по результатам факторного анализа выделены и могут быть описаны шесть факторов.
Первый фактор (табл. 4) составили показатели, связанные с развитием вербального мышления во всех его проявлениях и компонентах. Необходимыми условиями являются определенный уровень развития языковых знаний, понимание связей между словами и правильность лексического запаса. Следовательно, у детей младшего школьного возраста уровень развития вербального мышления обусловливает адекватность усвоения языковых знаний, в свою очередь, понимание связей между словами детерминирует правильность и гибкость употребления слов. Данный фактор является двухполюсным, высокий показатель с отрицательным значением - характеристики грамматических ассоциативных реакций - составляет отрицательный полюс. Низкие значения этого фактора содержательно частично совпадают с выраженным показателем парадигматичности ассоциативных связей. Это свидетельствует о том, что высокий уровень развития вербального мышления и языковых знаний приводит у детей младшего школьного возраста к преобладанию в речи синтагматических связей, является отражением их способности выходить за пределы одной грамматической категории и оперировать в вербальном мышлении различными грамматиче-
Таблица 3
«Инструментальный» фактор (8%) и его составляющие, выделенные в группе взрослых
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Уровень автоматизированности навыков 0, 77
2 Понимание связей между словами 0, 61
3 Характеристики грамматических ассоциативных реакций 0,57
4 Уровень развития речемыслительных операций 0,53
5 Уровень обобщения значения 0, 42
скими формами. В общем, наблюдаемое у детей младшего школьного возраста более активное, по сравнению с взрослыми, употребление синтагматических связей обусловлено преобладанием наглядно-образного мышления, что и предопределяет ассоциативные связи типа «предмет -
признак» и «предмет - действие». Качественный анализ показателей данного фактора показывает, что ведущей в осуществлении речевого взаимодействия ребенка с миром является функция интеллектуальная - формирование знаний о мире в речевой форме.
Таблица 4
«Интеллектуальный» фактор (12%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Уровень развития вербального мышления 0, 80
2 Уровень развития языковых знаний 0, 78
3 Понимание связей между словами 0, 72
4 Правильность использования лексического запаса 0, 69
5 Характеристики грамматических ассоциативных реакций - 0, 51
Второй фактор (табл. 5) связан с индивидуальными творческими особенностями в осуществлении речевой деятельности. Наиболее существенный показатель данного фактора - вербальная креативность, которая трактовалась как способность к творческому решению стандартной задачи. Следовательно, способность к речевому творчеству у детей младшего школьного возраста оказывается тесно взаимосвязанной с уровнем развития понимания значения умений продуцировать и воспринимать высказывания. Наличие в данном факторе таких показателей речевых способностей,
как семантическая гибкость и инициативность позволяет назвать «креативным» и обозначить его как переменную, отвечающую за индивидуально-креативные составляющие речевой деятельности детей младшего школьного возраста. Лингвопеда-гогические исследования [12, 13], основываясь на принципах психолингвистики, прямо связывают инициативность детей в словесном творчестве с их успеваемостью в продуцировании и восприятии высказываний, что, в свою очередь, детерминирует и развитие способности к вариативному использованию вербального материала.
Таблица 5
«Креативный» фактор (11%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Вербальная креативность 0, 82
2 Выделение существенных признаков значения 0, 62
3 Развитие речевых умений 0, 61
4 Семантическая гибкость 0, 54
5 Инициативность речевых высказываний 0, 46
В третий фактор (табл. 6) вошли показатели мотивов общения, произвольности речи, понимания словесного материала, что демонстрирует внешнюю, социальную направленность данного фактора. Социальная функция речевого опыта в данном факторе выражена через количество мотивов, способность ребенка управлять своей речью, объединять культурно-когнитивные репрезентации в структуры с целью адекватного
восприятия и понимания вербального материала. Следовательно, для построения адекватного социального речевого взаимодействия необходимым для детей младшего школьного возраста является адекватное восприятие и понимание как содержания словесного материала в целом, так и семантических и грамматических языковых закономерностей между отдельными словами и словосочетаниями.
Таблица 6
«Коммуникативный» фактор (8%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Количество мотивов общения 0, 62
2 Произвольность речи 0, 58
3 Понимание языковых закономерностей 0, 55
4 Понимание словесного материала 0, 53
5 Характеристики фрейма 0, 43
В данном факторе (табл. 7) собраны переменные, отвечающие за количественные характеристики восприятия и построения высказываний - среднее количество слов в высказывании, количество слов активного словаря (пластичность речи) и предложений, которые ребенок может правильно завершить, и способность воспринять и дифференцировать неадекватность речевого
Скрипты представляют временное развертывание событий в репрезентационных структурах, следовательно, уровень автоматизированности речевых навыков вполне закономерно оказался зависимым от уровня структурированности, де-тализированности скрипта - чем более автоматизированы речевые действия, тем большее количе-
Сочетание показателей, которые обеспечивают точность речевых действий и возможность их переноса в новые условия, с показателями осуществления деятельности в различных на-
Сравнение структурно-функциональных особенностей строения внешней структуры речевого опыта в двух возрастных группах позволило выявить закономерности его возрастной динамики. Качественный анализ выделенных факторов позволяет четко проследить путь развития внешней структуры - от сочетания отдельных частей у детей до генерализованных частей, которые через небольшое количество структурных элементов реализуют все функции внешней структуры. У детей выявлено шесть факторов внешней структуры, которые (как видно из анализа переменных, которые их составили) содержательно отличаются от факторов, выделенных у взрослых. Генерализация
высказывания. Таким образом, данный фактор представляет латентную переменную, которая связана с характеристиками оперирования словами для оформления мыслей, поэтому готовность к продуцированию высказываний зависит от пластичности речи, что на данном возрастном этапе является отражением общей пластичности психики ребенка.
ство обстоятельств описываемого события может представить говорящий. Таким образом, данный фактор (табл. 8) содержит переменные, характеризующие особенности строения инструментов для оформления репрезентационных структур, к которым относятся автоматизированность навыков и структурированность скрипта.
правлениях детерминирует выделение фактора (табл. 9), который обусловливает гибкость и разнонаправленность в осуществлении речевого освоения мира.
отдельных частей приводит к наличию трех факторов во взрослом возрасте, четко направленных на опосредование речевого освоения мира личностью. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что динамика развития внешней структуры подчиняется принципу интеграции и заключается в объединении отдельных частей в единое целое.
Как отмечают исследователи, «интеграция включает в себя два процесса: прогрессивную иерархизацию конструктов или подсистем конструктов и образование связей между отдельными подсистемами (артикуляцию)» [14, с. 153]. В разработанной модели речевого опыта иерархизация внешней структуры, очевидно,
Таблица 7
«Операционный» фактор (7%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Пластичность речи 0, 71
2 Готовность к продуцированию высказываний 0, 51
3 Развитие операционных знаний 0, 45
4 Восприятие и понимание языковых закономерностей 0, 45
Таблица 8
«Инструментальный» фактор (6%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Характеристики скрипта 0, 77
2 Автоматизированность речевых навыков 0, 40
Таблица 9
«Вариативный» фактор (6%) и его составляющие, выделенные в группе детей
№ Показатели фактора Значимость фактора
1 Понимание переносного значения слова 0, 75
2 Точность и правильность речевых навыков 0, 49
3 Дивергентная продуктивность на семантическом материале 0, 49
происходит по степени всеобщности конструкта и четко прослеживается в количестве и качественных характеристиках факторов. Уменьшение количества факторов, их генерализация у взрослых приводят к четкому выделению главных и второстепенных из них, чего мы не наблюдаем у детей.
Второй аспект уровня интегрированности - артикулированность - достаточно сложно поддается эмпирическому исследованию, однако описывается как наличие переходов между подсистемами системы. Как отмечал П. К. Анохин, «при образовании иерархии систем любой более низкий уровень системы должен каким-то образом
организовывать контакт результатов и может составить следующий, более высокий уровень системы» [15, с. 121]. В основе иерархии внутренней и внешней подсистем лежит: а) организация контактов между внутренней и внешней структурами; б) функция внешней структуры - организация результатов взаимодействия системы речевого опыта с социокультурной средой, что влияет на перестройку содержания и функционирования внутренней структуры. В нашем исследовании такие переходы исследовались как наличие корреляционных связей между уровнем организации внутренней структуры речевого опыта и факторами внешней структуры (табл. 10).
Таблица 10
Сравнение корреляционных связей между общим уровнем организации внутренней структуры и факторами внешней структуры речевого опыта в выборках «дети младшего школьного возраста» и «ранняя взрослость»
Факторы внешней структуры речевого опыта Уровень организации внутренней структуры речевого опыта
Дети младшего школьного возраста Взрослые
Фактор 1 0,60 0,88
Фактор 2 0,60 0,77
Фактор 3 0,55 0,26
Фактор 4 0,33 -
Фактор 5 0,29 -
Фактор 6 0,50 -
Сравнение данных позволяет сделать определенные выводы: в первую очередь, следует отметить высокий уровень коэффициентов корреляции первого и второго факторов с организацией внутренней структуры у взрослых, по сравнению с детьми. Это, конечно, обусловлено тенденцией генерализации, при которой уменьшение количества частей приводит к увеличению их факторного веса. Во-вторых, распределение корреляций между факторами у детей является нелинейным: высокое значение корреляции последнего, шестого фактора указывает на неоднородность внешней структуры речевого опыта. На эту неоднородность указывают и статистически одинаковые коэффициенты корреляции первого и второго фактора - различия в их значении для внешней структуры почти нет. Отсутствие централизации - еще один признак недостаточно организованной системы речевого опыта у детей младшего школьного возраста.
Заключение
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие внешней структуры идет путем интеграции - через объединение отдельных частей в единое целое. При этом части не механически соединяются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новое качество, поэтому шесть факторов внешней структуры, которые выявлены у детей младшего школьного возраста, содержательно отличаются
от факторов, выделенных у взрослых. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, четко направленных на опосредование речевого освоения мира личностью. Таким образом, динамика развития внешней структуры речевого опыта личности состоит в интеграционных процесах иерархизации и артикуляции, что приводит к функционированию речевого опыта как оптимально организованной системы.
Библиографический список
1. Chomsky N. Language & Thought. USA. N. Y., 1993. 96 p.
2. ЧепелеваН. В. Проблеми психолопчно! герменевтики. Кшв. 2004. 276 с.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.
4. ХолоднаяМ. А. Психология понятийного мышления : от концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288 с.
5. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. 232 с.
6. СолсоР. Л. Когнитивная психология. СПб., 2006. 589 с.
7. ЗалевскаяА. А. Введение в психолингвистику. М., 2000. 328 с.
8. ОрапМ. О. Теоретичний анализ категорий «мовленневий досввд особистоста» // Гуманггарний вюник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагопчний ушверситет ¡меш Григор1я Сковороди». 2013. Вип. 29. С. 272-278.
9. Лактионов А. Н. Координаты индивидуального опыта. Харьков, 2010. 366 с.
10. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1983. 160 с.
11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
12.£огуш А. М. Мовленневий розвиток дней ввд народ-ження до 7 роюв. Ки!в, 2010. 374 с.
13.ГавришН. В. Розвиток мовленнево-творчо! д1яльносп в дошкшьному дитинстш. Донецьк, 2001. 218 с.
14.ПохилькоВ. И., Федотова О. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 151-157.
15Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной систем. М., 1978. 400 с.
Dynamics of the External Structure of the Foreign Personality's Speech Experience
Maryna O. Orap
Eastern European National University named after Lesya Ukrainka, Lutsk, Ukraine
13, Prospect Volya, Lutsk, 43025, Ukraine E-mail: orap2003@ukr.net
The article presents the results of empirical research of the dynamic characteristics of speech experience of a person. We are developing theoretical concept of a person's speech experience, which is viewed as a system, the essence of which is the process and the product of handling and presenting the results of interaction between the subject and environment in the form of speech, which makes it possible to organize a person's speech acquisition of the world. The investigation presents the results of studying the external structure of speech experience in two age groups - children of preschool age (n = 194) and children undergoing the period of «emerging adulthood» (n = 386). The study was carried out with the application of factor analysis. We described the main content and interpretation of the obtained factors. Results of factor comparison in the two age groups allowed us to specify the dynamics of external structure development. The development is implemented through integration, connection of separate parts into one whole. At that, the parts are not merging with each other mechanically, they change dialectically and obtain new quality. Generalization of separate parts leads to appearance of three factors in adulthood, which have clear orientation towards mediation of a person's speech acquisition of the world.
Key words: experience, speech, person's speech experience, factor analysis, integration of the external structure of speech experience.
References
1. Chomsky N. Language & Thought. USA. N. Y., 1993. 96 p.
2. Chepeleva N. V. Problemipsikhologichnoy germenevtiki (The problems of Psychological Hermeneutics). Kiiv, 2004. 276 p. (in Ukrainian).
3. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey (Psychology of general abilities). St.-Petersburg, 1999. 368 p. (in Russian).
4. Kholodnaya M. A. Psikhologiya ponyatiynogo myshleniya: Ot kontseptual'nykh struktur k ponyatiynym sposobnostyam (Psychology of conceptual thinking: From conceptual frameworks to conceptual abilities). Moscow, 2012. 288 p. (in Russian).
5. Naysser U. Poznanie i real'nost'. Smysl i printsipy kog-nitivnoy psikhologii (Cognition and reality. Meaning and principles of cognitive psychology). Moscow, 1981. 232 p. (in Russian).
6. Solso R. L. Kognitivnayapsikhologiya (Cognitive psychology). St.-Petersburg, 2006. 589 p. (in Russian).
7. Zalevskaya A. A. Vvedenie v psikholingvistiku (Introduction to psycholinguistics). Moscow, 2000. 328 p. (in Russian).
8. Orap M. O. Teoretichniy analiz kategorii «movlenneviy dosvid osobistosti» (Theoretical analysis of the category the «speech experience of the individual»). Gumanitarniy visnik DVNZ «Pereyaslav-Khmel'nits'kiy derzhavniy pedagogichniy universitet imeni Grigoriya Skovorodi», 2013, iss. 29, pp. 272-278 (in Ukrainian).
9. Laktionov A. N. Koordinaty individual'nogo opyta (Coordinates of individual experience). Khar'kov, 2010. 366 p. (in Russian).
10.Zimnyaya I. A. Psikhologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke (Psychological aspects of learning a foreign language speaking). Moscow, 1983. 160 p. (in Russian).
11. Leont'ev A. A. Yazyk, rech', rechevayadeyatel'nost'(Language, speech, speech activity). Moscow, 1969. 214 p. (in Russian).
12.Bogush A. M. Movlenneviy rozvitokditey vidnarodzhennya do 7 rokiv (Speech development of children from birth to 7 years). Kiev, 2010. 374 p. (in Ukrainian).
13.Gavrish N. V. Rozvitok movlennevo-tvorchoi diyal'nosti v doshkil 'nomu ditinstvi (The development of speech and creative activities in the preschool child). Donets'k, 2001. 218 p. (in Ukrainian).
14.Pokhil'ko V. I., Fedotova O. O. Tekhnika repertuarnykh reshetok v eksperimental'noypsikhologii lichnosti (Repertory grid technique in experimental psychology of personality). Voprosy psikhologii, 1984, no. 3, pp. 151-157 (in Russian).
15.Anokhin P. K. Izbrannye trudy. Filosofskie aspekty teorii funktsional 'noy sistemy (Selected Works. Philosophical
aspects of the theory of functional systems). Moscow, 1978. 400 p. (in Russian).