Научная статья на тему 'Динамика развития памяти старшеклассников в различных типах образовательной среды'

Динамика развития памяти старшеклассников в различных типах образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / MEMORY / SENIOR STUDENTS / TYPE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекудова Светлана Сергеевна

Цель: выявить динамику развития памяти в течение учебного старшеклассников в трех типах образовательной среды экспериментальных учреждений образования. Методы: метод поперечных срезов. Результат: получены количественные показатели средних значений развития памяти старшеклассников в разных типах образовательной среды. Выводы: для развития памяти старшеклассников наиболее благоприятным оказался карьерный тип образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF MEMORY OF SENIOR STUDENTS IN VARIOUS TYPES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT1«The Gomel state university of a name of Fransisk Skorina»

The purpose: to reveal development of dynamics of memory of senior students during education in three types of the educational environment of experimental establishments of education. Methods: method of cross-section cuts. Result: quantitative indices of average values of development of memory of senior students in different types of the educational environment were received. Conclusions: The career type of the educational environment is the most favorable for development of senior students memory.

Текст научной работы на тему «Динамика развития памяти старшеклассников в различных типах образовательной среды»

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Щекудова Светлана Сергеевна

ассистент кафедры социальной и педагогической психологии, «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»,

г. Гомель, Беларусь E-mail: shchekudova@mail. ru

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF MEMORY OF SENIOR STUDENTS IN VARIOUS TYPES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Svetlana Shchekudova

assistant of ^air of social and pedagogical psychology «The Gomel state university

of a name of Fransisk Skorina» Gomel, Belarus

АННОТАЦИЯ

Цель: выявить динамику развития памяти в течение учебного

старшеклассников в трех типах образовательной среды экспериментальных учреждений образования. Методы: метод поперечных срезов.

Результат: получены количественные показатели средних значений

развития памяти старшеклассников в разных типах образовательной среды.

Выводы: для развития памяти старшеклассников наиболее благоприятным оказался карьерный тип образовательной среды.

ABSTRACT

The purpose: to reveal development of dynamics of memory of senior students during education in three types of the educational environment of experimental establishments of education. Methods: method of cross-section cuts.

Result: quantitative indices of average values of development of memory of senior students in different types of the educational environment were received.

Conclusions: The career type of the educational environment is the most favorable for development of senior students memory.

Ключевые слова: память; старшеклассник; тип образовательной среды. Keywords: memory; senior students; type of the educational environment.

Старший школьный возраст традиционно считается расцветом познавательной сферы человека и является сензитивным периодом для развития высших психических функций и особенно произвольной памяти. В процессе обучения старшеклассников целесообразно создавать условия для их всестороннего развития. Эффективно спроектированная образовательная среда является важным условием и фактором, детерминирующим процесс развития у старшеклассников памяти как важной психической функции. Психолог В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении» [3, с. 14]. Вслед за исследователем В.А. Ясвиным, объединившим классификации Я. Корчака [1] и П.Ф. Лесгафта [2], в рамках проведенного исследования мы опираемся на три типа образовательной среды (ОС): карьерный, безмятежный и догматический.

Наше исследование проводилось на базе трех различных учреждений образования г. Гомеля (Беларусь): Гомельский городской лицей № 1 (ГГЛ № 1) — карьерный тип ОС; средняя школа № 27 (СШ № 27) — безмятежный тип ОС; средняя школа № 67 (СШ № 67) — догматический тип ОС. Выборку исследования составили 114 старшеклассников: ГГЛ № 1 — 33 учащихся; СШ № 27 — 37 учащихся; СШ № 67 — 44 учащихся.

В рамках эмпирического исследования мы выявляли динамику развития логической, механической, образной памяти и продуктивности запоминания. В эмпирическом исследовании нами были проведены три среза: 1 срез — октябрь—ноябрь; 2 срез — январь—февраль; 3 срез — март—апрель. Полученные эмпирические данные были подвергнуты количественному и качественному анализу. Статистическая обработка этих данных осуществлялась в программе Statistica 8.0.

Остановимся на анализе количественных показателей развития «логической памяти» старшеклассников и представленных в таблице 1.

Таблица 1

Количественные показатели средних значений развития «логической ___________памяти» старшеклассников в разных типах ОС______________

Тип ОС СРЕЗ Среднее значение Стандартная ошибка

карьерный срез1 88,00 12,10

карьерный срез2 94,67 7,40

карьерный срезЗ 96,76 5,52

безмятежный срез1 84,20 17,57

безмятежный срез2 88,38 14,55

безмятежный срезЗ 91,77 9,33

догматический срез1 88,91 15,39

догматический срез2 93,25 9,41

догматический срезЗ 93,59 12,48

Как следует из таблицы 1, количественные показатели развития «логической памяти» старшеклассников в каждом типе ОС увеличивались к концу учебного года. В то же время, наибольшие средние значения (х=96,76) развития «логической памяти» были выявлены к концу учебного года в карьерном типе ОС, а наименьшие (х=91,77) — в безмятежном типе.

Динамика развития показателей «механической памяти» старшеклассников в разных типах ОС представлена в таблице 2.

Таблица 2

Количественные показатели средних значений развития «механической _____________памяти» старшеклассников в разных типах ОС_______________

Тип ОС СРЕЗ Среднее значение Стандартная ошибка

карьерный срез1 69,12 15,77

карьерный срез2 85,47 15,06

карьерный срезЗ 94,59 8,47

безмятежный срез1 55,68 22,86

безмятежный срез2 66,87 25,92

безмятежный срезЗ 77,16 21,74

догматический срез1 62,07 20,90

догматический срез2 81,77 19,99

догматический срезЗ 79,20 25,19

Как следует из таблицы 2, наибольшие средние значения (х=94,59) количественных показателей развития «механической памяти» к концу учебного года были выявлены в карьерном типе ОС, а наименьшие (х=77,16) —

в безмятежном типе ОС. Наилучшим типом ОС для развития показателей «механической памяти» является карьерный тип ОС.

Динамика развития «образной памяти» старшеклассников в разных типах образовательной среды по каждому из З-х поперечных срезов представлена в таблице З.

Таблица 3

Количественные показатели средних значений развития «образной ______________памяти» старшеклассников в разных типах ОС______________

Тип ОС СРЕЗ Среднее значение Стандартная ошибка

карьерный срез1 12,25 2,30

карьерный срез2 13,56 1,60

карьерный срезЗ 14,87 1,16

безмятежный срез1 11,60 2, 0

безмятежный срез2 12,10 2,58

безмятежный срезЗ 13,55 1,766006

догматический срез1 11,34 2,13

догматический срез2 13,16 1,89

догматический срезЗ 14,10 1,57

Как следует из таблицы З, наибольшие количественные показатели средних значений развития «образной памяти» к концу учебного года были выявлены в карьерном типе ОС (х=14,87), а наименьшие — в безмятежном типе ОС (х=1З,55). Установлено, что «образная память» старшеклассников развивается в течение учебного года и достигает пика своего развития к концу учебного года. В карьерном типе ОС «образная память» развивается успешнее, чем в безмятежном и догматическом типах ОС.

Динамика развития «средней продуктивности запоминания» старшеклассников в разных типах образовательной среды по каждому из З-х поперечных срезов представлена в таблице 4.

Таблица 4

Количественные показатели средних значений «продуктивности ______запоминания» старшеклассников в разных типах ОС____________

Тип ОС СРЕЗ Среднее значение Стандартная ошибка

карьерный срез1 50,94 10,96

карьерный срез2 57,81 11,98

карьерный срезЗ 66,64 12,06

безмятежный срез1 40,59 12,39

безмятежный срез2 48,42 11,49

безмятежный срезЗ 49,14 11,14

догматический срез1 46,02 10,29

догматический срез2 50,00 11,59

догматический срезЗ 54,87 13,06

Как следует из таблицы 4, наибольшие количественные показатели средних значений развития «продуктивности запоминания» старшеклассников к концу учебного года (х=66,64) были выявлены в карьерном типе ОС, а наименьшие (х=49,14) - в безмятежном типе ОС. Установлено, что наибольший рост количественных показателей «продуктивности запоминания» отмечен в карьерном типе ОС.

Таким образом, для развития памяти старшеклассников наиболее благоприятным типом оказался карьерный тип ОС. В то же время в каждом типе ОС отмечается позитивная динамика развития памяти к концу учебного года.

Список литературы:

1. Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. 267 с.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Либроком, 2010. 216 с.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. З65 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.