[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН___________________________________________________
46 http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm.
47 Согласно данным официальной европейской статистики, ВРП NUTSII существенно различаются даже внутри отдельных стран. Так, в Испании, величина ВРП на душу населения более 15 000евро зафиксирована только в столичном регионе, а также на периферийных территориях - Каталонии, Наварре, стране Басков. Это, прежде всего, говорит о поддержке регионов, находящихся под угрозой сепаратизма. Источник:Eurostat regional yearbook 2010.European Union. 2010. P.75.
48 Commission Decision 2006/769/EC of 31 October 2006 .Official Journal L 312 of 11.11.2006.
49 The Northern Periphery Programme 2007-2013. Участники: ряд регионов Финляндии, Швеции, Великобритании, Ирландиии, Норвегии, а также Исландия, Фарерские острова и Гренландия. Источник: http://www.northernperiphery.eu/en/content/show/&tid=178
50 Датские «основные» территории получают целевую финансовую поддержку от ЕС. Датское правительство получает возможность за счет экономии национального бюджета оказывать финансовую помощь Фарерским островам, размер которой определяется в абсолютных показателях (см. табл.1).
51 Commission Decisionof 4 August 2006 fixing an indicative allocation by Member State of the commitment appropriations for the Regional competitiveness and employment objective for the period 2007-2013(notified under document number C(2006) 3472) (2006/593/EC), в ценах 2004 г.
52 ст.2.2 Стратегического Руководства Сообщества по Сближению // Решение Совета от 6 октября 2006 г. о стратегических ориентирах Сообщества на сплоченность (2006/702/EC)
53 Commission Decisions: 2007/766/EC of 14 November 2007, Official Journal L 310 of 28.11.2007. 2006/769/EC of 31 October 2006. Official Journal L 312 of 11.11.2006, 2006/597/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/596/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006,2006/595/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/609/EC of 4 August 2006 .Official Journal L 247 of 9.9.2006. 2006/594/ECof 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006. 2006/593/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of
6.9.2006. 2006/702/EC of 6 October 2006. Official Journal L 291 of 21.10.2006. Commission Communication of 5 July 2005. COM (2005) 299 -Not published in the Official Journal.
54 Making Europe’s regions and cities more competitive, fostering growth and creating jobs. European Commission Directorate-General for CommunicationCitizens information. Brussels. 2014. http://europa.eu/pol/pdf/flipbook/en/regional_policy_en.pdf
55 Statistical Yearbook 2011.Published by Statistics Denmark.June 2011.115thedition. Доступно на сайте: http://www.dst.dk/pukora/epub/ upload/16218/sy2011 .pdf
56 2009 г. характеризуется следующими данными по экпортно-импортным потокам Дании: Экспорт услуг составил 1,122 млн датских крон экспорт товаров - 4,098 млн датских крон Импорт услуг - 2,102 млн датских крон. Импорт товаров 4,023 млн датских крон. Таким образом, роль экспортируемых Данией услуг не может превышать долю рыбного экспорта. http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGSTOVAN/Statistics_%20Faroe_Islands/Statistics/Foreign_trade
57 Ai-Ting Goh, Michalski T.Shouldsmallcountriesfeardeindustrialization? FinanceandEconomicDepartment.NECParis.May 19, 2009
58 Так называемая 3S экономия означает экономию, образующуюся от синергетического эффекта: экономии от масштабов деятельности (economiesofscale), соединения различных потребительских свойств производимых товаров и услуг (economiesofscope), соединения квалификации привлекаемого персонала (economiesofskills).
59 FaroeIslandsinfigures.2014. HagstovaFaroya. P. 28-29
60 В официальных документах и научной литературе не выработано единого критерия для определения проблемного региона. Б. Кор-сунский и С. Леонов под проблемными, или кризисными, ареалами понимают территории, развитие которых требует государственного вмешательства (Корсунский Б.Л., Леонов С.Н. Управление развитием проблемного региона /Отв. ред. П.А. Минакир; РАН. ДО. Ин-т экономических исследований. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. - С.21). По классификации А. Гранберга Аландские и Фарерские острова можно отнести к категории северных территорий, где негативные факторы (неблагоприятный климат, высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость) не компенсируются сильными конкурентными ресурсными преимуществами (нефть, газ, алмазы). (Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - М.: Экономика, 2004. - С.42. Более подробно см.: Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 70.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Х. Кусова,
аспирант кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Kusova17@gmail.com
В статье проводится анализ динамики развития мексиканской экономики. Проведенное исследование показывает, что в стране на протяжении долгого времени не было уверенности в своей конкурентоспособности ввиду слабой инфраструктуры и политических трений. Но начатые в 2014 году реформы нового президента Энрике Пенья Ньето внесли ясность и твердость в политику и экономику Мексики. Также автором исследуются тенденции в энергетическом секторе страны, который является основным источником роста ВВП.
Ключевые слова: энергетический сектор, реформы, Энрике Пенья Ньето, конъюнктурные преобразования, компания PeMex
ББК 65.29
На протяжении всей истории Мексики страна имела относительно отсталую экономику с сохранением феодальных отношений в сельскохозяйственном секторе. Будучи испанской колонией на протяжении 300 лет, Мексика оставалась для своей метрополии всего лишь источником дешевого сырья и рынком сбыта товаров. Естественно, такая политика не способствовала равномерному росту, а наоборот — только препятствовала экономическому развитию страны. Все базировалось лишь на экспорте минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Так, войны за независимость в начале 19 века и последовав-
шая за ними нестабильность разорили страну и затормозили инвестиционные процессы. Диктатор Порфирио Диас, правивший в 1876-1910 гг., решил воспользоваться финансовыми стимулами для привлечения иностранного капитала. Тогда и началось освоение месторождений нефти в Мексике, также были построены железные дороги, портовые сооружения и системы линий электропередач. Впервые нефть в стране была обнаружена еще в 1901 году, но добывать ее начали лишь спустя девять лет после гражданской войны 1910 года, окончившейся свержением диктатуры и принятием Конституции. И уже спустя
284
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Л
год после этого Мексика стала экспортером нефти, так как на нее рос спрос со стороны Соединенных Штатов.
Мексика соревновалась за второе место по добыче нефти в мире с Венесуэлой, но Великая депрессия внесла свои коррективы — она привела к паданию производства и сокращению иностранных инвестиций. По этой причине в 1935 году начались массовые волнения и забастовки, за которыми последовала национализация нефтяного сектора. Тогда, президент Ласаро Карденас, подписавший Декрет о национализации нефтедобывающей отрасли, дал право заниматься добычей нефти и газа только мексиканским компаниям, притом без привлечения иностранных инвестиций. Так была создана государственная компания Petroleus Mexicanos (PeMex), которая и получила статус монополии в этом сегменте. Правительство Мексики полностью контролировало разведку, добычу и переработку нефти и природного газа, а также дистрибуцию нефтепродуктов. Население эту новость восприняло радостно и возлагало на эту реформу большие надежды. Но эйфория длилась недолго, так как американские компании, ранее присутствовавшие на мексиканском рынке, организовали эмбарго на импорт нефти с Мексиканского залива в США. Снижение экспорта, а впоследствии, и добычи нефти привели к тому, что страна даже вынуждена была сама импортировать нефть — нехватка инвестиций не позволяла добывать «черное золото» достаточно, хотя бы для внутреннего потребления [1].
Казалось, что выхода из сложившейся ситуации быть не может. Тем не менее, именно благодаря нефтяному кризису 1973 года Мексика получила существенный приток нефтедолларов и возобновила добычу. Уже в 1975 году добыча нефти выросла до 806 тыс. баррелей в сутки. Начавшиеся разработки новых месторождений на шельфе сделали Мексику одним из крупнейших нефтеэкспортеров. К 1985 году добыча достигла уровня в 2,9 млн баррелей в день. Больше добывали только в США, СССР и Саудовской Аравии [9]. В результате XXI век начался для страны позитивно и Мексика была уверена в своих силах, так как нефтяной сектор приносил примерно треть бюджетных доходов страны. Но, как видно из приведенных данных таблицы 1, за последние годы добыча нефти сократилась. Поэтому, новый президент Энрике Пенья Ньето решил провести жесткую политику приватизации и отказаться от государственной монополии на нефть и газ. По его мнению, сейчас единственная в стране нефтедобывающая и перерабатывающая компания не обладает достаточными техническими возможностями, что и привело к падению темпов добычи. Согласно оценкам экспертов, необходимы значительные финансовые влияния для дальнейшей нефтеразведки, а особенно глубоководного бурения. Месторождения в Мексиканском заливе дают большие надежды для экономики страны в целом. А так как властям самостоятельно это сделать не под силу, было решено привлечь иностранные инвестиции и зарубежные нефтяные компании.
На самом деле, 2013 год был значимым в истории Мексики. С появлением нового президента, который в течение первых 20 месяцев своего срока совершил ощутимые шаги в выстраивании лучшей социально-экономической и политической среды для мексиканского народа, Мексика смогла преодолеть затянувшийся застой [4]. Желая вывести свою страну не только на первые позиции среди региона, но и сделать из нее развитую и конкурентоспособную экономику среди мировых лидеров, Энрике Пенья Ньето осуществил ряд реформ, которые, по его убеждению, преобразят Мексику. Если за 2012 год ВВП вырос на 1,5%, то ожидается, что к концу 2014 года рост составит 1%.
Таблица 1
Добыча нефти и природного газа в Мексике компанией PeMex, 2000—2013
Год Добыча нефти, тыс. баррелей в день Добыча природного газа, млн кубических футов в день
2000 3 011,9 4 679,4
2001 3 127,1 4 510,6
2002 3 177,2 4 423,4
2003 3 370,8 4 498,4
2004 3 382,9 4 572,9
2005 3 333,4 4 818,0
2006 3 255,5 5 356,1
2007 3 075,7 6 058,4
2008 2 791,5 6 918,6
2009 2 601,4 7 030,6
2010 2 577,1 7 019,9
2011 2 552,6 6 594,1
2012 2 547,9 6 384,7
2013 2 522,1 6 370,3
Источник: Base de Datos Institucional, Petroleos Mexicanos http://ebdi. pemex.com/bdi/
График 1. Динамика ВВП Мексики, млн долл. (1994-2013)
Источник: составлено автором по данным сайта the World Trade Organization, www.wto.org
Конечно, может показаться, что такая страна, как Мексика, глубоко интегрированная в мировую торговлю должна иметь более высокие показатели внутреннего валового дохода. Но относительно своих южных соседей мексиканская экономика не самая слабая. В таблице 2 приведены данные объема ВВП четырех новых индустриальных стран Латинской Америки. Эти данные еще раз подтверждают, что только Бразилия опережает Мексику по объему ВВП.
После того, как Энрике Пенья Ньето приступил к выполнению своих обязанностей, многие возлагали на него большие надежды — ожидали, что именно он сможет поднять экономику страны и наступит «подъем ацтекского тигра». Конечно, сейчас пока рано делать какие-либо выводы о проводимой им политике, но оптимизм среди мексиканцев поубавился, так как люди не были готовы к столь радикальным изменениям. Ведь вместе с конъюнктурными преобразованиями в политике и экономике меняется и население страны. Здесь живут как одни из самых богатых людей мира (Карлос Слим Элу — самый богатый человек в мире, 2013-2014 гг.) [7], так и десятки миллионов людей, проживающих ниже уровня бедности. Одновременно с пропас-
Таблица 2
ВВП новых индустриальных стран Латинской Америки, 2004-2013, млн долл. США
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Аргентина 153,1 183,2 214,3 252,5 328,5 308,7 379,3 448,2 477,1 488,1
Бразилия 663,7 882,1 1089,3 1366,5 1653,5 1620,2 2143,1 2476,7 2254,1 2250,4
Мексика 770,3 866,4 966,9 1043,5 1101,3 894,9 1051,1 1169,7 1183,6 1261,6
Венесуэла 112,5 145,5 183,5 230,4 315,6 329,4 393,8 316,5 382,4 386,1
Источник: UNCTAD Stat, Economic trends, Nominal GDP, annual, 1970-2013, http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
285
и
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
тью между богатыми и бедными растет и средний класс. Социальный вопрос всегда был одним из самых острых в Мексике. Даже будучи одной из самых развитых индустриальных стран Латинской Америки, именно показатель уровня бедности всегда оставался на высоком уровне. Количество мексиканцев, проживающих за чертой бедности и за чертой нищеты больше, чем в среднем в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Хуже дела обстоят только в странах Центральной Америки (Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также в Боливии и Парагвае, где бедность колеблется от 42% до 67% [8]. Исходя из данных графика 2, можно сделать вывод, что за последнее время количество бедных только росло. Но индекс уровня бедности в стране не может в полной мере отразить социальную ситуацию. В таблице 3 приведен рейтинг стран по индексу социального развития.
1998 2001 2003 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013
График 2. Уровень бедности в Мексике, %.
Источник: Instituto Nacional de Estadistica, Geografia e Informatica. — www.inegi.gob.mx
Индекс социального развития
Таблица 3
Номер среди стран ЛАКБ Номер в мировом рейтинге Индекс
Коста-Рика 1 25 77,75
Уругвай 2 26 77,51
Чили 3 30 76,30
Аргентина 4 42 70,59
Бразилия 5 46 69,97
Мексика 6 54 66,41
Венесуэла 7 67 63,78
Боливия 8 71 62,90
Парагвай 9 72 62,65
Никарагуа 10 74 62,33
Источник: http://www.socialprogressimperative.org/data/spi
Американская организация Social Progress Imperative, которая проводит анализ в области общественных интересов населения стран, опубликовала данные исследования «Индекс социального развития 2014». Этот показатель учитывает уровень так называемого социального благополучия в разных странах мира по всем группам потребностей человека, начиная от питания, доступа к медицинской помощи, заканчивая уровнем личных и гражданских свобод населения. В таблице 3 показан индекс социального развития некоторых стран Южной Америки. Оказалось, что среди латиноамериканских государств лучше всего дела обстоят в Коста-Рике, которая опередила Чили и даже Бразилию. Мексика же находится на 54 месте из 132.
Осознавая все слабые места в сложившемся устое мексиканской действительности, Энрике Ньето решил подойти к их устранению с кардинальными методами. Преобразования коснутся практически всех областей жизни обычного мексиканца: реформированы будут сферы образования, банковский, энергетический, фискальный, политический секторы, и, конечно же, антимонопольная реформа. Таким образом, в планах правительства выделить более 315 миллиардов долларов на развитие инфраструктуры страны. По слова Ньето, эта цифра может вырасти после окончательного утверждения финансовой реформы и по мере выполнения социальных программ. Также глава страны подчеркнул, что большая часть этих средств будет направлена на совершенствование автодорог, морских портов
286
и аэропортов [10]. Планируется еще и модернизация телекоммуникационной системы Мексики, что может поспособствовать притоку инвестиций из-за рубежа. Повышение уровня жизни мексиканцев, расширение и укрепление логистической сети страны, а также уменьшение стоимости перевозок — все это приоритетные цели масштабной реконструкции Энрике Пенья Ньето на ближайшие пять лет.
Относительно энергетического сектора уже начались процессы реализации реформы. По планам президента, до конца 2014 года в рамках реформы энергетики начнут действовать семь крупных проектов в газовой отрасли. Эти проекты нацелены на строительство новых, более качественных газопроводов, общей протяженностью более трех тысяч километров. Один из проектов будет обеспечивать транзит «голубого топлива» по всей территории Мексики. На эти цели планируется выделить около 2,5 миллиардов долларов. Будет налаживаться экспорт нефти в Европу и в Китай. Кроме того, в добыче и переработке нефтегазовых продуктов активно начнут принимать участие иностранные фирмы. Так, российский нефтяной гигант «Лукойл» уже подписал контракт с компанией PeMex о сотрудничестве в сфере разработки нефтяных месторождений и добычи энергосырья. Стоит отметить, что за 75 лет «Лукойл» стал первой иностранной компанией, которую допустили на мексиканский рынок после отмены государственной монополии.
Практически во всех развивающихся странах Латинской Америки за первые три квартала 2014 года наблюдалось заметное сокращение темпов роста экономик. В случае с латиноамериканским регионом наиболее ярко это было выражено в крупнейших странах — Бразилии и Мексике. И если в случае с Бразилией снижение происходило за счет слабых инвестиционных потоков и инфляционного давления на рынок, то в Мексике рост был ослаблен по двум причинам. Во-первых, строительный сектор начал активно развиваться, а, во-вторых, в экономике США был существенный спад в первом квартале 2014 года, что напрямую повлияло на мексиканскую экономику. Но американский спад имел кратковременное действие, и уже во второй половине года рост стабилизировался. Для Мексики это означает такое же развитие в ближайшем будущем*
Говоря о мексиканских долгосрочных перспективах, можно уверенно сказать, что Мексика будет трансформироваться в еще более конкурентную новоиндустриальную страну региона. Во многом это произойдет благодаря амбициозным преобразованиям, но вероятнее всего, что улучшения станут ощутимы в среднесрочных планах, а именно, в ближайшие 2-3 года. Исторически и геополитически Мексика всегда была связана тесными торгово-экономическими узами с Соединенными Штатами Америки. По прогнозам Всемирного Банка, к 2016 году рост ВВП Мексики составит 4,2%. По мнению аналитиков североамериканского инвестиционного банка Merrill Lynch, Мексика, имея под боком такого соседа, чья экономика подает признаки былого могущества, в скором будущем окажется в очень выгодном положении**. Кроме того, в Merrill Lynch уверяют, что, реальный показатель мексиканского экспорта прибавит в этом году не более 6%. Ожидается, что поток иностранных инвестиций вырастет на 5,1%. Песо — национальная валюта Мексики — единственная в регионе имеет все предпосылки укрепить свои позиции перед долларом.
Во время саммита «Группы 20» в Санкт-Петербурге Президент Ньето провел встречу с Председателем КНР Си Цзиньпином. Председатель Китайской Народной Республики подчеркнул, что за последние несколько месяцев обе стороны начали активно претворять в жизнь договоренности, достигнутые в ходе их последней встречи. Новый этап китайско-мексиканских отношений стремительно развивается и укрепляется стратегическое партнерство двух стран. Энрике Пенья Ньето отметил, что Мексика придает большое значение расширению и углублению масштабов двусторонней торговли. Однако, многие эксперты убеждены, что Мексика скорее конкурирует с Китаем, чем служит дополнением к китайскому
* World Economic Outlook, Mexico City, 2014
** World Economic Journal, Latin America: prospects for future,
10/02/2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Л
подъему. Ведь, несмотря на то, что Мексика поставляет в эту страну некоторые природные ресурсы, их собственные заводы сталкиваются с угрозой конкуренции с дешевой продукцией китайского производителя. На данный момент идея того, что следующий iPhone будет полностью собран в западном полушарии, кажется туманной. Мало кто верит, что на континенте имеются достаточные возможности, мастерство, цепь поставок или конкурентное ценообразование, чтобы соревноваться с китайским производством или остальными азиатскими странами. Но вместе с тем, Транс-Тихоокеанское партнерство и Тихоокеанский Альянс идут по лучшему и более перспектив-
ному пути развития; а Мексика является членом обоих блоков. И только Мексике выбирать — с кем крепче дружить, и против кого объединяться. Уже сейчас в Мексике есть относительно стабильная экономика, сильная банковская система, демократическое государство с конкурентоспособным на мировом рынке производственным сектором и преференциальным доступом на крупнейшие рынки мира. И если Мексика окажется способной выйти за пределы своих нынешних ограничений и извлечь выгоду из своих преимуществ, страна сможет выйти далеко вперед в своем развитии и станет в один ряд с наиболее развитыми своими партнерами.
Литература
1. Боровков А.Н. Мексика: исторический поворот // Латинская Америка. — 2000. — № 12.
2. Дидрикссон А. Современные тенденции в области финансирования в Мексике. Национальный автономный университет Мексики. — 2005. — №2. — С. 12-13.
3. Давыдов В.М. Мексика: парадоксы модернизации. — М.: ИЛА РАН, 2013. — С.336.
4. Холодков Н.Н. Мексика в контексте мирового финансово-экономического кризиса и проблемы посткризисного развития. — М.: Год планеты, ИМЭМО РАН, 2011. — С. 428-443.
5. George Friedman: The next 100 years: a forecast for the 21st century. Anchor Books. — New York, 2010. — P. 253.
6. Instituto Nacional de Estadistica y Geografaa (INEGI), Estadisticas del comercio exterior de Mexico. Mexico, 2011, p. 15.
7. Богатейшие люди планеты — 2014, рейтинг Forbes, http://www.forbes.ru/news/, 03/03/2014
8. En Mexico, pobreza e indigencia mayores que el promedio en America Latina, La Jirnada: Economia, http://www.jornada.unam.mx/
9. Mexico: Mito y realidad, Luis Rubio, Informacion y analisis de America Latina, 12/03/2013
10. Mexico’s reforms: The power and the glory. Hector Morelos. The Economist, 5/7/2014
287